Jump to content

Ибн Джубайр

Ибн Джубайр
Рожденный 1 сентября 1145 г.
Умер 29 ноября 1217 г. (72 года)
Род занятий Географ, путешественник, поэт

Ибн Джубайр (1 сентября 1145 г.) [1] – 29 ноября 1217 г.; Арабский : Ибн Джубайр. [2] ), также писали Ибн Джубайр , Ибн Джобайр и Ибн Джубайр , был арабом [3] географ , путешественник и поэт из Аль-Андалуса . В его путевой хронике описывается паломничество , которое он совершил в Мекку с 1183 по 1185 год, в годы, предшествовавшие Третьему крестовому походу . В его хрониках описаны Саладина владения в Египте и Леванте , через которые он проезжал по пути в Мекку. Далее, на обратном пути, он прошёл через христианскую Сицилию , отбитую у мусульман всего столетие назад, и сделал несколько наблюдений о гибридной полиглотской процветавшей там культуре.

Картина XIII века, изображающая христианина и мусульманина, играющих в шахматы.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Ибн Джубайр родился в 1145 году нашей эры в Валенсии , Испания, в арабской семье племени Кинана . [4] Он был потомком Абдал-Салама ибн Джабайра, который в 740 году нашей эры сопровождал армию, посланную халифом Дамаска для подавления берберского восстания в его испанских провинциях . [5] Ибн Джубайр учился в городе Хатива , где его отец работал государственным служащим. Позже он стал секретарем Альмохадов губернатора Гранады . [6]

Ибн Джубайр не объясняет причину своего путешествия. Было высказано предположение, что, будучи секретарем правителя Гранады в 1182 году, ему угрожали выпить семь чашек вина. Охваченный раскаянием, правитель наполнил тогда семь чаш золотой динарой, которую тот дал ему. Чтобы искупить свой безбожный поступок, хотя он и был ему навязан, Ибн Джубайр решил совершить долг хаджа в Мекку . Роберт Ирвин недавно заявил, что, если не считать сомнительного происхождения, это объяснение кажется маловероятным, поскольку хадж редко был покаянием. [7]

Он покинул Гранаду 3 февраля 1183 года в сопровождении городского врача.

Путешествия

[ редактировать ]
Карта первого путешествия Ибн Джубайра из Сеуты в Мекку

Морское путешествие из Сеуты в Александрию.

[ редактировать ]

Ибн Джубайр покинул Гранаду и переправился через Гибралтарский пролив в Сеуту , находившуюся тогда под властью мусульман. 24 февраля 1183 года он сел на генуэзский корабль и отплыл в Александрию . Его морское путешествие привело его мимо Балеарских островов , а затем к западному побережью Сардинии . За рубежом он узнал о судьбе 80 мусульманских мужчин, женщин и детей, похищенных из Северной Африки и проданных в рабство. Между Сардинией и Сицилией корабль попал в сильный шторм. Он сказал об итальянцах и мусульманах на борту, имевших опыт мореплавания, что «все согласились, что никогда в жизни не видели такой бури». [8] После шторма корабль прошел мимо Сицилии и Крита , повернул на юг и переправился к побережью Северной Африки. Он прибыл в Александрию 26 марта.

В Египте

[ редактировать ]
Саладин и мамлюки обеспечивали охрану караванных путей, позволявших путешествовать в дальние страны.

Везде, где Ибн Джубайр путешествовал по Египту , он был полон восхвалений новому суннитскому правителю Саладину . Например, он сказал: «Нет ни конгрегационной или обычной мечети, ни мавзолея, построенного над могилой, ни больницы, ни теологического колледжа, где щедрость султана не распространяется на всех, кто ищет убежища или живет в них». [9] Он отметил, что, когда Нил разлился недостаточно, Саладин уплатил земельный налог с фермеров. Он также сказал, что «такова его (Салахуддина) справедливость и безопасность, которую он принес на свои большие дороги, что люди в его землях могут заниматься своими делами ночью и в темноте не испытывать страха, который мог бы их удержать». [10] Ибн Джубайр, с другой стороны, очень пренебрежительно отзывался о предыдущей шиитской династии Фатимидов .

В Каире , как отметил Ибн Джубайр, Саладинами были построены колледжи и общежития для студентов и благочестивых людей из других стран. В этих колледжах студенты находили жилье и репетиторов, которые обучали их желаемым наукам, а также пособия для покрытия их потребностей. Забота султана даровала им также бани, больницы и назначение врачей, которые могли даже приходить к ним в гости по месту пребывания и отвечать за их лечение. Одним из других щедрых поступков Саладина было то, что каждый день бедным раздавалось 2000 буханок хлеба. Также Ибн Джубайра в городе впечатляло количество мечетей, оцениваемое от 8 000 до 12 000, причем четыре или пять из них часто находились на одной и той же улице.

В Александрии

[ редактировать ]

По прибытии в Александрию Ибн Джубайр был возмущен таможенниками, которые настаивали на взимании закята с паломников независимо от того, обязаны ли они платить или нет. В городе он посетил Александрийский маяк , который тогда еще стоял, и был поражен его размерами и великолепием.

Одним из величайших чудес, которые мы видели в этом городе, был маяк, который Великий и Славный Бог воздвиг руками тех, кто был вынужден выполнять такой труд, как «Воистину, в нем — знамения для разумеющих». Коран 15:75 и в качестве руководства для путешественников, ибо без него они не смогли бы найти истинный путь в Александрию. Его можно увидеть на расстоянии более семидесяти миль, и он очень древний. Он наиболее прочно построен во всех направлениях и по высоте соперничает с небом. Описание его неудовлетворительно, глаза не в состоянии его постичь, слова неадекватны, настолько огромно это зрелище. [11]

Его также впечатлили бесплатные колледжи, общежития для иностранных студентов, бани и больницы в городе. За них платили вакуфы города и налоги с евреев и христиан . Он отметил, что в Александрии насчитывается от 8 000 до 12 000 мечетей. После восьмидневного пребывания он отправился в Каир .

Через три дня он прибыл в Каир. В городе он посетил кладбище Аль -Карафа , на котором находились могилы многих важных фигур в истории ислама . Он отметил, что при Саладине стены цитадели расширялись с целью укрепить весь город от любой будущей осады крестоносцами . Еще одним сооружением, строительство которого он видел, был мост через Нил , который должен был быть достаточно высоким, чтобы его не затопило ежегодные разливы реки. Он увидел просторную бесплатную больницу , которая была разделена на три отделения: для мужчин, женщин и душевнобольных . Он видел пирамиды , но не знал, для кого они построены, и Сфинкса . Он также видел устройство, которое использовалось для измерения высоты разлива Нила.

На Сицилии

[ редактировать ]

На Сицилии , на самых поздних этапах своего путешествия (декабрь 1184 г. — январь 1185 г.), Ибн Джубайр рассказал о других событиях. Он прокомментировал деятельность вулканов:

На исходе ночи появилось красное пламя, подбрасывающее языки в воздух. Это был знаменитый вулкан ( Стромболи ). Нам сказали, что из отверстий в двух горах вырывается сильнейший огненный порыв и вызывает пожар. Часто большой камень подбрасывается в воздух силой взрыва и тем самым предотвращается от падения и оседания на дне. Это одна из самых замечательных историй, и это правда.

Что касается огромной горы на острове, известной как Джабаль ан-Нар (Огненная гора), то она также представляет собой особую особенность: в некоторые годы из нее вырывается огонь, подобно «прорыву плотины». Оно ничего не пропускает и не горит до тех пор, пока, подойдя к морю, не выплывет на его поверхность, а затем не утонет под ним. Восхвалим Создателя всего за Его чудесные творения. Нет Бога, кроме Него. [12]

Также поразил Ибн Джубайра город Палермо , который он описал следующим образом:

Это мегаполис этих островов, сочетающий в себе преимущества богатства и великолепия, имеющий все, что вы можете пожелать в красоте, реальной или кажущейся, и все потребности существования, зрелые и свежие. Это древний и элегантный город, великолепный и грациозный, соблазнительный на вид. Гордо расположенный между просторами и равнинами, заполненными садами, с широкими дорогами и проспектами, он ослепляет глаза своим совершенством. Это чудесное место, построенное в стиле Кордова, полностью из тесаного камня, известного как кадхан [мягкий известняк]. Река разделяет город, и четыре источника бьют в его пригороде... Король бродит по садам и дворам для развлечения и удовольствия... Христианки этого города следуют моде мусульманок, свободно говорят, окутывают себя плащами и покрываются покрывалом. [13]

Дальнейшие путешествия

[ редактировать ]
Сан-Джованни-дельи-Эремити , образец арабо-нормандской архитектуры . [14] сочетание готических стен с исламскими куполами , построенное в Палермо , Сицилия , норманнами. [15]

Ибн Джубайр также побывал в Медине , Мекке , Дамаске , Мосуле , Акре и Багдаде . В Басре он увидел, как бережно используют индийскую древесину для изготовления Латина парусных кораблей . Он вернулся в 1185 году через Сицилию . [16] Путь его не обошёлся без неприятностей, включая кораблекрушение . Оба раза он путешествовал на генуэзских кораблях.

Ибн Джубайр провел 32 дня в крестоносцев христианских Иерусалимском королевстве . Тринадцать из этих дней провели на якоре в порту Акры в ожидании попутного ветра. [17] Часто цитируют знаменитое описание процветания мусульман в королевстве, данное Ибн Джубайром:

Мы выдвинулись из Тибнина – да уничтожит его Бог – на рассвете в понедельник. Наш путь лежал через сплошные фермы и упорядоченные поселения, все жители которых были мусульманами, комфортно живя среди франков... Они сдают франкам половину своего урожая во время сбора урожая, а также платят подушный налог в размере одного динара и пяти динаров. кират для каждого человека. В остальном им не мешают, за исключением небольшого налога на плоды их деревьев. Дома и все их имущество остаются в их полном владении. Таким образом управляются все приморские города, занятые франками, их сельские округа, деревни и фермы принадлежат мусульманам. Но их сердца соблазнены, ибо они видят, как непохожи на них в непринужденности и комфорте их братья в мусульманских регионах под их (мусульманскими) правителями. Это одно из несчастий, постигающих мусульман. Мусульманская община оплакивает несправедливость помещика своей веры и аплодирует поведению своего противника и врага, франкского помещика, и привыкла к справедливости с его стороны. [18]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Джубайр еще два раза путешествовал на Восток (1189–1191 и 1217 гг.), не оставив отчета. Он умер 29 ноября 1217 года в Александрии во время второго путешествия. [6]

Обзор и публикация

[ редактировать ]

Ибн Джубайр дает весьма подробное и наглядное описание мест, которые он посетил во время своих путешествий. Книга отличается от других современных отчетов тем, что не представляет собой просто сборник топонимов и описаний памятников, а содержит рассмотрение географических деталей, а также культурных, религиозных и политических вопросов. Особенно интересны его заметки об упадке веры его собратьев-мусульман в Палермо после недавнего нормандского завоевания и о том, что он воспринимал как мусульманские обычаи короля Сицилии Вильгельма II в условиях норманно-арабо-византийской культуры .

Ибн Джубайр также считается важным источником по изучению мусульманской тематики во франкских государствах на основании его тридцатидвухдневного пребывания в Иерусалимском королевстве . [19]

Его творчество лежит в основе жанра произведений под названием Рихла , или творческого рассказа о путешествиях. Это смесь личного повествования, описания мест путешествия и личных анекдотов. [20]

Путешествующая хроника Ибн Джубайра послужила образцом для более поздних авторов, некоторые из которых скопировали ее без указания авторства. Ибн Джузай , написавший отчет о путешествиях Ибн Баттуты примерно в 1355 году нашей эры, скопировал отрывки, написанные 170 годами ранее Ибн Джубайром и описывающие Дамаск, Мекку, Медину и другие места на Ближнем Востоке. [21] Отрывки, скопированные у Ибн Джубайра, встречаются также в трудах аш-Шариши, аль-Абдари и аль-Макризи . [6]

Сохранившийся экземпляр рукописи Ибн Джубайра хранится в коллекции библиотеки Лейденского университета . Рукопись объемом 210 страниц была создана в Мекке в 875 году хиджры (1470 год нашей эры) и, судя по всему, была написана с большой скоростью: диакритические знаки часто отсутствуют, слова опускаются, а между некоторыми парами букв возникает путаница. [22] Полный арабский текст был впервые опубликован в 1852 году востоковедом Уильямом Райтом . [23] Обновленное издание было опубликовано в 1907 году Михаэлем Яном де Гое . [24] Перевод на итальянский язык Челестино Скиапарелли был опубликован в 1906 году. [25] перевод на английский язык Рональда Бродхерста был опубликован в 1952 году, [26] а перевод на французский язык Мориса Годфруа-Демомбина появился в трех томах между 1949 и 1956 годами. [27]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Питерс 1996 , с. 91.
  2. ^ Полное имя: Абу ль- Хусейн Мухаммад ибн Ахмад ибн Джубайр аль-Кенани ( араб . Абу аль-Хусейн Мухаммад ибн Ахмад ибн Джубайр аль-Кенани ), также называемый просто Джабайр .
  3. ^ Янн, Деюгнат (май 2017 г.). «Ибн Джубайр» . Энциклопедия ислама, Три .
  4. ^ Янн, Деюгнат (май 2017 г.). «Ибн Джубайр» . Энциклопедия ислама, Три .
  5. ^ Бродхерст 1952 , с. 15.
  6. ^ Jump up to: а б с Пеллат 1986 г.
  7. ^ Ибн Джубайр и Ирвин, Р., (транс), Путешествие Ибн Джубайра: средневековое путешествие из Кордовы в Иерусалим, (Лондон, 2019), с. 16
  8. ^ Бродхерст 1952 , с. 28.
  9. ^ Бродхерст 1952 , стр. 44–45.
  10. ^ Бродхерст 1952 , с. 49.
  11. ^ Бродхерст 1952 , стр. 32–33.
  12. ^ Бродхерст 1952 , стр. 343–344.
  13. ^ Бродхерст 1952 , стр. 348–350.
  14. ^ «Церковь Сан Джованни Дельи Эремити» . Нормандский арабский Палермо . Проверено 27 июля 2016 г.
  15. ^ Норманны на Сицилии , с. 54.
  16. ^ Тэтчер, Гриффитс Уиллер (1911). «Ибн Джубайр» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 222.
  17. ^ Бенджамин З. Кедар. «Подчиненные мусульмане франкского Леванта». Джеймс М. Пауэлл, редактор. Мусульмане под властью Латинской Америки, 1100–1300 гг. Принстон: Издательство Принстонского университета, 1985. с. 138
  18. ^ Бродхерст 1952 , с. 316.
  19. ^ Бенджамин З. Кедар. «Подчиненные мусульмане франкского Леванта». Джеймс М. Пауэлл, редактор. Мусульмане под властью Латинской Америки, 1100–1300 гг. Принстон: Издательство Принстонского университета, 1985. с. 138
  20. ^ Грамматико и Вернер 2015 .
  21. ^ Данн 2005 , стр. 313–314.
  22. ^ Ибн Джубайр, Райт и де Годже 1907 , стр. 14–15.
  23. ^ Ибн Джубайр и Райт 1852 .
  24. ^ Ибн Джубайр, Райт и де Годже 1907 .
  25. ^ Ибн Джубайр и Скиапарелли 1906 .
  26. ^ Бродхерст 1952 .
  27. ^ Ибн Джобаир и Годфруа-Демомбин 1949–1956 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ced8a559254f95524e41dd3b0c2088e__1720129980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/8e/8ced8a559254f95524e41dd3b0c2088e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ibn Jubayr - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)