Христианский деизм
Деизм |
---|

Христианский деизм — точка зрения в философии религии, вытекающая из христианства и деизма . Это относится к деистам, которые верят в моральные учения, но не в божественность Иисуса . Корбетт и Корбетт (1999) приводят в качестве примеров Джона Адамса и Томаса Джефферсона . [1]
Самое раннее использование термина «христианский деизм» в печати на английском языке относится к 1738 году в книге Томаса Моргана . [2] появляясь примерно десять раз к 1800 году. [3] Термин христианский деист встречается еще в 1722 году. [4] в книге «Христианство, оправданное против неверности» Дэниела Уотерленда (он называет это злоупотреблением языком), а позднее было принято Мэтью Тиндалом в его работе 1730 года «Христианство старо, как творение» . [5]
Христианский деизм находится под влиянием христианства, а также обеих основных форм деизма: классической и современной. В 1698 году английский писатель Мэтью Тиндал опубликовал брошюру «Свобода прессы» как христианский деист. [ нужна ссылка ] [ сомнительно – обсудить ]
Философия принимает этику и немистические учения Иисуса, отрицая при этом, что Иисус был божеством. Исследователи отцов-основателей Соединенных Штатов «склонны относить религию основателей к одной из трех категорий: нехристианский деизм, христианский деизм и ортодоксальное христианство». [6] Джон Локк и Джон Тиллотсон , в частности, вдохновили христианский деизм в своих произведениях. [7] Вероятно, самым известным человеком, занимавшим эту должность, был Томас Джефферсон, который восхвалял «Бога природы» в «Декларации независимости» (1776 г.) и редактировал « Библию Джефферсона » — Библию, в которой все ссылки на откровения и другие чудесные явления, исходящие от божество вырезано.
В письме 1803 года Джозефу Пристли Джефферсон заявляет, что идея изложить свой взгляд на «христианскую систему» пришла ему в голову в разговоре с Бенджамином Рашем в 1798–1799 годах. Он предлагает начать с обзора морали древних философов, перейти к «деизму и этике евреев» и завершить «принципами чистого деизма», которым учил Иисус, «опуская вопрос о его божественность и даже его вдохновение». [8]
Христианские деисты не видят парадокса в принятии ценностей и идеалов Иисуса, не веря в то, что он был Богом. Не приводя примеров и цитат, один автор утверждает: «Ряд влиятельных мыслителей 17-го и 18-го веков претендовали на титул «христианских деистов», потому что они принимали как христианскую религию, основанную на откровении, так и деистическую религию, основанную на естественном разуме. Эта деистическая религия была совместима с христианством, но независима от какого-либо авторитета. Христианские деисты часто принимали откровение, потому что его можно было привести в соответствие с естественной или рациональной религией». [9]
Обзор
[ редактировать ]![]() | В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Деизм
[ редактировать ]Деизм — это гуманистическая теологическая позиция (хотя и охватывающая широкий спектр точек зрения) относительно отношений Бога с миром природы , которая возникла во время научной революции в Европе 17-го века и оказала мощное влияние в эпоху Просвещения 18-го века . Деисты отвергают атеизм, [10] и в 17 и 18 веках существовало множество различных типов деистов.
Деизм утверждает, что Бог никоим образом не вмешивается в функционирование мира природы, позволяя ему действовать в соответствии с законами природы , которые он установил, когда создавал все сущее. Поскольку Бог не контролирует и не вмешивается в свое самоподдерживающееся Творение, его составные системы работают согласованно для достижения сбалансированных природных процессов, составляющих физический мир. Таким образом, люди являются «свободными агентами в свободном мире». «Свободный агент» — это тот, кто обладает полномочиями и способностью выбирать свои действия и может совершать ошибки, а «свободный мир» — это тот, который обычно действует так, как он предназначен для работы, и допускает вытекающие из этого свойства неудач и несчастных случаев. испытать его жители. Таким образом, Бог считается полностью трансцендентным и никогда не имманентным . По мнению деистов, люди могут познать Бога только посредством разума и наблюдения за природой, но не посредством откровений или сверхъестественных проявлений (таких как чудеса) - явлений, к которым деисты относятся с осторожностью, если не со скептицизмом.
Христианский деизм - одна из нескольких ветвей деизма, возникших с течением времени:
Со временем под эгидой деизма сформировались и другие школы мысли, в том числе христианский деизм, вера в деистические принципы в сочетании с моральными учениями Иисуса из Назарета, и пандеизм , вера в то, что Бог стал всей вселенной и больше не существует как единое целое. отдельное существо. [11]
История
[ редактировать ]Уиллистон Уокер в «Истории христианской церкви » писал: «В своей более мягкой форме оно возникло как «рациональный сверхъестественный подход», но в своем центральном развитии оно приняло форму полного христианского деизма, в то время как его радикальное крыло обратилось против организованной религии. как антихристианский деизм». [7] «Английский деизм в целом был осторожным христианским деизмом, влияние которого в значительной степени ограничивалось высшими классами. Но его сопровождал радикальный антихристианский деизм, воинственный в своей атаке на организованное христианство, хотя и с небольшим количеством сторонников». [12]
Раннехристианский деист писал:
Ибо Бог, по мнению этих Философов, создает и управляет естественным Миром, который способен управлять самим собой и который мог бы также создать себя, если бы они не сделали ненужную и ничтожную комплимент Творцу. Но я надеюсь, что они исправят свою схему и усложнят этот вопрос для своей собственной чести, а не будут притворяться, что верят, что Бог создал необходимый Мир или самосуществующую Систему Творений. Однако это философская схема атеизма, которую его покровители охотно назвали бы деизмом, и в которой им помогают евреи-христиане или евреи-христиане, непреднамеренно присоединяясь к кличу славы. Но если это не прекрасная философская схема, пусть христианский деизм представляет собой странный вид религии, а евреи-христиане навсегда останутся ортодоксальными и будут признаны единственными религиозными людьми в мире. Несомненно, что если Бог вообще управляет моральными агентами, то он должен это делать; управляйте ими с помощью надежды и страха или с помощью такого мудрого и подходящего применения вознаграждений и наказаний, как того требуют различные обстоятельства людей и цели правления. И эти награды и наказания должны быть такими, которые не являются естественными и необходимыми последствиями самих действий, поскольку каждый должен видеть, что это вообще не будет правительством и что дело в этом отношении должно быть самым то же самое независимо от того, предполагаем ли мы какое-либо ректорское правосудие, какое-либо присутствие или действие Бога в мире или нет. И все же то, что на самом деле вообще не является правительством, является всеобщим провидением, которое некоторые, кажется, готовы допустить. Но поскольку все эти джентльмены являются глубокими философами и стоят выше грубого невежества обычного стада, я хотел бы здесь только спросить их: каковы законы природы? Что такое закон гравитации, закон передачи движения от одного тела к другому посредством импульса и закон видимой инерции тел? Являются ли эти естественные, существенные и присущие свойствам самих тел, или они являются регулярными следствиями какой-то универсальной, внешней причины, непрерывно действующей на всю материальную систему посредством таких-то общих законов и условий действия? [13]
Другой написал:
Это может дать читателю некоторое представление об откровенности и искренности этого писателя, а также о том, что мы должны думать о его мнимом уважении к христианству, которое, по сути, сводится к следующему: что христианство, раскрытое в Писаниях Нового Завета, является иудейским христианством; то есть христианство испорчено и фальсифицировано иудаизмом, который, по его мнению, является худшей религией в мире. Но истинное и подлинное христианство — это христианский деизм, которому следует учиться не из Писаний Нового Завета, а из Книги Природы, из собственной груди каждого человека, из Небес, Земли и особенно из Грубых Тварей, подлинных существ. неиспорченные Наставники в христианстве нашего Автора. Так что «господа, принявшие себе титул деистов, по-видимому, решили, что в будущем только они будут называться истинными христианами. Веру и берущую оттуда свою религию следует называть евреями-христианами, которые всего лишь привносят в мир странную смесь противоречивых религий ради христианства; тогда как эти христианские деисты учат ее в ее чистоте, и для того, чтобы пропагандировать чистое, неиспорченное христианство, они делают это. они делают все возможное, чтобы отказаться от Писаний Нового Завета, то есть Писаний, которые дают нам подробный отчет о доктринах, которым учил Христос и Его Апостолы. Но поскольку эти джентльмены не позволяют нам носить почетный титул христиан, это всего лишь; Справедливо, что они должны оставить нам группу вольнодумцев, на которую, я действительно думаю, защитники евангельского откровения имеют гораздо более справедливые претензии, чем они. [14]
Христианский фонд
[ редактировать ]В сочетании с деистическими взглядами христианский деизм включает в себя христианские принципы. Христианские деисты верят, что Иисус Христос был деистом. Иисус учил, что человечеством управляют два основных закона Бога. Первый закон заключается в том, что жизнь исходит от Бога, и мы должны использовать ее так, как задумал Бог, как показано в притче Иисуса о талантах . Второй закон заключается в том, что Бог желает, чтобы люди жили любовью друг к другу, как это показано в притче Иисуса о добром самаритянине.
Иисус суммировал две основные «заповеди» или законы Бога как «любовь к Богу и любовь к ближнему». Эти две заповеди через христианский деизм были известны Иисусу из еврейских Священных Писаний, но Иисус расширил определение «ближнего», включив в него всех, кого это касается в мире природы. «Любовь к Богу» означает признание Бога как творца мира и источника человеческой жизни. «Любовь к ближнему» означает понимание ценности каждой человеческой жизни. Это не законы или «истины», которые Иисус получил через какое-то сверхъестественное «откровение» согласно христианскому деизму. В своей «притче о сеятеле» Иисус учил, что «слово Божие» познается естественным образом, потому что оно сеется «в сердце» каждого. Например, апостол Павел , который был иудеем, признавал, что законы Божьи естественным образом известны каждому. Павел писал: «Когда язычники (неевреи), не имеющие (Моисеева) закона, по природе делают то, что требует закон, то они сами себе закон, хотя и не имеют закона. Они показывают то, в чем закон. требует, написано у них на сердце» (Римлянам 2:14-15). Таким образом, христианский деизм основан на признании всего творения и на признании каждой человеческой жизни.
В своих учениях Иисус использовал примеры из мира природы и человеческой природы, чтобы объяснить основные истины о жизни. В своих притчах Иисус говорил о семенах горчицы, пшенице, сорняках, рыболовных сетях, жемчуге, виноградниках, смоковницах, соли, свете свечей и овцах, чтобы проиллюстрировать свои мысли. Иисус также использовал примеры из человеческой природы, чтобы обучать основным понятиям, таким как покаяние, прощение, справедливость и любовь.
Иисус призывал людей следовать Божьим законам или заповедям, чтобы «Царство Божие» могло прийти «на землю, как и на небесах». Когда Иисус проповедовал «Евангелие» или благую весть о том, что «Царство Божие близко», христиане-деисты полагают, что римляне рассматривали Иисуса как еврейского революционера, стремящегося освободить евреев от римского правления. Иисус отказался прекратить проповедовать свое «евангелие», хотя знал, что ему грозит распятие – обычное римское наказание для революционеров. Иисус призывал своих последователей пойти на такой же риск: «Если человек пойдет за мной, отвергни себя, возьми свой крест и следуй за мной. ради, и Евангелие спасет его» (Марка 8:34-35).
После распятия крест Иисуса стал символом приверженности установлению «Царства Божия» на земле. Христианские деисты привержены следованию естественным законам Бога, изложенным в двух «заповедях»: любить Бога и любить ближнего.
Различные школы мысли
[ редактировать ]Широкий спектр мысли, доступный в рамках идеи христианского деизма, охватывает модели классического деизма и пандеизма с простым почтением к посланию толерантности , которое, как утверждается, поддерживает человек-Иисус, к вере в Иисуса как своего рода естественно возникшую божественную фигуру, мистический продукт рациональных процессов разумной вселенной . Пример широты, приписываемой христианскому деизму, можно найти в этой критике позиции:
Христианский деист, т. е. человек, утверждающий, что христианская религия есть не что иное, как чистая естественная религия. Деист, которого он вводит в разговор, говорит с большой самонадеянностью, как это обыкновенно делают невежды: то, что он не обладал ни знанием ни древних языков, ни истории, которую он выдает в самом начале, не пробуждает никаких добрых предвкушений в пользу Морган, выступающий в лице деиста. Морган с большой смелостью утверждает, что только его религия разума божественна, что христианин является простым изобретением и изобретением человека и на протяжении всех веков, с момента его появления, считался таковым небольшой, но угнетенной партией: что характер « Иудаизм , который не только человеческий, но и совершенно дьявольский, все еще придерживается последователей слепой веры»: что апостол Павел был главой вольнодумцев, которые не желали иметь никакой связи с иудаизмом и один проповедовали христианство в его чистоте. в то время как другие апостолы были просто руководителями политической партии, которые в духе иудаизма присоединились к ней.
....
Более свободная паулинианская партия, по мнению Моргана, с самого начала всегда подвергалась гонениям и угнетению со стороны остальных; и хотя иудеи-христиане впоследствии распались и разделились на различные враждебные секты, тот же нетерпимый еврейский дух все же в большей или меньшей степени одушевлял их всех, и они не соглашались отказаться от службы жертвоприношений; этот дух породил среди всех этих сект религию священников, которая неизмеримо далека от истинной религии. Кроме того, Морган ни в коем случае не признает, что его взгляды в каком-либо отношении приближаются к атеизму или что его цель состоит в защите чего-либо подобного ему; он один, как он утверждает, является учителем истинной нравственной религии. Поэтому неудивительно, что один из разделов его книги посвящен публичным формам богослужения, особенно молитвенным. С другой стороны, его христианский деист не будет иметь ничего общего с жертвами или удовлетворением, ничего с заместительной смертью Христа, ничего с жертвоприношениями и церемониями, благодатью или избранием, которые не зависят от заслуг личности. избран. [15]
Христианские деисты не поклоняются Иисусу как Богу. Однако существуют разные взгляды на точную природу Иисуса, а также разные уровни приверженности традиционным, ортодоксальным деистическим верованиям по этому вопросу. Существуют две основные богословские позиции.
Иисус как Сын Божий
[ редактировать ]Христианский аспект веры христианских деистов, считающих Иисуса Сыном Божьим (но не самого Бога), основан на трех основных аспектах предшествующей христианской мысли. [16]
Они придерживаются модифицированной точки зрения Пелагия , согласно которой нет необходимости в божественной помощи для совершения добрых дел и что единственная необходимая «благодать» — это провозглашение закона. Они также придерживаются мягкой версии теории морального влияния философии искупления . Они сочетают эти две философии с некоторыми аспектами классической унитарной теологии. Действительно, господствующая деистическая мысль способствовала возникновению самого унитаризма: люди в XIX веке все чаще идентифицировали себя как унитарии, а не как деисты. [17]
Иисус как учитель нравственности
[ редактировать ]![]() | этого раздела Тон или стиль могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Август 2023 г. ) |
Христианские деисты, не верящие в Иисуса как сына Божьего, категорически отвергают любые теории искупления.
Различные теории получают разную степень неприятия, причем самое сильное неприятие приходится на теорию замены наказания , которая утверждает, что Иисус должен был умереть как жертва, чтобы заплатить «смертную казнь» за человечество и спасти его от «гнева» Бога. И они не рассматривают Бога как капризного тирана, который посылает язвы и мор, чтобы наказать людей на земле, и который планирует мучить людей в « аду в будущем ». Христианские деисты отвергают эти идеи как продукты человеческой ненависти и неспособности признать естественные законы любви Бога к другим.
Христианские деисты считают себя учениками или учениками Иисуса, потому что Иисус учил естественным законам Бога. Но христианские деисты верят, что Иисус был всего лишь человеком. [18] Иисусу приходилось бороться со своими периодами разочарования, печали, гнева, предубеждений, нетерпения и отчаяния, точно так же, как другие люди борются с этими переживаниями. Иисус никогда не утверждал, что он совершенен, но он был привержен соблюдению естественных законов любви Бога.
Отход от христианства и деизма
[ редактировать ]Христианский деизм может отличаться как от основного деизма, так и от ортодоксального христианства. Иногда это может быть по одному и тому же вопросу, но чаще всего христианский деизм соглашается с одним по определенной богословской теме только для того, чтобы не согласиться по следующей богословской теме.
Христианский деизм противостоит доктрине предопределения, согласно которой все происходящее считается волей Бога, и вместо этого склонен верить в концепцию свободной воли. Жан Кальвин был сторонником теории предопределения, согласно которой Бог якобы определяет все происходящее, хорошее или плохое. Христианские деисты верят, что Бог никогда не желает, чтобы кто-то был болен или ранен. В том, что плохие вещи происходят в результате предыдущих взаимодействий, которые привели к определенному результату. Эти плохие вещи могут быть вызваны вмешательством в натуралистические процессы, которые приводят к негативным последствиям для жизни, или человеческим взаимодействием на поверхности Земли, которое приводит к созданию негостеприимных условий для других. Христианские деисты верят, что Бог даровал человеческий интеллект для исцеления многих болезней, но Бог не вмешивается напрямую, чтобы исцелить людей по требованию какого-то сверхъестественного явления. Считается, что люди уже обладают наделенной способностью создавать синергию и каким-то образом способствовать развитию более справедливых обществ на Земле, будь то посредством научного понимания или духовного просвещения. Однако некоторые христианские деисты также решительно выступают против господствующего деистического представления о том, что священные тексты, такие как Библия, не содержат богооткровенных истин. [19] [20]
См. также
[ редактировать ]- Христианский агностицизм
- Христианский атеизм
- Культурный христианин
- иезуизм
- Моралистический терапевтический деизм
- Естественная религия
- Номинальный христианин
- Теистический рационализм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Майкл Корбетт и Джулия Митчелл Корбетт, Политика и религия в Соединенных Штатах (1999), с. 68
- ^ Морган, Томас (1738). Моральный философ: В диалоге между Филалетом, христианским деистом, и Феофаном, христианским евреем . Опубликовано автором. п. 189 .
- ^ «Googlebooks.com ищет «христианский деизм» до 1800 года» . В большинстве случаев оно использовалось для названия группы, против которой выступал автор.
- ^ Уотерленд, Дэниел (1722). Христианство оправдало неверие . п. 63.
- ^ Тиндал, Мэтью (1730). Христианство старо, как мироздание . стр. 368 и далее.
- ↑ Вера отцов-основателей, Дэвид Линн Холмс, стр. 163 (2006)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б История христианской церкви, Уиллистон Уокер, 579 (1985).
- ^ Выдержки из переписки Томаса Джефферсона. Архивировано 14 декабря 2010 г. в Wayback Machine. Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ Иисус Христос в истории и Священном Писании , Эдгар В. Макнайт, с. 96 (1999)
- ^ Хусто Л. Гонсалес (1984). Реформация до наших дней . ХарперКоллинз. п. 190. ИСБН 9780060633165 .
- ^ Что такое деизм? , Дуглас Макгоуэн, Mother Nature Network , 21 мая 2015 г.
- ↑ История христианской церкви, Уиллистон Уокер, 584 (1985).
- ^ Моральный философ: в диалоге между Филалетом, христианским деистом, и Феофаном, христианским евреем. Томас Морган, 189–190 (1737).
- ↑ Божественный авторитет Ветхого и Нового Заветов утверждается Джоном Лиландом, стр. viii-ix (1739 г.)
- ^ История восемнадцатого и девятнадцатого веков , Ф. К. Шлоссер, с. 47 (1843)
- ^ «Христианский деизм» . Просвещенческий деизм. 29 января 2012 года . Проверено 25 августа 2013 г.
- ^ Мосснер, Эрнест Кэмпбелл (1967). "Деизм". Энциклопедия философии. Том. 2. Кольер-Макмиллан. стр. 326–336
- ^ [1] Архивировано 25 сентября 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ «христианское деистское кафе» . Christian-deist.blogspot.com . Проверено 25 августа 2013 г.
- ^ «Убеждения» . Christiandeism.com . Проверено 25 августа 2013 г.