Ибн Хамдис

Ибн Хамдис аль-Азди аль-Сикилли ( араб . Ибн Хамдис ас-Сикилли ; ок. 1056 – ок. 1133) был сицилийским арабским поэтом. [1] [2]
Ибн Хамдис родился в Сиракузах , на юго-востоке Сицилии , около 447 года хиджры (1056 года нашей эры ). О его юности мало что известно, и ее можно реконструировать только посредством буквального чтения разрозненных стихов в его диване . Его поэзия демонстрирует глубокое владение арабским поэтическим каноном, а также глубокие лингвистические знания, что указывает на элитное образование. Вполне вероятно, что Ибн Хамдис вырос в зажиточной семье, вероятно, землевладельцев, которые заселили Валь -ди-Ното вскоре после мусульманского завоевания Сицилии в 9 веке. Ибн Хамдис пользовался благами и пожинал плоды такого привилегированного воспитания.
Однако процветание мусульман Сицилии длилось недолго. Во второй половине XI века политическая стабильность мусульманской Сицилии была серьезно подорвана десятилетиями междоусобной борьбы. Калбидский и его эфемерное великолепие уже двор Палермо давно были стерты ссорами между соперничающими военачальниками, которые разделили остров на три вотчины. Норманны . воспользовались этой политической слабостью и неуклонно продвигались в завоевании острова Ибн Хамдису было около пяти лет, когда нормандские армии при поддержке и поддержке сицилийского арабского военачальника Ибн аль-Тумны высадились в Мессине и двинулись на запад, в Палермо. Когда город пал в 1072 году, надежды на возрождение мусульманского суверенитета на острове стали угасать, и возникла диаспора сицилийцев-мусульман.
Ибн Хамдис, как и многие другие, отправился со своей женой и сыновьями в Северную Африку, чтобы встретиться с некоторыми из своих родственников в Сфаксе . Вскоре после этого поэт снова отправился в Аль-Андалус , привлеченный репутацией аль-Мутамида ибн Аббада как щедрого покровителя искусств. Ибн Хамдис направился в Севилью и был принят аль-Мутамидом, который принял молодого поэта в свое окружение панегиристов . Поэт провел тринадцать лет в Аль-Андалусе, участвуя в политических событиях, затрагивавших королевства Таифа ; христианское наступление с севера и надвигающееся завоевание Альморавидов . В 1091 году Ибн Хамдис вместе с встревоженным населением Севильи стал свидетелем ареста и депортации своего покровителя и друга аль-Мутамида в Северную Африку. Также в 1091 году, когда андалузский тайфа пал перед войсками Юсуфа ибн Ташуфина , Сицилия безвозвратно перешла под власть норманнов, которые в том же году завершили завоевание острова . Новые лорды Аль-Андалуса, Альморавиды (от арабского al-murābitun , что означает «жители монастырей»), с подозрением относились к поэзии и другим городским изыскам, считавшимся религиозно предосудительными.
Ибн Хамдис снова решил уйти. После опасного морского путешествия, во время которого его лодка потерпела кораблекрушение, в результате чего утонула его любимая рабыня Джавхара (ей он посвятил некоторые из своих лучших элегий), поэт снова поселился в Северной Африке. Он нашел новых покровителей при дворе Зиридов в Махдии , в современном Тунисе. Там он восхвалял Зиридов Тамима ибн аль-Муиза (1062–1108), Яхью ибн Тамима (1108–1131), Али ибн Яхью (1115–1121) и сына последнего аль-Хасана ибн Али (1121–1152). Он также восхвалял Хаммадида аль-Мансура ибн ан-Насира в Биджайе (современный Алжир), хотя его точные перемещения между двумя дворами не ясны. Согласно книге Хаджи Халифы « Кашф аль-Сунун ан асами аль-кутуб ва-аль-фунун» : [3] Ибн Хамдис умер в 527 г. хиджры (1132/33 г. н.э.) в возрасте семидесяти семи лет на Майорке (амиру острова он посвятил два панегирика), хотя многочисленные стихи о старости, написанные Ибн Хамдисом, предполагают, что поэт умер. восемьдесят лет. Возможно, он был похоронен рядом со своим старым другом по севильской бригаде Ибн аль-Лаббаной (ум. 1113) и своим соотечественником Абу аль-Арабом. [4]
Сицилийский ученый Ибн Зафар (ум. около 1169 г.) утверждает, что Ибн Хамдис составил свой диван собственноручно. [5] две рукописные копии дивана , Сохранились и обе они были использованы Ихсаном Аббасом для создания своего издания (Бейрут, 1960). Первый экземпляр хранится в Библиотеке Ватикана в Риме (447 г.). Второй хранится в Азиатском музее в Санкт-Петербурге (294). Другие отдельные стихи Ибн Хамдиса можно найти в Ибн Бассама « Захира фи Махасин Ахль аль-Джазира» . Некоторые из этих стихотворений взяты непосредственно из дивана , другие уникальны, а третьи по-прежнему представляют собой варианты прочтения, отличные от дивана . [6]
Влияние Ибн Хамдиса на современную культуру
[ редактировать ]Забытый на большую часть 20-го века, Ибн Хамдис упоминается Леонардо Шашиа в статье 1969 года «Сицилия и Сицилитудин», включенной в сборник La corda pazza . ) произошла переоценка С 1990-х годов в Италии (точнее, на Сицилии творчества Ибн Хамдиса в арабизме и, в более общем плане, арабской культуры на Сицилии . Это также вдохновило итальянских поэтов и музыкантов . В творчестве сицилийского поэта Себастьяно Бургаретты очевидно влияние Ибн Хамдиса. А великому арабо-сицилийскому поэту Бургаретта посвятила яркую лирику на сицилийском языке , тогдашнему лауреату премии Ваннанто Сайтта.
В 2007 году на прошли Сицилии мероприятия Загара и Раис , а под патронажем Сицилийского региона Антонино Рейтано организация «Сицилийская арабская поэзия» намеревалась почтить память арабских поэтов Сицилии.
Музыкальный ансамбль Milagro Acoustic посвятил три альбома поэзии арабских поэтов Сицилии и в частности Ибн Хамдиса: Arab Poets of Sicily (2005 Compagnia Nuove Indye), SIQILIAH Land ofИслам - арабские путешественники и поэты Сицилии (2007 Compagnia) Nuove Indye ) и ARAB SICILY ( инди-лейбл «Cultural Bridge Indie», 2013 ).
В 2008 году катанийская певица Этта Сколло в сотрудничестве с профессором Коррао , куратором коллекции «Арабские поэты Сицилии» , и вместе с другими артистами группы Ensamble организовала, посвященную поэтике Ибн Хамдиса, и других арабских поэтов Сицилии, выставку Il Fiore Splendente, который также имел большой успех в Германии.
В 2011 году сицилийский музыкант Франко Баттиато положил на музыку некоторые произведения Ибн Хамдиса в музыкальном проекте под названием «Диван: Сущность реального», чтобы прославить исламское богатство Сицилии и ее культурные корни.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Следующая запись частично взята из диссертации: «Поэтика старения: Испания и Сицилия на закате мусульманского суверенитета» Николы Карпентьери (Гарвард, 2012), 72–88. https://dash.harvard.edu/handle/1/10381396
- ^ См. также Карпентьери. Н: «К поэтике старения: частная и коллективная потеря в позднем стихе Ибн Хамдиса» в Журнале транскультурных средневековых исследований, 3, 1, (2016).
- ^ Ибн Хамдис, Диван. Эд. Ихсан Аббас. (Бейрут, 1960), 22.
- ^ Гранара, В. «Ибн Хамдис и поэзия ностальгии», Литература Аль-Андалуса. (Кембридж, University Press, 2000), 180–183.
- ^ Ибн Хамдис, Диван. Эд. Ихсан Аббас. (Бейрут, 1960), 22.
- ^ Ибн Хамдис, Диван, Ред. Ихсан Аббас (Бейрут, 1960), 23.