Сыны Божьи
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2015 г. ) |
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( октябрь 2021 г. ) |
Часть серии о |
Библия |
---|
![]() |
Краткое изложение тем, связанных с Библией ![]() |
Сыны Божьи ( библейский иврит : בני-האלוהים , латинизированный: Bənē hāʾĔlōhīm , [1] буквально: «сыны Элохима ». [2] ) — фраза, используемая в Танахе или Ветхом Завете и в христианских апокрифах . Эта фраза также используется в Каббале , где бене элохим являются частью различных еврейских ангельских иерархий .
Еврейская Библия
[ редактировать ]Бытие 6
[ редактировать ]Первое упоминание о «сынах Божьих» в еврейской Библии встречается в Бытие 6:1–4.
1 И было, когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, 2 Что сыны Божии увидели в дочерях человеческих, что они прекрасны; и брали себе в жёны всех, кого выбирали. 3 И сказал Господь: не будет дух Мой всегда бороться с человеком, ибо и он есть плоть, но дней его будет сто двадцать лет. 4 В те дни на земле жили великаны; а также после этого, когда сыны Божьи вошли к дочерям человеческим и родили им детей, они стали сильными людьми, которые были в древности, людьми знаменитыми.
- Бытие 6:1–4, KJV
Тот факт, что «сыны Божьи» были достаточно отделены от «дочерей человеческих», чтобы гарантировать такое различие, породил тысячелетние споры о значении этого термина. Исторически в еврейской мысли этот отрывок имел множество интерпретаций. Вот три:
- Потомство Сифа : Первые упоминания о потомках Сифа, восставших против Бога и смешавшихся с дочерьми Каина, встречаются в христианской и раввинской литературе, начиная со второго века нашей эры, например, рабби Шимон бар Йохай , Ориген , Августин Гиппопотам , Юлий Африканский , и Письма, приписываемые святому Клименту . Это также точка зрения, выраженная в современной канонической амхарской эфиопской православной Библии . В иудаизме «Сыны Божии» обычно относятся к праведникам, то есть детям Сифа.
- Ангелы: Все самые ранние источники интерпретируют «сынов Божьих» как ангелов. Начиная с третьего века до нашей эры, ссылки можно найти в енохической литературе , свитках Мертвого моря ( Апокриф Бытия , Дамасский документ , 4Q180), Юбилеях , Завете Рувима, 2 Варуха , Иосифа Флавия и книге Иуды (ср. со 2 Петра 2). Это также значение двух идентичных случаев употребления бене ха элохим в еврейской Библии (Иов 1:6 и 2:1), а также наиболее близких выражений (см. список выше). В Септуагинте толковательное чтение «ангелы» встречается в Александрийском кодексе , одном из четырех главных свидетелей греческого текста.
- Обожествленные цари/судьи-тираны. В научном сообществе также существует широкое мнение, что «сыны Божьи» были просто обожествленными царями различных ханаанских городов-государств. Это были те же ханаанские города-государства, из которых в конечном итоге бежали более поздние протоизраильтяне, прежде чем переселиться в Иудейское нагорье.
Угаритский текст
[ редактировать ]Клаус Вестерманн утверждает, что текст Бытия 6 основан на угаритском уртексте . [3] На угаритском языке родственная фраза — bn ' il. [4] Это может произойти в Угаритском Цикле Ваала . [5]
- КТУ² 1.40 демонстрирует использование bn il в значении «сыновья богов». [6]
- КТУ² 1.65 (что может быть упражнением писца) использует bn il три раза подряд: il bn il/dr bn il/mphrt bn il "Эль, сыновья богов, круг сынов богов / совокупность сыновей богов». [4]
Фраза bn ilm («сыновья богов») также встречается в угаритских текстах. [7] [8] [9] [10] [11] как и фраза phr bn ilm («собрание сыновей богов»). [12]
В другом месте корпуса Угарита предполагается, что бн илм были 70 сыновьями Ашеры и Эль , которые были титульными божествами людей известного мира, и их брак « hieros gamos » с дочерьми человеческими породил их правители. [13] Во 2 Царств 7 есть свидетельства того, что то же самое могло иметь место и в Израиле. [14]
Позднее сообщение
[ редактировать ]Шарберт связывает Бытие 6:1–4 со священническим источником и окончательной редакцией Пятикнижия Дж . . [15] На этом основании он относит текст к дальнейшей редакционной деятельности. [16] Рюдигер Бартельмус считает только Бытие 6:3 поздней вставкой. [15]
Юзеф Милик и Мэтью Блэк выдвинули точку зрения о позднем добавлении текста к тексту, зависящему от пост-изгнанной, неканонической традиции, такой как легенда о Стражах из псевдоэпиграфической версии Книги Еноха. [15]
Переводы
[ редактировать ]Различные исходные версии Бытия 6: 1–4 различаются по использованию термина «сыны Божьи». В некоторых рукописях Септуагинты есть поправки, согласно которым «сыны Божии» звучат как « ангелы ». [ нужна ссылка ] Кодекс Ватикана изначально содержит «ангелов». [ нужна ссылка ] В Александрийском кодексе слово «сыновья Божьи» было опущено и заменено «ангелами». [17] Такое прочтение Ангелов далее подтверждает Августин в своей работе «Город Божий» , где он говорит об обоих вариантах в книге 15, главе 23. [18] Пешитта читается как «сыны Божии». [19] Более того, Вульгата буквально использует filii Dei, что означает «Сыны Божьи». [20] В большинстве современных переводов христианских библий это сохраняется, тогда как еврейские имеют тенденцию отклоняться от текста, например, « Сынов правителей» , что отчасти может быть связано с Шимоном бар Йохаем , который проклял любого, кто перевел это как «Сыны Божьи» (Бытие Раба 26:7). [21]
Помимо этого, как в Кодексах Иов 1:6 , так и во Второзаконии 32:8 фраза «ангелы Божьи» используется вместо того, где на иврите говорится «сыны Божьи». [22] В стихе Второзакония в масоретском тексте не говорится «сыновья Божьи», а «сыны Израиля», однако в 4Q37 используется термин «сыновья Божьи». [23] Вероятно, это коренное прочтение того чтения, которое мы видим в Септуагинте. [24]
Другие упоминания
[ редактировать ]Фраза «сыновья Элохима » также встречается в:
- Иов 1:6 bənê hāʼĕlōhîm (сыны Божии) сыновья Элохима. [25] [26]
- Иов 2:1 bənê hāʼĕlōhîm (сыны Божии) сыновья Элохима.
- Иов 38:7 bənê ĕlōhîm (сыны Божии) без определенного артикля – сыновья Элохима. [27]
- Второзаконие 32:8 как bənê hāʼĕlōhîm (בְּנֵי הָאֱלֹהִים), так и bənê ĕl (בני אל), сыновья Элохима или сыновья Эла в двух свитках Мертвого моря (4QDtj и 4QDtq); в основном «ангелы Божии» (αγγελων θεου) в LXX (иногда «сыны Божии» или «сыны Израиля»); «сыны Израиля» в МТ. [28] [29] : 147 [30]
Близко связанные фразы включают в себя:
- Псалмы 29:1 bənê ēlîm (сыновья Елима) без определенного артикля - сыновья Елима (аналогичное выражение). [31]
- Псалмы 82:6 bənê elîon (сыны Всевышнего) без определенного артикля и с использованием слова «Всевышний» вместо ēl .
- Псалмы 89:6 bənê ēlîm (сыновья Елима) – сыновья Елима
- Близкое арамейское выражение встречается в Даниила 3:25: bar elahin – בַר אֱלָהִֽין – сын богов. [32]
Иудаизм Второго Храма (ок. 500 г. до н.э. - 70 г. н.э.)
[ редактировать ]Книга Еноха , Енохическая Книга Гигантов и Книга Юбилеев относятся к Стражам , которых сравнивают с «сыновьями Божьими» в 6-й главе Бытия. [33] версию . Некоторые считают, что Послание Варнавы подтверждает енохианскую [34]
Интерпретация
[ редактировать ]Христианская античность
[ редактировать ]Христианские писатели, такие как Юстин Мученик , Евсевий , Климент Александрийский , Ориген и Коммодиан, считали, что «сыны Божьи» в Бытие 6:1–4 были падшими ангелами , которые вступили в противоестественный союз с человеческими женщинами, что привело к рождению Нефилим . [1] Некоторые ученые рассматривают Иисуса комментарий в Евангелии от Матфея 22:30 о том, что ангелы на небесах не женятся, как опровержение этой точки зрения. [1]
Другие ранние христиане считали, что «сыны Божьи» в Бытие 6:1–4 были потомками Сифа . [1] Августин Гиппопотамский придерживался этой точки зрения, основываясь на « Хронографиях» в Юлия Африканского его книге «Город Божий» , в которых «сыны Божьи» называются потомками Сифа (или сифитов), чистой линии Адама . «Дочери человеческие» рассматриваются как потомки Каина (или каинитов ). Вариации этой точки зрения были также получены еврейскими философами. [35]
Средневековый иудаизм
[ редактировать ]Традиционалисты и философы иудаизма [36] в средние века [37] обычно практиковали рациональное богословие . Они отвергали любую веру в мятежников или падших ангелов, поскольку зло считалось абстрактным. Раввинистические источники, в первую очередь Таргум , утверждают, что «сыновья Бога», женившиеся на дочерях человеческих, были просто людьми высокого социального положения. [38] Их также считали членами языческой королевской семьи. [1] или представители дворянства [39] которые из похоти женились на женщинах из простого населения. Другие варианты этой интерпретации определяют этих «сынов Божьих» как тиранических царей Древнего Ближнего Востока , которые почитались как божественные правители и вели полигамное поведение. [1] Независимо от различий во взглядах, основная концепция еврейских рационалистов заключается в том, что «сыны Божьи» имели человеческое происхождение. [38]
Наиболее известными еврейскими писателями, поддерживавшими точку зрения о человеческих «сынах Божьих», были Саадия , Раши , Леках Тоб , Мидраш Агада , Иосиф Бекор Шор , Авраам ибн Эзра , Маймонид , Давид Кимхи , Нахманид , Хизкуни , Бахья Ашур, Герсонид , [40] Шимеон бен Йохай и Гилель бен Самуил . [41]
Ибн Эзра рассуждал, что «сыновья Божьи» — это люди, обладающие божественной силой посредством астрологических знаний и способные рождать детей необычного размера и силы. [39]
Еврейский комментатор Исаак Абрабанель считал, что агадот в 6-й главе Бытия относится к какой-то тайной доктрине и не следует понимать буквально. Позже Абрабанель присоединился к Нахманиду и Леви бен Герсону в продвижении концепции о том, что «сыновьями Бога» были старшие поколения, которые были ближе к физическому совершенству, поскольку Адам и Ева были совершенны. Хотя существуют вариации этой точки зрения, основная идея заключалась в том, что совершенные качества Адама и Евы передавались из поколения в поколение. Однако с каждым поколением их идеальные физические качества уменьшались. Таким образом, первые поколения были могущественнее последующих. Физический упадок молодых поколений продолжался до Потопа , до такой степени, что их дни были сочтены, как сказано в Бытие 6:3. Для старших поколений было аморально общаться с младшими поколениями, в результате чего тщедушные женщины рожали необычайно крупных детей. Нефилим даже считался высоким человеком. [35]
Джейкоб Анатолий и Исаак Арама рассматривали группы и события в Бытие 6: 1–4 как аллегорию , прежде всего, греха похоти , который унижал высшую природу человека. [42]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дуглас, Тенни и Сильва, 2011 , с. 1384
- ^ Лексический элемент на иврите : אלהים , латинизированный : ʼĕlōhîm , означает «Бог», но использует еврейскую морфему множественного числа -im. Хотя слово «Элохим» имеет форму множественного числа, оно понимается в единственном числе. Поэтому английский перевод звучит как «Бог», а не «Боги».
- ^ К. Вестерманн, Бытие , BKAT 1/3. (Нойкирхен-Флюйн: Neukirchener Verlag, 1982), 42.
- ^ Перейти обратно: а б ДДД 1998 , с. 795
- ^ Марк С. Смит. Угаритский цикл Ваала , 1994, стр. 249, «все божественные сыновья» (или «все сыновья Бога»). Источники ЕКА могут поддержать эту точку зрения».
- ^ М. Дитрих, О. Лорец, Дж. Санмартин Клиновые алфавитные тексты из Угарита, 2-е изд. (Мюнстер: Ugarit-Verlag, 1995).
- ^ Хесус-Луис Кунчилос, Хуан-Пабло Вита, Согласие угаритских слов 2003, стр. 389
- ^ Хесус-Луис Найвс, Джон-Пол Вита, Тексты угаритского банка данных, 2003, стр. 8
- ↑ Марвин Х. Папа Эль в угаритских текстах, 1955, стр. 49.
- ^ Рахмуни, А. Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах, 2008, стр. 91.
- ^ Young GD Concordance of Ugaritic , 1956 г., стр. 13
- ^ Г. Йоханнес Боттервек, Хельмер Ринггрен Богословский словарь Ветхого Завета 2000 стр. 130
- ^ Паркер, Саймон Б. (2000). «Угаритская литература и Библия». Ближневосточная археология . 63 (4): 228–31. дои : 10.2307/3210794 . JSTOR 3210794 . S2CID 163249370 .
- ^ Кук, Джеральд (1961). «Царь Израиля как Сын Божий». Журнал исследований Ветхого Завета . 73 (2): 202–25. дои : 10.1515/zatw.1961.73.2.202 . S2CID 170218194 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дэвис 1995 , с. 23
- ^ Шарберт, Дж. Традиция и редакционная история Gn 6 1967 г.
- ^ Джексон 2004 , с. 75: «Ральфс (1971) сообщает, что Александрин был исправлен другой рукой в пункте 6.2, зачеркнув слово uioi и написав слово aggeloi ».
- ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Град Божий, Книга XV (Св. Августин)» . www.newadvent.org . Проверено 17 марта 2019 г.
- ^ Библия Пешитта на испанском языке: перевод древних арамейских рукописей. . Нэшвилл, Теннесси: Издательство Holman Bible Publishers. 2006. ISBN 9789704100001 .
- ^ «Бытие 6 – Библия ВУЛ» . Инструменты для изучения Библии . Проверено 17 марта 2019 г.
- ^ Шурпин, Иегуда. «Нефилимы: падшие ангелы, гиганты или люди?» . www.chabad.org .
- ^ «Иов 1 — Библия LXX» . Инструменты для изучения Библии . Проверено 17 марта 2019 г.
- ^ «Библейские свитки Мертвого моря — Второзаконие, 4Q37» . dssenglishbible.com . Проверено 17 марта 2019 г.
- ^ «Второзаконие 32 — Библия LXX» . Инструменты для изучения Библии . Проверено 17 марта 2019 г.
- ^ «Иов 1:6 (KJV)» . Библия с синими буквами .
- ^ «Иов 1:6 — Текст на иврите: Вестминстерский Ленинградский кодекс» .
- ^ «Иов 38:7 — Текст на иврите: Вестминстерский Ленинградский кодекс» .
- ^ Майкл С. Хейзер . «Второзаконие 32:8 и Сыны Божии» (PDF) .
- ^ Ример Рукема (2010). Иисус, гнозис и догма . Т&Т Кларк Интернэшнл. п. 147. ИСБН 9780567466426 . Проверено 30 января 2014 г.
- ^ Майкл С. Хейзер (2001). «ВТОРОНОМИЯ 32:8 И СЫНЫ БОЖЬИ» . Проверено 30 января 2014 г.
- ^ «Псалом 29:1 — Текст на иврите: Вестминстерский Ленинградский кодекс» .
- ^ «Даниил 3:25 — Текст на иврите: Вестминстерский Ленинградский кодекс» .
- ^ Райт 2004 , с. 20
- ^ Джеймс Карлтон Пейджет , Послание Варнавы: мировоззрение и предыстория , 1994, стр. 10 «Эта цитата не находит точного эквивалента у Еноха, что, вероятно, объяснимо на том основании, что Б. вдохновлен чем-то, что он помнит из Еноха в этот момент (см. параллель с I Енохом 89:61-64 90:17 и далее)»;
- ^ Перейти обратно: а б Бамбергер 2006 , стр. 150, 151.
- ^ Бамбергер 2006 , с. 148
- ^ Бамбергер 2006 , с. 147
- ^ Перейти обратно: а б Бамбергер 2006 , с. 149
- ^ Перейти обратно: а б Бамбергер 2006 , с. 150
- ^ Бамбергер 2006 , стр. 149, 150.
- ^ Юнг 2004 , стр. 66, 67
- ^ Бамбергер 2006 , с. 151
Ссылки
[ редактировать ]- Дуглас, доктор юридических наук; Тенни, Меррилл К.; Сильва, Моизес (2011). Иллюстрированный библейский словарь Зондервана (пересмотренная редакция). Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. ISBN 978-0310229834 .
- Дэвис, Джон, изд. (1995). Слова вспомнены, текст обновлен: эссе в честь Джона Ф.А. Сойера . Шеффилд: JSOT Press [ua] ISBN 1850755426 .
- Даршан, Гай «История сыновей Божьих и дочерей человеческих: Бытие 6: 1–4 и гесиодический каталог женщин» , Шнатон: Ежегодник библейских и древних ближневосточных исследований 23 (2014), 155– 178 (на иврите; англ. аннотация)
- DDD, Редакторы: Карел ван дер Тоорн, Боб Бекинг, Питер В. ван дер Хорст (1998). Словарь божеств и демонов в Библии (DDD) (2., обширная ред.). Лейден: Брилл. ISBN 9004111190 .
{{cite book}}
:|first=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Джексон, Дэвид Р. (2004). Енохический иудаизм . Лондон: T&T Clark International. ISBN 0826470890 .
- Райт, Арчи Т. (2004). Происхождение злых духов: рецепция Бытия 6.1–4 в ранней еврейской литературе . Тюбинген: Мор Зибек. ISBN 3161486560 .
- Бамбергер, Бернард Дж. (2006). Падшие ангелы: солдаты царства сатаны (1-е изд. в мягкой обложке). Филадельфия, Пенсильвания: Еврейское издательство. Соц. Америки. ISBN 0827607970 .
- Юнг, раввин Лео (2004). Падшие ангелы в еврейской, христианской и мусульманской литературе . Уайтфиш, Монтана: Перепечатки Кессинджера. ISBN 0766179389 .