Одинаковый
Одинаковый | |
---|---|
Звания | Четыре |
Посев | Мультилап |
Область | Уганда |
Омвесо (иногда сокращается до Мвесо ) — традиционная игра манкала народа Уганды. Предположительно, игра была представлена народом Бахвези из древней империи Буньоро-китара в Уганде. Сегодня в игре доминируют жители Уганды. Это очень сложная и быстрая игра, которая, как говорят, заставляет держать ум в тонусе и постоянно волноваться. [ нужна ссылка ] , что может вызвать привыкание. Оборудование, необходимое для игры, по сути такое же, как и для игры Бао (встречается в Танзании и соседних странах). Омвесо тесно связан с обширным семейством манкал, обитающим в восточной и южной Африке ; к ним относятся Коро в регионе Ланго в Уганде, Авит в Судане , Хус в Намибии , Комбе в Ламу ( Кения ), Монгале в Момбасе (Кения), Монгола в Конго , Игисоро в Руанде и Киела в Анголе .
Название «Омвесо» происходит от на языке суахили слова «мичезо» , что означает «игра».
Правила
[ редактировать ]Оборудование
[ редактировать ]Для Омвесо требуется доска с 32 ямами, восемь из которых расположены по длине к игрокам, а глубина - четыре. Территория каждого игрока — это 16 ячеек на его стороне доски. Кроме того, необходимо 64 недифференцированных семени. Это оборудование используется для многих вариантов Омвесо, а также для игры Бао из Занзибара и Танзании . В отличие от досок Бао, доски Омвесо не имеют специальной ямки ( ньюмба ).
Объект
[ редактировать ]Обычный способ выиграть игру - это стать последним игроком, который сможет сделать правильный ход, возможно, захватив все камни противника или сократив количество противников до не более чем одного семени в каждой яме. Альтернативно, игрок может выиграть, захватив оба конца доски за один ход.
Настраивать
[ редактировать ]Перед игрой четыре (4) семени помещаются в каждую из восьми ячеек, ближайших к игроку, чтобы гарантировать, что у обоих игроков будет ровно 32 семени. Первый игрок выбирается по жребию. Этот игрок расставляет все принадлежащие ему семена на своей стороне доски в соответствии с предпочтениями (расположение должно быть стратегическим). Затем второй игрок также расставляет свои семена. Затем первый игрок делает первый ход.
Посев
[ редактировать ]Игра состоит из ходов, каждый ход может включать несколько кругов. Игрок перемещается, выбирая яму с как минимум двумя семенами и засеивая их одно за другим вокруг своей стороны доски против часовой стрелки от начальной ямы. Игрок может сеять только из одной из шестнадцати ям на своей территории, и посев происходит вокруг этой территории, не затрагивая напрямую сторону противника.
Хотя в прошлом игроки часто тратили много времени на размышления, в современных турнирах за ход разрешается думать только три секунды. Судья считает emu , bbiri , и если ход не начался, другой игрок может его украсть.
Пример поворота
[ редактировать ]Готовимся к посеву из выделенной лунки.
Посев захватывает 6 семян.
6 пойманных семян повторно высеваются из стартовой лунки.
Эстафета посевная
[ редактировать ]Если последнее посеянное семя попадает в занятую яму (без захвата, см. ниже), то все семена в этой яме, включая только что положенное, высеваются немедленно до хода противника. Так продолжается до тех пор, пока последний посев не закончится в пустой яме.
Захват
[ редактировать ]Если последнее посеянное семя попадает в одну из восьми внутренних ям игрока, которая занята, и, кроме того, обе ямы противника в этом же столбце заняты, то все семена из этих двух ям захватываются и засеваются, начиная с ямы, где происходит этот захват. круг начался (т.е. с последней зачерпанной ямы, А НЕ с исходной лунки с самого начала поворота).
Обратный захват
[ редактировать ]Вместо того, чтобы сеять против часовой стрелки, игрок может сеять по часовой стрелке из любой из своих четырех крайних левых ям, если это приводит к захвату. При повторном входе в эти захваченные в обратном порядке семена игрок может снова посеять их по часовой стрелке, если и только если эта игра приведет к прямому захвату. Игрок также может выбрать посеять захваченные семена в обратном направлении, как обычно, против часовой стрелки, и нет никакого принуждения играть в том или ином направлении, когда выбор доступен. Во время эстафетного посева, один круг которого заканчивается на одной из четырех крайних левых ям, игрок также может изменить направление и начать следующий этап хода по часовой стрелке, если и только если эта игра приводит к прямому захвату.
Альтернативные условия победы
[ редактировать ]Обычный способ выиграть игру — стать последним игроком, сделавшим правильный ход. Однако есть два дополнительных условия победы:
- Два заголовка
- За один ход игрок может выиграть, захватив семена противника на обоих концах доски.
- Он ел
- В некоторых турнирах игрок может выиграть, взяв мяч в каждом из двух отдельных ходов до того, как противник заберет свое первое семя.
Кроме того, особый выигрыш, называемый акавумби, происходит, когда игрок за один ход захватывает семена из каждой ямы противника. В турнире это может в несколько раз перевесить более приземленную победу.
Бесконечные движения
[ редактировать ]Переезд может привести к бесконечной последовательности посева. В турнирной игре игроку дается до трех минут, чтобы завершить свой ход; если это невозможно сделать, игра аннулируется.
Бесконечные ходы омвесо представляют некоторый математический интерес. Тест Майера можно использовать, чтобы определить, может ли позиция привести к бесконечному посеву.
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джеймс С. Коулман, Игра в Уганде: Omweso a Game People , Центр африканских исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, 1970 г.
- Статья о правилах Омвесо и обществе в Восточной Африке.
- Р. С. Шакелл, Мвесо – Настольная игра , Uganda Journal II/1 июля 1934 г.
- Р.С. Шакелл, Подробнее о Мвесо , Журнал Уганды III/2 октября 1935 г.