Jump to content

Католическая церковь и деизм

Католицизм и деизм — две теологии, которые противостояли друг другу в вопросах роли Бога в мире. Деизм — это философская вера, которая утверждает, что, хотя Бог существует как беспричинная Первопричина , ответственная за создание вселенной, Бог не взаимодействует напрямую с этим впоследствии созданным миром. Поскольку деизм не является организованным, его приверженцы сильно расходятся во мнениях по важным вопросам веры, но все согласны отрицать значение откровения в христианских Писаниях и Преданиях. Деисты выступают против католицизма, либо рассматривая Священное Писание только как полезный моральный инструмент, либо отрицая: его божественный характер, непогрешимость Церкви и Традиций, а также достоверность его свидетельств как полного проявления воли Бога. Считается, что деизм впервые проявил себя в Англии ближе к концу XVII века. [1]

Описание

[ редактировать ]

Деист определяется как «Тот, кто верит в существование Бога или Высшего Существа, но отрицает богооткровенную религию , основывая свою веру на свете природы и разума». [2] Деисты обычно отвергают Троицу, воплощение, божественное происхождение и авторитет Библии, чудеса и сверхъестественные силы. Из-за индивидуалистической точки зрения, которую они занимают, трудно классифицировать писателей, внесших вклад в литературу английского деизма, как представителей какой-либо одной определенной школы, или сгруппировать вместе позитивные учения, содержащиеся в их произведениях, как какое-либо одно систематическое выражение согласующаяся философия. Не существует центрального органа, определяющего верования и практики деистов, что приводит к значительным различиям среди деистов. Многие деисты придерживались материалистических доктрин, а французские мыслители, которые позже развили идеи английских деистов, были почти исключительно материалистами. Другие довольствовались критикой церковного авторитета в учении о богодухновенности Священного Писания или факта внешнего откровения сверхъестественной истины, данной Богом человеку. [1] Деизм неизбежно подрывал личную религию иудео-христианской традиции. «С самого начала христианской вере бросали вызов ответы на вопрос о происхождении, которые отличались от ее собственных... Некоторые признают, что мир был создан Богом, но как часовщиком, который, однажды изготовив часы, , оставляет его самому себе (деизм)». [3]

В 2013 году католический писатель Аль Креста написал, что «механика Ньютона превращается в заводную вселенную деизма». [4]

Си Джей Беттс утверждает, что отчеты деистов в Лионе (Франция) предполагают, что происхождение термина «деизм» лежит в антитринитарном движении, которое в то время было важным явлением в религиозной жизни Европы. [5] Используя слово «деист», Верит, вероятно, имел в виду группу лионских антитринитаристов. В Англии деистическое движение кажется почти неизбежным следствием политических и религиозных условий того времени и страны. Эпоха Возрождения практически смела позднюю схоластику, а вместе с ней, в значительной степени, и конструктивную философию Средневековья. Протестантская Реформация в своем открытом восстании против власти католической церкви положила начало медленной революции, в которой должны были быть задействованы все религиозные претензии. Новая жизнь эмпирических наук, огромное расширение физического горизонта в таких открытиях, как астрономия и география, философское сомнение и рационалистический метод Декарта, пропагандируемый эмпиризм Бэкона, политические перемены того времени — все это вещи были факторами в подготовке и организации сцены, на которой критика в адрес религии откровения могла выйти вперед и сыграть свою роль. И хотя первые эссе деизма были несколько завуалированными и намеренно непрямыми в своих атаках на откровение, на революцию и последовавшую за ней гражданскую и религиозную свободу, на распространение критического и эмпирического духа, примером которого является философия Локка, Настало время для полной репетиции доводов против христианства, изложенных истеблишментом и сектами. Проблема частного суждения расколола протестантизм на множество конфликтующих сект. [1]

По словам Эйвери Даллеса , «деизм черпал свою жизненную силу в репрессивной политике религиозных учреждений, против которых он реагировал». [6]

Католическая энциклопедия (1913 г.) описывает католическую оппозицию деизму в этот период:

Деистическая тенденция прошла несколько более или менее четко определенных фаз. Против его наступления были собраны все возможные силы. Парламенты приняли это к сведению. Некоторые произведения деистов были публично сожжены. Епископы и духовенство истеблишмента отчаянно сопротивлялись этому. На каждую брошюру или книгу, написанную деистом, публике предлагалось сразу несколько «ответов» в качестве противоядия. Епископы направили пастырские письма своим епархиям, предупреждая верующих об опасности. «Модератор» Вулстона спровоцировал не менее пяти таких пастырских выступлений лондонского епископа. Все, что было церковно-официальным и респектабельным, было противопоставлено движению, а деисты вызывали всеобщее отвращение в самых жестких выражениях. [7]


Последним случаем казни инквизицией стал случай казни школьного учителя Каэтано Риполя , которого обвинила в деизме убывающая испанская инквизиция и повесила 26 июля 1826 года в Валенсии после двухлетнего суда. [8]

Католические философы, предвещающие деизм

[ редактировать ]

Помимо аверроистского движения 13-го века , Британская энциклопедия 1911 года определила следующих философов как людей, чьи труды предвещали деизм:

Католическое влияние на деизм

[ редактировать ]

Деизм опирается на телеологический аргумент в пользу существования Бога на основе его упорядоченного замысла. [9] Эта концепция, которая присутствовала как в классической философии, так и в Библии, также преподавалась в католицизме , например, в трудах Фомы Аквинского .

В своих «Размышлениях о первой философии» Рене Декарт приводит два доказательства существования Бога. Декарт считал себя набожным католиком. [10] и одной из целей « Размышлений» была защита католической веры. Однако его попытка обосновать богословские убеждения разумом встретила в свое время сильное сопротивление: Паскаль считал взгляды Декарта рационалистическими и механистическими и обвинял его в деизме . «Я не могу простить Декарта; во всей своей философии Декарт изо всех сил старался обходиться без Бога. Но Декарт не мог не подталкивать Бога, чтобы он привел мир в движение щелчком своих властных пальцев; Бог." [11] Декарт избегал богословских вопросов, ограничивая свое внимание доказательством отсутствия несовместимости между его метафизикой и богословской ортодоксальностью. [12] Позже картезианский дуализм укрепил естественное богословие во французском деизме XVIII века, особенно в трудах Клода Жильбера и анонимного военного философа . [5]

Ирландский протестантский священнослужитель XVIII века Филип Скелтон утверждал, что деисты и католики были союзниками в некоторых вопросах. В частности, они оба подвергли критике определенные договоренности с участием правительства и англиканской церкви. Скелтон отметил, что, хотя деисты иногда выступали против протестантских писателей, они никогда не выступали против них; писатели-деисты выступали против протестантских, а не католических писателей. Скелтон придерживался мнения, что некоторые деисты перед смертью перешли в католицизм. Скелтон чувствовал, что католики и деисты придерживаются схожих позиций в отношении авторитета Священного Писания, потворства порокам и даже чистилища. Скелтон также считал, что, поскольку протестанты и деисты в любом случае были в равной степени еретиками в глазах католиков, у них не было реальных причин отдавать предпочтение протестантам против деистов. Скорее, Скелтон считал, что католические апологеты предпочтут работать с деистами, чем с протестантами, поскольку легче обратить в свою веру того, кто уже является неверующим. В качестве аргумента Скелтон сослался на иезуитское образование выдающихся деистов. Мэтью Тиндал и Джон Толанд , а также отметили, что Пиллоньер когда-то сам был членом ордена иезуитов. [13]

Католическая точка зрения

[ редактировать ]

В 1824 году Папа Лев XII издал Ubi Primum, в котором обсуждался ряд проблем, от епископов, проживающих в своих епархиях, до популярности индифферентизма , который он также связывал с деизмом. «Нынешний индифферентизм дошел до утверждения, что все находятся на правильном пути. Сюда входят не только все те секты, которые, хотя и находятся за пределами католической церкви, на словах принимают откровение как основу, но также и те группы, которые отвергают идею божественного откровения. и исповедуют чистый деизм или даже чистый натурализм... Но терпимость, распространяющаяся на деизм и натурализм, которые отвергали даже древние еретики, никогда не может быть одобрена тем, кто пользуется своим разумом. [14]

Вопреки образу часовщика, католическая церковь учит, что творение — это продолжающаяся работа Бога, в которой участвует человек. [15] «При творении Бог не предоставляет Своих творений самим себе. Он не только дает им бытие и существование, но также в каждый момент поддерживает и поддерживает их в существовании...» [16]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Эвелинг, Фрэнсис. "Деизм." Католическая энциклопедия Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908 г., 15 июля 2019 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  2. ^ Энциклопедический словарь Вебстера, 1941 г.
  3. ^ «Катехизис Католической Церкви, §285» . Святой Престол . Проверено 1 января 2019 г.
  4. ^ Аль Креста , Опасности для веры: признание противников католицизма в 21 веке , «Наука и война с религией» (2013), стр. 95, ISBN   1592767257 .
  5. ^ Jump up to: а б Беттс, CJ (1984). Ранний деизм во Франции: от так называемых «déistes» Лиона (1564 г.) до «Философских писем» Вольтера (1734 г.) . Гаага; Бостон: Издательство M. Nijhoff. п. 3.
  6. ^ Даллес, Эйвери. "The Deist Miimum", First Things , январь 2005 г.
  7. ^ « Деизм », Католическая энциклопедия (1913).
  8. ^ «Daily TWiP — Испанская инквизиция сегодня казнит свою последнюю жертву в 1826 году» . 26 июля 2010 г. Проверено 8 июня 2013 г.
  9. ^ Доктрина познания в английской традиции , Контекст и размышления: Философия мира и человека . 3-4 2013 автор Сердечная Вера Владимировна
  10. ^ Рим и контрреформация в Скандинавии: эпоха Густава Адольфа и королевы Швеции Кристины , 1992, стр. 510
  11. ^ Декарт, Рене. (2009). Британская энциклопедия. Британская энциклопедия, расширенное издание 2009 г. Чикаго: Британская энциклопедия.
  12. ^ ГАУКРОГЕР, Стивен (1995). Декарт - Интеллектуальная биография . Oxford University Press Inc., Нью-Йорк: Clarendon Press. стр. 355–356. ISBN  978-0-19-823994-9 .
  13. ^ Деизм раскрыт. Или нападки на христианство, откровенно рассмотренные в их реальных достоинствах Филипом Скелтоном, том II (оглавление можно найти в томе I , 1751 г.).
  14. ^ Папа Лев XII Где сначала , §13, 5 мая 1824 г.
  15. ^ Грондельски, Джон. «Пятидесятница, деизм и секуляризм», Кризис , 5 июня 2017 г.
  16. ^ CCC §301

Атрибуция : содержит материалы из статей Pandeism .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cd54d9f18442573d3907fea8a4de9d5b__1721205360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/5b/cd54d9f18442573d3907fea8a4de9d5b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Catholic Church and deism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)