Псусенн II
Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема заключается в следующем: статья разделена на три раздела, каждый из которых, кажется, посвящен одному и тому же хронологическому вопросу и, кажется, обсуждает одни и те же доказательства несколько раз (например, индукция Хори, сына Неспанеферхора). ( Август 2021 г. ) |
Псусенн II | |
---|---|
Пасебахаэнниут II [1] | |
фараон | |
Царствование | 967 – 943 гг. до н.э. |
Предшественник | Сиамун |
Преемник | Шошенк I |
Дети | Мааткаре Б |
Отец | Пинеджем II |
Мать | Исетемхеб Д |
Умер | 943 г. до н. э. |
Похороны | Неизвестно, возможно, перезахоронено в NRT III в Танисе. |
Династия | 21-я династия |
Титхеперуре или Тетхеперре Псусеннес II [ греч. Ψουσέννης] или Хор-Пасебахаэнниут II [ египетский ḥr-p3-sb3-ḫˁỉ -⟨n⟩ -nỉwt ], был последним царем Двадцать первой династии Египта . Его царское имя в переводе с египетского означает «Образ превращений Ра». [2] Псусеннеса II часто считают тем же человеком, что и верховного жреца Амона, известного как Псусеннес III . [3] Египтолог Карл Янсен-Винкельн отмечает, что важное граффито из храма в Абидосе содержит полные титулы царя Тетхеперре Сетепенре Пасебахаэнниут Мерьямуна , «которого одновременно называют НПА (т. е. верховным жрецом Амона) и верховным военачальником». [4] Это говорит о том, что Псусеннес был одновременно царем Таниса и первосвященником в Фивах, а это означает, что он не оставил свой пост первосвященника Амона во время своего правления. [5] Немногие современные свидетельства его правления включают вышеупомянутое граффито в храме Сети I в Абидосе , остракон из Умм-эль-Кааба , филиал в Карнаке и его предполагаемое захоронение, которое состоит из позолоченного гроба с царским уреем и Мумия , найденная в прихожей гробницы Псусеннеса I в Танисе . Он был первосвященником Амона в Фивах и сыном Пинеджема II и Истемхеба. Его дочь Мааткаре Б Великой королевской женой Осоркона I. была [ нужна ссылка ]
Безопасная аттестация Псусенна II
[ редактировать ]Предметы, которые можно добавить в список безопасных свидетельств Псусеннеса II, включают полотно мумии 5-го года, на котором было написано имя Верховного Жреца Псусеннеса III. Принято считать, что дата Перета 10+X 13 года III во фрагменте 3B, строка 6 Карнакских жреческих летописей относится к его правлению. [6] Однако, к сожалению, имя короля не указано, и единственное, что можно сказать наверняка, это то, что фрагмент должен быть датирован периодом правления Сиамуна, 17-й год которого упоминается в строках 3–5. [7] Следовательно, он принадлежит либо Псусеннесу II, либо, возможно, периоду правления Шошонка I. Еще более впечатляющим является количество объектов, которые связывают Псусеннеса II с его преемником Шошенком I, например, старая статуя Тутмоса III (Каир CG 42192), которая содержит две параллельные колонки текстов – одна относится к Псусеннесу II, а другая к Шошенку. I – недавно раскопанный блок из Телль-Басты , в котором сохранился номен Шошенка I вместе с преноменом Псусеннеса II, а также ныне утраченное граффито из Фиванской гробницы 18 . [8]
Недавно первая убедительная дата царя Псусенна II была обнаружена в недавно опубликованном каменном блоке жреческой летописи. В этом документе, получившем обозначение «Блок Карнак 94, CL 2149», записано посвящение священника по имени Несанхефенмаат в часовню Амона-Ра на территории Карнака в 11 году, в первый месяц 13-го дня Шму, царя по имени Псусенны по Фредерику Пейро. [9] В предыдущей строке этого документа записано посвящение отца Несанхефенмаата, некоего Несамуна, в жречество Амона-Ра во время правления короля Сиамуна. [10] Сиамун был предшественником Псусенна II в Танисе. Отождествление вышеупомянутого Псусенна с Псусенном II является достоверным, поскольку в том же фрагментарном летописном документе в следующей строке записано посвящение Хора, сына Несанхефенмаата, в священство часовни Амон-Ра в Карнаке в 3 году. второй месяц Ахета, 14-й день правления короля Осоркона I, всего одно поколение спустя. [10] - при этом 21-летнее правление Шошенка I было пропущено. В этом нет ничего неожиданного, поскольку большинство египтологов считают, что поколение в египетском обществе длилось минимум 25 и максимум 30 лет. [11] Таким образом, дата 11 года может быть отнесена только к Псусеннесу II и представляет собой первую надежно подтвержденную дату правления этого фараона.
Британский египтолог Эйдан Додсон также принимает это новое свидетельство открытия Фредериком Пейро этого нового неизвестного фрагмента карнакских жреческих анналов и теперь отвергает свою ранее опубликованную в конце 1980-х годов теорию о том, что правление Псусенна II полностью находилось в период правления I. Шошенка [12] Додсон отмечает, что недавно найденный документ летописного блока устанавливает, что Псусенн II «действительно был «настоящим» царем, правление которого было признано в Фивах». [13] Додсон также пишет, что королевский статус Псусеннеса II был подтвержден, когда Жан Йойотт понял, «что партия грубых фаянсовых шабти с именем [короля] Пасебханута (т. е. Псусеннеса), найденная в прихожей Таниса [гробницы] NRT-III, не была принадлежат первоначальному владельцу гробницы Пасебхануту I, как первоначально предполагалось, но более позднему царю с [то же] именем». [14] [15] Это означает, что давно разложившийся гроб и мумия Псусеннеса II находятся в развалинах прихожей гробницы Псусеннеса I в Танисе, где Хекахеперра Шошенка II . также были обнаружены гроб и маска мумии [16]
Продолжительность правления
[ редактировать ]В отличие от своего непосредственного предшественника и преемника – Сиамуна и Шошенка I соответственно – Псусеннес II, как правило, менее хорошо засвидетельствован в современных исторических записях, хотя различные версии приписывают » Манефона «Воплощения ему либо 14-, либо 35-летнее правление (обычно с поправками на 15 лет по версии большинства ученых, включая британского египтолога Кеннета Китчена ). [17] Немецкий ученый Рольф Краусс недавно заявил, что правление Псусенна II длилось 24 года, а не 14 лет, как предполагал Манефон. [18] Это основано на личной информации, записанной на Большой стеле Дахлы, датируемой 5-м годом правления Шешонка I; на стеле сохранилась ссылка на земельную книгу 19 года правления «фараона Псусенна». Однако, поскольку этот документ был составлен при Шешонке I, использование здесь титула «фараон» перед Псусеннесом не может установить, был ли царем Псусеннес I. Использование титула «фараон» в качестве титула (как в случае с «фараоном Шошенком» или «фараоном Псусеннесом I») впервые засвидетельствовано в исторические записи под Сиамуном . [19] 108, который впервые документирует первое надежное свидетельство Псусенна II в исторических записях, заметил, Более того, Фредерик Пейро в своем документе BIFAO что летописный документ представляет собой генеаологический документ, в котором зафиксировано введение Несанхефенмаата в часовню Амона-Ре в 11-й год Псусеннеса II, за ним последовал Хор, сын Несанхефенмаата, в 3-й год Осоркона II . Поскольку в Древнем Египте продолжительность правления одного поколения составляла от 25 до 30 лет, а 21-летнее правление Шошенка I – преемника Псусеннеса II и предшественника Осоркона II – уже было пропущено, это убедительно свидетельствует о том, что правление Псусеннеса II было гораздо ближе. до 14 лет, а не 24 лет для того, чтобы отцу (Несанхефенмаат) наследовал его сын (Хор) в течение короткого периода в 25-30 лет, утверждает Пейро. [20]
В 5-м году правления Шешонка I этот король и основатель 22-й династии отправил некоего подчиненного Ма (т. е. ливийца) по имени Вайхесет в пустынный город-оазис Дахла, чтобы восстановить власть Шошонка I над западным оазисом Верхнего региона. Египет. Титулы Вэйхесета включают принца и губернатора Оазиса. Его деятельность зафиксирована на Большой стеле Дахлы. [21] На этой стеле говорится, что Вейхесет вынес решение по определенному водному спору, сверившись с земельным кадастром, который явно датирован 19 годом правления «фараона Псусеннеса», чтобы определить права на воду человека по имени Нюсу-Бастет. [22] Китчен отмечает, что этот человек обратился к кадастровому земельному реестру короля Псусеннеса 19 года, принадлежащему его матери, который, как предположили историки, был составлен примерно «80 лет» назад, во время правления Псусеннеса I. [21] В земельном реестре записано, что некоторые права на воду ранее принадлежали матери Нюсу-Бастет Теухунет в 19 году правления короля Псусеннеса. Египтологи обычно считали, что этим правителем был Псусенн I, а не Псусенн II, поскольку считалось, что правление последнего длилось всего 14–15 лет. На основании данных земельного реестра Вайхесет распорядился, чтобы эти права на полив теперь были предоставлены самому Нюсу-Бастету. Однако, если бы оракул датировался 19-м годом правления Псусеннеса I, как традиционно предполагали многие ученые, Нюсу-Бастет был бы отделен от своей матери в общей сложности на 80 лет от этой даты до 5-го года правления Шошенка I - цифра, которая весьма маловероятна. поскольку Нюсу-Бастет не стал бы дожидаться глубокой старости, чтобы отстоять права своей матери на полив. Это означает, что вышеупомянутого царя Псусеннеса здесь следует отождествлять с Псусеннесом II - непосредственным предшественником Шошонка I, и, что более важно, что Псусеннес II правил минимум 19 лет.
Термин «мать» в Древнем Египте также мог быть намеком на прародительницу, матриарха линии, в которой Нису-Бастет, возможно, подавал прошение о своих наследственных правах на воду, принадлежавших его бабушке, фамилия которой была Теухунет. Однако этот аргумент не объясняет использование фараона в качестве титула на стеле Дахлы — литературного приема, который впервые появился в конце правления Сиамуна, египетского царя, который правил между 45 и 64 годами после 19 года правления Псусеннеса I.
Наиболее важным компонентом стелы Великой Дахлы является ее палеография: использование титула фараона Псусеннеса. Ученый по имени Элен Жаке-Гордон в 1970-х годах считал, что большая стела в Дахле принадлежала периоду правления Шошенка III, поскольку в ней титул «Фараон» использовался непосредственно с именем правящего короля, то есть «Фараон Шошенк», которое было важное палеографическое событие в истории Египта. В Старом, Среднем и Новом царствах Древнего Египта слово «фараон» никогда не использовалось в качестве титула, такого как мистер и миссис, или не прилагалось к царскому имени, такому как фараон Рамсес или фараон Аменхотеп ; вместо этого слово «пр-`3» или «фараон» использовалось как существительное для обозначения деятельности царя (т. е. именно «фараон» приказал создать храм или статую или выкопать колодец, и т. д.). Рольф Краусс метко отмечает, что самое раннее засвидетельствованное использование слова «фараон» в качестве титула задокументировано в 17 году правления короля Сиамуна 21-й династии из фрагмента 3B Карнакских священнических летописей. [23] в то время как второе использование титула [фараон] [имя при рождении] происходит во время правления Псусеннеса II, когда иератическое граффито в часовне Птаха абидосского храма Сети I прямо называет Псусеннеса II «Первосвященником Амен-Ре, царя Богов, Вождя, Фараона Псусеннеса». [24] [25] Следовательно, практика прикрепления титула пр-`3 или фараона к царскому имени при рождении началась уже до начала правления Шешонка I, не говоря уже о Шошенке III. Следовательно, Шошенк, упомянутый на большой стеле Дахлы 5-го года, должен был быть Шошенком I, в то время как Псусенны, упомянутые в том же документе, также могут быть только Псусеннами II, что означает, что только 5 лет (или 10 лет, если Псусеннес II правил Египтом в течение 24 лет). разлучит Нысу-Бастет с его матерью. [26] Дополнительный факт, что на Большой стеле Дахлы указана лунная дата 5 IV года Перета, 25 дня, помог датировать воцарение вышеупомянутого царя Шошонка 943 годом до нашей эры и демонстрирует, что правителем здесь должен быть Шошенк I, а не Шошенк III, который правил столетием позже. [26] Элен Жаке-Гордон не знала о двух предыдущих примерах, касающихся Сиамуна и Псусенна II.
Хронология
[ редактировать ]Редакторы «Справочника по древнеегипетской хронологии» (2006) — Эрик Хорнунг, Рольф Краусс и Дэвид Уорбертон — приняли это логическое рассуждение и изменили первоначальную цифру Манефона: 14 лет для Псусенна II на 24 года для Псусенна II. [27] Это не является беспрецедентным, поскольку египтологи ранее внесли поправки в правление Сиамуна на десятилетие с 9 лет - как это сохранилось в сохранившихся копиях «Воплощения Манефона» - до 19 лет на основе определенных дат 16 и 17 лет, подтвержденных для последнего. [7] Псусеннес II правил Египтом не менее 19 лет, исходя из внутренней хронологии Большой стелы Дахлы. Однако расчет лунного праздника Тепи Шему , в котором зафиксировано посвящение Хори, сына Неспанеферхора, в жречество Амона в 17 году правления Сиамуна , предшественника Псусеннеса II, показывает, что эта дата была эквивалентна 970 году до нашей эры. [28] Поскольку Сиамун правил 19 лет, он умер бы 2 года спустя, в 968/967 г. до н. э., и не позднее 967 г. до н. э. его сменил бы Псусеннес II. Следовательно, для Псусенна II теперь вероятно правление продолжительностью 24 года или 967–943 гг. До н.э.; следовательно, срок его правления был увеличен с 14 до 24 лет.
Царское имя Псусеннеса II было обнаружено связанном с его преемником Шошенком I. в граффито из гробницы TT18 и в остраконе из Умм-эль-Кааба , [29]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пасебахенниут II
- ^ Питер Клейтон, Хронология фараонов, Thames & Hudson Ltd, 1994. стр.178.
- ^ Эрик Хорнунг, Рольф Краусс и Дэвид Уорбертон (редакторы), Древнеегипетская хронология (Справочник по востоковедению), Brill: 2006, стр.221 Карл Янсен-Винкельн в своей трактовке главы «21-й династии» этой книги пишет, что « доказательства в значительной степени свидетельствуют в пользу того, что он (т. е. Псусеннес III) был одним и тем же человеком, который был сначала HP, а затем преемником царя Сиамуна в Танисе, не оставив при этом своего фиванского поста».
- ^ Углы Янсена в Hornung, Krauss & Warburton, стр.222.
- ^ Углы Янсена в Hornung, Krauss & Warburton, стр.223.
- ^ KA Kitchen, Третий промежуточный период в Египте (1100–650 до н. э.), 3-е изд., Уорминстер: Aris & Phillips Ltd, стр. 423
- ^ Jump up to: а б Кухня, стр.423
- ^ Эйдан Додсон, «Псусеннес II и Шошенк I», JEA 79 (1993), стр. 267-268.
- ^ Фредерик Пейро, Из новых священнических анналов Сиамона, Псусеннеса II и Осоркона I. , БИФАО 108 (2008), стр.294.
- ^ Jump up to: а б Пейродо, BIFAO 108, стр.294.
- ^ Карл Янсен-Винкельн, Актуальность генеалогической информации для египетской хронологии, Äegypte und Levante 16, (2006), стр.266-271
- ^ Эйдан Додсон, «Возвращение к переходу между 21-й и 22-й династиями» в книге «Ливийский период в Египте», «Исторические и культурные исследования 21-й-24-й династий: материалы конференции в Лейденском университете» , 25–27 октября 2007 г., GPF Broekman, Р. Дж. Демари и О. Э. Капер (ред.) Peeters, Левен, 2009. стр. 103.
- ^ Додсон, стр.103
- ^ Жан Йойот, L'Or des Pharaons, Париж, 1987, 136-7 [19]
- ^ Додсон, стр.103-104.
- ^ Додсон, стр.104
- ^ KA Kitchen, Третий промежуточный период в Египте (ок. 1100–650 до н.э.), Aris & Phillips Ltd., 1996. стр.531
- ^ Рольф Краусс, Дата начала 5-го года правления Шошенка [I], Дискуссии в египтологии 62 (2005), стр. 43-48.
- ^ KA Kitchen, Третий промежуточный период в Египте [TIPE] (1100–650 до н. э.) 3-е изд., Уорминстер: Aris & Phillips Ltd, стр. 423
- ^ Ф. Пейро, « Новые священнические анналы Сиамона Псусеннеса II и Осоркона I », Bulletin de l'Institut Français d'Archéologie Orientale 108 (2008), 293-308
- ^ Jump up to: а б Кухня, стр.290
- ^ Алан Х. Гардинер , Большая стела Дахлы, JEA 19 (1930), стр.19-30
- ^ Дж. М. Крухтен, Анналы священников Карнака (OLA) 1989. стр. 47-48.
- ^ М. А. Мюррей, Осирион в Абидосе (Лондон, 1989), 36; пл. XXI
- ^ Краусс, DE 62, стр. 43-44.
- ^ Jump up to: а б Краусс, DE 62, стр. 43-48.
- ^ Эрик Хорнунг, Рольф Краусс и Дэвид Уорбертон (редакторы), Справочник по древнеегипетской хронологии (Справочник по востоковедению), Brill: 2006, стр.474 и стр.488
- ^ Хорнунг, Краусс и Уорбертон, стр. 474-475.
- ^ Эйдан Додсон, «Псусеннес II и Шошенк I», JEA 79 (1993), стр. 267-268.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эйдан Додсон, «Псусеннес II», Revue d'Egyptologie 38 (1987), 49–54.
- Жан Йойот, «О Псусенне II», BSSFT 1 (1988).
- Ф. Пейродо, « Новые священнические анналы Сиамона Псусеннеса II и Осоркона I », Bulletin de l'Institut Français d'Archéologie Orientale 108 (2008), 293–308.
- Эйдан Додсон, 2009. «Возвращение к переходу между 21-й и 22-й династиями». В GPF Broekman, RJ Demarée и OE Kaper (редакторы), Ливийский период в Египте, 103–112. (Египтологические издания 23.). 2009, Лейден: Нидерландский институт Ближнего Востока; Левен: Питерс.