Пизанский Гриффин

Пизанский грифон — большая бронзовая скульптура грифона , мифического зверя, которая сохранилась в Пизе , Италия, со времен средневековья, несмотря на свое исламское происхождение, особенно в конце 11-го или начале двенадцатого века в Аль-Андалусе (исламская Испания). [1] Сейчас он находится в Museo dell'Opera del Duomo (Соборный музей) в Пизе.
Радиоуглеродное датирование установило, что грифон был сделан где-то между 1085 и 1110 годами нашей эры. [2] [ нужна страница ] Пизанский грифон — крупнейшая известная средневековая исламская металлическая скульптура, высотой более трех футов и высотой 1,07 метра (42 дюйма). Его описывают как «самый известный, а также самый красивый и монументальный пример» традиции зооморфной бронзы в исламском искусстве. [3]
Грифон на первый взгляд кажется исторической аномалией, учитывая его неуловимое происхождение и множество возможных применений, включая источник звука или музыкальный инструмент. Однако о его возможном происхождении можно приблизительно судить, сравнивая его с аналогичными скульптурами того времени, а именно с анималистическими скульптурами и фонтанами дворцовых поселений Аль-Андалузии. Более того, грифон может иметь тот же метод изготовления и, следовательно, происхождения, что и аль-андалузские источники, основанный на металлическом содержимом его бронзового сплава.
Описание
[ редактировать ]У грифона голова орла , уши как у лошади , бородки петуха , крылья, тело льва , а также конечности и пальцы ног других млекопитающих. Его размеры составляют 107 см (42 дюйма) х 90 см (35 дюймов) х 46 см (18 дюймов). [4] [ нужна страница ] Статуя изготовлена из литой бронзы (то есть медного сплава ). Его крылья отлиты отдельно и удерживаются на месте заклепками . Внутри он практически полый. имеется выгравированное украшение, включающее арабскую надпись куфическими буквами, гласящую: «Совершенное благословение, полное благополучие, совершенная радость, вечный мир и совершенное здоровье, а также счастье и удача (?) для владельца». Вокруг груди и боков зверя [5]
Крылья украшены стилизованными перьями , грудь - накладывающимися полукруглыми чешуйками , спинка - узором из однотонных кругов, заключенных в два кольца на фактурном фоне. В верхней части каждой ноги имеется более сложная перевернутая каплевидная зона или картуш , где арабески окружают животное. На каждой передней ноге изображены львы. На каждой задней стороне изображены птицы, предположительно орлы. [6]
Во внутреннюю часть статуи ведут три отверстия, в которых установлены детали, имеющие различные интерпретации, описанные ниже. Есть отверстия во рту, сзади – возможно, для отсутствующего хвоста – и еще одно отверстие побольше под брюхом. Внутри находится «шаровидная «чашка» из бронзы, открытая к брюху и припаянная сзади тонким куском того же металла». [7]
- Пизанского собора Пизанский грифон в капитуле , 2014 г.
- Вид на Пизанского грифона с заднего конца.
- Деталь головы Пизанского грифона
- Деталь орнамента на передней ноге Пизанского грифона.
- Деталь куфической надписи на Пизанском грифоне
Первоначальное использование и история
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Грифон — самое крупное из группы сохранившихся исламских бронзовых животных, большинство из которых намного меньше и выполняют функции акваманилов и курильниц (изображения ниже). [8] Гораздо меньшая группа произведений среднего размера включает несколько, которые явно были первоисточниками, вероятно, первоначально расположенными круговыми группами, обращенными наружу, подобно знаменитым каменным львам (изображение ниже), которые все еще находятся в Альгамбре в Гранаде . [9] Среди группы непереносных раннеисламских бронзовых животных двое явно были созданы как первоисточники: лев, возможно, из Сицилии и довольно поздний, и лань (олень-самка) из Кордовы, датируемая X веком. [10] Последняя скульптура самки оленя, как говорят, является компаньоном «Кордовского оленя», самого известного из группы после Пизанского грифона. Эта задняя статуя имеет высоту 61,6 сантиметра (24,3 дюйма), хотя отсутствуют рога. предположительно у нее Первоначально он существовал и датируется примерно 950–1000 гг. Он находится в Провинциальном археологическом музее Кордовы и был найден в руинах большого города-дворца Мадинат аль-Захра недалеко от Кордовы. [11]
Другой задний источник, найденный в Мадинат аль-Захра, находится в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде (изображение ниже). Историк XVI века аль-Маккари отмечал, что во дворце Мадинат аз-Захра были «...мраморные чаши с замысловатыми струями», украшенные головами различных животных. «Один из них был окружен двенадцатью золотыми скульптурами животных, изо рта которых извергалась вода». [12] Меньшие экспонаты включают «Кассельского льва», подписанного Абдаллахом Маттиалом 10 или 11 века ( Кассельский музей), [13] и «лев Монсон» (изображение ниже) в Лувре . [14]
Было высказано предположение, что грифона могли поместить в фонтан, изо рта которого струилась вода. Однако эта теория недавно была подвергнута сомнению некоторыми историками, поскольку у грифона нет остатков гидравлической системы, необходимой для проталкивания воды через рот. [15]
- Львиный фонтан на Львином дворе в Альгамбре , 14 век.
- Источник X века в форме лани из Мадинат аль-Захра , Мадрид. Высота 32,3 см (12,72 дюйма)
- Монсонский лев, источник, XII-XIII века, сейчас находится в Лувре.
Музыкальный инструмент
[ редактировать ]
Более поздняя теория, основанная на остатках его внутренних особенностей, заключается в том, что и грифон, и лев поменьше из Метрополитен-музея в Нью-Йорке были созданы для того, чтобы издавать звуки изо рта, как своего рода механическая игрушка, известная были рассмотрены в исламских судах. [16] Внутренняя часть грифона полая, за исключением чашеобразного сосуда меньшего размера, расположенного ближе к задней части грифона. Его полая внутренняя часть и металлический внешний вид, а также внутренний сосуд могли сделать грифона резонансным. [17]
Кроме того, позже грифон был помещен на вершину Пизанского собора , что позволило ветру дуть сквозь конструкцию и издавать различные музыкальные звуки. Согласно письменным историческим отчетам аль-Хамадани и Якута , во дворце Гумдан в Сане также были большие медные статуи львов, которые издавали звук «рычания дикого зверя», когда ветер дул через заднюю часть льва и наружу через рот. [17] Более того, предполагается, что механизм, с помощью которого грифон, вероятно, издавал звук, был похож на волынку . Внутренний сосуд в форме чаши поддерживал бы подушку безопасности, сохраняя при этом давление. Рядом трость , позволяющая ветру проникать сзади, через внутренний сосуд и подушку безопасности, мимо трости и наружу изо рта. с пастью грифона должна была быть помещена [18] Для этого потребуется прочное уплотнение между подушкой безопасности, тростью и трубой, ведущей ко рту грифона, - все это находится внутри тела грифона. Таким образом, эта теория также дает объяснение ошибочной отливке грифона, поскольку внутренняя инструментальная структура не требовала бы неповрежденной внешней структуры для воспроизведения звука. [19]
Исходный исламский контекст
[ редактировать ]Местоположение места, где был сделан грифон, было предметом серьезных споров относительно регионов Аль-Андалус, Египта, Сицилии, Северной Африки и других мест, предложенных в различных местах. Дебаты сосредоточены на группе бронзовых изделий того или иного сорта, которые, как часто полагают, были изготовлены в одном и том же месте. Аль-Андалус остается самым популярным выбором, но возможными местами происхождения также могут быть Южная Италия или Сицилия. [20] Однако Египет, похоже, в значительной степени вышел из разногласий. [21]
Роберт Хилленбранд предполагает, что на фантастическую природу грифона и других статуй животных повлияло убеждение, что такие мифические звери с меньшей вероятностью будут считаться идолопоклонниками, чем реалистичные формы животных. [22] Все изображения животных в религиозном контексте противоречили строгому толкованию ислама . Трехмерные изображения, особенно такие большие скульптуры, как эти, чаще всего обвинялись в уклонении от идолопоклонства и поэтому были редкостью в религиозном исламском искусстве . В Эрмитаже акваманиле коровы и теленка, подвергшихся нападению льва, позже перерезали животным глотки острой бороздкой, очевидно, чтобы дать понять, что они мертвы. [23] Олег Грабарь предполагает, что гравированный декор может быть «переводом в более дешевую бронзу» инкрустации и эмали, встречающихся на золотых и серебряных византийских предметах. [24] Круглые узоры на спине грифона, а также картуши на каждой ноге были заимствованы из текстильных рисунков. [25]
Прибытие в Пизу
[ редактировать ]Принято считать, что грифон прибыл в Пизу в какой-то момент в конце 11 или начале 12 века и, возможно, был добычей в одной из многих успешных «войн» или набегов, проведенных Пизанской Республикой против исламских государств. [26] В этот период Пиза была на пике своего могущества как морская республика и занимала видное положение среди окружающих средиземноморских и тосканских общин. [27] Успешное нападение в 1087 году на Махдию в современном Тунисе , столицу местной династии Зиридов , является одним из кандидатов. [28] Другим сильным кандидатом является Пизанская кампания против сарацин Балеарских островов в Испании между 1113 и 1115 годами . [29]
Грифон был помещен на платформу на вершине колонны, поднимающейся с фронтона над апсидой в восточном конце Пизанского собора , вероятно, как часть первоначального строительства, начатого в 1064 году. быть увиденным вблизи. Таким образом, его исламское происхождение было забыто на протяжении веков. [30] Согласно более поздним местным легендам, это была либо римская скульптура, либо местное средневековое творение, либо военная добыча 1115 года, либо чудесная находка, сделанная при раскопках фундамента собора. [31] Поскольку грифон сделан из бронзы, пизанцы, возможно, нашли сходство между этой статуей и сохранившимися бронзовыми римскими скульптурами, напоминая пизанцам об их имперском прошлом. [32] Крупномасштабное европейское бронзовое литье того периода специализировалось на шрифтах и парах дверей, из которых есть прекрасная романская пара с рельефами в том же музее .
Более поздние движения
[ редактировать ]В 1828 году грифон был снят и помещен в Кафедральный музей, а позже его первоначальную позицию заменила копия. При внимательном рассмотрении куфическая надпись делает очевидным ее исламское происхождение, хотя в «Справочнике по Италии» Мюррея 1861 года предполагалось, что «хотя она и арабская, она явно не магометанская, и, скорее всего, это идол или талисман, принадлежащий друзам или некоторые другие племена, которые даже до сих пор тайно отвергают учение Корана». [33] Споры о месте и дате его создания продолжаются и по сей день. [34]
В Пизе грифон присоединился к другим трофейным произведениям престижной бронзовой скульптуры, выставленным в центре гражданского пространства, таким как (позже) лошади Святого Марка и лев на колонне на площади Пьяццетта в Венеции. [35] Он является частью, вероятно, самого известного ансамбля романской архитектуры в Италии на площади Пьяцца деи Мираколи , откуда открывается вид на Пизанскую башню с баптистерием позади нее.
В последние годы грифон побывал на выставках в Берлине в 1989 году, Гранаде, Нью-Йорке в 1992 году и Университете Бригама Янга в Прово в 2012 году.
В настоящее время реализуется междисциплинарный проект по Пизанскому грифону, связанным с ним изделиям из металла и материальной культуре в сотрудничестве с Оксфордским университетом, Пизанским университетом, CNR - ISTI в Пизе, Opera della Primaziale Pisana и Istituto Superiore per la Conservazione ed il Restauro . [36] Результатами проекта станут точная цифровая 3D-модель статуи, полученная с помощью 3D-сканирования , видеоролики, книга и выставка. [37]
См. также
[ редактировать ]- Анка — арабская мифологическая хищная птица.
- Птица Хума - иранская мифологическая птица.
- Турул — венгерская мифологическая хищная птица.
- Конрул — тюркское мифологическое существо, похожее на феникса.
- Симург — иранская мифологическая птица.
- Сфинкс — мифологическое существо с человеческой головой и телом льва из Древней Греции и Древнего Египта.
- Бурак - сверхъестественное конеподобное существо, которое служило ездовым животным Мухаммеда во времена Исры и Мираджа.
Примечания
[ редактировать ]
- ^ Квантара (2008) ; Хоффман (2007) , с. 318
- ^ Крестьяне и Камбер (2018)
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина (2001) , с. 210
- ^ Крестьяне и Камбер (2018)
- ^ Квантара (2008)
- ^ Quantara. Архивировано 26 марта 2012 г. в Wayback Machine , подвижное увеличение, изображение крупным планом], см. также Quantara (2008) .
- ^ Квантара (2008)
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина (2001) , стр. 66, 210
- ^ Кристис (1997) ; Искусство средневековой Испании (1993) , с. 80-84; Доддс (1992)
- ^ Кристи (1997)
- ^ Кордовский олень: Джонс и Мичелл (1976) , стр. 167, кат. 172; «Носик фонтана в форме оленя». Архивировано 26 марта 2012 г. в Wayback Machine , Квантара; Изображение кордовского оленя , заархивированное 16 марта 2012 г. в Wayback Machine ; дальнейшее чтение о Мадинат Аль-Захре в Доддсе (1992)
- ^ Кристи (1997)
- ^ Джонс и Мичелл (1976) , стр. 165, кат. 168
- ^ Лев с шарнирным хвостом , «Лев Монсона» на Кантаре.
- ^ Квантара (2008) ; Контадини, Камбер и Нортовер (2002) излагают эту теорию.
- ^ Контадини и Камбер (2018) , с. 30 и Контадини, Camber & Northover (2002) , с. 69
- ^ Jump up to: а б Контадини, Кэмбер и Нортовер (2002) , с. 69
- ^ Крестьяне (2005) , с. 96
- ^ Контадини, Camber & Northover (2002) , стр. 70
- ^ Мэтьюз (2012) , с. 237
- ^ Квантара (2008) ; «ИСПАНСКИЙ ИСЛАМСКИЙ ДВЕРНОЙ МОЛОТОК, 11 ВЕК» Описание и примечания к лоту Christie's. Продажа 6373, ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО И РУКОПИСИ, 10 октября 2000 г., Лондон, Кинг-стрит; см. также Christie's (1997) .
- ^ Хилленбранд (2003)
- ^ Джонс и Мичелл (1976) , стр. 169, кат 178; полный аккаунт здесь
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина (2001) , с. 238
- ^ Кристи (1997)
- ^ Контадини (2010) , с. 54 и Дженкинс (1978)
- ^ Балафрей (2012) .
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина (2001) , с. 210. Другими возможными вариантами являются Пизанско-Генуэзские экспедиции на Сардинию (1015–1016 гг.) и экспедиция 1113–1115 гг. на Балеарские острова .
- ^ Балафрей (2012) , стр. 33 и Паркер (2014) , стр. 86.
- ^ Мак (2002) , с. 3
- ^ Квантара (2008) ; Мак (2002) , стр. 181–182, примечание 5.
- ^ Фермеры (2010) , с. 54
- ^ Справочник для путешественников по центральной Италии , О. Блюитт, с. 49, 1861, Джон Мюррей
- ^ Quantara (2008) и см. выше.
- ^ Мак (2002) , стр. 3–4.
- ^ Проект Пизанского Грифона (2012)
- ^ Д-р Анна Контадини , SOAS , Лондон
Ссылки
[ редактировать ]- «ВАЖНЫЙ БРОНЗОВЫЙ ИСТОНИК В ФОРМЕ ХИНДА, УМАЙЯД КОРДОБА, ИСПАНИЯ ПРИМНО СЕРЕДИНА X ВЕКА» . Christie's (описание лота и примечания). 25 апреля 1997 г. Лот 259, Продажа 5779, Ислам.
- Балафрей, Ламия (2012). «Сарацин или Пизан?». Арс Ориенталис . 42 : 31–40. JSTOR 43489762 .
- Контадини, Анна (2005), «Музыкальные звери: Лебедь-Феникс в бестиариях Ибн Бахтишу», в О'Кейне, Бернард (ред.), Иконография исламского искусства , Edinburgh University Press, стр. 93–101.
- Контадини, Анна (2010), «Перемещение и трансформация: некоторые ближневосточные объекты в Европе», в Саурма-Йельч, Лизелотта (редактор), « Сила вещей и поток культурных трансформаций» , Deutscher Kunstverlag, стр. 42–64. , ISBN 978-3-422-06978-7
- Контадини, А.; Камбер, Р.; Нортовер, П. (2002). «Рычавшие звери: Пизанский грифон и Нью-Йоркский лев». Ин Болл, В.; Харроу, Л. (ред.). От Каира до Кабула: афганские и исламские исследования, представленные Ральфу Пиндеру-Уилсону . Мелисенда. стр. 65–83. ISBN 9781901764123 .
- Контадини, Анна; Камбер, Ричард (2018), «Представление Пизанского грифона и льва Мари-Ча», в Контадини, Анна (редактор), Пизанский грифон и лев Мари-Ча: обработка металлов, искусство и технологии в средневековом исламском Средиземноморье , Pacini Editore Srl, стр. 19–34, ISBN 978-88-6995-306-4
- Доддс, Джеррилинн, изд. (1992), Аль-Андалус: Искусство исламской Испании (каталог выставки), Нью-Йорк: Музей искусств Метрополитен.
- Эттингхаузен, Ричард; Грабарь, Олег ; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650-1250 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-08869-8 .
- Хилленбранд, Роберт (2003). «Исламское искусство». Исламское искусство . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T041771 . ISBN 978-1-884446-05-4 .
- Хоффман, Ева Р. (2007). «Пути переносимости: исламский и христианский обмен с десятого по двенадцатый век». Позднеантичное и средневековое искусство Средиземноморья . Издательство Блэквелл. ISBN 978-1-4051-2071-5 .
- Джонс, Далу; Мичелл, Джордж, ред. (1976). Искусство Ислама . Совет искусств Великобритании . ISBN 0-7287-0081-6 .
- Мак, Розамонд (2002). От базара до площади: исламская торговля и итальянское искусство, 13.00-16.00 . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520221314 .
- Мэтьюз, Карен (2012), «Военный грабеж или предметы торговли? Повторное использование и получение андалузских предметов в средневековой Пизе», Журнал средневековых иберийских исследований , том. 4, нет. 2, стр. 233–258.
- Мэтьюз, Карен (июль 2010 г.). Культурные гибриды: христиане, мусульмане и евреи в средневековом Средиземноморье. Летний институт NEH для профессоров колледжей и университетов . предметы из Аль-Андалуса в качестве украшения пизанских церквей. Архивировано из оригинала 18 августа 2011 г.
- Дженкинс, М. (1978), «Новые свидетельства истории и происхождения так называемого Пизанского грифона», Исламские археологические исследования , том. 5, стр. 79–81.
- Паркер, Мэтью (2014), «Пиза, Каталония и мусульманские пираты: межкультурные обмены в Балеарском крестовом походе 1113–1115 годов», Viator , vol. 45, нет. 2, стр. 77–100.
- «Пизанский грифон» . Квантара . 2008. Архивировано из оригинала 26 марта 2012 года . Проверено 15 мая 2011 г.
- Искусство средневековой Испании, 500-1200 гг. н. э. (каталог выставки). Метрополитен-музей. 1993. стр. 80–82.
- «Проект Пизанский грифон» . Октябрь 2012 г. — сравнительное исследование трех произведений искусства (бронзовые слепки исламского происхождения).