Древесина
Древесина | |
---|---|
Ню-Сутех, Нисут-Ху, Ху-эн-Нисут, Кахеджет (?), Керферис, Ачес | |
![]() Голова из розового гранита, возможно, изображающая Хуни, Бруклинский музей. [1] | |
фараон | |
Царствование | 24 года правления [2] [3] 2636-2613 гг. до н. э. |
Предшественник | ложка (?) |
Преемник | Снефер |
Супруга | Джефатнебти (?), Мересанх I (?) |
Дети | Гетеферы I (?), Снефер (?) |
Памятники | Культовая ступенчатая пирамида и дворец на Элефантине |
Династия | 3-я династия |
Хуни (оригинальное прочтение неизвестно) был древнеегипетским царем, последним фараоном Третьей династии Египта в период Древнего царства . Судя по Туринскому списку королей , ему обычно приписывают 24-летнее правление, закончившееся ок. 2613 г. до н.э.
Хронологическое положение Хуни как последнего царя третьей династии довольно точное, но существует неопределенность в отношении порядка преемственности правителей в конце третьей династии. Также неясно, под каким эллинизированным именем древний историк Манефон перечислил его в своих «Aegyptiacae» : скорее всего, Aches , как предполагает Винфрид Барта . [ нужна ссылка ] Многие египтологи полагают, что Хуни был отцом и прямым предшественником царя Снефру , однако это подвергается сомнению другими учеными. Ученые считают Хуни запутанной фигурой в истории Египта, поскольку в египетских традициях его долго помнили, но сохранилось очень мало документов, предметов или памятников его правления. [4]
Сертификаты
[ редактировать ]
Хуни не является хорошо зарекомендовавшим себя фараоном; большинство свидетельств лишь косвенно указывают на него. Современных объектов с его именем сохранилось всего два.
Первая — коническая стела из красного гранита , обнаруженная в 1909 году на острове Элефантина . Объект имеет длину 62,99 дюйма (160,0 см), толщину 27,16 дюйма (69,0 см) и ширину 19,69 дюйма (50,0 см). Его форма напоминает типичную стелу Бенбен , известную из гробниц мастаб ранних династических королей. Спереди конус представляет собой прямоугольную нишу, внутри которой выгравирована надпись. В надписи упоминается королевский дворец под названием « Дворец повязки Хуни» , а над ним внутри королевского картуша написано имя Хуни. Украшенная ниша трактуется учеными как так называемое «окно призраков». Нижняя часть оконной рамы уплощена и вытянута, на ней видны следы второй надписи, по-видимому, такой же, как и внутри окна. До конца не выяснено, где именно объект когда-то был выставлен на обозрение. Поскольку он был найден очень близко к ступенчатой пирамиде, египтологи, такие как Райнер Штадельманн, предлагают разместить его на самой передней части памятника или даже явно встроить его в одну из ступеней. Сегодня конус посвящения Хуни выставлен в Каирский музей как объект JE 41556 . [5] [6]
Вторая находка, обнаруженная в 2007 году, — это полированная каменная чаша из магнезита , найденная в Южно-Абусире в мастабной гробнице AS-54 , принадлежавшей высокопоставленному чиновнику, имя которого археологам пока неизвестно. В надписи на каменном сосуде имя Хуни упоминается без картуша, но с титулом Ньсвт-Бити . Орфография иероглифов, составляющих имя Хуни, делает правдоподобным чтение как Njswt-Hw или Hw-en-Niswt . [7]
Хуни также засвидетельствован в мастабе L6 в Саккаре , приписываемой официальному Метьену и датируемой концом третьей династии. Там была найдена надпись с названием царского владения Hw.t-njswt.-hw («Хут-нисут-ху») Хуни. [8]
Хуни далее упоминается на обратной стороне камня Палермо в разделе, посвященном правлению 5-й династии короля Нефериркаре Какаи , который, по-видимому, построил погребальный храм для культа Хуни. Однако храм до сих пор не обнаружен. [4]
Наконец, Хуни засвидетельствован в папирусе Приссе, в « Наставлениях Кагемни» , датируемом, вероятно, 13-й династией . Папирус дает важное указание на преемственность Хуни в столбце II, строке 7:
Но затем величие короля Хуни умер, и теперь величие короля Снефру возвысилось как благодетельный царь всей этой земли. И Кагемни был назначен новым мэром королевской столицы и стал визирем короля. [9]
Большинство ученых сегодня считают, что этот отрывок может подкрепить теорию о том, что Хуни был последним царем 3-й династии и непосредственным предшественником царя Снеферу (первого правителя 4-й династии). [10]
Имя и личность
[ редактировать ]Имя картуша Хуни
[ редактировать ]Личность Хуни установить сложно, поскольку его имя передается в основном в виде картуша и в разных вариациях. Самое раннее упоминание его имени в картуше, возможно, находится на гранитном конусе из Элефантины, который может быть современным. В остальном самые ранние изображения картуша Хуни можно найти на Палермском камне P1, датируемом 5-й династией, и на папирусе Приссе 13- й династии . Картуш Хуни также можно найти в царском списке Саккары и Туринском каноне , относящихся к 19-й династии . В списке царей Абидоса , который также датируется 19-й династией, имя Хуни загадочным образом отсутствует, а вместо него указывается Неферкара I, неизвестная египтологам. [4]
Чтение и перевод его имени в картуше также оспаривается. В общем, существуют две основные версии его имени: старая версия, наиболее близкая к (утраченному) оригиналу, и более молодая версия, которая, по-видимому, основана на интерпретациях и неправильных прочтениях Рамессида.

В более старой версии используются иероглифические знаки: фитиль свечи (знак Гардинера V28), юнкуса росток (знак Гардинера M23), буханка хлеба (знак Гардинера X1) и линия воды (знак Гардинера N35). Эту форму письма можно найти на объектах Древнего Царства, таких как лицевая сторона Палермского камня (правление Нефериркаре), надгробная надпись Метьена, каменный сосуд, найденный в Абусире, и гранитный конус из Элефантины. В то время как на каменном сосуде из Абусира имя Хуни написано без картуша, но дается титул Нисвт-Бити , во всех других сочинениях Древнего царства имя короля помещается внутри овального картуша. [11]
В версиях рамессайда используются иероглифические знаки: фитиль свечи (знак Гардинера V28), бьющий человек (знак Гардинера А25), линия воды (знак Гардинера N35) и рука с палкой (знак Гардинера D40). На картуше № 15 в «Списке царей Саккары» между ватерлинией и бьющей рукой написаны две вертикальные черты. В Папирусе Приссе отсутствуют фитиль свечи и бьющая рука. [11] Египтолог Людвиг Борхардт еще в начале 20 века предположил, что старая версия картуша и рамессидского картуша относятся к одному и тому же королю. Он предположил, что писцы Рамессида по ошибке убрали знак juncus титула -Бити Нисвт и поместили его перед королевским картушем, не осознавая, что этот знак был частью первоначального имени при рождении или тронного имени Хуни. Он также предположил, что фитиль свечи был ошибочно истолкован как знак «поражения», что побудило писцов Рамессида поместить позади него иероглиф избивающего человека. [12] Эти выводы разделяются учеными и сегодня. [6]
Следуя своей гипотезе, Борхардт читает имя Хуни в картуше как Niswt Hw («король Ху»). [12] Однако вместо этого Ганс Гёдике читает Ny Swteh («Тот, кто принадлежит к сокрушителям») и убежден, что имя Хуни было теофорным . В частности, он сравнивает конструкцию имени Хуни с конструкциями имен царей Нюнетьер («Тот, кто принадлежит обожествленному Гору») и Нюсерре («Тот, кто принадлежит тем, кто обладает силой Ра»). [13] Райнер Штадельманн и Вольфганг Хельк категорически опровергают прочтение Гёдике, указывая, что ни в одном египетском документе не упоминается божество, человек, место или даже один разговорный термин по имени «Свтех». Таким образом, не существует грамматического источника, который можно было бы использовать для образования королевского имени «Ню Свтех». Вместо этого Хельк предлагает читать как Hwj-nj-niswt и переводит его как «Высказывание принадлежит королю». [6] [11]
Возможное имя Гора Хуни
[ редактировать ]Имя Хуни по имени Гора неизвестно. Существует несколько теорий, связывающих имя картуша «Хуни» с современными именами Гора.
В конце 1960-х годов Лувр приобрел стелу с изображением царя, чье имя Гора — Хорус- Кахеджет («корона Гора поднята»). По стилистическим причинам стела может быть датирована концом Третьей династии, и кажется возможным, что она относится к Хуни, чье имя Гора она дает. [14] Однако ее датировка и подлинность несколько раз подвергались сомнению, и сегодня стелу считают либо подделкой, либо посвященной царю Тутмосу III (18-я династия), имитируя при этом художественный стиль III династии. [15]
Питер Каплони пропагандирует зловещее имя, найденное в погребальной шахте незавершенной пирамиды в Завиет-эль-Ариане . Памятник связан с возможным фараоном по имени Бихерис . Имя, о котором идет речь, читается как Neb-hedjetnwb («повелитель золотой короны») и, по мнению Каплони, является возможным именем Гора Хуни. Однако египтологи, такие как Эйдан Додсон, противоречат этой теории и утверждают, что Neb-hedjetnwb с его золотым иероглифом, скорее, должно быть золотым именем Гора Бихериса. [16] [17]
Другие египтологи, такие как Тоби Уилкинсон и Райнер Штадельманн, отождествляют Хуни с широко известным в то время царем Гором- Хабой («появляется душа Гора»). Их идентификация основана на том обстоятельстве, что имена Горов обоих царей появляются на вырезанных каменных сосудах без каких-либо дополнительных указаний. Это была мода, которая началась со смертью короля Хасехемви (конец 2-й династии) и закончилась царем Снеферу (начало 4-й династии ). Таким образом, это была очень типичная практика 3-й династии. Кроме того, Стадельманн указывает на Слоистую пирамиду в Завиет-эль-Ариане. Этот памятник, возможно, был построен Хабой, поскольку в близлежащей мастабе находилось несколько каменных сосудов с его именем Гора. Поскольку Туринский канон приписывает Хуни правление в течение 24 лет, Штадельманн утверждает, что этот промежуток времени идеально подходит для завершения Слоистой пирамиды. Кроме того, Стадельманн указывает на большое количество обнаруженных отпечатков грязевых печатей, каменных чаш и широко распространенных мест находок по всему Египту. По его мнению, археологический контекст также говорит в пользу более длительного правления. Таким образом, он отождествляет Хабу с Хуни. [4] [6]
Семья
[ редактировать ]
Генеалогическое положение Хуни в семейной линии правящих царей в то время, когда закончилась 3-я династия и началась 4-я, вызывает большие споры. Современные и более поздние документы часто упоминают Хуни и его последователя Снеферу в одном предложении, всегда подряд. Поэтому египтологи и историки полагают, что Хуни мог даже быть родственником Снефру. Ключевой фигурой в этом случае является царица Мересанх I , царственная мать Снефру. Она определенно носила титул царицы, но ни один современный источник не связывает ее имя с титулом дочери или жены Хуни. Это обстоятельство вызывает сомнения в семейных отношениях между Хуни и Снеферу. Сегодня большинство ученых предпочитают верить историку Манефону , который утверждает в своей работе «Египтиаки» , что с восшествием на престол Снефру другой царский дом получил власть над Египтом и началась новая династия. [18]
Вместо этого возможной женой Хуни была королева Джефатнебти , имя которой появляется в надписях черными чернилами на пивных вазах из Элефантины. Ее имя связано с великим титулом гетес-скипетра , что делает ее определенно королевой-супругой. Согласно интерпретации Гюнтера Дрейера , смерть Джефатнебти упоминается рядом с несколькими событиями во время правления короля Хуни, хотя в надписи его имя не упоминается ни в одном короле. Дрейер убежден, что записи относятся к 22-му году правления Хуни, поскольку Туринский канон приписывает ему 24-летнее правление, и археологически не доказано, что ни один король Третьей династии правил так долго. Однако интерпретация Дрейера не является общепринятой. [18]
До сегодняшнего дня ни один ребенок или другой родственник Хуни не может быть точно идентифицирован и связан с ним. Уильям Стивенсон Смит и Джордж Эндрю Рейснер предлагают идентифицировать королеву Хетеферес I (наложницу Снеферу и мать короля Хуфу ; 4-я династия) как дочь короля Хуни. Хетеферес носила женский титул Сат-нетджер («дочь бога»), что привело Смита и Рейснера к выводу, что это могло быть намеком на ее семейное положение как дочери Хуни. В этом случае Хетеферес была бы наследницей принцессы и, выйдя замуж за Снеферу, обеспечила бы кровную линию королевской династии. [19] [20] Но другие ученые, такие как Вольфганг Хельк и Вильфрид Зайпель , высказывают серьезные сомнения против этой теории. Они утверждают, что титул Хетеферес не указывает прямо на то, за кого она была замужем при жизни. [21]
Царствование
[ редактировать ]О времени пребывания Хуни на троне почти ничего не известно. дает Хуни 24-летнее правление Туринский канон , что общепринято среди ученых. Со времени его правления о религиозной или военной деятельности ничего не известно. [5]
Единственными современными документами, которые позволяют некоторую оценку любых политических и социальных событий во времена Хуни, являются надгробные надписи высокопоставленных чиновников, таких как Метджен , Хабаусокар , Аа-Ахты и Пехернефер . Они датируются периодом времени с конца 3-й династии до начала 4-й династии. Они показывают, что правление Хуни, должно быть, было началом расцвета Старого царства. Впервые надписи дают четкое представление о структуре власти государства, при этом номархи и визири обладают важными полномочиями. В надгробных надписях Метьена также впервые в истории Египта упоминается, что титулы высокопоставленных чиновников и священников передавались только по наследству от отца к сыну. [4]
Однако, похоже, что Хуни взялся за некоторые строительные проекты. Туринский канон, который довольно скромен в отношении дополнительных сведений о перечисленных королях, приписывает Хуни возведение некоего здания, за которое Хуни, должно быть, в более поздние времена чествовали. К сожалению, папирус у соответствующей колонны поврежден, и полное название здания сегодня утеряно. Египтологи Гюнтер Драйер и Вернер Кайзер предлагают читать как «того, кто построил Сехем... ». Они полагают, что это здание могло быть частью строительного проекта по всей земле, включая возведение нескольких небольших культовых пирамид. [22] [23]
Еще один намек на возможные строительные проекты и фундаменты городов при Хуни может быть скрыт в названии исторического города Энас (сегодня более известного как Гераклеополис Великий ). Вольфганг Хельк указывает, что в Древнем Королевстве этот город назывался Нень-нисвт и что это название было написано точно теми же иероглифами, что и картушное имя Хуни. Таким образом, он предлагает Хуни основателем Энаса. , в надгробной надписи Метьена упоминается погребальный домен в номе Летополис Кроме того . Это здание до сих пор не найдено археологами. [24] [25]
После своей смерти Хуни, похоже, долгое время пользовался погребальным культом. На камне Палермо, сделанном более чем через сто лет после смерти Хуни, упоминаются пожертвования, сделанные в погребальный комплекс храма Хуни. Имя Хуни также упоминается в папирусе Приссе , что является еще одним свидетельством того, что Хуни помнили еще долго после его смерти, поскольку папирус был написан во времена 12-й династии . [4]
Памятники, возможно, связанные с Хуни
[ редактировать ]Пирамида Мейдума
[ редактировать ]
В начале 20 века пирамиду Мейдума часто приписывали Хуни. Одна давняя теория утверждала, что Хуни положил начало ступенчатой пирамиде, похожей на пирамиду царя Джосера , Сехемхета и Хабы , но архитектурно более продвинутую и с большим количеством ступенек и меньшими ступенями. Когда король Снофру взошел на трон, он просто покрыл бы пирамиду полированными известняковыми плитами, сделав ее «настоящей пирамидой». Странный внешний вид пирамиды в ранних публикациях объяснялся возможной строительной катастрофой, во время которой обрушилось покрытие пирамиды и многие рабочие погибли бы. Похоже, этой теории способствовала неизвестная продолжительность правления Сноферу. В то время египтологи и историки не могли поверить, что Снофру правил достаточно долго, чтобы построить для него три пирамиды. [26] [27]
Однако более внимательное изучение окрестностей пирамиды выявило несколько надгробных надписей и граффити паломников, восхваляющих «красоту белой пирамиды царя Снофру». Далее они призывают молиться Снеферу и «его великой жене Мересанх I». Кроме того, окружающие гробницы мастабы относятся ко времени правления короля Снофру. Имя Хуни до сих пор не найдено где-либо рядом с пирамидой. Эти показатели привели египтологов к выводу, что пирамида Мейдума никогда не принадлежала Хуни, а скорее была достижением Снефру, спланированным и построенным как кенотаф . Граффити Рамессида показывают, что покрытие из белого известняка все еще существовало во времена 19-й династии и после этого периода начало медленно разрушаться. Остальная часть известнякового покрытия и первые внутренние слои были разграблены в период Нового царства и римского периода. Эта практика продолжалась и в христианские, и в исламские времена, в частности, во время строительных работ арабов в 12 веке нашей эры. Арабские писатели описывают пирамиду Мейдума как «гору с пятью ступенями». Наконец, несколько региональных землетрясений повредили памятник. [26] [27]
Третий аргумент против теории о том, что Снефру завершил проект Хуни, — это новые оценки времени пребывания Снефру на троне. Согласно Туринскому канону, Снефру правил 24 года. Однако во времена Древнего царства годы правления подсчитывались раз в два года, когда подсчет скота производился и сбор налогов, а это означало бы, что Снеферу мог правил 48 лет. Составитель Туринского канона, возможно, не знал об этом давно ушедшем обстоятельстве при редактировании своего документа и поэтому приписал бы Снеферу 24 года. Сегодня подсчитано, что 48 лет правления позволили бы Снеферу за свою жизнь построить три пирамиды. [28] [29] Кроме того, египтологи, такие как Райнер Штадельманн, отмечают, что правители Древнего царства редко узурпировали или завершали гробницу предшественника; все, что делал последующий король, — это хоронил и запечатывал могилу своего предшественника. [26] [27]
Пирамида слоев
[ редактировать ]
Как упоминалось ранее, Райнер Штадельманн полагает, что Хуни мог построить так называемую Слоистую пирамиду в Завиет-эль-Ариане . По словам Штадельмана и Жана-Филиппа Лауэра, этот памятник был почти закончен, но остался незавершенным. Однако неизвестно, использовался ли когда-либо подземный комплекс для захоронения короля. Некрополь Слоистой пирамиды до сих пор полностью не исследован. Соседняя мастаба ( Мастаба Z500 ), которая была интегрирована в комплекс пирамид, содержала несколько каменных чаш с именем Гора царя Хабы. Таким образом, Слоистая пирамида широко известна как пирамида Хабы. Райнер Штадельманн предлагает отождествить Хабу с Хуни. Он утверждает, что завершение строительства пирамиды длилось длительный период времени, и поскольку Туринский канон приписывает Хуни 24-летнее правление, этот промежуток времени, несомненно, покрыл время, необходимое для строительства пирамиды. Таким образом, оба имени («Хуни» и «Хаба») могли указывать на одного и того же правителя. [6] [30]
Пирамида Лепсиуса – I
[ редактировать ]Таинственная пирамида из сырцового кирпича, изначально планировалось иметь размер с пирамидой Хафры , была обнаружена в Абу-Раваше и задокументирована Карлом Ричардом Лепсиусом , который включил ее в свой список пирамид как Пирамиду I. На момент раскопок в 1840-х годах пирамида уже представляла собой груду обломков: от нее остался только пень из слоев кирпича высотой 17 метров (56 футов). Тем не менее Лепсиус обнаружил узкий коридор, ведущий в почти квадратную комнату. В нем он нашел грубо отесанный каменный саркофаг. Лепсиус датировал пирамиду концом III династии и предположил, что она связана с королем Хуни. [31] [32]
Сегодня эта теория больше не принимается. В 1989 году египтолог Набиль Свелим более детально исследовал пирамиду и обнаружил, что она сделана из небольших сырцовых кирпичей, причем четверть внутреннего ядра высечена из естественной скальной породы. В самом ядре скалы находилось несколько высеченных в скалах гробниц, относящихся к 5-й и 6-й династиям. Свелим и другие египтологи, такие как Тоби Уилкинсон , отмечают, что было бы удивительно, если бы царская пирамида была полностью разрушена менее чем через 300 лет после ее строительства только для того, чтобы повторно использоваться для простых гробниц, высеченных в скале. Кроме того, он указывает на необычное географическое положение пирамиды: пирамиды Древнего царства обычно строились на возвышенностях, а пирамида Лепсиуса I лежит на плоской равнине. Таким образом, датировка этого памятника концом III династии больше не считается обоснованной. [31] [33] [34]
Культовые ступенчатые пирамиды
[ редактировать ]Хуни также приписывают несколько небольших ступенчатых пирамид вдоль реки Нил. Эти небольшие пирамиды выполняли культовую функцию и обозначали важные королевские поместья. Они не имели внутренних помещений и не использовались для захоронений. Одна из них расположена на восточной оконечности острова Элефантина , и в 1909 году неподалеку был обнаружен гранитный конус с именем Хуни. Таким образом, эта маленькая пирамида — единственная, которую можно с некоторой уверенностью приписать Хуни. [35] Однако некоторые ученые, такие как Анджей Цвик, оспаривают это приписывание, указывая, что, по крайней мере, возможно, что гранитный конус Хуни был повторно использован в более поздние времена, когда священники Рамессида восстанавливали культовые места периода Старого царства. [36] Единственная культовая ступенчатая пирамида, которая может быть окончательно связана с правителем Древнего Королевства, — это небольшая ступенчатая пирамида, известная как пирамида Сейла , расположенная в оазисе Файюм . Перед пирамидой были найдены две большие стелы с именем Снеферу, что указывает на царя, ответственного за ее строительство. [37] Поскольку Снефру был вероятным непосредственным преемником Хуни, это могло указывать, однако, на то, что культовые пирамиды действительно были построены при переходе между 3-й и 4-й династиями.
Южная пирамида Эдфу
[ редактировать ]Похороны
[ редактировать ]Место захоронения Хуни остается неизвестным. Поскольку пирамиду Мейдума можно исключить, египтологи и археологи предлагают несколько альтернативных мест захоронения. Как уже отмечалось, Райнер Штадельманн и Мирослав Вернер предлагают в качестве могилы Хуни Слоистую пирамиду в Завиете эль-Ариане, поскольку они отождествляют Хуни с Хабой, который, в свою очередь, тесно связан со Слойной пирамидой, поскольку несколько каменных чаш с его Гором имя были найдены в окружающем некрополе. [38]
В качестве альтернативы Штадельманн предлагает в качестве захоронения Хуни построить огромную мастабу в Мейдуме. Мастаба M17 изначально имела размер около 100 метров (330 футов), ширину 200 метров (660 футов) и высоту примерно от 15 до 20 метров (от 49 до 66 футов). Надземная часть была сделана из несожженного сырцового кирпича и заполнена щебнем второго этапа строительства пирамиды Мейдума. Подземное сооружение содержало шахту глубиной 3,7 метра (12 футов), ведущую в коридор, а также несколько больших часовен и ниш. Погребальная камера в древности была разграблена, все украшения были уничтожены и/или украдены. В большом, грубо отесанном саркофаге находились останки сильно разорванной мумии. Стадельманн и Петер Яноши полагают, что мастаба была либо могилой наследного принца, умершего наследником престола короля Снефру, либо это было захоронение самого Хуни. [39]
Вместо этого Мирослав Барта предлагает мастабу AS-54 в Южном Абусире в качестве наиболее возможного места захоронения. Этому способствует находка полированной магнезитовой чаши, на которой изображен нисвт-битский титул Хуни. Сама мастаба когда-то была довольно большой и имела большие ниши и часовни. Там же находилось довольно большое количество полированной посуды, ваз и урн. Однако почти все сосуды не украшены, чернильных надписей и резьбы на предметах обнаружено не было. Таким образом, имя истинного владельца пока неизвестно. Только на одном сосуде четко видно имя Хуни, а на нескольких других могут быть небольшие следы. Таким образом, Барта видит две возможности для владельца мастабы: это был либо высокопоставленный чиновник, например принц времен Хуни, либо сам король Хуни. [40]
В культуре
[ редактировать ]Переход от правления Хуни к правлению Снефру упоминается для установления вымышленных временных рамок «Инструкций Кагемни» (древнеегипетского учебного текста мудрой литературы). [41]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ "Голова короля". Бруклинский музей
- ^ Список королей Турина 4.08
- ^ Шнайдер, Томас (2002). Лексикон фараонов . Дюссельдорф: Альбатрос. п. 99. ИСБН 978-3-491-96053-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тоби А.Х. Уилкинсон: Ранний династический Египет . Рутледж, Лондон/Нью-Йорк, 1999 г., ISBN 0-415-18633-1 , с. 85–89.
- ^ Jump up to: а б с Винфрид Барта: О древнеегипетском имени короля Ачеса. В: Объявления Немецкого археологического института, Каирское отделение. (МДАИК) , вып. 29. фон Заберн, Майнц, 1973, страницы 1–4.
- ^ Jump up to: а б с д и Райнер Штадельманн : Король Хуни: его памятники и его место в истории Старого королевства. В: Захи А. Хавасс, Джанет Ричардс (Hrsg.): Археология и искусство Древнего Египта. Очерки в честь Дэвида Б. О'Коннора. Группа II, Высший совет по древностям Египта, Каир, 2007 г., с. 425–431.
- ^ М. Барта: Абусир Мастаба времен правления Хуни , в: Вивьен Гэй Каллендер (и др., редакторы): Времена, знаки и пирамиды: исследования в честь Мирослава Вернера по случаю его семидесятилетия , Прага: Чарльз Университет, факультет искусств, 2011 г., ISBN 978-8073082574 , с. 41–51 (надпись изображена на рис. 6 на стр. 48)
- ^ Вольфганг Хельк : Имя последнего царя 3-й династии и города Энас , в: Исследования древнеегипетской культуры (SAK), 4, (1976), стр. 125–128.
- ^ Хельмут Бруннер: Древнеегипетское образование . Харрасовиц, Висбаден, 1991 г., ISBN 3447031883 , с. 154.
- ^ Николя Грималь : История Древнего Египта , стр. 65–67.
- ^ Jump up to: а б с д и Вольфганг Хельк: Имя последнего короля 3-й династии и города Энас . В: Исследования древнеегипетской культуры. (САК) ; 4-е издание 1976 г., с. 125-128.
- ^ Jump up to: а б Людвиг Борхардт: Король Ху . В: Журнал египетского языка и древности (ZÄS) ; 46-е издание, Берлин/Каир, 1909 г., с. 12.
- ^ Ганс Гёдике: Имя Хуни . В: Журнал египетского языка и древности (ZÄS) ; 81-е издание, Берлин/Каир, 1956 г., с. 18.
- ^ Тоби Уилкинсон: Ранний династический Египет , Рутледж, Лондон/Нью-Йорк, 1999, ISBN 0-415-18633-1 , страницы 104-105.
- ^ Жан-Пьер Петцник, Жак Вандье: Хорус Кахеджет: правитель Третьей династии?. стр. 1455–1472
- ^ Эйдан Додсон: О дате незавершенной пирамиды Завиета эль-Ариана . В: Дискуссия в египтологии . University Press, Оксфорд (Великобритания), 1985, с. 22.
- ^ Питер Каплони: Цилиндрические печати Старого Королевства: Каталог цилиндрических печатей (= Monumenta aegyptiaca , том 3). Египетский фонд. Рейн Элизабет, Каир, 1981 г., с. 146-155.
- ^ Jump up to: а б Силке Рот: королевские матери Древнего Египта с ранних времен до конца 12-й династии . Харрасовиц, Висбаден, 2001 г., ISBN 3-447-04368-7 , страницы 68–69 и 385.
- ^ Уильям Стивенсон Смит: письменные свидетельства истории четвертой династии . В: Журнал ближневосточных исследований , том. 11, 1952, с. 113–128.
- ^ Джордж Эндрю Рейснер: История некрополя Гизы - Том II.: Могила Хетеп-Хереса, матери Хеопса. Исследование египетской цивилизации в Древнем царстве. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд, 1955, с. 59–61.
- ^ Вильфрид Зайпель: Хетеферес I. В: Вольфганг Хельк, Эберхард Отто: Лексикон египтологии . п. 1172–1173.
- ^ Райнер Штадельманн: Король Хуни: его памятники и его место в истории Старого Королевства. В: Захи А. Хавасс, Джанет Ричардс (Hrsg.): Археология и искусство Древнего Египта. Очерки в честь Дэвида Б. О'Коннора ; том. II. Conceil Suprême des Antiquités de l'Egypte, Каир, 2007 г., с. 425.
- ^ Гюнтер Драйер, Вернер Кайзер: О маленьких ступенчатых пирамидах Верхнего и Среднего Египта. В: Сообщения Каирского отделения Немецкого археологического института , вып. 36. Филипп фон Заберн, Майнц, 1980, с. 55.
- ^ Вольфганг Хельк: Имя последнего короля 3-й династии и города Энас . В: Исследования древнеегипетской культуры (SAK) , вып. 4, 1976, с. 127.
- ^ Эдуард Мейер: История античности: Том 1. Расширенное издание, Jazzybee Verlag, Altenmünster 2012 (новое издание), ISBN 3849625168 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б с Мирослав Вернер: Пирамиды. Ровольт Верлаг, Висбаден, 1999 г., ISBN 3499608901 , с. 185-195.
- ^ Jump up to: а б с Райнер Штадельманн: Снефру и пирамиды Мейдума и Дахшура. в: Сообщения Немецкого археологического института в Каире (MDAIK) , том 36. Заберн, Майнц, 1980, с. 437-449.
- ^ Томас Шнайдер: Лексикон фараонов . Альбатрос, Дюссельдорф 2002, ISBN 3-491-96053-3 , с. 278.
- ^ Райнер Штадельманн: Великие пирамиды Гизы. Акад. Druck- und Verlagsanstalt, Грац, 1990 г., ISBN 320101480X , с. 260.
- ^ Мирослав Вернер: Пирамиды. Ровольт, Висбаден, 1999 г., ISBN 3-499-60890-1 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б Тоби А.Х. Уилкинсон: Ранний династический Египет. Рутледж, Лондон/Нью-Йорк, 1999 г., ISBN 0-415-18633-1 , с. 103–105.
- ^ Карл Ричард Лепсиус: Памятники из Египта и Эфиопии . п. 21 и след.
- ^ Мирослав Вернер: Пирамиды. Ровольт, Висбаден, 1999 г., ISBN 3-499-60890-1 , с. 177.
- ^ Набиль М. Свелим: Кирпичная пирамида в Абу-Раваше, номер «I», автор Лепсиус. Публикации Александрийского археологического общества, Каир, 1987, с. 113.
- ^ Гюнтер Драйер, Вернер Кайзер: О маленьких ступенчатых пирамидах Верхнего и Среднего Египта. В: Сообщения Немецкого археологического института, Каирское отделение (MDAIK) , вып. 36, 1980, с. 57.
- ^ Анджей Цвик: «Дата и функции так называемых малых ступенчатых пирамид». В: Göttinger Miszellen , 162. Издание 1998 г., с. 42-44.
- ^ Райнер Штадельманн: Сноуфру – строитель и уникальный создатель пирамид Сейлы и Мейдума. В: Ола Эль-Агизи, Мохамед Шериф Али: Эхо вечности. Али Габаллой Исследования, представленные Харрасовиц, Висбаден, 2010 г., ISBN 978-3-447-06215-2 , с. 32.
- ^ Мирослав Вернер: Пирамиды. Ровольт, Висбаден, 1999 г., ISBN 3-499-60890-1 , стр.177.
- ^ Питер Яноши: Мир-гробница эпохи пирамид . Заберн, Майнц, 2009 г., ISBN 3805336225 , с. 37-38.
- ^ Мирослав Барта: Абусир Мастаба времен правления Хуни. В: Вивьен Гэй Каллендер: Времена, знаки и пирамиды: Исследования в честь Мирослава Вернера по случаю его семидесятилетия . Карлов университет – факультет искусств, Прага, 2011 г., ISBN 978-80-7308-257-4 , с. 48.
- ^ «УКАЗАНИЕ ПТАХ-ХОТЕПА И НАСТАВЛЕНИЕ КЕГЕМНИ: САМЫЕ СТАРЫЕ КНИГИ В МИРЕ» . Проект Гутенберг .