Зухайр ибн Джанаб
Зухайр ибн Джанаб ибн Хубал аль-Кальби был вождем племени Бану Кальб и доисламским арабским поэтом-воином . Большая часть его биографии основана на полулегендарных рассказах, но очевидно, что он жил в начале VI века. Он возглавлял не только калб, но и всю племенную конфедерацию Кудаа . Во время своего бывшего союза с аксумским наместником Абрахой Зухайр подавил восстание племен Таглиб и Бакр , взяв в плен их вождей, в том числе Кулайба ибн Рабиа. Позже он разрушил языческое святилище племени Гатафан , соперничавшее с Каабой в Мекке . Традиционные арабские источники отмечают, что Зухайр прожил чрезвычайно долгую жизнь и в конце концов покончил жизнь самоубийством после того, как ему не подчинились. Его потомки, особенно принадлежащие к семье Бахдала ибн Унайфа , позже займут высокие посты в халифате Омейядов .
Жизнь
[ редактировать ]Зухайра Генеалогия , цитируемая Ибн Абд Раббихом , - это Зухайр ибн Джанаб ибн Хубал ибн Абдаллах ибн Кинана. [1] Он принадлежал к племени Бану Калб и был одним из главных вождей группы. [2] Согласно некоторым древним или средневековым арабским источникам, Зухайр был также лидером всей конфедерации Кудаа , в которую входили бедуинские племена Калб, Джухайна , Бали, аль-Кайн , Бахра и Танух . [2] Под руководством Зухайра Калб также заключил тесный союз с племенем Амила . [3] Зухайр записан как один из муаммарунов ( долгожителей ), и в арабских легендах он был отмечен своей чрезвычайно долгой жизнью. [4] Согласно этим басням, Зухайр дожил до 450 лет, а его дед Хубал — до 650. [5]
Где-то в начале или середине VI века Зухайр был бывшим союзником Абрахи (ум. ок. 553 г.), аксумского наместника Йемена и врага мекканцев . [2] Абраха передал Зухайру власть над родственными племенами Таглиб и Бану Бакр . [2] Он возглавил атаку калбов и их йеменских союзников на эти два племени, когда они восстали, и взял в плен вождя таглиби Кулайба ибн Рабиа и его брата Мухалхила. [2] В своих стихах Зухайр ссылается на эту битву, записанную во многих традиционных арабских источниках, говоря: «Мы захватили Мухалхила и его брата… Пусть Таглиб погибнет, потому что их женщин гонят на рынок, как рабынь без украшений». [6] После битвы Амила убедила Зухайра освободить Мухалхила и дворян из племени Бакр. [6]
Позднее дружеские отношения, по-видимому, существовали между Зухайром и мекканцами, в том числе с племенем курайшитов . [2] Когда племя Гатафан построило харам (религиозное святилище) для своих идолов в месте под названием Бусс, которое могло бы соперничать с Каабой в Мекке, Зухайр решил разрушить его. Мнения относительно мотивов Зухайра различаются: некоторые считают, что возведение харама оскорбило Зухайра, поскольку подразумевало превосходство Гатафани над его собственным племенем. [7] и другие, утверждающие, что это была услуга Зухайра курайшитам в Мекке. [8] Первое сообщение подтверждается историком 10-го века Абу аль-Фараджем аль-Исфахани , который писал, что, когда Зухайр узнал о действиях Гатафана, он воскликнул: «Ей-богу, этого никогда не произойдет, пока я жив! Я никогда не покину Гатафана». одни, пока они принимают харам ». [9] После этого Зухайр собрал своих соплеменников кальби, совершил набег и разгромил гатафанов в их жилище и уничтожил их харам . [10] После этого «он милостиво поступил с Гатафаном», освободив их женщин и скот. [10]
Наследие
[ редактировать ]Сообщается, что Зухайр покончил с собой, выпив несмешанное вино после того, как ему не подчинились. [2] Его легенда и престиж продолжали иметь большое значение для Кальба и всей конфедерации Кудаа, по крайней мере, до 8-го века, то есть двух столетий до начала исламской эры. [2] Среди его потомков был клан Бану Харита ибн Джанаб, генеалогия которого восходит к Зухайру: Харита ибн Джанаб ибн Кайс ибн Имру аль-Кайс ибн Джабир ибн Зухайр ибн Джанаб. [11] Многие члены клана сыграли видную роль в ранней исламской истории. [2] В их число входили потомки Бахдала ибн Унайфа (ум. 650 г.), такие как его дочь Майсун , которая вышла замуж за халифа Муавии I (годы правления 661–680) и родила последнему сына и преемника Язида I (годы правления 680–680). 683). [2] Внуки Бахдала Хасан (ум. 668), Хумайд и Саид также играли ведущие роли в Кальбе, при дворе и армии Омейядов . Среди других известных членов Бану Харита ибн Джанаб были аль-Фахл ибн Айяш, который, как сообщается, убил Язида ибн аль-Мухаллаба в 720 году, и поэт аль-Мусайяб ибн Рифаль. [11] [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ибн Абд Раббих, изд. Буллата 2011, с. 275.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Вкусный 2002, с. 558.
- ^ Рихан 2014, стр. 89–90.
- ^ Мунт, с. 38, нет. 101
- ^ Гольдзихер, Игнац (1971). Стерн, С.М. (ред.). Мусульманские исследования, Vol. 2 . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 160. ИСБН 9780873952347 .
- ^ Перейти обратно: а б Рихан 2014, с. 90.
- ^ Мунт 2014, стр. 39–40.
- ^ Мунт 2014, с. 40, нет. 108.
- ^ Мунт 2014, стр. 38–39.
- ^ Перейти обратно: а б Мунт 2014, с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Кренков 1936, с. 1237.
- ^ Рихан 2014, с. 120.
Библиография
[ редактировать ]- Ибн Абд Раббих (2011). Буллата, Исса Дж. (ред.). Уникальное ожерелье, том 3 . Издательство Гранат. ISBN 9781859642399 .
- Кренков, Ф. (1936). «Зухайр». В Хоутсме, М.Т.; Венсинк, AJ; Гибб, ХАР (ред.). Энциклопедия ислама: словарь географии, этнографии и биографии мусульманских народов . Э. Дж. Брилл. стр. 1236–1237.
- Лекер, М. (2002). «Зухайр б. Джанаб». В Бирмане, ПиДжей; Бианкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 11, E – Z (2-е изд.). Лейден: Брилл. стр. 558–559. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_8197 . ISBN 978-90-04-12756-2 .
- Мунт, Гарри (2014). Священный город Медина: священное пространство в ранней исламской Аравии . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-04213-1 .
- Рихан, Мохаммед (2014). Политика и культура племени Омейядов: конфликты и фракционность в ранний исламский период . ИБ Таурис. ISBN 978-1-78076-564-8 .