Ибн ар-Раванди
Ибн Ар-Раванди | |
---|---|
Рожденный | 827 г. н.э. |
Умер | 911 г. н. э. |
Другие имена | Абу аль-Хасан Ахмад ибн Яхья ибн Исхак ар-Раванди |
Занятие | Писатель |
Эра | Ранняя и средняя эпоха Аббасидов |
Абу аль-Хасан Ахмад ибн Яхья ибн Исхак ар-Раванди ( араб . Абу аль-Хасан Ахмад ибн Яхья ибн Исхак ар-Раванди ), широко известный как Ибн ар-Раванди ( араб . Ибн ар-Раванди ; 827–911 гг. н. э.) [2] ), был учёным и богословом. В первые годы своей жизни он был ученым -мутазилитом , но затем отверг доктрину мутазилитов. Впоследствии он стал шиитским ученым; ведутся споры о том, оставался ли он шиитом до своей смерти или стал скептиком . [3] хотя большинство источников подтверждают, что в конечном итоге он отказался от всех религий и стал атеистом . [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] Хотя ни одна из его работ не сохранилась, его мнения сохранились благодаря его критикам и сохранившимся книгам, которые ему ответили. [12] Его книга с наиболее сохранившимися фрагментами (через исмаилитскую книгу, опровергающую идеологию ар-Раванди) — « Китаб аз-Зумурруд» ( «Книга Изумруда »).
Жизнь
[ редактировать ]Абу аль-Хусейн Ахмад бин Яхья бен Исаак ар-Раванди родился в 827 году нашей эры в Большом Хорасане , на территории современного северо-западного Афганистана. [13] Аль-Раванди родился в Басре во время правления аббасидского халифа Аль-Мамуна . [14] Его отец, Яхья, был персидским еврейским ученым, который принял ислам и обучал мусульман опровержению Талмуда . [15]
Он присоединился к мутазилитам Багдада и приобрел среди них известность. Однако в конце концов он отдалился от своих собратьев-мутазилитов и заключил тесные союзы с мусульманами-шиитами. [6] [8] а затем с немусульманами ( манихеями , евреями и, возможно, также христианами ). Затем Аль-Раванди стал последователем манихейского зиндика Абу Исы аль-Варрака, прежде чем в конечном итоге отверг религию в целом, написав несколько книг, критикующих все религии, особенно ислам. [16] [6] [8]
Философия
[ редактировать ]Большинство источников сходятся во мнении, что он некоторое время был мутазилитом и шиитом, прежде чем в конечном итоге отрекся от всех религий. [4] [5] [6] Некоторые источники ищут корни его взглядов в его связях с шиитским исламом и мутазилиями и утверждают, что его ересь была преувеличена его соперниками. [2]
Ибн аль-Раванди какое-то время был мутазилитом, а затем шиитским ученым, прежде чем в конечном итоге обратился к атеизму . [4] [5] [6] [7] Большинство из его 114 книг были утеряны, но к тем, у которых сохранились по крайней мере некоторые фрагменты, относится «Скандал мутазилитов» (Фадихат аль-Мутазила) , в котором представлены аргументы различных богословов-мутазилитов, а затем доказывается, что они внутренне противоречивы: «Опровержение» (ад-Дамиг) , критикующее Коран , и «Книга Изумруда» (Китаб аз-Зумурруд), критикующая пророчества и отвергающая ислам. [17] [18] Среди своих аргументов он критикует догмы как противоречащие разуму , утверждает, что чудеса — фальшивка, что пророки (включая Мухаммеда ) — просто волшебники и что рай, описанный в Коране, нежелателен. [19]
Некоторые ученые также пытаются объяснить более позитивный взгляд на Ибн ар-Раванди в некоторых мусульманских источниках. Йозеф ван Эсс предложил оригинальную интерпретацию, призванную учесть всю противоречивую информацию. [20] Он отмечает, что источники, изображающие Ибн аль-Раванди еретиком, преимущественно мутазилитские и происходят из Ирака, тогда как в восточных текстах он предстает в более позитивном свете. В качестве объяснения этой разницы ван Эсс предлагает «столкновение двух разных интеллектуальных традиций», то есть иранской и иракской. Далее он предполагает, что известность Ибн ар-Раванди стала результатом того, что после того, как Ибн ар-Раванди покинул Багдад, «его коллеги в Багдаде... наживаясь на его отсутствии... смогли создать черную легенду». Иными словами, ван Эсс считает, что Ибн ар-Раванди, хотя и был эксцентричным и спорным, вовсе не был еретиком. Однако большинство ученых не принимают во внимание эти взгляды, учитывая массу доказательств обратного. [21]
Предметы, обсуждаемые в Китаб аз-Зумурруд
[ редактировать ]Мусульманские традиции
[ редактировать ]Согласно Зумурруду, традиции, касающиеся чудес, неизбежно проблематичны. Во время совершения предполагаемого чуда лишь небольшое количество людей могло находиться достаточно близко к Пророку, чтобы наблюдать за его делами. Сообщениям, предоставленным таким небольшим количеством людей, нельзя доверять, поскольку такая небольшая группа легко могла сговориться лгать. Таким образом, мусульманская традиция попадает в категорию ненадежных традиций, основанных на одном авторитете ( хабар аль-ахад ), а не на нескольких авторитетах ( хабар мутаватир ). Эти религиозные традиции являются ложью, подкрепленной заговорами.
Зумурруд показывают указывает, что собственные предпосылки (вад) и система (канун) Мухаммеда , что религиозные традиции не заслуживают доверия. Евреи и христиане говорят, что Иисус действительно умер, но Коран им противоречит.
Ибн аль-Раванди также указывает на определенные мусульманские традиции и пытается показать, что они смехотворны. Традиция, согласно которой ангелы сплотились, чтобы помочь Мухаммеду, нелогична, поскольку она подразумевает, что ангелы Бадра были слабаками, способными убить только семьдесят врагов Пророка. И если ангелы были готовы помочь Мухаммеду в Бадре, то где они были в Ухуде, когда их помощь была так необходима?
Зумурруд ритуальной критикует молитву, озабоченность чистотой и церемониями хаджа ; бросание камней , обход дома , который не может ответить на молитвы, бег между камнями , которые не могут ни помочь, ни навредить. Далее задается вопрос, почему почитаются Сафа и Марва и какая разница между ними и любым другим холмом в окрестностях Мекки , например, холмом Абу Кубайса , и почему Кааба лучше любого другого дома.
Из Энциклопедии Ислама :
Многочисленные выдержки из К. аз-Зумуррауда дают довольно четкое представление о самой неортодоксальной доктрине Ибн ар-Раванди, которую потомки меньше всего хотели ему простить: острая критика пророчеств в целом и пророчества В частности, Мухаммед; он утверждает, кроме того, что религиозные догмы неприемлемы для разума и поэтому должны быть отвергнуты; чудеса, приписываемые Пророкам, людям, которых можно разумно сравнить с колдунами и магами, являются чистой выдумкой, а величайшее из чудес в глазах ортодоксальных мусульман, Коран, не получает лучшего отношения: это не книга откровения, даже неподражаемый литературный шедевр. Чтобы прикрыть свой тезис, нападающий на корень всех видов религии, Ибн ар-Раванди использовал вымысел о том, что они были произнесены брахманами . Его репутация нерелигиозного иконоборца распространилась в IV-X веках за пределы мусульманской литературы. [22]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Струмса, Сара (1999). Вольнодумцы средневекового ислама: Ибн ар-Раванди, Абу Бакр ар-Рази и их влияние на исламскую мысль . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-11374-9 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сара Струмса , Ослепительный изумруд: Китаб аз-Зумурруд Ибн ар-Раванди.
- ^ Jump up to: а б Аль-Зандака Валь Занадика, Мохаммад Абд-Эль Хамид Аль-Хамад, первое издание 1999 г., Дар Аль-Талиа Аль-Джадида, Сирия (арабский)
- ^ Мирзаай, Абас (весна 2014 г.). «Защита куфанского шиизма Ибн Раванди». Исследования исламской теологии . 2 .
- ^ Jump up to: а б с Инати, Шамс С. (2000). Краткая философская энциклопедия Routledge . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. п. 377. ИСБН 0-415-22364-4 .
... Ибн ар-Раванди колебался между рядом исламских сект, а затем отказался от всех них в пользу атеизма.
- ^ Jump up to: а б с аль-Асам, А. (1975). История Ибн Ар-Риванди Еретика . Бейрут: дар аль-афак аль-Джадида.
- ^ Jump up to: а б с д и Грофф, Питер (2007). Исламская философия AZ . Эдинбург: Edinburgh University Press Ltd., стр. 86–87. ISBN 978-0-7486-2089-0 .
Ибн аль-Раванди, разносторонний вольнодумец, экспериментировавший с мутазилизмом и шиизмом, прежде чем окончательно принять атеизм, был осужден большинством мусульман как опасный еретик.
- ^ Jump up to: а б Струмса, Сара (1999). Вольнодумцы средневекового ислама: Ибн ар-Раванди, Абу Бакр ар-Рази и их влияние на исламскую мысль . Лейден: Брилл. дои : 10.1163/9789004452848 . ISBN 978-9004315471 .
- ^ Jump up to: а б с Грант, Эдвард (2007). История натуральной философии: от древнего мира до девятнадцатого века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 84–87. ISBN 9780511292101 . Проверено 8 марта 2021 г.
В начале своей жизни Ибн ар-Раванди был ученым-мутазилитом, который, как и все ученые-мутазилиты, стремился применить греческую философию для объяснения исламского богословия. Отвергнув мутазилизм, он на время обратился к шиизму. Однако в какой-то момент по причинам, по-видимому, неизвестным, ар-Раванди стал свободомыслящим, отказался от ислама и открыл религию.
- ^ Карабела, Мехмет (2014). Калин, Ибрагим (ред.). Оксфордская энциклопедия философии, науки и технологий в исламе . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199812578 .
Абу аль-Хусейн Ахмад б. Яхья Ибн ар-Раванди (815–860 или 910), возможно, одна из самых противоречивых фигур в ранней исламской истории, часто называют «архиеретиком» ... как мусульмане, так и немусульмане (особенно евреи) писали полемику против Ибн ар-Раванди, в котором они признали серьезную угрозу, которую его работа представляет не только для ислама, но также для иудаизма и всех авраамических религий.
- ^ Струмса, Сара (1994). «Слепящий изумруд: Китаб аз-Зумурруд Ибн Аль Раванди» . Журнал Американского восточного общества . 114 (2): 163–185. дои : 10.2307/603315 . JSTOR 603315 . Проверено 8 марта 2021 г.
Ибн ар-Раванди действительно был еретиком, отрицавшим возможность пророчества, и «К. аз-Зумурруд» был написан для того, чтобы изложить его еретические взгляды.
- ^ Инати, Шамс. «Ибн ар-Раванди» . Мусульманская философия.com . Рутледж . Проверено 6 марта 2021 г.
В высшей степени загадочная и противоречивая фигура в истории исламской мысли, Ибн ар-Раванди колебался между рядом исламских сект, а затем отказался от всех них в пользу атеизма. Будучи атеистом, он использовал разум для разрушения религиозных убеждений, особенно исламских. Он сравнивал пророков с ненужными волшебниками, Бога с человеком с точки зрения знаний и эмоций, а Коран с обычной книгой. Вопреки исламским убеждениям, он утверждал, что мир не имеет начала и что в раю нет ничего особенного.
- ^ Ибн ар-Раванди, Мехмет Карабела, в Оксфордской энциклопедии философии, науки и технологий в исламе под редакцией Ибрагима Калина, том. 1, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2014.
- ^ Средневековая исламская цивилизация Йозеф В. Мери, Джере Л. Бахарах
- ^ Мин Тарих Аль-Ильхад Фи Аль-Ислам, Из истории атеизма в исламе, Абд-эль Рахман Бадави, страницы: 87–206, второе издание 1991 г., Sinaa Lil Nasher Egypt (арабский)
- ^ Философская энциклопедия Routledge: Генеалогия Икбала, стр. 636
- ^ Струмса, Сара (2006). Мери, Йозеф В.; Бахарах, Джер Л. (ред.). Средневековая исламская цивилизация . Психология Пресс. ISBN 9780415966900 .
Он отдалился от своих бывших коллег, возможно, из-за связи со своим наставником, манихеем Абу Исой аль-Варраком. С этого момента Ибн аль-Раванди изображается в большинстве (хотя и не во всех) наших источниках как еретик, злобно высмеивающий все религии, особенно ислам... Он не щадил религию, но его самая резкая критика была направлена против ислама.
- ^ Грофф, Питер (2007). Исламская философия AZ . Эдинбург: Edinburgh University Press Ltd., стр. 86–87. ISBN 978-0-7486-2089-0 .
Из 114 написанных им книг сохранилось лишь несколько фрагментов, сохранившихся благодаря опровержениям последующих авторов. Из них наиболее важными являются «Скандал мутазилитов» (Фадихат аль-мутазила), в котором делается попытка опровергнуть основных богословов-мутазилитов, «Опровержение» (ад-Дамиг), критикующее Коран, и Книга Алмаза (Китаб аз-Зумурруд), в которой содержится резкая критика пророчеств.
- ^ Инати, Шамс. «Ибн ар-Раванди» . Мусульманская философия.com . Рутледж . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Грофф, Питер (2007). Исламская философия AZ . Эдинбург: Edinburgh University Press Ltd., стр. 86–87. ISBN 978-0-7486-2089-0 .
Только в этих работах он (1) отвергает все религиозные догмы как неприемлемые для разума, (2) утверждает, что пророки, включая Мухаммеда, подобны колдунам и магам, и что их чудеса полностью вымышлены, (3) ставит под сомнение необходимость пророчеств. и откровение, если Бог действительно всемогущ, (4) отрицает, что Коран является откровенным словом Бога и что оно имеет какую-либо уникальную эстетическую ценность, (5) утверждает, что Бог Корана в конечном итоге является всемогущим. слишком человечный и несовершенный (т. е. лишенный знаний и мудрости, легко разгневанный, быстрый на наказание, чрезмерный, произвольный и несправедливый), (6) утверждает, что мир вечен, и мы ни в коем случае не обязаны постулировать первоначальную божественную причину и (7) указывает на то, что Рай, описанный в Коране, не кажется особенно желательным.
- ^ Колдер, Норман (1994). «Барахима: литературная конструкция и историческая реальность» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 57 (1): 40–51. дои : 10.1017/S0041977X00028093 . JSTOR 619492 . S2CID 145161458 . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Струмса, Сара (2006). Мери, Йозеф В.; Бахарах, Джер Л. (ред.). Средневековая исламская цивилизация . Психология Пресс. ISBN 9780415966900 .
Хотя этот образ можно рассматривать как искаженную картину, составленную его оппонентами (как предполагает Йозеф ван Эсс), накопленная в текстах информация позволяет предположить, что образ имел прочную основу в реальности и что Ибн ар-Раванди действительно -перешагнули границы ислама.
- ^ Об Ибн ар-Раванди, из Энциклопедии ислама , 1971, том 3, EJ Brill, Лейден, стр. 905.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мехмет Карабела, ИБН АЛЬ-РАВАНДИ, Оксфордская энциклопедия философии, науки и технологий в исламе , том. 1, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2014 (на английском языке).
- Энциклопедия Ираника, «ЭБН РАВАНДИ, АБУ'л-ХОСАЙН АХМАД» р. Яхья (ум. 910?), мутазилитский теолог и «еретик» хорасанского происхождения (на английском языке)
- Ослепительный изумруд: «Китаб аз-Зумурруд» Ибн ар-Раванди.
- Вот Туран Дурсун на турецком языке, написанный 1000 лет назад .