Пандеизм в Азии
Деизм |
---|
Часть серии о |
Теизм |
---|
Пандеизм (или пандеизм ), теологическая доктрина , которая объединяет аспекты пантеизма в деизм и утверждает, что божество-создатель стало вселенной и перестало существовать как отдельная и сознательная сущность, [1] [2] [3] Как отмечалось различными авторами, оно охватывает многие религиозные верования, встречающиеся в Азии , причем примеры в основном взяты из Индии и Китая . [4] [5] [6] [7]
Пандеизм в Китае
[ редактировать ]Физик и философ Макс Бернхард Вайнштейн в своей работе 1910 года Welt- und Lebensansschauungen, Hervorgegangen aus Religion, Philosophie und Naturerkenntnis («Взгляды на мир и жизнь, вытекающие из религии, философии и восприятия природы») представил самое широкое и далеко идущее исследование. пандеизма, написанные к этому моменту. Вайнштейн обнаружил разновидности пандеизма в религиозных взглядах, распространенных в Китае . [4] особенно в отношении даосизма , выраженного Лао-Цзы . [8]
Пандеизм (по китайски - пандеизм ) [9] был описан Вэнь Чи в лекции в Пекинском университете как воплощение «главной черты китайской философской мысли», заключающейся в том, что «между человеком и божественным существует гармония, и они равны». [7] Чжан Дао Куй (张道葵) из Китайского университета Трех ущелий предположил, что искусство района Трех ущелий Китая находится под влиянием «представления романтической сущности, которая создается при объединении грубой простоты с естественной красотой, о которой говорит пандизм». [10] Литературный критик Ван Цзюнькан (王俊康) писал, что в китайской народной религии, изложенной в ранних романах известного народного писателя Е Мэй (叶梅), [11] «Романтический дух пандеизма можно увидеть повсюду». [12] Ван Цзюнькан дополнительно пишет об описаниях Е Мэй «поклонения воспроизводству в условиях пандеизма, что демонстрируется в романтических песнях, которые поют деревенские жители, чтобы показать сильный импульс жизненной силы и человечности, а также красоту дикой природы». [13] Было отмечено, что автор Шэнь Цунвэнь объяснил своего рода истерию , которая «поражает тех молодых девушек, которые совершают самоубийство , прыгнув в пещеры - «луодун» 落洞», «репрессивной местной военной культуре, которая навязывает женщинам строгие сексуальные кодексы, и влияние пандеизма среди народа мяо », поскольку «для нимфоманки прыжок в пещеру ведет к окончательному союзу с богом пещеры» (пещера является метафорой самой смерти). [14]
Пандеизм в Индии
[ редактировать ]В 1833 году религиозный деятель Годфри Хиггинс в своем «Анакалипсисе» выдвинул теорию , что «пандеизм был доктриной, принятой как буддистами , так и браминами ». [6] В 1896 году историк Густаво Узиелли описал население мира как находящееся под влиянием «сверхчеловеческого идеализма в христианстве , античеловеческого нигилизма в буддизме и зарождающегося, но растущего пандизма в индийском брахманизме». [15] Но в следующем году преподобный Генри Грэттан Гиннесс критически написал, что в Индии «Бог есть все, и все есть Бог, и, следовательно, всему можно поклоняться… Ее пандеизм — это столпотворение». [16] Точно так же двадцатью годами ранее, в 1877 году, перуанский ученый и историк Карлос Виссе Портокарреро написал в эссе под названием «Философские системы Индии» , что в этой стране « метафизика пандеистична и вырождается в идеализм ». [17]
Немецкий физик-философ Макс Бернхард Вайнштейн также обнаружил, что пандеизм преобладает в Индии , особенно в индуистской Бхагавад-Гите . [5] В 2014 году немецкий политический философ Юрген Хартманн заметил, что индуистский пандеизм (наряду с вегетарианством ) способствовал трениям с монотеистическим исламом . [18] В 2019 году швейцарский мыслитель Джеймс Б. Глаттфельдер написал, что «в индуизме понятие лилы сродни понятию пандеизма». [19] В недуалистических философских школах индийской философии Лила — это способ описания всей реальности , включая космос , как результат творческой игры божественного абсолюта ( Брахмана ). В дуалистических школах вайшнавизма Лила относится к деятельности Бога и его преданного, а также к макрокосмическим действиям проявленной вселенной, как это видно из вайшнавского писания Шримад Бхагаватам , стих 3.26.4: [20]
Пандеизм в других странах Азии
[ редактировать ]Вайнштейн также обнаружил, что взгляды японского -неоконфуцианца философа 17-го века Ямазаки Ансая , который поддерживал космологию универсальной взаимной взаимосвязанности, особенно созвучны пандизму. [21] Поскольку космологически все взаимосвязано, Ансай считал, что действия человека (аналогично современной теории хаоса) влияют на всю Вселенную. Он подчеркнул конфуцианскую концепцию Великого обучения , в которой действия человека (центр серии концентрических кругов) распространяются наружу, к семье, обществу и, наконец, к космосу.
Чарльз Ансельм Болтон , бывший католический священник, покинувший католическую церковь, чтобы преподавать доктрины Реформации , упомянул о пандеизме в Азии в статье 1963 года « За пределами экуменического: пандеизм?» , опубликованное в журнале «Христианство сегодня» , евангелистско-христианском журнале, основанном преподобным Билли Грэмом . [22] В статье Болтон обратился к роли Азии в отношениях между христианством и пандезизмом , утверждая, что католическая церковь намеревалась использовать пандеизм как своего рода зонтичную систему убеждений, под которой можно приблизить религии Азии к католицизму . [22] Болтон отмечает, что «для тех, кто знаком с историей римско-католических миссий последних столетий, идея братания с восточными религиями не является совершенно новой» и что «чтобы объединиться с индуистами и буддистами, христиане должны исследовать скрытую реальность — высшая реальность», бесконечный, абсолютный, вечный, всепроникающий дух, которым отмечен религиозный опыт Востока. [22]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Шон Ф. Джонстон (2009). История науки: Руководство для начинающих . Публикации Oneworld . п. 90 . ISBN 978-1-85168-681-0 .
В своей наиболее абстрактной форме деизм не может пытаться описать характеристики такого невмешательства творца или даже то, что Вселенная идентична Богу (вариант, известный как пандеизм).
- ^ Пол Брэдли (2011). Эта странная, насыщенная событиями история: философия смысла . Издательство Алгора. п. 156. ИСБН 978-0875868769 .
Пандеизм сочетает в себе концепции деизма и пантеизма с богом, который создает вселенную, а затем становится ею.
- ^ Алан Х. Доу (2011). Франшиза Бога: теория всего . Life Magic Publishing (самоиздание). п. 48. ИСБН 978-0473201142 .
Пандеизм: это вера в то, что Бог создал вселенную, теперь един с ней и поэтому больше не является отдельной сознательной сущностью. Это сочетание пантеизма (Бог тождествен вселенной) и деизма (Бог создал вселенную, а затем удалил Себя).
- ^ Перейти обратно: а б Макс Бернхард Вайнштейн , «Взгляды на мир и жизнь, вытекающие из религии, философии и восприятия природы» (1910), стр. 121: «Поэтому неправильно, если «взгляды китайцев приравниваются скорее к взглядам примитивных народов; на самом деле принадлежат пандеизму, а не пананимизму, а именно дуалистическому».
- ^ Перейти обратно: а б Макс Бернхард Вайнштейн , «Взгляды на мир и жизнь, возникающие из религии, философии и восприятия природы» (1910), стр. 213: «Позже мы увидим, что индийцы также учили пандизму. В этом учении конечное состояние состоит из вхождения в божество, о котором идет речь, Брахма или Вишну. Это то, что Кришна-Вишну говорит в Бхагавад-Гите после многих учений о совершенном существовании»; стр. 229: «Пандеизм более выражен среди индейцев».
- ^ Перейти обратно: а б Годфри Хиггинс (1833). Анакалипсис: попытка сорвать завесу Сайтической Исиды: или исследование происхождения языков, наций и религий . п. 439. ИСБН 1-56459-273-1 .
Я склонен думать, что этот пандеизм был доктриной, принятой как буддистами, так и браминами.
- ^ Перейти обратно: а б Вэнь Чи (2002). , Лекции в Пекинском университете: размышления об ауре стр . 121. ISBN. 7800056503 .Здесь
человек и природа равны и гармоничны, а это означает, что они пантеистичны или атеистичны, что является основной чертой китайской гуманистической мысли. : « Перевод Здесь существует гармония между человеком и божественным, и они равны, то есть либо пандеизм, либо атеизм, что является основной чертой китайской философской мысли.
- ^ Макс Бернхард Вайнштейн , Взгляды на мир и жизнь, выходящие из религии, философии и восприятия природы (1910), страницы 234-235: «Пандеистические намеки можно найти, как само собой разумеющееся, и у многих других народов. Даосизм китайцев В той форме, которую дал ему Лао-цзы, можно было бы включить сюда, если бы оно также не было частью натурализма, поскольку оно уделяет больше внимания природе, чем божеству. Упоминания в этом месте должно быть достаточно, тем более, что такие предложения, как: «Все возникло из Дао, все возвращается в Дао» не имеет большого значения для нашего вопроса».
- ^ Определение пандеизма ( pandeism , fànzìránshénlùn ) из CEDICT , 1998: «пандеизм, теологическая теория, согласно которой Бог создал Вселенную и стал единым целым с ней».
- ^ Чжан Дао Куй, Университет Трех Ущелий, Гуманитарный факультет, факультет китайского языка, провинция Хубэй (2001), выпуски 1–12 , стр. 65. Неизвестный идентификатор: DHgyAQAAIAAJ.
О романтическом духе. Художественный элемент культуры Трех ущелий — это уникальный идеальный романтический дух, простой и грубый, великолепный и странный. Он также утонченный, идеальный, полный тоски и стремления к идеальной жизни.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Аннотация писателя叶梅 (Е Мэй) .
- ^ Ван Цзюнькан (2007), , Специальный сборник Е Мэй стр . 188. ISBN. 978-7811083156 ...
можно увидеть повсюду в ранних романах Е Мэй Романтический дух пантеизма . Его цель - пропагандировать человеческую природу и пантеизма свободу человеческой природы в условиях : « . Перевод В ранних романах Е Мэй повсюду можно увидеть романтический дух пандеизма, направленный на защиту человечества, защиту индивидуальной человеческой свободы в условиях пандеизма.
- ^ Ван Цзюнькан (2007), , Специальный сборник Е Мэй стр . 177. ISBN. 978-7811083156 .В
культуре Сайу в «Сайю на реке Лодке-Драконе» «Сайю» также называют «Сайю», «Сайе» и «Саэрхао». Это символ поклонения плодородию, который растет в рамках общеприродной культуры. Теология Феномен дикости относится к дикой красоте, проявленной в сильном жизненном порыве и раскрытии человеческой природы в любовных песнях Туцзя. : « Перевод В «Распространении беспокойства на реке лодок-драконов» сан юй , также известный как сан ян , сан йе и сан эр ху , — это слова, используемые для обозначения поклонения воспроизводству в эпоху пандеизма, как показано в романтических песни, которые поют деревенские жители, чтобы показать сильный импульс жизненной силы и человечности, а также красоту дикой природы.
- ↑ Природа, женщина и лирическая двусмысленность в произведениях Шэнь Цунвэня , Цзивэй Сяо, Rocky Mountain Review , том 67, номер 1, весна 2013 г., стр. 41-60, 55.
- ^ Густаво Узиелли (1896). Исследования вокруг Леонардо да Винчи . Лешер. п. хххв.
Несомненно то, что эта концепция образует одну из фундаментальных моральных основ религиозных людей, члены которых составляют более двух третей населения мира, и при этом на нее влияет особая природа каждого из них, то есть сверхчеловеческий идеализм. в христианстве — античеловеческим нигилизмом в буддизме и эклектичным пандеизмом в зарождающемся, но развивающемся индийском брахмоизме; и к этим убеждениям, которые допускают идеальный принцип всеобщего братства...» Перевод : «Несомненно, эта концепция формирует фундаментальные моральные основы религий, чьи кабельные маркеры имеют более двух третей населения мира, в то время как особое влияние на способности каждого из них, сверхчеловеческий идеализм в христианстве, античеловеческий нигилизм в буддизме и зарождающийся, но растущий пандеизм в индийском брахманизме; и тех, кто признает идеальный принцип всеобщего братства...
- ^ Генри Грэттан Гиннесс , « Первые впечатления от Индии », в книге Джона Харви Келлогга и Международной ассоциации здоровья и трезвости, «Медицинский миссионер» (1897), страницы 125-127.
- ^ Карлос Виссе Портокарреро , Индии» «Философские системы , ноябрь 1877 г., часть V: «Метафизика пандеистична и вырождается в идеализм».
- ^ Юрген Хартманн [на немецком языке] (2014). Религия в политике: Иудаизм, Христианство, Ислам [ Религия в политике: Иудаизм, Христианство, Ислам ]. п. 237. ИСБН 978-3658047313 .
Несмотря на то, что мусульмане в большом городе строили свои собственные закрытые маленькие миры, всегда существовали трения с обществом, составляющим индуистское большинство: кастовая система против эгалитаризма мусульман, потребление мяса мусульманами против вегетарианства индуистов, монотеизм мусульман против пандеизма и почитание святых среди индусов». Перевод : «Они хотят построить свои замкнутые маленькие мирки в великом городе мусульман, но они снова и снова вступают в трения с обществом, составляющим большинство индусов: кастовая система против эгалитаризма мусульман, потребление мяса мусульман против вегетарианства индуистов, монотеизм мусульман против пандеизма и почитание святых среди индуистов».
- ^ Джеймс Б. Глаттфельдер, Информация — Сознание — Реальность: как новое понимание Вселенной может помочь ответить на извечные вопросы существования (2019), стр. 534.
- ^ Запись в Vedabase SB 3.26.4. Архивировано 1 июля 2015 г. на Wayback Machine.
- ^ Макс Бернхард Вайнштейн, Взгляды на мир и жизнь, выходящие из религии, философии и восприятия природы (1910), стр. 235: «Говорят, что японцы были одним из самых важных философов Ямадзаки-Ансай, жившего примерно в середине семнадцатого века. , развито: «Бог есть сущность всех вещей и пронизывает небеса и землю». Это звучит пандеистично, но это также можно понимать и метафорически, поскольку мы делаем подобные высказывания от Бога.
- ^ Перейти обратно: а б с Чарльз Ансельм Болтон , « За пределами экуменического: пандеизм? », «Христианство сегодня» , 1963, стр. 21.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пандеизм в индуизме Роберта Г. Брауна (отрывок из «Теоремы о Боге»)
- Пандеизм в буддизме Роберта Г. Брауна (отрывок из «Теоремы о Боге»)
- Пандеизм в бахаи Роберта Г. Брауна (отрывок из «Теоремы о Боге»)