Аль-Мутанабби
Аль-Мутанабби Аль-Мутанабби | |
---|---|
![]() Рисунок аль-Мутанабби 1917 года работы Халила Джебрана. | |
Рожденный | 915 |
Умер | 23 сентября 965 г. (около 50 лет) |
Другие имена | ( Абу аль-Тайеб Ахмед бин аль-Хусейн аль-Мутанабби ) |
Эра | Золотой век ислама ( эпоха Среднего Аббасида ) |
Область | Арабский мир , мусульманский мир |
Основные интересы | Арабская поэзия |

Абу аль-Тайиб Ахмад ибн аль-Хусейн аль-Мутанабби аль-Кинди ( араб . Абу аль-Тайиб Ахмад ибн аль-Хусейн аль-Мутнаби аль-Канди ; ок. 915 — 23 сентября 965 г. н.э. ) из Куфы , Аббасидский халифат , был знаменитый поэт эпохи Аббасидов при дворе Хамданидов эмира Сайфа ад-Давлы в Алеппо , для которого он написал 300 фолиантов стихов. [1] [2] [3] Его поэтический стиль принес ему большую популярность в свое время, и многие из его стихов не только до сих пор широко читаются в современном арабском мире, но и считаются пословицами.
Стихи он начал писать в девять лет. Его стихи, известные своим острым интеллектом и остроумием, охватывали широкий круг тем, включая храбрость, жизненную философию и описания битв. Он считается одним из величайших, самых известных и влиятельных поэтов на арабском языке, и многие из его стихов переведены более чем на 20 языков мира.
Благодаря своему необычайному таланту он был очень близок со многими влиятельными людьми своего времени, которых хвалил в обмен на подарки и деньги. Однако его политические амбиции в конечном итоге испортили его отношения с покровителями, а его эгомания, возможно, стоила ему жизни, когда темы некоторых его стихов напали на него.
Детство и юностьАль-Мутанабби родился в иракском городе Куфа в 915 году. Его отец утверждал, что происходит из южноаравийского племени Бану Джуфа]]. [4] Его фамилия, Аль-Кинди , была связана с районом, в котором он родился. [5]
Благодаря своему поэтическому таланту и утверждению предшественника пророка Салиха , аль-Мутанабби получил образование в Дамаске , Сирия . Когда карматы разграбили Куфу в 924 году, он присоединился к ним и жил среди Бану Калб и других бедуинских племен. Изучив их доктрины и диалект, он имел много последователей и даже утверждал, что является наби ( نَـبِي , «пророк» - отсюда и лакаб аль-Мутанабби «Предстоящий пророк»).
Он возглавил карматское восстание в Сирии в 932 году. После его подавления и двухлетнего заключения ихшидским губернатором Хомса , [6] он отрекся от своей веры в 935 году и стал странствующим поэтом. В этот период он начал писать свои первые известные стихи. Политические амбиции стать вали привели аль-Мутанабби ко двору Сайфа ад-Даулы и Абу аль-Миска Кафура, но в этих амбициях он потерпел неудачу. [ нужна ссылка ]
Аль-Мутанабби и Сайф ад-ДаулаАль-Мутанабби жил в то время, когда халифат Аббасидов начал распадаться и многие государства исламского мира стали политически и в военном отношении независимыми. Главным среди этих государств был эмират [[Алеппо].
Он начал писать панегирики в традиции, заложенной поэтами Абу Таммамом и аль-Бухтури . В 948 году он присоединился ко двору Сайфа ад-Даулы, хамданидского поэта-принца северной Сирии. Сайф ад-Даула был очень озабочен борьбой с Византийской империей в Малой Азии , где Аль-Мутанабби сражался вместе с ним. Во время своего девятилетнего пребывания при дворе Сайфа ад-Даулы аль-Мутанабби написал свои величайшие и самые известные стихи, панегирики в честь своего покровителя, которые причисляются к шедеврам арабской поэзии .
Во время своего пребывания в Алеппо аль-Мутанабби столкнулся с разногласиями со многими учеными и поэтами при дворе Сайфа ад-Давлы, в том числе с Абу Фирасом аль-Хамдани, поэтом и двоюродным братом Сайфа ад-Давлы. Вдобавок Аль-Мутанабби потерял благосклонность Сайфа ад-Даулы из-за своих политических амбиций стать Вали . Последняя часть этого периода была омрачена интригами и ревностью, кульминацией которых стал отъезд аль-Мутанабби из Сирии в Египет, которым тогда номинально правили Ихшидиды .
Аль-Мутанабби в ЕгиптеАль-Мутанабби присоединился ко двору Абу аль-Миска Кафура после расставания с Сайфом ад-Даулой. Кафур не доверял намерениям Аль-Мутанабби, утверждая, что они представляют угрозу его положению. Аль-Мутанабби понял, что его надежды стать политиком или государственным деятелем не принесут плодов, и покинул Египет в ок. 960. После своего ухода он резко раскритиковал Абу аль-Миска Кафура сатирическими одами.
Поэзия и известные высказывания[[Файл: Коллекция исламского искусства Халили MSS 0902-61b-62a.jpg|thumb|right|Диван из поэзии Аль-Мутанабби из Ирана начала 14 века, Коллекция исламского искусства Халили ] Эгоманиакальный характер Мутанабби, кажется, втянул его в себя. несколько раз неприятности, и, возможно, именно поэтому его убили. Это можно увидеть в его стихах, которые часто тщеславны:
- В известном стихотворении он говорит о силе идентичности и свободе, которая приходит с познанием самого себя.
И ты слышал мои слова от глухих | Я тот, кто слепо смотрел на свою литературу | |
Меч, меч, ручка и ручка | Лошади, ночь и пустыня знают меня. |
Ана ль-ладхи назара ль-аамма ила адаб-и | Ва-асмаат калимат-и ман би-хи самаму |
- Известно также, что он сказал:
Не думайте, что Лэйт улыбается | Если вы видите заметные новообразования |
Ветер дует так, как не хотят корабли | Что бы человек ни надеялся реализовать |
Не все, на что надеешься, достигается | Ветры дуют вопреки желаниям кораблей. |
Не довольствуйтесь чем-то меньшим, чем звезды | Если вы рискнете в честь Марума |
Смерть
[ редактировать ]В 957 году Мутанабби покинул Алеппо, направляясь в Египет и ко двору Абу аль-Миска Кафура . В 960 году поэт покинул Египет, написав несколько сатир о Кафуре. Он отправился в Багдад, но был убит при сопротивлении ворам, не доехав до города. [8]
Наследие
[ редактировать ]
Грамматик Ибн Джинни (ок. 941/2—1001/2) написал комментарий к стихам аль-Мутанабби под названием « Аль-Фаср» («Объяснение»). [n 2] [9] Поэт и философ Абу Аль Алаа аль-Марри также написал книгу толкований поэзии Аль-Мутанабби. [10] Аль-Марри, сам опытный поэт, обычно ласково называл аль-Мутанабби «нашим поэтом». Британская энциклопедия утверждает: «Он придал традиционной касыде, или оде, более свободное и личное развитие, написав в том, что можно назвать неоклассическим стилем, сочетающим в себе некоторые элементы иракской и сирийской стилистики с классическими чертами». [11]
Улица Аль-Мутанабби ===
В 1932 году улица Мутанабби, книжный уличный рынок Багдада , была названа в честь аль-Мутанабби в честь него, который в то время был очень известен в регионе. Узкая улица, свободная от автомобилей, полна книготорговцев и книжных магазинов, а ее длина составляет один километр. У входа на улицу находится арка, украшенная цитатами поэта, а в конце ее - статуя аль-Мутанабби с видом на реку Тигр. Со временем улица аль-Мутанабби превратилась в символ интеллектуальной свободы, привлекая писателей, художников и различные инакомыслящие голоса со всей страны. [12] [13]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ НАСА упомянуло это высказывание, поздравляя Объединенные Арабские Эмираты с миссией Эмиратов на Марс . [7]
- ^ Только в рукописи Аль-Фихриста в Библиотеке Честера Битти .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Надим (ал-) 1970 , с. 373.
- ^ Надим (ал-) 1970 , с. 1066.
- ^ Халликан (Ибн) 1843 , стр. 102–110, И.
- ^ Хамори, Андраш П. «Аль-Мутанабби» . Энциклопедия ислама, ТРИ .
- ^ аль-Мутанабби. (2005). Диван аль-Мутанаби . Байрут: Дар аль-Йил. ISBN 9953-78-127-3 . OCLC 225423623 .
- ^ Халликан (Ибн) 1843 , с. 104, И.
- ^ @NASAPersevere (9 февраля 2021 г.). «Дорогая @HopeMarsMission, поздравляю с прибытием на Марс! Словами поэта Аль Мутанабби» ( Твит ) – через Твиттер .
- ^ Арберри, Артур (1967). Стихи Аль-Мутанабби: Избранное с введением, переводами и примечаниями (1-е изд.). Лондон: Издательство Кембриджского университета. стр. 54–116. ISBN 978-0521108485 .
- ^ Надим (ал-) 1970 , с. 189.
- ^ « Моджиз Ахмад: Как Аль-Маарри посмотрел на Аль-Мутанабби » . alaraby.co.uk .
- ^ «Аль-Мутанабби | Мусульманский поэт | Британика» .
- ^ Трэверс, Аланна. «Улица Мутанабби: интеллектуальная гавань преодолевает боль Ирака» . www.aljazeera.com . Проверено 16 июня 2023 г.
- ^ «Багдад вновь открывает для себя улицу Аль-Мутанабби после ремонта |» . ОУ . Проверено 16 июня 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Оулз, Эрик (18 декабря 2008 г.). «Тогда и сейчас: новая глава книжного рынка Багдада» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 мая 2010 г.
- Аль-Халил С. и Макия К., Памятник: искусство, вульгарность и ответственность в Ираке, University of California Press, 1991, стр. 74.
- Аль-Мутанабби, Книга сабель , выбор стихов, презентация и перевод Хоа Хой Вуонга и Патрика Мегарбане, Actes Sud, Синдбад, ноябрь 2012 г.
- Арберри, А.Дж. (пер.), Стихи аль-Мутанабби: Избранное с введением, переводами и примечаниями (Лондон: издательство Кембриджского университета, 1967).
- Халликан (Ибн), Ахмад ибн Мухаммад (1843 г.). Вафаят аль-Аян ва-Анба Абна аз-Заман (Некрологи выдающихся людей) . Том. I. Перевод МакГакина де Слейна , Уильям. Париж: Фонд восточных переводов Великобритании и Ирландии. стр. 102–110.
- Надим (ал-), Абу аль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак Абу Якуб аль-Варрак (1970). Додж , Баярд (ред.). Фихрист ан-Надима; обзор мусульманской культуры десятого века . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Колумбийского университета. стр. 189, 373, 1066.
- Надим (ал-), Абу аль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак (1872 г.). Флюгель , Густав (ред.). Китаб аль-Фихрист (на арабском языке). Лейпциг : FCW Bird. п. 552 (169).
- Саалиби, Абд аль-Малик б. Мух. (1847). Дитеричи, Фридрих (ред.). Мутанабби и Сейфуддаула из драгоценной жемчужины [Ятимат ад-дар] Цаалиби (на немецком и арабском языках). Лейпциг : о. Птица.
- Уоррен, Джеймс (пер.), Полное собрание стихов Аль-Мутанабби (Книги по культуре, 2022), ISBN 9798218064082
- Вормхудт, Артур (пер.), Диван Абу Тайиба Ахмада ибн Аль-Хусейна Аль-Мутанабби (Кази 2002), ISBN 9781930637382}}
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]

- [Аль-Мутанабби, величайший арабский поэт
- [ http://www.princeton.edu/~arabic/poetry/al_mu_to_sayf.html Стихи Мутанабби в исполнении Самара Трабулси
- Almotanabbi.com [полное собрание стихов Мутанабби с пояснениями.
- энциклопедия Британская Том. 18 (11-е изд.). 1911. стр. 100-1. 904–905. »
- Работы Аль-Мутанабби в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)