Негативный и позитивный атеизм
слева | Неявные « негативные » / « слабые » / « мягкие » атеисты, которым не хватает веры в Бога без явного отрицания этой концепции, включают очень маленьких детей, тех, кто не знаком с этой концепцией или действительно не определился. | |
справа | Явные « негативные » / « слабые » / « мягкие » атеисты, не верящие в обязательное существование Бога. | |
справа | Явные « позитивные » / « сильные » / « жесткие » атеисты, твердо верящие в то, что Бога не существует. |
Часть серии о |
Атеизм |
---|
Негативный атеизм , также называемый слабым атеизмом и мягким атеизмом , — это любой тип атеизма , при котором человек не верит в существование каких-либо божеств , но не обязательно прямо утверждает, что их нет. Позитивный атеизм , также называемый сильным атеизмом и жестким атеизмом , — это форма атеизма, которая дополнительно утверждает, что никаких божеств не существует. [1] [2] [3]
Термины «негативный атеизм» и «позитивный атеизм» были использованы Энтони Флю в 1976 году. [1] и появились в Джорджа Х. Смита . книге [4] и Майкла Мартина с 1990 года. произведения [5]
Область применения
[ редактировать ]Из-за гибкости термина «бог » вполне возможно, что человек может быть положительным/сильным атеистом с точки зрения определенных представлений о Боге , оставаясь при этом отрицательным/слабым атеистом с точки зрения других. Например, Бог классического теизма часто считается личным высшим существом, которое является всемогущим , всеведущим , вездесущим и всеблагом , заботящимся о людях и человеческих делах. Можно быть положительным атеистом по отношению к такому божеству, но при этом быть отрицательным атеистом по отношению к деистической концепции Бога, отвергая веру в такое божество, но не заявляя явно, что она ложна.
Позитивный и негативный атеизм часто используются философом Джорджем Х. Смитом как синонимы менее известных категорий скрытого и явного атеизма , что также относится к тому, придерживается ли человек определенной точки зрения, что богов не существует. [4] « Позитивные » атеисты открыто заявляют, что существование каких-либо божеств ложно. « Негативные » атеисты утверждают, что не верят в существование каких-либо божеств, но не обязательно прямо утверждают, что никакого божества не существует . Те, кто не верит в существование каких-либо божеств, но не утверждает такого неверия, относятся к числу неявных атеистов . Таким образом, к «неявным» атеистам относятся: дети и взрослые, никогда не слышавшие о божествах; люди, которые слышали о божествах, но никогда серьезно не задумывались об этой идее; и те агностики, которые приостанавливают веру в божества, но не отвергают такую веру. Все имплицитные атеисты включены в категорию негативных/слабых . [6] [7]
Согласно классификации негативного атеизма, агностики являются атеистами. Однако обоснованность этой классификации оспаривается, и некоторые видные атеисты, такие как Ричард Докинз, избегают ее. В книге «Иллюзия Бога » Докинз описывает людей, для которых вероятность существования Бога находится между «очень высокой» и «очень низкой», как «агностиков» и оставляет термин «сильный атеист» для тех, кто утверждает, что знает, что Бога нет. . Он называет себя « атеистом де-факто », но не «сильным атеистом» по этой шкале. [8] В рамках негативного атеизма философ Энтони Кенни далее проводит различие между агностиками , которые считают утверждение «Бог существует» неопределенным, и богословами-нокогнитивистами , которые считают все разговоры о богах бессмысленными. [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Полетел, Энтони (1976). «Презумпция атеизма». Презумпция атеизма и другие философские очерки о Боге, свободе и бессмертии . Нью-Йорк: Барнс и Ноубл. стр. 14 и далее. Архивировано из оригинала 12 октября 2005 г. Проверено 10 декабря 2011 г.
В этой интерпретации атеистом становится: не тот, кто положительно утверждает несуществование Бога; но тот, кто просто не теист. Давайте для будущего использования введем ярлыки «позитивный атеист» для первого и «негативный атеист» для второго.
- ^ Мартин, Майкл (2006). Кембриджский спутник атеизма . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-84270-0 .
- ^ «Определение термина «Атеизм» » . Консультанты Онтарио по религиозной толерантности. 2007 . Проверено 1 июня 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Атеизм, Айн Рэнд и другие ереси — отрывок ; Джордж Х. Смит; 1990 год
- ^ Мартин, Майкл (1990). Атеизм: философское оправдание . Издательство Университета Темпл. п. 26. ISBN 0-87722-943-0 . «негативный атеизм, позиция неверия в существование теистического Бога» / «позитивный атеизм: позиция неверия в существование теистического Бога»; п. 464: «Очевидно, что позитивный атеизм — это особый случай негативного атеизма: тот, кто является позитивным атеистом, по необходимости является негативным атеистом, но не наоборот».
- ^ Дело против Бога - отрывок ; Джордж Х. Смит; 2003 г.
- ^ «Вы негативный атеист?» .
- ^ Иллюзия Бога , стр. 50–51.
- ^ Кенни, Энтони (2006). «Поклонение неизвестному Богу». Соотношение . 19 (4): 442. doi : 10.1111/j.1467-9329.2006.00339.x .