Jump to content

Сын Божий

Миниатюра в Les Très Riches Heures du Duc de Berry, изображающая Крещение Иисуса , когда Бог Отец провозгласил, что Иисус — Его Сын.

Исторически сложилось так, что многие правители носили такие титулы, как сын Бога , сын бога или сын неба . [1]

Термин «Сын Божий» используется в еврейской Библии как еще один способ обозначения людей, имеющих особые отношения с Богом . В Исходе народ Израиля назван первенцем Божьим. [2] Соломона также называют «сыном Божьим». [3] [4] Ангелы , справедливые и благочестивые люди и цари Израиля — все названы « сыновьями Божьими ». [5]

В Новом Завете христианской Библии слово «Сын Божий» применяется к Иисусу во многих случаях. [5] Дважды Иисус был признан Сыном Божьим по голосу, говорящему с Небес. Иисус явно и неявно описывает себя как Сына Божьего, и его также описывают как Сына Божьего различные люди, фигурирующие в Новом Завете. [5] [6] [7] [8] Иисуса называют «Сыном Божьим», а последователей Иисуса называют «христианами». [9] Применительно к Иисусу этот термин указывает на его роль Мессии или Христа , Царя, избранного Богом. [10] [11] Контексты и способы, которыми титул Иисуса, Сын Божий, означает нечто большее или что-то иное, чем титул Мессия, остаются предметом постоянных научных исследований и дискуссий.

Термин «Сын Божий» не следует путать с термином « Сын » ( греч . Θεός ὁ υἱός ), вторым лицом Троицы Бог - в христианском богословии . Учение Святого о Троице идентифицирует Иисуса как Бога-Сына, тождественного по сути, но отличающегося по личности относительно Бога-Отца и Бога- Духа (Первого и Третьего Лица Троицы). Нетринитарные христиане принимают применение к Иисусу термина «Сын Божий», который встречается в Новом Завете.

Правители и императорские титулы

[ редактировать ]

На протяжении всей истории императоры и правители, начиная с династии Западная Чжоу (ок. 1000 г. до н. э.) в Китае и заканчивая Александром Македонским (ок. 360 г. до н. э.) и императором Японии (ок. 600 г. н. э.), брали на себя титулы, отражающие сыновние отношения с божества . [1] [12] [13] [14]

Титул « Сын Неба », т.е. 天子 (от означает небо/небеса/бог и означает ребенок), впервые был использован во времена династии Западная Чжоу (ок. 1000 г. до н. э.). Он упоминается в Шицзин книге песен и отражает веру Чжоу в то, что как Сын Неба (и как его представитель) Император Китая несет ответственность за благополучие всего мира согласно Мандату Неба . [12] [13] Этот титул также можно перевести как «сын Божий», учитывая, что слово Тиан на китайском языке может означать либо небо, либо бог. [15] Императора Японии также называли Сыном Неба (天子 тенши ). с начала VII века [16]

Среди евразийских кочевников также было широко распространено использование слова «Сын Божий/Сын Неба», например, в третьем веке до нашей эры правителя звали Чаньюй. [17] и подобные титулы использовались Чингисханом еще в 13 веке. [18]

Примеры того, как царей считали сыном бога, можно найти по всему Древнему Ближнему Востоку . В частности, в Египте сложилась давняя традиция. Известно, что египетских фараонов называли сынами определенного бога, а их рождение в некоторых случаях даже описывается в откровенно сексуальных подробностях. Египетские фараоны не имели полного равенства со своими божественными отцами, а скорее находились в подчинении. [19] : 36  Тем не менее, в первых четырех династиях фараон считался воплощением бога. Таким образом, Египтом управляла прямая теократия, [20] при этом «сам Бог признается главой» государства. [21] В более поздний период Амарны царь Аменхотеп IV/ Эхнатон дал новое определение божественности фараона. Он учил, что «был только один бог и только один человек, который теперь знал этого бога: сам Эхнатон» и занял положение ḥm ntr tpy (первого слуги бога). [22] В конце концов он устранил всякое представительство от своего имени со стороны жрецов Амона, как он также устранил бога Амона, чтобы вести богослужение исключительно отождествляя себя с Сыном Бога, которого он называл Отцом, последнего, которого он узнал через Атен (Солнце), средство передвижения. через которое ему явилась сила Божия. [23] Через несколько лет после своего первого прозрения и становления королем король Эхнатон отказался от священнического титула Хм нтр тпи, но остался единственным священнослужителем и сыном Отца в своем правлении Обеими Землями. [24] Еще позже Египет ближе всего подошел к еврейскому варианту теократии во время правления Херихора . Он взял на себя роль правителя не как бога, а скорее как первосвященника и царя. [20]

Согласно Библии, несколько царей Дамаска приняли титул сына Хадада . Согласно археологическим данным, стела, воздвигнутая Бар-Ракибом для своего отца Панаммувы II, содержит похожие слова. Сын Панаммувы II, царь Самала, называл себя сыном Ракиба. [19] : 26–27  Ракиб-Эл — бог, появляющийся в финикийских и арамейских надписях. [25] Панаммува II неожиданно скончался в Дамаске. [26] Однако его сын, царь Бар-Ракиб, не был уроженцем Дамаска, а был правителем Самаля . Неизвестно, использовались ли подобные формулировки в других правилах Самала.

В греческой мифологии Геракл ( сын Зевса ) и многие другие персонажи считались сыновьями богов через союз со смертными женщинами. Примерно с 360 г. до н. э. Александр Великий , возможно, подразумевал, что он был полубогом , используя титул «Сын Аммона Зевс ». [27]

Пенни , отчеканенный около 18 г. до н.э. Реверс: ЦЕЗАРЬ АВГВСТВС; реверс: DIVVS IVLIV(S)

В 42 г. до н.э. Юлий Цезарь был официально обожествлен как «божественный Юлий» ( divus Iulius ) после его убийства . Его приемный сын Октавиан (более известный как Август , титул, данный ему 15 лет спустя, в 27 г. до н. э.), таким образом, стал известен как диви Юли филиус (сын божественного Юлия) или просто диви филиус (сын бога). [28] В качестве смелого и беспрецедентного шага Август использовал этот титул для продвижения своих политических позиций во Втором Триумвирате , наконец победив всех соперников за власть внутри Римского государства. [28] [29]

Слово, которое было применено к Юлию Цезарю, когда он был обожествлен, было divus , а не отдельное слово deus . Таким образом, Август называл себя Divi filius , а не Dei filius . [30] Граница между «был богом» и «богоподобным» временами была менее чем четкой для населения в целом, и Август, похоже, осознавал необходимость сохранения двусмысленности. [30] В качестве чисто семантического механизма и для сохранения двусмысленности двор Августа поддерживал концепцию, согласно которой любое поклонение императору было обращено на «положение императора», а не на личность императора. [31] Однако тонкое смысловое различие было потеряно за пределами Рима, где Августу стали поклоняться как божеству. [32] Таким образом, надпись DF стала использоваться для имени Августа, иногда неясно, какое значение имелось в виду. [30] [32] Принятие Августом титула Divi filius совпало с его более широкой кампанией по использованию силы своего образа. Официальные портреты Августа, сделанные даже к концу его жизни, продолжали изображать его красивым юношей, подразумевая, что он чудесным образом не постарел. Учитывая, что мало кто когда-либо видел императора, эти изображения несли четкое послание. [33]

Позже Тиберий (император с 14 по 37 год нашей эры) стал считаться сыном божества Августа , а Адриан - сыном божества Траяна . [28] К концу I века императора Домициана стали называть dominus et deus (т.е. хозяин и бог ). [34]

За пределами Римской империи II века кушанский царь Канишка I использовал титул девапутра, что означает «сын Божий». [35]

Вера Бахаи

[ редактировать ]

В писаниях Веры Бахаи термин «Сын Божий» применяется к Иисусу. [36] но не указывает на буквальные физические отношения между Иисусом и Богом, [37] но является символическим и используется для обозначения очень сильных духовных отношений между Иисусом и Богом. [36] и источник его власти. [37] Шоги Эффенди , глава Веры Бахаи в первой половине 20-го века, также отметил, что этот термин не указывает на то, что положение Иисуса выше других пророков и посланников, которых бахаи называют Проявлением Бога , включая Будду , Мухаммеда и Бахаулла среди других. [38] Шоги Эффенди отмечает, что, поскольку все Богоявления имеют одни и те же интимные отношения с Богом и отражают один и тот же свет, термин Сыновство в некотором смысле можно отнести ко всем Богоявлениям. [36]

христианство

[ редактировать ]

В христианстве титул «Сын Божий» относится к статусу Иисуса как божественного сына Бога-Отца . [39] [40] Оно происходит от нескольких применений в Новом Завете и раннехристианском богословии . Этот термин используется во всех четырех Евангелиях , Деяниях апостолов , а также в литературе Павла и Иоанна .

Другая интерпретация проистекает из иудейского понимания этого титула, который описывает всех людей как Сыновей Божьих. В некоторых частях Ветхого Завета исторические личности, такие как Иаков и Соломон, называются Сынами Божьими, имея в виду их происхождение от Адама . Исследователи Библии используют этот титул как способ подтверждения человечности Иисуса, того, что он полностью человек, но также послан от своего отца, который является единственным всемогущим Богом, как упомянуто в Иоанна 3:16.

В исламе Иисус известен как Иса ибн Марьям ( араб . عيسى بن مريم , букв. «Иисус, сын Марии») и считается пророком и посланником Бога Аллаха ( ) и аль-Масих , арабского термина. для Мессии ( Христа ), посланного вести детей Израиля ( бани исраил по-арабски) с новым откровением, аль-Инджиль (по-арабски « евангелие »). [41] [42] [43]

Ислам отвергает любое родство между Богом и любым другим существом, включая сына. [44] [45] Таким образом, отвергая веру в то, что Иисус — рожденный сын Божий, Сам Бог [46] или другой бог. [47] Как и в христианстве, ислам считает, что у Иисуса не было земного отца. В исламе считается, что Иисус родился по повелению Бога «будь». [48] Бог приказал [44] ангел Джибрил (Габриэль) «дуть» [49] душа Иисуса в Марию [50] [51] и так она родила Иисуса.

Статуя царя Давида работы Николя Кордье в часовне Боргезе базилики Санта-Мария-Маджоре

Хотя упоминания о «сынах Божьих», «сыне Божьем» и «сыне Господнем » иногда встречаются в еврейской литературе, они никогда не относятся к физическому происхождению от Бога. [52] [53] Есть два случая, когда еврейских королей образно называют богом. [54] : 150  [55] Эти термины часто используются в том общем смысле, в котором еврейский народ назывался «детьми Господа Бога вашего». [52]

Когда этот термин использовался раввинами , он относился к Израилю в частности или к людям в целом, он не использовался как ссылка на еврейского Машиаха . [52] В иудаизме термин машиах имеет более широкое значение и использование и может относиться к широкому кругу людей и предметов, не обязательно связанных с еврейским эсхатоном .

Откровение Габриэля

[ редактировать ]

Откровение Гавриила , также называемое Видением Гавриила. [56] или Камень Езельсона, [57] высотой три фута (один метр) представляет собой каменную табличку с 87 строками текста на иврите , написанными чернилами и содержащую сборник коротких пророчеств , написанных от первого лица и датированных концом I века до нашей эры. [58] [59] Это табличка, описанная как « Свиток Мертвого моря в камне». [58] [60]

Кажется, в тексте говорится о мессианской фигуре из Ефрема, которая сокрушила зло перед праведностью. [ нужны разъяснения ] на три дня. [61] : 43–44  Позже в тексте говорится о «князе князей», лидере Израиля, который был убит злым царем и не похоронен должным образом. [61] : 44  Злой король был чудесным образом побеждён. [61] : 45  Текст, кажется, относится к 31-й главе Иеремии. [61] : 43  Выбор Ефрема как представителя мессианской фигуры, описанной в тексте, по-видимому, основан на отрывках из Иеремии, Захарии и Осии. Этого лидера называли сыном Божьим. [61] : 43–44, 48–49 

Текст, по-видимому, основан на еврейском восстании, записанном Иосифом Флавием и датируемом 4 г. до н.э. [61] : 45–46  Судя по датировке, текст, похоже, относится к Симону из Переи , одному из трех лидеров этого восстания. [61] : 47 

Свитки Мертвого моря

[ редактировать ]

В некоторых версиях Второзакония свитки Мертвого моря относятся к сыновьям Бога, а не к сыновьям Израиля, вероятно, имея в виду ангелов. Септуагинта читается аналогично. [54] : 147  [62]

4Q174 — это мидраш , в котором Бог называет мессию Давида своим сыном. [63]

4Q246 относится к личности, которую назовут сыном Бога и сыном Всевышнего. До сих пор ведутся споры о том, представляет ли эта фигура царственного мессии, будущего злого царя-язычника или что-то еще. [63] [64]

В 11Q13 Мелхиседек упоминается как бог-божественный судья. Мелхиседек в Библии был царем Салема . По крайней мере, некоторые в кумранском сообществе, похоже, думали, что в конце дней Мелхиседек будет править как их царь. [65] Этот отрывок основан на 82-м псалме . [66]

Псевдоэпиграфы

[ редактировать ]

И в «Иосифе, и в Асенете» , и в связанном с ними тексте «История Асенафы» Иосиф упоминается как сын Божий. [54] : 158–159  [67] В Молитве Иосифа и Иаков, и ангел названы ангелами и сынами Божиими. [54] : 157 

Этот стиль именования также используется для некоторых раввинов в Талмуде . [54] : 158 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Введение в науку о религии Фридриха Мюллера, 2004 г. ISBN   1-4179-7401-X стр. 136
  2. ^ Исход 4:22
  3. ^ Танах - Тора/Пророки/Писания . Каменное издание. 1996. с. 741. ИСБН  0-89906-269-5 .
  4. ^ Танах - Тора/Пророки/Писания . Каменное издание. 1996. с. 1923. ISBN  0-89906-269-5 .
  5. ^ Jump up to: а б с «Католическая энциклопедия: Сын Божий» . Проверено 7 октября 2014 г.
  6. ^ Один учитель: обучающая роль Иисуса в Евангелии от Матфея Джона Юэ-Хан Йе, 2004 г. ISBN   3-11-018151-7 страницы 240–241
  7. ^ Пятидесятница Дуайта Слова и дела Иисуса Христа 2000 ISBN   0-310-30940-9 стр. 234
  8. ^ Международная стандартная библейская энциклопедия Джеффри В. Бромили, 1988 г. ISBN   0-8028-3785-9 страниц 571–572.
  9. ^ «Международная стандартная библейская энциклопедия: Сыны Божьи (Новый Завет)» . BibleStudyTools.com . Проверено 7 октября 2014 г.
  10. ^ Университетский словарь Мерриам-Вебстера (10-е изд.) (2001). Спрингфилд, Массачусетс: Мерриам-Вебстер.
  11. ^ Мэтью 26:63
  12. ^ Jump up to: а б Китай: культурно-исторический словарь Майкла Диллона, 1998 г. ISBN   0-7007-0439-6 стр. 293
  13. ^ Jump up to: а б Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история Патрисии Эбри , Энн Уолтхолл, Джеймса Пале, 2008 г. ISBN   0-547-00534-2 стр. 16
  14. История Японии Хисё Сайто, 2010 г. ISBN   0-415-58538-4 стр.
  15. ^ Проблема Китая Бертрана Рассела, 2007 г. ISBN   1-60520-020-4 стр. 23
  16. ^ Боскаро, Адриана; Гатти, Франко; Равери, Массимо, ред. (2003). Переосмысление Японии: социальные науки, идеология и мысль . Том. II. Японская библиотека Limited. п. 300. ИСБН  0-904404-79-Х .
  17. ^ Британника, Энциклопедия. «Хунну» . Статья о хунну (народе) . Проверено 25 апреля 2014 г.
  18. ^ Дариан Питерс (3 июля 2009 г.). «Жизнь и завоевания Чингисхана» . Гуманитарные науки 360. Архивировано из оригинала 26 апреля 2014 года.
  19. ^ Jump up to: а б Адела Ярбро Коллинз; Джон Джозеф Коллинз (2008). Царь и Мессия как Сын Божий: божественные, человеческие и ангельские мессианские фигуры в библейской и связанной с ней литературе . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN  978-0-8028-0772-4 . Проверено 3 февраля 2014 г.
  20. ^ Jump up to: а б Ян Ассманн (2003). Разум Египта: история и значение во времена фараонов . Издательство Гарвардского университета. стр. 300–301. ISBN  978-0-674-01211-0 . Проверено 16 марта 2014 г.
  21. ^ «Католическая энциклопедия» . Проверено 7 октября 2014 г.
  22. ^ Стивенс, Анна. «Эхнатон, Нефертити и Атон: от многих богов к одному» . Американский исследовательский центр в Египте (ARCE) . Проверено 12 января 2024 г.
  23. ^ Хоффмайер, Джеймс (2015). Эхнатон и истоки единобожия . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 198–206. ISBN  978-0-19-979208-5 .
  24. ^ Хоффмайер, Джеймс (2015). Эхнатон и истоки единобожия . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 72–73. ISBN  978-0-19-979208-5 .
  25. ^ К. ван дер Торн; Боб Бекинг; Питер Виллем ван дер Хорст, ред. (1999). Словарь божеств и демонов в Библии DDD . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 686. ИСБН  978-0-8028-2491-2 . Проверено 16 марта 2014 г.
  26. ^ К. Лоусон Янгер-младший «Панаммува и Бар-Ракиб: два структурных анализа» (PDF) . Университет Шеффилда. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 16 марта 2014 г.
  27. ^ Картледж, Пол (2004). «Александр Македонский». История сегодня . 54 :1.
  28. ^ Jump up to: а б с Раннехристианская литература Хелен Ри, 2005 г. ISBN   0-415-35488-9 страниц 159–161.
  29. ^ Август , Пэт Саузерн, 1998 г. ISBN   0-415-16631-4 стр. 60
  30. ^ Jump up to: а б с Мир, сформировавший Новый Завет , Кальвин Дж. Ретцель, 2002 г. ISBN   0-664-22415-6 стр. 73
  31. ^ Опыт Рима: культура, идентичность и власть в Римской империи Джанет Хаскинсон, 1999 г. ISBN   978-0-415-21284-7 стр. 81
  32. ^ Jump up to: а б Спутник римской религии под редакцией Йорга Рюпке , 2007 г. ISBN   1-4051-2943-3 стр. 80
  33. ^ Искусство Гарднера на протяжении веков: западная перспектива Фреда С. Кляйнера, 2008 г. ISBN   0-495-57355-8 стр. 175
  34. ^ Император Домициан Брайана В. Джонса, 1992 г. ISBN   0-415-04229-1 стр. 108
  35. ^ Энциклопедия древних азиатских цивилизаций Чарльза Хайэма, 2004 г. ISBN   978-0-8160-4640-9 стр. 352
  36. ^ Jump up to: а б с Лепард, Брайан Д. (2008). В книге «Слава Отца: Вера Бахаи и христианство» . Издательский фонд Бахаи. стр. 74–75. ISBN  978-1-931847-34-6 .
  37. ^ Jump up to: а б Тахерзаде, Адиб (1977). Откровение Бахауллы, Том 2: Адрианополь, 1863–1868 гг . Оксфорд, Великобритания: Джордж Рональд. п. 182. ИСБН  0-85398-071-3 .
  38. ^ Хорнби, Хелен, изд. (1983). Путеводные огни: справочный файл бахаи . Нью-Дели, Индия: Издательский фонд Бахаи. п. 491. ИСБН  81-85091-46-3 .
  39. ^ Дж. Гордон Мелтон, Мартин Бауманн, Религии мира: Всеобъемлющая энциклопедия верований и практик , ABC-CLIO, США, 2010, стр. 634-635
  40. ^ Шуберт М. Огден, Понимание христианской веры , Wipf and Stock Publishers, США, 2010, стр. 74
  41. ^ Глассе, Сирил (2001). Новая энциклопедия ислама с предисловием Хьюстона Смита (Édition revisée. Ed.). Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс. п. 239. ИСБН  978-0-7591-0190-6 .
  42. ^ Макдауэлл, Джим, Джош; Уокер, Джим (2002). Понимание ислама и христианства: убеждения, которые нас разделяют, и как о них говорить . Юген, Орегон: Издательство Harvest House. п. 12. ISBN  978-0-7369-4991-0 .
  43. ^ Оксфордский словарь ислама , стр.158.
  44. ^ Jump up to: а б «Сура Ан-Ниса [4:171]» . Сура Ан-Ниса [4:171] . Проверено 18 апреля 2018 г.
  45. ^ «Сура Аль-Маида [5:116]» . Сура Аль-Маида [5:116] . Проверено 18 апреля 2018 г.
  46. ^ «Сура Аль-Маида [5:72]» . Сура Аль-Маида [5:72] . Проверено 18 апреля 2018 г.
  47. ^ «Сура Аль-Маида [5:75]» . Сура Аль-Маида [5:75] . Проверено 18 апреля 2018 г.
  48. ^ «Сура Али Имран [3:59]» . Сура Али Имран [3:59] . Проверено 18 апреля 2018 г.
  49. ^ «Сура Аль-Анбия [21:91]» . Сура Аль-Анбия [21:91] . Проверено 18 апреля 2018 г.
  50. ^ Иисус: Краткая история У. Барнса Татума, 2009 г. ISBN   1-4051-7019-0 стр. 217
  51. ^ Новая энциклопедия ислама Сирила Глассе, Хьюстон Смит, 2003 г. ISBN   0-7591-0190-6 стр. 86
  52. ^ Jump up to: а б с Оксфордский словарь еврейской религии Максин Гроссман и Адель Берлин (14 марта 2011 г.) ISBN   0-19-973004-0 стр. 698
  53. Еврейский Новый Завет с аннотациями Эми-Джилл Левин и Марком З. Бреттлером (15 ноября 2011 г.) ISBN   0-19-529770-9 стр. 544
  54. ^ Jump up to: а б с д и Ример Рукема (2010). Иисус, гнозис и догма . Т&Т Кларк Интернэшнл. ISBN  978-0-567-46642-6 . Проверено 30 января 2014 г.
  55. ^ Джонатан Бардилл (2011). Константин, Божественный император Золотого века христианства . Издательство Кембриджского университета. п. 342. ИСБН  978-0-521-76423-0 . Проверено 4 февраля 2014 г.
  56. ^ «К трем дням живи»: Мессии, воскресение и восхождение на Небеса в Хазоне Габриэле [ постоянная мертвая ссылка ] , Исраэль Кноль, Еврейский университет в Иерусалиме
  57. ^ «Первый Иисус?» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 19 августа 2010 г. Проверено 5 августа 2010 г.
  58. ^ Jump up to: а б Ярдени, Ада (январь – февраль 2008 г.). «Новый свиток Мертвого моря в камне?» . Обзор библейской археологии . 34 (1).
  59. ^ ван Биема, Дэвид; Тим МакГирк (7 июля 2008 г.). «Было ли Воскресение Иисуса продолжением?» . Журнал «Тайм» . Архивировано из оригинала 8 июля 2008 года . Проверено 7 июля 2008 г.
  60. ^ Итан Броннер (5 июля 2008 г.). «Таблетка разжигает дискуссию о Мессии и воскресении» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 июля 2008 г. Табличка, вероятно, найденная недалеко от Мертвого моря в Иордании, по мнению некоторых ученых, изучавших ее, представляет собой редкий пример камня с чернильными надписями той эпохи — по сути, свиток Мертвого моря на камне.
  61. ^ Jump up to: а б с д и ж г Маттиас Хенце (2011). Хазон Габриэль . Общество библейской литературы ISBN.  978-1-58983-541-2 . Проверено 2 апреля 2014 г.
  62. ^ Майкл С. Хейзер (2001). «ВТОРОНОМИЯ 32:8 И СЫНЫ БОЖЬИ» . Архивировано из оригинала 29 мая 2013 года . Проверено 30 января 2014 г.
  63. ^ Jump up to: а б Маркус Бокмюль; Джеймс Карлтон Пэджет, ред. (2007). Искупление и сопротивление: мессианские надежды евреев и христиан в древности . А&С Черный. стр. 27–28. ISBN  978-0-567-03043-6 . Проверено 8 декабря 2014 г.
  64. ^ ЭДВАРД М. КУК. «4Q246» (PDF) . Бюллетень библейских исследований 5 (1995) 43-66 [© Институт библейских исследований, 1995]. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 8 декабря 2014 г.
  65. ^ Дэвид Флассер (2007). Иудаизм периода Второго Храма: Кумран и апокалиптика . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 249. ИСБН  978-0-8028-2469-1 . Проверено 8 февраля 2014 г.
  66. ^ Джером Х. Нейри (2009). Евангелие от Иоанна в культурной и риторической перспективе . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 313–316. ISBN  978-0-8028-4866-6 .
  67. ^ «История Асенафы» и «Иосиф и Асенет» . Псевдоэпиграфы, апокрифы и священные писания . Проверено 30 января 2014 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Борген, Педер. Раннее христианство и эллинистический иудаизм . Эдинбург: Издательство T&T Clark. 1996.
  • Браун, Рэймонд. Введение в Новый Завет . Нью-Йорк: Даблдей. 1997.
  • Очерки греко-римской и связанной с ней талмудической литературы. ред. Генри А. Фишель. Нью-Йорк: Издательство КТАВ. 1977.
  • Данн, JDG , «Христология в процессе становления» , Лондон: SCM Press. 1989.
  • Фергюсон, Эверетт. Предыстория раннего христианства . Гранд-Рапидс: Издательство Eerdmans. 1993.
  • Грин, Колин Дж. Д. Христоология в культурной перспективе: обозначение горизонтов . Гранд-Рапидс: InterVarsity Press. Издательство Эрдманс. 2003.
  • Холт, Брэдли П. Жажда Бога: Краткая история христианской духовности . Миннеаполис: Фортресс Пресс. 2005.
  • Иосиф Флавий. Полное собрание сочинений . пер. и изд. Уильям Уистон. Гранд-Рапидс: Издательство Крегель. 1960.
  • Летэм, Роберт. Дело Христа . Даунерс Гроув: InterVarsity Press. 1993.
  • Маклауд, Дональд . Личность Христа . Даунерс Гроув: InterVarsity Press. 1998.
  • МакГрат, Алистер . Историческое богословие: введение в историю христианской мысли . Оксфорд: Издательство Блэквелл. 1998.
  • Нойснер, Джейкоб . От политики к благочестию: возникновение фарисейского иудаизма . Провиденс, Род-Айленд: Университет Брауна. 1973.
  • Норрис, Ричард А. младший . Христологический спор . Филадельфия: Фортресс Пресс. 1980.
  • О'Коллинз, Джеральд . Христология: библейское, историческое и систематическое исследование Иисуса . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . 2009.
  • Пеликан, Ярослав. Развитие христианского учения: некоторые исторические пролегомены . Лондон: Издательство Йельского университета. 1969.
  • —— Возникновение католической традиции (100–600) . Чикаго: Издательство Чикагского университета. 1971.
  • Швейцер, Альберт . В поисках исторического Иисуса: критическое исследование прогресса от Реймаруса до Вреде . пер. У. Монтгомери. Лондон: A&C Black. 1931 год.
  • Тайсон, Джон Р. Приглашение к христианской духовности: экуменическая антология . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 1999.
  • Уилсон, Р. Макл. Гнозис и Новый Завет . Филадельфия: Фортресс Пресс. 1968.
  • Уизерингтон, Бен III. Поиски Иисуса: третий поиск еврея из Назарета . Даунерс Гроув: InterVarsity Press. 1995.
  • —— «Евангелие от Иоанна». в «Словаре Иисуса и Евангелий». ред. Джоэл Грин, Скот Макнайт и И. Ховард
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 516f4317ca7872179df38e3486fc453a__1715339100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/3a/516f4317ca7872179df38e3486fc453a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Son of God - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)