Jump to content

Религиозные взгляды Томаса Джефферсона

Религиозные взгляды Томаса Джефферсона сильно расходились с традиционным христианством его эпохи. На протяжении всей своей жизни Джефферсон сильно интересовался теологией , религиоведением и моралью . [ 1 ] [ 2 ] Джефферсону больше всего нравились деизм , рациональная религия , теистический рационализм и унитаризм . [ 3 ] Он сочувствовал моральным заповедям христианства и в целом был согласен с ними. [ 4 ] Он считал, что учение Иисуса содержит «самый возвышенный и доброжелательный кодекс морали, который когда-либо предлагался человеку». [ 5 ] тем не менее, он считал, что чистое учение Иисуса, по-видимому, было присвоено некоторыми из первых последователей Иисуса, в результате чего появилась Библия, содержащая как «бриллианты» мудрости, так и «навоз» древних политических программ. [ 6 ]

Джефферсон считал, что «признание и почитание всепобеждающего провидения» (как в его Первой инаугурационной речи) [ 7 ] ) был важен и в своей второй инаугурационной речи выразил необходимость завоевать «благосклонность того Существа, в чьих руках мы находимся, которое вело наших отцов, как древний Израиль». [ 8 ] Тем не менее, вместе с Джеймсом Мэдисоном Джефферсон вел долгую и успешную кампанию против государственной финансовой поддержки церквей в Вирджинии. Джефферсон также придумал фразу « стена разделения между церковью и государством » в своем письме 1802 года баптистам Дэнбери в Коннектикуте . Во время своей кампании 1800 года президентской Джефферсону даже пришлось бороться с критиками, которые утверждали, что он непригоден для занимания этой должности из-за их дискомфорта из-за его «неортодоксальных» религиозных убеждений.

Джефферсон использовал определенные отрывки из Нового Завета для составления книги «Жизнь и нравственность Иисуса из Назарета » («Библия Джефферсона»), которая исключала любые чудеса Иисуса и подчеркивала его моральное послание. Хотя он часто выражал свое несогласие со многими практиками духовенства и со многими конкретными популярными христианскими доктринами своего времени, Джефферсон неоднократно выражал свое восхищение Иисусом как учителем нравственности и постоянно называл себя христианином (хотя и следовал своим собственным уникальным тип христианства) на протяжении всей его жизни. Джефферсон выступал против кальвинизма , тринитаризма и того, что он называл платоническими элементами в христианстве . Он восхищался религиозной деятельностью Джозефа Пристли (английского химика и богослова, переехавшего в Америку). В частных письмах Джефферсон также описывал себя как сторонник других определенных философий, помимо того, что он был христианином. В этих письмах он называл себя также « эпикурейцем » (1819 г.). [ 9 ] «материалист XIX века» (1820), [ 10 ] «Унитарист сам по себе» (1825 г.), [ 11 ] и «сама секта» (1819). [ 12 ]

Когда Джон Адамс и Джефферсон возобновили переписку между 1812 и 1826 годами, среди обсуждаемых тем была религия. Будучи восьмидесятилетним, Джефферсон так выразил свои религиозные взгляды:

Когда мы смотрим на Вселенную, в ее общих или частных частях, человеческий разум не может не воспринимать [ sic ] и не чувствовать убежденности в замысле, непревзойденном мастерстве и неопределенной силе в каждом атоме ее состава. движения небесных тел, столь точно удерживаемые в своем ходе балансом центробежных и центростремительных сил, строение самой нашей Земли с ее расположением земель, вод и атмосферы, животных и растительных тел, рассмотренных во всех их мельчайших частицах. Поскольку насекомые — всего лишь атомы жизни, но столь же прекрасно организованные, как человек или мамонт, минеральные вещества, их образование и использование, невозможно, говорю я, человеческому разуму не поверить, что во всем этом есть замысел, причина. и следствие, вплоть до конечной причины, создатель всех вещей из материи и движения, их хранитель и регулятор, пока им разрешено существовать в их нынешних формах, и их регенератор в новые и другие формы. [ 13 ]

Посещение церкви

[ редактировать ]

Джефферсон вырос в англиканской церкви в то время, когда это была основанная церковь в Вирджинии и единственная конфессия, финансируемая за счет налоговых поступлений Вирджинии. До революции приходы были единицами местного самоуправления, и Джефферсон занимал должность приходского священника , мирской административной должности в своем местном приходе. Квалификация для занятия должностей на всех уровнях, включая Палату горожан Вирджинии , в которую Джефферсон был избран в 1769 году, требовала принадлежности к нынешней государственной религии и обязательства не выражать инакомыслие и не делать ничего, что не соответствовало бы церковной доктрине. Джефферсон считал духовенство своими друзьями и вносил финансовый вклад в англиканскую церковь, которую регулярно посещал.

После революции англиканская церковь в Америке была упразднена. Она была реорганизована в Епископальную церковь в Америке . Маргарет Баярд Смит , чей муж был близким другом Джефферсона, записывает, что в первую зиму президентства Джефферсона он «регулярно посещал» воскресную службу в небольшой епископальной церкви из уважения к публичному богослужению. [ 14 ] Это была единственная церковь в новом городе, за исключением маленькой католической часовни. В течение года после своей инаугурации Джефферсон начал посещать церковные службы в Палате представителей - традиция, которая еще не возникла, когда он был вице-президентом, и в которой участвовали проповедники всех христианских сект и конфессий.

Генри С. Рэндалл , единственный биограф, которому разрешили взять интервью у ближайших родственников Джефферсона, записал, что Джефферсон «посещал церковь с такой же регулярностью, как и большинство членов общины, - иногда отправляясь один верхом на лошади, когда его семья оставалась дома». и что он также «свободно способствовал возведению христианских церквей, давал деньги библейским обществам и другим религиозным объектам, а также был щедрым и регулярным вкладчиком в поддержку духовенства. Сохранились его письма, которые показывают, что он с уважением призывал деликатность, принятие дополнительных и нежелательных пожертвований от пастора своего прихода в случаях дополнительных расходов для последнего, например, на строительство дома». [ 15 ]

годы Джефферсон отказался быть крестным отцом крестимых младенцев, поскольку не верил в догмат Троицы В последующие . [ 16 ] Несмотря на свидетельства о посещении церкви Джефферсоном, нет никаких доказательств того, что он когда-либо конфирмовался или был причастником . [ 17 ]

Джефферсон и деизм

[ редактировать ]
Декларация независимости

В 1760 году, в возрасте 16 лет, Джефферсон поступил в колледж Уильяма и Мэри в Вильямсбурге и в течение двух лет изучал математику, метафизику и философию под руководством профессора Уильяма Смолла . Он познакомил энтузиаста Джефферсона с трудами британских эмпириков , в том числе Джона Локка , Фрэнсиса Бэкона и Исаака Ньютона . [ 18 ] Биографы Джефферсона говорят, что, когда он работал в William & Mary, на него оказала влияние деистская философия , особенно Болингброк . [ 19 ] [ 20 ]

Такие фразы, как «Бог природы», которые Джефферсон использовал в Декларации независимости , типичны для деизма, хотя они также использовались в то время мыслителями-недеистами, такими как Фрэнсис Хатчесон . Кроме того, это было частью римских размышлений о естественном праве , а на Джефферсона повлияло чтение Цицерона по этой теме. [ 21 ] [ 22 ]

Большинство деистов отрицали христианские представления о чудесах и Троице . Хотя Джефферсон всю жизнь уважал моральные учения Иисуса, он не верил ни в чудеса, ни в божественность Иисуса. В письме де Рье в 1788 году он отклонил просьбу выступить в роли крестного отца, заявив, что не мог принять учение о Троице «с самого раннего периода своей жизни». [ 16 ] [ 23 ] В письме 1820 года своему близкому другу Уильяму Шорту Джефферсон заявил: «Не следует понимать, что я с ним [Иисусом] во всех его доктринах. Я материалист ; он принимает сторону спиритуализма; он проповедует эффективность от покаяния к прощению греха, чтобы искупить его, мне нужен противовес добрых дел». [ 24 ] В 1824 году, четыре года спустя, Джефферсон изменил свой взгляд на «материализм» Иисуса, уточнив тогда, что «...основатель нашей религии, несомненно, был материалистом в отношении человека». [ 25 ] [ 26 ]

Джефферсон был напрямую связан с деизмом в трудах некоторых своих современников. Вдова Патрика Генри написала в 1799 году: «Я бы хотела, чтобы Грейт Джефферсон и все герои деистической партии увидели, как мой… муж отдает свой последний долг природе». [ 27 ] [ 28 ] Эйвери Даллес , ведущий католический теолог, утверждает, что, находясь в Колледже Уильяма и Мэри , «под влиянием нескольких профессоров он [Джефферсон] обратился к деистической философии». [ 19 ] Даллес заключает:

Таким образом, Джефферсон был деистом, потому что он верил в единого Бога, в божественное провидение, в божественный моральный закон, а также в награды и наказания после смерти; но не верил в сверхъестественное откровение. Он был христианским деистом, потому что считал христианство высшим выражением естественной религии, а Иисуса — несравненно великим учителем нравственности. Он не был ортодоксальным христианином, потому что отвергал, среди прочего, учение о том, что Иисус был обещанным Мессией и воплощенным Сыном Божьим . Религия Джефферсона довольно типична для американской формы деизма того времени.

Даллес соглашается с историком Стивеном Уэббом, который утверждает, что частые ссылки Джефферсона на «Провидение» указывают на его деизм, поскольку «большинство деистов восемнадцатого века верили в провидение». [ 29 ]

Хотя многие биографы, а также некоторые из его современников, характеризовали Джефферсона как деиста, историки и ученые не нашли такой самоидентификации в сохранившихся трудах Джефферсона. В письме Пристли 1803 года Джефферсон восхваляет Иисуса за своего рода деизм. [ 30 ] Подобные идеи он выразил в письме Джону Адамсу в 1817 году. [ 31 ]

В письме Адамсу от 22 августа 1813 года Джефферсон писал: [ 32 ]

Вы правы, полагая в одном из своих докладов, что я мало читал «Предопределение» Пристли, его систему отсутствия души или его полемику с Хорсли. но я читал его «Искажения христианства» и «Ранние мнения об Иисусе» снова и снова; и я опираюсь на них, а также на сочинения Миддлтона, особенно на его письма из Рима и в Уотерленд, как на основу моей собственной веры. на эти сочинения никогда не отвечали и на них нельзя ответить, цитируя исторические доказательства, как они это делали. поэтому я цепляюсь за эти факты за их знания, которые намного превосходят мои собственные.

Упразднение религии в Вирджинии

[ редактировать ]
Надгробие Джефферсона. Надпись, как он и оговаривал, гласит: « Здесь был похоронен Томас Джефферсон, автор Декларации независимости Америки , Статута Вирджинии о религиозной свободе и отец Университета Вирджинии» .

Для Джефферсона отделение церкви от государства было необходимой реформой религиозной тирании, в результате которой религия получала поддержку государства, а те, кто не принадлежал к этой религии, были лишены прав и даже наказаны.

После революции Джефферсон сыграл ведущую роль в упразднении религии в Вирджинии. Ранее Англиканская церковь, будучи официальной государственной церковью, получала налоговую поддержку, и никто не мог занимать эту должность, кроме англиканцев. Пресвитерианская, баптистская и методистская церкви не получали налоговой поддержки. Как писал Джефферсон в своих «Записках о Вирджинии» , дореволюционный колониальный закон гласил, что «если человек, воспитанный христианином, отрицает существование Бога или Троицы… он наказывается при первом же нарушении неспособностью занимать какую-либо должность». ." [ 33 ]

В 1779 году Джефферсон предложил « Статут Вирджинии о религиозной свободе », который был принят в 1786 году. Его целью было полное отделение церкви от государства; он объявил, что мнения людей находятся за пределами юрисдикции гражданского магистрата. Он утверждал, что разум не подлежит принуждению, «что наши гражданские права не имеют зависимости от религиозных взглядов» и что мнения людей не являются предметом забот гражданского правительства. Со временем это стало одной из американских хартий свободы. [ 34 ] Эта возвышенная декларация свободы мысли была воспринята в Европе как «невиданный ранее пример законодательной мудрости и либерализма». [ 35 ]

С 1784 по 1786 год Джефферсон и Джеймс Мэдисон работали вместе, чтобы противостоять попыткам Патрика Генри установить общие налоги в Вирджинии для поддержки церквей. В 1786 году Генеральная ассамблея Вирджинии приняла законопроект Джефферсона о религиозной свободе , который он впервые представил в 1779 году. Это было одно из трех достижений, которые он поместил в свою эпитафию. Закон гласил:

«Никого человека нельзя принуждать посещать или поддерживать какое-либо религиозное богослужение, место или служение, а также нельзя принуждать, сдерживать, притеснять или обременять его тело или имущество, и он не должен иным образом страдать из-за своих религиозных взглядов или убеждений. но что все люди будут свободны исповедовать и аргументировано отстаивать свои мнения в вопросах религии, и это никоим образом не должно уменьшать, расширять или затрагивать их гражданские способности». [ 36 ]

В своих «Записках о штате Вирджиния» 1787 года Джефферсон заявил:

«Миллионы невинных мужчин, женщин и детей с момента появления христианства были сожжены, подвергнуты пыткам, оштрафованы и заключены в тюрьмы. Каков был эффект этого принуждения? Сделать одну половину мира дураками, а другую половину лицемерами; поддержать мошенничество и заблуждение по всей земле... Однако наши родственные штаты Пенсильвания и Нью-Йорк долгое время существовали без какого-либо учреждения. Эксперимент был новым и сомнительным, когда они его осуществили. Они процветали. Религия, конечно, хорошо поддерживается; но все они достаточно хороши; все достаточно, чтобы сохранить мир и порядок; или, если возникает секта, чьи принципы подрывают мораль, здравый смысл имеет право на игру, и она рассуждает и высмеивает. Они не более обеспокоены религиозными разногласиями, чем мы, и не допускают, чтобы это беспокоило государство. терпимость, потому что нет другого обстоятельства, в котором они отличались бы от всех народов на земле. Они сделали счастливое открытие: чтобы заставить замолчать религиозные споры, нужно не обращать на них внимания. Давайте и мы дадим этому эксперименту честную игру и избавимся, пока это возможно, от этих тиранических законов». [ 37 ]

Обвинения в том, что он неверный

[ редактировать ]

Во время президентской кампании 1800 года газета New England Palladium писала: «Если неверный Джефферсон будет избран президентом, в этот момент на нашей святой религии будет поставлена ​​печать смерти, наши церкви будут повержены, и какая-нибудь позорная «проститутка» под титул богини разума будет главенствовать в святилищах, ныне посвященных поклонению Всевышнему». [ 38 ] Федералисты нападали на Джефферсона как на «воющего атеиста» и неверного , утверждая, что его влечение к религиозному и политическому экстремизму Французской революции лишило его права занимать государственные должности. [ 39 ] [ 40 ] В то время называть человека неверным могло означать множество вещей, в том числе и то, что он не верил в Бога. Это обвинение обычно предъявляли деистам, хотя они верили в Бога. Оно также было направлено против тех, кто, как считалось, наносил вред христианской вере, в которой они были воспитаны.

Выступая против институтов организованной религии, Джефферсон последовательно выражал свою веру в Бога. Например, он использовал идею божественной справедливости в 1782 году, выступая против рабства: [ 41 ] и призвал божественное провидение в своей второй инаугурационной речи. [ 42 ]

Джефферсон не уклонялся от сомнений в существовании Бога. В письме 1787 года своему племяннику и подопечному Питеру Карру, который учился в школе, Джефферсон дал следующий совет:

Прочно закрепите Разум на его месте и призовите на суд каждый факт, каждое мнение. Смело подвергайте сомнению даже существование Бога; потому что, если таковой имеется, он должен больше одобрять почитание разума, чем ослепленный страх. ... Не бойтесь этого расследования, опасаясь его последствий. Если оно закончится верой в то, что Бога нет, вы найдете стимулы к добродетели в комфорте и приятности, которые вы испытываете при ее применении, и в любви других, которую она принесет вам.

- Работы Джефферсона, Том. В., с. 322 [ 43 ]

После кампании 1800 года Джефферсон стал более неохотно обсуждать свои религиозные взгляды публично. В конце личных писем, посвященных религии, он часто добавлял просьбы о том, чтобы его корреспонденты были осторожны в отношении их содержания. [ 44 ]

Отделение церкви от государства

[ редактировать ]

Джефферсон стремился к тому, что он называл «стеной разделения между церковью и государством», что, по его мнению, было принципом, выраженным в Первой поправке . Фраза Джефферсона несколько раз цитировалась Верховным судом при толковании статьи об учреждении , в том числе в таких делах, как Рейнольдс против Соединенных Штатов (1878 г.), Эверсон против Совета по образованию (1947 г.) и МакКоллум против Совета по образованию. (1948).

В письме 1802 года в ассоциацию Дэнбери Баптистскую он писал:

Полагая вместе с вами, что религия — это вопрос, который лежит исключительно между человеком и его Богом, что он не обязан ни перед кем отчитываться за свою веру или свое богослужение, что законодательные полномочия правительства достигают только действий, а не мнений, я размышляю с величайшим почтением этот акт всего американского народа, который заявил, что его законодательный орган не должен «издавать никаких законов, уважающих установление религии или запрещающих свободное ее исповедание», тем самым возводя стену разделения между церковью и государством. [ 45 ]

В «Проектах обращения ко второй инаугурации» Джефферсона от 4 марта 1805 года он заявил:

Что касается религии, я считал, что ее свободное осуществление по конституции поставлено независимо от полномочий общего правительства. Поэтому я ни при каких обстоятельствах не берусь предписывать подходящие для этого религиозные упражнения; но оставили их, как их установила конституция, под руководством и дисциплиной государственных или церковных властей, признанных несколькими религиозными обществами. [ 46 ]

Что касается выбора некоторых правительств регулировать религию и мышление, Джефферсон заявил:

Законные полномочия правительства распространяются только на такие действия, которые наносят вред другим. Но мне не причинит вреда, если мой сосед скажет, что есть двадцать богов или нет бога. Он не залезет мне в карман и не сломает мне ногу. [ 47 ]

Исходя из этого заявления, Джефферсон считал, что отношения правительства с церковью должны быть безразличными, религия не преследуется и не получает какого-либо особого статуса.

Если на религиозном собрании что-либо произойдет крамольно и противоречит общественному порядку, пусть это будет наказано так же, а не иначе, как это произошло на ярмарке или рынке. [ 48 ]

Хотя он сделал это в качестве губернатора Вирджинии, во время своего президентства Джефферсон отказался издавать прокламации, призывающие к дням молитвы и благодарения. В письме Сэмюэлю Миллеру от 23 января 1808 года Джефферсон заявил:

Но мне предлагается только рекомендовать, а не предписывать день поста и молитвы. [ 49 ]

Однако в « Заметках о штате Вирджиния » Джефферсон поддержал «постоянную миссию среди индейских племен» института Кристиана Браффертона , по крайней мере, в интересах антропологии . [ 50 ] Будучи президентом, он санкционировал финансовую поддержку священника и церкви для индейцев Каскаскиа , которые в то время уже были христианизированы и крещены. Эдвин Гаустад писал, что это был прагматичный политический шаг, направленный на стабилизацию отношений с индейскими племенами. [ 51 ]

Джефферсон также публично подтвердил «признание и преклонение перед верховным провидением» со стороны нации в своей первой инаугурационной речи: [ 7 ] и в своей второй инаугурационной речи выразил потребность в «благосклонности того Существа, в чьих руках мы находимся, которое вел наших отцов, как древний Израиль», и таким образом попросил народ «объединиться в мольбах» с ним к Богу. [ 52 ]

В письме, написанном Мордехаю Мануэлю Ною в 1818 году, Джефферсон писал, что Америка уникальна тем, что ставит все религиозные секты «в равные условия». Это гарантировало, что ни одна религия не будет иметь спонсируемого государством доминирования над другой. Однако государство могло сделать лишь очень многое; в том же письме он сказал, что каждый человек должен проявлять религиозную терпимость по отношению к своим соседям. [ 53 ]

Джефферсон, Иисус и Библия

[ редактировать ]

Взгляды Джефферсона на Иисуса и Библию были неоднозначными, но постепенно отходили от того, что считалось и считается ортодоксальным в христианстве . Джефферсон заявил в письме в 1819 году: «Вы говорите, что вы кальвинист. Я нет. Насколько я знаю, я сам принадлежу к секте». [ 54 ] Он также отверг идею божественности Христа, но, как он писал Уильяму Шорту 31 октября 1819 года, он был убежден, что фрагментарные учения Иисуса представляют собой «очертания системы самой возвышенной нравственности, которая когда-либо выпадала из губы человека». [ 55 ]

С одной стороны, Джефферсон утверждал: «Мы все согласны в обязательности моральных заповедей Иисуса, и нигде их нельзя найти в большей чистоте, чем в его беседах». [ 56 ] что он «искренне привязан к Его доктринам, предпочитая их всем остальным», [ 57 ] и что «учения Иисуса просты и все ведут к счастью человека». [ 58 ] Однако Джефферсон считал большую часть Завета Библии Нового ложью. В письме Уильяму Шорту в 1820 году Джефферсон описал многие библейские отрывки как «столько лжи, шарлатанства и обмана». [ 59 ] В том же письме Джефферсон утверждает, что описывает Павла как «первого искателя учения Иисуса ». [ 60 ]

Джефферсон также отрицал божественное вдохновение Книги Откровения , описывая ее Александру Смиту в 1825 году как «просто бред маньяка, не более достойный и не способный к объяснению, чем бессвязность наших собственных ночных снов». [ 61 ] Изучая Библию, Джефферсон пришел к выводу, что Иисус никогда не претендовал на то, чтобы быть Богом. [ 62 ]

В 1803 году Джефферсон составил «Программу оценки достоинств доктрин Иисуса» сравнительных достоинств христианства после прочтения брошюры «Сократ и Иисус в сравнении» унитарного министра доктора Джозефа Пристли . [ 63 ] В этой краткой работе Джефферсон утверждает, что «моральные доктрины Иисуса, касающиеся родственников и друзей, были более чистыми и совершенными, чем у самых правильных философов, и в гораздо большей степени, чем у евреев», но утверждает, что «только фрагменты о том, что он действительно сообщил, дошли до нас изуродованными, искаженными и часто неразборчивыми» и что «вопрос о том, был ли он членом Божества или находился в прямом общении с ним, заявлялся в его пользу некоторыми из его последователей и отрицался другие чужды нынешней точке зрения, которая представляет собой всего лишь оценку внутренних достоинств его доктрин». [ 64 ] Он позволил увидеть его лишь немногим, в том числе Бенджамину Рашу в 1803 году и Уильяму Шорту в 1820 году. Когда Раш умер в 1813 году, Джефферсон попросил семью вернуть ему документ.

В 1804 году Джефферсон начал собирать по кусочкам свою собственную версию Евангелий , из которой он исключил непорочное зачатие Иисуса , чудеса, приписываемые Иисусу , божественность и воскресение Иисуса , а также многие другие учения и события. [ 65 ] Он сохранил в первую очередь моральную философию Иисуса, которую он одобрял, а также включил Второе пришествие , будущий суд, рай, ад и некоторые другие сверхъестественные события. Этот сборник был завершен примерно в 1820 году, но Джефферсон не обнародовал эти работы, признав существование «Жизни и нравственности Иисуса из Назарета» лишь нескольким друзьям. [ 66 ] Эта работа была опубликована после его смерти и стала известна как Библия Джефферсона . [ 10 ]

Антиклерикализм, антикатолицизм и антикальвинизм

[ редактировать ]

Хотя Джефферсон действительно включал в число своих друзей некоторых протестантских священнослужителей, [ 67 ] и хотя он действительно жертвовал деньги на поддержку некоторых церквей, [ 68 ] его отношение к протестантским священнослужителям как группе и Римско-католической церкви в целом было крайне неприязненным. [ 69 ] Резиденция Джефферсона во Франции незадолго до Французской революции заставила его с глубоким подозрением относиться к католическим священникам и епископам, считая их силой реакции и невежества. Его более поздние частные письма показали, что он опасался слишком большого вмешательства католического духовенства в вопросы гражданского управления. В письмах он писал: «Я считаю, что история не дает ни одного примера, чтобы народ, одержимый священниками, поддерживал свободное гражданское правительство». [ 70 ] и «[в] каждой стране и во все времена священник был враждебен свободе. Он всегда находится в союзе с деспотом , поощряя его злоупотребления в обмен на защиту своих собственных». [ 71 ]

В 1817 году он писал Джону Адамсу:

Христианское духовенство, находя учения Христа понятными для всякого понимания и слишком простыми, чтобы нуждаться в объяснении, увидело в мистицизме Платона материалы, из которых они могли построить искусственную систему, которая могла бы, из-за своей нечеткости, допустить вечные противоречия, дать занятость для своего порядка и привести его к прибыли, власти и превосходству. Учения, исходившие из уст самого Иисуса, доступны пониманию ребенка; но тысячи томов еще не объяснили привитый им платонизм: и по этой очевидной причине эта бессмыслица никогда не может быть объяснена. [ 72 ]

В письме 1820 года Уильяму Шорту Джефферсон писал: «[T]серьезными врагами являются священники различных религиозных сект, для чьего воздействия на человеческий разум его улучшение является зловещим». [ 10 ]

Джефферсон резко выступал против кальвинизма. Он никогда не переставал осуждать «кощунственную абсурдность пяти пунктов Кальвина », написав за три года до своей смерти Джону Адамсу: «Его [Кальвина] религией был демонизм. Если когда-либо человек поклонялся ложному Богу, то он это делал. в его пяти пунктах есть... демон злобного духа. Было бы более простительно вообще не верить ни в какого Бога, чем хулить его ужасными качествами Кальвина». [ 73 ]

Пристли и унитаризм

[ редактировать ]

Джефферсон выразил общее согласие с унитаризмом , который, как и деизм, отвергал учение о Троице. Джефферсон никогда не присоединялся к унитарной церкви, но посещал унитарные службы, находясь в Филадельфии. Его друг Джозеф Пристли был министром. Джефферсон переписывался по религиозным вопросам со многими унитариями, среди них Джаред Спаркс (министр-унитарист, историк и президент Гарварда), Томас Купер, Бенджамин Уотерхаус и Джон Адамс. В письме 1822 года Бенджамину Уотерхаусу он писал: «Я радуюсь, что в этой благословенной стране свободных исследований и веры, которая не отдала свою совесть ни королям, ни священникам, возрождается подлинная доктрина только одного Бога, и я верю, что там тот молодой человек, который сейчас живет в Соединенных Штатах, не умрет унитарием». [ 74 ]

Джефферсон назвал учение Джозефа Пристли и Коньерса Миддлтона (английского священнослужителя, который ставил под сомнение чудеса и откровения, подчеркивая роль христианства как оплота общественного порядка) основой своей собственной веры. Он подружился с Пристли, который жил в Филадельфии. В письме Джону Адамсу от 22 августа 1813 года Джефферсон писал:

Вы правы, полагая в одной из своих статей, что я мало читал «Предопределение» Пристли , его систему отсутствия души или его полемику с Хорсли. Но я читал его «Искажения христианства» и «Ранние мнения об Иисусе» снова и снова; и я опираюсь на них, а также на сочинения Миддлтона, особенно на его «Письма из Рима » и «В Уотерленд» , как на основу моей собственной веры. На эти сочинения никогда не было дано ответа, и на него невозможно ответить, цитируя исторические доказательства, как они это делали. Поэтому из-за этих фактов я цепляюсь за их знания, которые намного превосходят мои собственные. [ 75 ]

Джефферсон продолжал выражать свои решительные возражения против доктрин непорочного зачатия, божественности Иисуса и Троицы. В письме Адамсу (11 апреля 1823 г.) Джефферсон писал: «И наступит день, когда мистическое зарождение Иисуса Верховным Существом как Его Отцом во чреве девственницы будет приравнено к басне поколения Минервы в мозгу Юпитера ». [ 76 ]

В письме 1821 года он писал:

Никто не наблюдает с большим удовольствием, чем я, прогресс разума в его продвижении к рациональному христианству. Когда мы откажемся от непонятного жаргона троичной арифметики, что три равны одному, а одно равно трем; когда мы разрушим искусственные леса, воздвигнутые для того, чтобы скрыть от глаз простое строение Иисуса; Короче говоря, когда мы откажемся от всего, чему нас учили со времен Его, и вернемся к чистым и простым доктринам, которые Он внушал, мы тогда будем истинными и достойными Его учениками; и мое мнение таково, что если бы к тому, что исходило чисто из Его уст, никогда ничего не было добавлено, весь мир был бы в наши дни христианским. Я знаю, что случай с доктором Дрейком, который вы приводите, был обычным. Строители религии настолько исказили и исказили учения Иисуса, настолько заглушили их мистикой, фантазиями и ложью, придали им карикатурные формы, столь чудовищные и непостижимые, что шокировали разумных мыслителей, восставали против целого и приводили их в движение. опрометчиво объявлять своего основателя самозванцем. Если бы не было комментатора, не было бы и неверующего. ... Я почти не сомневаюсь, что вся наша страна вскоре сплотится к единству Творца, а также, я надеюсь, к чистым учениям Иисуса. [ 77 ]

Джефферсон однажды написал служителю Первой приходской церкви (унитариев) в Портленде, штат Мэн, с просьбой о служении для него и небольшой группы друзей. Церковь ответила, что у нее нет духовенства, которое можно было бы отправить на юг. В письме Уотерхаусу в 1825 году Джефферсон писал:

Мне очень хотелось бы, чтобы в нашем штате появилась доктрина единого бога. Но население моего района слишком малочисленно и слишком сильно разделено на другие секты, чтобы содержать хотя бы одного проповедника. Поэтому я должен быть доволен тем, что сам являюсь унитарием, хотя я знаю, что вокруг меня есть много людей, которые стали бы таковыми, если бы однажды они смогли услышать справедливо сформулированные вопросы. [ 11 ]

Когда последователи Ричарда Прайса и Пристли начали спорить о существовании свободы воли и души (Пристли занимал материалистическую позицию), [ 78 ] Джефферсон выразил сомнения по поводу того, что унитарии считают важным оспаривать доктрины друг с другом. В 1822 году он поставил квакеров в качестве примера для подражания. [ 79 ]

Во времена Джефферсона унитаризм обычно считался ветвью христианства. Первоначально оно ставило под сомнение учение о Троице и предсуществовании Христа . В период 1800–1850 годов унитаризм также начал подвергать сомнению существование чудес , библейского вдохновения и непорочного зачатия , но еще не воскресения Иисуса . [ 80 ] Современный унитаризм больше не подразумевает веру в божество; некоторые унитарианцы являются теистами, а некоторые нет. Современные унитарии считают Джефферсона не только родственной душой, но и важной фигурой в своей истории. знаменитого UUs Веб-сайт [ 81 ] говорит:

Как и многие другие люди его времени (он умер всего через год после основания институционального унитаризма в Америке), Джефферсон был унитаристом по теологии, но не по членству в церкви. Он никогда не присоединялся к унитарной общине: при его жизни рядом с его домом в Вирджинии их не было. Он регулярно посещал церковь Джозефа Пристли в Пенсильвании, когда был поблизости, и сказал, что богословие Пристли было его собственным, и нет никаких сомнений в том, что Пристли следует идентифицировать как унитария. Джефферсон оставался членом епископальной общины рядом со своим домом, но исключил себя из числа тех, кто мог стать крестными родителями, потому что он не был в достаточной степени согласен с тринитарным богословием. Его работа, Библия Джефферсона, была унитарной по богословию...

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Альстрем с. 366
  2. ^ Чарльз Сэнфорд, Религиозная жизнь Томаса Джефферсона (Шарлотта: UNC Press, 1987).
  3. ^ Майкл Корбетт и Джулия Митчелл Корбетт, Политика и религия в Соединенных Штатах (1999), с. 68
  4. ^ Шерр, Артур. Томас Джефферсон против историков: христианство, атеистическая мораль и загробная жизнь. Издательство Кембриджского университета. 2016 [2014]
  5. ^ Джефферсон, Вашингтон, 1907 , с. 89
  6. Томас Джефферсон и его Библия , апрель 1998 г., PBS Frontline, загружено 3 апреля 15.
  7. ^ Jump up to: а б Томас Джефферсон, первая инаугурационная речь
  8. Томас Джефферсон, Вторая инаугурационная речь , понедельник, 4 марта 1805 г.
  9. ^ Альберт Эллери Берг, изд. (1853). «Письмо Уильяму Шорту от 31 октября 1819 года». Сочинения Томаса Джефферсона . Том. XV. Ассоциация Мемориала Томаса Джефферсона. п. 219. Архивировано из оригинала 15 октября 2009 г. Проверено 23 мая 2009 г. - через Consitition.org. Как вы говорите о себе, я тоже эпикурианец. Я считаю, что подлинные (а не приписываемые) учения Эпикура содержат все разумное в моральной философии, которое оставили нам Греция и Рим.
  10. ^ Jump up to: а б с «Письмо Уильяму Шорту» . 13 апреля 1820 г.
  11. ^ Jump up to: а б Томас Джефферсон (8 января 1825 г.). «письмо доктору Бенджамину Уотерхаусу» . Копия письма Томаса Джефферсона Уотерхаузу (1754–1846) 1825 года находится в неизвестной руке.
  12. ^ Альберт Эллери Берг, изд. (1853). «Письмо Эзре Стайлзу Эли от 25 июня 1819 года». Сочинения Томаса Джефферсона . Том. XV. Ассоциация Мемориала Томаса Джефферсона. п. 202. Архивировано из оригинала 15 октября 2009 г. Проверено 23 мая 2009 г. - через Consitition.org. Вы говорите, что вы кальвинист. Я нет. Насколько я знаю, я сам принадлежу к секте.
  13. ^ «Основатели онлайн: от Томаса Джефферсона до Джона Адамса, 11 апреля 1823 года» . Founders.archives.gov . Проверено 20 мая 2021 г.
  14. ^ Смит, Маргарет Баярд. «Первые сорок лет вашингтонского общества, изображенные в семейных письмах миссис Сэмюэл Харрисон Смит (Маргарет Баярд) из коллекции ее внука Дж. Хенли Смита». Интернет-архив . 5 октября 2016. стр. 13
  15. ^ Генри С. Рэндалл, Жизнь Томаса Джефферсона , с. 555
  16. ^ Jump up to: а б Холмс, Дэвид Инн (2006). Веры отцов-основателей . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 225 . ISBN  978-0-19-530092-5 . Крестный отец Джефферсона — тринити-деисты, унитаристы.
  17. ^ Холмс, Дэвид. «Форум спикеров Монтичелло: Томас Джефферсон и религия» . Фонд Томаса Джефферсона. Архивировано из оригинала 20 октября 2007 г. Проверено 17 апреля 2008 г.
  18. ^ Меррилл Д. Петерсон, изд. Томас Джефферсон: Сочинения , с. 1236
  19. ^ Jump up to: а б Даллес, Эйвери (январь 2005 г.). «Деистский минимум» . Первые дела (149): 25+. Архивировано из оригинала 30 декабря 2010 г.
  20. ^ «Религиозные убеждения Джефферсона» . monticello.org . Проверено 13 марта 2011 г.
  21. ^ Александр Броди, изд. (2003). Кембриджский спутник шотландского Просвещения . Издательство Кембриджского университета. п. 324.
  22. ^ Литературная банальная книга Джефферсона , пер. и изд. Дуглас Л. Уилсон (Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1989), с. 159.
  23. ^ Кларк, JCD (1994). Язык свободы, 1660–1832 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 347. ИСБН  978-0-521-44957-1 . (письмо JPP Derieux, 25 июля 1788 г., Papers vol. 13, p. 418)
  24. ^ «Характер Томаса Джефферсона: как показано в его собственных произведениях» Теодор Дуайт, стр. 363
  25. ^ «Битва за американский разум: краткая история мысли нации» Карл Дж. Ричард, стр. 98
  26. ^ «От Томаса Джефферсона Августу Элиасу Бреворту Вудворду, 24 марта 1824 года», Founders Online, Национальный архив, по состоянию на 29 сентября 2019 года. [Это документ раннего доступа из «Документов Томаса Джефферсона: серия о пенсии». Это не авторитетная окончательная версия.]. Снимок из Интернет-архива от 2 января 2020 г.
  27. ^ Брейг, Джеймс (весна 2009 г.). «ДЕИЗМ: Одна нация под властью заводного бога?» . Колониальный Вильямсбург . Проверено 12 марта 2011 г.
  28. ^ Кувилон, Марк. «Эссе Патрика Генри: Голос против пера» (PDF) . Национальная судебно-медицинская лига. Архивировано из оригинала (PDF) 29 июня 2011 г. Проверено 12 марта 2011 г.
  29. ^ Стивен Х. Уэбб, Американское провидение: нация с миссией (2004), с. 35
  30. ^ Томас Джефферсон (1803 г.). «Письмо доктору Джозефу Пристли от 9 апреля 1803 года». В HA Washington (ред.). Сочинения Томаса Джефферсона . Вашингтон: HW Дерби. Архивировано из оригинала 17 января 2009 г. - на сайте Конституции.org.

    ... В результате разговора с доктором Рашем в 1798–1799 годах я пообещал когда-нибудь написать ему письмо, в котором изложу свой взгляд на христианскую систему. С тех пор я часто размышлял об этом и даже нарисовал в уме контуры. Сначала мне следует дать общий обзор моральных доктрин самых замечательных древних философов, об этике которых мы имеем достаточно информации, чтобы дать оценку, скажем , Пифагора , Эпикура , Эпиктета , Сократа , Цицерона, Сенеки , Антонина . Я должен отдать должное тем областям морали, к которым они хорошо относились; но укажите на важность тех, в которых им недостает. Тогда я должен был бы взглянуть на деизм и этику евреев и показать, в каком деградированном состоянии они находились и какую необходимость реформации они представляли. Я должен перейти к взгляду на жизнь, характер и учение Иисуса, который, осознавая неправильность своих представлений о Божестве и морали, пытался привести их к принципам чистого деизма и более справедливым представлениям о атрибутах. Бога, реформировать свои моральные доктрины до уровня разума, справедливости и филантропии, а также привить веру в будущее государство. Эта точка зрения намеренно опускала бы вопрос о его божественности и даже о его вдохновении. Чтобы отдать ему должное, необходимо было бы отметить недостатки, с которыми пришлось столкнуться его доктринам, поскольку они были записаны не им самим, а самыми неграмотными людьми по памяти, спустя много времени после того, как они услышали их от него; когда многое было забыто, многое неправильно понято и представлено во всех парадоксальных формах. Тем не менее, таковы оставшиеся фрагменты, которые показывают искусного мастера и то, что его система морали была, вероятно, самой доброжелательной и возвышенной из всех, когда-либо преподававшихся, и, следовательно, более совершенной, чем системы любого из древних философов. Его характер и доктрины получили еще больший ущерб от тех, кто претендует на роль его особых учеников и кто изуродовал и усложнил его действия и наставления из соображений личного интереса, чтобы побудить бездумную часть человечества отказаться от всего системе с отвращением и вынести приговор как самозванцу самому невинному, самому великодушному, самому красноречивому и возвышенному персонажу, который когда-либо был показан человеку...

  31. ^ Альберт Эллери Берг, изд. (1853). «Письмо Джону Адамсу от 5 мая 1817 года». Сочинения Томаса Джефферсона . Том. 15. Ассоциация Мемориала Томаса Джефферсона и А.А. Липскомб. стр. 108–109. Архивировано из оригинала 15 октября 2009 г. Проверено 23 мая 2009 г. - через Consitition.org. Я считал, что [Коннектикут был] последним убежищем монашеской тьмы, фанатизма и отвращения к тем достижениям разума, которые вывели другие штаты на столетие впереди них. ... Поэтому я присоединяюсь к вам в искренних поздравлениях с тем, что это логово священства наконец разрушено и что протестантский папизм больше не должен позорить американскую историю и характер. Если под религией мы должны понимать [т. е. подразумевать] сектантские догмы, в которых нет двух из них, согласных друг с другом, то справедливо ваше восклицание по поводу этой гипотезы: «Это был бы лучший из всех возможных миров, если бы не было религии». в нем. Но если моральные предписания, врожденные в человеке и ставшие частью его физической конституции, как необходимые для общественного существа, если бы возвышенные учения филантропизма и деизма, которым нас научил Иисус из Назарета, с которыми все согласны, составляют истинную религию, то без нее это было бы, как вы снова говорите, «чем-то, что нельзя назвать даже, в самом деле, ад'.
  32. ^ «Основатели онлайн: Томас Джефферсон Джону Адамсу, 22 августа 1813 года» .
  33. ^ Джефферсон, Томас. «Заметки о штате Вирджиния». Гугл Книги . 26 мая 2017 г.
  34. ^ Qtd. в Вуд , Американская революция , с. 130.
  35. ^ Прайс, Ричард (26 июля 1786 г.). Переписка Ричарда Прайса . Письмо Сильванусу Урбану . Издательство Университета Дьюка. п. том 2, стр. 45. ISBN  978-0-8223-1327-4 .
  36. ^ Меррилл Д. Петерсон, изд., Томас Джефферсон: Сочинения (1984), стр. 347
  37. ^ «Заметки о штате Вирджиния» . Архивировано из оригинала 3 января 2009 г. Проверено 31 декабря 2008 г.
  38. ^ «Палладий Новой Англии, 1800 замечаний о Джефферсоне» . 1800 . Проверено 31 декабря 2008 г.
  39. ^ Исаак Крамник и Роберт Лоуренс Мур (1997). Безбожная конституция: аргументы против религиозной корректности . WW Нортон и компания. п. 91 . ISBN  978-0-393-31524-0 . Проверено 29 марта 2009 г. Джефферсон, тест на атеиста.
  40. ^ Ферлинг, Джон. Адамс против Джефферсона (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2004), с. 154. ISBN   0-19-516771-6
  41. ^ «Заметки о штате Вирджиния, Q.XVIII» . 1782. Это настолько верно, что среди владельцев рабов действительно очень небольшая часть когда-либо работала. И можно ли считать свободы нации безопасными, если мы устранили их единственную прочную основу — убежденность в сознании людей, что эти свободы — дар Божий? Что их можно нарушить не иначе, как Его гневом? Действительно, я дрожу за свою страну, когда размышляю о том, что Бог справедлив: что Его справедливость не может спать вечно: что, учитывая только цифры, природу и естественные средства, вращение колеса фортуны, обмен ситуациями являются одними из возможных событий: что это может стать возможным из-за сверхъестественного вмешательства!»
  42. ^ «Вторая инаугурационная речь Джефферсона» , цитаты Бартлби
  43. ^ «Письмо 1787 года племяннику Питеру Карру» . 1787.
  44. ^ Альберт Эллери Берг, изд. (1853). «Письмо доктору Бенджамину Рашу от 21 апреля 1803 года». Сочинения Томаса Джефферсона . Том. X. Ассоциация Мемориала Томаса Джефферсона. п. 379. Архивировано из оригинала 17 января 2009 г. Проверено 23 мая 2009 г. - через Конституцию.org. ... Я действительно против испорченности христианства; но не подлинным заповедям самого Иисуса. Я христианин в том единственном смысле, в котором он хотел бы, чтобы кто-либо был; искренне привязан к своим доктринам, предпочитая их всем остальным; приписывая себе все человеческие достоинства; и полагая, что он никогда не претендовал ни на что другое. ... И доверяя его [прилагаемую программу] вам, я знаю, что он не подвергнется злостным извращениям со стороны тех, кто превращает каждое мое слово в текст для новых искажений и клеветы. Более того, я не склонен сообщать свои религиозные догматы публике; потому что это поддержало бы самонадеянность тех, кто пытался привлечь их к этому трибуналу, и соблазнило бы общественное мнение возвыситься до инквизиции по поводу прав совести, которые законы так справедливо запретили. ...
  45. Wikisource: Письмо баптистам Дэнбери — 1 января 1802 г. , 1 января 1802 г.
  46. ^ «Проект 2-й инаугурации» . Проверено 9 июля 2013 г.
  47. ^ «Заметки о штате Вирджиния» . Архивировано из оригинала 3 января 2009 г. Проверено 31 декабря 2008 г.
  48. ^ Джефферсон, Томас (1900). Джон П. Фоли (ред.). Джефферсоновская циклопедия: всестороннее собрание взглядов Томаса Джефферсона . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 140 .
  49. ^ «Американская память из Библиотеки Конгресса» .
  50. ^ Библиотека Университета Вирджинии, Заметки Джефферсона о Вирджинии, заархивированные 21 февраля 2011 г. в Wayback Machine , стр. 210
  51. ^ Эдвин С. Гаустад, Поклявшийся на Алтаре Божьем: Религиозная биография Томаса Джефферсона , с. 101.
  52. ^ Томас Джефферсон, Вторая инаугурационная речь
  53. ^ Джефферсон, Томас. «Джефферсон М.М. Ною, 28 мая 1818 г.». Что они думали о евреях? , под редакцией Аллана Гулда, Джейсона Аронсона, 1991. с. 77.
  54. ^ Письмо Томаса Джефферсона Эзре Стайлзу Эли, 25 июня 1819 г. , Энциклопедия Вирджиния
  55. ^ «Религиозные убеждения Джефферсона» . monticello.org . Проверено 9 октября 2016 г.
  56. ^ Томас Джефферсон, Сочинения Томаса Джефферсона , Альберти Эллери Берг, редактор (Вашингтон, округ Колумбия: Ассоциация Мемориала Томаса Джефферсона, 1904), Vol. XII, с. 315, Джеймсу Фишбеку, 27 сентября 1809 г.
  57. ^ Томас Джефферсон, Мемуары, переписка и частные документы Томаса Джефферсона , Том 3; Письмо Бенджамину Рашу, 21 апреля 1803 г.
  58. ^ Томас Джефферсон, Сочинения Томаса Джефферсона , Том. XII, с. 383
  59. ^ Томас Джефферсон и Томас Джефферсон Рэндольф (1829). Мемуары, переписка и частные документы Томаса Джефферсона: покойного президента Соединенных Штатов . Лондон: Х. Колберн и Р. Бентли. OCLC   19942206 . Проверено 13 июля 2008 г.
  60. ^ Джефферсон, Томас (1854). ХА Вашингтон (ред.). Сочинения Томаса Джефферсона: его автобиография, переписка . Вашингтон, округ Колумбия: Тейлор и Марджори. стр. 156 . Проверено 13 июля 2008 г. мошенничество других Его учеников.
  61. ^ Джефферсон, Томас (1854). ХА Вашингтон (ред.). Сочинения Томаса Джефферсона: его автобиография, переписка . Вашингтон, округ Колумбия: Тейлор и Марджори. стр. 395 . Проверено 13 июля 2008 г. не более достойны и не поддаются объяснению, чем бессвязность наших ночных снов.
  62. ^ Эдвард Дж. Ларсон, Великолепная катастрофа: бурные выборы 1800 года, первая президентская кампания Америки (Саймон и Шустер, 2007), стр. 171.
  63. ^ Джаред Фарли, «Программа обучения», «Философия» и «Жизнь и мораль» Джефферсона.
  64. ^ стр. 1 и 2
  65. ^ Гордон-Рид, Аннет и Питер С. Онуф. «Библейское учение Томаса Джефферсона». Нью-Йорк Таймс . 4 июля 2017 г. 9 июля 2017 г.
  66. ^ Журнал Смитсоновского института, секретарь Клаф о Библии Джефферсона [ постоянная мертвая ссылка ] , октябрь 2011 г.
  67. «Час Томаса Джефферсона»: рецензия на книгу Клея Дженкинсона, 3 июня 2012 г. Архивировано 6 апреля 2015 г., в Wayback Machine. Отрывок: «У Джефферсона было много друзей, которые были пасторами, министрами, богословами, проповедниками и священниками».
  68. ^ Религиозные убеждения Джефферсона Monticello.org Обсуждение церковных пожертвований Джефферсона. Загружено 15 апреля 2003 года.
  69. ^ Любке, Фред К. «Истоки антиклерикализма Томаса Джефферсона». DigitalCommons@Университет Небраски — Линкольн . 1963. 5 октября 2016.
  70. Письмо Александру фон Гумбольдту о религии в Мексике, 6 декабря 1813 г.
  71. Письмо Горацио Г. Спаффорду, 17 марта 1814 г.
  72. ^ Джефферсон, Томас (1829). Мемуары, переписка и сборники: из бумаг Томаса Джефферсона . Х. Колберн и Р. Бентли. п. 242 . Проверено 28 марта 2009 г. Христианское священство, находящее унижение доктрин Христа.
  73. ^ Сочинения , Том. IV., с. 363.
  74. ^ «Письмо 1822 года доктору Бенджамину Уотерхаусу» . 26 июня 1822 г. (имеется в виду, по крайней мере, что они не будут «тринитариями»)
  75. ^ «письмо в ответ Джону Адамсу» . Монтичелло. 22 августа 1813 года . Проверено 22 февраля 2011 г. Примечание. Коньерса Миддлтона Имя часто опускается при цитировании этой цитаты; что приводит к выводу, что Джефферсон полагается исключительно на Пристли. Миддлтон защищал христианство Деиста Мэтью Тиндала , старое, как мироздание, от нападок Дэниела Уотерленда .
  76. ^ Джефферсон, Томас (апрель 1823 г.). Письмо Джону Адамсу . Монтичелло . Проверено 28 мая 2012 г.
  77. ^ Джефферсон, Томас (27 февраля 1821 г.). Письмо Тимоти Пикерингу, эсквайру . Монтичелло . Проверено 18 января 2010 г.
  78. ^ Кингстон, Элизабет (2008). «Джозеф Пристли» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 28 марта 2009 г.
  79. ^ «Письмо доктору Бенджамину Уотерхаусу» . Монтичелло. 26 июня 1822 года. Я радуюсь, что в этой благословенной стране свободного исследования и веры, которая не отдала свое вероучение и совесть ни королям, ни священникам, возрождается подлинное учение о едином Боге, и я верю, что нет ни одного молодого человек, ныне живущий в Соединенных Штатах, который не умрет унитарием. Но я очень боюсь, что, когда эта великая истина будет восстановлена, ее приверженцы впадут в фатальную ошибку, выдумывая формулы веры и исповедания веры, машины, которые так скоро разрушили религию Иисуса. ... Насколько мудрее квакеры, которые, соглашаясь в основных доктринах Евангелия, не раскалываются ни в каких тайнах и, оставаясь в рамках здравого смысла, не терпят никаких умозрительных разногласий во мнениях, а также различий в чертах, чтобы умалять любовь своих братьев.
  80. ^ Р. К. Уэбб, «Чудеса в английской унитарной мысли», в книге Марка С. Микале, Роберта Л. Дитла, Питера Гей, редакторов, «Просвещение, страсть, современность: исторические очерки европейской мысли и культуры» , 2000 г.
  81. ^ «Томас Джефферсон» . Унитарная универсалистская ассоциация. Архивировано из оригинала 15 мая 2007 г. Проверено 9 сентября 2008 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Гаустад, Эдвин С. Присягнувший на алтаре Бога: религиозная биография Томаса Джефферсона (2001) Wm. Издательство Б. Эрдманс, ISBN   0-8028-0156-0
  • Хили, Роберт М. Джефферсон о религии в государственном образовании (издательство Йельского университета, 1962)
  • Кох, Адриенн. Философия Томаса Джефферсона (издательство Колумбийского университета, 1943)
  • Ним, Иоганн Н. «За стеной: новая интерпретация обращения Джефферсона в Дэнбери». Журнал ранней республики 27.1 (2007): 139–154.
  • Новак, Михаил. Основатели о Боге и правительстве (Rowman & Littlefield Publishers, 2004).
  • Перри, Барбара А. «Наследие Джефферсона Верховному суду: свобода религии». Журнал истории Верховного суда 31.2 (2006): 181–198.
  • Рагоста, Джон А. «Статут Вирджинии об установлении религиозной свободы». в книге Фрэнсиса Д. Коглиано, изд., Товарищ Томаса Джефферсона (2011): 75–90.
  • Сэнфорд, Чарльз Б. Религиозная жизнь Томаса Джефферсона (1987) University of Virginia Press, ISBN   0-8139-1131-1
  • Шеридан, Юджин Р. Джефферсон и религия , предисловие Мартина Марти , (2001) University of North Carolina Press, ISBN   1-882886-08-9
  • Под редакцией Джексона Генри Э., президента Колледжа социальных инженеров, Вашингтон, округ Колумбия. «Библия Томаса Джефферсона» (1923 г.). Авторские права принадлежат Boni and Liveright, Inc. Напечатано в Соединенных Штатах Америки. Аранжировка Томаса Джефферсона. Перевод Р.Ф. Уэймута. Находится в Национальном музее, Вашингтон, округ Колумбия.

Первоисточники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f4af75cd71b44a8f00de87a283ee1a61__1704659640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/61/f4af75cd71b44a8f00de87a283ee1a61.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religious views of Thomas Jefferson - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)