Манкала

Манкала ( араб . منقلة manqalah ) — это семейство пошаговых стратегических настольных игр для двух игроков , в которые играют с маленькими камнями, бобами или семенами и рядами отверстий или ям в земле, доске или другой игровой поверхности. Цель обычно состоит в том, чтобы захватить все или несколько фигур противника.
Версии игры датируются третьим веком , и есть свидетельства того, что игра существовала в Древнем Египте . Это одна из старейших известных игр, в которую до сих пор широко играют.
История [ править ]

По мнению некоторых историков, самые старые обнаруженные доски Манкалы находятся в Айн-Газале, Иордания, на полу неолитического жилища примерно в 5870 году до нашей эры. [1] хотя это утверждение оспаривается другими. [2] Более поздние и неоспоримые утверждения касаются артефактов из современного Израиля в городе Гедера в раскопанной римской бане, где были обнаружены керамические доски и огранки камней, датируемые периодом между 2-м и 3-м веками нашей эры. Среди других ранних свидетельств игры — фрагменты глиняной доски и несколько вырезок в камнях, найденные в аксумских районах в Матаре (в Эритрее ) и Йехе (в Эфиопии), которые археологи датируют 6-7 веками нашей эры. [3] Игра, возможно, была упомянута Гиоргисом из Сеглы XIV века в его геэзском тексте «Тайны неба и земли» , где он ссылается на игру под названием каркис, термин, используемый в геэзе для обозначения как Гебета (манкала), так и Сант'араса. (современный сентъераж , эфиопские шахматы ). [ нужна ссылка ] [4] Доказательства игры также были обнаружены в Кении. [5]
Игры также существовали в Восточной Европе . В Эстонии он когда-то был очень популярен (см. « Боненшпиль »), а также в Боснии (где он называется Бан-Бан и играет до сих пор), Сербии и Греции («Мандоли», Киклады). Два стола манкалы начала 18 века можно найти в замке Вайкерсхайм на юге Германии. [6] В Западной Европе оно так и не прижилось, но было задокументировано востоковедом Оксфордского университета Томасом Хайдом. [7]
в начале 20 века все еще играли в традиционную игру манкала под названием Варра В Соединенных Штатах в Луизиане коммерческая версия под названием Калах , а в 1940-х годах стала популярной . В Кабо-Верде манкала известна как «урил». В нее играют на островах, и она была привезена в Соединенные Штаты иммигрантами из Кабо-Верде. В нее по сей день играют в общинах Кабо-Верде в Новой Англии.
нашли свидетельства существования Манкалы в рабских общинах Америки Историки, возможно , . Игра была завезена в Америку порабощенными африканцами во время трансатлантической работорговли . В эту игру играли порабощенные африканцы, чтобы способствовать развитию сообщества и развитию социальных навыков. Археологи, возможно, нашли доказательства игры, в которую Манкала играл в Нэшвилле, штат Теннесси, на плантации Эрмитаж . [8]
Недавние исследования правил манкалы дали представление о распространении манкалы. Такое распространение связано с путями миграции, которые могут насчитывать несколько сотен лет. [9]
Этимология [ править ]
Слово манкала ( арабское : مِنْقَلَة , латинизированное : минкала ) — существительное-орудие, происходящее от арабского корня накала ( ن-ق-ل ), означающего «двигаться». [10] [11] [12]
Общий геймплей [ править ]
Большинство игр манкалы имеют общий игровой процесс. Игроки начинают с размещения определенного количества семян, предусмотренного для конкретной игры, в каждую ямку на игровом поле. Игрок может посчитать свои камни, чтобы построить игру. Ход состоит из удаления всех семян из ямы, «посева» семян (последовательного размещения по одному в каждую из следующих ямок) и захвата в зависимости от состояния доски. Цель игры — посадить в банк как можно больше семян. Это приводит к появлению английской фразы «подсчитай и захвати», иногда используемой для описания игрового процесса. Хотя детали сильно различаются, эта общая последовательность применима ко всем играм.
При игре в режиме захвата, как только игрок заканчивает свой ход в пустой яме на своей стороне, он захватывает фигуры противника прямо напротив. После захвата игрок может положить семена в свой банк. После захвата противник теряет ход.
Оборудование [ править ]

Оборудование обычно представляет собой доску, изготовленную из различных материалов, с рядом отверстий, расположенных рядами, обычно по два или четыре. Материалы включают глину и другие материалы, придающие форму. В некоторые игры чаще играют с ямами, вырытыми в земле или высеченными в камне. Отверстия можно назвать «впадинами», «ямами» или «домами». большие отверстия на концах доски, называемые хранилищами Иногда для хранения фигур используются .
Игровыми фигурами являются семена, бобы, камни, ракушки каури , полушарики или другие небольшие недифференцированные фишки, которые помещаются в лунки и перемещаются по ним во время игры.
Конфигурации досок различаются в разных играх, а также в пределах одной игры; например, в Эндодои играют на досках от 2×6 до 2×10. Самый крупный из них — Чуба ( Мозамбик ) с доской из 160 (4×40) лунок, требующих 320 семян, и Эн-Гехе ( Танзания ), играемый на более длинных рядах с количеством лунок до 50 (всего 2×50=100) и с использованием 400 семян. Самые минималистичные варианты — Нано-вари и Микро-вари, созданные болгарским этнологом Асией Поповой. На доске Nano-Wari восемь семян всего в двух ямках; У Микро-Вари всего четыре семени в четырех ямках.
При двухранговой доске обычно считается, что игроки контролируют свои стороны доски, хотя ходы часто делаются на стороне противника. На доске с четырьмя рядами игроки контролируют внутренний и внешний ряды, и семена игрока останутся в этих двух ближайших рядах, если противник не захватит их.
Цель [ править ]
Цель большинства игр манкала с двумя и тремя рядами — захватить больше камней, чем противник; в играх с четырьмя рядами обычно стремятся оставить противника без права хода или иногда захватить все фишки в их первом ряду.
В начале хода игрок выбирает ямку с семенами, которые будут засеяны вокруг доски. Этот выбор часто ограничивается лунками на стороне доски текущего игрока, а также лунками с определенным минимальным количеством семян.

В процессе, известном как посев , все семена из лунки одно за другим падают в последующие лунки, вращаясь вокруг доски. Посев — подходящее название для этого занятия, поскольку с семенами традиционно играют не только во многие игры, но и размещение семян по одному в разных лунках отражает физический акт посева . Если посев прекращается после выпадения последнего семени, игра считается игрой с одним кругом .
Несколько кругов или эстафетный посев — частая особенность игр манкала, хотя и не универсальная. При эстафетном посеве, если последнее семя при посеве попадает в занятую лунку, все содержимое этой лунки, включая последнее посеянное семя, немедленно высевается из лунки повторно. Процесс обычно будет продолжаться до тех пор, пока не закончится посев в пустую лунку. Другой распространенный способ получить «несколько кругов» — это когда последнее посеянное семя попадает в назначенную вами лунку.
Во многих играх Индийского субконтинента используются круги Пуссаканавы . Это похоже на стандартные несколько кругов, но вместо того, чтобы продолжать движение с заполненным содержимым последней лунки, игрок продолжает движение со следующей лунки. Движение на круге в Пуссаканаве завершится, когда круг закончится непосредственно перед пустой лункой.
Если игрок заканчивает свой камень точечным ходом, он получает «бесплатный ход».
Захват [ править ]
В зависимости от последней лунки, засеянной на круге, игрок может собирать камни с доски. Точные требования к захвату, а также то, что делается с захваченными камнями, значительно различаются в разных играх. Как правило, захват требует, чтобы посев завершился в лунке с определенным количеством камней, завершился по доске камнями определенной конфигурации или приземлился в пустую лунку, примыкающую к лунке противника, которая содержит одну или несколько фигур.
Другой распространенный способ отлова — это захват камней, которые в любой момент достигают определенного количества семян.
Кроме того, в некоторых играх есть идея захвата лунок, и поэтому все семена, посеянные в захваченную лунку, в конце игры принадлежат игроку, который ее захватил.
Имена и варианты [ править ]

Название представляет собой классификацию или тип игры, а не какую-либо конкретную игру. Некоторые из самых популярных игр манкала (с точки зрения ареала распространения, количества игроков, турниров и публикаций):
- Бао – играл в большей части Восточной Африки, включая Кению , Танзанию , Коморские острова , Мадагаскар , Малави , а также в некоторых районах ДР Конго и Бурунди . [13]
- Гебета (Тигринья:ገበታ) - играла в Эфиопии и Эритрее.
- Калах – североамериканский вариант, самый популярный вариант в западном мире .
- Омвесо ( mweso ) — играл в Уганде , некоторые игроки и турниры также проводились в Великобритании .
- Оваре ( awélé, awélé, awari ) — ашанти , но в него играют по всему миру, включая Европу ( Англия , Франция , Каталония , Португалия ), где в него в основном играют (но не исключительно) экспатрианты; близкие варианты в Западной Африке (например, Айо Йорубас )) и ( Нигерия ), Оури ( Кабо-Верде Варри в Карибском бассейне . [14] [15] [16]
- Паллангужи – играл в Тамил Наду, Индия.
- Сонго — играл в Камеруне , Экваториальной Гвинее и Габоне , а также среди эмигрантов во Франции .
- Сунгка — популярные варианты известны как конгклак (он же конгкак , конгка , тьонгклак , чонгклак ) и дакон (или дхакон ) — играют в Индонезии , Сингапуре , Малайзии , на Филиппинах и в Брунее ; доски часто продаются в магазинах справедливой торговли в Германии и других европейских странах.
- Тогуз коргоол или Тогуз кумалак – играют в Кыргызстане и Казахстане, турниры также в Европе.
- Эсон Хоргол (монгольский: «девять шаров»), также Эсон Хоргол, которого играет казахское меньшинство в аймаке провинции Баян Улгий на северо-западе Монголии. Впервые игра была описана в 1963 году.
Хотя известно более 800 названий традиционных игр манкала, некоторые названия обозначают одну и ту же игру, а другие используются более чем в одной игре. Также описано почти 200 современных изобретенных версий.
Психология [ править ]
Как и другие настольные игры , игры манкала привели к психологическим исследованиям. Речицкий изучил когнитивные процессы, используемые игроками авале. [17] Некоторые из результатов Рещицкого по памяти и решению задач недавно были смоделированы Фернаном Гобе с помощью компьютерной модели CHREST . [18] Де Вугт изучал психологию игры Бао. [19]
Конкурс [ править ]
В нескольких группах игр Манкалы есть свои турниры. Комплексный турнир, включающий как минимум два вида спорта, был частью Олимпиады по интеллектуальным видам спорта , в том числе в очных соревнованиях и онлайн-Гран-при. [20]
Манкала на Олимпиаде по видам интеллектуальным спорта
Игры | Золото | Серебро | Бронза |
---|---|---|---|
Лондон 2015 | Юн-Джи Бэ ![]() | Ён-Ву Чхве ![]() | Хё-Сок Ли ![]() |
Онлайн Гран-при 2023 | Pavel Noga ![]() | Маурицио Де Лео ![]() | Дэвид Алаторре Лопес ![]() |
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Манкала» . Музей африканского искусства Саванны . Музей африканского искусства Саванны . Проверено 3 мая 2023 г.
- ^ Деполис, Тьерри (01 октября 2020 г.). «Настольные игры до Ура?» . Журнал исследований настольных игр . 14 (1): 127–144. дои : 10.2478/bgs-2020-0007 . ISSN 2183-3311 .
- ^ Нацулас (1995). «Игра в Манкалу с точки зрения общности народов Эфиопии и в сравнении с другими африканскими народами: правила и стратегии» . Исследования Северо-Восточной Африки . 2 (2): 7–24 . Проверено 3 мая 2023 г.
- ^ Панкхерст, Ричард (2005). «Габата». В Улиге, Зигберт фон (ред.). Эфиопская энциклопедия: Д – Ха . Висбаден: Harrassowitz Verlag. п. 598. ИСБН 3-447-05238-4 .
- ^ Каммингс, Майк (01 февраля 2024 г.). «Местные советы помогли обнаружить древнюю «аркаду» в горной местности Кении» . Йельские новости . Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ «Журнал Афростиль» . afrostylemag.com . Проверено 17 января 2018 г.
- ^ Томас Хайд, De ludis orientalibus [О Восточных играх, 2 тома] (Oxford University Press, 1694). https://www.worldcat.org/title/de-ludis-orientalibus-libri-duo-quorum-prior-est-duabus-partibus-viz-1-historia-shahiludii-latine-deinde-2-historia-shahiludii- heb-lat-per-tres-judaeos-liber-posterior-continet-historiam-reliquorum-ludorum-orientis/oclc/174276156?referer=di&ht=edition Ссылка на обсуждение Хайдом манкалы и других игр в Весне Бикиц и Ясне Вукови. �c, «Пересмотр настольных игр: Манкала на Балканах», Международный журнал истории спорта 27/5 (март 2010 г.): 798–819. Скачать цитату https://doi.org/10.1080/09523361003625857
- ^ Кристиано (2010). «Игры среди порабощенных африканцев в Америке и их использование в социальных взаимодействиях» . Диссертации, диссертации и магистерские проекты / Колледж Уильяма и Мэри - Искусства и науки : 8–12 . Проверено 3 мая 2023 г.
- ^ Пик, Филип М.; Янка, Квеси (7 марта 2004 г.). Африканский фольклор: Энциклопедия . Рутледж. ISBN 9781135948733 – через Google Книги.
- ^ «Английские слова с арабского» . зомпист . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ «Манкала» . Лексбук . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 г. Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ Пушка, Гарленд; Кэй, Алан С. (1994). Вклад арабского языка в английский язык: исторический словарь . Висбаден: Харрасовиц. п. 81. ИСБН 3-447-03491-2 . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ Хайд (1694), стр. 226-232.
- ^ «Оваре» . Настольные игрыGeek .
- ^ «Оваре – играют по всему миру» . oware.org .
- ^ «Африканские стратегические игры: Учебное пособие» . Программа африканских исследований, Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн. 7 февраля 1982 г. - через Google Книги.
- ^ Речицкий, Дж. (1990). Стратегии игроков Авеле . Париж: Издание L'Harmattan. ISBN 2738406173 .
- ^ Гобет, Ф. (2009). «Использование когнитивной архитектуры для решения вопроса о когнитивных универсалиях в кросс-культурной психологии: пример авале». Журнал межкультурной психологии . 40 (4): 627–648. дои : 10.1177/0022022109335186 . S2CID 145345443 .
- ^ Вугт, Эй Джей де (1995). Границы разума: к характеристике мастерства Бао . Лейден: Публикации CNWS.
- ^ «Результаты по Манкале» . Олимпиада по интеллектуальному спорту . Проверено 14 октября 2023 г.
Дальнейшее чтение [ править ]

- Кулин, Стюарт (1896). Манкала, Национальная игра Африки . Вашингтон: Государственная типография.
- Эриксон, Джефф (1998). «Посевные игры» . Игры без шансов . Издательство Кембриджского университета.
- Лоуренс Расс (1984). Игры Манкала . Справочные публикации. ISBN 978-0-917256-19-6 .
- Расс, Ларри (2000). Полная книга игр Манкала . Нью-Йорк: Марлоу.
- Тауншенд, Филип (1979). «Африканская Манкала в антропологической перспективе». Современная антропология . 20 (4): 794–796. дои : 10.1086/202380 . JSTOR 2741688 . S2CID 143060530 .
- Деледик, А. и А. Поповы (1977). Вари и важность. Африканская вычислительная игра. Пэрис: Седик.
- Мюррей, HJR (1952). История настольных игр, кроме шахмат . Оксфорд в Clarendon Press.
- Таунсенд, П. (1982). «Бао (манкала): этика суахили в африканской идиоме». Пайдеума . 28 : 75–191. JSTOR 41409882 .
- Вогт, Эй Джей де (1997). Манкала настольные игры. Издательство Британского музея: Лондон.