Jump to content

Сыны Божьи

Сыны Божьи ( библейский иврит : בני-האלוהים , латинизированный: Bənē hāʾĔlōhīm , [1] буквально: «сыны Элохима ». [2] ) — фраза, используемая в Танахе или Ветхом Завете и в христианских апокрифах . Эта фраза также используется в Каббале , где бене элохим являются частью различных еврейских ангельских иерархий .

Еврейская Библия

[ редактировать ]

Первое упоминание о «сынах Божьих» в еврейской Библии встречается в Бытие 6:1–4.

1 И было, когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, 2 Что сыны Божии увидели в дочерях человеческих, что они прекрасны; и брали себе в жёны всех, кого выбирали. 3 И сказал Господь: не будет дух Мой всегда бороться с человеком, ибо и он есть плоть, но дней его будет сто двадцать лет. 4 В те дни на земле жили великаны; а также после этого, когда сыны Божьи вошли к дочерям человеческим и родили им детей, они стали сильными людьми, которые были в древности, людьми знаменитыми.

- Бытие 6:1–4, KJV

Тот факт, что «сыны Божьи» были достаточно отделены от «дочерей человеческих», чтобы гарантировать такое различие, породил тысячелетние споры о значении этого термина. Исторически в еврейской мысли этот отрывок имел множество интерпретаций. Вот три:

  1. Потомство Сифа : Первые упоминания о потомках Сифа, восставших против Бога и смешавшихся с дочерьми Каина, встречаются в христианской и раввинской литературе, начиная со второго века нашей эры, например, рабби Шимон бар Йохай , Ориген , Августин Гиппопотам , Юлий Африканский , и Письма, приписываемые святому Клименту . Это также точка зрения, выраженная в современной канонической амхарской эфиопской православной Библии . В иудаизме «Сыны Божии» обычно относятся к праведникам, то есть детям Сифа.
  2. Ангелы: Все самые ранние источники интерпретируют «сынов Божьих» как ангелов. Начиная с третьего века до нашей эры, ссылки можно найти в енохической литературе , свитках Мертвого моря ( Апокриф Бытия , Дамасский документ , 4Q180), Юбилеях , Завете Рувима, 2 Варуха , Иосифа Флавия и книге Иуды (ср. со 2 Петра 2). Это также значение двух идентичных случаев употребления бене ха элохим в еврейской Библии (Иов 1:6 и 2:1), а также наиболее близких выражений (см. список выше). В Септуагинте толковательное чтение «ангелы» встречается в Александрийском кодексе , одном из четырех главных свидетелей греческого текста.
  3. Обожествленные цари/судьи-тираны. В научном сообществе также существует широкое мнение, что «сыны Божьи» были просто обожествленными царями различных ханаанских городов-государств. Это были те же ханаанские города-государства, из которых в конечном итоге бежали более поздние протоизраильтяне, прежде чем переселиться в Иудейское нагорье.

Угаритский текст

[ редактировать ]

Клаус Вестерманн утверждает, что текст Бытия 6 основан на угаритском уртексте . [3] На угаритском языке родственная фраза — bn ' il. [4] Это может произойти в Угаритском Цикле Ваала . [5]

  • КТУ² 1.40 демонстрирует использование bn il в значении «сыновья богов». [6]
  • КТУ² 1.65 (что может быть упражнением писца) использует bn il три раза подряд: il bn il/dr bn il/mphrt bn il "Эль, сыновья богов, круг сынов богов / совокупность сыновей богов». [4]

Фраза bn ilm («сыновья богов») также встречается в угаритских текстах. [7] [8] [9] [10] [11] как и фраза phr bn ilm («собрание сыновей богов»). [12]

В другом месте корпуса Угарита предполагается, что бн илм были 70 сыновьями Ашеры и Эль , которые были титульными божествами людей известного мира, и их брак « hieros gamos » с дочерьми человеческими породил их правители. [13] Во 2 Царств 7 есть свидетельства того, что то же самое могло иметь место и в Израиле. [14]

Позднее сообщение

[ редактировать ]

Шарберт связывает Бытие 6:1–4 со священническим источником и окончательной редакцией Пятикнижия Дж . . [15] На этом основании он относит текст к дальнейшей редакционной деятельности. [16] Рюдигер Бартельмус считает только Бытие 6:3 поздней вставкой. [15]

Юзеф Милик и Мэтью Блэк выдвинули точку зрения о позднем добавлении текста к тексту, зависящему от пост-изгнанной, неканонической традиции, такой как легенда о Стражах из псевдоэпиграфической версии Книги Еноха. [15]

Переводы

[ редактировать ]

Различные исходные версии Бытия 6: 1–4 различаются по использованию термина «сыны Божьи». В некоторых рукописях Септуагинты есть поправки, согласно которым «сыны Божии» звучат как « ангелы ». [ нужна ссылка ] Кодекс Ватикана изначально содержит «ангелов». [ нужна ссылка ] В Александрийском кодексе слово «сыновья Божьи» было опущено и заменено «ангелами». [17] Такое прочтение Ангелов далее подтверждает Августин в своей работе «Город Божий» , где он говорит об обоих вариантах в книге 15, главе 23. [18] Пешитта читается как «сыны Божии». [19] Более того, Вульгата буквально использует filii Dei, что означает «Сыны Божьи». [20] В большинстве современных переводов христианских библий это сохраняется, тогда как еврейские имеют тенденцию отклоняться от текста, например, « Сынов правителей» , что отчасти может быть связано с Шимоном бар Йохаем , который проклял любого, кто перевел это как «Сыны Божьи» (Бытие Раба 26:7). [21]

Помимо этого, как в Кодексах Иов 1:6 , так и во Второзаконии 32:8 фраза «ангелы Божьи» используется вместо того, где на иврите говорится «сыны Божьи». [22] В стихе Второзакония в масоретском тексте не говорится «сыновья Божьи», а «сыны Израиля», однако в 4Q37 используется термин «сыновья Божьи». [23] Вероятно, это коренное прочтение того чтения, которое мы видим в Септуагинте. [24]

Другие упоминания

[ редактировать ]

Фраза «сыновья Элохима » также встречается в:

  • Иов 1:6 bənê hāʼĕlōhîm (сыны Божии) сыновья Элохима. [25] [26]
  • Иов 2:1 bənê hāʼĕlōhîm (сыны Божии) сыновья Элохима.
  • Иов 38:7 bənê ĕlōhîm (сыны Божии) без определенного артикля – сыновья Элохима. [27]
  • Второзаконие 32:8 как bənê hāʼĕlōhîm (בְּנֵי הָאֱלֹהִים), так и bənê ĕl (בני אל), сыновья Элохима или сыновья Эла в двух свитках Мертвого моря (4QDtj и 4QDtq); в основном «ангелы Божии» (αγγελων θεου) в LXX (иногда «сыны Божии» или «сыны Израиля»); «сыны Израиля» в МТ. [28] [29] : 147  [30]

Близко связанные фразы включают в себя:

  • Псалмы 29:1 bənê ēlîm (сыновья Елима) без определенного артикля - сыновья Елима (аналогичное выражение). [31]
  • Псалмы 82:6 bənê elîon (сыны Всевышнего) без определенного артикля и с использованием слова «Всевышний» вместо ēl .
  • Псалмы 89:6 bənê ēlîm (сыновья Елима) – сыновья Елима
  • Близкое арамейское выражение встречается в Даниила 3:25: bar elahin – בַר אֱלָהִֽין – сын богов. [32]

Иудаизм Второго Храма (ок. 500 г. до н.э. - 70 г. н.э.)

[ редактировать ]

Книга Еноха , Енохическая Книга Гигантов и Книга Юбилеев относятся к Стражам , которых сравнивают с «сыновьями Божьими» в 6-й главе Бытия. [33] версию . Некоторые считают, что Послание Варнавы подтверждает енохианскую [34]

Интерпретация

[ редактировать ]

Христианская античность

[ редактировать ]

Христианские писатели, такие как Юстин Мученик , Евсевий , Климент Александрийский , Ориген и Коммодиан, считали, что «сыны Божьи» в Бытие 6:1–4 были падшими ангелами , которые вступили в противоестественный союз с человеческими женщинами, что привело к рождению Нефилим . [1] Некоторые ученые рассматривают Иисуса комментарий в Евангелии от Матфея 22:30 о том, что ангелы на небесах не женятся, как опровержение этой точки зрения. [1]

Другие ранние христиане считали, что «сыны Божьи» в Бытие 6:1–4 были потомками Сифа . [1] Августин Гиппопотамский придерживался этой точки зрения, основываясь на « Хронографиях» в Юлия Африканского его книге «Город Божий» , в которых «сыны Божьи» называются потомками Сифа (или сифитов), чистой линии Адама . «Дочери человеческие» рассматриваются как потомки Каина (или каинитов ). Вариации этой точки зрения были также получены еврейскими философами. [35]

Средневековый иудаизм

[ редактировать ]

Традиционалисты и философы иудаизма [36] в средние века [37] обычно практиковали рациональное богословие . Они отвергали любую веру в мятежников или падших ангелов, поскольку зло считалось абстрактным. Раввинистические источники, в первую очередь Таргум , утверждают, что «сыновья Бога», женившиеся на дочерях человеческих, были просто людьми высокого социального положения. [38] Их также считали членами языческой королевской семьи. [1] или представители дворянства [39] которые из похоти женились на женщинах из простого населения. Другие варианты этой интерпретации определяют этих «сынов Божьих» как тиранических царей Древнего Ближнего Востока , которые почитались как божественные правители и вели полигамное поведение. [1] Независимо от различий во взглядах, основная концепция еврейских рационалистов заключается в том, что «сыны Божьи» имели человеческое происхождение. [38]

Наиболее известными еврейскими писателями, поддерживавшими точку зрения о человеческих «сынах Божьих», были Саадия , Раши , Леках Тоб , Мидраш Агада , Иосиф Бекор Шор , Авраам ибн Эзра , Маймонид , Давид Кимхи , Нахманид , Хизкуни , Бахья Ашур, Герсонид , [40] Шимеон бен Йохай и Гилель бен Самуил . [41]

Ибн Эзра рассуждал, что «сыновья Божьи» — это люди, обладающие божественной силой посредством астрологических знаний и способные рождать детей необычного размера и силы. [39]

Еврейский комментатор Исаак Абрабанель считал, что агадот в 6-й главе Бытия относится к какой-то тайной доктрине и не следует понимать буквально. Позже Абрабанель присоединился к Нахманиду и Леви бен Герсону в продвижении концепции о том, что «сыновьями Бога» были старшие поколения, которые были ближе к физическому совершенству, поскольку Адам и Ева были совершенны. Хотя существуют вариации этой точки зрения, основная идея заключалась в том, что совершенные качества Адама и Евы передавались из поколения в поколение. Однако с каждым поколением их идеальные физические качества уменьшались. Таким образом, первые поколения были могущественнее последующих. Физический упадок молодых поколений продолжался до Потопа , до такой степени, что их дни были сочтены, как сказано в Бытие 6:3. Для старших поколений было аморально общаться с младшими поколениями, в результате чего тщедушные женщины рожали необычайно крупных детей. Нефилим даже считался высоким человеком. [35]

Джейкоб Анатолий и Исаак Арама рассматривали группы и события в Бытие 6: 1–4 как аллегорию , прежде всего, греха похоти , который унижал высшую природу человека. [42]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дуглас, Тенни и Сильва, 2011 , с. 1384
  2. ^ Лексический элемент на иврите : אלהים , латинизированный : ʼĕlōhîm , означает «Бог», но использует еврейскую морфему множественного числа -im. Хотя слово «Элохим» имеет форму множественного числа, оно понимается в единственном числе. Поэтому английский перевод звучит как «Бог», а не «Боги».
  3. ^ К. Вестерманн, Бытие , BKAT 1/3. (Нойкирхен-Флюйн: Neukirchener Verlag, 1982), 42.
  4. ^ Перейти обратно: а б ДДД 1998 , с. 795
  5. ^ Марк С. Смит. Угаритский цикл Ваала , 1994, стр. 249, «все божественные сыновья» (или «все сыновья Бога»). Источники ЕКА могут поддержать эту точку зрения».
  6. ^ М. Дитрих, О. Лорец, Дж. Санмартин Клиновые алфавитные тексты из Угарита, 2-е изд. (Мюнстер: Ugarit-Verlag, 1995).
  7. ^ Хесус-Луис Кунчилос, Хуан-Пабло Вита, Согласие угаритских слов 2003, стр. 389
  8. ^ Хесус-Луис Найвс, Джон-Пол Вита, Тексты угаритского банка данных, 2003, стр. 8
  9. Марвин Х. Папа Эль в угаритских текстах, 1955, стр. 49.
  10. ^ Рахмуни, А. Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах, 2008, стр. 91.
  11. ^ Young GD Concordance of Ugaritic , 1956 г., стр. 13
  12. ^ Г. Йоханнес Боттервек, Хельмер Ринггрен Богословский словарь Ветхого Завета 2000 стр. 130
  13. ^ Паркер, Саймон Б. (2000). «Угаритская литература и Библия». Ближневосточная археология . 63 (4): 228–31. дои : 10.2307/3210794 . JSTOR   3210794 . S2CID   163249370 .
  14. ^ Кук, Джеральд (1961). «Царь Израиля как Сын Божий». Журнал исследований Ветхого Завета . 73 (2): 202–25. дои : 10.1515/zatw.1961.73.2.202 . S2CID   170218194 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с Дэвис 1995 , с. 23
  16. ^ Шарберт, Дж. Традиция и редакционная история Gn 6 1967 г.
  17. ^ Джексон 2004 , с. 75: «Ральфс (1971) сообщает, что Александрин был исправлен другой рукой в ​​пункте 6.2, зачеркнув слово uioi и написав слово aggeloi ».
  18. ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Град Божий, Книга XV (Св. Августин)» . www.newadvent.org . Проверено 17 марта 2019 г.
  19. ^ Библия Пешитта на испанском языке: перевод древних арамейских рукописей. . Нэшвилл, Теннесси: Издательство Holman Bible Publishers. 2006. ISBN  9789704100001 .
  20. ^ «Бытие 6 – Библия ВУЛ» . Инструменты для изучения Библии . Проверено 17 марта 2019 г.
  21. ^ Шурпин, Иегуда. «Нефилимы: падшие ангелы, гиганты или люди?» . www.chabad.org .
  22. ^ «Иов 1 — Библия LXX» . Инструменты для изучения Библии . Проверено 17 марта 2019 г.
  23. ^ «Библейские свитки Мертвого моря — Второзаконие, 4Q37» . dssenglishbible.com . Проверено 17 марта 2019 г.
  24. ^ «Второзаконие 32 — Библия LXX» . Инструменты для изучения Библии . Проверено 17 марта 2019 г.
  25. ^ «Иов 1:6 (KJV)» . Библия с синими буквами .
  26. ^ «Иов 1:6 — Текст на иврите: Вестминстерский Ленинградский кодекс» .
  27. ^ «Иов 38:7 — Текст на иврите: Вестминстерский Ленинградский кодекс» .
  28. ^ Майкл С. Хейзер . «Второзаконие 32:8 и Сыны Божии» (PDF) .
  29. ^ Ример Рукема (2010). Иисус, гнозис и догма . Т&Т Кларк Интернэшнл. п. 147. ИСБН  9780567466426 . Проверено 30 января 2014 г.
  30. ^ Майкл С. Хейзер (2001). «ВТОРОНОМИЯ 32:8 И СЫНЫ БОЖЬИ» . Проверено 30 января 2014 г.
  31. ^ «Псалом 29:1 — Текст на иврите: Вестминстерский Ленинградский кодекс» .
  32. ^ «Даниил 3:25 — Текст на иврите: Вестминстерский Ленинградский кодекс» .
  33. ^ Райт 2004 , с. 20
  34. ^ Джеймс Карлтон Пейджет , Послание Варнавы: мировоззрение и предыстория , 1994, стр. 10 «Эта цитата не находит точного эквивалента у Еноха, что, вероятно, объяснимо на том основании, что Б. вдохновлен чем-то, что он помнит из Еноха в этот момент (см. параллель с I Енохом 89:61-64 90:17 и далее)»;
  35. ^ Перейти обратно: а б Бамбергер 2006 , стр. 150, 151.
  36. ^ Бамбергер 2006 , с. 148
  37. ^ Бамбергер 2006 , с. 147
  38. ^ Перейти обратно: а б Бамбергер 2006 , с. 149
  39. ^ Перейти обратно: а б Бамбергер 2006 , с. 150
  40. ^ Бамбергер 2006 , стр. 149, 150.
  41. ^ Юнг 2004 , стр. 66, 67
  42. ^ Бамбергер 2006 , с. 151
  • Дуглас, доктор юридических наук; Тенни, Меррилл К.; Сильва, Моизес (2011). Иллюстрированный библейский словарь Зондервана (пересмотренная редакция). Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. ISBN  978-0310229834 .
  • Дэвис, Джон, изд. (1995). Слова вспомнены, текст обновлен: эссе в честь Джона Ф.А. Сойера . Шеффилд: JSOT Press [ua] ISBN  1850755426 .
  • Даршан, Гай «История сыновей Божьих и дочерей человеческих: Бытие 6: 1–4 и гесиодический каталог женщин» , Шнатон: Ежегодник библейских и древних ближневосточных исследований 23 (2014), 155– 178 (на иврите; англ. аннотация)
  • DDD, Редакторы: Карел ван дер Тоорн, Боб Бекинг, Питер В. ван дер Хорст (1998). Словарь божеств и демонов в Библии (DDD) (2., обширная ред.). Лейден: Брилл. ISBN  9004111190 . {{cite book}}: |first= имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Джексон, Дэвид Р. (2004). Енохический иудаизм . Лондон: T&T Clark International. ISBN  0826470890 .
  • Райт, Арчи Т. (2004). Происхождение злых духов: рецепция Бытия 6.1–4 в ранней еврейской литературе . Тюбинген: Мор Зибек. ISBN  3161486560 .
  • Бамбергер, Бернард Дж. (2006). Падшие ангелы: солдаты царства сатаны (1-е изд. в мягкой обложке). Филадельфия, Пенсильвания: Еврейское издательство. Соц. Америки. ISBN  0827607970 .
  • Юнг, раввин Лео (2004). Падшие ангелы в еврейской, христианской и мусульманской литературе . Уайтфиш, Монтана: Перепечатки Кессинджера. ISBN  0766179389 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: feb6a6d83ba8885a8f721e7c5f9f9924__1718193540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/24/feb6a6d83ba8885a8f721e7c5f9f9924.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sons of God - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)