Теистический рационализм
Теистический рационализм — это гибрид естественной религии , христианства и рационализма , в котором рационализм является преобладающим элементом. [1] По словам Генри Кларенса Тиссена, концепция теистического рационализма впервые возникла в восемнадцатом веке как форма английского и немецкого деизма . [2] Термин «теистический рационализм» появился еще в 1856 году в английском переводе немецкого труда по новейшей истории религии. [3] Некоторые ученые утверждают, что этот термин правильно описывает убеждения некоторых выдающихся отцов-основателей Соединенных Штатов , в том числе Джорджа Вашингтона , Джона Адамса , Бенджамина Франклина , Джеймса Уилсона и Томаса Джефферсона . [4] [5]
Определение
[ редактировать ]Теистические рационалисты полагают, что естественная религия, христианство и рационализм обычно сосуществуют совместимым образом, при этом рациональное мышление уравновешивает конфликты между первыми двумя аспектами. [4] Они часто утверждают, что основная роль религии человека должна заключаться в укреплении нравственности , которая является неотъемлемой частью повседневной жизни. [4]
Теистические рационалисты верят, что Бог играет активную роль в жизни человека, делая молитву эффективной. [4] [5] Они принимают части Библии как богодухновенные, используя разум как критерий того, что принимать, а что отвергать. [6] Их вера в то, что Бог вмешивается в человеческие дела, и их одобрительное отношение к частям Библии отличают теистических рационалистов от деистов. [7]
Энтони Эшли-Купер, 3-й граф Шефтсбери (1671–1713). Описан [ кем? ] как ранний теистический рационалист. [8] По словам Стэнли Грина,
И Шефтсбери, и деисты хотели сохранить богословие, освободив его от сверхъестественного; оба отрицали возникновение чудес; оба призывали к свободной критике Библии и ставили под сомнение абсолютность ее авторитета; оба разделяли недоверие к сакраментальной и священнической религии; и оба подчеркивали важность морали в религии. Однако, несмотря на эту широкую область согласия, Шефтсбери не отождествлял себя безоговорочно с развивающимся деистическим движением и выразил некоторые серьезные сомнения по поводу некоторых его аспектов ... Деисты были неправы, если они низвели Бога до статуса Перводвигателя. без последующего контакта со Вселенной; Божество должно мыслиться как находящееся в постоянном и живом взаимодействии с творением; в противном случае концепция является «сухой и бесплодной». [9]
Моральный закон
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Март 2024 г. ) |
Моральный закон теистического рационализма выбирает высшее благо бытия вообще. Он принимает в качестве первой истины разума, что человек является субъектом морального обязательства. О людях следует судить по их мотивам, то есть по их замыслам, намерениям.Если же человек, может быть, задумал зло и может сделать нам добро, то мы не оправдываем его, а считаем виновным в преступлении, которое он задумал. Итак, если он намеревается сделать нам добро, а может быть, и сделать нам зло, мы не осуждаем и не можем его осудить. Он, может быть, и был виноват во многом, связанном со сделкой, но в искреннем и, конечно, сердечном стремлении сделать нам добро он не виноват и не может быть виноват, как бы это ни вышло. Если бы он искренне намеревался сделать нам добро, то невозможно, чтобы он не использовал в тот момент лучшие средства, которые были в его силах: это подразумевается в честности намерения. А если он это сделал, то разум не может признать его виновным, ибо он должен судить его по его намерениям. Уголовные суды во всех просвещенных странах всегда считали это первой истиной. Они всегда исследуют quo animo, то есть намерение, и судят соответственно.Общепризнанная истина о том, что сумасшедшие не являются моральными агентами и не несут ответственности за свое поведение, является лишь иллюстрацией того факта, что истина, которой мы являемся,рассмотрение рассматривается и принимается как первая истина разума.Моральный закон — это чистая и простая идея разума. Это идея совершенного, всеобщего и постоянного посвящения всего существа высшему благу бытия. Именно это и есть моральный закон, и ни больше, ни меньше быть не может; ибо именно это, и не больше и не меньше, есть состояние сердца и образ жизни, точно соответствующие природе и отношениям моральных агентов, что является единственным истинным определением морального закона.Таким образом, все, что явно несовместимо с высшим благом вселенной, незаконно, неразумно, нецелесообразно и должно быть запрещено духом морального закона.
Гражданское и семейное правительства необходимы для достижения этой цели.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кредо основателя (в архиве)» . Институт Клермонта. Январь 2005. Архивировано из оригинала 24 апреля 2007 года . Проверено 14 января 2008 г.
- ^ Сравнивать: Тиссен, Генри Кларенс (1979). «Возможность и подразделения богословия» . Лекции по систематическому богословию . Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдманс. п. 17 . ISBN 0802835295 .
Пантеистический рационализм представлен Анаксагором и стоиками, а теистический рационализм впервые появился в форме английского и немецкого деизма в восемнадцатом веке.
- ^ «CFA Каннис, «Внутренняя история немецкого протестантизма с середины прошлого века», пер. Теодора Мейера (1856), стр. 146» .
- ^ Jump up to: а б с д Смит, Гэри (2006). «Джордж Вашингтон и Провиденциальное агентство». Вера и президентство: от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 25–26 . ISBN 0195300602 .
- ^ Jump up to: а б Смит, Гэри (декабрь 2006 г.). «Настоящий Джордж Вашингтон, пожалуйста, встаньте?» . Колледж Гроув-Сити – Центр видения и ценностей . Проверено 14 января 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Грегг Л. Фрейзер, «Политическая теология основания Америки» (докторская диссертация), Клермонтский университет, Клермонт, Калифорния, 2004, стр. 11–12; также Фрейзер, Религиозные верования основателей Америки: разум, откровение, революция (University Press of Kansas, 2012).
- ^ Фрейзер, «Политическая теология основания Америки», с. 6.
- ^ Фрейзер, «Политическая теология основания Америки», стр. 243–247.
- ^ Стэнли Грин, Философия религии и этики Шефтсбери: исследование энтузиазма (Афины: Ohio University Press, 1967, стр. 61–62. [ ISBN отсутствует ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Губернатор Моррис, теистический рационалист» [ постоянная мертвая ссылка ] , Грегг Л. Фрейзер
- «Коньерс Миддлтон, прародитель теистического рационализма» , Джонатан В. Роу
- «Определение теистического рационализма, сообщения о творческих войнах» , Эд Брайтон