Сын Божий
Исторически сложилось так, что многие правители носили такие титулы, как сын Бога , сын бога или сын неба . [1]
Термин «Сын Божий» используется в еврейской Библии как еще один способ обозначения людей, имеющих особые отношения с Богом . В Исходе народ Израиля назван первенцем Божьим. [2] Соломона также называют «сыном Божьим». [3] [4] Ангелы , справедливые и благочестивые люди и цари Израиля — все названы « сыновьями Божьими ». [5]
В Новом Завете христианской Библии слово «Сын Божий» применяется к Иисусу во многих случаях. [5] Дважды Иисус был признан Сыном Божьим по голосу, говорящему с Небес. Иисус явно и неявно описывает себя как Сына Божьего, и его также описывают как Сына Божьего различные люди, фигурирующие в Новом Завете. [5] [6] [7] [8] Иисуса называют «Сыном Божьим», а последователей Иисуса называют «христианами». [9] Применительно к Иисусу этот термин указывает на его роль Мессии или Христа , Царя, избранного Богом. [10] [11] Контексты и способы, которыми титул Иисуса, Сын Божий, означает нечто большее или что-то иное, чем титул Мессия, остаются предметом постоянных научных исследований и дискуссий.
Термин «Сын Божий» не следует путать с термином « Сын » ( греч . Θεός ὁ υἱός ), вторым лицом Троицы Бог - в христианском богословии . Учение Святого о Троице идентифицирует Иисуса как Бога-Сына, тождественного по сути, но отличающегося по личности относительно Бога-Отца и Бога- Духа (Первого и Третьего Лица Троицы). Нетринитарные христиане принимают применение к Иисусу термина «Сын Божий», который встречается в Новом Завете.
Правители и императорские титулы
[ редактировать ]На протяжении всей истории императоры и правители, начиная с династии Западная Чжоу (ок. 1000 г. до н. э.) в Китае и заканчивая Александром Македонским (ок. 360 г. до н. э.) и императором Японии (ок. 600 г. н. э.), брали на себя титулы, отражающие сыновние отношения с божества . [1] [12] [13] [14]
Титул « Сын Неба », т.е. 天子 (от 天 означает небо/небеса/бог и 子 означает ребенок), впервые был использован во времена династии Западная Чжоу (ок. 1000 г. до н. э.). Он упоминается в Шицзин книге песен и отражает веру Чжоу в то, что как Сын Неба (и как его представитель) Император Китая несет ответственность за благополучие всего мира согласно Мандату Неба . [12] [13] Этот титул также можно перевести как «сын Божий», учитывая, что слово Тиан на китайском языке может означать либо небо, либо бог. [15] Императора Японии также называли Сыном Неба (天子 тенши ). с начала VII века [16]
Среди евразийских кочевников также было широко распространено использование слова «Сын Божий/Сын Неба», например, в третьем веке до нашей эры правителя звали Чаньюй. [17] и подобные титулы использовались Чингисханом еще в 13 веке. [18]
Примеры того, как царей считали сыном бога, можно найти по всему Древнему Ближнему Востоку . В частности, в Египте сложилась давняя традиция. Известно, что египетских фараонов называли сынами определенного бога, а их рождение в некоторых случаях даже описывается в откровенно сексуальных подробностях. Египетские фараоны не имели полного равенства со своими божественными отцами, а скорее находились в подчинении. [19] : 36 Тем не менее, в первых четырех династиях фараон считался воплощением бога. Таким образом, Египтом управляла прямая теократия, [20] при этом «сам Бог признается главой» государства. [21] В более поздний период Амарны царь Аменхотеп IV/ Эхнатон дал новое определение божественности фараона. Он учил, что «был только один бог и только один человек, который теперь знал этого бога: сам Эхнатон» и занял положение ḥm ntr tpy (первого слуги бога). [22] В конце концов он устранил всякое представительство от своего имени со стороны жрецов Амона, как он также устранил бога Амона, чтобы вести богослужение исключительно отождествляя себя с Сыном Бога, которого он называл Отцом, последнего, которого он узнал через Атен (Солнце), средство передвижения. через которое ему явилась сила Божия. [23] Через несколько лет после своего первого прозрения и становления королем король Эхнатон отказался от священнического титула Хм нтр тпи, но остался единственным священнослужителем и сыном Отца в своем правлении Обеими Землями. [24] Еще позже Египет ближе всего подошел к еврейскому варианту теократии во время правления Херихора . Он взял на себя роль правителя не как бога, а скорее как первосвященника и царя. [20]
Согласно Библии, несколько царей Дамаска приняли титул сына Хадада . Согласно археологическим данным, стела, воздвигнутая Бар-Ракибом для своего отца Панаммувы II, содержит похожие слова. Сын Панаммувы II, царь Самала, называл себя сыном Ракиба. [19] : 26–27 Ракиб-Эл — бог, появляющийся в финикийских и арамейских надписях. [25] Панаммува II неожиданно скончался в Дамаске. [26] Однако его сын, царь Бар-Ракиб, не был уроженцем Дамаска, а был правителем Самаля . Неизвестно, использовались ли подобные формулировки в других правилах Самала.
В греческой мифологии Геракл ( сын Зевса ) и многие другие персонажи считались сыновьями богов через союз со смертными женщинами. Примерно с 360 г. до н. э. Александр Великий , возможно, подразумевал, что он был полубогом , используя титул «Сын Аммона – Зевс ». [27]
В 42 г. до н.э. Юлий Цезарь был официально обожествлен как «божественный Юлий» ( divus Iulius ) после его убийства . Его приемный сын Октавиан (более известный как Август , титул, данный ему 15 лет спустя, в 27 г. до н. э.), таким образом, стал известен как диви Юли филиус (сын божественного Юлия) или просто диви филиус (сын бога). [28] В качестве смелого и беспрецедентного шага Август использовал этот титул для продвижения своих политических позиций во Втором Триумвирате , наконец победив всех соперников за власть внутри Римского государства. [28] [29]
Слово, которое было применено к Юлию Цезарю, когда он был обожествлен, было divus , а не отдельное слово deus . Таким образом, Август называл себя Divi filius , а не Dei filius . [30] Граница между «был богом» и «богоподобным» временами была менее чем четкой для населения в целом, и Август, похоже, осознавал необходимость сохранения двусмысленности. [30] В качестве чисто семантического механизма и для сохранения двусмысленности двор Августа поддерживал концепцию, согласно которой любое поклонение императору было обращено на «положение императора», а не на личность императора. [31] Однако тонкое смысловое различие было потеряно за пределами Рима, где Августу стали поклоняться как божеству. [32] Таким образом, надпись DF стала использоваться для имени Августа, иногда неясно, какое значение имелось в виду. [30] [32] Принятие Августом титула Divi filius совпало с его более широкой кампанией по использованию силы своего образа. Официальные портреты Августа, сделанные даже к концу его жизни, продолжали изображать его красивым юношей, подразумевая, что он чудесным образом не постарел. Учитывая, что мало кто когда-либо видел императора, эти изображения несли четкое послание. [33]
Позже Тиберий (император с 14 по 37 год нашей эры) стал считаться сыном божества Августа , а Адриан - сыном божества Траяна . [28] К концу I века императора Домициана стали называть dominus et deus (т.е. хозяин и бог ). [34]
За пределами Римской империи II века кушанский царь Канишка I использовал титул девапутра, что означает «сын Божий». [35]
Вера Бахаи
[ редактировать ]В писаниях Веры Бахаи термин «Сын Божий» применяется к Иисусу. [36] но не указывает на буквальные физические отношения между Иисусом и Богом, [37] но является символическим и используется для обозначения очень сильных духовных отношений между Иисусом и Богом. [36] и источник его власти. [37] Шоги Эффенди , глава Веры Бахаи в первой половине 20-го века, также отметил, что этот термин не указывает на то, что положение Иисуса выше других пророков и посланников, которых бахаи называют Проявлением Бога , включая Будду , Мухаммеда и Бахаулла среди других. [38] Шоги Эффенди отмечает, что, поскольку все Богоявления имеют одни и те же интимные отношения с Богом и отражают один и тот же свет, термин Сыновство в некотором смысле можно отнести ко всем Богоявлениям. [36]
христианство
[ редактировать ]В христианстве титул «Сын Божий» относится к статусу Иисуса как божественного сына Бога-Отца . [39] [40] Оно происходит от нескольких применений в Новом Завете и раннехристианском богословии . Этот термин используется во всех четырех Евангелиях , Деяниях апостолов , а также в литературе Павла и Иоанна .
Другая интерпретация проистекает из иудейского понимания этого титула, который описывает всех людей как Сыновей Божьих. В некоторых частях Ветхого Завета исторические личности, такие как Иаков и Соломон, называются Сынами Божьими, имея в виду их происхождение от Адама . Исследователи Библии используют этот титул как способ подтверждения человечности Иисуса, того, что он полностью человек, но также послан от своего отца, который является единственным всемогущим Богом, как упомянуто в Иоанна 3:16.
ислам
[ редактировать ]В исламе Иисус известен как Иса ибн Марьям ( араб . عيسى بن مريم , букв. «Иисус, сын Марии») и считается пророком и посланником Бога Аллаха ( ) и аль-Масих , арабского термина. для Мессии ( Христа ), посланного вести детей Израиля ( бани исраил по-арабски) с новым откровением, аль-Инджиль (по-арабски « евангелие »). [41] [42] [43]
Ислам отвергает любое родство между Богом и любым другим существом, включая сына. [44] [45] Таким образом, отвергая веру в то, что Иисус — рожденный сын Божий, Сам Бог [46] или другой бог. [47] Как и в христианстве, ислам считает, что у Иисуса не было земного отца. В исламе считается, что Иисус родился по повелению Бога «будь». [48] Бог приказал [44] ангел Джибрил (Габриэль) «дуть» [49] душа Иисуса в Марию [50] [51] и так она родила Иисуса.
иудаизм
[ редактировать ]Хотя упоминания о «сынах Божьих», «сыне Божьем» и «сыне Господнем » иногда встречаются в еврейской литературе, они никогда не относятся к физическому происхождению от Бога. [52] [53] Есть два случая, когда еврейских королей образно называют богом. [54] : 150 [55] Эти термины часто используются в том общем смысле, в котором еврейский народ назывался «детьми Господа Бога вашего». [52]
Когда этот термин использовался раввинами , он относился к Израилю в частности или к людям в целом, он не использовался как ссылка на еврейского Машиаха . [52] В иудаизме термин машиах имеет более широкое значение и использование и может относиться к широкому кругу людей и предметов, не обязательно связанных с еврейским эсхатоном .
Откровение Габриэля
[ редактировать ]Откровение Гавриила , также называемое Видением Гавриила. [56] или Камень Езельсона, [57] высотой три фута (один метр) представляет собой каменную табличку с 87 строками текста на иврите , написанными чернилами и содержащую сборник коротких пророчеств , написанных от первого лица и датированных концом I века до нашей эры. [58] [59] Это табличка, описанная как « Свиток Мертвого моря в камне». [58] [60]
Кажется, в тексте говорится о мессианской фигуре из Ефрема, которая сокрушила зло перед праведностью. [ нужны разъяснения ] на три дня. [61] : 43–44 Позже в тексте говорится о «князе князей», лидере Израиля, который был убит злым царем и не похоронен должным образом. [61] : 44 Злой король был чудесным образом побеждён. [61] : 45 Текст, кажется, относится к 31-й главе Иеремии. [61] : 43 Выбор Ефрема как представителя мессианской фигуры, описанной в тексте, по-видимому, основан на отрывках из Иеремии, Захарии и Осии. Этого лидера называли сыном Божьим. [61] : 43–44, 48–49
Текст, по-видимому, основан на еврейском восстании, записанном Иосифом Флавием и датируемом 4 г. до н.э. [61] : 45–46 Судя по датировке, текст, похоже, относится к Симону из Переи , одному из трех лидеров этого восстания. [61] : 47
Свитки Мертвого моря
[ редактировать ]В некоторых версиях Второзакония свитки Мертвого моря относятся к сыновьям Бога, а не к сыновьям Израиля, вероятно, имея в виду ангелов. Септуагинта читается аналогично. [54] : 147 [62]
4Q174 — это мидраш , в котором Бог называет мессию Давида своим сыном. [63]
4Q246 относится к личности, которую назовут сыном Бога и сыном Всевышнего. До сих пор ведутся споры о том, представляет ли эта фигура царственного мессии, будущего злого царя-язычника или что-то еще. [63] [64]
В 11Q13 Мелхиседек упоминается как бог-божественный судья. Мелхиседек в Библии был царем Салема . По крайней мере, некоторые в кумранском сообществе, похоже, думали, что в конце дней Мелхиседек будет править как их царь. [65] Этот отрывок основан на 82-м псалме . [66]
Псевдоэпиграфы
[ редактировать ]И в «Иосифе, и в Асенете» , и в связанном с ними тексте «История Асенафы» Иосиф упоминается как сын Божий. [54] : 158–159 [67] В Молитве Иосифа и Иаков, и ангел названы ангелами и сынами Божиими. [54] : 157
Талмуд
[ редактировать ]Этот стиль именования также используется для некоторых раввинов в Талмуде . [54] : 158
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Введение в науку о религии Фридриха Мюллера, 2004 г. ISBN 1-4179-7401-X стр. 136
- ^ Исход 4:22
- ^ Танах - Тора/Пророки/Писания . Каменное издание. 1996. с. 741. ИСБН 0-89906-269-5 .
- ^ Танах - Тора/Пророки/Писания . Каменное издание. 1996. с. 1923. ISBN 0-89906-269-5 .
- ^ Jump up to: а б с «Католическая энциклопедия: Сын Божий» . Проверено 7 октября 2014 г.
- ^ Один учитель: обучающая роль Иисуса в Евангелии от Матфея Джона Юэ-Хан Йе, 2004 г. ISBN 3-11-018151-7 страницы 240–241
- ^ Пятидесятница Дуайта Слова и дела Иисуса Христа 2000 ISBN 0-310-30940-9 стр. 234
- ^ Международная стандартная библейская энциклопедия Джеффри В. Бромили, 1988 г. ISBN 0-8028-3785-9 страниц 571–572.
- ^ «Международная стандартная библейская энциклопедия: Сыны Божьи (Новый Завет)» . BibleStudyTools.com . Проверено 7 октября 2014 г.
- ^ Университетский словарь Мерриам-Вебстера (10-е изд.) (2001). Спрингфилд, Массачусетс: Мерриам-Вебстер.
- ^ Мэтью 26:63
- ^ Jump up to: а б Китай: культурно-исторический словарь Майкла Диллона, 1998 г. ISBN 0-7007-0439-6 стр. 293
- ^ Jump up to: а б Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история Патрисии Эбри , Энн Уолтхолл, Джеймса Пале, 2008 г. ISBN 0-547-00534-2 стр. 16
- ↑ История Японии Хисё Сайто, 2010 г. ISBN 0-415-58538-4 стр.
- ^ Проблема Китая Бертрана Рассела, 2007 г. ISBN 1-60520-020-4 стр. 23
- ^ Боскаро, Адриана; Гатти, Франко; Равери, Массимо, ред. (2003). Переосмысление Японии: социальные науки, идеология и мысль . Том. II. Японская библиотека Limited. п. 300. ИСБН 0-904404-79-Х .
- ^ Британника, Энциклопедия. «Хунну» . Статья о хунну (народе) . Проверено 25 апреля 2014 г.
- ^ Дариан Питерс (3 июля 2009 г.). «Жизнь и завоевания Чингисхана» . Гуманитарные науки 360. Архивировано из оригинала 26 апреля 2014 года.
- ^ Jump up to: а б Адела Ярбро Коллинз; Джон Джозеф Коллинз (2008). Царь и Мессия как Сын Божий: божественные, человеческие и ангельские мессианские фигуры в библейской и связанной с ней литературе . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0772-4 . Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Ян Ассманн (2003). Разум Египта: история и значение во времена фараонов . Издательство Гарвардского университета. стр. 300–301. ISBN 978-0-674-01211-0 . Проверено 16 марта 2014 г.
- ^ «Католическая энциклопедия» . Проверено 7 октября 2014 г.
- ^ Стивенс, Анна. «Эхнатон, Нефертити и Атон: от многих богов к одному» . Американский исследовательский центр в Египте (ARCE) . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Хоффмайер, Джеймс (2015). Эхнатон и истоки единобожия . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 198–206. ISBN 978-0-19-979208-5 .
- ^ Хоффмайер, Джеймс (2015). Эхнатон и истоки единобожия . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 72–73. ISBN 978-0-19-979208-5 .
- ^ К. ван дер Торн; Боб Бекинг; Питер Виллем ван дер Хорст, ред. (1999). Словарь божеств и демонов в Библии DDD . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 686. ИСБН 978-0-8028-2491-2 . Проверено 16 марта 2014 г.
- ^ К. Лоусон Янгер-младший «Панаммува и Бар-Ракиб: два структурных анализа» (PDF) . Университет Шеффилда. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 16 марта 2014 г.
- ^ Картледж, Пол (2004). «Александр Македонский». История сегодня . 54 :1.
- ^ Jump up to: а б с Раннехристианская литература Хелен Ри, 2005 г. ISBN 0-415-35488-9 страниц 159–161.
- ^ Август , Пэт Саузерн, 1998 г. ISBN 0-415-16631-4 стр. 60
- ^ Jump up to: а б с Мир, сформировавший Новый Завет , Кальвин Дж. Ретцель, 2002 г. ISBN 0-664-22415-6 стр. 73
- ^ Опыт Рима: культура, идентичность и власть в Римской империи Джанет Хаскинсон, 1999 г. ISBN 978-0-415-21284-7 стр. 81
- ^ Jump up to: а б Спутник римской религии под редакцией Йорга Рюпке , 2007 г. ISBN 1-4051-2943-3 стр. 80
- ^ Искусство Гарднера на протяжении веков: западная перспектива Фреда С. Кляйнера, 2008 г. ISBN 0-495-57355-8 стр. 175
- ^ Император Домициан Брайана В. Джонса, 1992 г. ISBN 0-415-04229-1 стр. 108
- ^ Энциклопедия древних азиатских цивилизаций Чарльза Хайэма, 2004 г. ISBN 978-0-8160-4640-9 стр. 352
- ^ Jump up to: а б с Лепард, Брайан Д. (2008). В книге «Слава Отца: Вера Бахаи и христианство» . Издательский фонд Бахаи. стр. 74–75. ISBN 978-1-931847-34-6 .
- ^ Jump up to: а б Тахерзаде, Адиб (1977). Откровение Бахауллы, Том 2: Адрианополь, 1863–1868 гг . Оксфорд, Великобритания: Джордж Рональд. п. 182. ИСБН 0-85398-071-3 .
- ^ Хорнби, Хелен, изд. (1983). Путеводные огни: справочный файл бахаи . Нью-Дели, Индия: Издательский фонд Бахаи. п. 491. ИСБН 81-85091-46-3 .
- ^ Дж. Гордон Мелтон, Мартин Бауманн, Религии мира: Всеобъемлющая энциклопедия верований и практик , ABC-CLIO, США, 2010, стр. 634-635
- ^ Шуберт М. Огден, Понимание христианской веры , Wipf and Stock Publishers, США, 2010, стр. 74
- ^ Глассе, Сирил (2001). Новая энциклопедия ислама с предисловием Хьюстона Смита (Édition revisée. Ed.). Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс. п. 239. ИСБН 978-0-7591-0190-6 .
- ^ Макдауэлл, Джим, Джош; Уокер, Джим (2002). Понимание ислама и христианства: убеждения, которые нас разделяют, и как о них говорить . Юген, Орегон: Издательство Harvest House. п. 12. ISBN 978-0-7369-4991-0 .
- ^ Оксфордский словарь ислама , стр.158.
- ^ Jump up to: а б «Сура Ан-Ниса [4:171]» . Сура Ан-Ниса [4:171] . Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ «Сура Аль-Маида [5:116]» . Сура Аль-Маида [5:116] . Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ «Сура Аль-Маида [5:72]» . Сура Аль-Маида [5:72] . Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ «Сура Аль-Маида [5:75]» . Сура Аль-Маида [5:75] . Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ «Сура Али Имран [3:59]» . Сура Али Имран [3:59] . Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ «Сура Аль-Анбия [21:91]» . Сура Аль-Анбия [21:91] . Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ Иисус: Краткая история У. Барнса Татума, 2009 г. ISBN 1-4051-7019-0 стр. 217
- ^ Новая энциклопедия ислама Сирила Глассе, Хьюстон Смит, 2003 г. ISBN 0-7591-0190-6 стр. 86
- ^ Jump up to: а б с Оксфордский словарь еврейской религии Максин Гроссман и Адель Берлин (14 марта 2011 г.) ISBN 0-19-973004-0 стр. 698
- ↑ Еврейский Новый Завет с аннотациями Эми-Джилл Левин и Марком З. Бреттлером (15 ноября 2011 г.) ISBN 0-19-529770-9 стр. 544
- ^ Jump up to: а б с д и Ример Рукема (2010). Иисус, гнозис и догма . Т&Т Кларк Интернэшнл. ISBN 978-0-567-46642-6 . Проверено 30 января 2014 г.
- ^ Джонатан Бардилл (2011). Константин, Божественный император Золотого века христианства . Издательство Кембриджского университета. п. 342. ИСБН 978-0-521-76423-0 . Проверено 4 февраля 2014 г.
- ^ «К трем дням живи»: Мессии, воскресение и восхождение на Небеса в Хазоне Габриэле [ постоянная мертвая ссылка ] , Исраэль Кноль, Еврейский университет в Иерусалиме
- ^ «Первый Иисус?» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 19 августа 2010 г. Проверено 5 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Ярдени, Ада (январь – февраль 2008 г.). «Новый свиток Мертвого моря в камне?» . Обзор библейской археологии . 34 (1).
- ^ ван Биема, Дэвид; Тим МакГирк (7 июля 2008 г.). «Было ли Воскресение Иисуса продолжением?» . Журнал «Тайм» . Архивировано из оригинала 8 июля 2008 года . Проверено 7 июля 2008 г.
- ^ Итан Броннер (5 июля 2008 г.). «Таблетка разжигает дискуссию о Мессии и воскресении» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 июля 2008 г.
Табличка, вероятно, найденная недалеко от Мертвого моря в Иордании, по мнению некоторых ученых, изучавших ее, представляет собой редкий пример камня с чернильными надписями той эпохи — по сути, свиток Мертвого моря на камне.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Маттиас Хенце (2011). Хазон Габриэль . Общество библейской литературы ISBN. 978-1-58983-541-2 . Проверено 2 апреля 2014 г.
- ^ Майкл С. Хейзер (2001). «ВТОРОНОМИЯ 32:8 И СЫНЫ БОЖЬИ» . Архивировано из оригинала 29 мая 2013 года . Проверено 30 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Маркус Бокмюль; Джеймс Карлтон Пэджет, ред. (2007). Искупление и сопротивление: мессианские надежды евреев и христиан в древности . А&С Черный. стр. 27–28. ISBN 978-0-567-03043-6 . Проверено 8 декабря 2014 г.
- ^ ЭДВАРД М. КУК. «4Q246» (PDF) . Бюллетень библейских исследований 5 (1995) 43-66 [© Институт библейских исследований, 1995]. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 8 декабря 2014 г.
- ^ Дэвид Флассер (2007). Иудаизм периода Второго Храма: Кумран и апокалиптика . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 249. ИСБН 978-0-8028-2469-1 . Проверено 8 февраля 2014 г.
- ^ Джером Х. Нейри (2009). Евангелие от Иоанна в культурной и риторической перспективе . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 313–316. ISBN 978-0-8028-4866-6 .
- ^ «История Асенафы» и «Иосиф и Асенет» . Псевдоэпиграфы, апокрифы и священные писания . Проверено 30 января 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Борген, Педер. Раннее христианство и эллинистический иудаизм . Эдинбург: Издательство T&T Clark. 1996.
- Браун, Рэймонд. Введение в Новый Завет . Нью-Йорк: Даблдей. 1997.
- Очерки греко-римской и связанной с ней талмудической литературы. ред. Генри А. Фишель. Нью-Йорк: Издательство КТАВ. 1977.
- Данн, JDG , «Христология в процессе становления» , Лондон: SCM Press. 1989.
- Фергюсон, Эверетт. Предыстория раннего христианства . Гранд-Рапидс: Издательство Eerdmans. 1993.
- Грин, Колин Дж. Д. Христоология в культурной перспективе: обозначение горизонтов . Гранд-Рапидс: InterVarsity Press. Издательство Эрдманс. 2003.
- Холт, Брэдли П. Жажда Бога: Краткая история христианской духовности . Миннеаполис: Фортресс Пресс. 2005.
- Иосиф Флавий. Полное собрание сочинений . пер. и изд. Уильям Уистон. Гранд-Рапидс: Издательство Крегель. 1960.
- Летэм, Роберт. Дело Христа . Даунерс Гроув: InterVarsity Press. 1993.
- Маклауд, Дональд . Личность Христа . Даунерс Гроув: InterVarsity Press. 1998.
- МакГрат, Алистер . Историческое богословие: введение в историю христианской мысли . Оксфорд: Издательство Блэквелл. 1998.
- Нойснер, Джейкоб . От политики к благочестию: возникновение фарисейского иудаизма . Провиденс, Род-Айленд: Университет Брауна. 1973.
- Норрис, Ричард А. младший . Христологический спор . Филадельфия: Фортресс Пресс. 1980.
- О'Коллинз, Джеральд . Христология: библейское, историческое и систематическое исследование Иисуса . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . 2009.
- Пеликан, Ярослав. Развитие христианского учения: некоторые исторические пролегомены . Лондон: Издательство Йельского университета. 1969.
- —— Возникновение католической традиции (100–600) . Чикаго: Издательство Чикагского университета. 1971.
- Швейцер, Альберт . В поисках исторического Иисуса: критическое исследование прогресса от Реймаруса до Вреде . пер. У. Монтгомери. Лондон: A&C Black. 1931 год.
- Тайсон, Джон Р. Приглашение к христианской духовности: экуменическая антология . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 1999.
- Уилсон, Р. Макл. Гнозис и Новый Завет . Филадельфия: Фортресс Пресс. 1968.
- Уизерингтон, Бен III. Поиски Иисуса: третий поиск еврея из Назарета . Даунерс Гроув: InterVarsity Press. 1995.
- —— «Евангелие от Иоанна». в «Словаре Иисуса и Евангелий». ред. Джоэл Грин, Скот Макнайт и И. Ховард