аль-Маарри
Абу аль-Ала аль-Маарри | |
---|---|
![]() аль-Маарри, автор Халил Джебран | |
Рожденный | декабрь 973 г. |
Умер | Май 1057 г. (83 года) Мааррат ан-Нуман, Мирдасидский эмират Алеппо |
Эра | Постклассическая эпоха |
Область | Ближневосточная философия |
Школа | |
Основные интересы | Поэзия, скептицизм , этика , антинатализм |
Известные идеи | Веганство |
ибн Абдаллах Маарри, - ибн Абу аль Ала Ахмад Сулейман ат-Танухи аль- декабрь 973 г. - май 1057 г.), [ 1 ] также известный под своим латинским именем Абулола Моарренсис ; [ 2 ] был арабским философом, поэтом и писателем из Мааррат ан-Нумана , Сирия. [ 3 ] По словам Насера Раббата, из-за своего противоречивого нерелигиозного мировоззрения он известен как один из «выдающихся атеистов » своего времени. [ 3 ]
Родившийся в городе аль-Маарра (современный Мааррат ан-Нуман , Сирия) в позднюю эпоху Аббасидов , он ослеп в молодом возрасте из -за оспы, но, тем не менее, учился в соседнем Алеппо , а затем в Триполи. и Антиохия . Производя популярные стихи в Багдаде , он отказывался продавать свои тексты. В 1010 году он вернулся в Сирию после того, как здоровье его матери начало ухудшаться, и продолжил писать, что принесло ему уважение среди местных жителей.
Описанный как « пессимистический вольнодумец», аль-Маарри был противоречивым рационалистом своего времени. [ 3 ] отвергая суеверия и догматизм. Его письменные работы демонстрируют ориентацию на изучение языка и его исторического развития, известную как филология . [ 1 ] [ 4 ] Он пессимистично относился к жизни, описывая себя как «двойного узника» слепоты и изоляции . Он атаковал религиозные догмы и практики , [ 5 ] [ 6 ] одинаково критически и саркастически относился к иудаизму , христианству , исламу и зороастризму . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] и стал деистом . [ 4 ] [ 6 ] Он выступал за социальную справедливость и вел уединенный , аскетический образ жизни. [ 1 ] [ 3 ] Он был веганом , известным в свое время как моральный вегетарианец, умоляя: «Не желай в пищу мяса забитых животных / Или белого молока матерей, которые предназначали его чистый напиток для своих детенышей». [ 7 ] Аль-Маарри придерживался антинаталистских взглядов, что соответствует его общему пессимизму, предполагая, что дети не должны рождаться, чтобы избавить их от боли и страданий жизни. [ 1 ] Сакт аз-Занд , Лузумият и Рисалат аль-Гуфран входят в число его основных работ.
Жизнь
[ редактировать ]Абу аль-Ала родился в декабре 973 года в аль-Маарре (современный Мааррат ан-Нуман , Сирия), к юго-западу от Алеппо , откуда и произошла его нисба («аль-Маарри»). В его время город был частью Аббасидского халифата , третьего исламского халифата, в период Золотого века ислама . [ 8 ] Он был членом Бану Сулейман, знатной семьи Маарры, принадлежащей к более крупному племени Танух . [ 1 ] [ 9 ] [ 10 ] Один из его предков, вероятно, был первым кади Маарры. Племя Танух на протяжении сотен лет входило в состав аристократии Сирии, а некоторые члены Бану Сулейман также были известны как хорошие поэты. [ 11 ] Он потерял зрение в четыре года из-за оспы . Позже в своей жизни он считал себя «двойным узником», что относилось как к этой слепоте, так и к общей изоляции, которую он чувствовал в течение своей жизни. [ 3 ] [ 12 ]
Он начал свою карьеру поэта в раннем возрасте, примерно в 11 или 12 лет. Он получил образование сначала в Маарре и Алеппо, затем в Антиохии и других сирийских городах. Среди его учителей в Алеппо были сподвижники из окружения Ибн Халавайха . [ 11 ] [ 12 ] Этот грамматист и исламский ученый умер в 980 году нашей эры, когда аль-Маарри был еще ребенком. [ 13 ] Аль-Маарри, тем не менее, сильно оплакивает потерю Ибн Халавайха в стихотворении своего «Рисалат аль-Гуфран» . [ 14 ] Аль-Кифти сообщает, что по пути в Триполи аль-Маарри посетил христианский монастырь недалеко от Латакии , где он слушал дебаты по эллинистической философии, которые породили его секуляризм, но другие историки, такие как Ибн аль-Адим, отрицают, что он был разоблачен. к любой теологии, кроме исламской доктрины. [ 14 ]
В 1004–1005 годах аль-Маарри узнал, что его отец умер, и в ответ написал элегию , в которой восхвалял своего отца. [ 14 ] Спустя годы он поедет в Багдад , где его хорошо принимают в литературных салонах того времени, хотя он и был фигурой неоднозначной. [ 14 ] После восемнадцати месяцев в Багдаде аль-Маарри вернулся домой по неизвестным причинам. Возможно, он вернулся, потому что его мать заболела, или, возможно, у него закончились деньги в Багдаде, поскольку он отказался продавать свои работы. [ 1 ] Он вернулся в свой родной город Маарра примерно в 1010 году и узнал, что его мать умерла еще до его прибытия. [ 8 ]
Он оставался в Маарре до конца своей жизни, где избрал аскетический образ жизни, отказываясь продавать свои стихи, живя в уединении и соблюдая строгую моральную вегетарианскую диету . [ 15 ] Его личное заключение в доме было нарушено только один раз, когда насилие обрушилось на его город. [ 14 ] В этом инциденте аль-Маарри отправился в Алеппо, чтобы ходатайствовать перед его мирдасидским эмиром Салихом ибн Мирдасом с просьбой освободить из Маарры своего брата Абуль-Маджда и нескольких других мусульманских деятелей, которые были признаны ответственными за разрушение винного дома, Владельца-христианина обвинили в приставании к мусульманке. [ 14 ] Хотя он был заключен в тюрьму, он прожил свои последние годы, продолжая свою работу и сотрудничая с другими. [ 16 ] Он пользовался большим уважением и привлекал множество местных студентов, а также активно вел переписку с учеными за рубежом. [ 1 ] Несмотря на свои намерения вести уединенный образ жизни, в свои семьдесят лет он разбогател и стал самым почитаемым человеком в своем районе. [ 8 ] Аль-Маарри так и не был женат и умер в мае 1057 года в своем родном городе. [ 1 ] [ 12 ]
Философия
[ редактировать ]Оппозиция религии
[ редактировать ]Аль-Маарри был скептиком [ 3 ] осуждавший суеверия и догматизм в религии. Это, наряду с его общим негативным взглядом на жизнь, позволило охарактеризовать его как пессимистичного вольнодумца . В своих философских работах одной из повторяющихся тем, которые он подробно излагал, была идея о том, что разум занимает привилегированное положение над традициями. По его мнению, опора на предубеждения и устоявшиеся нормы общества может ограничивать и мешать людям полностью раскрыть свои собственные возможности. [ 12 ] [ 17 ] Аль-Маарри учил, что религия — это «басня, придуманная древними», бесполезная, за исключением тех, кто эксплуатирует доверчивые массы. [ 18 ]
Не думайте, что утверждения пророков истинны; все это выдумки. Мужчины жили комфортно, пока не пришли и не испортили жизнь. Священные книги представляют собой лишь такой набор праздных сказок, которые могли быть созданы в любую эпоху и действительно были созданы. [ 19 ]
Аль-Маарри раскритиковал многие догмы ислама , такие как хадж , который он назвал «путешествием язычника». [ 20 ] Он отвергал претензии на какое-либо божественное откровение , и его кредо было философом и аскетом, для которого разум является моральным руководством, а добродетель является наградой сама по себе. [ 21 ] [ 22 ] Его секуляристские взгляды включали как иудаизм, так и христианство. Аль-Маарри заметил, что монахи в своих монастырях или верующие в своих мечетях слепо следовали верованиям своей местности: если бы они родились среди магов или сабианцев, они бы стали магами или сабеянами. [ 23 ] Излагая свой взгляд на организованную религию, он однажды заявил: «Жители земли делятся на два типа: те, у кого есть мозги, но нет религии, и те, у кого есть религия, но нет мозгов». [ 24 ] [ 25 ]
Аскетизм
[ редактировать ]Аль-Маарри был аскетом, отрекавшимся от мирских желаний и жившим в уединении от других, создавая свои произведения. Он выступал против всех форм насилия. [ 8 ] В Багдаде, будучи хорошо принятым, он решил не продавать свои тексты, из-за чего ему стало трудно жить. [ 1 ] Этот аскетический образ жизни сравнивали с аналогичными мыслями в Индии того времени. [ 16 ]
Веганство
[ редактировать ]В последние годы жизни аль-Маарри он решил прекратить употребление мяса и всех других продуктов животного происхождения (т. е. стал практикующим веганом ). Он написал: [ 26 ]
Не ешьте несправедливо рыбу, от которой отказалась вода, и не
жаждут в пищу плоти забитых животных,
Или белое молоко матерей, предназначавших его чистый напиток для
их молодые, не для знатных дам.
И не огорчайте ничего не подозревающих птиц, забирая их яйца;
ибо несправедливость — худшее из преступлений.
И пожалейте мед, который пчелы трудолюбиво добывают
из цветков душистых растений;
Ибо они не хранили его для того, чтобы оно могло принадлежать другим, и не
они собирают его ради щедрости и подарков.
Я умыл руки от всего этого; и хотелось бы, чтобы я воспринял
мой путь до того, как мои волосы поседели! [ 27 ]
Антинатализм
[ редактировать ]Фундаментальный пессимизм Аль-Маарри выражен в его антинаталистской рекомендации не заводить детей, чтобы избавить их от жизненных страданий. [ 28 ] В сочиненной им элегии по поводу утраты родственника он соединяет свое горе с наблюдениями над эфемерностью этой жизни:
Смягчите шаг. Мне кажется, что поверхность земли — это всего лишь тела мертвецов,
Медленно идите по воздуху, чтобы не затоптать останки слуг Божиих. [ 1 ]
, написанная Аль-Маарри Эпитафия на его могиле, гласит (в отношении жизни и рождения): «Это преступление моего отца против меня, которое я сам не совершил ни против кого». [ 29 ]
Современные виды
[ редактировать ]Аль-Маарри вызывает споры даже сегодня, поскольку он скептически относился к исламу, доминирующей религии арабского мира . [ 16 ] В 2013 году, почти через тысячу лет после его смерти, Фронт ан-Нусра , филиал Аль-Каиды , снес статую аль-Маарри во время гражданской войны в Сирии . [ 30 ] Статуя была создана скульптором Фатхи Мухаммедом . [ 11 ] Мотив разрушения оспаривается; теории варьируются от того факта, что он был еретиком, до того факта, что некоторые полагают, что он связан с семьей Асада . [ 30 ]
Работает
[ редактировать ]Ранний сборник его стихов появился под названием «Трутовая искра» ( Saqṭ az-Zand ; سقط الزند ). В сборник стихов вошли восхваления жителей Алеппо и Хамданидов правителя Саада ад-Даулы . Он приобрел популярность и укрепил за собой репутацию поэта. Несколько стихотворений в сборнике были посвящены доспехам. [ 1 ] Второй, более оригинальный сборник появился под названием « Ненужная необходимость» ( Luzūm mā lam yalzam لزوم ما لا يلزم ), или просто «Необходимость» ( Luzūmīyāt اللزوميات ). Название отсылает к тому, как аль-Маарри видел дело жизни, и намекает на ненужную сложность используемой схемы рифм. [ 1 ]
Его третье произведение — прозаическое произведение, известное как «Послание прощения» ( Рисалат аль-Гуфран رسالة الغفران ). Произведение было написано как прямой ответ арабскому поэту Ибн аль-Кариху , над которым аль-Маарри высмеивает его религиозные взгляды. [ 13 ] [ 32 ] В этом произведении поэт посещает рай и знакомится с арабскими поэтами языческого периода . Эту точку зрения разделяют исламские ученые, которые часто утверждают, что доисламские арабы действительно способны войти в рай. [ 33 ]
Из-за аспекта беседы с умершим в раю « Рисалат аль-Гуфран» сравнивают с « Божественной комедией » Данте . [ 34 ] которое произошло спустя сотни лет. Было также отмечено, что эта работа похожа на Ибн Шухайда , «Рисала ат-таваби' ва аз-заваби» хотя нет никаких доказательств того, что аль-Маарри был вдохновлен Ибн Шухайдом, а также нет никаких доказательств того, что Данте был вдохновлен Ибн Шухайдом. аль-Маарри. [ 35 ] Сообщается, что Алжир запретил «Послание прощения» на Международной книжной ярмарке, проходившей в Алжире в 2007 году. [ 8 ] [ 30 ]
«Абзацы и периоды» ( аль-Фусул ва аль-Гайят ) представляет собой сборник проповедей. Произведение также назвали пародией на Коран . [ 1 ] [ нужен лучший источник ] Аль-Маарри также составил значительный корпус стихотворных загадок . [ 36 ]
-
Сакт аз-Занд
-
Рисалат аль-Гуфран
Издания
[ редактировать ]- Рисалат аль-Гуфран, Божественная комедия. Перевод Дж. Брекенбери, 1943 г.
- Послание прощения: Том первый: Видение рая и ада. Перевод Герта Яна Ван Гельдера и Грегора Шёлера. Библиотека арабской литературы, издательство Нью-Йоркского университета, 2013.
- Послание прощения: Том второй: Лицемеры, еретики и другие грешники. Перевод Герта Яна Ван Гельдера и Грегора Шёлера. Библиотека арабской литературы, издательство Нью-Йоркского университета, 2014.
- Те загадки аль-Махарри, которые цитируются в книге аль-Харири двенадцатого века « Китаб аль-Иджаз фи л-ахаджи ва-л-алгаз», были отредактированы как «Абул аль-Ала аль-Махарри, Диван аль-алгаз, ривайат Аби». Маали аль-Хазири , изд. Махмуда Абдаррахима Салиха (Эр-Рияд [1990]).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «аль-Маарри» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 21 февраля 2018 года . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Или чаще просто Абулола ; см. Каталог арабских книг в Британском музее , вып. 1, 1894 г. ( с. 115 ); Кристиан Бенедикт Михаэлис, Филологическая диссертация по истории арабского языка , 1706 ( с. 25 ); в английском контексте: Чарльз Хоул, Краткий биографический словарь ( стр. 3 ).
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тхарур, Канишк; Маруф, Марьям (8 марта 2016 г.). «Музей потерянных вещей: Неприемлемый поэт» . Новости Би-би-си . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Ллойд Риджон (2003), Основные мировые религии: от их истоков до наших дней , Routledge: Лондон, стр. 257. ISBN 0-415-29796-6
- ^ Jump up to: а б Джеймс Гастингс , Энциклопедия религии и этики , часть 2, стр. 190. Kessinger Publishing.
- ^ Jump up to: а б с Мааррат ан-Нуман, Лузумият , строфа 35.
- ^ «Не желай в пищу мяса забитых животных» . Humanistictexts.org (в стихотворении № 14). Архивировано из оригинала 5 марта 2001 года.
- ^ Jump up to: а б с д и «Аль-Маарри - дальновидный свободный мыслитель, гений инвалидности, эссе» . Радио Би-би-си 3 . Проверено 13 июля 2015 г.
- ^ 1940 Абу Аль-Ала Аль-Маарри: Его происхождение, новости, поэзия и вера, написанное Ахмедом Таймуром-пашой, стр. 3, изд.
- ^ Мигель Асин Паласиос, Ислам и божественная комедия , Рутледж, 1968, ISBN 978-0-7146-1995-8 , с. 55
- ^ Jump up to: а б с «Поэт XI века, разозливший Аль-Каиду | Все об истории» . HistoryAnswers.co.uk . 2 февраля 2015 года . Проверено 13 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хитти, Филип Хури (1971). Ислам: образ жизни . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 978-1-4529-1040-6 .
- ^ Jump up to: а б аль-Маарри, Абу аль-Ала (1 января 2014 г.). Послание о прощении: лицемеры, еретики и другие грешники . Нью-Йорк Пресс. ISBN 9780814768969 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гибб, сэр Гамильтон Александр Росскин (1 января 1954 г.). Энциклопедия ислама . Архив Брилла.
- ^ Д.С. Марголиут , Переписка Абу 'л-Ала аль-Маарри о вегетарианстве , Журнал Королевского азиатского общества , 1902, стр. 289.
- ^ Jump up to: а б с «Факты об Абу-Л-Ала аль-Маарри» . biography.yourdictionary.com . Проверено 13 июля 2015 г.
- ^ «Аль Маарри» . Humanistictexts.org . Архивировано из оригинала 27 ноября 2016 года . Проверено 13 июля 2015 г.
- ^ Рейнольд Аллейн Николсон, 1962, Литературная история арабов , стр. 318. Рутледж
- ^ Гастингс, Джеймс (1909). Энциклопедия религии и этики, Vol. 2 . Эдинбург: T&T Clark . п. 190.
- ^ Николсон, Литературная история арабов , 319.
- ^ Николсон, Литературная история арабов , 317.
- ^ Николсон, Литературная история арабов , 323.
- ^ Рейнольд А. Николсон Адаптировано из исследований исламской поэзии Издательство Кембриджского университета, 1921, Кембридж, Англия. стр. 1–32
- ^ Маалуф, Амин (1984). Крестовые походы глазами арабов . Шокирующие книги. стр. 37 . ISBN 978-0-8052-0898-6 .
- ^ Полную версию стихотворения (на арабском языке) можно найти, например, на arabic-poetry.com . Архивировано 1 декабря 2019 г. на Wayback Machine и www.aldiwan.net (прямые ссылки на стихотворение).
- ^ «Не желай в пищу мяса забитых животных» . Humanistictexts.org (в стихотворении № 14). Архивировано из оригинала 5 марта 2001 года.
- ^ «Размышления Аль-Маарри», Исследования исламской поэзии (1921) Рейнольда А. Николсона , стих 197, страницы 134-135
- ^ Фиск, Роберт (22 декабря 2013 г.). «Сирийские повстанцы подняли иконоборчество на новую глубину, уничтожая святыни, статуи и даже дерево – но с какой целью?» . Независимый . Лондон . Проверено 28 октября 2019 г.
- ^ Бланкиншип, Кевин (20 сентября 2015 г.). «Элегия аль-Маарри» . Джадалийя . Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с France24 , « Джихадисты обезглавили статую сирийского поэта Абула Ала аль-Маари », 14 февраля 2013 г.
- ^ Рейнольд Николсон , Исследования исламской поэзии и мистицизма , 1921, с. 134.
- ^ аль-Маарри, Абу-л-Ала; Гелдер, Герт Ян Ван; Шолер, Грегор (2014). Послание прощения: Том второй: Лицемеры, еретики и другие грешники . Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет Пресс. ISBN 9780814768969 .
- ^ «Судьба немусульман: перспективы спасения вне ислама» . Институт исламских исследований Якин . Проверено 22 февраля 2021 г.
- ^ Уильям Монтгомери Ватт и Пьер Качиа, История исламской Испании , 2-е издание, издательство Эдинбургского университета, 1996, стр. 125–126, ISBN 0-7486-0847-8 .
- ^ Лиман, Оливер (16 июля 2015 г.). Биографическая энциклопедия исламской философии . Издательство Блумсбери. ISBN 9781472569462 .
- ^ Питер Смур, « Плачущая восковая свеча и зуб мудрости Маарри: ночные мысли и загадки Гами аль-авзан », Журнал Немецкого восточного общества , 138 (1988), 283-312.
Источники
[ редактировать ]- Бистон, AFL Кембриджская история арабской литературы . Издательство Кембриджского университета.
- Браун, Эдвард Грэнвилл (1999) [1906]. Литературная история Персии . Керзон.
- Глассе, Сирил (2001). «Аль-Маарри, Абу-л-Ала » . Новая энциклопедия ислама . Введение Хьюстона Смита. АльтаМира Пресс. ISBN 9780759101906 .
- Хитти, Филип Хури (1968). Ислам, образ жизни . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 9781452910406 .
- Холт, премьер-министр; Ламбтон, Энн К.С.; Льюис, Бернард, ред. (1977). «Религия и культура» . Кембриджская история ислама . Издательство Кембриджского университета.
- Халиди, Тариф (1994). Арабская историческая мысль в классический период . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9780511583650 . ISBN 0-521-46554-0 .
- Маджид, Ануар (18 сентября 2007 г.). Призыв к ереси: почему инакомыслие жизненно важно для ислама и Америки . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. ISBN 978-0-8166-5127-6 .
- Николсон, Рейнольд Аллейн (2006). Литературная история арабов . Издательство Кессинджер. ISBN 978-1-4286-3576-0 .
- Смур, П. (1984). «аль-Маарри». В Гиббе, HAR (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 3, Ч. 1. Брилл. стр. 927–935.
- Смур, Питер (2006). Мери, Йозеф В.; Бахарах, Джер Л. (ред.). Средневековая исламская цивилизация . Рутледж. ISBN 978-0-415-96691-7 .
- Ватт, Уильям Монтгомери; Качия, Пьер (1996). История исламской Испании . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-0847-8 .
- Зайзафун, Ламия Бен Юсеф (2005). Производство мусульманки . Лексингтонские книги. ISBN 9780739110782 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Аль-Маарри в форме электронных книг в Standard Ebooks
- Работы Аль-Маарри в Project Gutenberg
- Работы Аль-Маарри в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Послание прощения: видение рая и ада (том первый) , Абу аль-Алах аль-Маарри
- Переписка Абу 'л-Ала аль-Маарри о вегетарианстве, Журнал Королевского азиатского общества, 1902, стр. 289 , Д.С. Марголиут
- 37 стихотворений аль-Маарри (на английском языке) , опубликованных Humanistictexts.org
- Лузумият
- 973 рождения
- 1057 смертей
- Арабскоязычные поэты X века
- Арабскоязычные поэты XI века
- Антинаталисты
- Аскеты
- Слепые поэты
- Слепые писатели
- Сирийские критики христианства
- Критики иудаизма
- Философы-деисты
- Бывшие мусульманские критики ислама
- Сирийские бывшие мусульмане
- Сирийские атеисты
- Свободомыслие
- Отшельники
- Мирдас эмирата Алеппо
- Исламские философы
- Философы Аббасидского халифата
- Люди из Алеппо
- Люди из Маарат ан-Нумана
- Жители Хамданидского эмирата Алеппо.
- Философы пессимизма
- Поэты Аббасидского халифата
- Рационалисты
- Религиозные скептики
- Танухиды
- Активисты веганства
- Слепые активисты
- Свободомыслящие писатели