Jump to content

Религиозные взгляды Авраама Линкольна

Президент Линкольн
Гладко выбритый Линкольн средних лет до бедер.
Линкольну около 30 лет, он был членом Палаты представителей США . (Фото сделано одним из студентов юридического факультета Линкольна примерно в 1846 году.)
изображающая Линкольна, служащего в Конгрессе, 2004 г. Портретная картина Неда Биттингера, , коллекция Палаты представителей США.

Авраам Линкольн вырос в очень религиозной баптистской семье. Он никогда не присоединялся ни к какой церкви, был скептиком в молодости и иногда высмеивал сторонников возрождения . Он часто ссылался на Бога и хорошо знал Библию , часто цитируя ее. Линкольн вместе с женой и детьми посещал службы протестантской церкви. «Особенно после смерти своего маленького сына Уилли в 1862 году Линкольн отошел от своего прежнего религиозного скептицизма». [ 1 ] Некоторые утверждают, что Линкольн не был ни верующим христианином , ни светским вольнодумцем . [ 2 ]

Хотя Линкольн никогда не делал однозначных публичных заявлений о своей христианской вере, некоторые люди, знавшие его лично, такие как капеллан Сената Финеас Герли и Мэри Тодд Линкольн , утверждали, что он верил во Христа в религиозном смысле. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Однако другие, знавшие Линкольна в течение многих лет, такие как Уорд Хилл Ламон и Уильям Херндон , отвергли идею о том, что он был верующим христианином. [ 6 ] Во время своей баллотировки в Палату представителей в 1846 году, чтобы развеять обвинения в отношении его религиозных убеждений, Линкольн выпустил рекламную листовку, в которой говорилось, что он «никогда не отрицал истинность Священного Писания». [ 7 ] Похоже, он верил во всемогущего Бога, который формировал события и к 1865 году выражал эти убеждения в крупных речах. [ 8 ]

До президентства

[ редактировать ]

Родители Линкольна были баптистами «Hard Shell» и присоединились к баптистской церкви Little Pigeon недалеко от Линкольн-Сити, штат Индиана , в 1823 году, когда Аврааму было 14 лет. [ 9 ] Некоторые писатели обнаружили раннее католическое влияние на молодого Линкольна, которое они приписывают его первому школьному учителю Захарии Райни. [ 10 ]

В 1831 году Линкольн переехал в Нью-Салем , где не было церквей. [ 11 ] Историк Марк Нолл утверждает, что «Линкольн никогда не присоединялся к церкви и никогда четко не исповедовал стандартную христианскую веру». [ 12 ] Нолл цитирует друга Линкольна Джесси Фелла:

что президент «редко сообщал кому-либо свои взгляды» на религию, и далее он предположил, что эти взгляды не были ортодоксальными: «о врожденной порочности человека, характере и должности великого главы Церкви, Искупления, о непогрешимости письменного откровения, совершении чудес, природе и замысле... будущих наград и наказаний... и многих других предметах он придерживался мнений, совершенно расходящихся с тем, чему обычно учат в церкви». [ 13 ]

Нолл утверждает, что Линкольн был настроен против организованного христианства из-за того, что в молодости он стал свидетелем того, как чрезмерные эмоции и ожесточенные сектантские ссоры отмечали ежегодные лагерные собрания и служение странствующих проповедников . [ 12 ] В молодости Линкольн любил читать произведения Томаса Пейна . Он составил брошюру, включающую такие идеи, но не опубликовал ее. После того, как обвинения во враждебности к христианству едва не стоили ему баллотировки в Конгресс, он сохранил свои неортодоксальные убеждения в тайне. [ 14 ] Единственным аспектом кальвинистской религии своих родителей, который Линкольн, по-видимому, искренне поддерживал на протяжении всей своей жизни, была «доктрина необходимости», также известная как предопределение , детерминизм или фатализм . [ 15 ] Почти всегда именно через эти призмы Линкольн оценивал значение Гражданской войны .

Джеймс Адамс (1783–1843) назвал Линкольна деистом. [ 16 ] Сообщалось, что в 1834 году Линкольн написал рукописное эссе, бросающее вызов ортодоксальному христианству, по образцу книги Пейна « Век разума» . Друг якобы сжег рукопись, чтобы защитить Линкольна от насмешек. [ 17 ] Биограф преподобный Уильям Бартон считает вероятным, что Линкольн написал эссе такого характера, но маловероятно, что оно было сожжено таким образом. [ 18 ] Школьный учитель Нью-Сейлема Ментор Грэм , у которого жил Линкольн, сообщил в 1874 году, что рукопись была «защитой всеобщего спасения ».

Уильям Дж. Херндон впервые опубликовал отчет о рукописи, написанной под влиянием Пейна, в своей биографии Линкольна 1889 года. [ 19 ] Харви Ли Росс, почтальон, живший в Нью-Салеме вместе с Линкольном в 1834 году, считал рассказ Херндона вымышленной историей. Он заявил о следующих проблемах с отчетом Херндона: Херндону было 16 лет в 1834 году, он жил в 20 милях от Спрингфилда и не поддерживал контактов с Линкольном. В 1834 году в магазине Сэмюэля Хилла, где якобы сгорела рукопись, не было печи. Век разума» , не было экземпляра «Века разума» На книжной полке в таверне, где, по словам Херндона, Линкольн читал « . Наконец, Росс заявил, что он очень хорошо знаком со всеми жителями Нью-Сейлема и знал бы о любых разговорах относительно документа такого рода. [ 20 ] Разумно сделать вывод, что рукописи никогда не было написано, и Пейн не был фактором, способствующим формированию идей Линкольна о религии. [ нужна ссылка ]

Уильям Дж. Джонсон записывает комментарий:

Я хорошо помню его аргументы. Он взял отрывок: «Как в Адаме все умирают, так и во Христе все оживут», а затем предположил, что каким бы ни был ущерб или ущерб от преступления Адама по отношению к человеческому роду, который, несомненно, был очень велик, был сделан справедливым и правильным благодаря искуплению Христа. [ 21 ]

Нолл пишет: «По крайней мере, вначале Линкольн, вероятно, также был универсалистом , который верил в окончательное спасение всех людей». [ 22 ]

Линкольн часто приводил в недоумение нападки на его характер со стороны его религиозного выбора. В письме, написанном Мартину М. Моррису в 1843 году, Линкольн писал:

Против меня было самое странное сочетание церковного влияния. [Эдвард Дикинсон] Бейкер кэмпбеллит ; и поэтому, как я полагаю, за немногими исключениями, получила всю эту Церковь. У моей жены были родственники в пресвитерианской церкви, а также в епископальной церкви; и поэтому, где бы ни говорили, меня ставили либо в одно, либо в другое место, в то время как повсюду утверждалось, что ни один христианин не должен голосовать за меня, потому что я не принадлежал ни к одной церкви, и меня подозревали в деисте, и я говорил о драться на дуэли. [ 23 ]

В 1846 году, когда Линкольн баллотировался в Конгресс против Питера Картрайта , известного евангелиста, Картрайт пытался сделать религию Линкольна или ее отсутствие главным вопросом кампании. Отвечая на обвинения в том, что он был «неверным», Линкольн защитился, опубликовав законопроект, «прямо противоречащий» выдвинутым против него обвинениям. Декларация была опубликована следующим образом:

Рекламная листовка с ответом на обвинения в неверности

31 июля 1846 г.

Избирателям Седьмого округа Конгресса.

Сограждане:

В некоторых районах этого округа распространилось обвинение, заключающееся в том, что я являюсь открытым насмешником над христианством, и по совету некоторых друзей я решил обратить внимание на эту тему в такой форме. То, что я не являюсь членом какой-либо христианской церкви, это правда; но я никогда не отрицал истинности Писания; и я никогда не высказывался с намеренным неуважением к религии вообще или к какой-либо конфессии христиан в частности. Это правда, что в молодости я был склонен верить в то, что, как я понимаю, называется «доктриной необходимости», то есть в то, что человеческий разум побуждается к действию или удерживается в покое какой-то силой, над которой находится сам разум. не имеет контроля; и я иногда (с одним, двумя или тремя, но никогда публично) пытался отстаивать это мнение в споре. Однако привычка рассуждать подобным образом у меня совершенно отпала за пять с лишним лет. И я добавляю здесь: я всегда понимал, что того же мнения придерживаются некоторые христианские конфессии. Вышеизложенное является всей правдой, кратко изложенной по отношению ко мне по этому поводу.

Я не думаю, что меня могли бы заставить поддержать на посту человека, который, как я знал, был открытым врагом религии и высмеивал ее. Оставляя более высокий вопрос вечных последствий между ним и его Создателем, я все же не думаю, что какой-либо человек имеет право таким образом оскорблять чувства и оскорблять мораль общества, в котором он может жить. Итак, если бы я был виновен в таком поведении, я бы не стал винить никого, кто бы меня за это осудил; но я виню тех, кто бы они ни были, которые ложно выдвинули против меня такое обвинение.

31 июля 1846 года. А. ЛИНКОЛЬН. [ 24 ]

Как Карл Сэндберг рассказывает в книге «Авраам Линкольн: Годы прерий » (1926), Линкольн присутствовал на одном из собраний возрождения Картрайта. По завершении службы пламенный проповедник призвал всех, кто намеревался попасть на небеса, подняться. Естественно, ответ был обнадеживающим. Затем он призвал всех желающих попасть в ад встать. Неудивительно, что желающих было не много. Линкольн не ответил ни на один вариант. Картрайт приблизился: «Мистер Линкольн, вы не проявили интереса к тому, чтобы попасть ни в рай, ни в ад. Могу я узнать, куда вы планируете отправиться?» Линкольн ответил: «Я приехал сюда не с намерением выделиться, но раз уж вы спрашиваете, я отвечу с такой же откровенностью. Я намерен поехать в Конгресс». [ 6 ]

Уильям Херндон, юридический партнер Линкольна, заявил, что Линкольн восхищался деистами Томасом Пейном и Вольтером . [ 25 ] Херндон, сторонник Дарвина , сказал, что Линкольн считал работы таких авторов, как Дарвин и Спенсер, «слишком тяжелыми для обычного ума, чтобы их можно было переварить», но он читал и был «очень заинтересован» в книге, излагающей эти идеи ». Остатки творения » , и он был «глубоко впечатлен идеей так называемого «универсального закона» — эволюции… и стал горячим сторонником новой доктрины». [ 26 ] [ 27 ]

Линкольн верил в Бога, но некоторые говорили, что он сомневался в том, что Христос есть Бог. В письменном заявлении Херндону Джеймс В. Киз сказал, что Линкольн

верил в Творца всего сущего, у которого не было ни начала, ни конца, который обладал всей силой и мудростью, установил принцип, повинуясь которому, миры движутся и поддерживаются, и возникла анимальная и растительная жизнь. Он объяснил свою веру тем, что, учитывая порядок и гармонию природы, которую все видели, было бы большим чудом произойти случайно, чем быть созданным и организованным какой-то великой мыслительной силой. [ 28 ]

Киз также добавил, что Линкольн однажды сказал

Что касается христианской теории о том, что Христос есть Бог или равен Творцу, то, по его словам, лучше принять как должное, поскольку при проверке разума все могут стать неверными в этом вопросе, поскольку доказательства божественности Христа пришли к нам в некотором роде. сомнительная форма — но что Систом христианства был, по крайней мере, изобретательным — и, возможно, был рассчитан на добро. [ 28 ]

Во время своего пребывания в Белом доме Линкольн и его семья часто посещали пресвитерианскую церковь на Нью-Йорк-авеню , где на семейной скамье, которую он арендовал, установлена ​​мемориальная доска. [ 29 ]

Первая инаугурационная речь

[ редактировать ]
Первое фотографическое изображение Линкольна на посту президента.

В понедельник, 4 марта 1861 года, Линкольн произнес свою первую инаугурационную речь после того, как присягу принес главный судья Роджер Тейни. Речь Линкольна была посвящена национальному кризису отделения южных штатов от Союза. Линкольн надеялся разрешить конфликт мирным путем, без гражданской войны. В своем обращении Линкольн заявил: «Интеллект, патриотизм, христианство и твердая опора на Того, кто еще никогда не покидал эту благодатную землю, по-прежнему способны наилучшим образом разрешить все наши нынешние трудности». [ 30 ]

Гражданская война

[ редактировать ]

В 1862 и 1863 годах, в самые тяжелые дни Гражданской войны и его президентства, высказывания Линкольна иногда отличались духовным подтекстом.

1862: тяжелая утрата и эмансипация

[ редактировать ]
Уилли Линкольн , умерший в Белом доме во время президентства своего отца.

одиннадцатилетний сын Линкольна, Уильям Уоллес Линкольн В четверг, 20 февраля 1862 года, в 17:00 в Белом доме скончался («Вилли»). Историки предполагают, что это, возможно, был самый тяжелый личный кризис в жизни Линкольна. После похорон он попытался вернуться к своей рутине, но не смог. Через неделю после похорон он заперся в своем офисе и плакал весь день. Несколько человек сообщили, что Линкольн сказал им, что в это время его отношение к религии изменилось. Сообщается, что Вилли часто говорил, что хочет стать министром. [ 31 ]

Когда его сын умер, Линкольн, как сообщается, сказал: «Пусть Бог живет во всем. Он был слишком хорош для этой земли. Добрый Господь призвал его домой. Я знаю, что ему гораздо лучше на Небесах». [ 32 ] [ 33 ]

Спиритуализм , популярный в ту эпоху, подвергся испытанию женой Линкольна. Она воспользовалась услугами медиумов и спиритуалистов, чтобы попытаться связаться с их умершим сыном. Линкольн якобы присутствовал как минимум на одном сеансе в Белом доме в это время со своей женой. [ 34 ]

Когда епископ Мэтью Симпсон произносил речь на похоронах Линкольна, он процитировал его вопрос солдата: «Вы когда-нибудь разговаривали с мертвыми? После смерти Уилли я каждый день ловлю себя на том, что непроизвольно разговариваю с ним, как если бы он был со мной». [ 35 ]

В то же время война складывалась для Союза не очень хорошо. генерала Джорджа Макклеллана Провал в кампании на полуострове произошел через несколько месяцев после смерти Уилли. Затем последовала Роберта Э. Ли впечатляющая победа во Второй битве при Булл-Ране , после которой он сказал: «Я много раз становился на колени из-за непреодолимого убеждения, что мне больше некуда идти». [ 36 ] [ 37 ]

По словам Сэлмона Чейза, когда он готовился издать предварительную Прокламацию об освобождении рабов , Линкольн сказал: «Я дал торжественную клятву перед Богом, что, если генерал Ли будет изгнан из Мэриленда, я увенчу результат провозглашением свободы рабов». ." [ 38 ] Различия в интерпретации заявления Линкольна могут быть связаны с убеждением, что некоторые религиозные организации считали «присягу или клятву» Богу кощунственной. [1]

В то же время Линкольн сел в своем кабинете и написал следующие слова:

Воля Божия преобладает. В великих битвах каждая сторона утверждает, что действует в соответствии с волей Бога. И то, и другое может быть, и одно должно быть неправильным. Бог не может быть одновременно за и против одного и того же. В нынешней гражданской войне вполне возможно, что Божья цель отличается от цели любой из сторон – и все же человеческие средства, действующие так, как они работают, лучше всего приспособлены для достижения Его цели. Я почти готов сказать, что это, вероятно, правда — что Бог желает этого состязания и желает, чтобы оно еще не закончилось. Одной лишь своей великой силой, по мнению нынешних участников, Он мог либо спасти, либо разрушить Союз без человеческого сопротивления. И все же конкурс начался. И, начав, Он мог в любой день дать окончательную победу любой из сторон. Тем не менее, конкурс продолжается. [ 39 ]

Эта концепция продолжала доминировать в публичных выступлениях Линкольна до конца войны. Та же богословская аллегория должна была стать заметной во второй инаугурационной речи Линкольна в марте 1865 года:

И [Север, и Юг] читают одну и ту же Библию и молятся одному и тому же Богу; и каждый призывает Его помощь против другого. Может показаться странным, что какие-либо люди осмеливаются просить справедливого Бога о помощи в выжимании своего хлеба из пота чужих лиц; но давайте не будем судить, чтобы нас не судили. Молитвы обоих не были услышаны; ни на один из них не был дан полный ответ. У Всевышнего свои цели.

1863: Геттисберг

[ редактировать ]

В конце 1862 и начале 1863 года Линкольну предстояло пережить еще больше агоний. Поражение генерала Амброуза Бернсайда при Фредериксбурге, за которым последовало поражение генерала Джозефа Хукера при Чанселлорсвилле, повергло Линкольна в глубокую депрессию. «Если и есть место хуже ада, то я там», — сказал Линкольн Эндрю Кертину в декабре 1862 года. [ 40 ]

Однако 1863 год должен был стать годом, когда ситуация изменилась в пользу Союза. Битва при Геттисберге в июле 1863 года стала первым случаем, когда Ли потерпел полное поражение. По инициативе Сары Джозефы Хейл , [ 41 ] Осенью Линкольн объявил первый установленный на федеральном уровне День Благодарения, который будет отмечаться в последний четверг ноября. Размышляя об успехах прошлого года, Линкольн сказал:

Ни один человеческий совет не придумал, и ни одна смертная рука не совершила этих великих дел. Это милостивые дары Бога Всевышнего, Который, поступая с нами в гневе за грехи наши, тем не менее вспомнил о милости. Мне показалось уместным и уместным, чтобы они были торжественно, почтительно и с благодарностью признаны всем американским народом одним сердцем и одним голосом. Поэтому я приглашаю моих сограждан во всех частях Соединенных Штатов, а также тех, кто находится в море, и тех, кто пребывает в чужих странах, выделить и отметить последний четверг ноября следующего года как день Благодарения и Хвалы. нашему благодетельному Отцу, живущему на Небесах. [ 42 ]

В декабре 1863 года министр финансов Линкольна решил новый девиз « Мы верим в Бога выгравировать на монетах США ». Участие Линкольна в этом решении неясно. [ 43 ]

Когда благочестивый служитель сказал Линкольну, что он «надеется, что Господь на нашей стороне», президент ответил: «Меня это нисколько не беспокоит... Но я постоянно беспокоюсь и молюсь о том, чтобы я и эта нация были на нашей стороне». стороне Господа». [ 44 ]

В ноябре 1863 года Линкольн отправился в Геттисберг, штат Пенсильвания , чтобы принять участие в освящении устроенного там кладбища для тысяч солдат, погибших во время недавнего сражения. Там он произнес свою знаменитую речь, Геттисбергское обращение , в котором выразил надежду, что нация «под Богом» получит новое рождение свободы. Слов «под Богом», возможно, не было в его письменной рукописи, но некоторые источники утверждают, что он добавил их импровизировано с трибуны. [ 45 ]

По мнению ученых, он, возможно, позаимствовал это выражение у агиографа Джорджа Вашингтона, Парсона Уимса . [ 46 ]

В 1864 году несколько бывших рабов в Мэриленде подарили Линкольну Библию. Согласно одному сообщению, Линкольн ответил:

Что касается этой великой книги, я должен сказать, что это лучший дар, который Бог дал человеку. Все добро, которое Спаситель дал миру, было передано через эту книгу. Без этого мы не могли бы отличить добро от зла. В нем изображено все, что наиболее желательно для благополучия человека здесь и в будущем. [ 47 ]

В ответ на сообщение о выступлении в Мэриленде юридический партнер Линкольна Херндон заметил: «Я знаю о мошенничестве, совершенном в отношении г-на Линкольна, когда он сообщил о некоторых безумных замечаниях, предположительно сделанных им в 1864 году, когда ему подарили Библию. цветными жителями Балтимора. Ни один здравомыслящий человек никогда не произносил такой глупости, и ни один здравомыслящий человек никогда в это не поверит». [ 48 ]

В сентябре 1864 года Линкольн, относя Гражданскую войну непосредственно к божественной сфере, написал в письме члену Общества Друзей : «Цели Всевышнего совершенны и должны восторжествовать, хотя мы, заблуждающиеся смертные, можем не суметь точно их осуществить». воспринимайте их заранее. Мы надеялись на счастливое окончание этой ужасной войны задолго до этого; но Бог знает лучше и постановил иначе... мы должны усердно работать в лучшем свете, который Он дает нам, полагая, что такая работа все еще способствует этому. великие цели, которые Он предназначает. Несомненно, Он желает, чтобы после этого могучего потрясения последовало какое-то великое благо, которое ни один смертный не мог совершить, и ни один смертный не мог бы устоять». [ 49 ]

В день убийства Линкольна он, как сообщается, сказал своей жене в Театре Форда , что хочет посетить Святую Землю и что «нет места, которое он так хотел бы увидеть, как Иерусалим». [ 50 ] [ 51 ]

После убийства Линкольна книга памяти « Мемориальный альбом Линкольна - Бессмертники» , в которой люди могли записывать свои мысли, включает некоторые комментарии о религии Линкольна. В одной записи, написанной известным пресвитерианским священником, преподобным Джоном Х. Барроузом , утверждалось, что Линкольн стал христианином в 1863 году, но не было представлено никаких доказательств. Он сказал:

В тревожной неопределенности великой войны он постепенно поднялся до высот, где Иегова стал для него величайшей реальностью, правителем народов... Когда тьма сгустилась над храбрыми армиями, сражающимися за жизнь нации, этот сильный человек в раннее утро преклонило колени и боролось в молитве с Тем, Кто держит судьбу империй. Когда тучи рассеялись над кровавой бойней в Геттисберге, он отдал свое сердце Господу Иисусу Христу. [ 52 ]

Пастор церкви во Фрипорте, штат Иллинойс, в ноябре 1864 года рассказал, что человек из Иллинойса посетил Линкольна в Белом доме и, после выполнения других дел, спросил президента, любит ли он Иисуса. Пастор сказал, что Линкольн уткнулся лицом в носовой платок, на глаза навернулись слезы, а затем ответил:

Когда я ушел из дома, чтобы занять этот пост, я попросил своих соотечественников помолиться за меня. Я не был тогда христианином. Когда умер мой сын, это было самое суровое испытание в моей жизни, я не была христианкой. Но когда я поехал в Геттисберг и увидел могилы наших погибших героев, павших, защищая свою страну, я тут же посвятил себя Христу. Да, я люблю Иисуса .

Эта цитата появилась на первой странице еженедельника Freeport Weekly Journal 7 декабря 1864 года. [ 53 ]

Было изображено, что это был «ответ» Линкольна этому неназванному священнику из Иллинойса, когда его спросили, любит ли он Иисуса. В некоторых версиях Линкольн использует слово «кресты» вместо «могилы», а в некоторых он говорит «Христос» вместо «Иисус». Уильям Элеазар Бартон цитирует эту версию в «Душе Авраама Линкольна» (1920), но далее пишет:

Этот инцидент, должно быть, появился в печати сразу же после смерти Линкольна, поскольку я нашел его цитирование в мемориальных обращениях от мая 1865 года. Мистер Олдройд пытался узнать для меня, в какой газете он нашел это и на чьем авторитете оно основано, но безрезультатно. . Он не помнит, где нашел его. Это по своей сути невероятно и не основано ни на каких адекватных доказательствах. Это следует полностью игнорировать. Самое раннее упоминание об истории, в которой Линкольн якобы сказал неназванному священнику из Иллинойса: «Я люблю Иисуса», содержится в проповеди, произнесенной в баптистской церкви Ошкоша, штат Висконсин, 19 апреля 1865 года преподобным WW Whitcomb, который был опубликован в Oshkosh Northwestern 21 апреля 1865 года и выпущен в 1907 году в виде брошюры Джоном Э. Бертоном. [ 54 ]

Аллен К. Гуэлзо писал: «Учитывая, что Линкольн никогда публично не делал подобных заявлений кому-либо еще, сама эта версия сомнительна», хотя он добавил, что жена Линкольна цитирует слова о том, что «он чувствовал себя религиозным больше, чем когда-либо, в то время, когда он отправился в путь». в Геттисберг». [ 55 ]

Посмертно

[ редактировать ]
Картина, на которой Линкольн сидит, положив руку на подбородок и положив локоть на ногу.
Линкольн , картина Джорджа Питера Александра Хили , 1869 год.

После убийства Линкольна появились конкурирующие биографии: некоторые утверждали, что Линкольн был христианином, а другие - что он был неверующим. В 1872 году полковник Уорд Хилл Ламон опубликовал свою «Жизнь Авраама Линкольна»; От его рождения до инаугурации на посту президента с использованием интервью и корреспонденции, собранных Уильямом Херндоном , юридическим партнером Линкольна в Спрингфилде. Ламон также был юридическим партнером Линкольна в Иллинойсе с 1852 по 1857 год, а позже был личным телохранителем Линкольна в Вашингтоне. В биографии Ламона говорится, что Линкольн сам не верил в божественность Иисуса и что некоторые, знавшие его в молодости, называли его «неверным». [ 6 ]

Мэри Тодд Линкольн категорически не согласилась с изображением своего мужа. Возможно, она наняла таких людей, как преподобный Нойес В. Майнер, чтобы они свидетельствовали о вере Линкольна. Майнер жил через дорогу от Линкольнов в Спрингфилде, штат Иллинойс, и было известно, что Линкольн навещал Майнера, баптистского священника. Майнер также был одним из служителей, присутствовавших на похоронах Авраама Линкольна. Майнер писал, что Линкольн «верил не только в всепоглощающее Божье провидение, но и в божественность Священного Писания». Майнер также рассказал историю о том, что в ночь, когда его убили, Линкольн якобы сказал Мэри, что желает посетить Святую Землю . [ 51 ]

Преподобный Джеймс Армстронг Рид, готовя в 1873 году свои лекции о религии Линкольна, спросил ряд людей, были ли какие-либо доказательства того, что Линкольн был «неверным» в его дальнейшей жизни. Ответ Финеаса Герли , пастора той же пресвитерианской церкви на Нью-Йорк-авеню , когда там присутствовал Линкольн, на вопрос Рида был такой:

Я не верю ни единому слову. Этого не могло быть правдой в отношении него, пока он был здесь, поскольку я часто и задушевно беседовал с ним на тему Библии и христианской религии, тогда как у него не было никаких мотивов обманывать меня, и я считал его не только здравомыслящим. не только на истинности христианской религии, но и на всех ее основных доктринах и учениях. И более того: в последние дни своей скромной и утомительной жизни, после смерти сына Вилли и посещения поля битвы при Геттисберге, он со слезами на глазах говорил, что потерял доверие к все, кроме Бога, и что теперь он верил, что его сердце изменилось, и что он любил Спасителя, и, если он не обманывался в себе, он намеревался вскоре исповедовать религию. [ 4 ]

Ной Брукс, газетчик, друг и биограф Линкольна, в ответ на вопрос Рида, правдивы ли утверждения о том, что Линкольн был «неверным», заявил:

В дополнение к тому, что вышло из-под моего пера, я заявлю, что у меня было много бесед с г-ном Линкольном, которые носили более или менее религиозный характер, и хотя я никогда не пытался добиться от него чего-либо вроде изложения его взглядов , однако он открыто заявил мне, что имеет «надежду на блаженное бессмертие через Иисуса Христа». Его взгляды, казалось, настолько естественно сложились вокруг этого утверждения, что я не считал другого необходимым. Его речь казалась не языком исследователя, а человеком, который заранее имел устойчивую веру в основные доктрины христианской религии. Раз или два, говоря мне о перемене, которая с ним произошла, он сказал, что, хотя он и не мог назвать какого-то конкретного времени, но это было уже после того, как он пришел сюда, и я совершенно уверен, что в своем собственном уме он отождествлял это с о времени смерти Вилли. Он также сказал, что после посещения Белого дома он сохранил привычку ежедневно молиться. Иногда он говорил, что это всего лишь десять слов, но эти десять слов у него были. Нет никаких оснований предполагать, что мистер Линкольн когда-либо обманул меня относительно своих религиозных чувств. Во многих беседах с ним я проникся твердым убеждением, что г-н Линкольн в глубине души был христианином, верил в Спасителя и серьезно обдумывал шаг, который формально соединил бы его с видимой церковью на земле. Конечно, любое предположение о скептицизме или неверности г-на Линкольна для меня, знавшего его близко с 1862 года до момента его смерти, является чудовищной выдумкой, шокирующим извращением. [ 56 ]

Согласно письменным показаниям, подписанным под присягой в округе Эссекс, штат Нью-Джерси, 15 февраля 1928 года г-жой Сидни И. Лаук, тогда еще очень старой женщиной: «После смерти г-на Линкольна доктор Герли сказал мне, что г-н Линкольн сделал все необходимые приготовления с ним и с сессией пресвитерианской церкви на Нью-Йорк-авеню, чтобы он был принят в члены указанной церкви путем исповедания своей веры во Христа в пасхальное воскресенье, следующее за вечером в пятницу, когда г-н Линкольн был убит. ." По ее словам, на момент убийства миссис Лаук было около тридцати лет. [ 57 ] Хотя это возможно, доктор Герли ничего не упомянул о предстоящем членстве Линкольна на похоронах в Белом доме, на которых он произнес сохранившуюся проповедь: [ 58 ] ни в его ответе Риду (выше).

Фрэнсис Бикнелл Карпентер , автор книги « Шесть месяцев в Белом доме », сказал Риду, что он «считает г-на Линкольна искренним христианином», и сообщил, что Линкольн рассказал женщине из Бруклина в Христианской комиссии США, что у него было « изменение взглядов» и намеревался «при какой-нибудь подходящей возможности исповедовать религию». [ 59 ]

Преподобный Мэдисон Клинтон Питерс в своей биографии 1909 года писал: «То, что он был истинным и искренним христианином, на самом деле, если не по форме, полностью доказано многими выдержками из его писем и публичных высказываний». [ 60 ]

Цитаты, приписываемые миссис Линкольн, кажутся противоречивыми. Она написала преподобному Смиту, пастору в Спрингфилде: «Когда же на нас обрушилось всепоглощающее горе, наш прекрасный светлый ангельский мальчик, Вилли был призван прочь от нас, в свой Небесный Дом, с карающей рукой Бога на нас - он обратил свою сердце ко Христу». [ 3 ]

Но Уорд Ламон утверждал, что Мэри Линкольн сказала Уильяму Херндону: «У мистера Линкольна не было ни надежды, ни веры в обычное принятие этих слов». [ 61 ] и Херндон утверждал, что она сказала ему, что «максима и философия г-на Линкольна заключались в следующем:« Что должно быть, то и будет, и никакие наши молитвы не смогут остановить этот указ». Он никогда не присоединялся ни к какой церкви. Я думаю, он всегда был религиозным человеком, но не был техническим христианином». [ 62 ]

Однако Мэри Линкольн категорически опровергла эти цитаты, настаивая на том, что Херндон «вложил эти слова ей в рот». Она написала:

С величайшей скорбью и естественным негодованием я читал о мистере Херндоне, вложив в рот слова, ни разу не произнесенные. Я помню, как он позвонил мне на несколько минут в [St. Николас], как он упоминает, ваш долгожданный вход четверть часа спустя, естественно, помешал дальнейшему интервью с ним. Мистер Херндон всегда был для меня совершенно незнакомым человеком, его не считали завсегдатаем нашего дома. [ 63 ]

Ответ Херндона на эти обвинения так и не последовал. [ 64 ]

Джон Ремсбург (1848–1919), президент Американского светского союза в 1897 году, выступил против утверждений об обращении Линкольна в свою книгу «Шесть исторических американцев» (1906). Он цитирует нескольких близких соратников Линкольна: [ 65 ]

  • Человеком, который стоял ближе всего к президенту Линкольну в Вашингтоне — ближе, чем любой священнослужитель или корреспондент газеты, — был его личный секретарь, полковник Джон Г. Николей . В письме от 27 мая 1865 года полковник Николай сообщает: «Насколько мне известно, мистер Линкольн никоим образом не изменил своих религиозных идей, мнений или убеждений с того момента, как он покинул Спрингфилд, до дня своей смерти».
  • Его давний друг и душеприказчик, судья Дэвид Дэвис , подтвердил то же самое: «Он не верил в христианском смысле этого слова».
  • Его биограф, полковник Ламон , близко знакомый с ним в Иллинойсе и с ним на протяжении всех тех лет, что он жил в Вашингтоне, говорит: «Ни разу за все это время он не выпустил из своих уст или пера выражения, которое хотя бы отдаленно подразумевало малейшей веры в Иисуса как Сына Божьего и Спасителя людей». И Ламон, и Херндон опубликовали биографии своего бывшего коллеги после его убийства, поделившись своими личными воспоминаниями о нем. Каждый отрицал приверженность Линкольна христианству и характеризовал его религиозные убеждения как деистические или скептические.

В письме, хранящемся в коллекции Рааба, от 4 февраля 1866 года Уильям Херндон написал:

Религия г-на Линкольна мне слишком хорошо известна, чтобы допускать даже тень сомнения; он является или был теистом и рационалистом, отрицающим все экстраординарное – сверхъестественное вдохновение или откровение. Одно время в своей жизни он был возвышенным пантеистом , сомневавшимся в бессмертии души, как понимает этот термин христианский мир. Он считал, что душа потеряла свою индивидуальность и бессмертна как сила. После этого он возвысился до веры в Бога, и это все изменения, которые он когда-либо претерпел. Я говорю, зная, что говорю. Он был благородным человеком, хорошим великим человеком, несмотря на все это. Мои собственные представления о Боге, его качествах, человеке, его судьбе и отношениях между ними окрашены религией мистера Линкольна. Я, как ни бедна моя жизнь, не могу понять, почему люди уклоняются от священной истины вещей. В своих плохих лекциях я придерживаюсь истины и выжидаю своего часа. Я очень люблю мистера Линкольна, почти боготворю его, но это не может меня ослепить. Он самый чистый политик, которого я когда-либо видел, и самый справедливый человек. Я пишу - вот это слово - о жизни мистера Линкольна, собирая известные, достоверные и правдивые факты о нем. Простите за вольность, которую я позволил себе с вами, надеюсь, вы не будете ссориться с Джонсоном. Он оказался дураком - Тайлером? Он должен идти с Богом, если хочет быть живой и жизненно важной силой. [ 66 ] [ 67 ]

Современные виды

[ редактировать ]

В книге «Линкольн: жизнь цели и силы» (2006) Ричард Карвардин из Оксфордского университета подчеркивает значительную способность Линкольна сплотить евангелических северных протестантов под флагом, питая тысячелетнюю веру в то, что они были избранным Богом народом. Рецензент книги Карвардайна отмечает: «Это был немалый подвиг, исходивший от человека, которого большую часть жизни подозревали в агностицизме или атеизме. сохранение Союза и освобождение рабов с какой-то высшей, мистической целью». [ 68 ]

В книге «Авраам Линкольн: президент-искупитель» историк Аллен К. Гуэлзо утверждает, что привитие Линкольну кальвинизма в детстве было доминирующей нитью, проходящей через всю его взрослую жизнь. Он характеризует мировоззрение Линкольна как своего рода «кальвинизированный деизм». [ 69 ]

Библия, принадлежавшая президенту Аврааму Линкольну, вновь всплыла на поверхность через 150 лет после его смерти. Библия была подарена президенту Линкольну Гражданской волонтерской больницей Филадельфии 16 июня 1864 года. Затем первая леди Мэри Линкольн передала ее его соседу преподобному Нойесу В. Майнеру 15 октября 1872 года. Семья Майнера скончалась. передавался на память из поколения в поколение и подарил Библию на всеобщее обозрение. Другая Библия, принадлежавшая Линкольну, использовалась бывшими президентами Обамой и Трампом на своих инаугурациях. [ 70 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Фонер, Эрик , Огненное испытание: Авраам Линкольн и американское рабство , Нью-Йорк и Лондон: WW Norton and Company, 2010, стр. 327.
  2. ^ Гилгофф, Дэн (12 февраля 2009 г.). «Религиозная неопределенность Авраама Линкольна» . Новости США и мировой отчет . Проверено 13 июля 2019 г. После его убийства в следующем месяце верующие христиане и светские вольнодумцы пытались объявить его своим. Но Линкольн не был ни тем, ни другим.
  3. ^ Jump up to: а б Мэри Т. Линкольн Джеймсу Смиту, 8 июня 1870 г., в Роберте Дж. Хэвлике, «Авраам Линкольн и преподобный доктор Джеймс Смит: пресвитерианский опыт Линкольна в Спрингфилде», Журнал Исторического общества штата Иллинойс (осень 1999 г.) онлайн .
  4. ^ Jump up to: а б Рид, Джеймс А. (июль 1873 г.). «Последующая жизнь и религиозные чувства Авраама Линкольна» . Ежемесячник Скрибнера . 6 (3): 339. Цитируя Финеаса Герли.
  5. ^ Рид, Джеймс А. (июль 1873 г.). «Последующая жизнь и религиозные чувства Авраама Линкольна» . Ежемесячник Скрибнера . 6 (3): 340. Ной Брукс Дж. А. Риду, 31 декабря 1872 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Штайнер, Франклин (1936). «Авраам Линкольн, Деист и поклонник Томаса Пейна». Религиозные убеждения наших президентов . Архивировано из оригинала 13 июня 2010 г. Проверено 31 мая 2010 г.
  7. ^ «Авраам Линкольн Онлайн» . Проверено 31 мая 2010 г.
  8. ^ Марк А. Нолл (1992). История христианства в Соединенных Штатах и ​​Канаде . Вм. Б. Эрдманс. стр. 321–322. ISBN  9780802806512 .
  9. ^ «Говорит, что Линкольн является баптистом» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 31 октября 1921 года . Проверено 20 февраля 2010 г.
  10. ^ Мурр, Дж. Эдвард (2022). «Детство Кентукки». В Клейборне, Джошуа (ред.). Годы дикой природы Авраама Линкольна: Собрание сочинений Дж. Эдварда Мурра . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 64. ИСБН  9780253062697 . Проверено 9 октября 2022 г. Цель и цель [некоторых авторов] заключались в том, чтобы показать, что католическое учение и католическое влияние в начале жизни Линкольна обусловили определенные последующие взгляды.
  11. ^ Дональд, Дэвид Герберт (1995). Линкольн . Нью-Йорк: Пробный камень. п. 48 .
  12. ^ Jump up to: а б Нолл, Марк А. (1992). «Неоднозначная религия президента Авраама Линкольна» . Архивировано из оригинала 5 мая 2010 г. Проверено 11 апреля 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  13. ^ Марк А. Нолл (1992). История христианства в Соединенных Штатах и ​​Канаде . Вм. Б. Эрдманс. п. 322. ИСБН  9780802806512 .
  14. ^ Радикалы в свое время Майкл Энтони Лоуренс - 2010 стр. 69
  15. ^ Гуэльзо, Аллен К. (1997). «Авраам Линкольн и доктрина необходимости» . Журнал Ассоциации Авраама Линкольна . 18 (1) . Проверено 20 февраля 2010 г. 29 парс.
  16. ^ Дональд, Дэвид Герберт (1995). Линкольн . Нью-Йорк: Пробный камень. п. 74 .
  17. ^ Нельсон, Майкл (осень 2003 г.). «Борьба за душу Линкольна» . Ежеквартальный обзор Вирджинии . Архивировано из оригинала 23 января 2009 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
  18. ^ Бартон, Уильям Элеазар (1920). «XII». Душа Авраама Линкольна . п. 150. ИСБН  9780252072918 . Проверено 20 февраля 2010 г.
  19. ^ Херндон, Уильям Х .; Вейк, Джесси В. (1 января 2009 г.) [1889]. «XIV». Линкольн Херндона: Правдивая история великой жизни . Нью-Йорк: Cosimo, Inc., стр. 439–440. ISBN  9781605207285 . Проверено 9 октября 2022 г.
  20. ^ Руфус Роквелл Уилсон (1946). Первые годы Линкольна в Иллинойсе , Primavera Press, Inc, Нью-Йорк. стр.51-53.
  21. ^ Уильям Дж. Джонсон (1913). Авраам Линкольн-христианин . Нью-Йорк: Eaton & Mains. стр. 31–34 (цитируется письмо от 17 марта 1874 г. из Петербурга, штат Иллинойс, опубликованное в статье «Религиозные убеждения Линкольна» в Springfield Journal от 16 мая 1874 г.). ISBN  9780722287774 .
  22. ^ Нолл, Марк А. (1992). «Загадочная вера Авраама Линкольна» . Проверено 23 июня 2013 г.
  23. ^ Николай, Джон Г. (2007). Полное собрание сочинений Авраама Линкольна . Издательство Кессинджер.
  24. ^ Линкольн, Авраам (1953). Собрание сочинений Авраама Линкольна (Том 1 изд.). Ассоциация Авраама Линкольна. п. 383.
  25. ^ Джеймс Лендер (2010). Линкольн и Дарвин: общие взгляды на расу, науку и религию . Издательство Университета Южного Иллинойса. п. 53. ИСБН  9780809329908 .
  26. ^ Уильям Х. Херндон (2008) [1889]. Жизнь Линкольна Херндона . п. 354. ИСБН  9781434476531 .
  27. ^ Кристофер Хитченс (9 января 2009 г.). «Хитченс о Линкольне» . Ежедневный зверь . Проверено 18 июня 2012 г.
  28. ^ Jump up to: а б Джеймс В. Киз (2008). «Джеймс В. Киз (заявление в пользу Уиллама Х. Херндона)» . Издательство Университета Иллинойса . Проверено 26 сентября 2023 г.
  29. ^ «Белый дом мистера Линкольна» . Архивировано из оригинала 3 июля 2010 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
  30. ^ «Первая инаугурационная речь Авраама Линкольна» . Проверено 28 июля 2012 г.
  31. ^ «Сеансы в Белом доме? Линкольн и сверхъестественное» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2010 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
  32. ^ «За кулисами, или Тридцать лет рабства и четыре года в Белом доме» . Нью-Йорк: GW Carleton & Co., 1868. Архивировано из оригинала 25 апреля 2005 г. Проверено 20 февраля 2010 г. Линкольн, цитата Элизабет Кекли
  33. ^ Об этой трансформации сообщает значительное число современников, и ряд ученых согласны с этим, хотя согласия относительно природы этого изменения меньше.
    • Историк Пулитцеровской премии Дэвид Х. Дональд, Линкольн (Simon & Schuster, 1995), стр. 336-337, пишет: «После похорон президент неоднократно запирался в комнате, чтобы он мог плакать в одиночестве... В это время он все чаще обращался к религии в поисках утешения... В течение нескольких недель после смерти Уилли Линкольн провел несколько долгих бесед с преподобным Финеасом Д. Герли, пастором пресвитерианской церкви на Нью-Йорк-авеню в Вашингтоне, где Линкольны арендовали скамью... [W «Когда он оглянулся на события этой трагической весны, он осознал, что претерпел то, что он назвал «процессом кристаллизации» своих религиозных убеждений».
    • Рональд Уайт, Величайшая речь Линкольна (Simon & Schuster, 2002), стр. 134, пишет: «Многие указывают на смерть Уилли 20 февраля 1862 года как на критический момент в борьбе Линкольна с верой».
    • Стивен Оутс , Со злобой ни к кому: Жизнь Авраама Линкольна (Harper & Row, 1977), с. 70, пишет: «После смерти Вилли он говорил о Боге чаще, чем раньше».
    • Сэндберг, «Авраам Линкольн: Годы войны» , III:379-380, приводит сообщение о том, что «взгляды г-на Линкольна в отношении духовных вещей, казалось, изменились с того часа [а именно, смерти Уилли]».
  34. ^ «Мэри Тодд Линкольн и ясновидение» . Архивировано из оригинала 5 марта 2012 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
  35. ^ Моррис, Бенджамин Франклин, изд. (1866). Мемориальная запись дани нации Аврааму Линкольну ... Составлено Б. Ф. Муром . WH & OH Моррисон. п. 234.
  36. ^ Рид, Джеймс А. (июль 1873 г.). «Последующая жизнь и религиозные чувства Авраама Линкольна» . Ежемесячник Скрибнера . 6 (3): 340. со ссылкой на статью Ноя Брукса в Harper's Monthly , июль 1865 г.
  37. Дэвид Х. Дональд, Линкольн (Simon & Schuster, 1995), 354, пишет: «К лету 1862 года Линкольн почувствовал особую нужду в божественной помощи. быстрое окончание войны было сорвано».
  38. ^ Карпентер, Фрэнк Б. (1866). Шесть месяцев в Белом доме . п. 90. ИСБН  9781429015271 . Проверено 20 февраля 2010 г. как сообщил министр финансов Сэлмон Портленд Чейз 22 сентября 1862 года. Другие присутствующие использовали слово «решение» вместо обета перед Богом . Гидеон Уэллс , Дневник Гидеона Уэллса, министра военно-морского флота при Линкольне и Джонсоне (Бостон, Нью-Йорк: Houghton Mifflin Company, 1911), 1:143, сообщает, что Линкольн заключил завет с Богом, что, если Бог изменит ход событий, война, Линкольн изменил бы свою политику в отношении рабства. См. также Николас Паррилло, «Кальвинистская трансформация Линкольна: эмансипация и война», « История гражданской войны » (1 сентября 2000 г.).
  39. ^ «Размышление Авраама Линкольна о божественной воле» . Проверено 20 февраля 2010 г.
  40. ^ Карл Сэндберг, Авраам Линкольн: Годы войны (Нью-Йорк: Harcourt, Brace & Co., 1939), Vol. 1, 630.
  41. ^ «Прокламация Авраама Линкольна на День Благодарения 1863 года» . Архивировано из оригинала 23 января 2010 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
  42. ^ «Справочник по NPS: Авраам Линкольн» . Архивировано из оригинала 22 октября 2012 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
  43. ^ Согласно протоколу Конгресса (1908, Дом), стр. 3387, девиз был принят «несомненно с его [Линкольна] ведома и одобрения».
  44. ^ Карпентер, FB (1866). Шесть месяцев в Белом доме . п. 282. ИСБН  9781429015271 . Проверено 20 февраля 2010 г.
  45. ^ Уильям Э. Бартон, Линкольн в Геттисберге: что он намеревался сказать; Что он сказал; Что он, как сообщается, сказал; То, что он хотел бы сказать (Нью-Йорк: Питер Смит, 1950), стр. 138–139.
  46. ^ «Под Богом» . Проверено 20 февраля 2010 г.
  47. ^ «Авраам Линкольн, цитата из The Washington Daily Morning Chronicle » . 8 сентября 1864 года . Проверено 20 февраля 2010 г. Собрание сочинений Авраама Линкольна (издательство Университета Рутгерса, 1953), Рой П. Баслер, редактор. Том, VII, с. 542.
  48. ^ «Шесть исторических американцев: Авраам Линкольн» . infidels.org . Проверено 27 ноября 2020 г.
  49. ^ Дональд (1996) , стр. 514–515.
  50. ^ Гуэльзо (1999), с. 434
  51. ^ Jump up to: а б Бейкер, Питер (19 июня 2019 г.). «Новая Библия Линкольна: от каминной полки до президентской библиотеки» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 21 июня 2019 г.
  52. ^ «Мемориальный альбом Линкольна» . п. 508. Архивировано из оригинала 10 февраля 2010 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
  53. ^ Еженедельный журнал Фрипорта , «Победа истины, беседа, произнесенная Исааком Э. Кэри в День национального благодарения 24 ноября 1864 года в Первой пресвитерианской церкви Фрипорта, штат Иллинойс», цитата появляется в Еженедельном журнале Фрипорта, 7 декабря 1864 г., с. 1.
  54. См. обсуждение этой истории в книге Пола Ф. Боллера и Джона Джорджа «Они никогда этого не говорили » (Oxford Univ. Press, 1989, стр. 91).
  55. ^ Аллен К. Гуэлзо (2015). «Маленькая заметка, помни долго: Линкольн и мрак мифа в Геттисберге» . В Конанте, Шон (ред.). Геттисбергская речь: взгляды на величайшую речь Линкольна . Издательство Оксфордского университета. п. 154. ИСБН  978-0-19-022745-6 . Проверено 22 ноября 2019 г.
  56. ^ Рид, Джеймс А. (июль 1873 г.). «Последующая жизнь и религиозные чувства Авраама Линкольна» . Ежемесячник Скрибнера . 6 (3): 340. Ной Брукс Дж. А. Риду, 31 декабря 1872 г.
  57. ^ Д. Джеймс Кеннеди в своем буклете «Во что они верили: вера Вашингтона, Джефферсона и Линкольна» с. 59, Издано Coral Ridge Ministries, 2003 г.
  58. ^ «Проповедь на похоронах Авраама Линкольна в Белом доме» . Архивировано из оригинала 19 февраля 2010 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
  59. ^ Рид, Джеймс А. (июль 1873 г.). «Последующая жизнь и религиозные чувства Авраама Линкольна» . Ежемесячник Скрибнера . 6 (3): 340.
  60. ^ Питерс, Мэдисон (1909). Религия Авраама Линкольна (PDF) . Грэм Пресс. п. 29 . Проверено 20 февраля 2010 г.
  61. ^ Уорд Хилл (полковник) Ламон, Жизнь Линкольна с. 489
  62. ^ Уильям Херндон Религия Линкольна
  63. ^ Мэри Тодд Линкольн Джону Т. Стюарту, 15 декабря 1873 г., Мэри Тодд Линкольн: Ее жизнь и письма , изд. Джастин Г. Тернер и Линда Ливитт Тернер (Нью-Йорк: Кнопф, 1972), 603.
  64. ^ «Ответ Херндона и многое другое о вражде между ним и Мэри Линкольн» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2010 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
  65. ^ «Шесть исторических американцев: Авраам Линкольн» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2010 г. Проверено 20 февраля 2010 г.
  66. ^ «Коллекция Рааба» . 5 июня 1863 года. из оригинала 13 мая 2011 г. Архивировано Проверено 27 апреля 2011 г.
  67. ^ Адамс, Гай (17 апреля 2011 г.). « Сегодня «Пантеист» Линкольн был бы неизбран» . Независимый . Проверено 5 июня 2012 г.
  68. Бейкер, Кевин, «Образцовый президент», The New York Times , 19 февраля 2006 г.
  69. ^ Гуэлзо, Аллен К., Авраам Линкольн: президент-искупитель , Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство William B. Eerdmans Publishing Company, 1999, стр. 447. Второе издание опубликовано в 2022 году.
  70. ^ Парк, Калеб (20 июня 2019 г.). «Всплывает Библия Авраама Линкольна, предлагающая ключ к разгадке его религиозных убеждений» . Фокс Ньюс . Проверено 22 июня 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 13fec184370416d770541e7c6e351ae9__1719061080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/e9/13fec184370416d770541e7c6e351ae9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religious views of Abraham Lincoln - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)