Жан Мелье
Жан Мелье | |
---|---|
![]() | |
Церковь | Католическая церковь |
Личные данные | |
Рожденный | |
Умер | 17 июня 1729 г. Этрепиньи , Франция | (65 лет)
Национальность | Французский |
Номинал | Католик (публично) Атеист (частно) |
Жан Мелье (англ. Французский: [melje] ; также Мелье ; 15 июня 1664 г. [1] — 17 июня 1729) — французский католический священник ( аббат ), который, как выяснилось после его смерти, написал философское эссе длиной в книгу, пропагандирующее атеизм и материализм . Описанный автором как «завещание» своим прихожанам, текст критикует и обличает все религии .
Жизнь
[ редактировать ]
Жан Мелье родился в Мазерни в Арденнах . Он начал изучать латынь у местного священника в 1678 году и в конце концов поступил в семинарию ; Позже он заявил в предисловии автора к своему Завещанию , что это было сделано для того, чтобы доставить удовольствие его родителям. По окончании учебы он принял священный сан и 7 января 1689 года стал священником в Этрепиньи , в Шампани .
Если отбросить одно публичное разногласие с местным дворянином, Мелье, по всей видимости, в целом был ничем не примечателен. Однако духовные власти дважды упрекали его за неправомерное использование молодых взрослых служанок, с которыми, как предполагает атеист и биограф Мелье Мишель Онфре, он был в сексуальных отношениях. [2] «Осторожно и тайно кюре должен был практиковать радость свободной любви, которую пропагандировал в его работе», - пишет Онфрей. [2] Он жил как нищий, и каждый оставшийся пенни был пожертвован бедным. [3] [ нужна цитата для проверки ] [ нужен неосновной источник ] [ нужен лучший источник ]
Когда Мелье умер в Этрепиньи, в его доме были найдены три экземпляра 633-страничной октаво рукописи , в которой деревенский священник осуждает организованную религию как «всего лишь воздушный замок », а теологию - как «незнание естественных причин, сведенное к система".
Мысль
[ редактировать ]В своем Завещании Мелье отверг не только Бога обычного христианства, но даже родового Бога религии деистов естественной . [4] Для Мелье существование зла было несовместимо с идеей доброго и мудрого Бога. [5] Он отрицал, что страдания могут принести какую-либо духовную ценность. [6] и он использовал аргумент деиста о замысле против бога, показывая зло, которое он допустил в этом мире. [7] Для него религии были выдумками, поощряемыми правящей элитой; хотя первые христиане были образцовыми в дележке своего имущества, христианство уже давно выродилось в поощрение принятия страданий и подчинения тирании, как это практиковали короли Франции : несправедливость объяснялась волей мудрого Существа. [8] Ни один из аргументов, использованных Мелье против существования Бога, не был оригинальным. Фактически, он заимствовал их из книг, написанных ортодоксальными богословами в ходе дебатов между иезуитами , картезианцами и янсенистами . Их неспособность прийти к согласию относительно доказательства существования Бога была воспринята Мелье как веская причина не предполагать, что существуют убедительные основания для веры в Бога. [4]
Философия Мелье была философией атеиста . [9] Он также отрицал существование души и отвергал идею свободной воли . В пятой главе священник пишет: «Если Бог непостижим для человека, то казалось бы разумным вообще никогда о Нем не думать». Позже Мелье описывает Бога как « химеру » и утверждает, что предположение о Боге не является предпосылкой морали. Фактически, он заключает, что «существует ли Бог или нет… моральные обязанности людей всегда будут одинаковыми, пока они обладают своей собственной природой». В главах XXXIII и XXXIV Мелье бросил вызов психическому здоровью Иисуса , подразумевая, что Иисус «на самом деле был сумасшедшим, фанатиком» ( étoit véritablement un fou, un insensé, un fanatique ). [10] [11]
В своей самой известной цитате Мелье упоминает человека, который «желал, чтобы все великие люди мира и вся знать были повешены и задушены кишками священников». [12] Мелье признает, что это заявление может показаться грубым и шокирующим, но отмечает, что именно этого заслуживают священники и знать, но не из соображений мести или ненависти, а из любви к справедливости и истине. [13] Не менее известна версия Дидро : «И [кишками] последнего священника задушим шею последнего короля». [14] Во время политических волнений мая 1968 года радикальные студенты Оккупационного комитета Сорбонны перефразировали эпиграмму Мелье, заявив, что «человечество не будет счастливо, пока последний капиталист не будет увешан кишками последнего бюрократа». [15]
Мелье также яростно критиковал социальную несправедливость и нарисовал своего рода сельский протокоммунизм . [9] Все люди в регионе будут принадлежать к коммуне, в которой богатство будет общим, и все будут работать. Основанные на любви и братстве, коммуны объединились, чтобы помогать друг другу и сохранять мир. [16] Противник жестокости по отношению к животным , Месье писал, что «это акт жестокости, варварства — убивать, наносить удары без сознания и перерезать горло животным, которые никому не причиняют вреда, как это делаем мы». Он считал отсутствие сострадания и беспокойства христиан к страданиям животных от рук человека, по мнению Матье Рикара , еще одним доказательством «несуществования или злобы их Бога». [17]
из Вольтера Отрывок
[ редактировать ]Различные отредактированные рефераты (известные как «отрывки») Завета были напечатаны и распространены, сокращая многотомную оригинальную рукопись и иногда добавляя материал, не написанный Мелье. Рефераты были популярны из-за длины и запутанного стиля оригинала. Вольтер часто упоминает Мелье (называя его «хорошим священником») в своей переписке, в которой он советует дочери «читать и еще раз читать» единственное произведение Мелье и говорит, что «каждый честный человек должен иметь Завещание в кармане Мелье». ." Он также описал Мелье как писавшего «в стиле каретной лошади». Вольтер опубликовал свою собственную вычеркнутую версию под названием Extraits des Sentiments de Jean Meslier (первое издание, 1762 г.). [5] Издание Вольтера изменило суть аргументов Мелье или использовало другие дополнительные материалы, которые сделали это: [18] так что он казался деистом , как Вольтер, а не атеистом.
Следующий отрывок находится в конце « Extrait» Вольтера и цитируется в поддержку мнения, что Мелье на самом деле не был атеистом; [19] однако этот отрывок не встречается ни в полном издании Завета 1864 года , опубликованном в Амстердаме Рудольфом Чарльзом, ни в [20] или в полном собрании сочинений Мелье, опубликованном в 1970–1972 годах. [21]
Я закончу тем, что умолю Бога, столь возмущенного этой сектой, соблаговолить вернуть нас к естественной религии, заклятым врагом которой является христианство. К той простой религии, которую Бог поместил в сердца всех людей, которая учит нас, что мы делаем другим только то, что хотим, чтобы делали нам. Тогда вселенная будет состоять из добрых граждан, справедливых отцов, покорных детей и нежных друзей. Бог дал нам эту религию, дав нам разум. Пусть фанатизм больше не извращает его! Я умираю больше наполненный этими желаниями, чем надеждами. Это точное изложение завещания Жана Мелье в ин-фолио. Мы можем судить, насколько весомо свидетельство умирающего священника, просящего у Бога прощения.
Еще одна книга, Good Sense (фр. Le Bon Sens ), [22] опубликовано анонимно в 1772 году, долгое время приписывалось Мелье, но на самом деле было написано бароном д'Гольбахом . [23] Полное Завещание Мелье было впервые опубликовано в английском переводе (Майклом Шривом) в 2009 году. [24]
Наследие
[ редактировать ]В своей книге «В защиту атеизма» (2007) философ-атеист Мишель Онфре описывает Мелье как первого человека, написавшего целый текст в поддержку атеизма. Он пишет:
Впервые (но сколько времени нам понадобится, чтобы признать это?) в истории идей философ посвятил целую книгу вопросу атеизма. Он исповедовал это, демонстрировал это, споря и цитируя, делясь прочитанным и своими размышлениями, ища подтверждения в собственных наблюдениях за обыденным миром. Его название ясно это выражает: «Воспоминания о мыслях и чувствах Жана Мелье »; то же самое можно сказать и о его подзаголовке: « Ясные и очевидные доказательства тщеславия и ложности всех религий мира» . Книга появилась в 1729 году, уже после его смерти. Мелье посвятил этому большую часть своей жизни. Началась история истинного атеизма. [25]
Прежде чем объявить Мелье первым философом-атеистом, Онфрей рассматривает и отвергает Кристована Феррейру , португальца и бывшего иезуита, который отрекся от своей веры под японскими пытками в 1633 году и продолжил писать книгу под названием «Раскрытый обман» . Онфрей решает, что Феррейра не был таким хорошим кандидатом, как Мелье, поскольку Феррейра обратился в дзен-буддизм . Ситуационистский Жак теоретик культуры Рауль Ванейгем высоко оценил сопротивление Мелье иерархической власти, заявив, что «последними полноценными образцами священников, искренне преданных революционному истоку своей религии, были Жан Мелье и Ру, разжигающие жакерию и бунт». [26] По словам Колина Брюэра (2007), который был со-продюсером пьесы о жизни Мелье,
Историки спорят о том, кто был первым явным постклассическим атеистом, но Мелье, возможно, был первым, кто поставил свое имя на неопровержимо атеистическом документе. То, что это важное событие по большей части осталось незамеченным (Мелье отсутствовал в недавнем телесериале об атеизме как Ричарда Докинза , так и Джонатана Миллера ), отчасти связано с Вольтером, который опубликовал в 1761 году сильно искаженный «Отрывок», в котором Мелье изображался как человек, -деист и полностью подавил антимонархические, протокоммунистические взгляды Мелье.
Библиография
[ редактировать ]- Мелье, Жан (2009). Завещание: Мемуары мыслей и чувств Жана Мелье. Перевод Майкла Шрива. Книги Прометея. ISBN 1-59102-749-7 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ См. Морхаус (1936, стр. 12) и Мелье (2009).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Жан Мелье и «Кроткая наклонность природы» » . 22 февраля 2010 г.
- ^ Месье, Жан (15 июля 1864 г.). «Завещание Жана Мелье ...» Р. К. Мейер - через Google Книги.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мария Роза Антоньяцца (2006). «Аргументы в пользу существования Бога: дебаты в континентальной Европе», стр. 734–735, в Haakonssen, Knud. Кембриджская история философии восемнадцатого века , том. 2. Издательство Кембриджского университета.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фоннесу, Лука (2006). «Проблема теодицеи», стр. 766, в Haakonssen, Knud. Кембриджская история философии восемнадцатого века , том. 2. Издательство Кембриджского университета.
- ^ Питер Бирн, Джеймс Лесли Хоулден (1995), Сопутствующая энциклопедия теологии , стр. 259. Тейлор и Фрэнсис.
- ^ Джо Линдсей, (1957), Новая Кембриджская современная история , стр. 86. Издательство Кембриджского университета.
- ^ Джон Хедли Брук (1991), Наука и религия: некоторые исторические перспективы , с. 171. Издательство Кембриджского университета.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Питер Франс, (1995), Новый оксфордский спутник литературы на французском языке , с. 523. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Мелье, Жан (1864). Завет (на французском языке). Полет. 2. Амстердам: В зарубежном книжном магазине Raison RC Meijer. стр. 42–67. LCCN 74194533 . OCLC 827215244 . Переиздание: Память о мыслях и чувствах Жана Мелье (2007), Том 1: Части, доказательства с 1 по 3 . Предисловие, каталог библиотеки Жана Мелье, библиография, издание и примечания Эрве Бодри-Крюгера, Soignies: Talus d'approch, стр. 152.
- ^ Крывелёв, Иосиф Аронович (1987). «Психически больной (по Ж. Мелье, А. Бине-Сангле и Я. Минцу)» . Христос: миф или реальность? . Религиоведение в СССР; сер. 2. Москва: Редколлегия журнала «Общественные науки сегодня». LCCN 87157196 . OCLC 64860072 . Проверено 2 февраля 2021 г.
- ^ Месье, Жан (15 июля 1864 г.). «Завещание: 1-е изд. оригинальное» . Мейер – через Google Книги.
- ^ Джордж Юппер (1999), Стиль Парижа: ренессансные истоки французского Просвещения , с. 108. Издательство Университета Индианы.
- ↑ Дидро, Дитрамб на Fête des Rois : « И из кишок последнего священника давайте обхватим шею последнего короля. »
- ↑ «Телеграммы». Архивировано 27 мая 2014 года в Wayback Machine , Situationist International Online , по состоянию на 4 июля 2013 года.
- ^ «Утопизм в эпоху Возрождения и Просвещения», Дональд Ф. Баски (2002), Коммунизм в истории и теории , стр. 54–55. Гринвуд.
- ^ Рикар, Матье (2016). Призыв к животным: моральный, философский и эволюционный императив относиться ко всем существам с состраданием . Шамбала. п. 19. ISBN 978-1611803051 .
- ^ См. Уэйд (1933) для обсуждения различных версий и отрывков из рукописи Завета .
- ^ См., например: МакГрат, Алистер (2004). Сумерки атеизма (с. 24).
- ^ Морхаус (1936, стр. 26–27); см. также Wade (1933, стр. 387, особенно стр. 393–94).
- ^ Депрун и др. (1972).
- ^ «Барон д'Гольбах – Здравый смысл » . Архивировано из оригинала 19 октября 2007 года . Проверено 2 октября 2007 г.
- ↑ Барон д'Гольбах – Здравый смысл: примечания к транскрипции. Архивировано 20 октября 2007 г. в Wayback Machine .«Гольбах опубликовал Le Bon Sens анонимно в 1772 году. Книгу ошибочно идентифицировали как работу Жана Мелье (1664–1729), католического священника, который отрекся от христианства в посмертно опубликованном Завете. Уже в английских переводах Le в 20 веке «Bon Sens» по-прежнему публиковались под именем Мелье, часто под такими названиями, как «Здравый смысл» и «Суеверие во все века ». Издания, приписываемые Мелье, часто включают отрывок из его Завещания вместе с перепиской Вольтера о Мелье».
- ^ Завещание: Мемуары мыслей и чувств Жана Мелье . Книги Прометея, 2009. ISBN 1-59102-749-7 .
- ^ Мишель Онфрей, В защиту атеизма , перевод Джереми Леггатта, Arcade Publishing, 2007, стр. 29.
- ^ Рауль Ванейгем, Революция повседневной жизни , пер. Дональд Николсон-Смит, PM Press, 2012, стр. 148.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бенитес, Мигель (2012). Глаза разума: атеистический материализм Жана Мелье . Париж: Чемпион. [ ISBN отсутствует ]
- Бредель, Марк (1983). Жан Мелье Л'Анраже: священник-атеист и революционер при Людовике XIV . Париж: Баланд. [ ISBN отсутствует ]
- Брюэр, Колин (2007). «Мыслитель: Жан Мелье», «Новый гуманист» . Том. 122 (4), июль/август. Доступно онлайн: Мыслитель: Жан Мелье .
- Депрун, Жан; Десне, Роланд; Собул, Альберт (1970–72). Жан Мелье. Полные работы. Полеты. 1–3. Париж: Издания Anthropos. [ ISBN отсутствует ]
- Домманже, Морис (2008). Священник Мелье: атеист, коммунист и революционер при Людовике XIV . Париж: Кода: Французский институт социальной истории. [ ISBN отсутствует ]
- Морхаус, Эндрю Р. (1936). Вольтер и Жан Мелье . Йельские романские исследования, IX. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. [ ISBN отсутствует ]
- Уэйд, Айра О. (1933). «Рукописи «Завета» Жана Месье и печатного «Отрывка» Вольтера», Современная филология , Том. 30 (4), май, стр. 381–98 Рукописи «Завета» Жана Мелье и печатного «Отрывка» Вольтера .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Жаном Мелье, на Викискладе?
Цитаты, связанные с Жаном Мелье, в Wikiquote
- Работы Жана Мелье в Project Gutenberg
- Работы Жана Мелье или о нем в Internet Archive
- Суеверия во все времена, здравый смысл 1732 г., английский
- Здравый смысл священника Ж. Месье, за которым последовало его завещание, опубликованное в 1830 году, включает переписку Вольтера по завещанию Мелье, биографию Мелье Вольтера, «Здравый смысл » д'Гольбаха и « Отрывок из завещания», составленный Вольтером.
- Полное издание 1864 года, том 1 , том 2 и том 3.
- Перевод сокращенного «Завещания» Вольтера .
- Жан Мелье и «Нежная склонность природы» Мишеля Онфре в переводе Марвина Манделла
- Отравленная воля Жана Мелье . История сегодня . 10 октября 2017 г.
- Архив документов Жана Мелье в Международном институте социальной истории
- 1664 рождения
- 1729 смертей
- Атеисты 17 века
- Французские римско-католические священники 17 века
- Атеисты XVIII века
- Французские римско-католические священники XVIII века
- Французские писатели-мужчины XVIII века
- Философы-атеисты
- Критики религий
- Французские активисты атеизма
- Французские коммунисты
- Французские писатели-мужчины
- Французские материалисты
- Французские писатели об атеизме
- Французские философы XVII века
- Французские философы XVIII века
- Жители Арденн (департамент)