Ашдод (древний город)
Ашдод | |
Расположение | Ашдод , Израиль |
---|---|
Область | Левант |
Координаты | 31 ° 45'13 "N 34 ° 39'42" E / 31,75361 ° N 34,66167 ° E |
Тип | Древний левантийский город |
Ашдод ( филистимлянин : ʾašdūd ; иврит : אַשְׁדּוֹד , латинизированный : ʾašdōḏ ; арабский : أسدود , латинизированный : ʾasdūd ) или Азотус ( греческий Koinē : Ἄζω τος , ) — azōtos древний левантийский мегаполис, расположенный в Тель-Ашдоде , « Кургане Ашдода». , археологический памятник, расположенный в нескольких километрах к югу от современного Ашдода современного Израиля. на территории
Первое документально подтвержденное городское поселение в Ашдоде датируется 17 веком до нашей эры, когда это был укрепленный ханаанский город. [ 1 ] прежде чем быть разрушенным во время краха бронзового века . В период железного века он был одним из пяти городов филистимского пентаполя и упоминается 13 раз в еврейской Библии . После захвата Озией , он некоторое время находился под властью Иудейского царства, а затем перешел из рук в руки между Неоассирийской империей , Нововавилонской империей и более поздней империей Ахеменидов .
После завоеваний Александра Македонского город стал эллинизированным . [ 2 ] и был известен как Азотус. Позже он был включен в состав Хасмонейского царства . В I веке до нашей эры Помпей вывел город из-под власти Иудеи и присоединил его к римской провинции Сирия . В 30 г. до н. э. Ашдод попал под власть Ирода , который завещал его своей сестре Саломее I , решение, позже подтвержденное Августом . Во время Первой еврейско-римской войны Веспасиан подчинил город и разместил в нем гарнизон. [ 2 ] Ашдод был епископством под властью Византии , но его значение уменьшилось в течение средневекового периода . [ 3 ]
В эпоху Османской империи на этом месте располагалась бывшая, а ныне обезлюдевшая палестинская деревня Исдуд . [ 4 ] [ 5 ] на этом месте существовало постоянное население В ранний современный период вплоть до арабо-израильской войны 1948 года , когда тогдашняя деревня Исдуд опустела, когда ее жители бежали или были изгнаны. Сегодня это место представляет собой археологический объект, открытый для публики, с видимыми остатками Исдуда и более ранними историческими руинами, предположительно относящимися к филистимскому периоду. [ 6 ]
Эволюция имени
[ редактировать ]Древнее левантийское поселение Ашдод имело множество названий. Его первое свидетельство представлено в виде египетских списков XI века до н.э., где оно записано как «isdd», которое, по мнению ученых, происходит от ханаанского слова «'aṯdādu» позднего бронзового века . [ 7 ] В ассирийских записях это стало «асдуду» или «асдуду». [ 7 ] [ 8 ] «ашдуду» в вавилонской клинописи и «ашдади» в угаритском языке . слово Еврейское «ашдод» или «Ашдод» также считается производным от ханаанской формы. [ 7 ] [ 8 ]
В эллинистический период название поселения стало «Азотус» по-гречески, а иногда и конкретно «Азотус Месогайас», буквально «Внутренний Азотус», в отличие от Азотус Паралиос , буквально «Азотус-у-моря», или Ашдод- Ям на иврите. В раннемусульманский период географ Ибн Хордадбе в 9 веке называл город «Аздуд», перекликаясь с доэллинистическим названием. [ 9 ] К 16 веку оно утратило начальную гласную и стало просто «Сдуд». [ 10 ] прежде чем вернуть его к 19 веку как «Эсдуд». [ 11 ] - форма названия поселения, мало изменившаяся до 20 века «Исдуд». [ 12 ]
История
[ редактировать ]Бронзовый век
[ редактировать ]Средняя бронза
[ редактировать ]Самое раннее крупное поселение в Ашдоде датируется 17 веком до нашей эры. Ашдод был укреплен в MBIIC городскими воротами с двумя входами (аналогично Сихему ). [ 13 ]
Поздняя бронза
[ редактировать ]Ашдод впервые упоминается в письменных документах позднего бронзового века Угарита , которые указывают на то, что город был центром экспорта окрашенных шерстяных пурпурных тканей и одежды. В конце 13 века до нашей эры народы моря завоевали и разрушили Ашдод. К началу XII века до нашей эры городом правили филистимляне , которых обычно считали одним из народов моря. Во время их правления город процветал и входил в состав Филистимского Пентаполиса («пяти городов»). [ 14 ] включая Ашкелон и Газу на побережье, а также Экрон и Гат дальше вглубь страны, помимо Ашдода.
Железный век до персидского периода
[ редактировать ]В 950 году до нашей эры Ашдод был разрушен во время фараоном Сиамуном завоевания региона . Город не был перестроен по крайней мере до 815 г. до н.э.
В целом город оставался независимым от иудейского и израильского правления вплоть до эллинистического периода . [ 15 ]
Асдуду возглавил восстание филистимлян, иудеев , эдомитян и моавитян против Ассирии после изгнания царя Ахи-Мити, которого Саргон поставил вместо своего брата Азури. Гат ( Гимту ) принадлежал в то время царству Ашдоду. [ 16 ] Главнокомандующий ассирийского царя Саргона II ( туртану ), которого в Библии короля Иакова называют просто «Тартан» ( Исайя 20:1 ), восстановил контроль над Ашдодом в 712/711 году до нашей эры. [ 17 ] [ 18 ] и заставил узурпатора Йемена бежать. Генерал Саргона [ 19 ] разрушил город и сослал его жителей, в том числе некоторых израильтян, впоследствии расселившихся в Мидии и Эламе . [ 20 ]
Митинти ( аккадский : 𒈪𒋾𒅔𒋾 ми-ти-ин-ти ; филистимлянин : 𐤌𐤕𐤕 * Mītīt или * Matīt ) [ 21 ] был царем во времена сына Саргона Сеннахирима (годы правления 705–681 до н.э.) и Ахимилки во времена правления сына Сеннахирима Асархаддона (годы правления 681–669 до н.э.).
Сообщается, что Псамтик I из Египта (годы правления 664–610 до н.э.) осаждал великий город Азот в течение двадцати девяти лет (Геродот, II, 157); библейские упоминания об остатках Ашдода ( Иеремия 25:20 ; ср. Софония 2:4 ) интерпретируются как намеки на это событие.
Город выдержал еще один удар в 605 г. до н.э., когда его завоевал Навуходоносор Вавилонский. [ 22 ] Под властью Вавилона это была провинция. [ 15 ]
В 539 году до нашей эры город был восстановлен персами .
Эллинистический период
[ редактировать ]В 332 году до нашей эры город был завоеван в войнах Александра Македонского .
В период эллинизма и вплоть до позднего средневековья город был известен грекам как Азотус ( греческий : Άζωτος) или Азотус Месогайос (буквально «внутренний Азотус»). [ 23 ] он также был известен как Гиппинос (буквально «всадник»). Римлянам [ 23 ]
Несмотря на его расположение в четырех милях (6 км) от побережья, Птолемей (ок. 90 – ок. 168 н. э.) описал эллинизированный город как морской город, как это сделал Иосиф Флавий в «Древностях» . [ 24 ] [ нужен неосновной источник ] Иосиф Флавий также описывает Ашдод как «находящийся во внутренних частях страны». [ 24 ] [ нужен неосновной источник ] Это любопытное противоречие может относиться к контролю Ашдода над отдельной гаванью, называемой « Азотус Паралиос », или Ашдод-на-море (παράλιος — «паралиос», по-гречески «на берегу»). [ 25 ] [ 26 ]
Азот процветал до восстания Маккавеев , во время которого Иуда Маккавей захватил город и «опустошил его». [ 24 ] [ нужен неосновной источник ] Его брат Ионафан Маккавей снова завоевал его в 147 г. до н. э. и разрушил храм Дагона , связанный с библейской историей о пленении филистимлян у Ковчега . [ 27 ] Во времена правления Александра Яннея Ашдод входил в состав его территории. [ 24 ] Войны за наследство между Гирканом II и Аристобулом II привели к разрушениям на Азоте. [ 24 ] [ нужен неосновной источник ]
Римский период
[ редактировать ]Помпей восстановил независимость Азота, как и всех эллинизированных прибрежных городов. [ 24 ] [ нужен неосновной источник ] Несколько лет спустя, в 55 г. до н.э., после новых боев, римский полководец Габиний помог восстановить Ашдод и несколько других городов, оставшихся без защитных стен. [ 24 ] [ 23 ] В 30 г. до н.э. Ашдод перешел под власть царя Ирода , который затем завещал его своей сестре Саломее . [ 24 ] [ 23 ] Позднее это было подтверждено Августом . [ 2 ] Ко времени Первой иудейско-римской войны (66–70 гг.) в Ашдоде, очевидно, было значительное еврейское присутствие, что побудило Веспасиана разместить в городе гарнизон весной 68 г. [ 23 ] [ 2 ]
Византийский период
[ редактировать ]В византийский период Азотус Паралиос затмевал свой внутренний аналог по размеру и значимости. VI века На карте Мадабы оба города обозначены своими именами. [ 28 ]
Известность эллинизированного, а затем христианского Азота продолжалась до VII века.
Город представлял на Халкидонском соборе Ираклий Азотский.
Ранний мусульманский период
[ редактировать ]Азот попал под власть мусульман в VII веке.
Географ Ибн Хордадбе (ок. 820–912, раннемусульманский период ) называл внутренний город «Аздуд» и описывал его как почтовую станцию между ар-Рамлой и сектором Газа . [ 9 ]
Периоды крестоносцев и мамлюков
[ редактировать ]XII века пожертвованиях и земельных документах крестоносцев В церковных упоминается поселение в Азотуме. В период мамлюков Исдуд был ключевой деревней на дороге Каир — Дамаск , которая служила центром сельской религиозной и экономической жизни. [ 29 ]
Османский период
[ редактировать ]В период Османской империи на этом месте располагалась деревня, расположение которой на Виа Марис придавало ей большое значение. В 1596 году н. э., находившийся под управлением нахии («подрайона») Газы в составе ливы («района») Газы , население Ашдода (названного Сдудом ) насчитывало 75 семей, около 413 человек, все мусульмане . Жители деревни платили фиксированную ставку налога в размере 33,3% на пшеницу , ячмень , кунжут и плодовые культуры, а также на коз и ульи; всего 14 000 акче . [ 30 ] [ 10 ]
В конце девятнадцатого века Исдуд описывался как деревня, раскинувшаяся на восточном склоне невысокого холма, покрытая садами. Разоренный хан стоял к юго-западу от села. Дома его были одноэтажными, со стенами и оградами из сырцового кирпича. Основных источников воды было два: пруд и каменный колодец. Оба были окружены рощами финиковых пальм и фиговых деревьев. [ 31 ]
Британский мандат
[ редактировать ]По данным переписи населения Палестины 1922 года , проведенной властями британского мандата , население Исдуда составляло 2566 жителей; 2555 мусульман и 11 христиан, [ 12 ] где все христиане были католиками . [ 32 ] Население увеличилось по переписи 1931 года до 3240 человек; 3238 мусульман и 2 христианина, всего 764 дома. [ 33 ]
Арабо-израильская война 1948 года.
[ редактировать ]Деревня Исдуд была оккупирована египетской армией 29 мая 1948 года и стала самой северной позицией египтян во время арабо-израильской войны 1948 года . Хотя израильтянам не удалось захватить территорию и они понесли тяжелые потери, Египет изменил свою стратегию с наступательной на оборонительную, тем самым остановив их продвижение на север. [ 34 ] Египетские и израильские силы столкнулись в окрестностях, при этом египтяне не смогли удержать мост Ад-Халом через реку Лахиш . Израильские силы окружили город во время операции «Плешет» и обстреляли его с воздуха. [ 35 ] В течение трех ночей с 18 октября израильские ВВС бомбили Исдуд и ряд других населенных пунктов. [ 36 ] Опасаясь окружения, египетские войска 28 октября 1948 года отступили, и большинство жителей бежало. [ 37 ] Оставшиеся 300 горожан были изгнаны на юг Армией обороны Израиля . [ 38 ] [ 39 ] Деревня была частью территории, переданной Израилю в соответствии с Соглашением о перемирии 1949 года после окончания войны.
Библейские ссылки
[ редактировать ]В Книге Неемии , относящейся к событиям V века до нашей эры, упоминаются ашдодитяне. [ 40 ] и речь Ашдода , которую усыновляет половина детей из смешанных семей. Хьюго Винклер объясняет использование этого названия тем, что Ашдод был ближайшим к Иерусалиму из филистимлянских городов . [ 41 ]
В книге Иисуса Навина 11 Аздод указан среди городов, принадлежащих колену Иуды (Иисус Навин 11:21-22). [ 15 ]
В 1 Царств 6:17 Аздод упоминается среди главных филистимских городов. Захватив Ковчег завета у израильтян, филистимляне отнесли его в Ашдод и поместили в храме Дагона . На следующее утро Дагона нашли распростертым перед Ковчегом; вернувшись на свое место, на следующее утро его снова нашли разбитым и разбитым. Жители Ашдода были поражены нарывами; на землю было наслано нашествие мышей (1 Царств 6:5). [ 42 ]
I века нашей эры В Книге Деяний Азот упоминается как место, в котором Филипп Евангелист вновь появился после того, как обратил эфиопского евнуха в христианство. [ 43 ]
Археология
[ редактировать ]Древний Ашдод сегодня стал археологическим памятником, известным как «Тель-Ашдод», расположенным в нескольких километрах к югу от современного израильского города Ашдод . Его раскапывали археологи в течение девяти сезонов с 1962 по 1972 год. Первые несколько лет работы возглавляли Дэвид Ноэль Фридман из Питтсбургской духовной семинарии и Моше Дотан. [ 44 ] [ 45 ] Остальные сезоны возглавлял Дотан от Управления древностей Израиля . [ 46 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Моше Дотан (1990). Ашдод – Семь уровней раскопок (на иврите). Израиль: Общество защиты природы Израиля, филиал в Ашдоде. п. 91. УЛИ Сысно. 005093624.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роджерс, Гай Маклин (2021). За свободу Сиона: Великое восстание евреев против римлян, 66–74 гг. н.э. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 44, 281, 293. ISBN. 978-0-300-24813-5 .
- ^ «Ашдод | Израиль | Британика» . www.britanica.com . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ Джейкобс, Д.; Эбер, С.; Сильвани, Ф. (1998). Израиль и палестинские территории . Музыкальный грубый гид. Грубые гиды. п. 113. ИСБН 978-1-85828-248-0 . Проверено 22 декабря 2022 г.
В четырех километрах от города и к западу от шоссе 4 Тель-Ашдод был центром деревни Исдуд – древнего Ашдода – и местом расположения филистимского порта. Выйдите из автобуса, если вам нравятся старые курганы, заброшенные палестинские дома...
- ^ Официальный путеводитель Хартии по Израилю: и полный справочник всех мест Святой Земли . Издательство Carta Publishing для издательства Министерства обороны. 1983. с. 81. ИСБН 978-965-220-047-1 . Проверено 22 декабря 2022 г.
Тель Ашдод... Древний тел, в 7 км к югу от современного Ашдода, в заброшенной арабской деревне Исдуд...
- ^ «Тель-Ашдод, Эсдуд (S); Исдуд, Сдуд (М)» . antiquities.org.il . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кросс-младший, FM; Фридман, Д.Н. (1964). «Имя Ашдода» . Бюллетень американских школ восточных исследований . 175 (1): 48–50. дои : 10.2307/1355824 . JSTOR 1355824 . S2CID 163848559 .
- ^ Перейти обратно: а б Сеймур Гитин, «Филистимляне в Книге царей», в книге Андре Лемэра , Баруха Халперна, Мэтью Джоэла Адамса (ред.) «Книги царей: источники, состав, историография и рецепция», BRILL, 2010, стр. 301–363, для Неоассирийские источники стр.312: Четыре города-государства позднего филистимского периода (железный век II) — это Амкарруна ( Экрон ), Асдуду ( Ашдод ), Хазат ( Газа ) и Искалуна ( Ашкелон ) с бывшей пятой столицей. , Гат , заброшенный на этом позднем этапе.
- ^ Перейти обратно: а б Халиди, 1992, с. 110
- ^ Перейти обратно: а б А. Петерсен (2005). Города Палестины под властью мусульман, 600–1600 гг . н.э. Международная серия BAR 1381. с. 133 .
- ^ Робинсон и Смит, 1841, том 3, 2-е приложение, с. 118. Архивировано 8 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Бэррон, 1923 г., Таблица V, Подрайон Газы, с. 8. Архивировано 4 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Дотан 1971
- ^ Б.Френкель (1990). Филистимляне (на иврите). Израиль: Общество защиты природы Израиля, филиал в Ашдоде. п. 119. УЛИ Сысно. 005093624.
- ^ Перейти обратно: а б с Лемче, Нильс Петер (2004). «Ашдод». Исторический словарь древнего Израиля . Исторические словари древних цивилизаций и исторических эпох. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. стр. 61–62. ISBN 978-0-8108-4848-1 .
- ^ Дж. Каплан (1990). Крепость Ямани в Ашдод-Яме (на иврите). Израиль: Общество защиты природы Израиля, филиал в Ашдоде. п. 125. НАЗАД Сысно. 005093624.
- ^ «Знакомство с Ашдод-Ямом: история и раскопки» . Археологический проект Ашдод-Ям, веб-сайт . Институт археологии Тель-Авивского университета и Институт альтернативных свидетельств Лейпцигского университета. 2014. Архивировано из оригинала 21 мая 2015 года . Проверено 24 мая 2015 г.
- ^ Х. Тадмор (1966). «Филистия под властью Ассирии». Библейский археолог . 29 (3). Американские школы восточных исследований: 86–102. дои : 10.2307/3211004 . JSTOR 3211004 . S2CID 165315779 .
- ^ Коган, Мордехай (1993). «Иуда под ассирийской гегемонией: пересмотр империализма и религии». Журнал библейской литературы . 112 (3). Общество библейской литературы: 403–414. дои : 10.2307/3267741 . JSTOR 3267741 .
- ^ Прайс, Массум (2001). «Краткая история иранских евреев» . Иранское камерное общество. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 11 октября 2007 г.
- ^ НАВЕ, ДЖОЗЕФ. «Письменность и письменность в Филистии седьмого века до нашей эры: новые свидетельства из Телль-Джемме». Журнал исследований Израиля , том. 35, нет. 1, Израильское исследовательское общество, 1985, стр. 8–21, http://www.jstor.org/stable/27925967 .
- ^ О. Колани; Б. Кровь; М. Брош; С. Пипано (1990). Календарь событий в Израиле и Ашдоде (на иврите). Израиль: Общество защиты природы Израиля, филиал в Ашдоде. п. 79. НАЗАД Сысно. 005093624.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Рафаэль Патай (1999). Дети Ноя: еврейское мореплавание в древние времена . Издательство Принстонского университета. стр. 144–145. ISBN 9780691009681 . Архивировано из оригинала 29 мая 2021 года . Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Иосиф Флавий. «Иудейские древности» . Архивировано из оригинала 13 июня 2015 года . Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ "Греческий Стронга: 3882. παράλιος (паралиос) — у моря, морской берег" . Архивировано из оригинала 4 ноября 2014 года . Проверено 29 июня 2015 г.
- ^ С. Пифано (1990). Ашдод-Ям в византийский период (на иврите). Израиль: Общество защиты природы Израиля, филиал в Ашдоде. п. 143. УЛИ Сысно. 005093624.
- ^ С.Шапира (1990). Битва при Ашдоде (147 г. до н. э.) (на иврите). Израиль: Общество защиты природы Израиля, филиал в Ашдоде. п. 135. УЛИ Сысно. 005093624.
- ^ «Карта Мадабы, номера 96 (Азотус) и 97 (Азотус-на-море) с обсуждениями» . Архивировано из оригинала 31 марта 2015 г. Проверено 28 декабря 2018 г.
- ^ Маром, Рой; Таксель, Итамар (01 октября 2023 г.). «Хамама: историческая география непрерывности и изменений поселений во внутренних районах Мадждала Аскалана, 1270–1750 гг. Н. Э. » Журнал исторической географии 82 : 49–65. дои : 10.1016/j.jhg.2023.08.003 . ISSN 0305-7488 .
- ^ Хюттерот и Абдульфаттах, 1977, с. 143. Цитируется по Халиди, 1992, с. 110
- ^ Кондер и Китченер, 1882, SWP II, стр. 409. Архивировано 28 октября 2016 г. в Wayback Machine . Цитируется по Халиди, 1992, стр. 110–111.
- ^ Бэррон, 1923, Таблица XIII, стр. 44. Архивировано 20 октября 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Миллс, 1932, с. 4. Архивировано 10 июня 2016 г. в Wayback Machine .
- ^ Нью-Йорк Таймс [ постоянная мертвая ссылка ] 8 июня 1948 г.
- ^ Иегуда Салах (2003). Места сражений в Земле Израиля (на иврите). Израиль: Карта . п. 24. ISBN 965-220-494-3 .
- ^ Халиди, 1992, с. 112
- ^ «Зохрот-Исдуд» . Архивировано из оригинала 28 апреля 2018 г. Проверено 16 июля 2018 г.
- ^ «От Исдуда до Ашдода: мечта одного человека об иммигранте, кошмар беженца другого» . Международный медиацентр Ближнего Востока. 13 апреля 2006 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года . Проверено 21 сентября 2007 г.
- ^ Моррис (2004), с. 471.
- ^ в 13:23,24.
- ^ История Израиля . 1898. с. 224.
- ^ Харрис Дж. К. (2006). «Чума Ашдода». Арх. Общая психиатрия . 63 (3): 244–5. дои : 10.1001/archpsyc.63.3.244 . ПМИД 16520427 .
- ^ Деяния 8:40 )
- ^ М. Дотан и Дэвид Ноэль Фридман, Ашдод I, Первый сезон раскопок 1962 г., Атикот, том. 7, Управление древностей Израиля, 1967 г.
- ^ Дэвид Ноэль Фридман, Второй сезон в древнем Ашдоде, Библейский археолог, том. 26, нет. 4, стр. 134–139, 1963 г.
- ^ Моше Дотан, Ашдод VI: Раскопки территорий H и K (1968–1969) (Отчеты Iaa) (т. 6), Управление древностей Израиля, 2005 г., ISBN 965-406-178-3