Jump to content

Манкала из Юго-Восточной Азии

Игровая доска Конгклак из Индонезии ок. 1900 г.

Манкалы Юго-Восточной Азии — это подтип игр манкала , которые преимущественно встречаются в Юго-Восточной Азии . Они известны как конгклак ( правописание VOS : tjongklak ), конгкак , конгка и дакон в Индонезии , конгкак в Малайзии и Брунее и сунгка на Филиппинах . Они отличаются от других игр манкала тем, что в размещение семян входит магазин игрока. Как и другие манкалы, они сильно различаются по правилам и количеству используемых отверстий. [1]

Изысканный складной конгклак из Индонезии с семенами гальки
в форме лодочки Филиппинская сунгка с семенами скорлупы каури , а также сипа (плетеный шар из ротанга) и какасинг ( верхушки )

Манкалы из Юго-Восточной Азии обычно известны по вариациям аналогичных родственных слов , которые, вероятно, являются звукоподражательными . Эти названия также стали обозначать раковины каури , которые преимущественно используются в качестве семян для игры. [2] Эти имена включают congklak ( написание VOS : tjongklak ; в голландских источниках также пишется как tsjongklak ), congkak , congka и jogklak в Индонезии , congkak в Малайзии , Брунее и Сингапуре , и sungkâ (также пишется chonca или chongca в испанских источниках) в Филиппины . [1]

Исторические записи показывают, что подобные игры также существовали в Шри-Ланке (где она известна как чонка ) и Индии . В Тамил Наду , Индия, он известен как Паллангужи . Подобная игра до сих пор встречается на Мальдивах , где она известна как ohlvalhu (где валху означает «восемь», то есть буквально «восемь лунок»). Он также распространился на Марианские острова (где он известен как чунка ) и Тайвань в результате относительно недавней миграции филиппинцев. [1]

Другие названия игры включают дакон или дхакон ( яванский язык ), кунггит (Филиппины), дентуман ламбан ( Лампунг ), мокаотан , маггалесенг , аггалаканг или ногарата ( Сулавеси ) и нарандж (Мальдивы). [1]

Самые старые игровые доски манкала были найдены в разрушенном форте римского Египта и датируются 4 веком нашей эры. [3] Первоначальный путь распространения манкал в Юго-Восточную Азию неизвестен. Возможно, первоначально он проник в Юго-Восточную Азию через австронезийские торговые пути с Южной Азией . [1] [4] [5] [6]

Индонезия имеет самый большой вариант манкал в Юго-Восточной Азии и, таким образом, может быть, по крайней мере, одной из основных точек входа, хотя это также может быть всего лишь результатом размера страны. Откуда взялся характерный набор правил Юго-Восточной Азии, до сих пор неизвестно. [1]

Описание

[ редактировать ]
Индонезийский конгклак с двумя наборами по девять вместо семи.

В манкалах Юго-Восточной Азии играют два человека на резных деревянных вытянутых досках в форме лодочки с чашеобразными отверстиями. В большинстве вариантов есть два набора по семь лунок для каждого игрока, а также две большие лунки на каждом конце, которые называются «хранилищами» игроков. Однако количество лунок может варьироваться от трех до девяти и более (без учета магазинов), и эти варианты (которые также могут различаться правилами) могут сосуществовать на одной территории. [1] [7]

В играх манкала используются «семена» или «фишки», которые обычно делаются из маленьких ракушек каури , гальки или тамаринда семян . Отверстия в манкалах Юго-Восточной Азии обычно глубже и больше, чем в вариантах из материковой Азии и Африки, поскольку используемые семена крупнее. [1] Всего в версии доски с семью лунками используется 98 фишек. [7]

В Индонезии отверстия называются анак («ребенок»), а более крупные отверстия для хранения называются индунг («мать»). [8] На Филиппинах отверстия называются бахай или балай («дом»), а отверстие для хранения называется уло («голова»). [9]

Правила для наиболее распространенных версий манкалы с семью отверстиями в Брунее, Индонезии, Малайзии, Мальдивах, Марианских островах и на Филиппинах практически идентичны. Каждый игрок контролирует семь лунок на боковой стороне доски слева от себя, и его счет равен количеству семян в лунках для хранения. В каждую маленькую лунку, кроме лунки для игроков, помещается семь семян. Цель игры — собрать в магазине больше семян, чем противник.

Оба игрока начинают одновременно с того, что собирают все семена в любую лунку на своей стороне. Каждый бросает семя в следующую лунку и продолжает по часовой стрелке вносить по одному семени в каждую последующую лунку. Игрок бросает семя в свой магазин каждый раз, когда передает его, но не кладет его в магазин противника.

Как будет продолжаться игра, зависит от того, где окажется последнее семя каждого совка.

  • Если семя падает в собственный магазин игрока: игрок вычерпывает семена из любой из своих лунок и распределяет их по лункам вокруг доски, но не в магазине противника.
  • Если семя падает в яму (по обе стороны доски), содержащую семена: игрок зачерпывает все семена из этой лунки и продолжает раздавать их, как описано выше.
  • Если семя упадет в пустую лунку, принадлежащую игроку: игрок имеет право забрать семена в магазине противника прямо напротив своего. Эти семена, собранные из нор противника, вместе с последним семенем откладываются в его собственный запас. Если магазин противника напротив его пуст, он кладет в свой магазин только последнее семя. Они теряют свою очередь и прекращают игру. Теперь очередь противника раздавать семена.
  • Если семя упадет в пустую лунку, принадлежащую противнику: игрок теряет свой ход и прекращает игру. Они также теряют свои семена и оставляют их в лунке противника. Теперь очередь противника раздавать семена.

Первый раунд заканчивается, когда у игрока в лунках больше нет семян. Остальные семена отдаются противнику.

Игра возобновляется во втором раунде, когда игроки перераспределяют семена из своего хранилища в свои лунки. Начиная слева направо, в каждую лунку помещают по семь семян. Если у игрока недостаточно семян, чтобы заполнить свои лунки, оставшиеся лунки остаются пустыми и считаются «сгоревшими». Оставшиеся семена сдаются в собственное хранилище. Противник кладет излишки выигранных семян в свой запас.

Проигравший начинает второй раунд. Игра продолжается, как и раньше, но игроки будут обходить «сожженные» лунки, и в эти лунки нельзя бросать семена. Если семя случайно падает в «сгоревшую» яму, оно конфискуется и хранится в магазине противника.

Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не проиграет все свои лунки или не признает поражение.

Культурное значение

[ редактировать ]

Игра считается полезной для разработки определенных математических принципов. [10]

номиналом 10 сен второй серии На реверсе монеты малайзийского ринггита изображена доска конгкак в знак признания долгой истории конгкак в Малайзии.

Камни дакон

[ редактировать ]
в форме лодки Дакон на Яве , который на самом деле является названием от бронзового до железного века . каменного инструмента

На Яве термин «камень дакон» относится к камням с аналогичными ямками из периода бронзово-железного века в Индонезии. Эти камни имеют ряды из 4 или 5 чашеобразных отверстий (в археологии называемых «купулами») и по два отверстия на каждом конце, образование, имеющее много общего с конгклаком . Эти доисторические камни дакон не имеют никакого отношения к игре и, вероятно, использовались в церемониях умилостивления предков. Такие камни можно найти по всей Яве. [11] [12]

Подобные чашеобразные углубления также встречаются в других австронезийских культурах, особенно в Полинезии . [13]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час де Фугт, Алекс (2010). «Филиппинская сунгка и культурные контакты в Юго-Восточной Азии» (PDF) . Азиатская этнология . 69 (2): 333–342.
  2. ^ Алан М. Стивенс (2004). Полный индонезийский словарь английского языка . ПТ Мизан Публика. ISBN  978-979-433-387-7 .
  3. ^ Форши, Джилл (2006). Культура и обычаи Индонезии (иллюстрированное ред.). иллюстрировано Издательством Greenwood Publishing Group. п. 177. ИСБН  978-0-313-33339-2 .
  4. ^ Омар Фарук Баджунид (1989). Художественное наследие Малакки . Хостел Зааба, Малайский университет. п. 81. ИСБН  978-983-99631-9-9 .
  5. ^ Джеймс Мур, Джулина Джамал, Нора Джамалуддин, Регина Фабини Датук Др. Исламский народ скопировал конгкак у индийцев. Пэдди Шуберт (редактор) (2003). Путеводитель по Малакке, Малайзия . Издательство «Путеводитель по отдыху». п. 264. ИСБН  978-983-2241-09-6 . {{cite book}}: |author= имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  6. ^ Дорайсингам, Сэмюэл (2006). Перанаканские индейцы Сингапура и Малакки: индийские бабы и ноньи — Читти Мелака . Том 14 Краеведения и мемуаров (иллюстрированное изд.). Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN  978-981-230-346-2 .
  7. ^ Jump up to: а б ЭД Уилкинс, Салли (2002). Спорт и игры средневековых культур (иллюстрированное изд.). Издательская группа Гринвуд. п. 53. ИСБН  978-0-313-31711-8 .
  8. ^ Кирнан, Ян; Ривз, Ховард (2001). Азия имеет значение: первичная . Учебная пресса. п. 100. ИСБН  978-1-86366-486-8 .
  9. ^ «Правила Сунгка» . Sungka-Game.com . Проверено 1 июня 2019 г.
  10. ^ Пенг Чун Вонг, Роль традиционных игр в математическом образовании: Конгкак как компьютерная игра, Куала-Лумпур, 1985
  11. ^ Сэнди, Пегги Ривз (2004). Женщины в центре: жизнь в современном матриархате (иллюстрированное издание). Издательство Корнельского университета. п. 57. ИСБН  978-0-8014-8906-8 .
  12. ^ ван Хикерен, HR (1958). Бронзово-железный век Индонезии . Часть 22 Трактатов Королевского института языка, географии и этнологии Бронзово-железный век Индонезии. М. Нейхофф. п. 177. ИСБН  978-0-313-33339-2 .
  13. ^ Уилсон, Мередит; Баллард, Крис (2018). «Наскальное искусство Тихого океана: контекст и интертекстуальность» . У Дэвида, Бруно; МакНивен, Ян Дж. (ред.). Оксфордский справочник по археологии и антропологии наскальных рисунков . Издательство Оксфордского университета. стр. 221–252. ISBN  9780190844950 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0153e577866114705565efa0e037ccdd__1722469500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/dd/0153e577866114705565efa0e037ccdd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Southeast Asian mancala - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)