Бао (игра)
Сумка | |
---|---|
Звания | Четыре |
Посев | Мультилап |
Область | Восточная Африка |
Бао — традиционная манкала настольная игра , в которую играют в большей части Восточной Африки, включая Кению , Руанду , Танзанию , Коморские острова , Малави , а также в некоторых районах ДР Конго и Бурунди . [1] [2] Он наиболее популярен среди суахили Танзании и Кении; Само название «Бао» на языке суахили означает «доска» или «настольная игра». В Танзании, и особенно на Занзибаре , «мастер бао» (называемый бинва «мастер»; но также и фунди «художник») пользуется большим уважением. В Малави близкий вариант игры известен как Баво , что является яо -эквивалентом имени на суахили.
Бао хорошо известен как выдающийся манкала с точки зрения сложности и стратегической глубины. [3] и это вызвало интерес у ученых нескольких дисциплин, включая теорию игр , теорию сложности и психологию . [3] Официальные турниры проводятся в Танзании, Занзибаре, Ламу (Кения) и Малави, а в материковой Танзании и на Занзибаре есть свои общества Бао, такие как Чама Ча Бао, основанное в 1966 году.
На Занзибаре и Танзании есть две версии Бао. Основная версия, которая также является самой сложной и наиболее ценной, называется Бао ла кисуахили («Бао народа суахили»). Упрощенная версия называется Бао ла кудзифунза («Бао для начинающих»). ) существует множество других манкал, В Восточной Африке (и части Ближнего Востока связанных с Бао. Одна из них — игра «Хавали» в Омане ; он также известен на Занзибаре, где носит название «Бао ла киарабу» («Арабский Бао»). Еще одним крупным родственником Бао является Омвесо (играют в Уганде ), в котором используется оборудование, аналогичное Бао, и действуют некоторые схожие правила.
История
[ редактировать ]Как и в случае с большинством традиционных манкал, точная историческая информация о происхождении и распространении Бао отсутствует. Ранние отчеты и археологические находки вызывают споры, поскольку существует множество игр, похожих на Бао как по оборудованию, так и по правилам. [4] Например, отчет французского губернатора Этьена де Флакура 1658 года об игре, в которую играл народ сакалава на северо-западе Мадагаскара , иногда цитируется как самое раннее упоминание о Бао, но ученые более осторожны в отождествлении игры Флакура с собственно Бао. [4] Изучение археологических находок досок обычно основывается на предположении, что доски, имеющие квадратное отверстие в определенном положении (там, что у нюмбы , см. ниже), связаны с Бао, поскольку это единственная известная манкала, имеющая такую особенность. Тем не менее, поскольку традиционные доски изготавливаются из дерева, древние свидетельства игры Бао вряд ли удастся найти. На сегодняшний день самой старой доской Бао считается доска из Малави, выставленная в Британском музее и датированная не ранее 1896 года. [4] Одно из первых письменных описаний игры Бао в мире суахили принадлежит британскому востоковеду Томасу Хайду , который видел, как ее играли в 1658 году в Анжуане (Коморские острова).
Из-за его прочной связи с культурой суахили и, несмотря на отсутствие исторических свидетельств, разумно предположить, что Бао первоначально распространился с побережья суахили (т. е. побережья Танзании и Кении, а также их островов). Также примечательно, что «Бао ла кисуахили» означает «настольная игра на суахили» в отличие, например, от «Бао ла киарабу» (родственной «арабской настольной игры», также известной как хавалис). В 1820-х годах поэт суахили Муяка бин Хаджи из Момбасы прославил игру в своем стихотворении «Бао Налигва» . [4]
Правила
[ редактировать ]Как и в большинстве традиционных игр, правила Бао сохранились только в устной традиции и, как следствие, подвержены местным вариациям. Самая влиятельная транскрипция правил принадлежит исследователю настольных игр Алексу де Вугту , который написал ее между 1991 и 1995 годами на основе учений занзибарских мастеров Бао.
Оборудование
[ редактировать ]Бао состоит из четырех рядов по восемь ям в каждом - на суахили ямы называются масимо (единственное число: шимо ), что означает «дырки». Каждому игроку принадлежит половина доски, состоящая из двух соседних рядов.
Некоторые ямы, играющие особую роль в игре, имеют особые названия. Четвертая крайняя правая яма во «внутреннем» ряду каждого полупансиона называется нюмба («дом») или куу («главный»); в большинстве традиционных досок он визуально выделяется квадратной формой. Первая и последняя ямы внутреннего ряда называются кичва («голова»), а название кимби применяется как к кичве, так и к ямам, прилегающим к ним (т. е. ко второй и предпоследней яме в ряду).
У каждого игрока есть 32 недифференцированных фишки (или «семени» согласно стандартной терминологии манкалы), которые называются кете («раковины»). Обратите внимание, что аналогичное оборудование (доска 4х8 и 64 семени) используется рядом других африканских манкал, включая Омвесо (Уганда) и Изоло (Танзания).
Первоначальная настройка сидов — один из элементов, отличающих разные версии игры.
Настраивать
[ редактировать ]В Бао ла кисуахили каждый игрок сначала помещает 6 семян в нюмбу и еще два семени в две ямы сразу справа от нюмбы. Все оставшиеся семена хранятся «в руках». В Малави в нюмбу помещают 8 семян. Таким образом, в начале игры у каждого игрока на руках соответственно 22 или 20 семян. Эти семена вводятся в игру на первом этапе игры, называемом фазой намуа .
В Bao la kujifunza все семена закладываются при запуске, по два на яму. Таким образом, у игроков нет семян в руке, и, следовательно, нет фазы намуа.
Первый
[ редактировать ]На этапе намуа каждый игрок начинает свой ход с того, что кладет на доску одно из семян, которые у него есть в руке. Семя должно быть помещено в непустую яму во внутреннем ряду игрока.
«Маркерная» яма — это яма внутреннего ряда, обращенная к непустой яме соперника. Если первое семя помещается в яму с маркером, происходит захват , и ход игрока будет называться ходом мтаджи . В противном случае ход будет называться поворотом таката . Игрок должен захватить, если он или она может это сделать. В ход мтаджи могут произойти и другие захваты вследствие посева (см. ниже); С другой стороны, в ходе такаты захваты не разрешены.
Отлов и посев
[ редактировать ]Когда происходит захват, игрок берет все семена из захваченной ямы противника и эстафетно сеет их в свои ряды. Первое семя необходимо посеять в кичву; если посеять в правую кичву, то посев будет идти против часовой стрелки, а если посеять в левую кичву, то посев будет по часовой стрелке. По этой причине правую кичву также называют «кичва против часовой стрелки», а левую — «кичва по часовой стрелке».
Выбор кичвы для посева изначально остается за игроком, за некоторыми исключениями. Если поимка произошла в каком-либо кимби, посев должен начинаться с ближайшей кичвы.
Если во время эстафетного посева игрок помещает последнее семя в любом отдельном посеве в маркер, происходит новый захват. Посев трофейных семян начнется снова с кичвы. В этом случае игроку никогда не приходится выбирать, из какой кичвы сеять, то есть: если поимка произошла в кимби, посев должен начинаться с ближайшей кичвы, как указано выше; в противном случае игрок должен сохранить текущее направление посева по или против часовой стрелки. То есть, если захват произойдет в конце посева по часовой стрелке, то вновь пойманные семена придется сеять, начиная с кичвы по часовой стрелке, и наоборот.
Если ход не является поворотом мтаджи, эстафетный посев, но захваты никогда не состоятся: маркерные ямы рассматриваются так же, как и любые другие ямы.
В любом случае ход заканчивается, когда последнее семя посева падает в пустую яму.
Капитальный этап
[ редактировать ]Когда игроки остаются без семян на руках, фаза намуа заканчивается и начинается новая фаза игры, которая называется фазой «мтаджи». Обратите внимание, что слово «мтаджи» используется как для обозначения хода, так и для обозначения фазы игры; эти два значения не следует путать. Также обратите внимание, что в Бао ла кудзифунза игра начинается с фазы мтаджи, так как в руке нет семян.
На этапе мтаджи игрок начинает свой ход, беря все семена из любой ямы, в которой есть хотя бы 2 семени, и сеет их (по часовой стрелке или против часовой стрелки). Если последнее семя первого посева падает в маркер, начинается ход мтаджи по тем же правилам, что описаны выше. Опять же, если маркер — кимби, посев будет осуществляться из ближайшей кичвы; в противном случае игроку придется сохранить ориентацию посева по часовой стрелке или против часовой стрелки, вызвавшую захват.
Что касается фазы намуа, игрок должен захватить, если он или она может это сделать.
Если первый посев не приводит к захвату, весь ход является «ходом таката», точно так же, как и в фазе намуа. В этом случае игрок должен начать сев из ямы во внутреннем ряду, если это возможно.
Как особое правило, если первый посев происходит из ямы, в которой находится более 15 семян, ход всегда будет «таката», независимо от того, упадет последнее семя в маркер или нет.
Дом
[ редактировать ]В Бао ла кисуахили есть некоторые дополнительные правила (не включенные в Бао ла кудзифунза), связанные с нюмбой. Во-первых, если посев в череде таката оказался в нюмбе, то оборот считается оконченным ("эстафетного посева" семян в нюмбе не происходит). Во-вторых, аналогичным образом, если посев в ходе мтаджи заканчивается в нюмбе, а нюмба не является маркером, игрок может свободно выбирать, следует ли повторно засеять содержимое нюмбы или завершить свой ход. В-третьих, если во время намуа [5] В фазе, когда игрок начинает свой ход сеять из нюмбы, он посеет только два семени из нюмбы, а не все ее содержимое. Это называется «обложением налогом» нюмбы.
Нюмба теряет свои особые свойства при первом посеве ее содержимого (без учета налогов), т. е. в первый раз, когда игрок решает выполнить релейный посев из нюмбы в ход мтаджи, или если она захвачена противником.
Существуют некоторые вариации этих правил. Например, налогообложение нюмбы иногда разрешается только в том случае, если нет другого законного способа начать ход игрока. Кроме того, в некоторых версиях эстафеты Бао посев нюмбы в повороте мтаджи является скорее обязательным, чем необязательным.
Конец игры
[ редактировать ]Игра заканчивается, когда у игрока остается без семян во внутреннем ряду или когда он больше не может двигаться. В обоих случаях этот игрок проигрывает.
Терминология
[ редактировать ]В литературе суахили о Бао обычно используются следующие термины:
- кете : семена.
- кичва : первая и последняя ямы во внутреннем ряду игрока.
- кимби : первые две и последние две ямы во внутреннем ряду игрока, т. е. ямы кичва, а также ямы, прилегающие к ним. В некоторых случаях термин «кимби» используется только для второй и предпоследней ям во внутреннем ряду, т. е. ямы кичва не включаются в ямы кимби.
- mtaji : ход, который начинается с захвата и может включать в себя дальнейшие захваты. Что касается фазы игры, то это фаза, когда в руке не осталось семян. В некоторых источниках слово «мтаджи» также используется для обозначения группы семян, которые при посеве приводят к отлову.
- намуа : начальная фаза Бао ла кисуахили, когда в игру вводятся семена «в руки».
- Немо : семена в руке
- нюмба : четвертая яма справа во внутреннем ряду игрока; обычно отличается квадратной ямой.
- яма (мн.ч. ямы ): яма(и).
- таката : относится к ходу, который не начинается с захвата и, следовательно, не может включать в себя какой-либо захват.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хайд (1694), стр. 226-232.
- ^ История и правила Бао. Архивировано 3 марта 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Де Фогт (1995)
- ^ Jump up to: а б с д Де Фогт (2003)
- ^ «Бао (Занзибар)» . www.gamecabinet.com . Проверено 3 ноября 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Т. Хайд (1694), De Ludis Orientalibus (Книга вторая: История Нердила) , Оксфорд.
- AJ de Voogt (1995), «Границы разума: к характеристике мастерства Бао» , Публикации CNWS: Лейден.
- AJ де Фогт (2003), Поэзия Муяки в истории Бао , «Бюллетень Школы восточных и африканских исследований», 66, 1, стр. 61–65.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ЧАМИХАДА , официальный сайт Региональной ассоциации традиционных игр Дар-эс-Салама (Ассоциация традиционных игр Дар-эс-Салама) с правилами подсчета очков и другой информацией.
- KIBA , итальянский сайт, где можно проводить бесплатные матчи и турниры по переписке.
- BaoTz , BaoTz, бесплатная игра Бао для Android.
- Правила игры Бао из Малави
- Страница Джеруна Донкерса Бао с бесплатной программой для занзибарской версии Бао
- Правила и примеры игр на Pergioco.net (на итальянском языке)
- Правила де Фогта и анализ Бао
- Оценка на суахили и оценка обучения, заархивированная 6 октября 2006 г. в Wayback Machine.
- Guide pratique du jeu du Bao : описание Бао в двух частях: 1 — Bao la kujifunza и 2 — Bao la kiswahili (на французском языке)