Список деистов
Это неполный список людей, которые были отнесены к категории деистов , вера в божество, основанная только на естественной религии , или вера в религиозные истины, открытые людьми в процессе рассуждений, независимо от какого-либо откровения через Священные Писания или пророков . Они были выбраны за их влияние на деизм или за их известность в других областях.
Родился до 1700 г.
[ редактировать ]- Анаксагор (ок. 500–428 до н. э.), греческий философ-досократик. [1]
- Аль-Маарри (973–1058) был слепым арабским философом, поэтом и писателем, а также противоречивым рационалистом. [2]
- Леонардо да Винчи (1452–1519), итальянский эрудит эпохи Возрождения : художник, скульптор, архитектор, музыкант, учёный, математик, инженер, изобретатель, анатом, геолог, картограф , ботаник и писатель. В некоторых источниках описывается как деист. [3] [4] большинство историков считали его католиком . [5]
- Эдвард Герберт, 1-й барон Герберт Чербери (1583–1648), британский солдат, дипломат, историк, поэт и религиозный философ. [6]
- Готфрид Лейбниц (1646–1716), немецкий математик и философ. Он наиболее известен тем, что разработал исчисление бесконечно малых независимо от Исаака Ньютона , и его математические обозначения широко использовались с момента их публикации. Его также называли христианином. [7] [8]
- Мэтью Тиндал (1657–1733), скандальный английский писатель, чьи работы оказали влияние на мышление эпохи Просвещения. [9]
- Вольтер (1694–1778), французский писатель и философ эпохи Просвещения. [10]
- Уильям Хогарт (1697–1764), английский художник, художник и новатор-карикатурист. [11]
- Колин Маклорен (1698–1746), шотландский математик, внесший важный вклад в геометрию и алгебру. Ряд Маклорена, частный случай ряда Тейлора , назван в его честь. [12]
Родился 1700–1800 гг.
[ редактировать ]- Бенджамин Франклин (1706–1790), американский эрудит; один из отцов-основателей США [13]
- Эмили дю Шатле (1706–1749), французский математик, физик и писатель эпохи Просвещения. Ее главным достижением считается перевод и комментарий к Исаака Ньютона работе Principia Mathematica . [14]
- Михаил Ломоносов (1711–1765), русский эрудит , учёный и писатель, внесший важный вклад в литературу, образование и науку. Среди его открытий была атмосфера Венеры . Сферами его наук были естествознание , химия , физика , минералогия , история, искусство, филология , оптические приборы и другие. Ломоносов также был поэтом и оказал влияние на формирование современного русского литературного языка . [15] [16]
- Жан ле Рон д'Аламбер (1717–1783), французский математик, механик, физик, философ и теоретик музыки. соредактором Энциклопедии вместе с Дидро Дени Он также был . [17]
- Адам Смит (1723–1790), шотландский философ и экономист; считается отцом современной экономики [18]
- Джеймс Хаттон (1726–1797), шотландский врач, геолог, натуралист, производитель химикатов и земледельец-экспериментатор. Его работа помогла заложить основы современной геологии. Его теории геологии и геологического времени, также называемые глубоким временем, стали частью теорий, получивших название плутонизма и униформизма . [19] [20]
- Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781), немецкий писатель, философ, драматург, публицист и искусствовед. [21]
- Моисей Мендельсон (1729–1796), немецкий философ, влиятельный в еврейской Хаскале. [22]
- Джордж Вашингтон (1732–1799), американский солдат, государственный деятель и отец-основатель, который был первым президентом Соединенных Штатов с 1789 по 1797 год. [23]
- Джеймс Уотт (1736–1819), шотландский изобретатель и инженер-механик, чьи усовершенствования паровой машины Ньюкомена сыграли фундаментальную роль в изменениях, принесенных промышленной революцией как в его родной Великобритании, так и в остальном мире. [24] [25]
- Томас Пейн (1737–1809), английский памфлетист, революционер, радикал, изобретатель и интеллектуал, один из отцов-основателей Соединенных Штатов. [26]
- Итан Аллен (1738–89), один из первых американских революционеров и лидер партизан. [27]
- Томас Джефферсон (1743–1826), автор Библии Джефферсона , американский отец-основатель, главный автор Декларации независимости США и третий президент Соединенных Штатов. [28] [29] [30]
- Жан-Батист Ламарк (1744–1829), французский натуралист. Он был солдатом, биологом, академиком и одним из первых сторонников идеи о том, что эволюция происходит и протекает в соответствии с законами природы. [31]
- Иоганн Адам Вейсгаупт (1748–1830), баварский философ, профессор канонического права и основатель иллюминатов . [32]
- Джеймс Мэдисон (1751–1836), «отец Конституции Соединенных Штатов », один из отцов-основателей Соединенных Штатов и 4-й президент Соединенных Штатов. [33]
- Джеймс Монро (1758–1831), отец-основатель Соединенных Штатов и пятый президент Соединенных Штатов ; занимал различные другие должности в правительстве Соединенных Штатов. Монро почти никогда не обсуждала религию, но использовала в своих выступлениях язык деистов и была масоном , который в то время в основном был деистами. [34]
- Фридрих Шиллер (1759–1805), немецкий поэт, философ, историк и драматург. [35]
- Максимилиан Робеспьер (1758–1794), французский революционер и юрист. [36]
- Элиху Палмер (1764–1806), американский писатель и защитник деизма. [37]
- Карл Фридрих Гаусс (1777–1855), немецкий математик и физик, внесший значительный вклад во многие области, включая теорию чисел , статистику, анализ, дифференциальную геометрию , геодезию , геофизику , электростатику , астрономию и оптику . [38] [39] [40] [41] [42]
- Хамфри Дэви (1778–1829), британский химик и изобретатель. [43]
- Чарльз Лайель (1797–1875), британский юрист и выдающийся геолог своего времени. Он наиболее известен как автор «Принципов геологии» , которые популяризировали Джеймса Хаттона концепции униформизма . [44]
Родился 1800–1900 гг.
[ редактировать ]- Виктор Гюго (1802–1885), французский писатель, художник, деятель и государственный деятель. [45]
- Уильям Ллойд Гаррисон (1805–1879), американский аболиционист, журналист и социальный реформатор. Он наиболее известен как редактор аболиционистской газеты The Liberator и был одним из основателей Американского общества борьбы с рабством . Он выступал за «немедленное освобождение» рабов в Соединенных Штатах. [46]
- Лисандер Спунер (1808–1887), американский анархист, философ и аболиционист. [47]
- Хенрик Вергеланд (1808–1845), норвежский поэт и теолог (по самоопределению).
- Авраам Линкольн (1809–1865), шестнадцатый президент США. Он никогда не присоединялся ни к одной церкви, и его называли «христианским деистом». В молодости он был религиозно скептически настроен и иногда высмеивал сторонников возрождения. В ранние годы Линкольн любил читать произведения деистов, таких как Томас Пейн и Вольтер . Он составил брошюру, включающую такие идеи, но не опубликовал ее. После того, как обвинения во враждебности к христианству едва не стоили ему баллотировки в Конгресс, он сохранил свои неортодоксальные убеждения в тайне. Джеймс Адамс назвал Линкольна деистом. Сообщается, что в 1834 году он написал рукописное эссе, бросающее вызов христианству, по образцу книги Пейна «Век разума» , которую друг якобы сжег, чтобы защитить его от насмешек. Похоже, он верил во всемогущего Бога, который формировал события и к 1865 году выражал эти убеждения в крупных речах. [ нужна ссылка ]
- Жюль Верн (1828–1905), французский писатель, основоположник жанра научной фантастики в Европе. Он наиболее известен своими романами «Двадцать тысяч лье под водой» , «Путешествие к центру Земли » и «Вокруг света за восемьдесят дней» . [48] [49] [50] [51]
- Дмитрий Менделеев (1834–1907), русский химик и изобретатель. Ему приписывают создателя первой версии периодической таблицы элементов. [52]
- Саймон Ньюкомб (1835–1909), канадско-американский астроном и математик. [53]
- Марк Твен (1835–1910), американский писатель и юморист. [45]
- Альфред М. Майер (1836–1897), американский физик. [54]
- Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914), американский философ, логик, математик и учёный, иногда известный как «отец прагматизма ». Он получил образование химика и проработал учёным 30 лет. Сегодня его ценят главным образом за его вклад в логику, математику, философию, научную методологию и семиотику , а также за основание прагматизма. [55]
- Людвиг Больцман (1844–1906), австрийский физик, известный своим основополагающим вкладом в области статистической механики и статистической термодинамики . [56] [57]
- Томас Альва Эдисон (1847–1931), американский изобретатель и бизнесмен. [58]
- Макс Планк (1858–1947), немецкий физик, считается основателем квантовой теории. [59]
- Хосе Ризал (1861–1896), филиппинский патриот, философ, врач, поэт, журналист, прозаик, политолог, художник и полиглот . Считается одним из самых важных героев и мучеников Филиппин, чьи труды и казни способствовали разжиганию Филиппинской революции . Его также считают первым современным ненасильственным сторонником свободы в Азии. [60]
- Эрнест Резерфорд (1871–1937), новозеландский химик и «отец» ядерной физики , получивший Нобелевскую премию по химии в 1908 году «за исследования распада элементов и химии радиоактивных веществ». [61] [62] [63]
- Макс Борн (1882–1970), немецко-британский физик и математик, сыгравший важную роль в развитии квантовой механики . Он также внес вклад в физику твердого тела и оптику и руководил работами ряда известных физиков в 1920-х и 30-х годах. Борн получил Нобелевскую премию по физике 1954 года (совместно с Вальтером Боте ). [64] [65]
- Герман Вейль (1885–1955), немецкий математик и физик-теоретик. [66]
Родился после 1900 года.
[ редактировать ]- Вольфганг Паули (1900–1958), австрийский физик-теоретик. В 1945 году он получил Нобелевскую премию по физике . Он наиболее известен своими работами по принципу Паули и теории спина . [67] [68]
- Луис Уолтер Альварес (1911–1988), американский физик-экспериментатор и изобретатель, проведший почти всю свою долгую профессиональную карьеру на факультете Калифорнийского университета в Беркли . Он был удостоен Нобелевской премии по физике в 1968 году и получил более 40 патентов, некоторые из которых привели к созданию коммерческих продуктов. [69]
- Мартин Гарднер (1914–2010), американский популярный писатель-математик и научный писатель, специализирующийся на развлекательной математике , но с интересами, охватывающими микромагию , сценическую магию , литературу (особенно произведения Льюиса Кэрролла и Г. К. Честертона ), философию, научный скептицизм и религию. [70]
- Энтони Флю (1923–2010), британский философ-аналитик и известный бывший атеист; в последние годы своей жизни он открыто примкнул к деизму. [71] что признал существование Разумного Создателя вселенной и заявил , , Аристотелевского Бога . [71]
- Уолтер Кон (1923–2016), американский физик-теоретик австрийского происхождения. он был удостоен Вместе с Джоном Поплом Нобелевской премии по химии в 1998 году. [72]
- Хариш-Чандра (1923–1983), индийский математик, проделавший фундаментальную работу в области теории представлений , особенно гармонического анализа полупростых групп Ли . [73]
- Нил Армстронг (1930–2012), американский НАСА астронавт , летчик-испытатель , аэрокосмический инженер , профессор университета, летчик ВМС США и первый человек, ступивший на Луну . [74]
- Джеймс Хекман (род. 1944), американский экономист, получивший в 2000 году Нобелевскую премию по экономике за новаторские работы в области эконометрики и микроэкономики . [75]
- Родриго Дутерте (1945 г.р.), 16-й президент Филиппин. [76] [77] [78] [79]
- Пол Дэвис (1946 г.р.), британский физик, научный писатель и телеведущий [80]
- Ник Кейв (1957 г.р.), австралийский музыкант, автор песен, поэт, писатель и актер. [81] [82]
- Бретт Гуревиц (1962 г.р.), гитарист и автор песен американской панк-рок-группы Bad Religion [83]
- Тэмми Дакворт (1968 г.р.), сенатор США от Иллинойса, член Палаты представителей США , Национальной гвардии армии подполковник [84]
- Хармони Корин (1973 г.р.), американский кинорежиссер, продюсер, сценарист и писатель. [85]
- Розалия (1992 г.р.) испанская певица.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Фергюсон (ред.). Платон: Республика, книга X. Тейлор и Фрэнсис. п. 15.
Анаксагор был типичным деистом.
- ↑ Традиции свободомыслия в исламском мире. Архивировано 14 февраля 2012 года в Wayback Machine Фредом Уайтхедом ; также цитируется у Сирила Гласса (2001), «Новая энциклопедия ислама» , стр. 278. Роуман Альтамира.
- ^ Ходапп, Кристофер; Элис фон Кэннон (2007). Кодекс тамплиеров для чайников . Джон Уайли и сыновья. п. 256. ИСБН 9780470127650 .
Да Винчи определенно был эзотерическим персонажем и человеком контрастов; внебрачный сын, получивший известность; ранний деист, который поклонялся совершенной машине природы до такой степени, что не ел мяса, но который сделал свой первый большой резонанс, создавая военное оружие; известный художник, который не очень любил рисовать и часто не заканчивал их, приводя в ярость своих клиентов; и прирожденный инженер, который не любил ничего, кроме того, что часами придумывал новые изобретения всякого рода.
- ^ Мюнц, Юджин (2011). Леонардо да Винчи . Паркстоун Интернэшнл. п. 80. ИСБН 9781780422954 .
Начнем с того, что даже если бы можно было доказать (а это как раз один из самых спорных моментов), что Леонардо порвал с учением католической церкви, все равно было бы несомненно, что он был деистом, а не атеистом. или материалист.
- ^ Чжу, Чжэньу; Чжан, Айпин (2016). Безумие Дэна Брауна: анализ его формулы триллера . Издательство Кембриджских ученых . п. 227. ИСБН 9781443894159 .
но подавляющее большинство историков считали его католиком
- ^ «Герберт Чербери, Эдвард [Интернет-энциклопедия философии]» . Iep.utm.edu. 16 апреля 2001 года . Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ «В комментарии к Шефтсбери, опубликованном в 1720 году, Готфрид Вильгельм Лейбниц, философ-рационалист и математик, принял деистическую концепцию Бога как разумного Создателя, но отказался от утверждения, что бог, который назначает наказания, является злом». Андреас Софрониу, Моральная философия, от Гиппократа до 21-го эона , стр. 197.
- ^ «В соответствии с либеральными взглядами Просвещения, Лейбниц был оптимистом в отношении человеческого мышления и научного прогресса (Поппер 1963, стр.69). Хотя он был большим читателем и поклонником Спинозы, Лейбниц, будучи убежденным деистом, решительно отверг пантеизм Спинозы: Бог и природа для Лейбница были не просто двумя разными «ярлыками» для одной и той же «вещи». Шелби Д. Хант, « Противоречие в теории маркетинга: разум, реализм, истина и объективность» (2003). страница 33.
- ^ «Человек Иисус и христианский деизм» . Онр.com. 31 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2006 г. Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ «Всемирный союз деистов» . Архивировано из оригинала 8 июня 2009 года . Проверено 2 мая 2014 г.
- ^ «Биография Альфреда Адлера из основных известных людей - биографии знаменитостей и других известных людей» . Основные известные люди. 28 мая 1937 года . Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ Репчек, Джек (2010). Человек, который нашел время: Джеймс Хаттон и открытие древности Земли . Прочтите HowYouWant.com. п. 58. ИСБН 9781458766625 .
Но Маклорен оказал на Хаттона еще одно важное влияние. Маклорен был деистом, человеком, который верил в Бога-творца, Бога, который спроектировал и построил вселенную, а затем привел Свое творение в движение (но не вмешивался в повседневную работу системы или действия людей). .
- ^ Автобиография Бенджамина Франклина с сайта Earlyamerica.com
- ^ «Эмили дю Шатле 1706–1749» . Литературная критика (1400–1800) . Гейл Сенгедж. 2004 . Проверено 27 мая 2013 г.
Хотя ее перевод «Мандевиля» при ее жизни не читался, за исключением ее сверстников, эта работа была хорошо знакома Вольтеру, который находился под сильным влиянием нее при написании своего собственного «Трактата о метафизике». В соответствии с философскими тенденциями того времени она начала работу над грамматикой, незаконченную Grammaire raisonné, и применила свои мысли о деизме и метафизике к изучению Библии, в результате чего появился неопубликованный Examen de la Genese (который можно перевести как как «Исследование Бытия»). Оба исследования отражают стремление Дю Шатле к Просвещению применять науку и разум ко всем аспектам человеческой жизни, включая язык и религию.
- ^ Галина Евгеньевна Павлова; Александр Сергеевич Федоров (1980). Михаил Васильевич Ломоносов: его жизнь и деятельность . Мир. п. 161.
Атеистическое направление научного и художественного творчества Ломоносова не всегда было последовательным. Его мировоззрение, как и многих других представителей эпохи Просвещения, обладало элементами деизма, согласно которому Бог, создав Вселенную, не взял на себя никакого контроля над ее развитием, подчиняющимся законам природы. Деизм Ломоносова не был случайным фактором. Как метко выразился Карл Маркс, для многих материалистов XVII–XVIII веков деизм был самым удобным и простым способом отказаться от религии.
- ^ Эндрю Кан (2008). Лирический интеллект Пушкина . Издательство Оксфордского университета. п. 130 . ISBN 9780191552939 .
Никаких атеистических выводов из «Сферы дня зашло», которые могли бы обратить вспять ломоносовский деизм, не возникает, но стихотворение по-прежнему вторгается в болезненный разрыв между человеком и природой.
- ^ «Граница между деизмом и атеизмом среди философов часто была довольно размытой, о чем свидетельствует Le Rêve de d'Alembert (написанная в 1769 году; «Сон Даламбера»), в которой описывается дискуссия между двумя «отцами «Энциклопедии: деист Жан Ле Рон д'Аламбер и атеист Дидро». Андреас Софрониу, Моральная философия, от Гиппократа до 21-го эона , стр. 197.
- ↑ Некролог Адама Смита в Times.
- ^ МакКорммах, Рассел (2004). Спекулятивная истина: Генри Кавендиш, натурфилософия и развитие современной теоретической науки . Издательство Оксфордского университета. п. 29 . ISBN 9780195160048 .
Джеймс Хаттон, деист, считал, что природа самоподдерживающаяся, не нуждающаяся в постоянной помощи Бога, и что законы природы имманентны миру.
- ^ Джон Л. Хейлброн, изд. (2003). «Хаттон, Джеймс». Оксфордский справочник по истории современной науки . Издательство Оксфордского университета. п. 387. ИСБН 9780199743766 .
Будучи деистом в религии, он считал, что вселенной управляет могущественное и доброжелательное божество, и считал библейские чудеса баснями.
- ^ «Bartleby.com: отличные книги в Интернете – цитаты, стихи, романы, классика и сотни других» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2009 года . Проверено 23 декабря 2005 г.
- ^ «Реформистский иудаизм и связь с деизмом» . Салливан-county.com . Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ Чернов, Рон (2010). Вашингтон: Жизнь . Пингвин Пресс. ISBN 9781594202667 . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ Маккейб, Джозеф (1945). Биографический словарь древних, средневековых и современных вольнодумцев . Публикации Холдемана-Юлиуса . Проверено 30 июня 2012 г.
- ^ Дикинсон, Генри Винрам ; Дженкинс, Рис; Празднование Комитета столетия Ватта (1927). Джеймс Ватт и паровой двигатель: мемориальный том, подготовленный к празднованию столетия Комитета Ватта в Бирмингеме в 1919 году . Кларендон пресс. п. 78.
Трудно сказать что-либо о религиозных убеждениях Уотта, кроме того, что он был деистом.
- ^ «Справочник по современной истории: Томас Пейн: о религии деизма по сравнению с христианской религией» . Фордхэм.edu . Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ Аллен, Итан (1784). «Разум: Единственный оракул человека» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2004 года . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ «Религиозные убеждения Джефферсона» . monticello.org . Фонд Томаса Джефферсона, Inc. Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ Майкл Корбетт и Джулия Митчелл Корбетт, Политика и религия в Соединенных Штатах (1999), с. 68
- ^ Даллес, Эйвери (январь 2005 г.). «Деистский минимум» . Первые дела (149): 25 и далее. Архивировано из оригинала 30 декабря 2010 года . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ Делюмо, Жан; О'Коннелл, Мэтью (2000). История рая: Эдемский сад в мифах и традициях . Издательство Университета Иллинойса. п. 223. ИСБН 9780252068805 .
Подобно Эразму Дарвину и в отличие от Кабаниса, Ламарк был деистом.
- ^ «Цитата Адама Вейсгаупта» .
- ^ «VQR «Религия Джеймса Монро» . Vqronline.org . Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ Холмс, Дэвид (12 декабря 2003 г.). «Религия Джеймса Монро» . vqronline.org . Ежеквартальный обзор Вирджинии . Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ Фреде, Виктория (2011). Сомнение, атеизм и русская интеллигенция XIX века . Университет Висконсина Pres. п. 57. ИСБН 9780299284442 .
Шиллер не был атеистом: он проповедовал веру в Бога и уважение к Библии, но осуждал христианство (как католическую, так и протестантскую формы) как религию лицемерия.
- ^ «Справочник по современной истории: Робеспьер: Высшее Существо» . Фордхэм.edu . Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ Элиху Палмер - Первая пресвитерианская церковь Ньютауна. Архивировано 13 декабря 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Бюлер, Вальтер Кауфманн (1981). «14». Гаусс: биографическое исследование . Издательство Спрингер. п. 152 . ISBN 9780387106625 .
Несмотря на свои сильные корни в эпоху Просвещения, Гаусс не был атеистом, скорее деистом с весьма неортодоксальными убеждениями.
- ^ Бюлер, Вальтер Кауфманн (1981). Гаусс: Биографическое исследование . Издательство Спрингер. п. 153 . ISBN 9780387106625 .
Судя по переписке, Гаусс не верил в личного бога. Неотъемлемой частью его кредо была уверенность в гармонии и целостности грандиозного замысла творения. Математика была ключом к попыткам человека получить хотя бы смутное представление о замысле Божием. Очевидно, что взгляды Гаусса имели сильное сходство с системой Лейбница, хотя и были гораздо менее систематическими и явными.
- ^ Фальк, Герхард (1995). «Влияние научного мышления на процесс секуляризации». Американский иудаизм в переходный период: секуляризация религиозного сообщества . Университетское издательство Америки. п. 121 . ISBN 9780761800163 .
Гаусс сказал своему другу Рудольфу Вагнеру, профессору биологии Геттингенского университета, что он не верит в Библию, но много размышлял о будущем человеческой души и размышлял о возможности перевоплощения души в другого человека. планета. Очевидно, Гаусс был деистом с большой долей скептицизма в отношении религии, но включал в себя множество философских интересов, то есть Больших Вопросов. бессмертие души, загробная жизнь и смысл существования человека.
- ^ «Гаусс, Карл Фридрих» . Полный словарь научной биографии. 2008 год . Проверено 29 июля 2012 г.
Несмотря на кажущееся противоречие, его религиозные и философские взгляды склонялись к взглядам его политических оппонентов. Он был бескомпромиссным сторонником приоритета эмпиризма в науке. Он не придерживался взглядов Канта, Гегеля и других философов-идеалистов того времени. Он не был церковником и держал свои религиозные взгляды при себе. Моральная честность и развитие научных знаний были его общепризнанными принципами.
- ^ Клайн, Моррис (1982). Математика: потеря уверенности . Издательство Оксфордского университета. п. 73 . ISBN 9780195030853 .
- ^ Фуллмер, Джун З. (2000). Молодой Хамфри Дэви: Становление химика-экспериментатора, Том 237 . Американское философское общество. п. 158 . ISBN 9780871692375 .
В явном союзе со своей концепцией Дэви прославлял натурфилософский деизм, за который его критики не нападали на него и даже не удосужились упомянуть о нем. Дэви никогда не казался обеспокоенным критическими нападками на его «материализм», потому что он хорошо понимал, что его деизм и его материализм идут рука об руку; более того, деизм, казалось, был неизменной верой всех, кто его окружал.
- ^ Томсон, Кейт Стюарт (2009). Молодой Чарльз Дарвин . Издательство Йельского университета. п. 109 . ISBN 9780300136081 .
По своим религиозным взглядам Лайель был по сути деистом, придерживавшимся позиции, согласно которой Бог изначально создал мир и жизнь в нем, а затем позволил природе действовать по своим собственным (данным Богом) естественным законам, а не постоянно вмешиваться в направляют и определяют ход всей истории.
- ^ Jump up to: а б «Знаменитые деисты» . Adherents.com. Архивировано из оригинала 22 декабря 2005 года . Проверено 4 июля 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Чопра, Рамеш (2005). Академический словарь философии . Книги Гьян. п. 143. ИСБН 9788182052246 .
То, что делал Гаррисон в ходе кампании против рабства, хорошо известно. Духовенство к нему, что американцы не так хорошо знают, что он отвергал христианство и был в лучшем случае деистом.
- ^ «Деистответмайн» . Lysanderspooner.org. Архивировано из оригинала 15 августа 2009 года . Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ Костелло, Питер (1978). Жюль Верн, изобретатель научной фантастики . Скрибнер. п. 34 . ISBN 9780684158242 .
Верну пришлось провести свою жизнь, пытаясь убежать от обоих, двигаясь по мере взросления к анархии и более общему деизму.
- ^ Верн, Жюль; Эдгар Аллан По; Фредерик Пол Уолтер; Пол Уолтер Фредерик (2012). «Жюль Верн, Охотник за привидениями». У Фредерика Пола Уолтера (ред.). Сфинкс Ледяного Царства: первый полный английский перевод; с полным текстом «Повести об Артуре Гордоне Пиме» Эдгара Аллана По . СУНИ Пресс. п. 406. ИСБН 9781438442112 .
И, несмотря на то, что некоторые говорят, Верн мало чем отличается. Его ранние биографы подчеркивали его католицизм — его внук (Жюль-Верн, 63 года) называл его «деистом до глубины души благодаря его воспитанию», — однако его романы редко имеют какое-либо духовное содержание, кроме нескольких символических обращений к всемогущему. .
- ^ Артур Б. Эванс, изд. (2007). Братья Кип . Издательство Уэслианского университета. п. 412. ИСБН 9780819567048 .
Но творчество Верна нельзя охарактеризовать как христианское – в нем никогда не упоминается Христос, и большинство его «Необыкновенных путешествий», кажется, построено вокруг довольно деистической философии «Aide-toi et le Ciel t'aidera» (Бог помогает тем, кто помогает). сами себя). Как однажды заметил Жан Шено: «Несмотря на довольно частые ссылки на Провидение, на Высшее Существо, он [Верн] в своей основе является рационалистом...» («Политические и социальные идеи Жюля Верна» [Лондон: Темза и Гудзон, 1972], 82). ).
- ^ Оливер, Кендрик (2012). Прикоснуться к лицу Бога: Священное, мирское и американская космическая программа, 1957–1975 гг . Джу Пресс. ISBN 9781421408347 .
Самого Верна лучше всего охарактеризовать как своего рода католического деиста, глубоко заинтригованного идеей Бога, но не убежденного в том, что он действует в мире; и Верна в основном не интересовала фигура Христа.
- ^ Гордин, Майкл Д. (2004). Хорошо упорядоченная вещь: Дмитрий Менделеев и тень таблицы Менделеева . Основные книги. п. 230 . ISBN 9780465027750 .
Сын Менделеева Иван позже категорически отрицал утверждения о том, что его отец был истово православным: «Я тоже слышал мнение о «церковной религиозности» моего отца — и должен категорически отвергнуть это. С самых ранних лет отец практически откололся от церкви — и если он терпел некоторые простые бытовые обряды, то лишь как невинную национальную традицию, подобную куличам, против которых он не считал достойным борьбы». ...Оппозиция Менделеева традиционному православию не была обусловлена ни атеизмом, ни научным материализмом. Скорее, он придерживался формы романтизированного деизма.
- ^ Уибл, Джеймс Р. (апрель 2009 г.). «Экономика, христианство и творческая эволюция: Пирс, Ньюкомб и Эли и проблемы, связанные с созданием Американской экономической ассоциации в 1880-х годах» (PDF) . п. 43 . Проверено 5 июня 2012 г.
Отвергая все организованные религии в истории человечества, Ньюкомб признает, что религиозные идеи являются основой человеческого разума. Он формулирует свою точку зрения: «Но есть и вторая истина, признаваемая почти с таким же единодушием... Она заключается в том, что человек обладает религиозными инстинктами – короче говоря, он является религиозным животным и должен иметь какой-то вид поклонения». 51 Ньюкомб хочет новой религии, совместимой с лучшей наукой и философией его времени. Он начинает излагать эту новую религию с доктрин, которых у нее не должно быть: 1. Она не может иметь живого и личного Бога... 2. Она не может настаивать на личном бессмертии души... 3. Должно быть никаких ужасов, исходящих из судного дня.... 4. Не может быть никаких призрачных санкций или мотивов, исходящих от сверхъестественной силы или будущего мира.... 5. Все, что находится за пределами того, что можно увидеть, должно быть представлено как неизвестное и непознаваемо... (Ньюкомб, 1878, стр. 51).
- ^ Мойер, Альберт Э. (1983). Американская физика в переходный период: история концептуальных изменений в конце девятнадцатого века . Спрингер. п. 40 . ISBN 9780938228066 .
Этот деистический уклон сохранялся в мысли Майера.
- ^ Брент, Джозеф (1998). Чарльз Сандерс Пирс: Жизнь (2-е изд.). Издательство Университета Индианы. п. 18. ISBN 9780253211613 .
Пирс имел сильные, хотя и неортодоксальные религиозные убеждения. Хотя он был причастником епископальной церкви большую часть своей жизни, он выражал презрение к теологии, метафизике и практикам традиционных религий.
- ^ Больцманн, Людвиг; Блэкмор, Джон Т. (1995). Людвиг Больцман: его дальнейшая жизнь и философия, 1900–1906. Философ . Спрингер. п. 3 . ISBN 9780792334644 .
Склонность Больцмана думать, что методы теоретической физики можно с пользой применить ко всем областям как внутри, так и за пределами науки, по-видимому, мешала ему симпатизировать большинству религий. Его собственная религиозная позиция, изложенная выше, кажется, подчеркивает надежду, а не веру, как если бы он надеялся, что к нему придет удача, не уточняя, будет ли это вызвано Божественным вмешательством, Божественным провидением или природными или историческими силами, еще не понятыми наука, появление или время возникновения которой еще нельзя было предсказать. Но в том же письме к Брентано он утверждает: «Я молюсь своему Богу так же горячо, как священник своему».
- ^ Больцманн, Людвиг; Блэкмор, Джон Т. (1995). Людвиг Больцман: его дальнейшая жизнь и философия, 1900–1906. Философ . Спрингер. п. 4 . ISBN 9780792334644 .
Больцману, находившемуся в оптимистическом настроении, нравилось думать о себе как об идеалисте в том смысле, что он имел высокие идеалы, и как о материалисте во всех трех основных смыслах, наслаждающемся материальным миром, выступающем против спиритуалистической философии и сводящем реальность к материи... Больцман, возможно, не был онтологический материалист, по крайней мере, не в классическом смысле и не в своей методологии науки, а скорее ближе к феноменалистическим позициям, обычно связанным с Дэвидом Юмом и Эрнстом Махом.
- ↑ В переписке по этому поводу Эдисон сказал: «Вы неправильно поняли всю статью, потому что поторопились с выводом, что она отрицает существование Бога. Такого отрицания не существует: то, что вы называете Богом, я называю Природой, Высшим разумом, который Все, что говорится в статье, заключается в том, что, по моему мнению, сомнительно, что наш разум, или душа, или как бы ее можно было назвать, живет в будущем как сущность или снова рассеивается, откуда она пришла, разбросанная по клеткам, из которых мы состоим. " Нью-Йорк Таймс. 2 октября 1910 г., воскресенье.
- ^ Хейлброн, JL (1986). Дилеммы честного человека: Макс Планк и судьба немецкой науки . Издательство Гарвардского университета. п. 198. ИСБН 9780674004399 .
С другой стороны, представители церкви едва ли могли с энтузиазмом относиться к деизму Планка, в котором не было никаких упоминаний об устоявшихся религиях и который имел не больше доктринального содержания, чем иудаизм Эйнштейна. Поэтому казалось полезным нарисовать лилию, улучшить урок жизни Планка для использования прозелитистами и связать деантропоморфизатора науки с верой в традиционное Божество.
- ^ «Доктор Хосе Ризал: выдающийся филиппинский деист» . relijournal.com. 23 сентября 2006 г. Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ Лихи, Майкл Патрик (2007). Письмо атеисту . Харпет Ривер Пресс. п. 55. ИСБН 9780979497407 .
- ^ Хейлброн, JL (2003). «1: Кембриджская и лучевая физика». Эрнест Резерфорд . Издательство Оксфордского университета. п. 13 . ISBN 9780195123784 .
Из него вышел умный подросток, веселый и сильный, с хорошим земным чувством юмора, без заносчивости, с широким набором ручных навыков, без явного гения, с равнодушием к религии и, несмотря на множество сестер, с замечательной застенчивостью по отношению к девушкам.
- ^ Боулер, Питер Дж. (2012). Примирение науки и религии: дебаты в Британии начала двадцатого века . Издательство Чикагского университета. п. 61. ИСБН 9780226068596 .
Эрнест Резерфорд, кажется, полностью отказался от своего пресвитерианского воспитания, за исключением его морального кодекса. Коллега писал о нем: «Я знал Резерфорда довольно хорошо и в различных условиях, начиная с 1903 года, но никогда не слышал, чтобы обсуждалась религия; и я не нашел в его статьях ни одной строчки, связанной с ней». ...Учитывая приведенные выше сообщения, трудно поверить, что Резерфорд или Форд были глубоко религиозны в частной жизни.
- ^ Гринспен, Нэнси Торндайк (2005). Конец определенного мира: жизнь и наука Макса Борна: физика, получившего Нобелевскую премию, который положил начало квантовой революции . Основные книги. стр. 58–62. ISBN 9780738206936 .
Позже Макс объяснил свое нежелание своим отцом, который научил его не верить в Бога, который наказывал, награждал и творил чудеса. Как и его отец, он основывал свою мораль на «собственной совести и понимании человеческой жизни в рамках естественного закона». Борн, по сути, уже не был евреем. Свекровь его измотала. В марте 1914 года, после нескольких уроков религии в Берлине, пастор, который женил его на Хеди, окрестил его лютеранином. Как он позже объяснил, «существовали... силы, тянувшие в противоположном направлении [моим собственным чувствам]. Самой сильной из них была необходимость снова и снова защищать свою позицию, а также чувство тщетности, порождаемое этими дискуссиями [с Хеди и ее мать]. В конце концов я решил, что разумное существо, каким бы я ни хотел быть, должно относиться к религиозным профессиям и церквям как к чему-то неважному... Это меня не изменило, но я никогда не менял. сожалел об этом. Я не хотел жить в еврейском мире, а в христианском мире нельзя жить как чужак. Однако я решил никогда не скрывать своего еврейского происхождения».
- ^ Носотро, Рит (2003). «Макс Борн» . HyperHistory.net. Архивировано из оригинала 26 апреля 2013 года . Проверено 19 июня 2012 г.
В 1912 году Макс женился на потомке Мартина Лютера по имени Хеди. Их поженил лютеранский пастор, который два года спустя крестил Макса в христианскую веру. Макс был далеко не мессианским евреем, влюбившимся в раввина Йешуа (Иисуса), а просто одним из миллионов евреев, которые не считали ассимиляцию более важной, чем их еврейская вера. Как объяснил Макс, «существовали... силы, тянувшие в противоположном направлении [моим собственным чувствам]. Самой сильной из них была необходимость защищать свою позицию снова и снова, а также чувство тщетности, возникающее в результате этих дискуссий [с Хеди и ее мать]. В конце концов я решил, что разумное существо, каким я хотел быть, должно относиться к религиозным профессиям и церквям как к чему-то неважному... Это меня не изменило, но я ни разу не пожалел об этом. Я не хотел жить в еврейском мире, а в христианском мире нельзя жить как чужак. Однако я решил никогда не скрывать своего еврейского происхождения».
- ^ Вейль, Герман; Пешич, Питер (20 апреля 2009 г.). Питер Пешич (ред.). Разум и природа: Избранные сочинения по философии, математике и физике . Издательство Принстонского университета. п. 12 . ISBN 9780691135458 .
По меткому выражению его сына Михаэля, «Открытый мир» (1932) содержит «диалоги Германа с Богом», потому что здесь математик сталкивается со своими главными проблемами. Они не вписываются в традиционные религиозные традиции, но по духу гораздо ближе к рациональному анализу Спинозы того, что он называл «Богом или природой», столь важному и для Эйнштейна. ...В конце концов Вейль заключает, что этот Бог «не может и не будет постигнут» человеческим разумом, даже несмотря на то, что «разум есть свобода в пределах ограничений существования; он открыт бесконечности». Тем не менее, «ни Бог не может проникнуть в человека посредством откровения, ни человек проникнуть к нему посредством мистического восприятия».
- ^ Энц, Чарльз Пол (2002). Нет времени быть кратким: научная биография Вольфганга Паули . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198564799 .
В то же время Паули пишет 11 октября 1957 г. историку науки Шмуэлю Самбурскому, с которым он познакомился во время поездки в Израиль (см. [7], [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ] п. 964): «В отличие от монотеистических религий – но в унисон с мистицизмом всех народов, включая еврейский мистицизм – я верю, что высшая реальность не является личной».
- ^ Гейзенберг, Вернер (2007). Физика и философия: революция в современной науке . ХарперКоллинз. стр. 214–215 . ISBN 9780061209192 .
Вольфганг разделял мое беспокойство. ..."Концепция Эйнштейна ближе к моей. Его Бог каким-то образом причастен к непреложным законам природы. У Эйнштейна есть чувство центрального порядка вещей. Он может обнаружить это в простоте законов природы. Можно считать, что он очень сильно и непосредственно ощутил эту простоту во время открытия теории относительности. По общему признанию, это далеко от содержания религии. Я не верю, что Эйнштейн связан с какой-либо религиозной традицией, и я скорее думаю, что это идея. личный Бог ему совершенно чужд».
- ^ Альварес, Луис В.; Фонд Альфреда П. Слоана (1987). Альварес: приключения физика . Основные книги. п. 279 . ISBN 9780465001156 .
Физики считают, что тема религии является табу. Почти все считают себя агностиками. Мы говорим о большом взрыве, положившем начало нынешней Вселенной, и задаемся вопросом, что его вызвало и что было раньше. Для меня идея Высшего Существа привлекательна, но я уверен, что такое Существо не описано ни в одной священной книге. Поскольку мы узнаем о людях, изучая то, что они сделали, я прихожу к выводу, что любое Высшее Существо должно быть было великим математиком. Вселенная действует с точностью по математическим законам огромной сложности. Я не могу отождествить его создателя с Иисусом, которому мои бабушка и дедушка по материнской линии, миссионеры в Китае, посвятили свою жизнь.
- ^ Карпентер, Александр (2008), Интервью «Мартин Гарднер о философском теизме, адвентистах и ценах», 17 октября 2008 г. , Spectrum .
- ^ Jump up to: а б Граймс, Уильям (16 апреля 2010 г.). «Энтони Флю, философ и бывший атеист, умирает в 87 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 октября 2018 г.
В «Бог есть» он объяснил, что теперь верит в высший разум, отстраненный от человеческих дел, но ответственный за сложную работу вселенной. Другими словами, Божественный Часовщик, представленный такими деистами , как Исаак Ньютон , Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин .
В письме в лондонскую газету «Санди телеграф» в 2004 году он описал «Бога, в существование которого я с опозданием поверил» как «подчеркнуто, не вечно вознаграждающего и вечно мучающего Бога ни христианства, ни ислама, а Бога Аристотеля , который он бы определил – если бы Аристотель действительно дал определение своего (и моего) Бога – как первую инициирующую и поддерживающую причину вселенной ». - ^ «Лучшие учёные о Боге: кто верит, кто нет» . ХаффПост . Проверено 13 мая 2013 г.
Я во многом учёный, и поэтому, естественно, думал о религии также и глазами учёного. Когда я это делаю, я вижу религию не в конфессиональном, а в более, скажем так, деистическом смысле. На мое мышление повлияли труды Эйнштейна, который заметил, что, когда он созерцал мир, он ощущал лежащую в его основе Силу, гораздо большую, чем любая человеческая сила. Я чувствую то же самое. Возникает чувство трепета, чувство благоговения и чувство великой тайны.
- ^ Борель, Арманд (2000). Математическое наследие Хариш-Чандры: торжество теории представлений и гармонического анализа: специальная сессия AMS в честь памяти Хариш-Чандры, 9–10 января 1998 г., Балтимор, Мэриленд . Американское математическое соц. стр. 40–41. ISBN 9780821811979 .
Целеустремленность, которую Хариш придал своей жизни, имела некоторую духовную, даже религиозную основу. Его религия не была традиционной с обычным набором историй, ритуалов, молитв и прямым вмешательством личного бога. Скорее, это было на абстрактном, философском уровне, стремление к некоему универсальному принципу, выходящему за пределы нашей жизни, который мог бы придать смысл вселенной. Математика, возможно, была для него способом приблизиться к ней в этой жизни.
- ^ Хансен, Джеймс Р. (2005). Первый человек: жизнь Нила А. Армстронга . Саймон и Шустер. п. 33. ISBN 9780743281713 .
Совершенно очевидно, что к тому времени, когда Армстронг вернулся из Кореи в 1952 году, он стал своего рода деистом, человеком, чья вера в Бога была основана на разуме, а не на откровении, и на понимании естественных законов Бога, а не на авторитете Бога. какое-либо конкретное вероучение или церковное учение. Работая летчиком-испытателем в Южной Калифорнии в конце 1950-х годов, Армстронг подал заявление в местную методистскую церковь на должность лидера отряда бойскаутов. Там, где в форме спрашивалось о его религиозной принадлежности, Нил написал слово «Деист».
- ^ Хекман, Джеймс Дж. (2009). «Джеймс Дж. Хекман». У Уильяма Брейта; Барри Т. Хирш (ред.). Жизни лауреатов, пятое издание: Двадцать три нобелевских экономиста (5-е изд.). МТИ Пресс. стр. 303–304 . ISBN 9780262012768 .
Если в то время у меня была какая-то религия, то это был деизм. Меня впечатлил Бог-часовщик.
- ^ Сидокон, Джино (20 мая 2016 г.). «Пользователи сети реагируют на заявление Дутерте о Боге и религии» . Избранная история. Манильский бюллетень . Интрамурос, Манила . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ Ромеро, Алексис (20 мая 2016 г.). «Дутерте говорит, что верит в Бога, но не в религию» . Заголовки. Филиппинская звезда . Портовый район, Манила . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ «Дутерте: Я верю в Бога, но не в религию» . Новости. GMA Network Inc. Кесон-Сити. 19 мая 2016 года . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ Хо, Алекс (23 января 2016 г.). «Дутерте оставляет религию ради поста мэра; считает Роксаса «бесполезным» » . Новости. CNN Филиппины . Мандалуйонг. Архивировано из оригинала 31 мая 2016 года . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ Хорган, Дж. (12 сентября 2005 г.). «Столкновение в Кембридже: Scientific American» . Научный американец . 293 (3). Sciam.com: 24Б, 26–8. doi : 10.1038/scientificamerican0905-24B . ПМИД 16121847 . Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ Согомонян, Талия (3 августа 2008 г.). «Ник Кейв» . музыкаOMH . Архивировано из оригинала 2 февраля 2012 года . Проверено 26 февраля 2012 г.
На вопрос, верующий ли он, он уклончиво отвечает: «Я верю во всякое». Я пытаюсь снять с него ауру мистицизма и настаиваю. — Ну, я верю во всякое. Но ты имеешь в виду, верю ли я в Бога? Ага. Ты?' он обращает вопрос ко мне, прежде чем продолжить: «Если вы вовлечены в воображение и творческий процесс, не так уж и сложно поверить в бога». Но я не причастен ни к какой религии».
- ^ «Ник Кейв о смерти Банни Манро» . Хранитель . 11 сентября 2009 г.
Верю ли я лично в личного Бога? Нет.
- ^ «Грег Граффин: доктор философии панк-рока» . Журнал «Паста» . 1 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 16 октября 2007 г.
Я бы назвал себя временным деистом... Я не верю в Бога, который много делает. Но я верю в Бога по какой-то причине, которую не могу объяснить.
- ^ Уолдман, Стивен (5 августа 2020 г.). «Будет ли Тэмми Дакворт первым вице-деистом со времен Томаса Джефферсона?» . www.religionnews.com . Служба религиозных новостей . Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ Монетти, Доменико. «ГАРМОНИЯ ЭНФАНТ УЖАСНАЯ Все проступки Корины» . Проверено 24 июня 2012 г.
«Несмотря на то, что я родился в еврейской семье, я не принадлежу ни к какой религии. Я не атеист, я верю в высшие силы. Надо во что-то верить, иначе мне было бы тяжело вставать с постели». утром." Гармония Корин и скандалы.