Пардес (экзегеза)
Часть серии о |
Библия |
---|
Краткое изложение тем, связанных с Библией Библейский портал |
Пардес ( иврит : פרד״ס ) — каббалистическая теория библейской экзегезы, впервые выдвинутая Моисеем де Леоном . [1] адаптация популярного «четверного» метода средневекового христианства . [2] [3] [4] [5] [6] Термин, иногда также переводимый как PaRDeS , в буквальном смысле означает «фруктовый сад», но в данном контексте используется как еврейская аббревиатура, образованная из инициалов следующих четырех подходов:
- Вес ( פְּשָׁט ) – «поверхность» («прямой») или буквальное (прямое) значение. [7]
- Ремез ( רֶמֶז ) – «намеки» или глубокий (аллегорический: скрытый или символический) смысл, выходящий за рамки буквального смысла. В версии « Нового Зоара » Реия .
- Д эраш ( דְּרַשׁ ) – от иврита дараш : «спрашивать» («искать») – сравнительное ( мидраш ) значение, данное через подобные явления.
- Сод ( סוֹד ) – «тайна» («тайна») или эзотерическое/мистическое значение, данное через вдохновение или откровение.
Каждый тип интерпретации Пардеса исследует расширенное значение текста. Как правило, расширенное значение никогда не противоречит основному значению. [8] Пешат означает простое или контекстуальное значение текста. Ремез – аллегорический смысл. Дераш включает в себя метафорическое значение, а Сод представляет собой скрытый смысл. Часто наблюдается значительное совпадение, например, когда на юридическое понимание стиха влияют мистические интерпретации или когда «намек» определяется путем сравнения слова с другими экземплярами того же слова.
Некоторые книги, такие как « Толаат Яаков» Меира бен Иезекииля ибн Габбая , делят Пардес на Пешат, Ремез, Дин (закон) и Сод. Согласно этому пониманию, Дераш делится на гомилетику (классифицируемую по Ремезу) и юридические толкования (классифицируемую по Дину).
История термина
[ редактировать ]Пардес — это библейское еврейское слово персидской этимологии, означающее «фруктовый сад» или «сад». В ранних раввинистических произведениях «фруктовый сад» используется как метафора божественных тайн. [9] или изучение Торы. [10]
Моисей де Леон был первым, кто использовал Пардес как аббревиатуру для этих четырех методов интерпретации. В своем ответе он пишет: «Как я объяснил в своей книге, которую назвал Пардес, [а] и имя Пардес, которым я его назвал, — это известная концепция, которую я замаскировал. Четыре подхода, входящие в его название, — это «четыре, вошедшие в сад», то есть пешат , ремез , дераша и дерн ». [1] в то время как несколько иная версия дважды появляется в «Новом Зоаре»: « Пардес Библии представляет собой смесь пешата , реии , дераши и дерна ». [11] [12] Оригинальные издания «Зогара» содержат несколько иную версию, возможно, написанную еще до того, как де Леон придумал мнемонику: «В словах Библии есть пешата , дераша , ремез , гематриот и раззин . [13]
Контекст
[ редактировать ]Экзотерическое и эзотерическое в Соде
[ редактировать ]- Экзотерический означает, что Писание читается в контексте физического мира, человеческой ориентации и человеческих представлений. Первые три экзегетических метода: «Пешат-Простой» , «Ремез-Намеки » и «Друш-Гомилетический» относятся к экзотерической « Нигле-Откровенной » части Торы, воплощенной в основной раввинистической литературе , такой как Талмуд , Мидраш и еврейских комментариях экзотерического типа. Библия .
- Эзотерический означает, что поверхностное значение Писания, как и эзотерических текстов в целом, хотя оно и может быть истинным, не является настоящей истиной, к которой относится Писание. Вместо этого поверхностное значение скрывает/скрывает/скрывает его истинное намерение. Настоящая истина – это тайна, скрытая под обманчивой оболочкой. Четвертый уровень экзегезы, Сод-Тайна , принадлежит к эзотерическим « Нистар-Скрытым » интерпретациям Священного Писания, встречающимся либо в еврейском мистицизме-Каббале , либо в еврейской философии-Метафизике . Религиозные приверженцы каббалы и рационализма боролись за свои альтернативные претензии на знание эзотерического значения. В средневековом еврейском рационализме скрытая истина Священного Писания заключалась в философских глубинах Божественной трансцендентности, ориентированных на человека . , центрированные на Личности Бога В каббалистическом мистицизме это были эманации Божественной имманентности . Таким образом, каждая традиция по-разному интерпретировала классические раввинистические ссылки на Пардес (легенду) , Маасе Берешит/Маасе Меркаба ( талмудические отрывки об эзотеризме) и связанную четырехчастную структуру экзегезы PaRDeS.
Однако как мистический, так и рациональный религиозный иудаизм, вместе укоренившиеся в основной раввинистической литературе и соблюдении заповедей , приняли общую истину на Пешат , Ремез и Друш уровнях иудаизма . Таким образом, еврейский религиозный эзотеризм неотделим от экзотерического иудаизма. Их эзотерическое значение не отрицало истинность экзотеризма, а, скорее, усиливало потребность в экзотерическом еврейском законе Галахи и практическом соблюдении 613 заповедей как Божьего плана в творении. [ нужна ссылка ]
Мистический взгляд на эзотерический Сод-Секрет как на элитные доктрины Каббалы также придал концептуальный контекст Пешату , Ремезу и Друшу : в мистическом раскрытии духовных Четырех Миров каждое царство соответствует уровню в ПАРДеС. Имманентность Бога обнаруживается на последовательно нисходящих уровнях реальности. Тора нисходит сверху, а человек поднимается на уровни экзегезы ПАРДеС в Торе снизу. В этом смысле восхождение на четыре уровня толкования раскрывает большую божественность Торы; экзотерическое и эзотерическое связаны в непрерывную цепь. В то время как рационалисты метафорически читают легенды раввинистической Агады , каббалисты читают их как намеки на Каббалу.
Галаха и Агада в Пешате , Ремезе , Драше
[ редактировать ]В рамках господствующей экзотерической классической раввинистической литературы , такой как Талмуд и Мидрашим , Галаха — это еврейская правовая дискуссия и постановление, а Агада — это еврейская теологическая/повествовательная дискуссия. В качестве двух подходов в экзотерическом иудаизме методы экзегезы Пешат-Простой , Ремез-Намека и Друш-Гомилетическая экзегеза, которые работают экзотерически, могут использоваться как в Галахическом, так и в Агадическом контекстах.
Примеры
[ редактировать ]Веса
[ редактировать ]В Бытие 1:1
[ редактировать ]Бытие 1:1 часто переводят как «В начале сотворил Бог небо и землю». Однако Раши комментирует: «Если вы интерпретируете это в соответствии с его пешатом, интерпретируйте это так: в начале сотворения небес и земли». [14] Согласно лингвистическому анализу Раши, слово «берейшит» означает не «В начале», а скорее «В начале...». [15]
Ремез
[ редактировать ]В Бытие 1:1 – заповеди
[ редактировать ]Первое слово в Бытие 1:1 — «Берешит» («в начале []»). По мнению Виленского Гаона все 613 заповедей , в этом слове намекаются . Например, говорит Виленский Гаон, на заповедь пидьон хабен намекают фраза «Бен Ришон Ачарей Шлошим Йом Тифде» («первый сын, по истечении 30 дней должен быть выкуплен») и аббревиатура первых букв этой заповеди. фраза «Брейшит». [15]
В Бытие 1:1 – эсхатология
[ редактировать ]В еврейской мысли идея 6000 года связывает 6 дней творения (за которыми следует суббота) с 6000 годами, в течение которых, как ожидается, будет существовать мир (до 1000-летней мессианской эры). Первые 2000 «скрытых» лет начались при Сотворении и продолжались до Авраама . Следующие 2000 лет «откровения» включают в себя израильских патриархов, дарование Торы на Синае и два храма в Иерусалиме . Последние 2000 лет подготовки к приходу еврейского Мессии балансируют между Божественным сокрытием и откровением.
Говорят, что Бытие 1:1 намекает на эту идею. Стих содержит семь (ивритских) слов, и каждое из слов, кроме Хашамаим («Небеса»), содержит букву Алеф (первая буква еврейского алфавита со гематрии значением 1). Имя «Алеф» намекает на его этимологические варианты «Алупф» («Вождь/Правитель», представляющий единого Бога ) и «Элеф» («Тысяча», представляющий 1000 лет). Корни еврейских слов обычно содержат три согласные буквы . Из шести слов в стихе, содержащем Алеф: в первых двух Алеф позиционируется как третья буква (сокрытый Бог в первые 2000 лет), в следующих двух Алеф позиционируется как первая буква (раскрытый Бог в середине 2000 лет), в последних двух Алеф позиционируется как вторая буква (баланс между скрытым и явленным Богом за последние 2000 лет). [16]
Законы о свидетелях
[ редактировать ]В следующем диалоге Талмуд проводит различие между явными и намекаемыми источниками законов о сговоре свидетелей ( эдим зомемим ):
- Улла говорит: Откуда в Торе намек на закон о сговоре свидетелей?
- Почему должен существовать такой намек? Ибо прямо сказано: «Вы делаете с ними то, что они сговорились сделать с обвиняемыми»! [17]
- Вернее, откуда в Торе намек на то, что свидетели заговора получают порку [если их нельзя наказать, поступив с ними так, как они сговорились]?
- Как сказано: «Они оправдают праведного и обличат злого. И если лукавый заслуживает ударов плетью...» [18] Должно ли [то, что] они «оправдают праведника» [автоматически означать] «обличают лукавого, а если лукавый достоин плети»? [Во многих случаях оправдание праведной стороны в споре не означает, что злая сторона получает удары плетью.] Скорее, [эти стихи говорят о случае, когда] свидетели осудили праведника, а другие свидетели пришли и подтвердили первоначального праведника. один, и сделал [первую группу свидетелей] злыми; [в таком случае], «если лукавый заслуживает плетей». [19]
Дераш (Мидраш)
[ редактировать ]В Бытие 1:1
[ редактировать ]Раши комментирует, что еврейское слово Берейшит («В начале») можно гомилетически понимать как означающее «Из-за первого», где «первый» ( рейшит ) — это слово, используемое в других местах для обозначения Торы и еврейского народа . Таким образом, можно сказать, что мир был создан ради Торы и еврейского народа. [15]
Число мицвот
[ редактировать ]Рабби Симлай пришел к выводу, что заповедей Торы 613 . Во Второзаконии 33:4 говорится, что « Моисей заповедал нам Тору». Гематрия . «Торы» — 611. Прибавив к ним первые две из Десяти заповедей (которые были даны евреям не через Моисея, а непосредственно от Бога, что известно, поскольку только эти две заповеди написаны от первого лица единственного числа) ), всего 613. [20]
Дерн
[ редактировать ]У Маймонида
[ редактировать ]Верхняя грудная апертура | |
---|---|
Подробности | |
Идентификаторы | |
латинский | верхнее отверстие груди |
Анатомическая терминология |
В «Путеводителе для растерянных » Маймонид заявляет о своем намерении скрыть от обычного читателя свои объяснения Сода . Далее в книге Маймонид упоминает Божественные тайны Торы:
«Адам и Ева сначала были созданы как одно существо, у которых были соединены спины; затем они были разделены, и одна половина была удалена и представлена перед Адамом как Ева». Обратите внимание, как ясно было сказано, что Адам и Ева в некоторых отношениях были двумя, но, тем не менее, оставались одним, согласно словам: «Кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23). Единство этих двоих доказывается тем фактом, что оба имеют одно и то же имя, ибо она называется иша (женщина), потому что она была взята из иша (мужчина), а также словами: «И прилепится к своей жене, и будут одна плоть» (II, 24). Как велико невежество тех, кто не видит, что все это обязательно включает в себя какую-то [иную] идею [кроме буквального значения слов]. [21]
Адам и Ева «один над другим», т.е. грудная клетка Адама была «взаимосвязью» грудной клетки Евы, «противоположными и вверх-вниз вместе в единстве -наоборот »… и это было до их «совершенной реализации».
В Каббале
[ редактировать ]Каббала читает Священное Писание не как аналогию, а как теософские символы динамических процессов в Высшем Божестве. Согласно этому, Творение осуществлялось посредством букв еврейского языка , в частности, Божественных Имен . Мидраш описывает Бога , «смотрящего в Тору, чтобы сотворить мир», что Каббала расширила до лингвистического мистицизма. Соединившись с Бесконечным Божеством , текст Торы становится одним длинным Именем Бога или, альтернативно, раскрытым Существом Бога, представленным в этом Мире. Каббалисты пытались постичь безграничную Божественность в Торе Древа Жизни через экзотерическую Тору Древа Познания , обе представляющие трансцендентные и имманентные откровения Бога в сфирот , объединяющие Тиферет («Благословен Он Святой»). ) и Малкут (Женская Шхина ). [ нужна ссылка ]
Учение Исаака Лурии , составляющее основу современной эзотерической Каббалы , представляет собой мифологическое учение Шевират ха-Кейлим «Разрушение сосудов в Личности Бога») из рассказа идумейских царей Бытия ( 36:31 и I Паралипоменон 1:43. :
«Это цари, которые правили в земле Эдома еще до того, как какой-либо царь царствовал над детьми Израиля…»
В Каббале, основанной на экзотерическом Мидраше , еврейские Патриархи : Авраам, Исаак и Иаков олицетворяют сефирот Хесед-Доброты , Гвуры-Силы и Тиферет-Красоты . Доброта и Правосудие — это полярные силы, а Красота гармонирует. Дисбаланс возник в Измаиле и Исаве , в то время как гармония породила 12 колен Израиля . Измаил и Исав считаются духовными корнями Народов, происходящими из изначального неисправленного духовного Царства Тоху -Хаоса, чей первозданный Божественный потенциал был слишком высок, чтобы его можно было удержать в Существовании, разрушая его сосуды, упавшие в изгнание. Израильтяне относятся к нижнему царству Тикун – Исправлению. Мессианская Эра для всех людей воплотит оба преимущества светил Тоху в исправленных сосудах Тикуна, когда «все Народы взойдут на гору Божию». [22] Эдом , потомок Исава, соответствует неисправленной Гвуре -Силе, растрата которой оживляет оболочки келипот . Гвура — это сжимающая сила в Творении, позволяющая независимое Существование, но также заставляющая первоначальные сосуды Тоху действовать независимо и разрушаться. Эдомитские цари, которые правили раньше любого царя в Израиле, хотя и были историческими людьми согласно Пешату , в Каббале одновременно олицетворяют и символизируют разбитые сосуды Тоху. В стихах названы восемь царей, разрывы восьми эмоциональных сфирот от Даат до Малхут. Смерть — это восходящие световые души и падающие фрагменты сосудов, оживляемые остаточными искрами света. О восьмом царе только Бытие говорит, что он умер, так как Малхут осталась частично нетронутой. Искры святости оживляют Творение вплоть до Материального Существования. В высшем Мире Ацилут общее число корневых искр 288, считываемое гематрией из Бытия 1:2–3:
И Земля была хаосом и пустотой (Мир Тоху ), с тьмой на лице бездны. И носился Дух Божий (מרחפת — « Мерахепет », искры оживляли фрагменты снаружи ) над водами. И сказал Бог: Да будет свет..(Мир Тикун , позволяющий стабильное получение Божественного откровения)
« Мерачепет » разделяется на 288 (רפח) искр, оживляющихся внутри מת — «мертвых» упавших фрагментов. [ нужна ссылка ]
Ассоциация с раем
[ редактировать ]Система Пардес часто рассматривается как мистически связанная со словом пардес ( иврит פָּרְדֵּס), что означает фруктовый сад . «Пардес» этимологически связан с английским словом « рай » и кораническим «Фирдаусом» ( араб. فِردَوس) среди различных других форм, поскольку все они имеют общее происхождение от древнеиранского корня , засвидетельствованного в авестийском языке как «pairi.daêza». - . [23] В Танахе оно встречается всего три раза . [24] В первом из этих отрывков оно означает «сад»; во втором и третьем — «парк». В апокалипсисах и Талмуде это слово используется для обозначения Эдемского сада и его небесного прообраза. [25] Из этого употребления происходит христианское обозначение Рая как обители блаженных . [26] [27]
Пардес и другие еврейские интерпретационные подходы
[ редактировать ]Экзегеза Пардеса и Хабада
[ редактировать ]В своей беседе Менахем Мендель Шнеерсон , Любавичский Ребе, спрашивает, как хасидская мысль согласуется с экзегезой Пардеса. [28] Хабад — интеллектуалистическая школа хасидского иудаизма движения , переводящая мистическую веру общего хасидизма и основателя в интеллектуальную артикуляцию Хабада. Работы последнего лидера Хабада сосредоточены на объединении различных аспектов традиционной еврейской мысли, экзотерических и эзотерических, посредством объяснения Хабада. Четыре уровня Пардеса в Каббале выражают Четыре духовных Мира и четыре уровня души в Действии, Эмоции, Понимании и Мудрости. В беседе он описывает общий хасидизм, относящийся через веру к сущности души, Торе и Богу (хасидский акцент на Божественном вездесущии, воспринимаемом сущностью души). В эзотерической каббалистической терминологии это относится к пятому (высшему) первичному Миру Адама Кадмона и надсознательному пятому (высшему) душевному уровню Воли (внутренний аспект: душевный корень «Восторг»), называемому в Каббале «Йехида-Единство». ". Он описывает мысль Хабада, формулирующую в интеллектуальном понимании пятый уровень сущности толкования Торы: Хасидут-Йехида не указана выше четырех уровней ПАРДеС, поскольку по своей сути не ограничивается определенной формой. Пешат , Ремез , Друш и Сод ограничены своими ограниченными дисциплинами: от Пешат, описывающего материальное восприятие, до Сод-Каббалы, ограниченной эзотерическими божественными эманациями Бога. Как сущность, хасидская мысль, интеллектуально исследованная в Хабаде, одновременно превосходит все четыре уровня Пардеса в своем собственном экзегетическом объяснении и пронизывает их. Сущность Йехида раскрывается через четыре уровня Пардеса, но не ограничивается ими. Отдельные экзегезы ПАРДЕСа соединяются воедино в свете хасидской экзегезы. Таким образом, дискурс описывает каббалу, которая приобретает психологическое понимание через хасидизм, будучи на самом деле ограниченным эзотерическим комментарием к сущности Йехиды хасидизма . Каббала остается трансцендентной, в то время как хасидская мысль делает упор на действии, поскольку Ацмутская сущность Бога получает свое истинное откровение в материальности творения, вездесущей божественности, связанной с хасидской мыслью.
Пардес и современная экзегеза
[ редактировать ]Система экзегезы Пардеса вытекает из традиционной веры в текст как в Божественное откровение; Авторство мозаики в отношении Торы , пророческие вдохновения в остальной части Танаха и вера в устную передачу Торы. Современные еврейские конфессии расходятся во мнениях относительно обоснованности применения современных историко-критических экзегетических методов к Писанию. Харедимский иудаизм рассматривает тексты Устной Торы как откровение и может применять метод Пардеса для чтения классической раввинистической литературы . Современный ортодоксальный иудаизм открыт для исторического критического изучения раввинистической литературы и некоторого применения к более позднему библейскому канону. Кроме того, некоторые современные православные ученые рассмотрели библейскую критику Торы, включив некоторые из ее взглядов в традиционную веру в откровение Моисея. [29]
Начиная с Самуэля Дэвида Луццатто в девятнадцатом веке, существовал подход к пониманию Торы, который находил в классических еврейских комментариях к Библии утверждения , которые позволяли бы принять откровение и при этом использовать низшую критику . [30] использованы комментарии Рашбама, Ибн Эзры, Ибн Каспи, Иуды Ха-Хасида и Абравенеля В этой историко-филологической форме Пешата . [30]
В 20-м веке консервативного иудаизма философ-теолог Авраам Джошуа Хешель , принимая современную науку, рассматривал экзистенциалистское откровение и встречу с Богом как основу законной интерпретации Библии. Его шедевр 1962 года « Тора мин ха-Шамаим беАспаклария шел ха-Дорот» (англ. « Тора с небес в свете поколений ») представляет собой исследование классической раввинской теологии и агады (духовной мысли), в отличие от галахи (еврейского закона) в раскрытии Божественности Бога. Изучение Торы . В нем исследуются взгляды раввинов Талмуда, Мидраша и других философских и мистических традиций о природе Торы, откровении Бога человечеству, пророчествах и способах, которыми евреи использовали толкование Священных Писаний для расширения и понимания этих основных принципов. Еврейские тексты в живой, подвижной духовной экзегезе. [31]
Подобные концепции в других религиях
[ редактировать ]Типология Пардеса имеет некоторое сходство с современной христианской четверной аллегорической схемой .
См. также
[ редактировать ]- Пардес (легенда)
- Пешер
- Еврейские комментарии к Библии
- Раввинистическая литература
- Талмудическая герменевтика
- Мидраш
- Каббала
- Четыре мира
- Еврейская мистическая экзегеза
- Аллегория в средние века
- Принцип благотворительности
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эта работа утеряна.
- ^ Jump up to: а б Р. Моше де Леон, Переписка с Р. Моше де Леоном по вопросам Каббалы , Исайя Ташви, Каббалаведение и ее ответвления, часть 1, с.Тишби также опубликовал это в «Кебец эль-Яд-Ту», компании из Макитци Нардим, версия которой доступна на сайте «Отзар» (стр. 31).
- ^ Каплан, Гарри (1929). «Четыре чувства толкования Священных Писаний и средневековая теория проповеди» . Зеркало . 4 (3): 282–290. дои : 10.2307/2849551 . ISSN 0038-7134 .
- ^ Шолем, Гершом Герхард (1972). О Каббале и ее символизме . Шокенские книги. п. 61.
- ^ Шолем, Гершом (1990). Второзаконие в теле: главы Морша и Тахия (на иврите). с работником п. 249.
- ^ Идель, Моше (1 января 1989 г.). Язык, Тора и герменевтика у Авраама Абулафии . СУНИ Пресс. п. 188. ИСБН 978-0-88706-831-7 .
- ^ Купер, Алан (2017). «Четыре чувства Священного Писания и их загробная жизнь» . www.sbl-site.org . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Пешат в Еврейской энциклопедии.
- ^ Рабиновиц, Луи (1963). «Талмудическое значение Пешата». Традиция: Журнал православной мысли . 6 (1) – через Талмудическое значение Пешата , Центр Лукштейна, Университет Бар-Илан . Доступ 15 сентября 2020 г.
{{cite journal}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|via=
- ^ Вавилонский Талмуд Хагига 14б ; Мишне Тора Хилхот Йесодей Хатора 4:13, 7:1; Мишне Тора Хилхот Талмуд Тора 1:12, Море Невухим 2:30; см. также Саул Либерман , Тосефта Кифшута, Хагига 2:3 .
- ^ «Деварим Раба 7:4» . www.sefaria.org . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ «Зоар Чадаш, Сифра Танина 102» . www.sefaria.org . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ «Зоар Хадаш, Тикуна Кадмаа 25» . www.sefaria.org . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ «Зоар 3:202а:3» . www.sefaria.org . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ Раши, Брейшит 1:1
- ^ Jump up to: а б с «ПАРДЕС» .
- ^ Это толкование является примером Ремеза , но приобретает дальнейшее значение в Соде благодаря каббалистической доктрине, согласно которой Сотворение было осуществлено посредством еврейских букв Торы.
- ^ Второзаконие 19:19
- ^ Второзаконие 25: 1–2.
- ^ Маккос 2б
- ^ Талмуд, Маккот 23б.
- ^ Путеводитель для растерянных , книга 2, раздел 30.
- ^ Исаия 2:3
- ^ Новый Оксфордский американский словарь
- ^ А именно, в Песне Песней 4:13, Экклезиасте 2:5 и Неемии 2:8.
- ^ Вебера Сравните ссылки в «Еврейской теологии» , 2-е изд., 1897 г., стр. 344 и след.
- ^ Сравните Луки 23:43; II Кор . 12:4; Откр. 2:7.
- ^ Рай в Еврейской энциклопедии
- ^ « О сущности хасидизма: хасидский дискурс» раввина Менахема М. Шнеерсона, Любавичского Ребе , публикации Кехота, переизданные в 2003 году. Это двуязычный перевод оригинального еврейского текста Маамар Иньяна Шел Торас ХаХасидус - Концепция Торы хасидизма. , первоначально произнесенное устно в 1965 году, затем отредактированное Ребе со сносками.
- ^ Современная стипендия в изучении Торы: вклад и ограничения (серия «Ортодоксальный форум»), редактор Шалома Карми, издательство Джейсона Аронсона, 1996. Также исследование раввина доктора Натана Лопеса Кардозо: « О библейской критике и ее контраргументах» , 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Агадический человек: Поэзия и раввинистическая мысль Авраама Джошуа Хешеля. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , Алан Брилл, Meorot Journal - Форум современного ортодоксального дискурса 6:1, 2006. Страницы 15–16.
- ↑ Английский перевод Гордона Такера называется « Небесная Тора: преломление поколений».
Внешние ссылки
[ редактировать ]Еврейскую энциклопедию Ссылки на
[ редактировать ]- Гомилетика
- Алфавит Акивы бен-Ашера
- Библейская экзегеза (см. особенно раздел о Пардесе)
- Мехилта
- Мидраш Галаха
- Талмуд