Постмонотеизм
Часть серии о |
Теизм |
---|
В философии религии и теологии приставкой «пост-», как в словах «после» или «за пределами») — это термин , постмонотеизм (от греческого μόνος «один» и θεός « бог », с латинской охватывающий ряд различных значения, которые, тем не менее, разделяют озабоченность по поводу статуса веры и религиозного опыта в современную или постмодернистскую эпоху. У этого термина нет единого создателя. Скорее, оно независимо появилось в трудах нескольких интеллектуалов в Интернете и в печати . Его наиболее заметное использование было в поэзии арабской израильской писательницы Ниды Хури , а также в качестве ярлыка для «новой чувствительности». [1] [ ненадежный источник ] или теологический подход, предложенный исламским историком Кристофером Шварцем.
Мартин Хайдеггер
[ редактировать ]Голландский позицию философ Герман Филипс , автор книги «Манифест атеиста» (Atheistisch Manifest & De onredelijkheid van Religie) (2004), использует термин «постмонотеизм», чтобы описать Мартина Хайдеггера по отношению к традиционному христианству как «неудачную». традиция», скрывающая «первоначальное откровение бытия». [2] : 185 По формулировке Филипса, «постмонотеизм» означает «попытку заменить христианскую религию иной разновидностью религиозного дискурса, смысл которого паразитирует на монотеистическом христианском дискурсе, который он намеревается уничтожить». [2] : 187
Д. Х. Лоуренс и Синобу Орикучи
[ редактировать ]Хироаки Инами, блоггер и профессор философии Токийского университета , использует термин «постмонотеизм» для описания религиозных взглядов писателей Д. Х. Лоуренса и Синобу Орикути . Лоуренса Инами интерпретирует «Сбежавшего петуха» Орикути (1929) и «Книгу мертвых» (1997) как представляющие «видение и возможность новой универсальной религии, которая в некотором смысле представляет собой сплав политеизма и монотеизма. С точки зрения теории дискретных различий, их новые религии — это постполитеизм и постмонотеизм, и их можно назвать новым политеизмом (или суперполитеизмом)». [3]
Кристофер Шварц
[ редактировать ]По формулировке Кристофера Шварца, «постмонотеизм» — это вера в существование одного божества или в единство Бога . [4] в сочетании с верой в несостоятельность (или неспособность) существующих богословских категорий в христианстве и исламе точно описать божественную природу. По мнению Шварца, скудность богословского языка наиболее очевидна во время человеческих страданий и поэтому должна рассматриваться как главный барьер для религиозного опыта.
Концепция постмонотеизма Шварца противостоит « посттеизму », сформулированному Фрэнком Хью Фостером. [5] и понятие «Бог мертв» у Хайдеггера и Фридриха Ницше . [6] Оно имеет сходство с « транстеистическими » идеями Пауля Тиллиха и Генриха Циммера . [7] а также, возможно, открытый теизм . Однако ее программа решительно отличается от экзистенциализма первых и евангелизма вторых. Скорее, это приложение к традиционной теодицее прагматической когнитивной и постмодернистской философии, а также к психологии и трансгуманистической футурологии . В частности, постмонотеизм Шварца, похоже, уходит корнями в книгу Ричарда Рорти « Непредвиденные обстоятельства, ирония и солидарность » (1989) и имеет явно мистические устремления.
Шварц использует эту фразу в эссе «Теодицея историка». [8] В этом эссе он исследует несколько проблем религиозного опыта и изучения религии , например: «Никто из нас не может знать с уверенностью, что атеисты и нетеисты не ощущают Бога — или что мы, монотеисты, таковыми являемся ». [8] Из деконструкции традиционной теодицеи и иерологии он выводит восемь «аксиом»:
- История бросает вызов абсолютизму моральной теории.
- Сама история как театр откровений угрожает достоверности пророчеств.
- История бросает вызов самой возможности экзегезы и теософии.
- История, как личная, так и видовая, бросает вызов самой возможности иерологии.
- Несмотря на закономерности, история учит, что в этом нет необходимости (необходимость не является необходимой).
- История создает свои собственные этические императивы, и действие требует лишь веры, а не уверенности.
- Будущее угрожает достоверности истории.
- Сама история, хотя и является театром откровения, недостаточна, чтобы объяснить или опровергнуть божественную заботу и действие.
Фундаментальным для этой разновидности постмонотеизма является утверждение автора: «Бог — это загадка, и сила, превосходящая человеческую, все же доступна [...] Духовный опыт бросает вызов историческому опыту: чем бы ни был «Бог», он касается для нас — и оно тянется к нам». [8]
Центральным мотивом постмонотеизма Шварца является аналогия Бога как драматурга или «писателя-рассказчика», по сути противоположная как аналогии с деистическим часовщиком , так и тому, что Шварц описывает как «ультратрансцендентные, законнические и жестокие образы» религиозного фундаментализма. . [8] По аналогии со «писателем», Бог и Творение находятся «в партнерстве». Шварц приводит пример Уильяма Шекспира вымышленного персонажа Гамлета , утверждая, что предсмертные слова персонажа метавымышлены и, таким образом, соответствуют тому, что он считает истинной природой отношений человечества с Божеством . [8]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Шварц, Кристофер; Постмонотеизм ; Четверг, 10 июля 2008 г. [ ненадежный источник? ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Филипп, Герман; Философия бытия Хайдеггера: критическая интерпретация (1998)
- ^ Инами, Хироаки; Языческий рубеж и воскрешения: «Сбежавший петух» Д. Х. Лоуренса и «Книга мертвых» Синобу Орикути ; Воскресенье, 10 июля 2005 г.
- ^ «Монотеизм», в Британнике, 15-е изд. (1986), 8:266.
- ^ Гэри Дж. Дорриен, Создание американской либеральной теологии: идеализм, реализм и современность, 1900-1950 (2003), ISBN 978-0-664-22355-7 , с. 177ф.
- ^ Вольфган Мюллер-Лаутер, Хайдеггер и Ницше: Интерпретации Ницше III , Вальтер де Грюйтер 2000
- ^ В опубликованных трудах двух ученых этот термин появляется в 1952 году для Тиллиха и в 1953 году для Циммера. Поскольку эти двое мужчин были лично знакомы, невозможно сказать, кто из них придумал этот термин. термина «транстеизм» Обратите внимание, что оба избегают . См. Сочинения о религии , Уолтер де Грюйтер (1988), с. 145.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Шварц, Кристофер; Теодицея историка ; Четверг, 10 июля 2008 г. [ ненадежный источник? ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница факультета Филиппа в Утрехтском университете
- Языческий рубеж и воскрешения: «Сбежавший петух» Д. Х. Лоуренса и «Книга мёртвых» Синобу Орикути Хироаки Инами
- Теодицея историка, Кристофер Шварц
- Сайт Ниды Хури
- Лухте, Джеймс, 2009. «Заратустра и дети Авраама» , Pli , том 20, стр. 195–225 и «Агонист» , том 2, номер 2.