Гаваон (древний город)
גִּבְעוֹןГаваон | |
![]() | |
Расположение | Аль Джиб |
---|---|
Область | Западный берег |
Координаты | 31 ° 50'51 ″ с.ш. 35 ° 11'00 ″ в.д. / 31,847451 ° с.ш. 35,183351 ° в.д. |
История | |
Периоды | Бронзовый век , железный век , эллинистический период , римский период. |
Культуры | Хананеи , израильтяне |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1956–1962 |
Археологи | Джеймс Б. Причард |
Состояние | В руинах |
Гаваон ( ивр .: גִּבְעוֹן , Гинд ; Греческий : Γαβαων , Гаваон ) [1] был ханаанским , а затем израильским городом, который располагался к северу от Иерусалима . Согласно Иисусу Навину 11:19 , жители Гаваонитян, жившие до израильского завоевания, были хивеями ; согласно 2 Царств 21:2 , они были амореями . Остатки Гаваона расположены в южной части палестинской деревни Аль-Джиб Иордан на Западном берегу реки .
Библейский рассказ
[ редактировать ]
Ханаанский город
[ редактировать ]После разрушения Иерихона и Гая евеи Иисуса из Гаваона отправили послов, чтобы обманом заставить Навина и израильтян заключить с ними договор. По словам автора книги Второзакония ( Второзаконие 7:1–2 ; 20:16–20 ), израильтянам было приказано уничтожить всех хананеев неизраильтян на земле. Гаваонитяне представились послами далекой и могущественной страны. Не посоветовавшись с Богом ( Иисус Навин 9:14 ), израильтяне заключили завет или мирный договор с гаваонитянами. Вскоре израильтяне узнали, что гаваонитяне на самом деле были их соседями и жили в трех днях ходьбы от них ( Иисус Навин 9:17 ), и Иисус Навин понял, что его обманули. Однако он сдержал букву своего завета с гаваонитянами, позволив им жить в обмен на их рабство: они были назначены лесорубами и водоносами и приговорены (или прокляты ) работать вечно в этих ремеслах ( Иисус Навин 9:3–27). ). Богослов Джон Гилл предполагает, что это проклятие было частным примером Ноя на Ханаане. Проклятие [2]
В отместку за союз с израильтянами город позже был осажден коалицией пяти других аморейских царей во главе с Адонизедеком , царем Иерусалима , вместе с Хохамом из Хеврона , Пирамом из Ярмута , Иафией из Лахиша и Дебиром из Эглона . Гаваонитяне обратились к Иисусу Навину, который возглавил последующую победу над амореями на фоне чудесных обстоятельств, в том числе смертоносного града и приостановки движения Солнца и Луны, вплоть до полного разгрома амореев ( Иисус Навин 10:1–15 ). [3]
Израильский город
[ редактировать ]В Книге Иисуса Навина древний Гаваон описывается как «большой город, подобный одному из царских городов», расположенный на территории племени Вениамина ( Иисус Навин 18:25 ). Он был дан как город левитов ( Иисус Навин 21:17 ).
В первой Паралипоменон книге Иеил упоминается как «отец Гаваона» и является предком царя Саула . [4]
После захвата Ковчега Завета филистимлянами оставшаяся часть Скинии была перенесена из Силома на «великую высоту » в Гаваоне ( 1 Царств 4:1–22 , 1 Паралипоменон 21:29 ).
2 Царств 21:2 указывает на то, что царь Саул преследовал гаваонитян и стремился перебить их «в ревности о сынах Израиля и Иуды» ( 2 Царств 21:5 ). Его гнев на гаваонитян [5] Это была не личная ненависть, а стремление к благу израильтян. [6] После смерти Саула битва между воинами Иоава и воинами Авенира произошла у бассейна Гаваона (2 Царств 2:12). В этой области царь Давид победил филистимлян ( 2 Царств 5:25 и 1 Паралипоменон 14:16 ).
Затем Давид стал королем Объединенной монархии . Много позже, после смерти его мятежного сына Авессалома и его восстановления на престоле, Израильское царство посетила трехлетняя засуха, которая заставила Давида спросить Бога, в чем дело. Затем выяснилось, что засуха была божественным приговором царю Саулу за решение полностью истребить гаваонитян ( 2 Царств 21:1 ) в его «ревности по Израилю и Иудее». Вину за этот геноцид также возлагают на семью Саула . Само это событие не зафиксировано в библейском повествовании. [7] хотя Гилл ссылается на еврейскую традицию, связывающую эту резню с резней священников в Нобе (1 Царств 22: 6–19). [8] Виновность семьи Саула в геноциде также может означать, что это не было единичным событием. Давид спросил выживших гаваонитян, что он может предложить в качестве компенсации. В отместку они попросили отдать им на убийство семерых потомков Саула мужского пола, семь из которых сигнализировали о знаке завершения. Давид выдал Армони и Мемфивосфея , двух сыновей Саула и пятерых сыновей Мерава (дочери Саула), гаваонитянам, которые их повесили. Он спас сына Ионафана, также называемого Мемфивосфеем , от этой опасности благодаря своему завету с Ионафаном ( 2 Царств 21:1–9 ). Амаса Здесь же был убит ( 2 Царств 20:8 ).
При вступлении на престол сын царя Давида Соломон встретился со всеми руководителями Израильского царства в Гаваоне и принес 1000 всесожжений ( 3 Царств 3:4 , 2 Паралипоменон 1:6 ). В этом случае Бог явился ему во сне ( 3 Царств 3:5 ) и даровал ему мудрость ( 3 Царств 3:12 , 2 Паралипоменон 1:7–12 ).
Ханания, сын Аззура , происходил из этого города ( Иеремия 28:1 ).
После изгнания израильтян в Вавилон Гаваон принадлежал Иудее . [9] Гаваон упоминается в Книге Неемии как один из городов, заселенных еврейскими изгнанниками, вернувшимися из вавилонского плена и помогавшими строить стены Иерусалима во время правления Артаксеркса I (Ксеркса). [10] [11] Неемия далее пишет, что эти возвратившиеся были потомками людей, которые раньше проживали в городе до их изгнания из страны, и все они вернулись, чтобы жить в своих прежних местах проживания. [12]
Значение
[ редактировать ]В 1 Паралипоменон 16:39 предполагается, что богослужение перед скинией в Гаваоне продолжалось наряду с богослужением в Иерусалиме после того, как Давид вернул туда Ковчег Завета, хотя «в Книгах Самуила об этом ничего не сказано». [13] Богослов Ханс-Петер Матис отмечает: «Ни в одной другой ветхозаветной книге не упоминается регулярный (жертвенный) культ в Гаваоне. Его историческая подлинность иногда подтверждается тем аргументом, что 3 Царств 3:3 (« Соломон ... пошел в Гаваон, чтобы принести там жертву; ибо это была великая высота; тысячу всесожжений принес Соломон на этом жертвеннике") подтверждает его существование и выступает против него. Однако эти четыре стиха, скорее всего, были задуманы Летописцем, [который]... изо всех сил старался изобразить непрерывный и законный (жертвенный) культ, охватывающий весь период от эпохи пустыни (с ее скинией), включая жилище Господа в Гаваоне, вплоть до основания Соломоном храма в Иерусалиме». [14]
Более поздняя история
[ редактировать ]На ранних этапах Первой иудейско-римской войны римский губернатор Сирии Цестий Галл разбил лагерь в Гаваоне по пути в Иерусалим, а затем снова во время своего отступления. [15]
В еврейском законе
[ редактировать ]Что касается гаваонитян и убийства семи потомков царя Саула: Согласно Вавилонскому Талмуду : [16] «...Что касается нефинимов, [17] однако пусть их призовут, и мы их усмирим. Немедленно [18] царь призвал Гаваонитян и сказал им: «Что мне сделать вам?» и чем мне совершить искушение, чтобы вы благословили наследие Господне?» И сказали ему Гаваонитяне: «Неважно, серебро или золото между нами и Саулом или домом его», и не нам [ставить] кого-либо и т. д.… Пусть семь человек из его сыновей будут переданы нам и мы повесим их Господу и т. д.». [19] Он пытался их усмирить, но они не были усмирены. Тогда он сказал им: Этот народ [20] отличается тремя характеристиками: они милосердны, стыдливы и доброжелательны. «Милосердный», ибо написано: «Покажи тебе милость, и пожалеешь тебя, и умножишь тебя». [21] «Стыдный», ибо написано: «Чтобы страх Его был пред тобою». [22] «Доброжелательный», ибо написано: «Чтобы он мог повелевать своими детьми и своим домом и т. д.». [23] Только тот, кто развивает эти три качества, достоин присоединиться к этой нации. Но царь взял двух сыновей Рицпы, дочери Айи, которых она родила Саулу, Армони и Мемфивосфея; и пять сыновей Мелхолы, дочери Саула, которых она родила Адриилу, сыну Верзеллия, Мехолатянину. [24] Почему только эти? — Р. Хуна ответил: Они [25] были вынуждены пройти перед Святым Ковчегом. Тот, кого Ковчег удержал, [был приговорен] к смерти, а тот, кого Ковчег не удержал, был спасен живым.
Р. Хана б. Каттина возразила: «Но царь пощадил Мемфивосфея, сына Ионафана, сына Саула!» [26] — Он не дал ему пройти. [27] Был ли тогда фаворитизм! — На самом деле он пропустил его, и это удержало его, но он призвал за себя божественное милосердие, и оно освободило его. Но и здесь замешан фаворитизм! [28] — Однако дело в том, что он призвал божественную милость, чтобы Ковчег не удержал его. Но ведь написано: не будут отцы преданы смерти за детей и т. д.! [29] - Р. Хийя б. Абба ответил от имени Р. Йоханана: «Лучше искоренить букву из Торы, чем публично осквернить Имя Бога». [30] И взяла Рицпа, дочь Айи, вретище, и разостлала его себе на камне от начала жатвы, доколе не пролилась на них вода с неба; и не позволяла она отдыхать ни птицам небесным днем, ни зверям полевым ночью. [31] Но ведь написано: тело Его не должно оставаться всю ночь на дереве! [32] — ответил Р. Иоханан от имени Р. Симеона б. Иозадак: Правильно искоренить букву из Торы, чтобы таким образом всенародно прославить небесное имя. Ибо прохожие спрашивали: «Что это за люди?» — «Это королевские принцы» — «И что они сделали?» — «Они возложили руки на незакрепленные [33] чужестранцы» — тогда они воскликнули: «Нет на свете ни одной нации, к которой следовало бы присоединиться так же, как к этой. Если бы [наказание] царственных князей было столь велико. насколько больше, чем у простых людей; и если так [была справедливость по отношению] к одиноким прозелитам, то тем более это справедливо по отношению к израильтянам.
Сто пятьдесят тысяч человек немедленно присоединились к Израилю; как сказано: у Соломона было семьдесят тысяч носильщиков и восемьдесят тысяч рубаков на горе. [34] Может быть, это были израильтяне? — Этого нельзя предполагать, ибо написано: «А из сынов Израилевых Соломон не сделал рабов». [35] Но это [36] могло бы представлять собой просто общественную службу! [37] - [Вывод, однако, [сделан] из следующего: И пересчитал Соломон всех пришельцев, которые были в Земле Израиля, и т. д. И их оказалось сто пятьдесят тысяч и т. д. И он установил шестьдесят десять тысяч из них для ношения бремен, и восемьдесят тысяч для работы рубчиками в горах. [38]
Однако был ли Давид издал указ о запрете нефинимов? Моисей, конечно, издал этот указ, ибо написано: от дровосека твоего до черпателя воды твоей! [39] - Моисей издал указ только против этого поколения. [40] в то время как Давид издал указ против всех поколений.
Но Иисус Навин действительно издал против них указ, ибо написано: «И сделал их Иисус в тот день дровосеками и черпателями воды для общества и для жертвенника Господня». [41] - Иисус Навин издал свой указ на период существования Святилища. [42] в то время как Давид издал свой указ на время, в течение которого Святилище не существовало.
В раввинистическом иудаизме к предполагаемым потомкам гаваонитян, известным как натиним , относятся иначе, чем к обычным евреям. Они не могут, например, выйти замуж за еврея по рождению. Однако натин может жениться на Мамзериме и Гериме . [43] Жители Гаваона во главе с Мелатьей Гаваонитянином во главе отремонтировали часть стены Иерусалима возле старых ворот на западной стороне города ( Неемия 3:7 ), в то время как нефинимы жили в Офеле на восточной стороне ( Неемия 3:7). Неемия 3:26 ). Во времена Неемии и Ездры они были полностью интегрированы в иудейскую общину и подписали завет первого. Несколько столетий спустя их статус быстро снизился. [44] В 10 генеалогических классах ( юхасинах ), изложенных в Мишне , они стоят выше шетуким (людей, отцовство которых неизвестно) и ассифим (подкидышей). [45] но под мамзеримом , потомками незаконных союзов, и им было запрещено жениться на израильтянах с хорошей репутацией, [44] хотя смешанные браки между последними четырьмя классами, в том числе освобожденными рабами, [46] было разрешено. [47] Ребенок от таких незаконных союзов определялся как натин . [48] В то время как библейские запреты на смешанные браки с моавитянами , аммонитянами , египтянами и идумеянами распространялись только на определенное количество поколений или вообще не распространялись на их дочерей, запрет на браки с мамзеримами и нефинимами считался «вечным и распространяется как на мужчин, так и на мужчин». и женщины». [49]
Археология
[ редактировать ]
| ||||||||||
ḳbꜣꜥꜣnꜣ [50] [51] в иероглифах | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Эра : 3-й промежуточный период (1069–664 до н. э.) | ||||||||||
Самое раннее известное упоминание о Гаваоне во внебиблейских источниках находится в списке городов на стене храма Амона в Карнаке , посвященном вторжению в Израиль египетского фараона Шошенка I (945–924 гг. до н.э.). [50] [52] Иосиф Флавий поместил Гаваон в 40 стадиях от Иерусалима . [53] Лексикограф X века Давид бен Авраам аль-Фаси отождествил аль-Джиб с древним городом Гаваон, и эта точка зрения была подтверждена также еврейским лексиконом, составленным Вильгельмом Гесениусом и Францем Булем («ныне аль-Иб »). [54] Первое отождествление аль-Джиба с древним ханаанским городом Гаваон было сделано Францем Фердинандом фон Троило в 1666 году, а затем принято Эдвардом Робинсоном в 1838 году в его «Библейских исследованиях в Палестине» . Более позднее обнаружение ручек от банки Аль-Джиб добавило веса этой идентификации. [55] Останки Гаваона были раскопаны в ходе шести экспедиций с 1956 по 1962 год под руководством Пенсильванского университета археолога Джеймса Б. Притчарда . [3] [56] [57]
Ранний бронзовый век
[ редактировать ]Гаваон был основан в раннем бронзовом веке (EB, ок. 3300–2000 гг. до н.э.), [58] поскольку археологи обнаружили 14 банок для хранения ЭБ под фундаментом стены железного века. Другие останки ЭБ были обнаружены на вершине телла , но стратиграфия была уничтожена британским артиллерийским обстрелом во время Первой мировой войны . Вероятно, здесь была оборонительная стена, но ее пока не нашли. В гробницах, высеченных в скале на восточной стороне холма, находились кувшины и чаши ЭБ, сначала сформированные вручную, а затем обработанные на медленном круге. Город ранней бронзы был уничтожен пожаром, но дата этого разрушения не определена.
Средний бронзовый век
[ редактировать ]Постоянные поселения в Гаваоне появились в I-II веке средней бронзы. На ручках многих кувшинов было выбито слово gb ̨n (Гиваон). [59]
Поздний бронзовый век
[ редактировать ]
Никаких следов города позднего бронзового века обнаружено не было. [60] Известно только семь гробниц того периода, но они, тем не менее, указывают на определенную степень сложности, поскольку в них содержалась импортная кипрская посуда , а местные гончары пытались копировать микенскую и кипрскую керамику. Похоже, что по крайней мере некоторые из этих гробниц были вырезаны в более ранние периоды и использовались повторно. [56] [57] Притчард предположил, что где-то в районе, не затронутом его четырехлетними раскопками, все еще могут быть найдены остатки «великого города» бронзового века из Книги Иисуса Навина. [3]
Железный век
[ редактировать ]
Гаваон процветал в конце II железного века, когда город имел большие укрепления, крупную винодельческую промышленность и развитую систему водоснабжения. К востоку от телла было обнаружено роскошное кладбище того же периода. [61]
Стена, бассейн и родниковый туннель
[ редактировать ]
В раннем железном веке вокруг вершины холма была построена массивная стена, а в живой скале был вырезан прямо внутри стены огромный бассейн. На первом этапе его прорезали диаметром 11,8 м на глубину 10,8 м, в стены бассейна врезали винтовую лестницу из 79 ступеней, а на втором этапе был добавлен туннель, продолжающийся вниз к воде. камера на 24 м ниже уровня города. Возможно, но невозможно доказать, что это сооружение представляет собой « купальню Гаваонскую » из 2 Царств 2:13 . Позже, в железном веке, был построен еще один туннель из 93 ступеней, ведущий к лучшему источнику воды. [ сомнительно – обсудить ] ниже города, начиная с точки возле бассейна. Вторая точка доступа к этому источнику у подножия холма используется до сих пор. [3] [56]
Винная промышленность
[ редактировать ]
Плоская и плодородная земля с множеством источников, окружающих ее, дала начало процветающей экономике, о чем свидетельствует большое количество обнаруженных здесь древних кувшинов и винных погребов. В кувшинах вмещалось 45 литров вина каждая, а в Джибе было обнаружено 66 винных погребов глубиной два метра, вырытых в скале. [62]
В 8-7 веках до нашей эры здесь существовала значительная винодельческая промышленность; найдены подвалы, вмещающие 95 000 литров вина. Среди этих находок впечатляют шестьдесят три винных погреба. Надписи на иврите גבען (GBʻN) на ручках кувшинов для хранения вина, большинство из которых были выкопаны из большого бассейна, соответствующего библейскому описанию, сделали идентификацию Гаваона безопасным и знаковым продуктом библейской археологии . Притчард публиковал статьи о производстве вина, надписях на иврите, винных погребах, высеченных в скалах, и хорошо спроектированных водопроводах, снабжающих город водой. [ нужна ссылка ]
Классическая античность
[ редактировать ]С VI по начало I века до нашей эры свидетельств оккупации мало. этом месте были обнаружены черепки и монеты позднеэллинистического хасмонейского и На периодов, относящиеся к периоду правления Антиоха III и Иоанна Гиркана . В римский период здесь было много построек, включая ступенчатые бани и водопроводы. [3] [56]
Гаваон, возможно, находился под контролем Иерусалима и, вероятно, в то время не был укреплен.
Евсевий в своем «Ономастиконе » упоминает Гаваон (Габаон), как ранее населенный Гаваонитянами, которые были евейским народом, и что их деревня располагалась примерно в 4 милях к западу от Вефиля, недалеко от Рамы. [63] Лексикограф X века Давид бен Авраам аль-Фаси отождествил аль-Иб (ныне аль-Джиб ) с древним городом Гаваон, и эта точка зрения была принята Францом Булем и другими историческими географами. [64] и описан как таковой в Еврейском лексиконе, составленном Вильгельмом Гезениусом , [65] и подтверждается надписями на иврите, обнаруженными в 1956 году. [56]
В близлежащих руинах, построенных на южном склоне хребта на западной стороне нагорья -Джиб , археологи обнаружили жилище эллинистического Аль периода Второго Храма , в котором были обнаружены оштукатуренная ритуальная ванна с тремя нисходящими лестницами и промышленной зоной. с известковыми печами . [66]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карта Мадабы , VI век.
- ↑ Изложение всей Библии Гилла на 9-ю главу Иисуса Навина , по состоянию на 26 марта 2017 г.; ср. Бытие 9:3–27
- ^ Перейти обратно: а б с д и Причард, Джеймс Беннетт (1962). Гаваон, где солнце остановилось: открытие библейского города . Принстон в мягкой обложке. Том. 304. Издательство Принстонского университета. ISBN 069100210X . Проверено 18 марта 2021 г.
- ^ 1 Паралипоменон 9:35–39.
- ^ 2 Царств 21:2
- ^ Число. Раши 8:4
- ^ Иерусалимская Библия , примечание к 2 Царств 21:2: «Сообщение об этих событиях не сохранилось».
- ^ Изложение всей Библии Гилла на 2 Царств, по состоянию на 18 августа 2017 г., цитирует Вавилонский Талмуд: Бава Камма , л. 119. 1 : «Ибо где мы находим, что Саул убил Гаваонитян? Следовательно, это должно быть потому, что он убил Нов, город священников».
- ^ Неемия 3:7
- ^ Неемия 3:7
- ^ Джозефус (1981). Иосиф Флавий Полное собрание сочинений . Перевод Уильяма Уистона . Гранд-Рапидс, Мичиган: Публикации Крегеля. п. 236 ( Древности 11.5.7.). ISBN 0-8254-2951-Х .
- ^ Неемия 7:6
- ↑ Барнс, МЫ (1899), Кембриджская Библия для школ, 1 Паралипоменон 13 , по состоянию на 22 февраля 2020 г.
- ^ Мэтис, Х.П., 1 и 2 Хроники в Бартоне, Дж. и Маддимане, Дж. (2001), Оксфордский библейский комментарий, заархивировано 22 ноября 2017 г. в Wayback Machine , стр. 277
- ^ Роджерс, Гай Маклин (2021). За свободу Сиона: Великое восстание евреев против римлян, 66–74 гг. н.э. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 537. ИСБН 978-0-300-24813-5 .
- ^ Вавилонский Талмуд: Йевамот 79
- ^ Pl. of nathin. V. Glos.
- ^ В. БаХ.
- ^ II Сэм. XXI, 2-4, 6.
- ^ Израиль
- ^ Втор. XIII, 18.
- ^ Пр. ХХ, 17
- ^ Чтобы быть доброжелательным, [H] букв. «заниматься благотворительностью» (EV праведность) Быт. XVIII. 19.
- ^ II Сэм. XXI, 8.
- ^ Все выжившие потомки Саула.
- ^ Там же. 7. Если бы выбор был сделан ковчегом, какая была необходимость Давиду щадить его?
- ^ Во избежание риска быть удержанным
- ^ Если бы того, кого оставили, освободили, вместо него пришлось бы умереть другому!
- ^ И дети не должны быть преданы смерти за отцов (Втор. XXIV, 16). Почему же тогда потомкам Саула пришлось страдать за грех Саула?
- ↑ Так бы и было, если бы преступление против гаваонитян осталось безнаказанным.
- ^ II Сэм. XXI, 10.
- ^ Втор. XXI, 23.
- ^ [H] букв., «втащили»; прозелиты, которых не допустили в общину, [или «прозелиты-самоучки», класс новообращенных, которые массово иудаизируют под влиянием страха. В. Мур, Г.Ф. Иудаизм I, 337].
- ^ I Kings V, 29
- ^ Там же. IX. 22
- ^ Труд, о котором говорится в 3 Царств V, 29.
- ^ Не труд рабов. [H] возможно, искаженное персидское [H] «поденщик». См. Золото. Эл и Джаст. св [Ч].
- ^ II Хрон. II, 16ф.
- ^ Втор. XXIX, 10. Поскольку они были особо выделены, они, очевидно, не входили в состав общества Израиля, а их служение было именно таким, которое было свойственно нефинимам или гаваонитянам.
- ^ В свое время
- ^ Джош. IX, 27
- ↑ Как было специально сказано: «Для жертвенника» (там же).
- ^ Йебамот 8:3
- ^ Перейти обратно: а б Коэн 2010 , с. 95.
- ^ Попперс 1958 , стр. 154–155.
- ^ Хезсер 2005 , стр. 109, 137.
- ^ Попперс 1958 , с. 155.
- ^ Бейкер 2002 , с. 207.
- ^ Исполнительный комитет редакционной коллегии и Джейкобс 1905 , с. 233.
- ^ Перейти обратно: а б Готье, Анри (1928). Словарь географических названий, содержащихся в иероглифических текстах Том. 5 . п. 169.
- ^ Уоллис Бадж, Э.А. (1920). Египетский иероглифический словарь: с указателем английских слов, список царей и геологический список с указателями, список иероглифических символов, коптский и семитский алфавиты и т. д. Том II . Джон Мюррей . п. 1043 .
- ^ Дж. Бленкинсопп, Гаваон и Израиль: роль Гаваона и гаваонитян в политической и религиозной истории раннего Израиля (Cambridge University Press, 1972), стр. 3.
- ^ Древности евреев , 7.11.7.
- ^ Соломон Скосс, Еврейско-арабский словарь Библии, известный как Китаб Джами аль-Альфас (Агрон) Давида бен Авраама Аль-Фаси, караима (Нью-Хейвен: Йель, 1936), «Введение». п. XXXVIII.
- ^ Причард, Джеймс Б. (2015). «История Гаваона в свете раскопок» . Том Конгресса, Оксфорд, 1959 год . Vetus Testum, Добавки. Брилл. ISBN 978-90-04-27530-0 .
Уравнение Эль-Джиб = Гаваон, впервые предложенное ФОН ТРОЙЛО в 1666 г. и позже принятое ПОКОКЕ (1738 г.), РОБИНСОНОМ (1838 г.), ОЛБРАЙТОМ (1924 г.), АБЕЛЕМ (1934 г.) и другими, вызывало серьезные споры в течение тридцати лет до этого. открытие ручек кувшинов, главным образом, на основе сведений, сохранившихся в Ономастиконе Евсевия.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Э. Стерн (редактор), Новая энциклопедия археологических раскопок на Святой Земле , статья «Гиваон», Израильское исследовательское общество и Хартия (1993), том 2, стр. 511-514.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Б. Причард, Культура и история, в журнале JP Hyatt (ред.) «Библия в современной науке» (Abingdon Press, 1965), стр. 313–324.
- ^ «Библейский мир. Словарь библейской археологии», изд. Чарльз Ф. Пфайффер, арт. «Гибеон»
- ^ Лафлин, Джон (2007). Пятьдесят крупнейших городов Библии . Рутледж. ISBN 9780203087657 .
- ^ Причард (1962), стр. 157-158.
- ^ Финкельштейн, Израиль (2018). Хасмонейские реалии, лежащие в основе Ездры, Неемии и Паралипоменон . СБЛ Пресс . п. 32. ISBN 978-0-88414-307-9 . OCLC 1081371337 .
- ^ Брукс, 2005, с. 93-94.
- ^ Чепманн III, RL; Тейлор, Дж. Э. , ред. (2003). Палестина в четвертом веке нашей эры: Ономастикон Евсевия Кесарийского . Перевод GSP Фриман-Гренвилл. Иерусалим: Хартия. п. 41 (св. Габаон). ISBN 965-220-500-1 . OCLC 937002750 .
- ^ Ахарони, Ю. (1979). Земля Библии: историческая география (2-е изд.). Филадельфия: Вестминстер Пресс. п. 435. ИСБН 0664242669 . ОСЛК 6250553 . (оригинальное издание на иврите: «Земля Израиля в библейские времена - историческая география», Институт Бялика , Иерусалим (1962))
- ^ Соломон Скосс, Еврейско-арабский библейский словарь, известный как Китаб Джами аль-Альфас (Агрон) Давида бен Авраама Аль-Фаси, караима (Нью-Хейвен: Йель, 1936), введение. п. XXXVIII.
- ^ Биньямин Хар-Эвен, «Хирбет эль-Джафир (Запад) - сельское поселение периода Второго Храма в горной местности Эль-Джиб», в: Резюме (часть первая): Библия, история и археология , стр. 27–28.
Источники
[ редактировать ]- Бейкер, Синтия М. (2002). Восстановление Дома Израиля: гендерная архитектура в еврейской древности . Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-804-74029-6 .
- Коэн, Шэй, Джей Ди (2010). Значение Явне и других очерков в еврейском эллинизме . Мор Зибек . ISBN 978-3-161-50375-7 .
Исполнительный комитет редакционной коллегии; Джейкобс, Джозеф (1905). «Нефиним » В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия Том. 9. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. п. 233.
- Хезсер, Кэтрин (2005). Еврейское рабство в древности . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-199-28086-5 .
- Попперс, HL (июль 1958 г.). «Деклассирование в вавилонской еврейской общине». Еврейские социальные исследования . 20 (3): 153–179. JSTOR 4465617 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Гаваоном , на Викискладе?
- Гаваон (BiblePlaces.com), заархивировано 8 октября 2015 г. в Wayback Machine, включает изображения.
- Посещение системы водоснабжения Тель-Гибеон , блог с фотографиями и видео (5 апреля 2018 г.). Доступ в марте 2021 г.
- Гаваон (древний город)
- Населенные пункты, основанные в IV тысячелетии до н.э.
- Археологические открытия 1956 г.
- Археологические памятники на Западном берегу
- Ханаанские города
- Бывшие населенные пункты Государства Палестина
- Памятники бронзового века в Государстве Палестина
- Сайты железного века в Азии
- 13 Коханических городов
- Племя Вениамина