Джамиль Сидки аз-Захави
![]() | |
Рожденный | 17 июня 1863 г. |
Умер | январь 1936 г. Багдад, Королевство Ирак | ( 72 года
Школа | арабская литература |
Основные интересы | Поэзия , скептицизм , феминизм |
-Захави июня 1863 1936) — 17 и поэт Джамиль Сидки аз выдающийся январь иракский — . философ ( Он считается одним из величайших современных поэтов арабского мира и был известен своей защитой женщин. прав
Он родился в семье Багдади курдского происхождения, получил образование в различных литературных и грамматических формах, переведенных на арабский язык, и освоил различные языки. Он служил в различных османских администрациях и преподавал философию в разных регионах. Описанный как либеральный мыслитель и « агностик », он вызывал споры из-за своей приверженности адаптации западных наук, мыслей, модернизма и национальной свободы, а также своей позиции в отношении прав женщин. [1] Аль-Захави считается одним из «большой тройки» ведущих иракских поэтов-неоклассиков наряду с аль-Русафи и аль-Джавахири . [2]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Джамиль Сидки аз-Захави родился 18 июня 1863 года в Багдаде. Он происходил из известной семьи курдского происхождения. [3] [4] Его отец был муфтием Ирака и членом учёного клана Бабан . Его родители разошлись вскоре после рождения детей, и мать детей вернулась в свою семью, забрав детей с собой. Его отец, неравнодушный к уму и вспыльчивости Джамиля, решил воспитывать мальчика сам. Его отец учил его поэзии с самого раннего возраста и поощрял развитие любознательного ума. [5] [6]
Выросший в Османском Багдаде, где он первоначально получил образование в куттабе (коранической школе), он не получил формального образования; вместо этого его отец нанял частных репетиторов, чтобы они научили его естествознанию, риторике и грамматике. Возможно, он получил некоторое формальное образование в области юриспруденции, логики, астрономии и экзегезы, хотя подробности отрывочны. Однако ясно, что он в основном был самоучкой, используя книги, особенно переводы европейских работ по науке и философии. Через своего отца он участвовал в литературном обществе Багдада, посещая маджалис (общественные собрания литературной элиты) для обсуждения различных тем. Неформальный характер его образования в сочетании с ранним участием в дискуссионных обществах способствовали его любви к дебатам и любознательному отношению. [7]
В 1896 году его пригласили в Стамбул. В период с 1896 по 1898 год он обосновался в Стамбуле, но также по императорскому указу отправился в Йемен в составе делегации для проведения реформ. В Стамбуле он был назначен профессором исламоведения в школе Малакки и профессором арабской литературы в Стамбульском университете . [4] В этот период он вступил в контакт с турецким литературным обществом и познакомился с теми турецкими поэтами, которые экспериментировали с современной поэзией и стремились освободить свое творчество от ограничений размера и рифмы. У него также была возможность читать арабские переводы произведений Шекспира и западной поэзии. Эти встречи познакомили его с новыми идеями о современной поэзии и ее роли в политических дебатах и впоследствии повлияли на его творчество как с точки зрения формы, так и с точки зрения выбора темы. [8] [9]
Аз-Захави ненадолго вернулся в Багдад, но был сослан за свои откровенные взгляды султаном Абдул Хамидом II и вынужден вернуться в Стамбул примерно в 1908 году. [10] В Стамбуле он работал в Комитете Союза и Прогресса (CUP), также известном как младотурки, где встречался с видными членами Союзного движения. Из-за отношений, сложившихся в это время, он стал сильно политизированным и на протяжении всей своей жизни оставался приверженцем социальных реформ. С этой целью он регулярно публиковал статьи в различных изданиях в Ираке и Стамбуле. [11]
Карьера в поэзии и политике
[ редактировать ]После своего возвращения в Багдад он занимал многочисленные государственные должности: в качестве члена Багдадского совета по образованию, где он выступал за образование для женщин, и в качестве редактора единственной газеты в Багдаде « Аль-Заура» . [4] Он был назначен профессором права в Багдадском университете , но срок его пребывания в должности был недолгим. Спорная статья об эмансипации женщин, призывающая женщин отказаться от паранджу и призывающая к реформированию существующих законов о разводе, вызвала общественный резонанс, в результате чего его дом целую неделю подвергался толпе. Чтобы успокоить общественность, аз-Захави был уволен с академической должности в 1910 году. После этого инцидента он бежал из Ирака и поселился сначала в Египте, а затем в Турции. [4] [5]
Его последнее возвращение в Багдад произошло после британского мандата в 1920 году. формирования [4] [5] После обретения Ираком независимости в 1921 году он дважды избирался в парламент и назначался в верхнюю палату (1925–29). [12] В свободное время его можно было встретить в культурных кафе Багдада , где он активно участвовал в спорах с поэтами и литераторами. [13]
За свою карьеру аз-Захави был критиком ваххабитов , реформистского религиозного движения, которое стало основой Королевства Саудовская Аравия . Он осудил их заявления о том, что только они были истинными мусульманами из-за их радикальных действий. Известно также, что Аль-Захави затрагивал тему прав женщин, критикуя ношение чадры, практику женитьбы пожилых мужчин на девочках-подростках, принудительные браки без предварительного знакомства, полигамию и мужские привилегии. [14]
Он был одним из ведущих писателей арабского мира, публиковался в крупнейших газетах и журналах Бейрута , Каира и Багдада . Описывая свою жизнь в сборнике стихов, он писал: «В детстве меня считали эксцентричным из-за моих необычных жестов; в юности — беспомощным из-за моего кипящего характера, несерьезности и чрезмерной игривости; мой средний возраст — как мужественный за мое сопротивление тирании, а в старости — как отступник, потому что я пропагандировал свои философские взгляды». [15]
Он придерживался своих принципов простоты в поэзии и отказа от искусственности и ложного тщеславия, которые занимали традиционных поэтов. Он также подчеркнул важность поэзии как средства социальных комментариев. Однако его творчество привлекло литературную критику в период после первой мировой войны, когда волна национализма начала влиять на искусство. К этому времени его откровенный язык и прозаические стихи стали выглядеть бесхитростными и устаревшими. Более того, использование им белого стиха, которое всегда было экспериментальным, стало выглядеть наивным и неуклюжим. Хотя он потерял расположение критиков, он оставался популярным среди людей благодаря своему ораторскому дару и доступности его произведений. [16]
Сестра Аль-Захави, Асма аль-Захави , была основательницей скандального Клуба женского пробуждения , который занимался обучением неграмотных девочек, помощью девочкам-сиротам, благотворительным акциям, спонсированию стипендий и управлению медицинскими клиниками. [17]
Кафе Аль-Захави
[ редактировать ]
однажды пригласил аз-Захави Согласно анекдоту, бывший премьер-министр Ирака Нури аль-Саид в простую кофейню, которая из-за отсутствия в то время скромных помещений называлась «кафе аль-Амина». Аль-Захави понравилась кофейня, и он стал делать ее своим главным местом посещения. Кофейня быстро стала прибежищем писателей и мыслителей. Позже кофейня была переименована в «Кафе Аль-Захави» в честь поэта. [18] Кофейня стала ареной «литературных баталий» распрей между аз-Захави и аль-Русафи из-за жарких дискуссий по нескольким темам. [19] Несмотря на то, что оба были едины в вопросе прав женщин. [20] Аль-Русафи однажды пригласил молодого аль-Джавахири на одно из таких сражений, в котором молодой поэт опроверг сомнения аз-Захави в творце мира. В свою очередь аз-Захави агрессивно выступил против аль-Джавахири за то, что он назвал своего отца «обезьяной», на что аль-Джавахири, как сообщается, ответил: «Я сказал, что его родители были обезьянами». [18]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]
Аль-Захави провел последние годы своей жизни в изоляции от общественного литературно-культурного движения, в формировании которого он участвовал. Он был изолирован в своем доме, а его последователи и друзья навещали его. Это не мешало ему заниматься поэтической карьерой, поскольку он оставался поэтом, которого многие люди приходили слушать преимущественно из-за его популярной публичной личности и его дара оратора. [21] Кроме того, к концу своей жизни он подвергся остракизму со стороны новой литературной элиты. [22] В 1930-е годы из-за своих политических взглядов аз-Захави также подвергался маргинализации со стороны политического истеблишмента. Он был озлоблен тем, как с ним обращались, и назвал себя «неправильно понятым поэтом/философом с постоянно раненым эго». [4]
Смерть
[ редактировать ]Аль-Захави скончался в 1936 году. Его похоронили с богатым зрелищем у входа на кладбище аль-Хайзуран в аль-Адхамии . была построена комната Над его могилой и над могилой его племянника шейха Амджада аз-Захави , похороненного неподалеку, . по иронии судьбы, Амджад не присутствовал на похоронах своего дяди из-за того, что тот ненавидел иракского поэта. [23]
Работа
[ редактировать ]Аль-Захави писал стихи на арабском, персидском, турецком и курдском языках. Некоторые из его работ, такие как «Истинная заря в опровержении тех, кто отрицает искание заступничества» и «Чудеса святых» (1905), были переведены на английский язык, но сам он так и не выучил ни одного европейского языка. [24] Египетский писатель Таха Хусейн сказал о нем: «Захави был не только поэтом арабского языка или поэтом Ирака , он также был поэтом Египта и других стран... он был поэтом ума... Маарри этой эпохи... но он тот Маарри, который связался с Европой и использовал знания как оружие».
Английская писательница Гертруда Белл присутствовала на ужине в 1921 году, когда аз-Захави читал оду Фейсалу ибн Хусейну . Белл пишет: [25]
«Аз-Захави встал и прочитал потрясающую оду, в которой он неоднократно называл Фейсала королем Ирака, и все аплодировали и приветствовали. [Аз-Захави] вышел вперед... в белых одеждах, черном плаще и большом черном тюрбане и пропел стихотворение, из которого я не понял ни слова. Оно было слишком длинным и, как я говорю, совершенно непонятным, но тем не менее это было чудесно».
Аль-Захави был первым курдским поэтом, который ввел шир мусал ( белый стих ; свободный от рифмы, не придерживающийся рифмы или состоящий из разных рифм), и был активным сторонником этой формы, утверждая, что она дает поэтам возможность сосредоточиться на выражении своих мыслей. идеи, а не зацикливаться на поиске рифмующегося слова или фразы. Его философия и стиль сделали его одним из первых современных поэтов в арабском мире, и его хвалили как такового в эпоху Османской империи. [26]
Он также опубликовал ряд работ по астрономии, в том числе: «Вселенная» , «Гравитация и ее объяснение» , «Общее отталкивание» и «Природные и астрономические явления» , в которых изложены теории, которые в конечном итоге оказались фундаментально ошибочными. [27]
Среди его работ - «Таура фил Джахим» («Восстание в аду»), в котором показано влияние аз-Захави от итальянского поэта Данте . Ад изображается населенным учеными, поэтами и философами, которые восстают, подавляют огонь и арестовывают стражей ада. . [1]
Избранные работы
[ редактировать ]К самым знаменитым работам Аль-Захави относятся: [28] [29]
- Стихотворение «Равенство в возрасте» , переведенное с арабского на английский Сиваром Казазом, осуждает брак пожилых мужчин-мусульман с молодыми женщинами.
- «Истинный рассвет в опровержении тех, кто отрицает поиск заступничества и чудеса святых» , 1905 г. — книга, сборник стихов и сочинений, перевод «Доктрина Ахль аль-Сунны против движения «салафит»» , ISBN 1-871031-47-8 , переведен на английский шейхом Мухаммадом Хишамом Каббани, Американский фонд Ас-Сунны, 1996.
- Антология Аль-Калим аль-Манзум [Поэтические высказывания на арабском языке], первоначально опубликованная в Бейруте в 1909 году и переизданная Классической библиотекой Леопольда как классическое издание в 2016 году.
- Рубайят аз-Захави [Четверостиший Захави на арабском языке], антология, 1924 г.
- Диван [Собрание сочинений], антология, 1924 г.
- Аль-Любаб («Сущность», на арабском языке), 1928 г.
- Thawra fil Jahim [Восстание в аду], длинное стихотворение, 1931 год, впоследствии включенное в сборник стихов Aushal , опубликованный в 1934 году.
- Аушал [Руки, по-арабски], 1934 г.
- Аль-Сумала [Последние капли, на арабском языке], 1939 г. (под редакцией его жены и опубликовано посмертно)
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Догерти и Гариб 2013 , с. 675.
- ^ Кайани 2013 , с. 40-41.
- ^ Зубайда, С. (2012). Ирак: история, память, культура. Международный журнал исследований Ближнего Востока, 44 (2), 333–345. дои : 10.1017/S0020743812000116
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хури, Дина Р. (2001). «В поисках модерна» . В Фэй, Мэри Энн (ред.). Авто/биография и формирование идентичности и сообщества на Ближнем Востоке . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 109–124. дои : 10.1007/978-1-349-62114-9_8 . ISBN 978-1-349-62116-3 .
- ^ Jump up to: а б с Бадави 1975 , с. 45.
- ^ Фэй 2002 , с. 111-112.
- ^ Фэй 2002 , с. 112-113.
- ^ Море, С., Современная арабская поэзия: 1800–1970; Развитие его форм и тем под влиянием западной литературы , Брилл, 1976, стр. 136–137.
- ^ Фэй 2002 , с. 117-118.
- ^ Кто есть кто в Ираке , 1936, с. 587
- ^ Море, С., Современная арабская поэзия: 1800–1970; Развитие его форм и тем под влиянием западной литературы , Брилл, 1976, стр. 136–137; На На, Автобиография и построение идентичности и сообщества на Ближнем Востоке , Springer, 2016. стр. 117–118.
- ^ Кто есть кто в Ираке , 1936, с. 587
- ↑ Омар О., «Изменяющийся мир культурных кафе Багдада», The Arab Weekly , 3 апреля 2016 г., онлайн:
- ^ Шварц, С., «Модель для умеренных мусульман», The Huffington Post , 5 декабря 2015 г., Интернет: ; Нога, Э., «Другое «пробуждение» в Ираке: женское движение в первой половине двадцатого века». Век: Британский журнал ближневосточных исследований , Vol. 31, № 2, 2004, стр. 153-173.
- ^ Наджим, Мохаммед Юсиф, редактор. Диван Джамиль Сидки аз-Захави , Vol. 1. Бейрут: Дар аль-Китаб аль-Араби, 1971.
- ^ Фэй 2002 , с. 121-122.
- ^ Догерти и Гариб 2013 , с. 657.
- ^ Jump up to: а б Аль-Каштини, Халед (22 февраля 2014 г.). «Аз-Захави аз-Зариф» (на арабском языке). Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 г. Проверено 24 мая 2024 г.
- ^ Кайани 2013 , с. 44
- ^ Зейдан, Джозеф (1995). Арабские женщины-писатели: годы становления и после | WorldCat.org . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 23–24. ISBN 9780791421727 . Проверено 24 мая 2024 г.
- ^ Фэй 2002 , с. 122.
- ^ Бадави 1975 , с. 51-52.
- ^ Валид, Аль-Азами (2001). Знаменитости того времени и соседи Аль-Нумана на бамбуковом кладбище: 146–1400 гг. Хиджры, 763–1980 гг. н.э. Биографии знатных людей, похороненных на бамбуковом кладбище рядом с великим имамом Абу Ханифой Аль-Нуманом бин Табитом Аль-Куфи в Аль-Адхамии - Багдад (на арабском языке). Братство Пресс. п. 138.
- ^ Море, С., Современная арабская поэзия: 1800–1970; Развитие его форм и тем под влиянием западной литературы , Брилл, 1976, с. 136
- ^ Гертруда Белл, Письма из Багдада , цит. по: Муханна, Э., «Что письма Гертруды Белл напоминают нам об основании Ирака», The New Yorker , 14 июня 2017 г., онлайн:
- ^ Сперл, С., Классические традиции и современные значения , BRILL, 1996, стр.11; Море С., Современная арабская поэзия: 1800–1970 гг.; Развитие его форм и тем под влиянием западной литературы , Брилл, 1976, стр. 133-135.
- ^ Кто есть кто в Ираке , 1936, с. 587
- ^ Бадави 1975 , с. 48-49.
- ^ Сперл, С., Классические традиции и современные значения , BRILL, 1996, стр.11; Море С., Современная арабская поэзия: 1800–1970 гг.; Развитие его форм и тем под влиянием западной литературы , Брилл, 1976, стр. 133–135; «Кто есть кто в Ираке» , 1936, с. 587
Цитируемые книги
[ редактировать ]- Догерти, Бет; Гариб, Эдмунд (2013). Исторический словарь Ирака . Лэнхэм : The Scarecrow Press. ISBN 9780810868458 .
- Кайани, Фабио (23 августа 2013 г.). Иракский роман: ключевые писатели, ключевые тексты (Эдинбургские исследования современной арабской литературы) (1-е изд.). Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748685233 .
- Фэй, Мэри Энн (2002). Автобиография и построение идентичности и сообщества на Ближнем Востоке . Пэлгрейв, Нью-Йорк. ISBN 9780312219666 .
- Бадави, Мухаммед (1975). Современная арабская поэзия . Издательство Кембриджского университета, Кембридж. ISBN 9780521206990 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аль-Рашуди, Абд аль-Хамид, аз-Захави: Дирасат ва-Нусус [аз-Захави: исследования и тексты], Бейрут, Матбаат аль-Хайят, 1966 г.
- Сами Зубайда, «Иракские мемуары османов и арабов: Маруф аль-Русафи и Джамиль Сидки аз-Захави», в: Оздалга, Элизабет, Озерварли, Саит и Тансуг, Ферьял (ред.), Стамбул, как видно на расстоянии , Стамбул, Шведский исследовательский институт, 2011, стр. 193–202.
- 1863 рождения
- 1936 смертей
- Арабские люди из Османской империи
- Иракские мусульмане
- Иракские поэты ХХ века
- мусульманские поэты
- Писатели XIX века из Османского Ирака
- Писатели из Багдада
- Иракские активистки за права женщин
- Иракские философы
- Мужчины-феминисты
- Иракские феминистки
- Сторонники исламского феминизма
- Иракские туркмены
- Иракские курдские феминистки
- Ученые феминистской философии
- Поэты XIX века из Османского Ирака
- Иракские писатели XX века
- Члены Иракской академии наук