Халифат Подушка
Халифат Подушка | |
---|---|
1121–1269 | |
![]() | |
Статус | Халифат (с 1147 г.) |
Капитал | |
Common languages | Berber languages, Arabic, Mozarabic |
Religion | Islam (Almohadism) |
Mahdi | |
• 1121–1130 | Ibn Tumart |
Caliph | |
• 1130–1163 (first) | Abd al-Mu'min |
• 1266–1269 (last) | Idris al-Wathiq |
History | |
• Established | 1121 |
• Almoravids overthrown | 1147 |
1212 | |
• Marinid suzerainty | 1248 |
• Disestablished | 1269 |
Area | |
1150 est.[4] | 2,300,000 km2 (890,000 sq mi) |
1200 est.[5] | 2,000,000 km2 (770,000 sq mi) |
Currency | Dinar[6] |
( Халифат Альмохадов англ. IPA : / ˈ æ l m ə h æ d / ; Арабский : Халифат Альмохадов или Государство Альмохадов или Государство Альмохадов от арабского : Альмохады , латинизированное : аль-Мувахидун , букв. «те, кто исповедуют единство Бога » [7] [8] ) или Империя Альмохадов — североафриканская берберская мусульманская империя, основанная в 12 веке. На пике своего развития он контролировал большую часть Пиренейского полуострова ( Аль-Андалус ) и Северной Африки ( Магриб ). [9] [10] [11]
Движение Альмохадов было основано Ибн Тумартом среди берберских племен масмуда , но халифат Альмохадов и его правящая династия, известная как династия Муминидов , [12] [13] [14] были основаны после его смерти Абд аль-Мумином аль-Гуми . [15] [16] [17] [18] Около 1121 года Ибн Тумарт был признан своими последователями как Махди , и вскоре после этого он основал свою базу в Тинмеле в Атласских горах . [19] При Абд аль-Мумине (годы правления 1130–1163) им удалось свергнуть правящую династию Альморавидов, управлявшую Марокко, в 1147 году, когда он завоевал Марракеш и объявил себя халифом . Затем к 1159 году они распространили свою власть на весь Магриб . За ним последовал Аль-Андалус, и к 1172 году вся мусульманская Иберия оказалась под властью Альмохадов. [20]
The turning point of their presence in the Iberian Peninsula came in 1212, when Muhammad al-Nasir (1199–1214) was defeated at the Battle of Las Navas de Tolosa in the Sierra Morena by an alliance of the Christian forces from Castile, Aragon and Navarre. Much of the remaining territories of al-Andalus were lost in the ensuing decades, with the cities of Córdoba and Seville falling to the Christians in 1236 and 1248 respectively.
The Almohads continued to rule in Africa until the piecemeal loss of territory through the revolt of tribes and districts enabled the rise of their most effective enemies, the Marinids from northern Morocco in 1215. The last representative of the line, Idris al-Wathiq, was reduced to the possession of Marrakesh, where he was murdered by a slave in 1269; the Marinids seized Marrakesh, ending the Almohad domination of the Western Maghreb.
History
[edit]This section needs additional citations for verification. (September 2020) |
Origins
[edit]The Almohad movement originated with Ibn Tumart, a member of the Masmuda, an Amazigh tribal confederation of the Atlas Mountains of southern Morocco. At the time, Morocco, western Algeria and Spain (al-Andalus), were under the rule of the Almoravids, a Sanhaja Berber dynasty. Early in his life, Ibn Tumart went to Spain to pursue his studies, and thereafter to Baghdad to deepen them. In Baghdad, Ibn Tumart attached himself to the theological school of al-Ash'ari, and came under the influence of the teacher al-Ghazali. He soon developed his own system, combining the doctrines of various masters. Ibn Tumart's main principle was a strict unitarianism (tawhid), which denied the independent existence of the attributes of God as being incompatible with His unity, and therefore a polytheistic idea. Ibn Tumart represented a revolt against what he perceived as anthropomorphism in Muslim orthodoxy. His followers would become known as the al-Muwaḥḥidūn ("Almohads"), meaning those who affirm the unity of God.
After his return to the Maghreb c. 1117, Ibn Tumart spent some time in various Ifriqiyan cities, preaching and agitating, heading riotous attacks on wine-shops and on other manifestations of laxity. He laid the blame for the latitude on the ruling dynasty of the Almoravids, whom he accused of obscurantism and impiety. He also opposed their sponsorship of the Maliki school of jurisprudence, which drew upon consensus (ijma) and other sources beyond the Qur'an and Sunnah in their reasoning, an anathema to the stricter Zahirism favored by Ibn Tumart. His antics and fiery preaching led fed-up authorities to move him along from town to town. After being expelled from Bejaia, Ibn Tumart set up camp in Mellala, in the outskirts of the city, where he received his first disciples – notably, al-Bashir (who would become his chief strategist) and Abd al-Mu'min (a Zenata Berber, who would later become his successor).
In 1120, Ibn Tumart and his small band of followers proceeded to Morocco, stopping first in Fez, where he briefly engaged the Maliki scholars of the city in debate. He even went so far as to assault the sister[citation needed] of the Almoravid emir Ali ibn Yusuf, in the streets of Fez, because she was going about unveiled, after the manner of Berber women. After being expelled from Fez, he went to Marrakesh, where he successfully tracked down the Almoravid emir Ali ibn Yusuf at a local mosque, and challenged the emir, and the leading scholars of the area, to a doctrinal debate. After the debate, the scholars concluded that Ibn Tumart's views were blasphemous and the man dangerous, and urged him to be put to death or imprisoned. But the emir decided merely to expel him from the city.

Ibn Tumart took refuge among his own people, the Hargha, in his home village of Igiliz (exact location uncertain), in the Sous valley. He retreated to a nearby cave, and lived out an ascetic lifestyle, coming out only to preach his program of puritan reform, attracting greater and greater crowds. At length, towards the end of Ramadan in late 1121, after a particularly moving sermon, reviewing his failure to persuade the Almoravids to reform by argument, Ibn Tumart 'revealed' himself as the true Mahdi, a divinely guided judge and lawgiver, and was recognized as such by his audience. This was effectively a declaration of war on the Almoravid state.
On the advice of one of his followers, Omar Hintati, a prominent chieftain of the Hintata, Ibn Tumart abandoned his cave in 1122 and went up into the High Atlas, to organize the Almohad movement among the highland Masmuda tribes. Besides his own tribe, the Hargha, Ibn Tumart secured the adherence of the Ganfisa, the Gadmiwa, the Hintata, the Haskura, and the Hazraja to the Almohad cause.[citation needed] Sometime around 1124, Ibn Tumart established his base at Tinmel, a highly defensible position in the valley of the Nfis in the High Atlas.[21][22][23] Tinmal would serve both as the spiritual center and military headquarters of the Almohad movement. It became their dar al-hijra (roughly 'place of retreat'), emulating the story of the hijra (journey) of Muhammad's to Medina in the 7th century.[22][23]
For the first eight years, the Almohad rebellion was limited to a guerilla war along the peaks and ravines of the High Atlas. Their principal damage was in rendering insecure (or altogether impassable) the roads and mountain passes south of Marrakesh – threatening the route to all-important Sijilmassa, the gateway of the trans-Saharan trade. Unable to send enough manpower through the narrow passes to dislodge the Almohad rebels from their easily defended mountain strong points, the Almoravid authorities reconciled themselves to setting up strongholds to confine them there (most famously the fortress of Tasghîmût that protected the approach to Aghmat, which was conquered by the Almohads in 1132),[24] while exploring alternative routes through more easterly passes.
Ibn Tumart organized the Almohads as a commune, with a minutely detailed structure. At the core was the Ahl ad-dār ("House of the Mahdi"), composed of Ibn Tumart's family. This was supplemented by two councils: an inner Council of Ten, the Mahdi's privy council, composed of his earliest and closest companions; and the consultative Council of Fifty, composed of the leading sheikhs of the Masmuda tribes. The early preachers and missionaries (ṭalaba and huffāẓ) also had their representatives. Militarily, there was a strict hierarchy of units. The Hargha tribe coming first (although not strictly ethnic; it included many "honorary" or "adopted" tribesmen from other ethnicities, e.g. Abd al-Mu'min himself). This was followed by the men of Tinmel, then the other Masmuda tribes in order, and rounded off by the black fighters, the ʻabīd. Each unit had a strict internal hierarchy, headed by a mohtasib, and divided into two factions: one for the early adherents, another for the late adherents, each headed by a mizwar (or amzwaru); then came the sakkakin (treasurers), effectively the money-minters, tax-collectors, and bursars, then came the regular army (jund), then the religious corps – the muezzins, the hafidh and the hizb – followed by the archers, the conscripts, and the slaves.[25] Ibn Tumart's closest companion and chief strategist, al-Bashir, took upon himself the role of "political commissar", enforcing doctrinal discipline among the Masmuda tribesmen, often with a heavy hand.
In early 1130, the Almohads finally descended from the mountains for their first sizeable attack in the lowlands. It was a disaster for their opponents. The Almohads swept aside an Almoravid column that had come out to meet them before Aghmat, and then chased their remnant all the way to Marrakesh. They laid siege to Marrakesh for forty days until, in April (or May) 1130, the Almoravids sallied from the city and crushed the Almohads in the bloody Battle of al-Buhayra (named after a large garden east of the city). The Almohads were thoroughly routed, with huge losses. Half their leadership was killed in action, and the survivors only just managed to scramble back to the mountains.[26]
Caliphate and expansion
[edit]
Ibn Tumart died shortly after, in August 1130. That the Almohad movement did not immediately collapse after such a devastating defeat and the death of their charismatic Mahdi, is likely due to the skills of his successor, Abd al-Mu'min.[27] Ibn Tumart's death was kept a secret for three years, a period which Almohad chroniclers described as a ghayba or "occultation". This period likely gave Abd al-Mu'min time to secure his position as successor to the political leadership of the movement.[27] Although a Zenata Berber from Tagra (Algeria),[28] and thus an alien among the Masmuda of southern Morocco, Abd al-Mu'min nonetheless saw off his principal rivals and hammered wavering tribes back to the fold. Three years after Ibn Tumart's death he was officially proclaimed "Caliph".[29]
After 1133, Abd al-Mu'min quickly expanded Almohad control across the Maghreb, while the embattled Almoravids retained their capital in Marrakesh.[30] Various other tribes rallied to the Almohads or to the Almoravids as the war between them continued.[31] Initially, Almohad operations were limited to the Atlas mountains. In 1139, they expanded to the Rif mountains in the north.[30] One of their early bases beyond the mountains was Taza,[32] where Abd al-Mu"min founded a citadel (ribat) and a Great Mosque circa 1142.[33]
The Almoravid ruler, Ali ibn Yusuf, died in 1143 and was succeeded by his son, Tashfin ibn Ali. The tide turned more definitively in favour of the Almohads from 1144 onwards, when the Zenata tribes in what is now western Algeria joined the Almohad camp, along with some of the previously Almoravid-aligned leaders of the Masufa tribe.[31] This allowed them to defeat Tashfin decisively and capture Tlemcen in 1144. Tashfin fled to Oran, which the Almohads then attacked and captured, and he died in March 1145 while trying to escape.[34][31][29] The Almohads pursued the defeated Almoravid army west to Fez, which they captured in 1146 after a nine-month siege.[31][34] They finally captured Marrakesh in 1147, after an eleven-month siege. The last Almoravid ruler, Ishaq ibn Ali, was killed.[34]
In 1151, Abd al-Mu'min launched an expedition to the east. This may have been encouraged by the Norman conquests along the coast of Ifriqiya, as fighting the Christian invaders here gave him a pretext for conquering the rest of the region. In August 1152, he captured Béjaïa, the capital of the Hammadids. The last Hammadid ruler, Yahya ibn Abd al-Aziz, fled by sea.[35] The Arab tribes of the region, the Banu Hilal and Banu Sulaym, reacted to the Almohad advance by gathering an army against them. The Almohads routed them in the Battle of Sétif in April 1153.[36][37] Abd al-Mu'min nonetheless saw value in their military abilities. He persuaded them by various means – including taking some families as hostages to Marrakesh and more generous actions like offering them material and land incentives – to move to present-day Morocco and join the Almohad armies.[38][36] These moves also had the corollary effect of advancing the Arabisation of future Morocco.[39]
Abd al-Mu'min spent the mid-1150s organizing the Almohad state and arranging for power to be passed on through his family line.[36][40] In 1154, he declared his son Muhammad as his heir.[36][40] In order to neutralise the power of the Masmuda, he relied on his tribe of origin, the Kumiyas (from the central Maghreb), whom he integrated into the Almohad power structure and from whom he recruited some 40,000 into the army.[41][42][43][44] They would later form the bodyguard of the caliph and his successors.[45] In addition, Abd al-Mu'min relied on Arabs, the great Hilalian families that he had deported to Morocco, to further weaken the influence of the Masmuda sheikhs.[46]
With his son appointed as his successor, Abd al-Mu'min placed his other children as governors of the provinces of the caliphate.[47] His sons and descendants became known as the sayyids ("nobles").[41][48] To appease the traditional Masmuda elites, he appointed some of them, along with theirs sons and descendants, to act as important advisers, deputies, and commanders under the sayyids. They became known as the abna' al-muwahhidin or "Sons of the Almohads".[49] Abd al-Mu'min also altered the Almohad structure set up by Ibn Tumart by making the huffaz or reciters of the Quran into a training school of the Almohad elite. They were no longer described as "memorisers" but as "guardians" who learned riding, swimming, archery, and received a general education of high standards.[50]
Abd al-Mu'min thus transformed the Almohad movement from a Masmuda aristocracy to a Mu'minid dynastic state.[50][51] While most of the Almohad elites accepted this new concentration of power, it nonetheless triggered an uprising by two of Ibn Tumart's half-brothers, 'Abd al-'Aziz and 'Isa. Shortly after Abd al-Mu'min announced his heir, towards 1154–1155, they rebelled in Fez and then marched on Marrakesh, whose governor they killed. Abd al-Mu'min, who had been in Salé, returned to the city, defeated the rebels, and had everyone involved executed.[52][36]
In March 1159, Abd al-Mu'min led a new campaign to the east. He conquered Tunis by force when the local Banu Khurasan leaders refused to surrender.[53] Mahdia was besieged soon after and surrendered in January 1160. The Normans there negotiated their withdrawal and were allowed to leave for Sicily. Tripoli, which had rebelled against the Normans two years earlier, recognized Almohad authority right after.[36]
In the 1170s and 1180s, Almohad power in the eastern Maghreb was challenged by the Banu Ghaniya and by Qaraqush, an Ayyubid commander. Yaqub al-Mansur eventually defeated both factions and reconquered Ifriqiya in 1187–1188.[54] In 1189–1190, the Ayyubid sultan Salah ad-Din (Saladin) requested the assistance of an Almohad navy for his fight against the crusaders, which al-Mansur declined.[55]
Expansion into al-Andalus
[edit]Al-Andalus followed the fate of North Africa. Between 1146 and 1173, the Almohads gradually wrested control from the Almoravids over the Muslim principalities in Iberia. The Almohads transferred the capital of Muslim Iberia from Córdoba to Seville. They founded a great mosque there; its tower, the Giralda, was erected in 1184. The Almohads also built a palace there called Al-Muwarak on the site of the modern-day Alcázar of Seville.
The successors of Abd al-Mumin, Abu Yaqub Yusuf (Yusuf I, ruled 1163–1184) and Abu Yusuf Yaqub al-Mansur (Yaʻqūb I, ruled 1184–1199), were both able men. Initially their government drove many Jewish and Christian subjects to take refuge in the growing Christian states of Portugal, Castile, and Aragon. Ultimately they became less fanatical than the Almoravids, and Ya'qub al-Mansur was a highly accomplished man who wrote a good Arabic style and protected the philosopher Averroes. In 1190–1191, he campaigned in southern Portugal and won back territory lost in 1189. His title of "al-Manṣūr" ("the Victorious") was earned by his victory over Alfonso VIII of Castile in the Battle of Alarcos (1195).
From the time of Yusuf II, however, the Almohads governed their co-religionists in Iberia and central North Africa through lieutenants, their dominions outside Morocco being treated as provinces. When Almohad emirs crossed the Straits it was to lead a jihad against the Christians and then return to Morocco.[56]
Holding years
[edit]
In 1212, the Almohad Caliph Muhammad 'al-Nasir' (1199–1214), the successor of al-Mansur, after an initially successful advance north, was defeated by an alliance of the three Christian kings of Castile, Aragón and Navarre at the Battle of Las Navas de Tolosa in the Sierra Morena. The battle broke the Almohad advance, but the Christian powers remained too disorganized to profit from it immediately.
Before his death in 1213, al-Nasir appointed his young ten-year-old son as the next caliph Yusuf II "al-Mustansir". The Almohads passed through a period of effective regency for the young caliph, with power exercised by an oligarchy of elder family members, palace bureaucrats and leading nobles. The Almohad ministers were careful to negotiate a series of truces with the Christian kingdoms, which remained more-or-less in place for next fifteen years (the loss of Alcácer do Sal to the Kingdom of Portugal in 1217 was an exception).
In early 1224, the youthful caliph died in an accident, without any heirs. The palace bureaucrats in Marrakesh, led by the wazir Uthman ibn Jam'i, quickly engineered the election of his elderly grand-uncle, Abd al-Wahid I 'al-Makhlu', as the new Almohad caliph. But the rapid appointment upset other branches of the family, notably the brothers of the late al-Nasir, who governed in al-Andalus. The challenge was immediately raised by one of them, then governor in Murcia, who declared himself Caliph Abdallah al-Adil. With the help of his brothers, he quickly seized control of al-Andalus. His chief advisor, the shadowy Abu Zayd ibn Yujjan, tapped into his contacts in Marrakesh, and secured the deposition and assassination of Abd al-Wahid I, and the expulsion of the al-Jami'i clan.
This coup has been characterized as the pebble that finally broke al-Andalus. It was the first internal coup among the Almohads. The Almohad clan, despite occasional disagreements, had always remained tightly knit and loyally behind dynastic precedence. Caliph al-Adil's murderous breach of dynastic and constitutional propriety marred his acceptability to other Almohad sheikhs. One of the recusants was his cousin, Abd Allah al-Bayyasi ("the Baezan"), the Almohad governor of Jaén, who took a handful of followers and decamped for the hills around Baeza. He set up a rebel camp and forged an alliance with the hitherto quiet Ferdinand III of Castile. Sensing his greater priority was Marrakesh, where recusant Almohad sheikhs had rallied behind Yahya, another son of al-Nasir, al-Adil paid little attention to them.
Decline in al-Andalus
[edit]In 1225, Abd Allah al-Bayyasi's band of rebels, accompanied by a large Castilian army, descended from the hills, besieging cities such as Jaén and Andújar. They raided throughout the regions of Jaén, Cordova and Vega de Granada and, before the end of the year, al-Bayyasi had established himself in the city of Cordova. Sensing a power vacuum, both Alfonso IX of León and Sancho II of Portugal opportunistically ordered raids into Andalusian territory that same year. With Almohad arms, men and cash dispatched to Morocco to help Caliph al-Adil impose himself in Marrakesh, there was little means to stop the sudden onslaught. In late 1225, with surprising ease, the Portuguese raiders reached the environs of Seville. Knowing they were outnumbered, the Almohad governors of the city refused to confront the Portuguese raiders, prompting the disgusted population of Seville to take matters into their own hands, raise a militia, and go out in the field by themselves. The result was a veritable massacre – the Portuguese men-at-arms easily mowed down the throng of poorly armed townsfolk. Thousands, perhaps as much as 20,000, were said to have been slain before the walls of Seville. A similar disaster befell a similar popular levy by Murcians at Aspe that same year. But Christian raiders had been stopped at Cáceres and Requena. Trust in the Almohad leadership was severely shaken by these events – the disasters were promptly blamed on the distractions of Caliph al-Adil and the incompetence and cowardice of his lieutenants, the successes credited to non-Almohad local leaders who rallied defenses.
But al-Adil's fortunes were briefly buoyed. In payment for Castilian assistance, al-Bayyasi had given Ferdinand III three strategic frontier fortresses: Baños de la Encina, Salvatierra (the old Order of Calatrava fortress near Ciudad Real) and Capilla. But Capilla refused to hand them over, forcing the Castilians to lay a long and difficult siege. The brave defiance of little Capilla, and the spectacle of al-Bayyasi's shipping provisions to the Castilian besiegers, shocked Andalusians and shifted sentiment back towards the Almohad caliph. A popular uprising broke out in Cordova – al-Bayyasi was killed and his head dispatched as a trophy to Marrakesh. But Caliph al-Adil did not rejoice in this victory for long – he was assassinated in Marrakesh in October 1227, by the partisans of Yahya, who was promptly acclaimed as the new Almohad caliph Yahya "al-Mu'tasim".
The Andalusian branch of the Almohads refused to accept this turn of events. Al-Adil's brother, then in Seville, proclaimed himself the new Almohad caliph Abd al-Ala Idris I 'al-Ma'mun'. He promptly purchased a truce from Ferdinand III in return for 300,000 maravedis, allowing him to organize and dispatch the greater part of the Almohad army in Spain across the straits in 1228 to confront Yahya.
That same year, Portuguese and Leonese renewed their raids deep into Muslim territory, basically unchecked. Feeling the Almohads had failed to protect them, popular uprisings took place throughout al-Andalus. City after city deposed their hapless Almohad governors and installed local strongmen in their place. A Murcian strongman, Muhammad ibn Yusuf ibn Hud al-Judhami, who claimed descendance from the Banu Hud dynasty that had once ruled the old taifa of Saragossa, emerged as the central figure of these rebellions, systematically dislodging Almohad garrisons through central Spain. In October 1228, with Spain practically all lost, al-Ma'mun abandoned Seville, taking what little remained of the Almohad army with him to Morocco. Ibn Hud immediately dispatched emissaries to distant Baghdad to offer recognition to the Abbasid Caliph, albeit taking up for himself a quasi-caliphal title, 'al-Mutawwakil'.

The departure of al-Ma'mun in 1228 marked the end of the Almohad era in Spain. Ibn Hud and the other local Andalusian strongmen were unable to stem the rising flood of Christian attacks, launched almost yearly by Sancho II of Portugal, Alfonso IX of León, Ferdinand III of Castile and James I of Aragon. The next twenty years saw a massive advance in the Christian reconquista – the old great Andalusian citadels fell in a grand sweep: Mérida and Badajoz in 1230 (to Leon), Majorca in 1230 (to Aragon), Beja in 1234 (to Portugal), Cordova in 1236 (to Castile), Valencia in 1238 (to Aragon), Niebla-Huelva in 1238 (to Leon), Silves in 1242 (to Portugal), Murcia in 1243 (to Castile), Jaén in 1246 (to Castile), Alicante in 1248 (to Castile), culminating in the fall of the greatest of Andalusian cities, the ex-Almohad capital of Seville, into Christian hands in 1248. Ferdinand III of Castile entered Seville as a conqueror on December 22, 1248.
The Andalusians were helpless before this onslaught. Ibn Hudd had attempted to check the Leonese advance early on, but most of his Andalusian army was destroyed at the battle of Alange in 1230. Ibn Hud scrambled to move remaining arms and men to save threatened or besieged Andalusian citadels, but with so many attacks at once, it was a hopeless endeavor. After Ibn Hud's death in 1238, some of the Andalusian cities, in a last-ditch effort to save themselves, offered themselves once again to the Almohads, but to no avail. The Almohads would not return.
With the departure of the Almohads, the Nasrid dynasty ("Banū Naṣr", Arabic: بنو نصر) rose to power in Granada. After the great Christian advance of 1228–1248, the Emirate of Granada was practically all that remained of old al-Andalus. Some of the captured citadels (e.g. Murcia, Jaen, Niebla) were reorganized as tributary vassals for a few more years, but most were annexed by the 1260s. Granada alone would remain independent for an additional 250 years, flourishing as the new center of al-Andalus.
Collapse in the Maghreb
[edit]In their African holdings, the Almohads encouraged the establishment of Christians even in Fez, and after the Battle of Las Navas de Tolosa they occasionally entered into alliances with the kings of Castile. The history of their decline differs from that of the Almoravids, whom they had displaced. They were not assailed by a great religious movement, but lost territories, piecemeal, by the revolt of tribes and districts. Their most effective enemies were the Banu Marin (Marinids) who founded the next dynasty. The last representative of the line, Idris al-Wathiq, was reduced to the possession of Marrakesh, where he was murdered by a slave in 1269.[citation needed]
Culture
[edit]Language
[edit]The use of Berber language was important in Almohad doctrine. Under the Almohads, the khuṭbas (from خطبة, the Friday sermon) were made to be delivered in Arabic and Berber, or as the Andalusi historian Ibn Ṣāḥib aṣ-Ṣalāt described it: "al-lisān al-gharbī" (اللسان الغربي 'the western tongue').[57] For example, the khaṭīb, or sermon-giver, of al-Qarawiyyīn Mosque in Fes, Mahdī b. 'Īsā, was replaced under the Almohads by Abū l-Ḥasan b. 'Aṭiyya khaṭīb because he was fluent in Berber.[57]
As the Almohads rejected the status of Dhimma, the Almohad conquest of al-Andalus caused the emigration of Andalusi Christians from southern Iberia to the Christian north,[58] which had an impact on the use of Romance within Almohad territory. After the Almohad period, Muslim territories in Iberia were reduced to the Emirate of Granada, in which the percentage of the population that had converted to Islam reached 90% and Arabic-Romance bilingualism seems to have disappeared.[59]
Literature
[edit]The Almohads worked to suppress the influence of Maliki fiqh – even publicly burning copies of Muwatta Imam Malik and Maliki commentaries. They sought to disseminate the doctrine of Ibn Tumart, author of E'az Ma Yutlab (أعز ما يُطلب The Most Noble Calling), Muhadhi al-Muwatta' (محاذي الموطأ Counterpart of the Muwatta'), and Talkhis Sahih Muslim (تلخيص صحيح مسلم Compendium of Sahih Muslim).[60]
Literary production continued despite the devastating effect the Almohad reforms had on cultural life in their domain. Almohad universities continued the knowledge of preceding Andalusi scholars as well as ancient Greco-Roman writers; contemporary literary figures included Ibn Rushd (Averroes), Hafsa bint al-Hajj al-Rukuniyya, Ibn Tufail, Ibn Zuhr, Ibn al-Abbar, Ibn Amira and many more poets, philosophers, and scholars. The abolishment of the dhimmi status further stifled the once flourishing Jewish Andalusi cultural scene; Maimonides went east and many Jews moved to Castillian-controlled Toledo.
According to the research of Muhammad al-Manuni, there were 400 paper mills in Fes under the reign of Sultan Yaqub al-Mansur in the 12th century.[61]
Theology and philosophy
[edit]The Almohad ideology preached by Ibn Tumart is described by Amira Bennison as a "sophisticated hybrid form of Islam that wove together strands from Hadith science, Zahiri and Shafi'i fiqh, Ghazalian social actions (hisba), and spiritual engagement with Shi'i notions of the imam and mahdi".[8] This contrasted with the highly orthodox or traditionalist Maliki school (maddhab) of Sunni Islam which predominated in the region up to that point. Central to his philosophy, Ibn Tumart preached a fundamentalist or radical version of tawhid – referring to a strict monotheism or to the "oneness of God". This notion gave the movement its name: al-Muwaḥḥidūn (Arabic: المُوَحِّدون), meaning roughly "those who advocate tawhid", which was adapted to "Almohads" in European writings.[8] Ibn Tumart saw his movement as a revolutionary reform movement much as early Islam saw itself relative to the Christianity and Judaism which preceded it, with himself as its mahdi and leader.[8]
In terms of Muslim jurisprudence, the state gave recognition to the Zahiri (ظاهري) school of thought,[62] though Shafi'ites were also given a measure of authority at times. While not all Almohad leaders were Zahirites, quite a few of them were not only adherents of the legal school but also well-versed in its tenets.[63] Additionally, all Almohad leaders – both the religiously learned and the laymen – were hostile toward the Malikite school favored by the Almoravids. During the reign of Abu Yaqub, chief judge Ibn Maḍāʾ oversaw the banning of all religious books written by non-Zahirites;[64] when Abu Yaqub's son Abu Yusuf took the throne, he ordered Ibn Maḍāʾ to undertake the actual burning of such books.[65]
In terms of Islamic theology, the Almohads were Ash'arites, their Zahirite-Ash'arism giving rise to a complicated blend of literalist jurisprudence and esoteric dogmatics.[66][67] Some authors occasionally describe Almohads as heavily influenced by Mu'tazilism.[68] Scholar Madeline Fletcher argues that while one of Ibn Tumart's original teachings, the murshidas (a collection of sayings memorized by his followers), holds positions on the attributes of God which might be construed as moderately Mu'tazilite (and which were criticized as such by Ibn Taimiyya), identifying him with Mu'tazilites would be an exaggeration. She points out that another of his main texts, the 'aqida (which was likely edited by others after him), demonstrates a much clearer Ash'arite position on a number of issues.[69]
Nonetheless, the Almohads, particularly from the reign of Caliph Abu Yusuf Ya'qub al-Mansur onward, embraced the use of logical reasoning as a method of validating the more central Almohad concept of tawhid. This effectively provided a religious justification for philosophy and for a rationalist intellectualism in Almohad religious thought. Al-Mansur's father, Abu Ya'qub Yusuf, had also shown some favour towards philosophy and kept the philosopher Ibn Tufayl as his confidant.[69][70] Ibn Tufayl in turn introduced Ibn Rush (Averroes) to the Almohad court, to whom Al-Mansur gave patronage and protection. Although Ibn Rushd (who was also an Islamic judge) saw rationalism and philosophy as complementary to religion and revelation, his views failed to convince the traditional Maliki ulema, with whom the Almohads were already at odds.[71] After the decline of Almohadism, Maliki Sunnism ultimately became the dominant official religious doctrine of the region.[72] By contrast, the teachings of Ibn Rushd and other philosophers like him were far more influential for Jewish philosophers – including Maimonides, his contemporary – and Christian Latin scholars – like Thomas Aquinas – who later promoted his commentaries on Aristotle.[71]
Emblem
[edit]
Most historical records indicate that the Almohads were recognized for their use of white banners, which were supposed to evoke their "purity of purpose".[74] This began a long tradition of using white as main dynastic color in what is now Morocco for the later Marinids and Saadian sultanates.[75] Whether these white banners contained any specific motifs or inscriptions is not certain.[76] Historian Ḥasan 'Ali Ḥasan writes:[77]
Что касается флагов Альмохадов, то главный флаг был белым, и на одной стороне во время правления Ибн Тумарта было написано: «Единый Аллах, Мухаммад – Посланник Аллаха, Махди – преемник Аллаха», а на другая сторона: «Нет бога, кроме Аллаха, и мой успех только с Аллахом, и я вверяю свои дела Аллаху», и белый цвет продолжался у остальных халифов, даже если они приняли другие цветные флаги, красный , желтый и другие цвета. Нет сомнений в том, что эти разноцветные флаги радовали и радовали людей.
По словам историка Амиры Беннинсон, халифы обычно покидали свою столицу Марракеш для войны в Аль-Андалусе, которой предшествовало белое знамя Альмохадов, Коран Усмана и Коран Ибн Тумарта. [78] [79] Египетский историограф Аль-Калкашанди (ум. 1418) упомянул белые флаги в двух местах, первое из которых, когда он говорил о флаге Альмохадов в Тунисе, где он заявил, что: «Это был белый флаг, названный победным флагом, и он был поднят перед своим султаном, когда они ехали на праздничную молитву или для передвижения махзенов рабов- (которые были простыми людьми страны и людьми рынков)». [80] К концу правления Альмохадов диссидентские движения перешли на черный цвет в знак признания халифата Аббасидов и отказа от власти Альмохадов. [81]
В « Libro del Conoscimiento de Todos los Reinos» , написанной францисканским монахом в 14 веке (значительно после окончания периода Альмохадов), флаг Марракеша описывается как красный с черно-белым мотивом шахматной доски в центре. Некоторые авторы предполагают, что этот флаг является бывшим флагом Альмохадов. [76]
В наше время исламский аль-Андалус в коллективной памяти Андалузии позволил лучше узнать цвета андалузского флага , выбранного в 1918 году Бласом Инфанте , основателем Андалусии. Инфанте объяснил дизайн своего флага, указав, что зеленый был цветом Омейядов, а белый — Альмохадов, халифатов, которые представляли периоды «величия и могущества» в этом регионе. [82]
Искусство
[ редактировать ]Каллиграфия и рукописи
[ редактировать ]Династия Альмохадов приняла стиль рукописного письма Магриби, известный сегодня как «Магрибский сулут», в качестве официального стиля, используемого в рукописях, чеканке монет, документах и архитектуре. [60] Однако более угловатое куфическое письмо все еще использовалось, хотя и в переработанной форме, в эпиграфике Корана, а в некоторых колофонах его можно было увидеть в серебряном исполнении. [83] [84] Магрибское письмо сулут, часто написанное золотом, использовалось для акцентирования внимания, когда стандартное письмо, написанное закругленным магрибским мабсутом, считалось недостаточным. [60] Магрибский мабсут региона Аль-Андалус в период с 12 по 14 века характеризовался удлиненными линиями, вытянутыми кривыми и использованием нескольких цветов для вокализации, заимствованных у жителей Медины. [84]
Писцы и каллиграфы периода Альмохадов также начали освещать слова и фразы в рукописях для акцентирования, используя сусальное золото и лазурит . [85] [60] Хотя большая часть текста была написана черными или коричневыми чернилами, использование полихромии для диакритического текста и вокализации также ознаменовало отход от каллиграфических стилей предыдущих халифатов. [84] Синие точки использовались для обозначения элифа, оранжевые точки обозначали хамзу , а желтые полукруги обозначали шадду . [84] Отдельные наборы стихов обозначались различными медальонами с характерным рисунком для каждого набора. Например, наборы из пяти стихов заканчивались медальонами в форме бутонов, а наборы из десяти стихов были отмечены круглыми медальонами, которые обычно были окрашены в золотой цвет. [85] Рукописи, приписываемые этому халифату, характеризовались переплетающимися геометрическими или прямолинейными иллюминациями, а абстрактные растительные изображения и большие медальоны часто присутствовали на полях и в виде миниатюр. [85] Составные цветочные навершия также часто использовались для украшения полей и углов страницы. [85] В цветовых схемах основное внимание уделялось использованию золота, белого и синего цвета с акцентирующими элементами красного или розового цвета. [85]
Во время династии Альмохадов сам процесс переплетного дела приобрел большое значение: примечательным примером стал случай, когда халиф Альмохадов Абд аль-Мумин пригласил ремесленников на празднование переплета Корана, импортированного из Кордовы . [86] Книги чаще всего переплетались в козью кожу и украшались многоугольным переплетением, гофрировкой и тиснением. Основным материалом, использованным для страниц, был козий или овечий пергамент . [86] Однако династия Альмохадов также увидела промышленный прогресс в распространении бумажных фабрик в Севилье и Марракеше , что привело к появлению бумаги для рукописей Корана, иллюстрированных доктринальных книг и официальных документов. [60] [87] Большинство рукописей Корана имели форму, близкую к квадратной, хотя другие религиозные тексты обычно были ориентированы вертикально. За исключением нескольких крупномасштабных Коранов, большинство из них имели скромные размеры: от 11 до 22 сантиметров с каждой стороны и от 19 до 27 строк текста на каждой странице. [87] Напротив, Кораны большого размера обычно имели размер примерно 60 на 53 сантиметра и имели в среднем от пяти до девяти строк текста на странице, обычно на сулуте Магриби. [87]
Хадис Баяд ва Рияд , история любви Баяда и Рияда, является одной из немногих сохранившихся иллюстрированных рукописей, датированных халифатом Альмохадов 13 века. [86] Использование миниатюр демонстрирует явную связь с предыдущей иллюстрированной традицией восточного исламского мира. Однако он отклоняется в изображениях фронтисписа, интерьера и обучающих сцен, которые демонстрируют сходство с научными рукописями из центрального исламского мира, который, как обычно считается, состоял из Аравийского полуострова, северо-востока современного Ирана и Плодородного полумесяца. [88] Изображения архитектуры, характерные для халифата Альмохадов, также присутствуют в нескольких местах рукописи. [88]

Предпоследний халиф Альмохадов, Абу Хафс аль-Муртада , сам по себе был известным каллиграфом, сочинял стихи и копировал Коран. Известный библиофил, он часто дарил книги медресе и мечетям и основал первый общественный центр транскрипции рукописей в Марракеше. [60] Один из больших Коранов, которые он скопировал, сохранился в Марракеше и является старейшим сохранившимся образцом Корана в западном исламском мире, созданным лично суверенным правителем. Десятитомный том написан на пергаменте и переплетен в кожаную обложку, украшенную геометрическим мотивом, демонстрируя первое датированное использование золотых инструментов в переплете рукописи. [89] Стихи написаны магрибским письмом мабсут, и конец каждого стиха отмечен золотым кружком, разделенным на восемь одинаковых сегментов. При использовании крупного магрибского письма на странице содержится от пяти до 10 строк, в каждой строке относительно мало слов. Золото широко используется, и этот Коран, как и другие Кораны такого размера, вероятно, предназначался для использования в суде. [90]
Текстиль
[ редактировать ]
Альмохады поначалу воздерживались от производства роскошного текстиля и шелка, но со временем и они занялись этим производством. Ткани Альмохадов, как и более ранние образцы Альморавидов, часто украшались сеткой медальонов, заполненных орнаментальными рисунками или арабской эпиграфикой. Однако в тканях, производимых мастерскими Альмохадов, использовалось все меньше фигурного декора, чем в предыдущих тканях Альморавидов, в пользу переплетения геометрических и растительных мотивов. [91]
Одним из самых известных текстильных изделий, традиционно приписываемых Альмохадам, является «Знамя Лас-Навас-де-Толоса», названное так потому, что когда-то считалось, что это трофей, завоеванный Альфонсо VIII в битве при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 году. Подробнее недавние исследования показали, что на самом деле это была добыча, завоеванная несколько лет спустя Фердинандом III . [92] Затем знамя было передано в дар монастырю Санта-Мария-ла-Реаль-де-Уэльгас в Бургосе , где оно находится и сегодня. Баннер богато оформлен и украшен синими арабскими надписями и белыми декоративными узорами на красном фоне. Центральный мотив представляет собой восьмиконечную звезду, обрамленную кругом внутри большего квадрата, с более мелкими мотивами, заполняющими полосы рамки и угловые пространства. Этот центральный рисунок с четырех сторон окружен арабскими надписями шрифтом Насхи , содержащими стихи Корана ( Сура 61 : 10–12), а также еще одной горизонтальной надписью в верхней части знамени, восхваляющей Бога и Мухаммеда . Недавние исследования показали, что это знамя имеет происхождение 14 века, а не Альмохадов, из-за его сходства с захваченными знаменами Маринидов, хранящихся в соборе Толедо , и его сходства с мотивами Насридов. Остается неясным, был ли он изготовлен либо в Фесе при Маринидах, либо в Гранаде при Насридах. [93] [94]
Металлообработка
[ редактировать ]Французский историк Анри Террас описал аль-Каравийин бронзовую большую люстру , созданную по заказу халифа Мухаммада ан-Насира , как «самую большую и красивую люстру в исламском мире». [95] [96] [97] Люстра представляет собой 12-гранную связку, на вершине которой установлен большой конус, увенчанный по бокам девятью уровнями подсвечников. Видимые поверхности люстры вырезаны и пронизаны замысловатыми цветочными арабесками, а также куфическими арабскими надписями. Люстра в настоящее время является самой старой сохранившейся люстрой в западном исламском мире и, вероятно, послужила моделью для более поздней и почти столь же известной люстры Маринидов в Великой мечети Таза . [98]
Еще один важный экспонат, так называемый Монсонский лев, также датируется периодом Альмохадов в 12 или 13 веке и сегодня хранится в Лувре . Это образец фигурной бронзовой скульптуры из Аль-Андалуса, продолжающей традиции более ранних объектов, таких как Пизанский грифон 11-го века (хранящийся в Кафедральном музее Пизы . ) и Олень Кордовы 10-го века [99] сделано в Мадинат-аз-Захре (сейчас хранится в Археологическом музее Кордовы ). Его нашли в Монсоне , недалеко от Паленсии , однако неизвестно, где именно на Пиренейском полуострове он был изготовлен. Поскольку Паленсия находилась за пределами царства Альмохадов, возможно, она была изготовлена андалузским мастером для христианского покровителя. Лев, служивший источником, выполнен в очень стилизованной манере, а его подвижный хвост регулируется. Его поверхность покрыта резным орнаментом, состоящим из гобеленовых мотивов, а широкая куфическая надпись на его стороне выражает добрые пожелания своему владельцу. [100] [101] [102]
Другие сохранившиеся предметы металлоконструкций периода Альмохадов включают серию жаровен и ламп, обнаруженных в Кордове и сейчас хранящихся в Археологическом музее Кордовы. Одна из них, шестиугольная жаровня, имеет как резной, так и перфорированный декор. Наряду с выдающимися декоративными куфическими надписями, он имеет архитектурный мотив зубцов, напоминающий декоративные зубцы пилообразной формы, встречающиеся на вершинах мавританских и марокканских зданий того же периода. [103] [104]
Керамика и плитка
[ редактировать ]
Джонатан Блум ссылается на белую и зеленую глазурованную плитку на минарете мечети Кутубия , датируемую серединой XII века, в период раннего Альмохадов, как на самый ранний достоверно датированный образец зеллиджа в Марокко. [105] Плитки, установленные в настоящее время на минарете, представляют собой современные репродукции оригинального убранства, но некоторые из оригинальных плиток сохранились в коллекции, хранящейся во дворце Бади . [106] В этой же коллекции сохранились также фрагменты оригинального изразцового декора на минарете мечети Касба , в том числе фрагменты куфической надписи, которой сегодня на минарете уже нет. Эти последние фрагменты также являются самым ранним сохранившимся примером плитки cuerda seca (техника, зародившаяся в Аль-Андалусе), используемой в архитектурном контексте. [107]
Расписное украшение
[ редактировать ]Минарет мечети Кутубия в Марракеше изначально имел полихромную роспись вокруг окон и глухие арки на внешних фасадах, сочетающие в себе геометрические и растительные арабески . [108] В Севилье несколько домов эпохи Альмохадов были раскопаны в разных местах города, особенно на месте нынешнего собора. По крайней мере, в ходе одних из этих раскопок были обнаружены остатки фресок с переплетающимися геометрическими орнаментами. [109] Украшения хаммама, относящиеся к периоду Альмохадов, были обнаружены в баре в Севилье во время ремонта в 2020 году. [110] В украшениях использованы рисунки красной охрой с вогнутыми шестиугольниками и восьмиконечными розетками на гравированном белом известковом растворе, узор которых соответствует геометрическим отверстиям в крыше хаммама. [110]
Архитектура
[ редактировать ]

Наряду с предшествующим ему периодом Альморавидов , период Альмохадов считается одним из наиболее формирующих этапов марокканской и мавританской архитектуры , установив многие формы и мотивы, которые были усовершенствованы в последующие века. [111] [108] [112] [113] Основные места архитектуры и искусства Альмохадов включают Фес , Марракеш , Рабат и Севилью . [114] В целом архитектура Альмохадов была построена в основном из утрамбованной земли и кирпича , а не из камня. Эти два материала были относительно дешевы, легко доступны в большинстве мест и уже широко использовались в предыдущие века. [115] Архитекторы Almohad усовершенствовали как процесс производства этих материалов, так и их сборку на месте, что сделало возможным реализацию многочисленных и амбициозных строительных проектов. По словам ученого Феликса Арнольда, в период Альмохадов «строительство стало отраслью промышленности в масштабах, невиданных со времен Римской империи». [116]
По сравнению с более ранним периодом Альморавидов и периодом Таифа или Халифа в Аль-Андалусе , ранняя архитектура Альмохадов была гораздо более сдержанной в своем орнаменте, сосредотачивая свое внимание на общих архитектурных формах, а не на детальном украшении поверхности. [117] [116] Помимо продолжения интеграции марокканских и андалузских художественных традиций, некоторые течения в архитектуре Альмохадов могут также отражать влияние Алжира и Туниса ( Ифрикия ). Некоторые элементы Альмохадов, такие как многодольные арки , имеют свои самые ранние прецеденты в архитектуре Фатимидов в Ифрикии и Египте , а также появились в архитектуре Андалусии, такой как дворец Альхаферия . В период Альмохадов этот тип арки был усовершенствован для выполнения декоративных функций, в то время как подковообразные арки продолжали оставаться стандартом в других местах. [118] Украшение арок михрабов внутри мечетей также превратилось в более богатые и монументальные формы в великих церемониальных каменных воротах архитектуры Альмохадов, таких как Баб Агнау в Марракеше и Баб Удайя и Баб эр-Руа в Рабате. В этих воротах использовались различные декоративные мотивы, расположенные концентрическими полукругами вокруг арки ворот, которые, в свою очередь, были обрамлены внешней прямоугольной полосой с другими мотивами. [119] [108] Этот стиль оставался очевидным в воротах Маринидов (например, главных воротах Челлы ) и в более поздних марокканских воротах. [120]
Мечети Альмохад Кутубия и Тинмал часто считаются прототипами более поздних марокканских и андалузских мечетей. [108] [121] хотя Великая мечеть Таза (позже измененная Маринидами ) является старейшей сохранившейся мечетью Альмохадов (начата в 1142 году). [33] Как и более ранние мечети в регионе, мечети Альмохадов имеют интерьеры, состоящие из больших гипостильных залов, разделенных рядами арок, которые создают повторяющийся визуальный эффект. Однако проход или «неф», ведущий к михрабу (ниша, символизирующая киблу в южной/юго-восточной стене), и проход, идущий вдоль самой стены киблы, обычно были шире других и выделялись характерными арками и большим декором. Эту планировку, уже присутствующую в мечетях Альморавида, историки искусства часто называют «Т-планом» (поскольку проход, идущий параллельно стене киблы , и проход, ведущий к михрабу , перпендикулярный ей, образуют букву «Т». форму) и на протяжении веков стал стандартом в мечетях региона. [122] Минареты мечетей Альмохадов также установили стандартную форму и стиль последующих минаретов в регионе с квадратным основанием и двухъярусным валом, покрытым многодольной аркой и дардж ва ктаф мотивами . Минарет мечети Касба в Марракеше оказал особое влияние и задал стиль, который был повторен с небольшими доработками в последующий период Маринидов. [123] [124] [108] Однако самыми известными минаретами этого времени являются минареты мечети Кутубия (начатая в 1147 году Абд аль-Мумином , но впоследствии перестроенная до 1195 года). [123] ), Хиральда в Севильи (часть Великой мечети, строительство которой было начато в 1171 году Абу Якубом Юсуфом ) и незавершенная « Башня Хасана » в Рабате (часть огромной мечети, строительство которой было начато Абу Юсуфом Якубом аль-Мансуром в 1191 году). но так и не был завершен). [124] [108] [125] [126]
Альмохады также были плодовитыми строителями укреплений и фортов по всему своему царству. Они отвечали за строительство (или восстановление) городских стен Кордовы, Севильи , Феса и Тасы , а также множества небольших фортов и замков в Марокко, южной Испании и Португалии. [127] В Рабате Абд аль-Мумин построил большую часть нынешней Касбы Удая в 1150–1151 годах (после того, как разрушил там более ранний рибат Альморавидов ), а Абу Юсуф Якуб аль-Мансур приступил к строительству огромной новой столица и цитадель на его южной стороне под названием Рибат аль-Фатх (для которой предназначалась также огромная недостроенная мечеть Башни Хасана). Хотя этот проект так и не был завершен, он создал нынешние внешние стены исторического центра Рабата, а также многочисленные ворота, такие как Баб-эр-Руа, и церемониальные главные ворота Касбы Удайя. [128] Аль-Мансур также создал Касбу в Марракеше , большую королевскую цитадель и дворцовый комплекс для размещения семьи и администрации халифа. Главным общественным входом в эту касбу были декоративные ворота Баб Агнау. [129] В Севилье Альмохады построили Торре-дель-Оро , оборонительную башню на берегу реки Гвадалквивир , которая датируется 1220–1221 годами и сегодня остается достопримечательностью города. [130] Точно так же считается, что башня Калаорра в Кордове изначально была сооружением Альмохадов, предназначенным для защиты реки и старого городского моста . [131]
Халифы Альмохадов также построили несколько загородных поместий недалеко от главных городов, где они проживали, продолжая традицию, существовавшую при Альморавидах. [132] Самые известные примеры этих поместий были сосредоточены вокруг больших водных бассейнов или водоемов, в которых росли сады фруктовых деревьев и других растений. Некоторые из них в арабских источниках называются аль-Бухайра («маленькое море»), вероятно, в связи с этими искусственными озерами. На краю водоемов строились небольшие дворцы или увеселительные павильоны. В Марракеше современные сады Агдал и Менара возникли на основе таких творений Альмохадов. В Севилье остатки аль-Бухайра сада , основанного в 1171 году, были раскопаны и частично восстановлены в 1970-х годах. Подобный садовый комплекс был создан и в Рабате, но археологами не найден. [132] Алькасар Гениль (первоначально называвшийся Аль-Каср ас-Сайид ) в Гранаде, построенный в конце периода Альмохадов и позже реконструированный Насридами, стоял рядом с огромным бассейном на окраине города. [133] [134] Неподалеку в это же время был построен небольшой рибат, состоящий из квадратного зала, перекрытого шестнадцатигранным куполом на косах , и сохранился сегодня как христианский скит . [135] Затонувшие сады также были частью дворцовой архитектуры Альмохадов. В некоторых случаях сады были разделены симметрично на четыре части, как в саду рияда . Их примеры были найдены в нескольких дворах Севильского Алькасара , где когда-то стояли бывшие дворцы Альмохадов. [136] [137]
- Михраб Великой мечети Тинмал
- Южный портик Патио дель Йесо Севильского Алькасара , построенный в период Альмохадов.
- Водоем в аль-Бухайра садах в Севилье с остатками дворцовой постройки позади него (частично занятой более поздней постройкой)
- Башня Хасана в Рабате : незавершенный минарет, предназначенный для огромной мечети, построенной Якубом аль-Мансуром в 1190-х годах.
- Баб Рува («Ворота ветров») в Рабате
- Минарет мечети Касба (или мечеть Аль-Мансурия) в Касбе Марракеша
- Баб Агнау , оригинальный общественный вход в Касбу Марракеша.
- Минарет Альмохадов в Сафи.
Статус немусульман
[ редактировать ]
Альмохады взяли под свой контроль территории Альморавидов Магриби и Андалузии к 1147 году. [138] Альмохады отвергли основную исламскую доктрину, которая устанавливала статус зимми , немусульманина, проживающего в мусульманской стране, которому разрешалось исповедовать свою религию при условии подчинения мусульманскому правлению и уплаты джизьи . [139] [140]
Обращение и при правлении преследование евреев Альмохадов резко изменились. [141] До правления Альмохадов во время Кордовского халифата еврейская культура переживала золотой век . Мария Роза Менокаль , специалист по иберийской литературе из Йельского университета , утверждает, что «толерантность была неотъемлемым аспектом андалузского общества» и что евреям- зимми , живущим под властью Халифата, хотя и предоставлялось меньше прав, чем мусульманам, все же было лучше, чем мусульманам. в христианской Европе . [142] Многие евреи мигрировали в Аль-Андалус , где их не только терпели, но и позволяли открыто исповедовать свою веру. Христиане также открыто исповедовали свою религию в Кордове, а в Марокко открыто жили и евреи, и христиане.
Первый правитель Альмохадов Абд аль-Мумин предоставил первоначальный семимесячный льготный период . [143] Затем он заставил большую часть городского населения Марокко, как евреев, так и христиан, принять ислам. [139] В 1198 году эмир Альмохадов Абу Юсуф Якуб аль-Мансур издал указ, согласно которому евреи должны носить темно-синюю одежду с очень большими рукавами и гротескно большую шляпу; [144] его сын изменил цвет на желтый , и это изменение, возможно, повлияло на католические постановления некоторое время спустя. [144] Те, кто обратился в христианство, должны были носить одежду, которая идентифицировала их как евреев, поскольку их не считали искренними мусульманами. [139] Зафиксированы случаи массового мученичества евреев , отказавшихся принять ислам. [143] Обращение и при правлении преследования христиан Альмохадов также претерпели радикальные изменения. [145]
Многие обращения были поверхностными. Маймонид призывал евреев предпочесть поверхностное обращение мученичеству и утверждал: «Мусульмане очень хорошо знают, что мы не имеем в виду то, что говорим, и что мы говорим только для того, чтобы избежать наказания правителя и удовлетворить его этим простым признанием». [141] [139] Авраам ибн Эзра (1089–1164), который сам бежал от преследований Альмохадов, сочинил элегию, оплакивающую уничтожение многих еврейских общин по всей Испании и Магрибу при Альмохадах. [141] [146] Многие евреи бежали с территорий, которыми правили Альмохады, в христианские земли, а другие, как семья Маймонида, бежали на восток, в более толерантные мусульманские страны. [147] Однако зарегистрировано несколько еврейских торговцев, все еще работающих в Северной Африке. [143]
Идрис аль-Мамун , покойный претендент на Альмохадов (правил в 1229–1232 годах в некоторых частях Марокко), отказался от многих доктрин Альмохадов, включая идентификацию Ибн Тумарта как Махди и отрицание статуса зимми . Он позволил евреям открыто исповедовать свою религию в Марракеше и даже разрешил открыть там христианскую церковь в рамках своего союза с Кастилией. [139] В Иберии правление Альмохадов рухнуло в 1200-х годах, и на смену ему пришли несколько королевств «Тайфа», что позволило евреям открыто исповедовать свою религию. [139]
Список правителей Альмохадов
[ редактировать ]- Ибн Тумарт 1121–1130 гг.
- Абд аль-Мумин 1130–1163 гг.
- Абу Якуб Юсуф I 1163–1184 гг.
- Абу Юсуф Якуб аль-Мансур, 1184–1199 гг.
- Мухаммад ан-Насир 1199–1213 гг.
- Абу Якуб Юсуф II аль-Мустансир, 1213–1224 гг.
- Абу Мухаммад Абд аль-Вахид аль-Махлу, 1224 г.
- Абдулла аль-Адиль 1224–1227 гг.
- Яхья аль-Мутасим 1227–1229 гг.
- Абу аль-Ала Идрис I аль-Мамун , 1229–1232 гг.
- Абу Мухаммад Абд аль-Вахид II «ар-Рашид» 1232–1242 гг.
- Абу аль-Хасан Али аль-Саид 1242–1248 гг.
- Абу Хафс Умар аль-Муртада , 1248–1266 гг.
- Абу аль-Ула (Абу Даббус) Идрис II аль-Ватик 1266–1269 гг.
Генеалогическое древо Альмохадов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кантара» . Архивировано из оригинала 11 июня 2016 г. Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ «Кантара» . Архивировано из оригинала 11 июня 2016 г. Проверено 21 февраля 2013 г.
- ↑ Средние века, 11–15 века , Мишель Каплан и Патрик Бушерон . п. 213, ред. Бреаль 1994 ( ISBN 2-85394-732-7 ) [1]
- ^ Таагепера, Рейн (сентябрь 1997 г.). «Модели расширения и сокращения крупных государств: контекст для России» . Ежеквартальный журнал международных исследований . 41 (3): 475–504. дои : 10.1111/0020-8833.00053 . JSTOR 2600793 .
- ^ Турчин, Петр; Адамс, Джонатан М.; Холл, Томас Д. (декабрь 2006 г.). «Ориентация исторических империй Восток-Запад» . Журнал исследований мировых систем . 12 (2): 222. doi : 10.5195/JWSR.2006.369 . ISSN 1076-156X .
- ^ (на французском языке) П. Буреси, Граница между христианством и исламом на Пиренейском полуострове , стр. 101–102. Публикация 2004 г. ( ISBN 978-2-7483-0644-6 )
- ^ «Определение АЛМОХАДА» . www.merriam-webster.com . Проверено 9 января 2021 г.
- «Определение и значение Альмохадов | Словарь английского языка Коллинза» . www.collinsdictionary.com . Проверено 9 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Беннисон 2016 , с. 246.
- ^ «Альмохады | Берберская конфедерация» . Британская энциклопедия . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Герхард Бауэринг; Патрисия Кроун; Махан Мирза; Вадад Кади; Мухаммад Касим Заман; Девин Дж. Стюарт (2013). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. п. 34. ISBN 978-0-691-13484-0 .
- ^ «Альмохады – исламоведение» . Оксфордские библиографии . 6 января 2020 г. Проверено 11 февраля 2020 г.
- ^ Нейлор, Филипп С. (2015). Северная Африка, исправленное издание: история от древности до наших дней . Издательство Техасского университета. п. 97. ИСБН 978-0-292-76190-2 .
- Арджоманд, Саид Амир (2022). Мессианизм и социально-политическая революция в средневековом исламе . Университет Калифорнии Пресс. п. 285. ИСБН 978-0-520-38759-1 .
- Бауэринг, Герхард; Кроун, Патрисия; Мирза, Махан (2013). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. п. 34. ISBN 978-0-691-13484-0 .
- ^ Жюльен 1970 , с. 108
- ^ Аль-Салави, Абу аль-Аббас Шихаб ад-Дин Ахмед / Ад-Дари (2014). Часть Обзор новостей стран Дальнего Магриба 1-3 1 ] (на арабском языке). Дар Аль Котоб Аль Ильмия, Дом научной книги. п. 243. ИСБН 978-2-7451-5495-8 .
- ^ Абун-Наср 1987 , стр. 87, 94 и другие.
- ^ Беннисон 2016 , стр. 58 и далее.
- ^ Хопкинс, JFP (1986) [1971]. «Ибн Тумарт». В Бирмане, П.; Бьянкис, Теория; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 3 (2-е изд.). Брилл. стр. 958–960. ISBN 978-90-04-16121-4 .
- ^ Леви-Провансаль, Эварист (1986) [1960]. « Абд аль-Мумин». В Бирмане, П.; Бьянкис, Теория; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама . Полет. 1 (2-е изд.). Брилл. стр. 78–80. ISBN 978-90-04-16121-4 .
- Адамсон, Питер; Тейлор, Ричард С., ред. (2005). Кембриджский спутник арабской философии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-52069-0 .
- ^ Беннисон 2016 , стр. 67, 339.
- ^ Бурези, Паскаль; Эль Аллауи, Хишам (2012). Управление империей: провинциальная администрация в халифате Альмохадов (1224–1269) . Исследования по истории и обществу Магриба. Том. 3. Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-23333-1 .
- ^ Абу-Наср 1987 , с. 89.
- ^ Перейти обратно: а б Беннисон 2016 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Баадж 2015 , с. 51.
- ^ Беннисон 2016 , стр. 299–300, 306.
- ^ Жюльен 1970 , с. 100
- ^ Энциклопедия ислама, том 6, главы 107–108 . Энциклопедия ислама. Брилл. 1989. с. 592. ИСБН 978-90-04-09082-8 . Проверено 1 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Беннисон 2016 , с. 70.
- ^ Мэгилл и Авес 1998 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Молинс, Вигор; Иисус, Мария (2014). "Подушки" Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN 9789004269606 . ISSN 1873-9830 .
- ^ Перейти обратно: а б Абу-Наср 1987 , с. 90.
- ^ Перейти обратно: а б с д Беннисон 2016 , с. 71.
- ^ Марсе, Жорж (2000). «Таза» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 404–405. ISBN 978-90-04-11211-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Блум 2020 , с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б с Абу-Наср 1987 , с. 91.
- ^ Абун-Наср 1987 , стр. 92–93.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Абу-Наср 1987 , с. 93.
- ^ Беннисон 2016 , с. 79.
- ^ Беннисон 2016 , стр. 79–80.
- ^ Мейнье, Гилберт (2010). Алжир, сердце классического Магриба: от исламско-арабского открытия до ухода (698–1518 гг.) (на французском языке). Открытие. ISBN 978-2-7071-5231-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Беннисон 2016 , с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б Фадж, JD; Оливер, Роланд Энтони (1975). Кембриджская история Африки: с ок. 500 г. до н. э. — 1050 г. н. э . Издательство Кембриджского университета. стр. 344–345. ISBN 978-0-521-20981-6 .
- ^ Ларуи, Абдалла (2015). История Магриба: интерпретативный очерк . Издательство Принстонского университета. п. 183. ИСБН 978-1-4008-6998-5 .
- ^ Энциклопедия религии . Справочник Macmillan США. 2005. с. 4586. ИСБН 978-0-02-865981-7 .
Абд аль-Мумин происходил из западного Алжира и, по данным летописцев, привел с собой в Марокко сорок тысяч своих соотечественников, чтобы укрепить свою личную власть.
- ^ Слауи 2014 , стр. 273–274
- ^ Абу-Наср 1987 , с. 94.
- ^ Ларусс, Издания. «Альмохады по-арабски аль-Мувахидун» . www.larousse.fr (на французском языке) . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Мэгилл и Авес 1998 , с. 5.
- ^ Беннисон 2016 , с. 354.
- ^ Беннисон 2016 , с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б Жюльен 1970 , с. 109.
- ^ Арджоманд 2022 , с. 285.
- ^ Беннисон 2016 , стр. 83–84, 342.
- ^ Беннисон 2016 , стр. 87–88.
- ^ Баадж 2015 , стр. 121–146.
- ^ Баадж 2015 , стр. 146–149.
- ^ Бартон, Саймон (2009). История Испании . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 63–66. ISBN 978-0-230-20012-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, Линда Г. (2013), «Проповедь Альмохадов: верность и сопротивление через Гибралтарский пролив» , Spanning the Strait , Brill, стр. 71–101, doi : 10.1163/9789004256644_004 , ISBN 9789004256644 , получено 13 февраля 2023 г.
- ^ Беннисон 2016 , стр. 173–174.
- ^ Буллиет, Ричард В. (1979). Обращение в ислам в средневековый период . Де Грютер. дои : 10.4159/harvard.9780674732810 . ISBN 9780674732803 . Цитируется в Морильяс, Консуэло Лопес (2000), Менокаль, Мария Роза; Шейндлин, Раймонд П.; Селлс, Майкл (ред.), «Язык» , «Литература Аль-Андалуса» (1-е изд.), Cambridge University Press, стр. 31–59, номер домена : 10.1017/chol9780521471596.004 , ISBN. 978-0-521-47159-6 , получено 17 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бонджанино, Умберто (8 февраля 2018 г.). Идеологическая сила некоторых иллюминированных рукописей Альмохадов (лекция).
- ^ Сиджелмасси, Мохамед (1987). Реликвии рукописей из Королевской сокровищницы Марокко: (Bibliothèque al-Hassania) (на французском языке). www.acr-edition.com. ISBN 978-2-86770-025-5 .
- ^ HM Balyuzi, Мухаммад и курс ислама , стр. 306. Джордж Рональд, 1976. ISBN 978-0-85398-060-5
- ^ Аданг (2005). «Распространение захиризма в Аль-Андалусе в постхалифский период: данные биографических словарей». В Гюнтере, Себастьяне (ред.). Идеи, образы и методы изображения: взгляд на классическую арабскую литературу и ислам . Лейден: Брилл. стр. 297–346. ISBN 90-04-14325-4 .
- ^ Кес Верстиг , Арабская лингвистическая традиция , с. 142. Часть серии «Вехи лингвистической мысли», том. 3. Нью-Йорк : Рутледж , 1997. ISBN 978-0-415-15757-5
- ^ Шауки Даиф Ибн Мады , Введение к опровержению грамматиков , стр. 6. Каир, 1947 год.
- ^ Накамура, Кодзиро (1974). «Критика арабских грамматистов Ибн Мадой» . Ориент . 10 : 89–113. дои : 10.5356/orient1960.10.89 .
- ^ Паскаль Бурези и Хишам Эль Аллауи, Управление империей: провинциальная администрация в Халифате Альмохадов 1224–1269 , стр. 170. Том 3 «Исследований по истории и обществу Магриба». Лейден: Издательство Brill, 2012. ISBN 978-90-04-23333-1
- ^ Ахмед, Назир (10 июля 2001 г.). Ислам в глобальной истории: Том первый: От смерти Пророка Мухаммеда до Первой мировой войны . Корпорация Xlibris. ISBN 978-1-4628-3130-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Флетчер, Мадлен (1991). «Альмохад Таухид: теология, опирающаяся на логику». Нумен . 38 : 110–127. дои : 10.1163/156852791X00060 .
- ^ Беннисон 2016 , стр. 258–262.
- ^ Перейти обратно: а б Беннисон 2016 , с. 261.
- ^ Абун-Наср 1987 , стр. 98, 101–102, 117, 132–133.
- ^ Стокстилл, Эбби (2023). «Красная палатка в Красном городе: Халиф Кубба в Альмохаде Марракеше» . В Экичи, Дидем; Благословение, Патрисия; Баудез, Базиль (ред.). Текстиль в архитектуре: от средневековья к модернизму . Тейлор и Фрэнсис. стр. 21–22. ISBN 978-1-000-90044-6 .
- ^ Стокстилл, Эбби (2023). «Красная палатка в Красном городе: Халиф Кубба в Альмохаде Марракеше» . В Экичи, Дидем; Благословение, Патрисия; Баудез, Базиль (ред.). Текстиль в архитектуре: от средневековья к модернизму . Тейлор и Фрэнсис. стр. 21–22. ISBN 978-1-000-90044-6 .
- ^ Аль-Азиз, Бенабдалла, Абд (1957). Аспекты марокканской цивилизации [ Аспекты цивилизации Магриби ] (на арабском языке). Дар Аль-Сальма. п. 43.
- ^ Перейти обратно: а б Беннисон, Амира К. (2014). «Барабаны, знамена и барака: символы власти первого века правления Маринидов, 1250–1350». В Беннисоне, Амира К. (ред.). Артикуляция власти в средневековой Иберии и Магрибе . Издательство Оксфордского университета. стр. 194–216.
- ^ Хасан, Али Хасан (1980). Исламская цивилизация в Марокко и Андалусии : эпоха Альморавидов и Альмохадов ] (на арабском языке). Библиотека Аль-Ханджи. п. 424.
- ^ Беннисон 2016 , с. 101.
- ^ Беннисон 2007 , с. 88.
- ^ Асим, Мухаммад Ризк (2006). ислама от белого знамени Пророка до красного османского флага ] Знамена (на арабском языке). Каир: Библиотека Мадбули. п. 151.
- ^ Бурези, Паскаль; Ааллауи, Хишам Эль (2012). Управление империей: провинциальная администрация в халифате Альмохадов (1224–1269): критическое издание, перевод и изучение рукописи 4752 из библиотеки Хасания в Рабате, содержащей 77 такадим («Назначения») . Брилл. п. 76. ИСБН 978-90-04-23971-5 .
- ^ Сивантос, Кристина (2017). Загробная жизнь Аль-Андалуса: мусульманская Иберия в современных арабских и латиноамериканских повествованиях . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 175. ИСБН 978-1-4384-6671-2 .
- ^ Стрейт, Джессика (2013). Монументальная строгость: значения и эстетическое развитие пятничных мечетей Альмохадов (доктор философии). Корнелльский университет. п. 52. HDL : 1813/34025 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бонджанино, Умберто (18 мая 2021 г.). Нерассказанные истории Магрибских Коранов (12-14 вв.) (Лекция).
- ^ Перейти обратно: а б с д и Барруканд, Марианна (1995). Замечания об украшении испано-магрибских религиозных рукописей средневековья . Париж: Комитет исторических и научных работ. п. 240-243. ISBN 2-7355-0241-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хемир, Сабиха (1992). «Искусство книги». В Доддсе, Джеррилинн (ред.). Аль-Андалус: Искусство исламской Испании . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: MetPublications. п. 124. ИСБН 978-0-87099-636-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Барруканд, Марианна (2005). Просветители эпохи Альмохадов: фронтисписы и унваны . Арабские и исламские исследования. п. 72-74.
- ^ Перейти обратно: а б Робинсон, Синтия (2007). Контадини, А. (ред.). Локализованная любовь и наука издалека: «арабская живопись», иберийская куртуазная культура и хадис Баяд ва Рияд . Брилл. стр. 104–114. ISBN 978-90-474-2237-2 .
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С. (2009), «Альмохад», Энциклопедия исламского искусства и архитектуры The Grove , Oxford University Press, два : 10.1093/acref/9780195309911.001.0001/acref-9780195309911-e-70 , ISBN 978-0-19-530991-1 , получено 4 мая 2021 г.
- ^ Блэр, Шейла (2008). Исламская каллиграфия . Эдинбург: Эдинбург. стр. 227–228. ISBN 978-1-4744-6447-5 .
- ^ Партерройо, Кристина (1992). «Альморавид и Альмохад Текстиль». В Доддсе, Джеррилин Д. (ред.). Аль-Андалус: Искусство исламской Испании . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 105–113. ISBN 0-87099-637-1 .
- ^ Доддс 1992 , стр. 326–327.
- ^ Али-де-Унсага, Мириам (2014). «Знамя Лас-Уэльгас называется «Лас-Навас де Тулуза» » . В Линце, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (ред.). Средневековое Марокко: Империя от Африки до Испании (на французском языке). Париж: издания Лувра. п. 98. ИСБН 9782350314907 .
- ^ См. также:
- Павон Мальдонадо, Базилио (1985). «Искусство, символ и эмблемы в мусульманской Испании» . Аль-Кантара (на испанском языке). 10 (2): 448. hdl : 10261/26606 . ISSN 0211-3589 .
- Руис Соуза, Хуан Карлос (2001). «Военные трофеи и священные сокровища» . В Банго Торвизо, Исидро Г. (ред.). Чудеса средневековой Испании: Священное сокровище и монархия (на испанском языке). Мадрид: Хунта Кастилии и Леона. п. 35.
- Али-де-Унсага, Мириам (2007). «Коранические надписи на так называемом «Вымпеле Лас-Навас-де-Толоса» и трех знаменах Маринидов». В Сулемане, Фахмида (ред.). Слово Божие, искусство человека: Коран и его творческие выражения . Издательство Оксфордского университета и Институт исследований исмаилита. стр. 239–270. ISBN 9780199591497 .
- ^ «Кантара — Большая люстра мечети Каравийин» . www.qantara-med.org . Проверено 21 февраля 2021 г.
- ^ Терраса, Анри (1968). Мечеть аль-Карауин в Фесе; с исследованием Гастона Девердана об исторических надписях мечети . Париж: Библиотека К. Клинксик.
- ^ «i24NEWS» . www.i24news.tv . Проверено 11 сентября 2020 г.
- ^ Линц, Делери и Тюиль Леонетти, 2014 , стр. 334.
- ^ «Кантара — Струя фонтана в виде оленя» . www.qantara-med.org . Проверено 21 февраля 2021 г.
- ^ Линц, Делери и Тюиль Леонетти, 2014 , стр. 390.
- ^ Доддс 1992 , с. 270.
- ^ «Кантара — Лев с шарнирным хвостом» . www.qantara-med.org . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 г. Проверено 21 февраля 2021 г.
- ^ Линц, Делери и Тюиль Леонетти, 2014 , стр. 383.
- ^ Доддс 1992 , с. 274.
- ^ Блум, Джонатан; Туфик, Ахмед; Карбони, Стефано; Султаниан, Джек; Вилмеринг, Антуан М.; Минор, Марк Д.; Завацкий, Эндрю; Хбиби, Эль Мостафа (1998). Минбар мечети Кутубия . Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Ediciones El Viso, SA, Мадрид; Министр по делам культуры, Королевский дворец Марокко. п. 26.
- ^ Линц, Делери и Тюиль Леонетти, 2014 , стр. 329.
- ^ Линц, Делери и Тюиль Леонетти, 2014 , стр. 332.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055-1269 гг . Париж: ЛиенАрт.
- ^ Линц, Делери и Тюиль Леонетти, 2014 , стр. 327.
- ^ Перейти обратно: а б «Исламская баня XII века обнаружена в тапас-баре Севильи» . Хранитель . 18 февраля 2021 г. Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Марсе 1954 , стр. 258–260.
- ^ Беннисон 2016 , стр. 276 и далее.
- ^ Бассет, Анри; Терраса, Анри (1932). Святилища и крепости Альмохадов . Париж: Лароз.
- ^ Музы , Де Агостини, Новара, 1964, Том. пп. 152–153
- ^ Беннисон 2016 , стр. 195–196.
- ^ Перейти обратно: а б Арнольд 2017 , с. 196.
- ^ Марсе 1954 , стр. 228–231.
- ^ Марсе 1954 , стр. 232–234.
- ^ Марсе 1954 , стр. 243–244.
- ^ Марсе 1954 , стр. 319, 328, 338, 347.
- ^ Marçais 1954 , стр. 201 и позже.
- ^ Bloom 2020 , стр. 10, 128, 183.
- ^ Перейти обратно: а б Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
- ^ Перейти обратно: а б Марсе, 1954 год .
- ^ Беннисон 2016 , стр. 312–323.
- ^ Блум 2020 , с. 121.
- ^ Марсе 1954 , стр. 220–225.
- ^ Беннисон 2016 , стр. 309–10, 322–25.
- ^ Беннисон 2016 , стр. 320, 324.
- ^ Беннисон 2016 , стр. 325–326.
- ^ Беннисон 2016 , с. 326.
- ^ Перейти обратно: а б Арнольд 2017 , стр. 196–212.
- ^ Арнольд 2017 , стр. 239–240.
- ^ Реклайтите, Иева (2021). «Слух о воде: ключевой элемент мавританской Гранады». В Болуа-Гальярдо, Барбара (ред.). Спутник исламской Гранады . Брилл. п. 461. ИСБН 978-90-04-42581-1 .
- ^ Ориуэла, Антонио (2021). «От частного к публичному пространству: домашняя и городская архитектура исламской Гранады». В Болуа-Гальярдо, Барбара (ред.). Спутник исламской Гранады . Брилл. стр. 421–424. ISBN 978-90-04-42581-1 .
- ^ Арнольд 2017 , стр. 199–210.
- ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: формирование городских пространств бывшей столицы Марокко (на французском языке). Париж: L'Harmattan. стр. 70–71. ISBN 2-7475-2388-8 .
- ^ «Исламский мир» Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 2 сентября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж М. Дж. Вигера, «Альмохады». В Энциклопедии евреев в исламском мире , ответственный редактор Норман А. Стиллман. Впервые опубликовано в Интернете: 2010 г. Первое печатное издание: ISBN 978-90-04-17678-2 , 2014 г.
- ^ Беннисон 2016 , с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б с Верскин, Алан (2020). «Средневековые еврейские взгляды на преследования Альмохадов: память, репрессии и влияние» . В Гарсиа-Аренале — «Мерседес»; Глейзер-Эйтан, Йонатан (ред.). Принудительное обращение в христианство, иудаизм и ислам: принуждение и вера в досовременной Иберии и за ее пределами . Серия книг «Нумен». Том. 164. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 155–172. дои : 10.1163/9789004416826_008 . ISBN 978-90-04-41681-9 . ISSN 0169-8834 . S2CID 211666012 .
- ^ Менокаль, Мария Роза (2002). Украшение мира: как мусульмане, евреи и христиане создали культуру толерантности в средневековой Испании . Маленький, Браун. ISBN 0-316-56688-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Амира К. Беннисон и Мария Анхелес Гальего. « Еврейская торговля в Фесе накануне завоевания Альмохадов ». МЕАХ, раздел на иврите 56 (2007 г.), 33–51.
- ^ Перейти обратно: а б Сильверман, Эрик (2013). «Горькие шляпки и значки» . Культурная история еврейской одежды . Лондон и Нью-Йорк : Bloomsbury Academic . стр. 47–48. ISBN 978-1-84520-513-3 .
- ^ Вассерштейн, Дэвид Дж. (2020). «Интеллектуальная генеалогия политики Альмохадов по отношению к христианам и евреям» . В Гарсиа-Аренале — «Мерседес»; Глейзер-Эйтан, Йонатан (ред.). Принудительное обращение в христианство, иудаизм и ислам: принуждение и вера в досовременной Иберии и за ее пределами . Серия книг «Нумен». Том. 164. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 133–154. дои : 10.1163/9789004416826_007 . ISBN 978-90-04-41681-9 . ISSN 0169-8834 . S2CID 211665760 .
- ^ Росс Бранн, Сила в изображении: изображения евреев и мусульман в исламской Испании одиннадцатого и двенадцатого веков , Princeton University Press, 2009, стр. 121–122.
- ^ Фрэнк и Лиман, 2003, стр. 137–138.
Источники
[ редактировать ]- Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521337674 .
- Арнольд, Феликс (2017). Исламская дворцовая архитектура в Западном Средиземноморье: история . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190624552 .
- Баадж, Амар С. (2015). Саладин, Альмохады и Бану Гания: борьба за Северную Африку (12 и 13 века) . Брилл. ISBN 978-90-04-29857-6 .
- Бел, Альфред (1903). Бену Ганья: последние представители Империи Альморавидов и их борьба против Империи Альмохадов . Париж: Э. Леру.
- Беннисон, Амира К. (2007). Города в досовременном исламском мире Влияние религии, государства и общества на города . Рутледж. ISBN 978-1-134-09650-3 .
- Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748646821 .
- Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 .
- Коппе, Генри (1881). Завоевание Испании арабами-маврами . Бостон: Литтл, Браун. ОСЛК 13304630 .
- Доддс, Джеррилин Д., изд. (1992). Аль-Андалус: Искусство исламской Испании . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0-87099-637-1 .
- Дози, Рейнхарт (1881). История Альмохадов (2-е изд.). Лейден: Брилл. OCLC 13648381 .
- Гольдцихер, Игнак (1903). Книга Мухаммеда ибн Тумерта: Махди Альмохадеса (PDF) . Алжир: П. Фонтана.
- Кеннеди, Хью Н. (1996). Мусульманская Испания и Португалия: политическая история Аль-Андалуса . Нью-Йорк: Лонгман. стр. 196–266. ISBN 978-0-582-49515-9 .
- Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле, ред. (2014). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании (на французском языке). Париж: издания Лувра. ISBN 9782350314907 .
- Мэгилл, Фрэнк Нортен; Авес, Элисон (1998). Словарь мировой биографии: Средние века . Рутледж. ISBN 9781579580414 – через Google Книги.
- Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
- Жюльен, Шарль Андре (1970). История Северной Африки: Тунис, Алжир, Марокко, от арабского завоевания до 1830 года . Рутледж и К. Пол. ISBN 978-0-7100-6614-5 .
- Попа, Марсель Д.; Матей, Хория К. (1988). Маленькая энциклопедия всеобщей истории . Бухарест: Издательство «Политика». OCLC 895214574 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жизнь Абд аль-Мумина среди Масмудов : Британская энциклопедия
- Аль-Андалус: искусство исламской Испании , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о халифате Альмохадов (см. Указатель)
- Халифат Подушка
- Халифаты
- Средневековая история Алжира
- История Гибралтара
- XII век в Ифрикии
- 13 век в Ифрикии
- Средневековая история Португалии
- 11 век в Марокко.
- XII век в Марокко.
- 13 век в Марокко.
- XII век в Аль-Андалусе
- 13 век в Аль-Андалусе
- Средневековая история Ливии
- Штаты и территории, основанные в 1121 году.
- Государства и территории, упраздненные в 1260-х годах.
- 1269 закрытий
- Исторические трансконтинентальные империи
- Бывшие страны
- Бывшие теократии