Католическая церковь и деизм
Деизм |
---|
Католицизм и деизм — две теологии, которые противостояли друг другу в вопросах роли Бога в мире. Деизм — это философская вера, которая утверждает, что, хотя Бог существует как беспричинная Первопричина , ответственная за создание вселенной, Бог не взаимодействует напрямую с этим впоследствии созданным миром. Поскольку деизм не является организованным, его приверженцы сильно расходятся во мнениях по важным вопросам веры, но все согласны отрицать значение откровения в христианских Писаниях и Преданиях. Деисты выступают против католицизма, либо рассматривая Священное Писание только как полезный моральный инструмент, либо отрицая: его божественный характер, непогрешимость Церкви и Традиций, а также достоверность его свидетельств как полного проявления воли Бога. Считается, что деизм впервые проявил себя в Англии ближе к концу XVII века. [1]
Описание
[ редактировать ]Деист определяется как «Тот, кто верит в существование Бога или Высшего Существа, но отрицает богооткровенную религию , основывая свою веру на свете природы и разума». [2] Деисты обычно отвергают Троицу, воплощение, божественное происхождение и авторитет Библии, чудеса и сверхъестественные силы. Из-за индивидуалистической точки зрения, которую они занимают, трудно классифицировать писателей, внесших вклад в литературу английского деизма, как представителей какой-либо одной определенной школы, или сгруппировать вместе позитивные учения, содержащиеся в их произведениях, как какое-либо одно систематическое выражение согласующаяся философия. Не существует центрального органа, определяющего верования и практики деистов, что приводит к значительным различиям среди деистов. Многие деисты придерживались материалистических доктрин, а французские мыслители, которые позже развили идеи английских деистов, были почти исключительно материалистами. Другие довольствовались критикой церковного авторитета в учении о богодухновенности Священного Писания или факта внешнего откровения сверхъестественной истины, данной Богом человеку. [1] Деизм неизбежно подрывал личную религию иудео-христианской традиции. «С самого начала христианской вере бросали вызов ответы на вопрос о происхождении, которые отличались от ее собственных... Некоторые признают, что мир был создан Богом, но как часовщиком, который, однажды изготовив часы, , оставляет его самому себе (деизм)». [3]
В 2013 году католический писатель Аль Креста написал, что «механика Ньютона превращается в заводную вселенную деизма». [4]
История
[ редактировать ]Си Джей Беттс утверждает, что отчеты деистов в Лионе (Франция) предполагают, что происхождение термина «деизм» лежит в антитринитарном движении, которое в то время было важным явлением в религиозной жизни Европы. [5] Используя слово «деист», Верит, вероятно, имел в виду группу лионских антитринитаристов. В Англии деистическое движение кажется почти неизбежным следствием политических и религиозных условий того времени и страны. Эпоха Возрождения практически смела позднюю схоластику, а вместе с ней, в значительной степени, и конструктивную философию Средневековья. Протестантская Реформация в своем открытом восстании против власти католической церкви положила начало медленной революции, в которой должны были быть задействованы все религиозные претензии. Новая жизнь эмпирических наук, огромное расширение физического горизонта в таких открытиях, как астрономия и география, философское сомнение и рационалистический метод Декарта, пропагандируемый эмпиризм Бэкона, политические перемены того времени — все это вещи были факторами в подготовке и организации сцены, на которой критика в адрес религии откровения могла выйти вперед и сыграть свою роль. И хотя первые эссе деизма были несколько завуалированными и намеренно непрямыми в своих атаках на откровение, на революцию и последовавшую за ней гражданскую и религиозную свободу, на распространение критического и эмпирического духа, примером которого является философия Локка, Настало время для полной репетиции доводов против христианства, изложенных истеблишментом и сектами. Проблема частного суждения расколола протестантизм на множество конфликтующих сект. [1]
По словам Эйвери Даллеса , «деизм черпал свою жизненную силу в репрессивной политике религиозных учреждений, против которых он реагировал». [6]
Католическая энциклопедия (1913 г.) описывает католическую оппозицию деизму в этот период:
Деистическая тенденция прошла несколько более или менее четко определенных фаз. Против его наступления были собраны все возможные силы. Парламенты приняли это к сведению. Некоторые произведения деистов были публично сожжены. Епископы и духовенство истеблишмента отчаянно сопротивлялись этому. На каждую брошюру или книгу, написанную деистом, публике предлагалось сразу несколько «ответов» в качестве противоядия. Епископы направили пастырские письма своим епархиям, предупреждая верующих об опасности. «Модератор» Вулстона спровоцировал не менее пяти таких пастырских выступлений лондонского епископа. Все, что было церковно-официальным и респектабельным, было противопоставлено движению, а деисты вызывали всеобщее отвращение в самых жестких выражениях. [7]
Последним случаем казни инквизицией стал случай казни школьного учителя Каэтано Риполя , которого обвинила в деизме убывающая испанская инквизиция и повесила 26 июля 1826 года в Валенсии после двухлетнего суда. [8]
Католические философы, предвещающие деизм
[ редактировать ]Помимо аверроистского движения 13-го века , Британская энциклопедия 1911 года определила следующих философов как людей, чьи труды предвещали деизм:
- Джованни Боккаччо
- Петрарка
- Томас Мор в своей «Утопии»
- Мишель де Монтень
- Пьер Шаррон
- Жан Боден (номинальный католик)
Часть серии о |
Католическая церковь |
---|
Обзор |
Портал католической церкви |
Католическое влияние на деизм
[ редактировать ]Деизм опирается на телеологический аргумент в пользу существования Бога на основе его упорядоченного замысла. [9] Эта концепция, которая присутствовала как в классической философии, так и в Библии, также преподавалась в католицизме , например, в трудах Фомы Аквинского .
В своих «Размышлениях о первой философии» Рене Декарт приводит два доказательства существования Бога. Декарт считал себя набожным католиком. [10] и одной из целей « Размышлений» была защита католической веры. Однако его попытка обосновать богословские убеждения разумом встретила в свое время сильное сопротивление: Паскаль считал взгляды Декарта рационалистическими и механистическими и обвинял его в деизме . «Я не могу простить Декарта; во всей своей философии Декарт изо всех сил старался обходиться без Бога. Но Декарт не мог не подталкивать Бога, чтобы он привел мир в движение щелчком своих властных пальцев; Бог." [11] Декарт избегал богословских вопросов, ограничивая свое внимание доказательством отсутствия несовместимости между его метафизикой и богословской ортодоксальностью. [12] Позже картезианский дуализм укрепил естественное богословие во французском деизме XVIII века, особенно в трудах Клода Жильбера и анонимного военного философа . [5]
Ирландский протестантский священнослужитель XVIII века Филип Скелтон утверждал, что деисты и католики были союзниками в некоторых вопросах. В частности, они оба подвергли критике определенные договоренности с участием правительства и англиканской церкви. Скелтон отметил, что, хотя деисты иногда выступали против протестантских писателей, они никогда не выступали против них; писатели-деисты выступали против протестантских, а не католических писателей. Скелтон придерживался мнения, что некоторые деисты перед смертью перешли в католицизм. Скелтон чувствовал, что католики и деисты придерживаются схожих позиций в отношении авторитета Священного Писания, потворства порокам и даже чистилища. Скелтон также считал, что, поскольку протестанты и деисты в любом случае были в равной степени еретиками в глазах католиков, у них не было реальных причин отдавать предпочтение протестантам против деистов. Скорее, Скелтон считал, что католические апологеты предпочтут работать с деистами, чем с протестантами, поскольку легче обратить в свою веру того, кто уже является неверующим. В качестве аргумента Скелтон сослался на иезуитское образование выдающихся деистов. Мэтью Тиндал и Джон Толанд , а также отметили, что Пиллоньер когда-то сам был членом ордена иезуитов. [13]
Католическая точка зрения
[ редактировать ]В 1824 году Папа Лев XII издал Ubi Primum, в котором обсуждался ряд проблем, от епископов, проживающих в своих епархиях, до популярности индифферентизма , который он также связывал с деизмом. «Нынешний индифферентизм дошел до утверждения, что все находятся на правильном пути. Сюда входят не только все те секты, которые, хотя и находятся за пределами католической церкви, на словах принимают откровение как основу, но также и те группы, которые отвергают идею божественного откровения. и исповедуют чистый деизм или даже чистый натурализм... Но терпимость, распространяющаяся на деизм и натурализм, которые отвергали даже древние еретики, никогда не может быть одобрена тем, кто пользуется своим разумом. [14]
Вопреки образу часовщика, католическая церковь учит, что творение — это продолжающаяся работа Бога, в которой участвует человек. [15] «При творении Бог не предоставляет Своих творений самим себе. Он не только дает им бытие и существование, но также в каждый момент поддерживает и поддерживает их в существовании...» [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Эвелинг, Фрэнсис. "Деизм." Католическая энциклопедия Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908 г., 15 июля 2019 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Энциклопедический словарь Вебстера, 1941 г.
- ^ «Катехизис Католической Церкви, §285» . Святой Престол . Проверено 1 января 2019 г.
- ^ Аль Креста , Опасности для веры: признание противников католицизма в 21 веке , «Наука и война с религией» (2013), стр. 95, ISBN 1592767257 .
- ^ Jump up to: а б Беттс, CJ (1984). Ранний деизм во Франции: от так называемых «déistes» Лиона (1564 г.) до «Философских писем» Вольтера (1734 г.) . Гаага; Бостон: Издательство M. Nijhoff. п. 3.
- ^ Даллес, Эйвери. "The Deist Miimum", First Things , январь 2005 г.
- ^ « Деизм », Католическая энциклопедия (1913).
- ^ «Daily TWiP — Испанская инквизиция сегодня казнит свою последнюю жертву в 1826 году» . 26 июля 2010 г. Проверено 8 июня 2013 г.
- ^ Доктрина познания в английской традиции , Контекст и размышления: Философия мира и человека . 3-4 2013 автор Сердечная Вера Владимировна
- ^ Рим и контрреформация в Скандинавии: эпоха Густава Адольфа и королевы Швеции Кристины , 1992, стр. 510
- ^ Декарт, Рене. (2009). Британская энциклопедия. Британская энциклопедия, расширенное издание 2009 г. Чикаго: Британская энциклопедия.
- ^ ГАУКРОГЕР, Стивен (1995). Декарт - Интеллектуальная биография . Oxford University Press Inc., Нью-Йорк: Clarendon Press. стр. 355–356. ISBN 978-0-19-823994-9 .
- ^ Деизм раскрыт. Или нападки на христианство, откровенно рассмотренные в их реальных достоинствах Филипом Скелтоном, том II (оглавление можно найти в томе I , 1751 г.).
- ^ Папа Лев XII Где сначала , §13, 5 мая 1824 г.
- ^ Грондельски, Джон. «Пятидесятница, деизм и секуляризм», Кризис , 5 июня 2017 г.
- ^ CCC §301
Атрибуция : содержит материалы из статей Pandeism .