Сиамун
Сиамун | |
---|---|
Псинах (Манефон)? | |
![]() Сиамун на рельефе из Мемфиса | |
фараон | |
Царствование | 986–967 до н.э. |
Предшественник | Осоркон Старший |
Преемник | Псусенн II |
Супруга | Каримала ? |
Умер | 967 г. до н.э. |
Похороны | Неизвестно, возможно, перезахоронено в NRT III в Танисе. |
Династия | 21-я династия |
Нетерхеперре или Нетджерхеперре-Сетепенамун Сиамун был шестым фараоном Египта династии во времена Двадцать первой . Он широко строил в Нижнем Египте для царя Третьего промежуточного периода и считается одним из самых могущественных правителей Двадцать первой династии после Псусенна I. Преномен Сиамуна, Неджерхеперре-Сетепенамун, означает «Божественное проявление Ра , Избранного Амона ». [1] а его имя означает «сын Амона». [2]
Семья
[ редактировать ]О семейных отношениях Сиамуна известно очень мало. В 1999 году Крис Беннетт привел доводы в пользу того, что королева Каримала, известная по надписи в храме Семны, является дочерью Осоркона Старшего . [3] Ее называют и «Царской дочерью», и «Царской женой». Ее имя предполагает, что она, возможно, была ливийкой, что соответствует тому, что она была дочерью Осоркона Старшего (« Осохор Манефона »). Учитывая дату надписи ( в 14 году), она могла бы быть королевой либо короля Сиамуна, либо короля Псусеннеса II . Беннетт предпочитает брак с Сиамуном, потому что в этом случае она могла бы занять должность наместника Куш -Несхона в качестве религиозного лидера в Нубии. Более того, женитьба на ней могла бы объяснить, как Сиамун, египтянин, судя по его номену, стал преемником явно ливийского Осохора. [3]
Манефон
[ редактировать ]Сиамуна часто отождествляют с последним царем 21-й династии Манефона , «Псинахом». Этому королю приписывают всего девять лет правления, которые впоследствии пришлось изменить до [1] 9 лет на основании надписи из Карнакских жреческих летописей, в которой упоминается 17-й год правления короля Сиамуна. Однако нет никаких реальных оснований интерпретировать имя «Псинахес» как искажение имени Нетджерхеперре-сетепенамун Сиамун. Недавно было высказано предположение, что «Псинахи» Манефона скорее могут быть отсылкой к королю Тутхеперре Шошенку как прямому преемнику Осоркона Старшего Манефона . [4]
Продолжительность правления
[ редактировать ]
Самый высокий засвидетельствованный год для Сиамуна - это 17-й год, первый месяц дня Шему [утерян] , упомянутый во фрагменте 3B, строки 3-5 из Карнакских жреческих летописей. [5] В нем записано посвящение Хори, сына Неспанеферхора, в жречество в Карнаке . [6] Эта дата приходилась на лунный праздник Тепи Шему. Основываясь на расчетах лунного праздника Тепи-Шуму , немецкий египтолог Рольф Краусс показал, что 17-й год Сиамуна соответствует 970 году до нашей эры. [7] Следовательно, Сиамун должен был занять трон примерно на 16 лет раньше, в 986 году до нашей эры. [8] Стела, датированная 16-м годом правления Сиамуна, описывает продажу земли между некоторыми второстепенными жрецами Птаха в Мемфисе . [9]
Надпись 17-го года является важным палеографическим достижением, поскольку это первый случай в египетской письменной истории, когда слово «фараон» использовалось в качестве титула и было напрямую связано с царским именем царя: как здесь в случае с фараоном Сиамуном. [10] Отныне упоминания фараона Псусеннеса II (преемника Сиамуна), фараона Шошенка I , фараона Осоркона I и т. д. становятся обычным явлением. До правления Сиамуна и во всем Среднем и Новом царстве слово «фараон» относилось только к должности короля.
Памятники и кампания в Ханаане
[ редактировать ]
По словам французского египтолога Николя Грималя, Сиамун удвоил размеры Храма Амона в Танисе и инициировал различные работы в Храме Гора в Мезене . [11] Он также построил в Гелиополе и Пирамессе , где сохранившийся каменный блок носит его имя. [11] Сиамун построил и посвятил новый храм Амону в Мемфисе с 6 каменными колоннами и дверными проемами, носящий его царское имя. Наконец, он оказал многочисленные милости мемфитским священникам Птаха. В Верхнем Египте он обычно появляется под одноименным именем на нескольких фиванских памятниках, хотя сиамунский верховный жрец Амона в Фивах Пинеджем II организовал вывоз и перезахоронение царских мумий Нового Царства из Долины царей в нескольких скрытых тайниках с мумиями в Верхнем Египте. Дейр-эль-Бахари Гробница DB320 для защиты от разграбления. Эти действия датируются периодом с 1 по 10 год правления Сиамуна. [12]
На одном фрагментарном, но хорошо известном сохранившемся триумфальном рельефе из храма Амона в Танисе изображен египетский фараон, поражающий своих врагов булавой. Имя короля явно указано на как [(Нетерхеперре Сетепенамун) Сиамун, возлюбленный Ам(ун)] рельефе выдающийся британский египтолог Кеннет Китчен и не может быть никаких сомнений в том, что этим человеком был Сиамун, как подчеркивает в своей книге «О надежности». Ветхого Завета . [13] Сиамун появляется здесь «в типичной позе, размахивая булавой, чтобы сразить заключенных (?), теперь потерянных справа, за исключением двух рук и кистей, одна из которых сжимает в гнезде замечательный двулезвийный топор». [14] Автор отмечает, что этот двойной топор или «алебарда» имеет расширяющееся лезвие в форме полумесяца, которое по форме близко к двойному топору Эгейского моря , но совершенно отличается от палестинского / ханаанского двуглавого топора, который имеет другую форму, напоминающую букву X. . [15] Таким образом, Китчен приходит к выводу, что врагами Сиамуна были филистимляне, которые были потомками обитавших в Эгейском море народов моря , и что Сиамун отмечал свою недавнюю победу над ними в Гезере , изобразив себя на официальном рельефе сцены битвы в храме в Танисе .Пол С. Эш бросил вызов этой теории, заявив, что рельеф Сиамуна изображает вымышленную битву. Он указывает, что на египетских рельефах филистимляне никогда не изображаются держащими топор и что нет никаких археологических свидетельств того, что филистимляне использовали топоры. Он также утверждает, что в рельефе нет ничего, что могло бы связать его с Филистией или Левантом. [16]
Помимо египетских рельефов, раскопки в Гезере выявили свидетельства разрушения города египтянами в 10 веке до нашей эры, одновременно с периодом правления Сиамуна. [17]
Похороны
[ редактировать ]Хотя первоначальная царская гробница Сиамуна так и не была обнаружена, было высказано предположение, что он является одной из «двух полностью разложившихся мумий в прихожей НРТ-III ( гробница Псусеннеса I )» на основании найденных на них ушабти , на которых было написано это имя короля. Первоначальная гробница Сиамуна, возможно, была затоплена Нилом , что вынудило перезахоронить этого царя в гробнице Псусеннеса I. [18]
Сиамун и Соломон
[ редактировать ]Было высказано предположение, что Сиамун был неназванным библейским фараоном, который выдал свою дочь замуж за царя Соломона , чтобы скрепить союз между ними ( 3 Царств 3:1 ), а позже завоевал Гезер и отдал его также Соломону ( 3 Царств 3:1). 1 Царств 9:16 ). Эту идентификацию поддерживают Кеннет Китчен и Уильям Дж. Девер . [19] [20] но был оспорен другими учеными, такими как Пол С. Эш и Марк В. Чавалас, причем последний заявил, что «невозможно сделать вывод, какой египетский монарх правил одновременно с Давидом и Соломоном». [21]
Эдвард Липинский предположил, что «попытка связать разрушение Гезера с гипотетическими отношениями между Сиамуном и Соломоном не может быть оправдана фактически, поскольку смерть Сиамуна предшествует воцарению Соломона». Липинский также утверждал, что тогда еще неукрепленный Гезер был разрушен в конце 10 века и что его хозяином, скорее всего, был фараон Шошенк I из 22-й династии . [22]
Девер, однако, оспаривает эту позицию, утверждая, что Сиамун правил с 978 по 959 год до нашей эры, что совпало с первыми годами правления Соломона, и что такие дипломатические браки хорошо засвидетельствованы на древнем Ближнем Востоке; он также заявляет, что археологические раскопки в Гезере показывают, что это место было восстановлено в 950 году до нашей эры, во время правления Соломона, но позже было разрушено Шошенком I во время его набега на Израиль. [20]
Более того, по мнению Кеннета Китчена, об оккупации Гезера фараоном Сиамуном свидетельствует триумфальная рельефная сцена из храма Амона в Танисе, изображающая египетского фараона, поражающего своих врагов булавой. Имя короля явно указано на как [(Нетерхеперре Сетепенамун) Сиамун, возлюбленный Ам(ун)] рельефе и не может быть никаких сомнений в том, что этим человеком был Сиамун. Сиамун появляется здесь «в типичной позе, размахивая булавой, чтобы сразить заключенных (?), теперь потерянных справа, за исключением двух рук и кистей, одна из которых сжимает в гнезде замечательный двулезвийный топор». [14] Автор отмечает, что этот двойной топор или «алебарда» имеет расширяющееся лезвие в форме полумесяца, которое по форме близко к двойному топору Эгейского моря , но совершенно отличается от палестинского / ханаанского двуглавого топора, который имеет другую форму, напоминающую букву X. . [15] Таким образом, Китчен приходит к выводу, что врагами Сиамуна были филистимляне, которые были потомками обитавших в Эгейском море народов моря , и что Сиамун отмечал свою недавнюю победу над ними в Гезере , изобразив себя на официальном рельефе сцены битвы в храме в Танисе . [23] Этот вывод разделяет и Кристал В.Л. Пирс, который также указывает на скарабея Сиамуна, обнаруженного в Телль-эль-Фарахе, как на еще одно свидетельство его кампании в Леванте. [24]
Однако Пол С. Эш оспорил эту теорию, заявив, что рельеф Сиамуна изображает вымышленную битву. Он указывает, что на египетских рельефах филистимляне никогда не изображаются держащими топор и что нет никаких археологических свидетельств того, что филистимляне использовали топоры. Он также утверждает, что в рельефе нет ничего, что могло бы связать его с Филистией или Левантом. [16]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Питер Клейтон, Хронология фараонов, Thames & Hudson Ltd, 1994. стр.174.
- ^ [1] 21-я династия
- ^ Jump up to: а б Крис Беннетт, королева Каримала, дочь Осохора? GM 173 (1999), стр. 7-8.
- ^ Норберт Даутценберг, О личности короля Псинаха, GM 240 (2014), 115-118.
- ^ KA Kitchen, Третий промежуточный период в Египте [TIPE] (1100–650 до н. э.) 3-е изд., Уорминстер: Aris & Phillips Ltd, стр. 423
- ^ Кухня, ТИП, стр.278.
- ^ Эрик Хорнунг, Рольф Краусс и Дэвид Уорбертон (редакторы), Справочник по древнеегипетской хронологии (Справочник по востоковедению), Brill: 2006, стр.474
- ^ Хорнунг, Краусс и Уорбертон, соч. соч., стр.493
- ^ Кухня, ТИП, стр.279.
- ^ Дж. М. Крухтен, Анналы священников Карнака (XXI-XXIII династии) и другие современные тексты, касающиеся посвящения священников Амона, (Orientalia Lovaniensia Analecta 32), 1989. стр. 47-48.
- ^ Jump up to: а б Николас Грималь, История Древнего Египта, Blackwell Books: 1992, стр.318.
- ^ Кухня, ТИП, стр. 422-423.
- ^ К. А. Китчен, О достоверности Ветхого Завета [OROT], William B. Eerdmans Publishing, 2003. стр. 109.
- ^ Jump up to: а б Кухня, ОРОТ, стр.109 и стр.526
- ^ Jump up to: а б Кухня, ОРОТ, стр.109-110
- ^ Jump up to: а б Эш, Пол С. (ноябрь 1999 г.). Давид, Соломон и Египет: переоценка (Приложение JSOT) . Шеффилд Академик Пресс. стр. 38–46. ISBN 978-1-84127-021-0 .
- ^ Г.Девер, Уильям (1967). «Раскопки в Гезере» . Библейский археолог . 30 (2): 60. дои : 10.2307/3210954 . JSTOR 3210954 . S2CID 166198868 .
- ^ Билл Мэнли (редактор), «Пропавшие гробницы Таниса» в книге «Семьдесят великих тайн Древнего Египта», Thames & Hudson Ltd., стр.97
- ^ Кухня, ОРОТ, с. 108.
- ^ Jump up to: а б Девер, Уильям Г. (2020). Археология похоронила Библию? . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-1-4674-5949-5 .
- ^ Чавалас, Марк В. (весна 2001 г.). «Обзор Давида, Соломона и Египта: переоценка Пола С. Эша». Журнал библейской литературы . 120 (1): 152. дои : 10.2307/3268603 . JSTOR 3268603 .
- ^ Липински, Эдвард (2006). На окраинах Ханаана в железном веке (Orientalia Lovaniensia Analecta) . Левен, Бельгия: Петерс. стр. 96–97. ISBN 978-90-429-1798-9 .
- ^ Кухня, Калифорния (2006). О достоверности Ветхого Завета . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0396-2 .
- ^ Пирс, Кристал В.Л. (2022). «Египет и Левант в третьем промежуточном периоде (железо IB – IIIA)» . В Кеймере, Кайл Х.; Пирс, Джордж А. (ред.). Древний израильский мир . Тейлор и Фрэнсис. п. 662. ИСБН 978-1-000-77324-8 .