Jump to content

Шепсескаф

Шепсескаф (что означает «Его [примечание 2] Ка — благородный») — фараон Древнего Египта , шестой и, вероятно, последний правитель четвёртой династии в период Старого царства . Он правил, скорее всего, четыре, но возможно и до семи лет в конце 26 — середине 25 века до нашей эры. .

Отношения Шепсескафа с его предшественником Менкауре не совсем ясны; он мог быть его сыном или, возможно, его братом. Личность его матери весьма сомнительна, поскольку она могла быть одной из супруг Менкаура, королевой Хенткаус I или Неферхетепес . отношение Шепсескафа к его вероятному преемнику на престоле Усеркафу Точно так же неизвестно и , хотя в отсутствие четких указаний на раздоры при переходе между четвертой и пятой династиями Усеркаф вполне мог быть его сыном или братом. Если Шепсескафа сменил непосредственно Усеркаф, а не Тамптис, как утверждают некоторые исторические источники, то его смерть знаменует конец четвертой династии. Переход к пятой династии, похоже, был не резким разрывом, а скорее непрерывным процессом эволюции власти и роли царя в египетском государстве. Примерно в это же время некоторые из самых высоких властных должностей, такие как должность визиря , которая до сих пор была прерогативой королевской семьи, были открыты для дворян некоролевского происхождения.

Единственные действия, которые точно датируются коротким правлением Шепсескафа, - это завершение до сих пор незавершенного погребального комплекса пирамиды Менкаура с использованием сырцовых кирпичей и строительство его собственной гробницы в Южной Саккаре , ныне известной как Мастабат аль-Фир'аун . Решения Шепсескафа покинуть некрополь Гизы и построить для себя мастабу , то есть прямоугольное сооружение с плоской крышей, а не пирамиду, имеют большое значение и продолжают обсуждаться. Некоторые египтологи рассматривают эти решения как симптомы борьбы за власть между царем и жречеством Ра , в то время как другие считают, что виной всему чисто практические соображения, возможно, включая упадок экономики. Альтернативно, возможно, Шепсескаф планировал, что его гробница будет пирамидой, но после его смерти она была завершена как мастаба. Возможно, из-за этого, а также из-за небольших размеров его гробницы по сравнению с гробницами его предков и его недолгого правления, Шепсескаф стал объектом относительно незначительного погребального культа, спонсируемого государством, который исчез во второй половине пятой династии. Этот культ возродился позднее. Период Среднего царства как частный прибыльный культ, целью которого было обеспечение королевского заступника за приношениями, сделанными их умершим представителями низших слоев общества.

Родители

[ редактировать ]

Отношения между Шепсескафом и его предшественником Менкауре не совсем ясны. Доминирующая точка зрения в современной египтологии была впервые изложена Джорджем Эндрю Рейснером , который предположил, что Шепсескаф был сыном Менкаура. Рейснер основывал свою гипотезу на указе, показывающем, что Шепсескаф завершил строительство погребального храма Менкаура. Эту гипотезу разделяют многие египтологи, в том числе Эйдан Додсон и Дайан Хилтон. [30] Райнер Штадельманн [31] и Питер Клейтон. [32] Петер Янош, тем не менее, отмечает, что указ не является неопровержимым доказательством родства, поскольку в нем не описываются явно отношения между этими двумя королями. [примечание 3] В частности, завершение строительства гробницы умершего фараона его преемником не обязательно зависит от прямых отношений отца и сына между ними. [34] [10] Возможная альтернатива, предложенная Мирославом Вернером, состоит в том, что Менкауре и Шепсескаф могли быть братьями. [35] и, следовательно, преклонный возраст последнего при восхождении на престол мог объяснить его недолгое правление. [2] В отличие от этих гипотез, египтологи Людвиг Борхардт и Уильям К. Хейс утверждали, что Шепсескаф мог иметь некоролевское происхождение и занять трон только благодаря своему браку с королевой Хенткаус I. [36]

Личность матери Шепсескафа еще более неопределенна, чем личность его отца. Если последним был Менкаур, то матерью Шепсескафа могла быть одна из королевских жен Менкаура Хамерернебти II , Рехетре или второстепенная жена. [5] Альтернативно, Мирослав Барта считает, что Хенткаус   I могла быть матерью Шепсескафа. [24] а также мать его преемника Усеркафа . [примечание 4] [37] тесной связи между Шепсескафом и Хенткаусом   сделал вывод о Действительно, египтолог Селим Хасан I на основании «огромного соответствия» их гробниц, и это мнение широко разделяется. [38] [39] [40] [41] однако, каковы были эти отношения, остается неясным. Хенткаус   Вместо этого я могла бы быть женой [42] или дочь Шепсескафа. [2] Еще одна возможность была выдвинута Ариэль Козлофф, которая вместо этого предположила, что была Неферхетепес , дочь Джедефре . матерью Шепсескафа [43] По мнению египтолога Вивьен Гэй Каллендер, нет никаких доказательств в поддержку этой гипотезы. [44]

Королевы и дети

[ редактировать ]
измученный рельеф сидящей женщины
Портрет Хенткаус I из ее могилы

Надписи в Бунефер царицы в Гизе гробнице [примечание 5] [45] продемонстрировать, что она связана с Шепсескафом: она, в частности, носила титул «Великая хвалы, жрица короля Шепсескафа, жена короля, великое украшение, великая фаворитка». Лана Трой, египтолог, делает вывод из этого титула, что, выйдя замуж за фараона, она служила жрицей в погребальном культе своего отца. [примечание 6] и, следовательно, должна была быть дочерью Шепсескафа и супругой другого неустановленного короля. [46] Действительно, все жрицы, служившие в погребальном культе короля, были принцессами, дочерьми или внучками этого короля. Если эта гипотеза верна, то Бунефер — единственная известная из Древнего Египта царица, служившая в погребальном культе. [47] Это наблюдение могло быть объяснено исключительными обстоятельствами, например, если не было другого подходящего потомка женского пола, который мог бы служить в культе Шепсескафа после его смерти. [48] Матерью Бунефера могла быть Хенткаус   I, чья могила находится рядом с могилой Бунефера, так что Хенткаус   I мог быть супругой Шепсескафа. [48] Царским мужем Бунефера, возможно, был фараон Тамфтис , существование которого сомнительно, однако, поскольку он не засвидетельствован археологически (обсуждение см. ниже). [48]

Хасан, раскопавший могилу Бунефера, отвергает мнение, что Бунефер была дочерью Шепсескафа. Он отмечает, что большинство титулов Бунефера являются женскими, и подчеркивает, что «тот факт, что имя Шепсескаф появляется в ее могиле, свидетельствует в пользу предположения, что он был ее мужем». [49] В любом случае у Бунефера был по крайней мере один сын, имя которого утеряно и чей отец не был королем, согласно титулам этого сына. [50] Возможно, он был результатом второго, некоролевского брака Бунефера. [51] [52]

Принцесса Хамаат вышла замуж за первосвященника Птаха Птахшепсеса и, как известно, по своим титулам была дочерью царя. Долгое время ее считали дочерью Шепсескафа. [53] следуя гипотезе египтолога XIX века Эммануэля де Руже . [54] По этому вопросу был достигнут консенсус, [48] [55] [56] [57] [58] [59] [60] но в 2002 году египтолог Питер Ф. Дорман опубликовал надписи из гробницы Птахшепса, показывающие, что вместо этого она была дочерью Усеркафа. [61]

Наконец, Марк Ленер предполагает, что Шепсескаф стал отцом фараона Усеркафа от королевы Хенткаус   I, и эту идею разделяет Козлов. [62] [63] но отвергнут Бартой, который думает, что они братья. [24] Альтернативно,   предполагалось, что Хенткаус I была дочерью Шепсескафа. [2]

Царствование

[ редактировать ]

Время правления Шепсескафа трудно точно датировать в абсолютном выражении. Абсолютная хронология, относящаяся к датам в современном западном календаре, оценивается египтологами, работающими в обратном направлении, путем добавления продолжительности правления – сами по себе неопределенные и выведенные из исторических источников и археологических данных – и, в некоторых случаях, с использованием древних астрономических наблюдений и радиоуглеродных дат . [27] Эти методологии не полностью согласуются друг с другом, и остается некоторая неопределенность. В результате правление Шепсескафа датируется примерно концом 26 - серединой 25 века до нашей эры. [примечание 1] [26]

Относительная хронология

[ редактировать ]
желтоватая голова мужчины с накладной бородой под подбородком и париком со складками
Голова статуи в Бостонском музее изящных искусств , предположительно, изображает Шепсескафа. [64] или Менкауре [65]

Относительное хронологическое положение Шепсескафа в четвертой династии не совсем определено. Самый близкий современник [примечание 7] Королевские анналы пятой династии, ныне известные как Палермский камень , недвусмысленно указывают [примечание 8] что он сменил Менкаура на престоле и был коронован в 11-й день четвертого месяца. Личность его преемника менее определенна. Археологические данные, похоже, указывают на то, что Шепсескафа сменил непосредственно Усеркаф. В частности, на могилах чиновников, служивших в то время, не упоминается ни один вмешавшийся король. Например, надпись в гробнице дворцового придворного Нетджерпунесута приводит следующую последовательность царей, которым он служил: Джедефре → Хафре → Менкауре → Шепсескаф → Усеркаф → Сахуре Нефериркаре . [70] [71] [72] Точно так же в своей гробнице в Гизе принц Сехемкаре сообщает о своей карьере при царях Хафре, Менкауре, Шепсескафе, Усеркафе и Сахуре, [72] [73] в то время как первосвященник [74] Птахшепс описывает, как он родился при Менкауре, вырос при Шепсескафе и начал свою карьеру при Усеркафе. [75] Более того, египтолог Патрик О'Мара подчеркивает, что «никакие названия поместий того периода, [которые] составлены с королевскими именами, не упоминают каких-либо других королей, кроме этих, равно как и имена   [...] королевских внуков, которые часто носили имя царственного предка как составная часть собственного [имени]». [70] Эта реконструкция конца четвертой - начала пятой династии также согласуется с данными в списке царей Абидоса, написанном во время правления Сети I ( ок. Шепсескафа 1292–1279 до н.э.), где картуш находится на 25-й записи между списками Менкаура и Усеркаф. [76] [77]

Три исторических источника прямо или косвенно выступают против такого порядка преемственности. Источником, находящимся в прямом противоречии, является «Эгиптиака» ( Αἰγυπτιακά ), история Египта, написанная в III веке до нашей эры во время правления Птолемея II (283–246 до н.э.) Манефоном . Никаких копий «Эгиптиаки» не сохранилось, и теперь она известна только благодаря более поздним сочинениям Секста Юлия Африканского и Евсевия . По словам византийского ученого Георгия Синцелла , Африканский писал, что Египтяне упоминали преемственность « Бичерис → Себерхерес → Тамфтис» в конце четвертой династии, в то время как «Усерхерес» указан как первый царь пятой династии. Себерхерес (по- Σεβερχέρης гречески ) и Усерхерес считаются эллинизированными формами слов Шепесескаф и Усеркаф соответственно. [78] а личности Бичериса и Тамптиса неизвестны. Они могли относиться к призрачным фигурам, возможно, принц четвертой династии Бака в случае Бичериса и Тамфиса мог происходить от египетского имени Джедептах, или они оба могли быть фиктивными правителями. [79] То, что между Шепсескафом и Усеркафом мог царствовать король, также косвенно подтверждается Туринским каноном , списком королей, написанным во времена 19-й династии в раннюю эпоху Рамессидов (1292–1189 до н. э.). Канон, написанный на папирусе, поврежден в нескольких местах, поэтому многие королевские имена сегодня либо фрагментарны, либо полностью потеряны в лакунах . В столбце III указана строка 15 «Король Шепсескаф», строка 16 полностью отсутствует, а конец имени Усеркафа в строке 17 читается. Отсутствующая строка 16, должно быть, изначально содержала королевское имя неизвестного преемника Шепсескафа. [80] Табличка Саккара , написанная при Рамзесе II ( ок. 1303–1213 до н.э. ), также, по-видимому, упоминает неизвестного преемника Шепсескафа, поскольку первоначально в ней перечислялись девять картушей, соответствующих царям четвертой династии, тогда как из археологических свидетельств известно только шесть ( Снеферу). , Хуфу , Джедефре, Хафра, Менкауре и Шепсескаф). Пять картушей между картушами Хафра и Усеркафа теперь неразборчивы. [76] [81]

По мнению египтолога Найджела Струдвика, неопределенность в отношении преемника Шепсескафа и присутствие в исторических источниках дальнейших теневых правителей конца четвертой династии указывают на некоторую семейную нестабильность в то время. [82]

Продолжительность

[ редактировать ]

Продолжительность правления Шепсескафа неизвестна, но обычно считается, что оно длилось, вероятно, четыре года. [83] но возможно до семи лет. Явные археологические свидетельства по этому поводу сводятся к шести документам. Четыре из них — надписи, датированные годом его восшествия на престол, три найдены в гробницах некрополя Гизы и одна — в камне Палермо. [84] Последние две современные надписи упоминают второй год его правления: [примечание 9] один из которых находится в указе Шепсескафа о городе-пирамиде Менкаура. [88] [89]

Два исторических источника сообщают о продолжительности правления Шепсескафа. Туринский канон приписывает ему четырехлетнее правление. [90] Манефона в то время как «Эгиптиака» дает ему семь лет на троне. [84] [91] Хотя эта фигура совместима с камнем Палермо, который, по словам Жоржа Даресси, мог иметь до семи отсеков, относящихся к периоду правления Шепсескафа , [92] Согласно современному мнению, это считается завышенной оценкой. Вернер, в частности, указывает на незавершенность своей мастабы и приходит к выводу, что правление Шепсескафа не превышало четырех лет, приписываемых ему Туринским каноном. [примечание 10] [93] Переоценка Палермского камня, проведенная Юргеном фон Бекератом, ограничивает пространство, доступное на нем во время правления Шепсескафа, пятью или шестью отсеками, что соответствует этому количеству лет. [94] Подсчет Манефона можно объяснить объединением четырех полных лет, приписываемых Шепсескафу в туринском списке королей, плюс двух полных лет и значительной ежемесячной доли, приписываемой его анонимному преемнику в этом списке. Этот преемник мог бы соответствовать Тамптису Манефона, которому Манефон дает девять лет правления, хотя, как заметил Вернер, археологические свидетельства существования этого правителя равны нулю. [70] [95]

Деятельность

[ редактировать ]

О деятельности Шепсескафа известно очень мало. Камень Палермо [примечание 7] сообщает, что в год своего восшествия на престол он участвовал в «обходе Обеих Земель» и «празднике диадемы», во время которого были вылеплены два изображения бога Вепвавета и названы боги, объединяющие две земли. следовать за королем. Эти события произошли во время коронации короля или незадолго до нее. [96] В том же году было выбрано место для могилы Шепсескафа, которое, как говорят, представляло собой пирамиду. В этом случае, возможно, по периметру той части некрополя Саккара , где должна была быть построена гробница, была возведена ограда из ливанского дерева. [97] Наконец, Шепсескаф, вероятно, издал указ о ежедневном подношении 20 мер чего-либо (то, что было предложено, потеряно в лакуне камня) святилищу сенути . [примечание 11] [100]

маленькая белая статуя шагающего мужчины
Алебастровая статуэтка Бабаефа II , визиря Шепсескафа, из его гробницы G5230 в Гизе, сейчас находится в Музее истории искусств в Вене. [101]

Именно на втором году своего правления Шепсескаф записал самый ранний из сохранившихся указов периода Старого царства. [102] [103] Написанный на известняковой плите, обнаруженной в заупокойном храме Менкаура, указ касается завершения строительства этого храма, записывает подношения, которые должны быть там сделаны, и защищает имущество и персонал пирамиды Менкаура, освобождая их от налогов: [примечание 12] [85] [104]

Гор Шепсескет, год после первого подсчета крупного рогатого скота и стад   [...], который был сделан в присутствии самого короля. Царь Верхнего и Нижнего Египта Шепсескаф. Царю Верхнего и Нижнего Египта [Менкаура] он установил памятник, пехера подношение   [...] в пирамиде Менкаура   [...] Что касается подношения пехера , принесенного царю Верхнего и Нижнего Египта [Менкаур]   [...] священнический долг [выполнен] в отношении него навеки.   [...] [его никогда никто не должен забирать] при исполнении своих обязанностей навсегда   [...] пирамида Менкаура   [...]. Мое Величество не разрешает   [...] слугам   [...] священникам   [...] [105]

Раскопки погребального храма Менкаура подтверждают, что он, вероятно, остался незавершенным после смерти фараона. Первоначально планировалось построить из гранита, затем переделать из белого известняка Турах . [106] все каменное строительство было прекращено, и храм был спешно закончен из сырого кирпича . во время правления Шепсескафа [107] Этот материал позволяет быстро построить дом. [106] Работы Шепсескафа касались дамбы и входных коридоров храма, его большого открытого двора, кладовых и внутреннего храма, а также внешних стен. Все кирпичные конструкции были покрыты желтой глиной, затем оштукатурены белой краской и оставлены пустыми, за исключением стен большого открытого двора, которые были превращены в систему ниш. [106] Завершенные дверные проемы были оборудованы деревянными дверями, а полы храма были выложены глиной на утрамбованной известняковой крошке, а пол в большом дворе был каменным. [108]

Дальнейшие действия описаны в Геродота отчете о конце четвертой династии. [109] Согласно Геродоту, Менкауру наследовал царь, которого он называет Асухисом. [примечание 13] который построил внешний двор храма Гефеста (Птаха), издал новый закон о займах, чтобы восполнить недостаток денег в обращении во время его правления, и построил кирпичную пирамиду. [примечание 14] [109] Рассказ Геродота нелегко согласовать с исторической реальностью, и, похоже, он основан на путанице между правителями четвертой и двадцать четвертой династий . [111] искаженные ссылки на легенды о царе второй династии как законодателе и 12-й династии кирпичных пирамидах в Дахшуре , таких как пирамида Аменемхета III . [112] Поскольку Диодор Сицилийский допускает аналогичные ошибки, рассказывая об истории четвертой династии - в частности, и он, и Геродот ошибочно полагали, что четвертая династия возникла после 20-й. [110] – Возможно, виноваты их источники в Египте. [113]

Придворная жизнь

[ редактировать ]

Некоторые из чиновников, служивших под началом Шепсескафа, известны по погребальным надписям, сделанным ими на своих могилах и в которых упоминается король. В основном они находятся в Гизе и Саккаре. Тот факт, что во многих из этих надписей Шепсескаф упоминается только без каких-либо подробностей, намекает на краткость его правления. Среди придворных чиновников, упоминавших Шепсескафа, были Бабаеф II , визирь Шепсескафа и, возможно, его двоюродный брат; [114] Сехемкаре, сын Хефрена, жреца царских погребальных культов; [примечание 15] Нисутпунетьер, жрец королевских погребальных культов; [примечание 16] Птахшепс   I, получивший образование среди царских детей во дворце и гареме Шепсескафа, [118] позже назначен на должность жреца Птаха Усеркафом, зятем этого фараона; [119] и Каунисут, дворцовый чиновник, священник и директор парикмахерской. [120] [121]

Конец династии

[ редактировать ]

Деление древнеегипетских царей на династии — изобретение «Египтиаки» Манефона , призванное более точно соответствовать ожиданиям покровителей Манефона, греческих правителей птолемеевского Египта . [122] Историческую реальность этих династий трудно оценить, и они могут не соответствовать современному представлению об этом термине: например, Джосер , первый царь третьей династии, был сыном Хасехемви , последнего царя Второй династии. [примечание 17] [124] Стадельманн и Барта отмечают, что Шепсескаф (что означает «Его Ка благороден») и Усеркаф имеют много общего, например, их тронные имена следуют одному и тому же образцу, квалифицируя Ка Ра как «благородный» для первого и «сильный» для первого. чем позже [примечание 3] и они, вероятно, принадлежали к одной семье, и Усеркаф был либо сыном Шепсескафа, либо [62] [63] или его брат. [125] Кроме того, биографии чиновников, служивших в то время, не показывают никаких перерывов в их карьере на стыке четвертой и пятой династий и никаких следов религиозных, политических или экономических потрясений того времени. [примечание 18] [29]

Тем не менее, древние египтяне признавали некоторое различие между четвертой и пятой династиями, о чем свидетельствует гораздо более древняя традиция. [примечание 19] чем у Манефона [128] и найден в рассказе о папирусе Весткара . В этой истории царю Хуфу предсказан упадок его рода и возникновение новой династии через восшествие на египетский трон трех сыновей Ра. [примечание 20] [132]

В современной египтологии считается, что между четвертой и пятой династиями не произошло резкого разделения. [133] Тем не менее, некоторый переход между ними наблюдается в ходе эволюции египетского государства того времени: от государства, в котором вся власть и престижные должности были переданы царской семье, к состоянию, в котором государственное управление было открыто для людей нецарственного происхождения. . Именно в промежутке от Менкаура до Усеркафа царская семья стала отходить от самых высоких должностей, в частности от визиря. [134] Шепсескаф, Усеркаф и их преемники из пятой династии отреагировали на эти изменения, разработав новые средства утверждения своего превосходства и религиозного влияния посредством культа Ра, создания новых государственных должностей. [135] и изменения в роли короля. [136] Первенство Ра над остальной частью египетского пантеона и растущая царская преданность ему сделали Ра своего рода государственным богом . [43] [137] новинка по сравнению с ранней четвертой династией, когда больше внимания уделялось царским захоронениям. [138]

Похороны

[ редактировать ]

Могила Шепсескафа — огромная мастаба в Южной Саккаре . Названное Qbḥ-Špss-k3.f («Кебе Шепсескаф»), это имя по-разному переводится как «Шепсескаф чист». древними египтянами [77] «Шепсескаф очищается», «Хладнокровие короля Шепсескафа». [139] и «Крутое место Шепсескаф». [8] В настоящее время он известен как Мастабат аль-Фираун означает «скамья фараона» , что на египетском арабском языке . Эта мастаба была впервые признана таковой Ричардом Лепсиусом , который включил ее в свой новаторский список пирамид как структуру XLIII. [140] Впервые раскопанная в 1858 году Огюстом Мариеттом , мастаба была тщательно исследована только в 1924–1925 годах Гюставом Жекье . [3] [141]

Расположение

[ редактировать ]
большое прямоугольное сооружение из желтых сырцовых кирпичей в пустыне
Мастабат аль-Фираун , Саккара

Решение Шепсескафа быть похороненным в Южной Саккаре представляет собой отход от некрополя Гизы, который использовали его предшественники. Причина такого выбора обсуждается. Вернер отмечает, что этот выбор имел политический символизм. [93] поскольку это позволило Шепсескафу большую близость к красным и изогнутым пирамидам основателя династии Снеферу в Дахшуре, возможно, подчеркивая его принадлежность к династической линии. [142] По мнению Барты, Шепсескаф просто решил вернуться к традиционным местам захоронения Саккара и Абусир , и поэтому этот выбор не следует рассматривать как признак религиозных конфликтов внутри королевской семьи. [143] как было предложено Хасаном. [144]

Однако основная причина могла быть экономической или практической, а не политической или религиозной. [145] В Гизе просто не хватило места для еще одного большого комплекса пирамид. [142] и близость известняковых карьеров к Южной Саккаре могла сыграть свою роль. [146] Вместо этого египтолог Адольф Эрман предполагает, что выбор места для гробницы фараона в основном был продиктован близостью его дворца, которая могла измениться в зависимости от экономических, политических и военных интересов. [147] Это остается непроверенным, поскольку до сих пор не обнаружено ни одного дворца короля Старого Королевства. [147] [148] и вполне возможно, что именно центр администрации и королевского дома следовал за погребальным комплексом, а не наоборот. [149]

Решение построить мастабу

[ редактировать ]

Поскольку Шепсескаф решил построить мастабу для себя, он нарушил традицию строительства пирамид четвертой династии. Было выдвинуто несколько теорий, объясняющих этот выбор. Во-первых, Вернер предполагает, что Шепсескаф, возможно, спроектировал мастабу в качестве временной меры, потому что перед ним стояла трудная задача завершить строительство комплекса пирамид Менкаура в Гизе, одновременно с этим ему пришлось начать строительство собственной гробницы. [142] Согласно этой теории, Шепсескаф, возможно, намеревался на более позднем этапе превратить мастабу в пирамиду. [93] В пользу этой теории говорит наблюдение, что архитектура и планировка подземных сооружений мастабы точно соответствуют стандартному плану царских пирамид. [93] Шепсескаф, возможно, был бы вынужден принять это решение, если бы Египет в то время испытывал экономические трудности, как утверждает Вернер: [5] или, возможно, неспособность Менкаура завершить строительство заупокойного храма могла бы заставить Шепсескафа более осторожно относиться к своей собственной могиле. [93]

Напротив, египтолог Стивен Квирк считает, что гробница Шепсескафа представляет собой первую ступень запланированной ступенчатой ​​пирамиды, которая осталась незавершенной из-за ранней смерти ее владельца и была завершена только его преемником или его царицей в форме мастабы. [150] Эта теория находит некоторую поддержку в камне Палермо, который указывает на то, что место и название могилы Шепсескафа были выбраны в первый год его пребывания на троне. В этом тексте название гробницы написано с определителем пирамиды, а не мастабы. [151] но в гробнице Никаухора, который работал надзирателем гробницы Шепсескафа, оно появляется с определителем мастабы. [примечание 21] [139] [153]

С другой стороны, Хасан выдвинул идею о том, что Шепсескаф, возможно, сознательно решил построить мастабу по религиозно-политическим причинам, поскольку форма пирамиды тесно связана с солнечным культом. [примечание 22] Поступая так, он пытался подорвать растущее влияние жречества Ра. [154] Эта гипотеза могла бы также объяснить отсутствие прямой теофорической ссылки на Ра в его имени, а также в имени его вероятного непосредственного преемника Усеркафа. [примечание 23] Хасан, который считает, что Хенткаус   I был супругой Шепсескафа, далее предполагает, что Хенткаус был вынужден выйти замуж за Усеркафа, первосвященника Ра, после смерти Шепсескафа. [4] Этот брак закрепил бы непревзойденное господство солнечного культа на протяжении всей пятой династии. [38] Египтолог Яромир Малек частично соглашается с этой гипотезой, рассматривая решение Шепсескафа как симптом возможного религиозного кризиса. [10] Археолог Джойс Тилдесли отмечает, что, если Шепсескаф действительно намеревался сделать свою гробницу мастабой, и независимо от его мотивов, это указывает на то, что, хотя пирамида может быть желательной, для фараона не было абсолютной необходимости достичь загробной жизни. [41]

В четвертом мнении Барта, который подчеркивает, что причины выбора Шепсескафа во многом ускользают от нас, тем не менее предполагает, что король, возможно, не имел полной легитимности после восхождения на трон со своего поста высокого чиновника через брак. [24] Согласно этой гипотезе, Шепсескаф должен был быть сыном Хенткауса   I. Хотя он, по всей вероятности, был связан с королевской семьей четвертой династии, он, возможно, не обладал той легитимностью, которой принц Хуэнре , первенец Менкаура и королевы Хамерернебти   пользовался до своего правления II. смерть. Возможно, столкнувшись с противниками и государственной администрацией, в большей степени не принадлежащей королевской семье, он мог бы решить построить нетипичную гробницу, соответствующую его своеобразному статусу. [155]

Архитектура

[ редактировать ]
вход в коридор, облицованный камнем, засыпанный пустынным песком среди каменных обломков
Вход в . подземные покои мастабы

Мастаба, ориентированная по оси север-юг, имеет прямоугольную форму с основанием 99,6 × 74,4 м (327 × 244 футов) и высотой 18 м (59 футов). [41] Внешний наклон его стенки составляет 65°. [156] или 70°, и оно могло подняться в два этапа. [157] Размеры гробницы Вернер считает очень маленькими и скромными по сравнению с великими пирамидами предшественников Шепсескафа из четвертой династии. [158] Действительно, общий объём кладки мастабы составляет не более трети объёма пирамиды Менкаура. По мнению Вернера и египтолога Абира Эль-Шахави, это можно было объяснить спадом экономического процветания Египта в то время, а также упадком власти короля. [4] [5] Напротив, по мнению Штадельмана, не следует заключать, что политическая нестабильность или экономические трудности помешали Менкауре, Шепсескафу и их преемникам подражать великим пирамидам своих предков. Вместо этого он предполагает, что основным стимулом для создания меньшей пирамиды Менкаура и решения Шепсескафа сделать мастабу для себя являются культовые изменения, при которых пирамида заменяется как центр внешнего вида и важности погребальным храмом как центром погребального ритуала. . [2] Несмотря на свои уменьшенные размеры, гробница и погребальный комплекс Шепсескафа, вероятно, остались незавершенными после смерти короля, что считается подтверждением недолгого правления. Раскопки показали, что части связанного с ним погребального храма, а также вся дорога, ведущая к нему из долины Нила, были «поспешно» [93] завершен из сырцового кирпича, вероятно, одним из его преемников. [93] [159]

Узкие концы мастабы были намеренно приподняты в отличие от традиционной моды, что делало гробницу похожей на огромный саркофаг. [3] [158] или иероглифический определитель святыни. [примечание 24] [142] Первоначально мастаба была облицована белым известняком Турах, за исключением ее нижнего яруса, который был облицован красным гранитом. [41] [157] Вход в подземные сооружения находится на северной стороне мастабы, откуда под углом 23°30' спускается высеченный в скале проход длиной почти 20,95 м (68,7 футов). [157] в прихожую, доступ к которой должен был быть защищен тремя решётками . К юго-востоку от прихожей находится комната с шестью нишами, возможно, кладовыми, а к западу от прихожей находится погребальная камера. Его размеры 7,79 × 3,85 м (25,6 × 12,6 футов) он облицован гранитом и имеет арочный потолок высотой 4,9 м (16 футов), выполненный в форме ложного свода. [157] Здесь были обнаружены остатки украшенного темного базальтового саркофага, хотя погребальная камера так и не была достроена и, по всей вероятности, никогда не использовалась. [41]

Мастаба была окружена двойной стеной из сырцового кирпича. На восточной стороне гробницы находился погребальный храм с залом для подношений, ложной дверью и пятью кладовыми, план которого позже послужил образцом для храма Нефериркаре Какаи . [160] [161] Ниш, предназначенных для размещения статуй царя, обнаружено не было, хотя в храме были обнаружены фрагменты статуи Шепсескафа в стиле Хафры и Менкаура. [162] На востоке находился небольшой внутренний двор и внешний побольше. Были обнаружены остатки дамбы; Предполагается, что он вёл к храму в долине, местонахождение которого ещё предстоит обнаружить. [157]

Наследие

[ редактировать ]

Старое Королевство

[ редактировать ]

Как и другие фараоны четвертой и пятой династий, Шепсескаф после своей смерти стал объектом официального погребального культа. Этот культ, кажется, был относительно незначительным по сравнению с теми, что были у его предшественников. Известны только трое священников, служащих в этом культе. [163] включая вероятную дочь Шепсескафа, королеву Бунефер. [46] Это контрастирует по крайней мере с 73 [164] и 21 [165] известно, что священники служили в культах Хуфу и Менкаура соответственно. Более того, не было обнаружено никаких свидетельств существования культа Шепсескафа после середины пятой династии, в то время как культы некоторых из его ближайших преемников существовали и после конца Старого царства. [166] Припасы для этих официальных погребальных культов производились в сельскохозяйственных поместьях, созданных во время правления правителя. Вероятно, из-за непродолжительности его правления Шепсескафу известны только два таких поместья. [167] по сравнению с по крайней мере шестьюдесятью у Хуфу. [168]

Похоже, что параллельно с официальным культом имя и память Шепсескафа особенно хорошо ценились, по крайней мере, во второй половине пятой династии, о чем свидетельствуют как минимум семь [169] высшие чиновники носили имя Шепсескафанх, что означает «Пусть Шепсескаф жив» или «Шепсескаф жив», вплоть до правления Нюсерре Ини . [170] [171] В том числе королевский врач , [172] управляющий королевским имением, [173] [174] придворный, [175] священник, [176] и судебный чиновник. [177]

Среднее царство

[ редактировать ]

Хотя никаких следов поддерживаемого государством культа Шепсескафа в периоды позднего Старого царства и Первого промежуточного периода обнаружено не было, Жекье обнаружил стелу Среднего царства во время раскопок погребального храма Шепсескафа. В то время окрестности мастабы превратились в некрополь, в котором находились гробницы низших слоев общества. [178] Стела, обнаруженная Жекье, вероятно, произошла из соседней гробницы и позднее была повторно использована в качестве мощения пола храма. [179] Стела указывает на то, что при 12-й династии на территории храма был возрожден какой-то народный культ. [179] На стеле, посвященной мяснику по имени Птаххотеп, изображен Птаххотеп и его семья, по-видимому, служащие полностью функционирующему культу со своими священниками, писцами и слугами. [180] [181] В отличие от поддерживаемого государством культа в честь Шепсескафа в Древнем царстве, главным объектом этого культа был не сам Шепсескаф, а мертвецы из окружающего некрополя, которым люди приносили подношения, подношения, которые только боги могли дать умершим, приняв их благодаря Заступничество Шепсескафа. [182] По мнению Жекье, этот культ превратился в прибыльную деятельность благодаря семье Птахотепа. [183] [184]

Новое Королевство

[ редактировать ]

Наряду с другими королевскими памятниками в Саккаре и Абусире, которые пришли в упадок, мастаба Шепсескафа стала объектом реставрационных работ по инициативе принца Хаэмвасета , сына Рамзеса   II. [185] Возможно, это было сделано для того, чтобы использовать камни для строительных проектов его отца, обеспечивая при этом минимальную реставрацию для культовых целей. [186]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Предлагаемые даты правления Шепсескафа: 2523–2519 гг. до н.э., [2] [3] [4] [5] окончание 2510 г. до н.э., [6] 2511–2506 гг. до н.э., [7] [8] 2504–2500 гг. до н.э., [9] 2503–2498 гг. до н.э., [10] [11] [12] окончание 2494 г. до н.э., [13] [14] 2486–2479 гг. до н. э., [15] 2472–2467 гг. до н.э., [16] [17] [18] окончание 2465 г. до н.э., [19] 2462–2457 гг. до н.э., [20] 2461–2456 гг. до н.э., [7] 2442–2436 гг. до н.э., [21] 2441–2438 гг. до н.э., [22] 2441–2436 гг. до н.э., [23] окончание 2435 г. до н.э., [24] 2396–2392 гг. до н.э. [25] Радиоуглеродные исследования дали следующие интервалы даты вступления Шепсескафа на престол: 2538–2498 гг. До н.э. с вероятностью 68%, 2556–2476 гг. до н.э. с вероятностью 95%. [26] Эти исследования основаны на археологических образцах для измерения колебаний радиоуглеродной активности, конкретной информации о радиоуглеродной активности в районе долины Нила (с привязкой дендрохронологии к абсолютным датам), прямыхсвязи между датированными образцами и исторической хронологией и информацией относительной датировки. Образцы, датированные конкретными периодами правления, были собраны из музейных коллекций и материалов раскопок, в то время как некоторые типы материалов (особенно древесный уголь и мумифицированные останки) избегались из-за их восприимчивости к загрязнению. [27]
  2. ^ Jump up to: а б с Слово «его» здесь может относиться к богу Ра, а не к фараону. [29]
  3. ^ Jump up to: а б Прямые отношения отца и сына между фараонами Древнего царства никогда прямо не упоминаются в современных документах. Более того, неизвестно, какой официальный титул присваивал наследному принцу до его восшествия на престол. Из-за этого такие отношения трудно однозначно утверждать на основании чисто археологических данных. [33]
  4. Особое значение имеет необычный титул Хенткаус   I, который, кажется, указывает на то, что она была матерью двух королей. [37]
  5. Похороненная в гробнице G8408 в Гизе, она носила титул njswt sA.tn Xt f , что означает «королевская дочь его тела», но личность ее отца остается под вопросом. [45]
  6. Возможно, она участвовала в его похоронах. [45]
  7. ^ Jump up to: а б Хотя сохранившиеся фрагменты самого камня Палермо, вероятно, относятся к гораздо более поздней 25-й династии ( 760–656 гг. до н.э.), они определенно были скопированы или составлены из источников Древнего царства. [66] Сами они датируются первой половиной пятой династии, возможно, во время правления Нефериркаре, поскольку в анналах не зафиксировано никаких событий после этого. [67] [68] Кроме того, Патрик О'Мара показал, что сам источник Древнего царства использовал более ранние королевские анналы, вероятно, впервые написанные в промежуток времени между правлениями Менкаура и Усеркафа, то есть, возможно, во время правления Шепсескафа. [69]
  8. ^ Эта часть камня Палермо на самом деле отнесена к раннединастическому периоду, а именно к переходному периоду между Аха и Джером.
  9. В период Древнего царства египтяне не записывали время так, как мы это делаем сегодня. Вернее, отсчитывали годы с начала правления нынешнего короля. Кроме того, эти годы обозначались количеством подсчетов скота , проведенных с начала правления. Учет скота был важным мероприятием, направленным на оценку размера налогов, подлежащих взиманию с населения. Это включало подсчет крупного рогатого скота, быков и мелкого скота. [85] В первой половине пятой династии этот подсчет мог проводиться раз в два года. [86] хотя, возможно, это не всегда происходило через равные промежутки времени. [87] Следуя этим принципам, эти надписи рассказывают о году после первой подсчета скота во время правления Шепсескафа. Если бы подсчет действительно велся раз в два года, что сомнительно, это соответствовало бы второму году его правления. [84]
  10. ^ Для строительства мастабы требуется время, и незавершенное состояние гробницы дает некоторое представление о продолжительности правления, поскольку работы над королевской гробницей начались в первый год правления короля и либо прекратились, либо были прерваны после смерти короля. Таким образом, в зависимости от окончательного состояния первоначально запланированной гробницы можно оценить максимальную продолжительность правления короля. По словам Вернера, если бы Шепсескаф правил дольше четырех лет, его мастаба к моменту его смерти была бы более развитой, чем сейчас. [93]
  11. ^ Сенути Храм , транслитерация snwt . [98] Это может означать здание, отмеченное змеиными стелами, возможно, в Гелиополе. [99]
  12. Указ, ныне фрагментарный и поврежденный, в настоящее время хранится в Египетском музее под временным номером 26.2.21.18. [103]
  13. ^ Также называется Асескаф. [110]
  14. ^ Отчет Геродота таков: «После Микерина, как говорили жрецы, Асухис стал царем Египта. Он построил восточный внешний двор храма Гефеста; это, безусловно, самый прекрасный и величественный из всех дворов, хотя все они имеют резные фигуры и бесчисленными архитектурными достижениями, этот двор имеет гораздо больше, чем любой другой. Поскольку во время правления этого царя в обращении было не так уж много денег, они сказали мне, что был принят закон, разрешающий человеку брать взаймы под залог трупа своего отца. Закон также предусматривал, что кредитор становится хозяином всей усыпальницы заемщика, и что наказанием для того, кто предоставит это обеспечение, если он не сможет выплатить ссуду, будет то, что он не будет похоронен после своей смерти; ни в этой гробнице своих отцов, ни в какой-либо другой, и он не должен был хоронить там ни одного своего родственника. Более того, в своем желании превзойти всех, кто правил Египтом до него, этот царь оставил кирпичную пирамиду в память о своем имени. что это за надпись, высеченная на камне: «Не считайте меня меньшим, чем каменные пирамиды; ибо я превосходю их так же, как Зевс превосходит других богов; ибо они воткнули шест в болото и собрали грязь, прилипшую к шесту, сделали из него кирпичи и таким образом построили меня». Это были действия Асухи». [109]
  15. Его мастаба, расположенная в Гизе и теперь известная как G8154, содержала список царей, которым он служил, от Хафра до Сахуре. [115] [116]
  16. Его мастаба теперь известна как гробница Гизы G8740. [117]
  17. Цитируя Штадельмана по этому поводу: «С Усеркафа Манефон начинает новую династию. Однако недавние исторические исследования показывают, что к разграничению списков царей на династии следует относиться с определенной оговоркой. В любом случае причина Манетонианцев Деление на династии, похоже, отличается от того, которое современные историки взяли бы за основу. Скудное, почти исключительно археологическое знание памятников просто не позволяет сделать какие-либо четкие заявления о том, в какой степени такие династии действительно отражают историческую реальность. Старого Королевства». [123]
  18. Однако для Жекье сам факт того, что Шепсескаф построил для себя мастабу, а не пирамиду, мог быть свидетельством таких проблем. [126]
  19. ^ Эта сказка датируется 17-й ( ок. 16 век до н. э. ) или, возможно, 12-й династией ( ок. 19 век до н. э. ). [127]
  20. В сказке говорится, что первые три царя пятой династии были братьями, но теперь благодаря археологическим свидетельствам известно, что Усеркаф, Сахуре и Нефериркаре Какай имели отношения друг с другом как отец и сын. [129] [130] [131]
  21. ^ Янак, Вымазалова и Коппенс мимоходом отмечают, что этот знак мог быть «схематическим изображением похожей на мастабу гробницы   [...] фараона Шепсескафа». [152]
  22. ^ Вернер категорически против этой гипотезы, называя ее «ошибочной». [5]
  23. Вопреки этому мнению Штадельманн считает, что «Ка» в именах Шепсескафа и Усеркафа действительно относится к душе Ра. [29]
  24. ^ То есть мастаба приняла форму святилища Буто с закругленной сводчатой ​​вершиной между вертикальными концами. [157]
  1. ^ Jump up to: а б Шнайдер 2002 , с. 248.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Штадельманн 2001 , с. 597.
  3. ^ Jump up to: а б с Шове 2001 , с. 176.
  4. ^ Jump up to: а б с Эль-Шахави и Атия 2005 , с. 33.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Вернер 2001c , с. 588.
  6. ^ Гримал 1992 , с. 390.
  7. ^ Jump up to: а б фон Бекерат 1997 , с. 188.
  8. ^ Jump up to: а б Струдвик 2005 , с. ххх.
  9. ^ Клейтон 1994 , с. 56.
  10. ^ Jump up to: а б с Малек 2000 , стр. 91.
  11. ^ Райс 1999 , с. 190.
  12. ^ Совада 2009 , с. 3.
  13. ^ Бард 1999 , стр. xliv – xlv.
  14. ^ Бейкер 2008 , стр. 425–426.
  15. ^ фон Беккерат 1999 , с. 283.
  16. ^ Ленер 2008 , с. 8.
  17. ^ Аллен и др. 1999 , с. хх.
  18. ^ Козлов 1982 , с. 214.
  19. ^ Британская энциклопедия 2022 .
  20. ^ Vernus & Yoyotte 1996 , p. 219.
  21. ^ Барта 2016 , стр. 51.
  22. ^ Струдвик 1985 , с. 3.
  23. ^ Хорнунг 2012 , с. 491.
  24. ^ Jump up to: а б с д Барта 2017 , стр. 5.
  25. ^ Додсон и Хилтон 2004 , с. 288.
  26. ^ Jump up to: а б Рэмси и др. 2010 , с. 1556.
  27. ^ Jump up to: а б Рэмси и др. 2010 , с. 1554.
  28. ^ Гардинер 1959 , с. 16, таблица II.
  29. ^ Jump up to: а б с Штадельманн 2000 , стр. 535–536.
  30. ^ Додсон и Хилтон 2004 , с. 55.
  31. ^ Стадельманн 2000 , стр. 529–530.
  32. ^ Клейтон 1994 , с. 59.
  33. ^ Стадельманн 2000 , с. 532.
  34. ^ Янош 2005 , с. 66.
  35. ^ Вернер 2001b , с. 588.
  36. ^ Вернер и Земина 1994 , с. 119.
  37. ^ Jump up to: а б Барта 2016 , стр. 57.
  38. ^ Jump up to: а б Вернер и Земина 1994 , с. 118.
  39. ^ Каллендер 1994 , стр. 87 и 91.
  40. ^ Мараджиольо и Ринальди 1967 , с. 170.
  41. ^ Jump up to: а б с д и Тилдесли 2005 , с. 222.
  42. ^ Хейс 1978 , с. 65.
  43. ^ Jump up to: а б Козлов 1982 , с. 220.
  44. ^ Каллендер 1994 , с. 101.
  45. ^ Jump up to: а б с Хасан и Хабаши 1941 , стр. 101-1. 176–199.
  46. ^ Jump up to: а б Трой 1986 , с. 154.
  47. ^ Каллендер 1994 , стр. 85–86.
  48. ^ Jump up to: а б с д Каллендер 1994 , с. 86.
  49. ^ Хасан и Хабаши 1941 , с. 181.
  50. ^ Хасан и Хабаши 1941 , стр. 176, 196, рис. 147, 149, 150, 152, 156, 159, пожалуйста. 54–56, 58.
  51. ^ Каллендер 1994 , с. 87.
  52. ^ Хасан и Хабаши 1941 , пл. ЛВИ.
  53. ^ Дорман 2002 , с. 107.
  54. ^ де Руже 1865 , с. 67.
  55. ^ Гримал 1992 , с. 75.
  56. ^ Смит 1971 , с. 184.
  57. ^ Веркуттер 1992 , с. 295.
  58. ^ Трой 1986 , с. 154, №4.20.
  59. ^ фон Беккерат 1984 , с. 584.
  60. ^ Вильдунг 1977 , с. 1257.
  61. ^ Дорман 2002 , стр. 95 и 101.
  62. ^ Jump up to: а б Ленер 2008 , с. 140.
  63. ^ Jump up to: а б Козлов 1982 , с. 216.
  64. ^ Хейс 1978 , с. 108.
  65. ^ Музей изящных искусств Бостона, 2022 , каталожный номер 09.203.
  66. ^ Барта 2017 , стр. 2.
  67. ^ Аллен и др. 1999 , с. 3.
  68. ^ Гримал 1992 , с. 46.
  69. ^ О'Мара 1996 , стр. 207–208.
  70. ^ Jump up to: а б с О'Мара 1997 , с. 51.
  71. ^ Сете 1903 , запись 166.
  72. ^ Jump up to: а б Струдвик 2005 , с. 78.
  73. ^ Струдвик 1985 , с. 136, н. 125.
  74. ^ Дорман 2002 , стр. 95–110.
  75. ^ Струдвик 2005 , с. 304.
  76. ^ Jump up to: а б Даресси 1912 , с. 205.
  77. ^ Jump up to: а б Бейкер 2008 , с. 425.
  78. ^ Уодделл 1971 , стр. 46–51.
  79. ^ фон Бекерат 1997 , с. 158.
  80. ^ Райхолт 1997 , с. 17.
  81. ^ фон Бекерат 1997 , стр. 24 и 216.
  82. ^ Струдвик 2005 , с. 8.
  83. ^ Хейс 1978 , с. 58.
  84. ^ Jump up to: а б с Вернер 2001а , с. 383.
  85. ^ Jump up to: а б Катар 2001 , с. 352.
  86. ^ Вернер 2001a , с. 391.
  87. ^ Спалингер 1994 , с. 297.
  88. ^ Вернер 2001a , с. 383, сноски 182 и 183.
  89. ^ Сете 1903 , запись 160.
  90. ^ Вернер 2001a , стр. 383 и 416.
  91. ^ Уодделл 1971 , стр. 46–47.
  92. ^ Даресси 1912 , с. 26.
  93. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вернер 2001а , с. 384.
  94. ^ Хорнунг 2012 , с. 484.
  95. ^ Вернер 2001a , стр. 384 и 416.
  96. ^ Струдвик 2005 , с. 79, сноска 9.
  97. ^ Bogdanov 2020 , p. 132.
  98. ^ Нуццоло и Крейчи 2017 , стр. 372.
  99. ^ Струдвик 2005 , с. 508.
  100. ^ Струдвик 2005 , с. 69.
  101. ^ Художественно-исторический музей 2022 , Инв. 7785.
  102. ^ Сюй 2012 , стр. 270 и 273.
  103. ^ Jump up to: а б Струдвик 2005 , с. 97.
  104. ^ Сете 1903 , с. 160, § 101.
  105. ^ Струдвик 2005 , стр. 97–98.
  106. ^ Jump up to: а б с Рейснер 1931 , с. 30.
  107. ^ Ленер 2008 , с. 136.
  108. ^ Рейснер 1931 , стр. 30-31.
  109. ^ Jump up to: а б с Годли 1963 , Книга II.136.1–4.
  110. ^ Jump up to: а б Берар 1937 , с. 289.
  111. ^ Берар 1937 , с. 291.
  112. ^ How & Wells 1991 , II.136.1–4.
  113. ^ Берар 1937 , с. 292.
  114. ^ Додсон и Хилтон 2004 , с. 56.
  115. ^ Лепсиус 1859 , с. 109, § 89.
  116. ^ Сете 1903 , с. 166, § 106.
  117. ^ Сете 1903 , с. 166, § 107.
  118. ^ Дорман 2002 , с. 101.
  119. ^ Брестед 1906 , стр. 115–118, § 254–262.
  120. ^ Цифровая Гиза 2022e .
  121. ^ Хасан 1936 , стр. 75–85.
  122. ^ Редфорд 2001 , стр. 336–337.
  123. ^ Стадельманн 2000 , с. 529.
  124. ^ Стадельманн 2000 , с. 530.
  125. ^ Барта 2016 , стр. 57, сноска 26.
  126. ^ Jquier 1925 , с. 256.
  127. ^ Буркард и др. 2003 , с. 178.
  128. ^ Малек 2000 , стр. 98.
  129. ^ Вернер и Земина 1994 , стр. 68 и 85.
  130. ^ Вернер 2007 , с. 9.
  131. ^ Эль Авади 2006 , стр. 192–198 и 208–213.
  132. ^ Лихтхайм 2006 , стр. 215–220.
  133. ^ Барта 2016 , стр. 70.
  134. ^ Барта 2016 , стр. 52, 70–71.
  135. ^ Барта 2016 , стр. 70–71.
  136. ^ Годике 2000 , стр. 405–406.
  137. ^ Малек 2000 , стр. 98–99.
  138. ^ Дэвид и Дэвид 2001 , с. 164.
  139. ^ Jump up to: а б Bogdanov 2020 , p. 129, footnote 45.
  140. ^ Лепсиус 1859 , стр. 199–201.
  141. ^ Jquier 1925 , стр. 251–261.
  142. ^ Jump up to: а б с д Бейкер 2008 , с. 426.
  143. ^ Барта 2016 , стр. 59.
  144. ^ Хасан 1943 , стр. 63–67.
  145. ^ Вернер 2001b , с. 89.
  146. ^ Вернер и Земина 1994 , с. 24.
  147. ^ Jump up to: а б Вернер и Земина 1994 , с. 26.
  148. ^ Вернер 2010 , с. 91.
  149. ^ Ленер 2002 , стр. 34 и 61.
  150. ^ Квирк 2001 , с. 126.
  151. ^ Брестед 1906 , с. 67, § 150–152.
  152. ^ Янак и др. 2011 , с. 432.
  153. Архив Гизы, 2022 г. , фото A7394_NS.
  154. ^ Вернер и Земина 1994 , стр. 50 и 118.
  155. ^ Барта 2016 , стр. 60.
  156. ^ Ленер 2008 , с. 120.
  157. ^ Jump up to: а б с д и ж Ленер 2008 , с. 139.
  158. ^ Jump up to: а б Вернер и Земина 1994 , с. 50.
  159. ^ Мараджиольо и Ринальди 1967 , с. 144.
  160. ^ Нуццоло 2007 , с. 235.
  161. ^ Рике 1950 , стр. 75–78.
  162. ^ Jquier 1925 , стр. 254–255.
  163. ^ Вильдунг 1969 , с. 225.
  164. ^ Вильдунг 1969 , стр. 152–156.
  165. ^ Вильдунг 1969 , стр. 213–214.
  166. ^ Моралес 2006 , с. 313.
  167. ^ Вильдунг 1969 , стр. 226–227.
  168. ^ Вильдунг 1969 , стр. 156–158.
  169. ^ Гурдон 2007 , с. 148.2.
  170. ^ Гурдон 2007 , с. 390.
  171. ^ Барта 2015 , стр. 24.
  172. ^ Барта 2015 , стр. 27.
  173. ^ Цифровая Гиза 2022d , гробница G 6040.
  174. ^ Рейснер 1939 , с. 29.
  175. ^ Цифровая Гиза 2022a , гробница G 8492.
  176. ^ Цифровая Гиза 2022b , гробница G 8983.
  177. ^ Цифровая Гиза 2022c , гробница G 1008.
  178. ^ Jquier 1925 , стр. 257–258.
  179. ^ Jump up to: а б Jquier 1925 , с. 254.
  180. ^ Jquier 1925 , с. 259.
  181. ^ Вильдунг 1969 , с. 228.
  182. ^ Jquier 1925 , с. 260.
  183. ^ Jquier 1925 , стр. 260–261.
  184. ^ Данэм 1935 , стр. 147–148, сноска 1.
  185. ^ Ленер 2008 , с. 38.
  186. ^ Малек 1992 , стр. 57–76.

Библиография

[ редактировать ]
Предшественник Фараон Египта
Конец Четвертой династии
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 65d60db9cd2d03989714cb1429b1c477__1717505760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/77/65d60db9cd2d03989714cb1429b1c477.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shepseskaf - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)