Рекреационная математика
Часть серии о | ||
Математика | ||
---|---|---|
|
||
![]() | ||
Рекреационная математика - это математика , выполняемая для отдыха (развлечения), а не как строго исследовательская и прикладная профессиональная деятельность или как часть формального образования студента. Хотя это не обязательно ограничивается занятием для любителей , многие темы в этой области не требуют знаний высшей математики. Развлекательная математика включает в себя математические головоломки и игры , которые часто нравятся детям и неподготовленным взрослым и вдохновляют их на дальнейшее изучение предмета. [1]
Математическая ассоциация Америки (MAA) включает развлекательную математику в одну из своих семнадцати групп по особым интересам , комментируя:
Рекреационную математику нелегко определить, поскольку это нечто большее, чем математика, выполняемая как развлечение или игра в игры, в которых задействована математика. Рекреационная математика основана на глубоких идеях, которые скрыты в головоломках, играх и других формах игры. Целью SIGMAA по развлекательной математике (SIGMAA-Rec) является объединение энтузиастов и исследователей по множеству тем, подпадающих под развлекательную математику. Мы поделимся результатами и идеями нашей работы, покажем, что настоящая, глубокая математика ждет тех, кто смотрит, и приветствуем тех, кто желает приобщиться к этой отрасли математики. [2]
Математические соревнования (например, спонсируемые математическими ассоциациями ) также относятся к категории развлекательной математики.
Темы [ править ]
Некоторые из наиболее известных тем развлекательной математики — кубики Рубика , магические квадраты , фракталы , логические головоломки и математические шахматные задачи , но эта область математики включает в себя эстетику и культуру математики, своеобразные или забавные истории и совпадения о математике , а также личная жизнь математиков .
Математические игры [ править ]
Математические игры — это многопользовательские игры , правила, стратегии и результаты которых можно изучать и объяснять с помощью математики . Игрокам, возможно, не понадобится использовать явную математику, чтобы играть в математические игры. Например, Манкала изучается в математической области комбинаторной теории игр , но для того, чтобы в нее играть, не требуется никакой математики.
Математические головоломки [ править ]
Математические головоломки требуют математики для их решения. У них есть определенные правила, как и у многопользовательских игр , но математические головоломки обычно не предполагают соревнования между двумя или более игроками. Вместо этого, чтобы решить такую головоломку , решатель должен найти решение, удовлетворяющее заданным условиям.
Логические головоломки и классические шифры являются распространенными примерами математических головоломок. Клеточные автоматы и фракталы также считаются математическими головоломками, хотя решатель взаимодействует с ними только путем предоставления набора начальных условий.
Поскольку математические головоломки часто включают или требуют игровых функций или мышления, их иногда также называют математическими играми.
Математика [ править ]
Фокусы, основанные на математических принципах, могут производить самостоятельные, но удивительные эффекты. Например, математик может использовать комбинаторные свойства колоды игральных карт, чтобы угадать карту, выбранную добровольцем, или коды Хэмминга , чтобы определить, лжет ли доброволец. [3]
Другая деятельность [ править ]
Другие курьезы и развлечения, представляющие нетривиальный математический интерес, включают:
- узоры в жонглировании
- иногда глубокие алгоритмические и геометрические характеристики оригами
- узоры и процесс создания фигурок из веревок , таких как колыбельки для кошек и т. д.
- программное обеспечение для генерации фракталов
Интернет-блоги, подкасты и каналы YouTube [ править ]
Существует множество блогов и аудио- и видеосерий, посвященных развлекательной математике. Среди примечательных можно отметить следующие:
- «Разрезать узел» Александра Богомольного
- «Бесполезный шкаф » Грега Росса
- Матолог Буркарда Польстера
- Видео сВи Харт
- Стендап-математика Мэтта Паркера
Публикации [ править ]
- Журнал «Эврика» , издаваемый математическим обществом Кембриджского университета, является одним из старейших изданий по развлекательной математике. С 1939 года она публиковалась 60 раз, среди ее авторов были многие известные математики и ученые, такие как Мартин Гарднер , Джон Конвей , Роджер Пенроуз , Ян Стюарт , Тимоти Гауэрс , Стивен Хокинг и Поль Дирак .
- Журнал развлекательной математики был крупнейшим изданием по этой теме с момента его основания в 1968 году до 2014 года, когда он прекратил публикацию.
- «Математические игры» (1956–1981) — так называлась давняя в журнале Scientific American , посвящённая развлекательной математике колонка Мартина Гарднера . Он вдохновил несколько поколений математиков и ученых своим интересом к математическим развлечениям. На смену «Математическим играм» пришли 25 колонок « Метамагические темы » (1981–1983), столь же выдающаяся, но более короткая колонка Дугласа Хофштадтера , а затем 78 колонок «Математические развлечения» и «Компьютерные развлечения» (1984–1991). ) А.К. Дьюдни , затем 96 колонок «Математические развлечения» (с 1991 по 2001 год) Яна Стюарта и совсем недавно «Загадочные приключения» Денниса Шаши .
- Журнал «Рекреационная математика» , издаваемый Ассоциацией Людус , выходит в электронном виде и выходит раз в полгода. В нем основное внимание уделяется результатам, дающим забавные, остроумные, но, тем не менее, оригинальные и глубокие с научной точки зрения математические самородки. Выпуски выходят точно в моменты равноденствия.
Люди [ править ]
Среди выдающихся практиков и сторонников развлекательной математики были профессиональные математики и математики-любители :
Полное имя | Фамилия | Рожденный | Умер | Национальность | Описание |
---|---|---|---|---|---|
Льюис Кэрролл (Чарльз Доджсон) | Кэрролл | 1832 | 1898 | Английский | Математик, головоломка и англиканский дьякон, наиболее известный как автор «Алисы в стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье» . |
Sam Loyd | Лойд | 1841 | 1911 | Американский | Композитор и автор шахматных задач Америки «величайшим списком головоломок » , названный Мартином Гарднером . [4] |
Генри Дюдени | Дюдени | 1857 | 1930 | Английский | Государственный служащий назван «величайшим загадкой Англии». [5] |
Yakov Perelman | Перельман | 1882 | 1942 | Русский | Автор многих научно-популярных и математических книг, в том числе «Математика может быть интересной». |
Д.Р. Капрекар | Капрекар | 1905 | 1986 | Индийский | Открыл несколько результатов в теории чисел , описал несколько классов натуральных чисел , включая числа Капрекара , харшада и собственные числа, а также открыл константу Капрекара. |
Мартин Гарднер | Гарднер | 1914 | 2010 | Американский | Популярный по математике и естественным наукам писатель ; автор «Математических игр» , давней колонки в журнале Scientific American . |
Раймонд Смалльян | Смаллян | 1919 | 2017 | Американский | Логик; автор многих книг логических головоломок, в том числе « Издеваться над пересмешником ». |
Джозеф Мадачи | Мадачи | 1927 | 2014 | Американский | Многолетний редактор Journal of Recreational Mathematics , автор книги «Математика в отпуске». |
Соломон В. Голомб | Голомб | 1932 | 2016 | Американский | Математик и инженер, наиболее известный как изобретатель полимино . |
Джон Хортон Конвей | Конвей | 1937 | 2020 | Английский | Математик и изобретатель «Игры жизни» Конвея , соавтор книги «Пути к победе» , анализа многих математических игр . |
Ли Саллоус | Желтый | 1944 | Английский | Изобрёл геомагические квадраты , голигоны и самоисчисляемые предложения . |
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Кулкарни, Д. Наслаждение математикой: обучение решению задач с помощью KenKen Puzzles. Архивировано 1 августа 2013 г. в Wayback Machine , учебнике для обучения с помощью KenKen Puzzles.
- ^ Группы специальных интересов Американской математической ассоциации MAA
- ^ Тейшейра, Рикардо (2020). Математика: волшебное путешествие по высшей математике . США: World Scientific. ISBN 9789811214509 .
- ^ Лойд, Сэм (1959). Математические головоломки Сэма Лойда (выбрано и отредактировано Мартином Гарднером ), Dover Publications Inc., стр. хи, ISBN 0-486-20498-7
- ^ Ньюинг, Анджела (1994), «Генри Эрнест Дюдени: величайший список головоломок Великобритании», в книге Гая, Ричарда К .; Вудро, Роберт Э. (ред.), Светлая сторона математики: материалы конференции памяти Юджина Стренса по занимательной математике и ее истории , Cambridge University Press, стр. 294–301, ISBN 9780883855164 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- WW Роуз Болл и HSM Коксетер (1987). Математические развлечения и очерки , тринадцатое издание, Дувр. ISBN 0-486-25357-0 .
- Генри Э. Дудени (1967). 536 Головоломок и любопытных задач. Сыновья Чарльза Скрибнера . ISBN 0-684-71755-7 .
- Сэм Лойд (1959. В 2 т.). в книге Мартина Гарднера: Математические головоломки Сэма Лойда. Дувр. OCLC 5720955 .
- Раймонд М. Смаллян (1991). Леди или Тигр? И другие логические задачи . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-286136-0 .
Внешние ссылки [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/99/Wiktionary-logo-en-v2.svg/40px-Wiktionary-logo-en-v2.svg.png)