Jump to content

Эдом

(Перенаправлено с Эдомитянина )
Царство Эдом
𐤀𐤃𐤌
в. 13 век до н.э. – ок. 553 г. до н. э. [1]
Теоретическая карта региона около 830 г. до н.э. (Едом показан желтым цветом)
Теоретическая карта региона около 830 г. до н.э. (Едом показан желтым цветом)
Статус Монархия
Капитал Бозра
Общие языки Эдомитянин
Религия
Ханаанская религия
История  
• Учредил
в. 13 век до н.э.
• Завоеван вавилонским царем Набонидом.
в. 553 г. до н. э. [1]
Сегодня часть

Эдом ( / ˈ d ə m / ; [2] [3] Эдомитянин : 𐤀𐤃𐤌 ʾDM ; Иврит : אֱדוֹם ʾĔḏōm , букв.: «красный»; Аккадский : 𒌑𒁺𒈪 Údumi , 𒌑𒁺𒈬 Údumu ; [4] Древнеегипетский : jdwmꜥ ) [5] было древним королевством в Трансиордании , расположенным между Моавом на северо-востоке, Аравией на западе и Аравийской пустыней на юге и востоке. [6] Большая часть ее бывшей территории теперь разделена между нынешней южной Иорданией и Израилем . Эдом появляется в письменных источниках, относящихся к позднему бронзовому веку и железному веку в Леванте .

Эдомитяне фигурируют в нескольких древних источниках, в том числе в списке египетского фараона Сети I ок. 1215 г. до н. э., а также в хронике похода Рамсеса III (годы правления 1186–1155 до н. э.), и Танахе . [6] Археологические исследования показали, что нация процветала между 13 и 8 веками до нашей эры и была разрушена вавилонянами после периода упадка в 6 веке до нашей эры. [6] После падения Эдомского царства идумеи были вытеснены на запад, в сторону южной Иудеи , кочевыми племенами, пришедшими с востока; среди них были арабы -набатеи , которые впервые появились в исторических анналах IV века до нашей эры и уже к первой половине II века до нашей эры основали собственное царство на территории бывшего Эдома. [6] Более поздние раскопки показывают, что процесс заселения Эдомитов в южных частях Иудейского царства и некоторых частях Негева вплоть до Тимны начался еще до разрушения царства Навуходоносором II в 587/86 г. до н.э., как путем мирного проникновения, так и путем мирного проникновения. военным путем и воспользовавшись и без того ослабленным государством Иуды. [7] [8]

Вытесненные со своей территории, идумеи в персидский период поселились на территории, охватывающей южные холмы Иудеи вплоть до района к северу от Беэр-Шевы . [9] [10] Люди появляются под греческой формой своего старого имени, как идумейцы или идумеи , а их новая территория называлась Идумея или Идумея ( греч . Ἰδουμαία, Idoumaía ; латынь : Idūmaea ), термин, который использовался в эллинистический и римский периоды. также упоминается в Новом Завете . [11] [12] до нашей эры идумеи были насильно обращены в иудаизм хасмонеями Во II веке и включены в состав еврейского населения . [13] Другие ученые полагают, что ассимиляция была добровольной. [14]

Эдом и Идумея — два родственных, но разных термина; они относятся к исторически смежному населению, но к двум отдельным, хотя и смежным, территориям, которые идумеяне/идумейцы занимали в разные периоды своей истории. Эдомитяне сначала основали царство («Едом») в южной части современной Иордании , а затем мигрировали в южные части Иудейского царства («Идумея», современная гора Хеврон ). [ сомнительно обсудить ] когда Иудея была сначала ослаблена, а затем уничтожена вавилонянами в VI веке до нашей эры. [15] [16]

Еврейское « слово Едом» означает «красный», и еврейская Библия связывает его с именем его основателя Исава , старшего сына еврейского патриарха Исаака , потому что он родился «весь красный». [17] Будучи молодым человеком, он продал свое первородство своему брату Иакову за порцию «красной похлебки». [18] Танах описывает идумеян ​​как потомков Исава. [19]

яА2д
В
G20чтохАст
jdwmꜥ

Эдом [5]
в иероглифах

Эра : Новое Королевство
(1550–1069 до н. э.)

Эдомитяне, возможно, были связаны с шасу и шуту , кочевниками-налетчиками, упомянутыми в египетских источниках. Действительно, письмо египетского писца из пограничной крепости в Вади Тумилат во время правления Мернептаха сообщает о перемещении кочевых «шасу-племен Эдома» к водопоям на территории Египта. [20] Самые ранние поселения железного века — возможно, лагеря по добыче меди — датируются 11 веком до нашей эры. [21] Поселение активизировалось к концу 8-го века до нашей эры, и основные раскопки, раскопанные к настоящему времени, датируются 8-6 веками до нашей эры. Последнее недвусмысленное упоминание об Эдоме — это ассирийская надпись 667 г. до н.э. Эдом прекратил свое существование как государство, когда его завоевал Набонид в VI веке до нашей эры. [22]

Эдом упоминается в ассирийских клинописных надписях в форме 𒌑𒁺𒈪 Údumi и 𒌑𒁺𒈬 Údumu ; [4] из одного и того же источника известны три его царя: Каус-Малака во времена Тиглатпаласара III (ок. 745 г. до н. э.), Ая-раму во времена Сеннахирима (ок. 705 г. до н. э.) и Каус-Габри во времена время Асархаддона (ок. 680 г. до н. э.). Согласно египетским надписям, «Адума» временами расширяли свои владения до границ Египта. [23]

Существование Эдомского царства было подтверждено археологами во главе с Эзрой Бен-Йосефом и Томом Леви с использованием методологии, называемой моделью прерывистого равновесия в 2019 году . Археологи в основном взяли образцы меди из долины Тимна и Файнана в иорданской долине Арава , датированные 1300 годом. -800 г. до н.э. По результатам анализа исследователи пришли к выводу, что Шошенк I фараон египетский (библейский « Шишак »), напавший на Иерусалим в X веке до нашей эры, поощрял торговлю и производство меди вместо того, чтобы разрушать регион. Профессор Тель-Авивского университета Бен Йосеф заявил: «Наши новые результаты противоречат мнению многих археологов о том, что Арава была населена рыхлым союзом племен, и они согласуются с библейской историей о том, что здесь существовало Эдомитское царство». [24] [25] [26]

После завоевания Иуды вавилонянами идумеи поселились в районе Хеврона . Они процветали в этой новой стране, названной греками и римлянами «Идумея» или «Идумея», на протяжении более четырех столетий. [27] Страбон , писавший примерно во времена Иисуса , считал, что идумейцы, которых он идентифицировал как набатейцев по происхождению, составляли большинство населения Западной Иудеи , где они смешались с иудеями и переняли их обычаи. [28] Эта точка зрения не обязательно разделяется современными научными работами. [29] [30] [31] [32]

Еврейская Библия

[ редактировать ]
Карта, показывающая царство Эдома (красным цветом) в его наибольшем масштабе, ок. 600 г. до н. э. Области темно-красного цвета показывают приблизительную границу Идумеи классического возраста.

Согласно еврейской Библии, первоначальная страна идумеев простиралась от Синайского полуострова до Кадес-Варни . Он достигал юга до Эйлата , который был морским портом Эдома. [33] На севере от Эдома находилась территория Моава . [34] Границей между Моавом и Эдомом был поток Зеред . [35] Древней столицей Эдома был Воцра . [36] Согласно Бытию, потомки Исава поселились на этой земле после того, как вытеснили хорреев . [37] Ее еще называли землей Сеира; Гора Сеир , по-видимому, была тесно связана с ними и могла быть культовым местом. Согласно библейскому повествованию, во времена Амасии (838 г. до н. э.) Села была его главным оплотом. [38] Эйлат и Эцион-Гебер, его морские порты . [39]

Археологический памятник Бусайра (Бозра) на территории современной Иордании , бывшей столицы Эдома.

В Бытии 36:31-43 перечислены цари Эдома «до того, как воцарился какой-либо израильский царь»:

Это цари, которые правили землей Эдома до того, как царь стал править детьми Израиля. И Бела бен Беор правил в Эдоме, и имя его города было Динхаба . И умер Бела , и Иовав бен-Зера из Восора правил вместо него . И умер Иовав , и Хушам из земли Темани правил вместо него . И умер Хушам , и правил вместо него Хадад бен Бедад , который поразил Мадиама на поле Моава , и имя его городу было Авиф . И умер Хадад, и Самла из Масреки вместо него правил . И Самла умер Саул из Реховота, что на реке , и правил вместо него . И умер Саул , и Баал-Ханан бен Ахбор правил вместо него . И умер Баал-Ханан бен Ахбор, и правил вместо него Хадар , и имя города его было Пау , а имя жены его Мехетабель бат Матред бат Мезахав. И вот названия родов Исава по Тимна родам их, по местам их, по именам их: род , род Альва , род Иефет , род Оголивама Ила , , род род Пинон , род Кеназ , род Теман , род Мибзар , род Магдиэль, клан IramГнев [40]

Еврейское слово, переведенное как «лидер клана», — «алуф» , оно используется исключительно для описания князей Эдома и Моава в первых пяти книгах Моисея . Однако начиная с книг более поздних пророков это слово используется для описания иудейских полководцев, например, в пророчествах Захарии дважды (9:7, 12:5–6) оно эволюционировало для описания еврейских военачальников, это слово также используется несколько раз как общий термин для обозначения учителя или наставника, например, в Псалме 55:13. [41] Алупф, используемый для обозначения учителя или наставника, от идумейского слова «герцог» используется в Танахе 69 раз.

Если принять это за чистую монету, то царствование Эдома, по крайней мере в ранние времена, не было наследственным . [42] возможно, факультативно . [43] В первой книге Паралипоменон упоминаются и царь, и вожди . [44] Моисей и израильский народ дважды апеллировали к своему общему предку и просили царя Эдома пройти через его землю, по «Царской дороге», по пути в Ханаан , но царь отказал в разрешении. [45] Соответственно, они разъезжали по стране из-за его демонстрации силы [46] или потому, что Бог приказал им сделать это, а не вести войну ( Второзаконие 2:4–6 ). Царь Эдома не нападал на израильтян , хотя и готовился противостоять агрессии.

Больше ничего об идумеянах не упоминается в Танахе до их поражения от царя Саула израильского в конце 11 века до нашей эры ( 1 Царств 14:47 ). Сорок лет спустя царь Давид и его полководец Иоав разгромили идумеян ​​в « Соляной долине » (вероятно, недалеко от Мертвого моря ; 2 Царств 8:13–14 ; 3 Царств 9:15–16 ). Идумейский князь по имени Хадад спасся и бежал в Египет , а после смерти Давида вернулся и попытался поднять восстание, но потерпел неудачу и отправился в Сирию ( Арамею ). [47] С этого времени Эдом оставался вассалом Израиля. Давид поставил над идумеянами израильских правителей или префектов, [48] и эта форма правления, по-видимому, сохранялась и при Соломоне . Когда Израиль разделился на два царства, Эдом стал зависимым государством Иудейского царства . Во времена Иосафата (ок. 870–849 до н. э.) в Танахе упоминается царь Эдома , [49] который, вероятно, был израильским депутатом, назначенным царем Иудеи . В нем также говорится, что жители горы Сеир вторглись в Иудею вместе с Аммоном и Моавом, и что захватчики обратились друг против друга и все были уничтожены ( 2 Паралипоменон 20:10–23 ). Эдом восстал против Иорама и избрал собственного царя ( 4 Царств 8:20–22 ; 2 Паралипоменон 21:8 ). Амасия напал на идумеян ​​и разбил их, захватив Села, но израильтяне так и не покорили Эдом полностью ( 4 Царств 14:7 ; 2 Паралипоменон 25:11–12 ).

Во времена Навуходоносора II идумеи, возможно, помогали грабить Иерусалим и убивать иудеев в 587 или 586 году до нашей эры ( Псалмы 137:7 ; Авдия 1:11–14 ). Некоторые полагают, что именно по этой причине пророки осудили Эдома ( Исайя 34:5–8 ; Иеремия 49:7–22 ; Авдий пассим ). Факты также позволяют предположить, что в то время Едом, возможно, был вовлечен в договорное предательство Иуды. [50] По словам пророков, с народом Эдома будет покончено во время правления Мессии. [51] Несмотря на это, многие идумеи мирно переселились в южную Иудею, что продолжалось даже во времена правления Набонида . [52] Что касается территории Эдома, в книге Иеремии говорится, что «никто не будет жить там, и никто из людей не будет жить в ней». [53]

Хотя идумейцы контролировали земли к востоку и югу от Мертвого моря, израильтяне презирали их народы. Поэтому в Книге Псалмов говорится: «Моав — мой умывальник; над Едомом я выброшу обувь мою». [54] Согласно Торе , [55] собрание не могло принимать потомков от брака между израильтянином и идумеянином до четвертого поколения. Этот закон был предметом разногласий между Шимоном бен Йохаем , который сказал, что он применим только к потомкам мужского пола, и другими таннаимами , которые сказали, что потомки женского пола также исключены. [56] на протяжении четырех поколений. На их основе некоторые ранние законы обращения в Галаху были выведены .

Классическая Идумея

[ редактировать ]

Персидский период

[ редактировать ]

Бывший Эдом

[ редактировать ]

По сравнению с соседними моавитянами и аммонитянами название «Едом» полностью исчезло из местности к востоку от Аравы . Территорию контролировали кедариты , а затем набатеи, тем самым обеспечив конец Эдома железного века. [52]

«Идумея» на юге Иудеи

[ редактировать ]

Согласно остракам из мест в Идумее, то есть южной Иудее, после падения царства вавилонянам, датируемым в основном IV веком до нашей эры, разнообразное население арабов, идумеев, а также иудеев и финикийцев населяло этот район в позднеперсидский период. . [57]

Культурная преемственность

[ редактировать ]

Страбон отождествляет идумейцев с набатеями, изгнанными в южную Иудею после мятежа. Однако есть свидетельства культурной преемственности между Эдомом и Идумеей железного века, основанные на моделях расселения и религиозных практиках. [ нужны разъяснения ] . [52]

Эллинистический период

[ редактировать ]

В эллинистический период и евреи, и идумеяне говорили на арамейском языке и использовали его в литературных и юридических документах. [58] Идумейский брачный контракт Мареши, датируемый 176 г. до н. э., очень напоминает кетуббот , используемый евреями. [59] [58] Однако, несмотря на это культурное сходство, некоторые евреи сохраняли четкую границу между собой и идумеянами. Это очевидно в Бен-Сире 50:25–26, где выражается презрение к трем «народам», включая «жителей Сеира», имея в виду эдомитян/идумеян. [58]

Маккавейское восстание

[ редактировать ]

Во время восстания Маккавеев против царства Селевкидов (начало 2 века до н. э.) II Маккавеи называет селевкидского генерала по имени Горгий «правителем Идумеи»; был ли он греком или эллинизированным идумеянином, неизвестно. Некоторые ученые утверждают, что упоминание Идумеи в этом отрывке является вообще ошибкой. [ нужна ссылка ] Иуда Маккавей завоевал их территорию примерно в 163 году до нашей эры. [60]

Обращение в иудаизм

[ редактировать ]

Около 110 г. до н. э. хасмонейский вождь Иоанн Гиркан I завоевал Идумею. Согласно нескольким древним источникам, в том числе Иосифу Флавию и Птолемею, он насильно обратил их в иудаизм . [61] и включил их в состав еврейской нации : [62] [43]

Гиркан также захватил идумейские города Адору и Марису и, покорив всех идумеян, разрешил им оставаться в своей стране до тех пор, пока они сами будут обрезаны и готовы соблюдать иудейские законы. И поэтому, из-за привязанности к земле своих отцов, они подчинились обрезанию и привели свой образ жизни во всех других отношениях в соответствие с образом жизни евреев. И с этого времени они продолжают оставаться евреями. [63]

Некоторые ученые оспаривают утверждение о насильственном обращении в другую веру и полагают, что идумеяне добровольно ассимилировались с иудейским обществом. Принудительное обращение было редкостью в ближневосточных и эллинистических обществах, при этом некоторые идумеяне сохраняли свою исконную идентичность. Другие внесли свой вклад в религиозные нововведения, которые были приняты в фарисейском иудаизме . Кроме того, это объясняет, почему идумейская территория была поглощена Иудеей в течение одного поколения по сравнению с другими неиудейскими территориями (например, самаритянскими территориями), которые оставались обособленными. Причины быстрой ассимиляции включают их культурную близость к иудаизму, оппозицию эллинизму и аниконические тенденции. [52]

Династия Иродианов

[ редактировать ]

Антипатр Идумеянин , прародитель династии Ирода наряду с иудейскими прародителями, правившими Иудеей после римского завоевания, был идумейского происхождения. [64] При Ироде Великом провинцией Идумея управляла от его имени ряд правителей, среди которых были его брат Иосиф бен Антипатр и его зять Костобар .

В целом влияние Ирода на Иудею, Иерусалим и Храм было значительным. Однако это было затемнено более поздними вариантами иудаизма Второго Храма и раввинистического иудаизма. [65] Например, меньшинство современных евреев утверждало, что Ирод не может быть евреем из-за своего генеалогического происхождения. Этим убеждениям способствовали такие произведения, как «Юбилеи» и «4QMMT» , которые имели ессейское , хасидское или саддукейское происхождение. [66] [67] Эти евреи не выражали открыто свои взгляды, потому что Ирод жестоко подавлял критиков. [68]

Иви Гасснер считала, что мудрецы унижали Ирода, потому что он поддерживал саддукеев, выступавших против фарисеев. [69]

Иосиф Флавий , говоря о Верхней Идумее, говорит о городах и деревнях непосредственно к югу и юго-западу от Иерусалима: [70] такие как Хеврон ( Ант . 12.8.6, Войны 4.9.7), Халхул , по-гречески называемый Алур ( Войны 4.9.6), Бефсура ( Ант . 12.9.4), Бегабрис ( Войны 4.8.1.), [71] Дура (Адораим) ( Antiq . 13.9.1, Wars 1.2.5), Кафетра ( Wars 4.9.9), Вифлетефон ( Wars 4.8.1), Текоа ( Wars 4.9.5) и Марисса ( Antiq . 13.9.1, Войны 1.2.5), последний был главным городом Идумеи после притока идумеян ​​в район горы Хеврон , вскоре после упадка Иудейского царства и иудейского изгнания в VI веке до нашей эры. [15]

Страбон описывает западную Иудею как населённую идумейцами, которые смешались с иудеями и переняли их обычаи. [72]

Археологические данные, полученные из Мареши , хотя в основном идумейского происхождения, свидетельствуют о том, что этот регион находился под влиянием греческой культуры , а также набатейской/арабской, финикийской , пальмиренской и еврейской культуры. [73]

В Евангелии от Марка говорится, что идумеяне присоединились к иудеям , иерусалимцам , тирянам , сидонянам и восточным иорданцам во встрече с Иисусом у Галилейского моря . [74] Мишна . называет раввина Измаила жилище в Кфар-Азизе «недалеко от Эдома» [75]

Первая иудейско-римская война

[ редактировать ]

К 66 году нашей эры, во время Первой еврейско-римской войны , фанатиков лидер Симон бар Гиора напал на новообращенных евреев Верхней Идумеи и почти полностью разрушил окружающие деревни и сельскую местность в этом регионе. [76] Это было частью его более широкого плана по нападению на Иерусалим и захвату власти. [77]

По словам Иосифа Флавия , во время осады Иерусалима в 70 году нашей эры Титом 20 000 идумеян ​​под предводительством Иоанна, Симона, Финееса и Иакова присоединились к зелотам, осаждавшим Храм . [78] Идумейский фанатизм, возможно, отражал их попытки «доказать» свое еврейство. [68]

После иудейско-римских войн идумейцы исчезают из письменной истории, хотя географический регион «Идумея» все еще упоминается во времена Иеронима . [43]

Фигура Эдомитской богини в Музее Израиля

Природа религии Эдомитян в значительной степени неизвестна до их обращения в иудаизм Хасмонеями . Эпиграфические данные свидетельствуют о том, что национальным богом Эдома был Каус (קוס) (также известный как «Кауш», «Кауш», «Каус», «Кос» или «Каус»), поскольку Каус упоминается в формуле благословения буквами и буквами. появляются в личных именах, найденных в древнем Эдоме. [79] Будучи близкими родственниками других левантийских семитов и арабов , они, по-видимому, поклонялись таким богам, как Эль , Ваал и Узза . [13] [80] В некоторых еврейских традициях, восходящих к Талмуду, потомками Исава являются римляне (и в большей степени все европейцы). [81] [82] [83]

Хуан Мануэль Тебес утверждает, что Квас — бог, подобный Яхве . Квас, по-видимому, произошел от культурного наследия, общего между идумеянами и евреями, при этом поклонение как идумеянам Квасу, так и Богу израильтян описывалось египтянами. Популярность Кваса в персидский и эллинистический периоды, по мнению Тебеса, заставила якобы прояхвистских авторов Книги Паралипоменон изображать нескольких эдомитян как «благочестивых левитов ». Подсказки об их эдомитянском происхождении, похоже, скрыты в их теофорных именах. [84]

Иосиф Флавий утверждает, что Костобар, назначенный Иродом наместником Идумеи и Газы, происходил от жрецов «Козе, которым идумеяне раньше служили богом». [85]

Виктор Сассон описывает идумейский текст, аналогичный Книге Иова , который дает представление о языке, литературе и религии Эдома. [86]

Экономика

[ редактировать ]

Царство Эдом черпало большую часть средств к существованию за счет караванной торговли между Египтом, Левантом , Месопотамией и южной Аравией по « Дороге благовоний» . По обе стороны Царской дороги идумеи были одним из нескольких государств региона, для которых торговля была жизненно важна из-за нехватки пахотных земель. Говорят также, что морские пути вели торговлю вплоть до Индии , а корабли отправлялись из порта Эцион-Гебер . Из-за расположения Эдома на южном нагорье у него оставалась лишь небольшая полоска земли, на которой было достаточно дождей для ведения сельского хозяйства. [ нужна ссылка ] Эдом, вероятно, экспортировал соль и бальзам для изготовления духов и храмовых (использовавшиеся в древнем мире благовоний) из региона Мертвого моря . [ нужна ссылка ]

Хирбат-эн-Нахас — это крупный объект по добыче меди, раскопанный археологом Томасом Леви на территории современной южной Иордании. Масштаб добычи полезных ископаемых на этом месте в десятом веке считается свидетельством сильного централизованного Эдомитского царства в 10 веке до нашей эры. [87]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Левин, Игаль (2015). «Формирование идумейской идентичности» . Арам . 27 . Лондон: 187–202.
  2. ^ "Эдом" . Полный словарь Random House Webster .
  3. ^ Churchofjesuschrist.org: «Руководство по произношению Книги Мормона» (получено 25 февраля 2012 г.), IPA - с «ē´dum»
  4. ^ Перейти обратно: а б Парпола, Симо (1970). Неоассирийские топонимы . Кеваелер: Бутзон и Беркер. стр. 364–365.
  5. ^ Перейти обратно: а б Готье, Анри (1925). Словарь географических названий, содержащихся в иероглифических текстах . Полет. 1. п. 126.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Негев и Гибсон (ред.), 2001, Эдом; Эдомитяне , стр. 149–150.
  7. ^ Профессор Ицхак Бейт-Арье (декабрь 1996 г.). «Идумеяне продвигаются в Иудею» . Обзор библейской археологии . Проверено 8 декабря 2015 г.
  8. ^ Ян Гунневег; Т.е. Бейер; У. Диль; Д. Ламбрехт; Х. Моммзен (август 1991 г.). « Эдомитская, негбитская и мадианитовая керамика из пустыни Негев и Иордании: результаты инструментального нейтронно-активационного анализа» . Археометрия . 33 (2). Оксфорд, Великобритания: Оксфордский университет: 239–253. дои : 10.1111/j.1475-4754.1991.tb00701.x . Проверено 8 декабря 2015 г.
  9. ^ Негев и Гибсон (ред.), 2001, Идумеа , стр. 239–240.
  10. ^ Бен-Йосеф (1979), с. 25
  11. ^ Шарль Леон Сувей, изд. (1910). «Идумея» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 8 декабря 2015 г.
  12. ^ «Эдом» . Британская энциклопедия . Проверено 8 декабря 2015 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Левин, Игаль (24 сентября 2020 г.). «Религия Идумеи и ее связь с ранним иудаизмом» . Религии . 11 (10): 487. дои : 10.3390/rel11100487 . ISSN   2077-1444 .
  14. ^ Левин, Игаль (24 сентября 2020 г.). «Религия Идумеи и ее связь с ранним иудаизмом» . Религии . 11 (10): 487. дои : 10.3390/rel11100487 . ISSN   2077-1444 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Лепински, Надав (nd). «Скажи Мареше». В Бен-Йосефе, Сефи (ред.). Путеводитель по Израилю - Иудея (Полезная энциклопедия для познания страны) (на иврите). Том. 9. Иерусалим: Издательство «Кетер» при Министерстве обороны Израиля. п. 325. OCLC   745203905 .
  16. ^ Эфал, Израиль (1998). «Изменения в Палестине в персидский период в свете эпиграфических источников» . Израильский журнал исследований . 48 (1/2): 115. JSTOR   27926503 .
  17. ^ Бытие 25:25
  18. ^ Бытие 25: 29–34.
  19. ^ Бытие 36:9 : Это родословная Исава, отца идумеян.
  20. ^ Редфорд, Египет, Ханаан и Израиль в древние времена , Princeton Univ. Пресс, 1992. с.228, 318.
  21. ^ Кроуэлл 2021 , с. 47.
  22. ^ Тебес 2022 , с. 651.
  23. ^ Мюллер, Азия и Европа, с. 135.
  24. ^ «Израильские исследователи идентифицируют библейское царство Эдом – Новости Израиля – Иерусалим Пост» . www.jpost.com . 19 сентября 2019 года . Проверено 23 сентября 2019 г.
  25. ^ Аманда Боршель-Дан. «Кочевники-идумеи библейской эпохи на самом деле были знатоками высокотехнологичной меди» . www.timesofisrael.com . Проверено 23 сентября 2019 г.
  26. ^ Леви, Томас Э.; Наджар, Мохаммед; Тирош, Офир; Ягель, Омри А.; Лисс, Брэди; Бен-Йосеф, Эрез (18 сентября 2019 г.). «Древние технологии и периодические изменения: обнаружение возникновения Эдомитского царства в Южном Леванте» . ПЛОС ОДИН . 14 (9): e0221967. Бибкод : 2019PLoSO..1421967B . дои : 10.1371/journal.pone.0221967 . ISSN   1932-6203 . ПМК   6750566 . ПМИД   31532811 .
  27. ^ Птолемей, «География», т. 16.
  28. ^ Страбон , География Bk.16.2.34
  29. ^ «Ирод | Биография и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 13 октября 2018 г.
  30. ^ Рецо, Январь (04 июля 2013 г.). Арабы в древности: их история от ассирийцев до Омейядов . Рутледж. ISBN  9781136872891 .
  31. ^ Ченси, Марк А. (23 мая 2002 г.). Миф о языческой Галилее . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781139434652 .
  32. ^ Шахид, Ирфан; Шахид, Ирфан (1984). Рим и арабы: Пролегомен к изучению Византии и арабов . Думбартон-Оукс. ISBN  9780884021155 .
  33. ^ Второзаконие 1:2 ; Второзаконие 2:1–8
  34. ^ Судей 11:17–18 ; 2 Царств 3:8–9
  35. ^ Второзаконие 2: 13–18.
  36. ^ Бытие 36:33 ; Исаия 34:6 , Исаия 63:1 и др.
  37. ^ Тоби, Йосеф Юваль [на иврите] (2019). «Библия как история: Саадия Гаон, Йефет бен Эли, Самуил бен Хофни и Маймонид о генеалогии Исава и Царства Эдома (Бытие 36)». В Поллиаке, Мейра; Бреннер-Идан, Аталия (ред.). Еврейская библейская экзегеза из исламских стран (PDF) . Общество библейской литературы (SBL Press). стр. 101–120. дои : 10.2307/j.ctvrs8z1w . S2CID   243304416 .
  38. ^ 2 Царств 14:7
  39. ^ 3 Царств 9:26
  40. ^ Бытие 36: 31–43.
  41. ^ Все они
  42. ^ Гордон, Брюс Р. «Едом (Идумея)» . Царская хронология . Архивировано из оригинала 29 апреля 2006 г. Проверено 4 августа 2006 г.
  43. ^ Перейти обратно: а б с Ричард Готтейл , Макс Селигсон (19 июня 1901 г.). «Едом, Идумея» . Еврейская энциклопедия . Том. 3. Фанк и Вагналлы. стр. 40–41. LCCN   16014703 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2007 г. Проверено 25 июля 2005 г.
  44. ^ 1 Паралипоменон 1: 43–54.
  45. Числа 20:14–20 , Версия короля Иакова 1611 г.
  46. ^ Числа 20:21
  47. ^ 2 Царств 9: 14–22 ; Иосиф Флавий , Еврейские древности viii. 7, С 6
  48. ^ 2 Царств 8:14
  49. ^ 2 Царств 3: 9–26.
  50. ^ Дайкхаус, Джейсон (2013). «Библейские свидетельства из Авдия и 137-го псалма о предательстве Иудеи по Эдомитскому договору в шестом веке до нашей эры» Antiguo Oriente . 11 : 75–122.
  51. ^ «Отрывок из Библейских ворот: Числа 24:14, Числа 24:17–18, Исаия 11:14, Амос 9:11–12 — Новая американская стандартная Библия» . Библейский шлюз . Проверено 8 ноября 2021 г.
  52. ^ Перейти обратно: а б с д Левин, Игаль (24 сентября 2020 г.). «Религия Идумеи и ее связь с ранним иудаизмом» . Религии . 11 (10): 487. дои : 10.3390/rel11100487 . ISSN   2077-1444 .
  53. ^ «Отрывок из Библейских ворот: Иеремия 49: 17-18 - Новая американская стандартная Библия» . Библейский шлюз . Проверено 29 июня 2021 г.
  54. ^ Псалмы 60:8 и Псалмы 108:9.
  55. ^ Второзаконие 23: 8–9.
  56. ^ Евамот 76б
  57. ^ Клонер, Амос ; Стерн, Ян (2007). «Идумея в позднеперсидский период (четвертый век до н.э.)». В Липшице, Одеде ; Кнопперс, Гэри Н .; Альбертц, Райнер (ред.). Иуда и иудеи в четвертом веке до нашей эры . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 139–143. ISBN  9781575065809 .
  58. ^ Перейти обратно: а б с Гудблатт, Дэвид, изд. (2006), «Теоретические соображения: национализм и этническая принадлежность в древности» , «Элементы древнего еврейского национализма » , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 21–22, doi : 10.1017/cbo9780511499067.002 , ISBN  978-0-521-86202-8 , получено 14 июня 2024 г.
  59. ^ Эшель, Эстер; Клонер, Амос (1996). «Арамейский остракон брачного контракта идумеянина из Мареши, датированный 176 годом до нашей эры» Israel Exploration Journal . 46 (1/2): 1–22. ISSN   0021-2059 .
  60. ^ Иосиф Флавий, «Муравей». xii. 8, §§ 1, 6
  61. ^ один. xiii. 9, § 1; xiv. 4, § 4
  62. ^ Вайцман, Стивен (1999). «Принудительное обрезание и меняющаяся роль неевреев в хасмонейской идеологии» . Гарвардское теологическое обозрение . 92 (1): 37–59. дои : 10.1017/S0017816000017843 . ISSN   0017-8160 . JSTOR   1510155 . S2CID   162887617 .
  63. ^ Иосиф Флавий, Еврейские древности , 13.257-58.
  64. ^ Маршак, Адам Колман (1 января 2012 г.). «Возвышение идумеян: этническая принадлежность и политика в Иродовой Иудее» . Еврейская идентичность и политика между Маккавеями и Бар-Кохбой : 117–129. дои : 10.1163/9789004218512_008 . ISBN  9789004218512 .
  65. ^ Левин, Игаль (2020). «Религия Идумеи и ее связь с ранним иудаизмом» . Религии . 11 (10): 487. дои : 10.3390/rel11100487 .
  66. ^ Макгуайр, Дж. Аманда (2011). «Священные времена: Книга юбилеев в Кумране» . Бумаги . 2 – через Digital Commons @ Университет Эндрюса.
  67. ^ Шиффман, Лоуренс Х., Возвращение свитков Мертвого моря: их истинное значение для иудаизма и христианства , Справочная библиотека Библии Anchor (Doubleday), 1995.
  68. ^ Перейти обратно: а б Тиссен, Мэтью (2011). Оспаривание обращения: генеалогия, обрезание и идентичность в древнем иудаизме и христианстве . Издательство Оксфордского университета. стр. 87–110. ISBN  9780199914456 .
  69. ^ Гасснер, Иви (2019). «Насколько евреем был Ирод?» . TheTorah.com .
  70. ^ Марчак, Майкл (2017). «Идумея и идумеяне в истории эллинистически-раннеримской Палестины Иосифа Флавия (ант. XII-XX)» Аевум 91 (1). Жизнь и мысль: 171–193. JSTOR   26477573 .
  71. ^ Робинсон, Э .; Смит, Э. (1856). Библейские исследования в Палестине и прилегающих регионах. Журнал путешествий 1838 года . Том. 2. Лондон/Бостон: Крокер и Брюстер . п. 67 (примечание 7) . OCLC   425957927 . , цитируя Реланда , который, в свою очередь, цитирует Тиранния Руфина в своем латинском переводе Иосифа Флавия « Иудейская война » (4.8.1.).
  72. ^ Страбон , География Bk.16.2.34
  73. ^ Амелинг, Уолтер; Коттон, Ханна М.; Эк, Вернер ; Экер, Авнер; Исаак, Бенджамин (2018). Корпусные надписи Иудеи/Палестины . Том. 4 (Иудея/Идумея). Берлин/Мюнхен: Де Грюйтер. п. 939. ИСБН  9783110544213 .
  74. ^ Марка 3:8
  75. ^ Мишна Килаим 6:4; Ктувот 5:8
  76. ^ Иосиф Флавий, De Bello Judaico ( Еврейская война ) IV, 514 ( Еврейские войны 4.9.3 ) и De Bello Judaico ( Еврейская война ) IV, 529 ( Еврейские войны 4.9.7 )
  77. ^ Иосиф Флавий, Иудейские войны, Книга IV.
  78. ^ Иосиф Флавий, Еврейская война IV. 4, § 5
  79. ^ Ахитув, Шмуэль. Отголоски прошлого: еврейские и родственные надписи библейского периода . Иерусалим, Израиль: Хартия, 2008, стр. 351, 354.
  80. ^ М. Лойенбергер (2017). «Происхождение ЯХВЕ с юга» . В Дж. ван Оршоте; М. Витте (ред.). Истоки яхвизма . Берлин/Бостон: Вальтер де Грюйтер. ISBN  9783110447118 .
  81. ^ «Основало ли Рим идумеянское племя Магдиил? | AskNoah.org» . 13 января 2011 г.
  82. ^ «Эдомитяне» . в раввинских источниках слово «Едом» было кодовым названием Рима.
  83. ^ «Исав, предок Рима — TheTorah.com» . www.thetorah.com . Проверено 6 сентября 2023 г.
  84. ^ Тебес, Хуан Мануэль (2022). «Почему Библия ничего не говорит о Косе, идумейском боге» . TheTorah.com . Архивировано из оригинала 23 февраля 2024 года.
  85. ^ Иудейские древности , Книга 15, глава 7, раздел 9.
  86. ^ Виктор Сассон (2006). «Идумейский текст Иобана с библейской параллелью Иобана». Журнал исследований Ветхого Завета . 117 (4). дои : 10.1515/zatw.2006.117.4.601 . S2CID   170594788 .
  87. ^ Короли противоречий Роберт Дрейпер National Geographic , декабрь 2010 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f064a2b6f966030a6be58a88c39a65b0__1721637300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/b0/f064a2b6f966030a6be58a88c39a65b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Edom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)