Очерк атеизма
Следующий план представляет собой обзор и актуальное руководство по атеизму:
Часть серии о |
Атеизм |
---|
Атеизм – отказ от веры в существование божеств . [1] нет В более узком смысле атеизм — это конкретно позиция, согласно которой божеств . [2] [3] В более широком смысле атеизм — это просто отсутствие веры в существование каких-либо божеств. [3] [4] Атеизм противопоставляется теизму , [5] [6] в самой общей форме это вера в существование по крайней мере одного божества. [6] [7]
Описания атеизма
[ редактировать ]Атеизм можно охарактеризовать как все следующее:
- философия –
- вера –
- неверие –
- позиция – занятие позиции в споре, позиция по данному вопросу [ нужна ссылка ]
Виды атеизма
[ редактировать ]- Позитивный атеизм – форма атеизма , утверждающая отсутствие божества. [8] Также называется «сильным атеизмом».
- Явный атеизм – «отсутствие теистической веры вследствие сознательного неприятия ее». [9]
- Негативный атеизм - относится к любому типу нетеизма, кроме положительного атеизма, при котором человек не верит в существование какого-либо божества, но не утверждает, что его нет. [8] Также называется «слабым атеизмом».
- Неявный атеизм – «отсутствие теистической веры без сознательного ее отказа». [9]
- Агностический атеизм - философская позиция, охватывающая как атеизм, так и агностицизм. Атеисты-агностики являются атеистами, потому что они не верят в существование какого-либо божества, и агностиками, потому что они утверждают, что существование божества либо непознаваемо в принципе, либо фактически неизвестно в настоящее время.
- Неявный атеизм – «отсутствие теистической веры без сознательного ее отказа». [9]
Атеистические аргументы
[ редактировать ]- Аргументы против существования Бога –
- Аргумент о свободной воле что всеведение и свободная воля несовместимы – утверждает , , и что любая концепция Бога , которая включает в себя оба свойства, поэтому по своей сути противоречива . [10] [11] [12] Также называется «парадоксом свободной воли» и «теологическим фатализмом».
- Аргумент от человеческой ошибочности. Человеческий разум подвержен ошибкам, и поэтому маловероятно, что наше понимание Бога является точным.
- Аргумент научных объяснений. Мир природы можно объяснить научными средствами и не требует вмешательства сверхъестественного существа. Этот аргумент предполагает, что мир природы можно объяснить научными средствами и что нет необходимости ссылаться на существование сверхъестественного существа. Например, идея о том, что Бог создал Вселенную, не является необходимой, учитывая научное объяснение теории Большого взрыва .
- Аргумент противоречивых откровений - утверждает, что существование Бога маловероятно, поскольку многие богословы и верные приверженцы выдвинули противоречивые и взаимоисключающие откровения. В аргументе говорится, что, поскольку человек, не посвященный в откровение, должен либо принять его, либо отвергнуть, основываясь исключительно на авторитете его сторонников, и поскольку у простого смертного нет возможности разрешить эти противоречивые утверждения путем расследования, разумно оставить за собой свое суждение. Также известно как «избежать неправильной адской проблемы».
- Аргумент от неверия – предпосылка, что если бы Бог существовал (и хотел, чтобы человечество знало об этом), он создал бы ситуацию, в которой каждый разумный человек поверил бы в него; однако есть разумные неверующие, и, следовательно, это противоречит существованию Бога. Аргумент подтверждает несоответствие между существующим миром и миром, который должен был бы существовать, если бы у Бога были определенные желания в сочетании с силой осуществить их.
- Аргумент религиозного разнообразия. Противоречивые утверждения разных религий о природе Бога и загробной жизни делают маловероятным, что какое-либо из них является правдой. Этот аргумент предполагает, что противоречивые утверждения различных религий делают маловероятным, что какое-либо из них является истинным. Например, идея о том, что Бог только один, несовместима с идеей о том, что Богов много.
- Аргумент от плохого замысла - причины, по которым всемогущий, всеведущий и всеблагой создатель Бог создал бы организмы с оптимальным дизайном. Организмы обладают неоптимальными функциями. Следовательно, Бог либо не создавал эти организмы, либо не является всемогущим, всезнающим и всеблагом. Также называется «дистелеологическим аргументом».
- Аргумент из-за отсутствия доказательств. Не существует убедительных доказательств существования Бога, и поэтому разумно заключить, что Бога не существует. Этот аргумент предполагает, что не существует убедительных доказательств существования Бога, и поэтому разумно заключить, что Бога не существует.
- Аргумент несовместимых свойств - аргумент о том, что существование зла несовместимо с концепцией всемогущего и совершенно доброго Бога. «Хороший» Бог несовместим с некоторыми возможными мирами и, следовательно, неспособен создать их, не потеряв при этом свойства быть полностью добрым Богом. «Хороший» Бог может создавать только «хорошие» миры.
- Парадокс всемогущества - утверждает, что: если существо может выполнить какое-либо действие, то оно должно быть в состоянии создать задачу, которую это существо не может выполнить; следовательно, это существо не может выполнять все действия. Но, с другой стороны, если это существо не может создать задачу, которую оно не в состоянии выполнить, значит, существует что-то, что оно не может сделать.
- Проблема зла - вопрос о том, как объяснить зло, если существует всеблагое, всемогущее и всеведущее божество. [13] [14] Некоторые философы утверждали, что существование такого бога и зла логически несовместимо или маловероятно.
- Аргумент, основанный на личном опыте. Собственный личный опыт и наблюдения не предоставляют никаких доказательств существования Бога. Этот аргумент предполагает, что личный опыт и наблюдения не предоставляют никаких доказательств существования Бога. Например, собственный опыт человека в мире природы не дает никаких доказательств существования Бога, поскольку явления природы можно объяснить научными средствами.
- Судьба необразованных – эсхатологический вопрос о конечной судьбе людей, которые не познакомились с определенной теологией или доктриной и, следовательно, не имеют возможности принять ее. Вопрос в том, будут ли наказаны за несоблюдение этих требований те, кто никогда не слышал о требованиях, данных через божественные откровения.
- Проблема ада - этическая проблема, связанная с религиями, в которых изображения ада якобы жестоки и, следовательно, несовместимы с концепциями справедливого, морального и всеблагого Бога. [15]
- «Пари атеиста » звучит примерно так: «Вы должны прожить свою жизнь и попытаться сделать мир лучшим местом для вашего пребывания в нем, независимо от того, верите ли вы в бога или нет. Если бога нет, вы ничего не потеряли и будете с любовью вспоминают те, кого вы оставили позади. Если есть доброжелательный бог, он будет судить вас по вашим заслугам, а не только по тому, верили ли вы в него». [16]
- Чайник Рассела - аналогия, впервые придуманная философом Бертраном Расселом (1872–1970) для иллюстрации идеи о том, что философское бремя доказательства лежит на человеке, делающем научно неопровержимые утверждения, а не на перекладывании бремени доказательства на других, особенно в случае религии. . Рассел писал, что если бы он утверждал, что чайник вращается вокруг Солнца где-то в космосе между Землей и Марсом, для него было бы бессмысленно ожидать, что другие не будут сомневаться в нем на том основании, что они не могут доказать его неправоту. Иногда его называют «небесным чайником» или «космическим чайником».
- Теологический нокогнитивизм - аргумент, согласно которому религиозный язык и особенно такие слова, как «бог», не имеют когнитивного значения. Теологи-нокогнитивисты ждут связного определения слова «Бог» (или любого другого метафизического высказывания, которое якобы подлежит обсуждению), прежде чем они смогут привести аргументы за или против существования Бога.
- Окончательный гамбит Boeing 747 – контраргумент современной форме аргумента от дизайна Ричарда Докинза . Центральный тезис аргумента заключается в том, что по сравнению с креационизмом эволюция путем естественного отбора требует предположения о меньшем количестве гипотетических процессов и, таким образом, согласно бритве Оккама , является лучшим объяснением, чем «гипотеза Бога».
История атеизма
[ редактировать ]Общие концепции атеизма
[ редактировать ]Связанные должности
[ редактировать ]- Агностицизм
- Антиклерикализм
- Антирелигия
- Критика религии
- Свободомыслие
- Неверие
- Натурализм
- Пародийная религия
- Посттеизм
- Секуляризм
Атеистические организации
[ редактировать ]Список атеистических организаций
Публикации по атеизму
[ редактировать ]- Энциклопедия неверия
- Новая энциклопедия неверия
Лица, влиятельные в атеизме
[ редактировать ]- Диагор Мелосский (пятый век до н.э.)
- Феодор Атеист (ок. 340 – ок. 250 до н. э.)
- Ибн ар-Раванди (827–911 гг. Н. Э.)
- Барон д'Гольбах (1723–1789)
- Бертран Рассел (1872–1970)
- Periyar E. V. Ramasamy (17 September 1879 – 24 December 1973)
- Гопараджу Рамачандра Рао (15 ноября 1902 г. - 26 июля 1975 г.)
- Айзек Азимов (2 января 1920 г. - 6 апреля 1992 г.)
- Джордан Ховард Собел (22 сентября 1929 г. - 26 марта 2010 г.)
- Кристофер Хитченс (13 апреля 1949 г. - 15 декабря 2011 г.)
- Стивен Хокинг (8 января 1942 г. - 14 марта 2018 г.)
- Ричард Докинз
- Дэниел Деннетт
- Сэм Харрис
- Лоуренс Краусс
- Майкл Шермер
- Мэтт Диллаханти
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^
- Нильсен, Кай (2011). «Атеизм» . Британская энциклопедия . Проверено 6 декабря 2011 г.
Вместо того, чтобы говорить, что атеист — это тот, кто верит в то, что существование Бога ложно или, вероятно, ложно, более адекватная характеристика атеизма состоит в более сложном утверждении, что быть атеистом — значит быть человеком, который отвергает веру в Бога ради следующие причины...: в пользу антропоморфного Бога атеист отвергает веру в Бога, потому что ложно или, вероятно, ложно, что Бог существует; для неантропоморфного Бога... потому что концепция такого Бога либо бессмысленна, либо непонятна, противоречива, непостижима или бессвязна; для Бога, изображаемого некоторыми современными или современными теологами или философами... потому что рассматриваемая концепция Бога такова, что она просто маскирует атеистическую субстанцию - например, «Бог» - это просто другое имя любви или... символическое термин, обозначающий моральные идеалы.
- Эдвардс, Пол (2005) [1967]. "Атеизм". В Дональде М. Борхерте (ред.). Энциклопедия философии . Том. 1 (2-е изд.). Справочник Макмиллана США (Гейл). п. 359 . ISBN 978-0-02-865780-6 .
По нашему определению, «атеист» — это человек, который отвергает веру в Бога, независимо от того, является ли его причиной отказа утверждение о том, что «Бог существует», выражает ложное утверждение или нет. Люди часто занимают позицию неприятия какой-либо позиции по причинам, отличным от того, что это ложное утверждение. Среди современных философов, как и в прежние века, было обычным явлением отвергать позиции на том основании, что они бессмысленны. Иногда теорию отвергают на том основании, что она бесплодна, избыточна или капризна, а также существует множество других соображений, которые в определенных контекстах обычно считаются вескими основаниями для отклонения того или иного утверждения.
(стр. 175 в издании 1967 г.)
- Нильсен, Кай (2011). «Атеизм» . Британская энциклопедия . Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ Роу, Уильям Л. (1998). «Атеизм» . У Эдварда Крейга (ред.). Философская энциклопедия Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-07310-3 . Проверено 1 февраля 2010 г.
В общепринятом понимании атеизм – это позиция, утверждающая несуществование Бога. Итак, атеист — это тот, кто не верит в Бога, тогда как теист — это тот, кто верит в Бога. Другое значение «атеизма» — это просто неверие в существование Бога, а не позитивная вера в несуществование Бога. …атеист, в более широком смысле этого слова, — это человек, который не верит во все формы божества, а не только в Бога традиционного западного богословия.
- ^ Перейти обратно: а б Саймон Блэкберн, изд. (2008). «Оксфордский философский словарь». атеизм . Оксфордский философский словарь (изд. 2008 г.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-954143-0 . Проверено 5 декабря 2011 г.
Либо отсутствие веры в существование бога, либо вера в то, что его не существует. Иногда считал себя более догматичным, чем простой агностицизм, хотя атеисты возражают, что в отношении большинства богов все являются атеистами, поэтому они просто делают еще один шаг вперед.
- ^ Religioustolerance.org Краткая статья об определениях термина «Атеизм» предполагает, что не существует единого мнения по поводу определения этого термина. В большинстве словарей (см. запрос OneLook для слова «атеизм» ) сначала приводится одно из более узких определений.
- Руны, Дагоберт Д. , изд. (1942). Словарь философии Нью-Джерси: Литтлфилд, Адамс и компания. Философская библиотека. ISBN 0-06-463461-2 . Проверено 9 апреля 2011 г.
а) вера в то, что Бога нет; (б) Некоторых философов называли «атеистами», потому что они не верили в личного Бога. Атеизм в этом смысле означает «не теистический». Прежнее значение этого термина является буквальным переводом. Последнее значение представляет собой менее строгое использование этого термина, хотя оно широко распространено в истории мысли
- запись Вергилия Ферма.
- Руны, Дагоберт Д. , изд. (1942). Словарь философии Нью-Джерси: Литтлфилд, Адамс и компания. Философская библиотека. ISBN 0-06-463461-2 . Проверено 9 апреля 2011 г.
- ^ «Определения: атеизм» . Департамент религиоведения Университета Алабамы . Проверено 9 апреля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Оксфордский словарь английского языка (2-е изд.). 1989.
Вера в божество или божества в отличие от атеизма.
- ^ «Интернет-словарь Мерриам-Вебстера» . Проверено 9 апреля 2011 г.
вера в существование бога или богов
- ^ Перейти обратно: а б Полетел, Энтони (1976). «Презумпция атеизма». Презумпция атеизма и другие философские очерки о Боге, свободе и бессмертии . Нью-Йорк: Барнс и Ноубл. стр. 14 и далее. Архивировано из оригинала 12 октября 2005 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
В этой интерпретации атеистом становится: не тот, кто положительно утверждает несуществование Бога; но тот, кто просто не теист. Давайте для будущего использования введем ярлыки «позитивный атеист» для первого и «негативный атеист» для второго.
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Джордж Х. (1979). Атеизм: дело против Бога . Буффало, Нью-Йорк: Прометей. стр. 13–18 . ISBN 0-87975-124-Х . Архивировано из оригинала 31 августа 2000 года . Проверено 7 августа 2019 г.
- ^ См. различные споры о всеведении Бога и, в частности, о критическом понятии Предвидения.
- ^ Стэнфордская энциклопедия философии, предвидения и свободы воли
- ^ Интернет-энциклопедия философии, предвидения и свободы воли
- ^ Стэнфордская энциклопедия философии, « Проблема зла », Майкл Тули
- ^ Интернет-энциклопедия философии, « Доказательная проблема зла », Ник Тракакис.
- ^ Кванвиг, Джонатан Л. (1994). Проблема ада . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 24 . ISBN 0-19-508487-Х .
- ^ «Пари атеиста» . Архивировано из оригинала 27 марта 2010 года . Проверено 8 февраля 2012 г.