сухая веревка

Cuerda seca (по-испански «сухой шнур») — это техника, используемая при нанесении цветной глазури на керамические поверхности.
Описание
[ редактировать ]Когда на керамическую поверхность наносится глазурь разного цвета, глазури имеют тенденцию стекать во время процесса обжига. В технике куэрда сека водорастворимая глазурь разделяется на поверхности тонкими линиями жирного вещества, чтобы предотвратить ее вытекание из очерченных участков. Темный пигмент, такой как карбонат марганца, обычно смешивается с жиром, чтобы создать темную линию вокруг каждой окрашенной области. [1]
История
[ редактировать ]Хотя некоторые ученые постулируют тимуридско - иранское происхождение, [2] Многие учёные полагают, что техника cuerda seca зародилась преимущественно в Аль-Андалусе ( исламская Испания и Португалия) во второй половине X века, в период Омейядов (ссылаясь на примеры эпохи Омейядов из Сузы ). [3] [4] [5] [6] Эта техника получила дальнейшее развитие в период Таифа в 11 веке. [4] конца XII века Сохранившиеся фрагменты плитки минарета мечети Касба в Марракеше , Марокко, были названы самым ранним сохранившимся примером плитки Cuerda Seca , используемой для архитектурного декора. [6]
В Средней Азии плитку изготавливали по технике куэрда-сека со второй половины XIV века. [7] Введение разноцветных глазурей зафиксировано в мавзолеях Шах-и-Зинда некрополя в Самарканде . В 1360-х годах цвета были ограничены белым, бирюзовым и кобальтово-синим, но к 1386 году палитра была расширена и теперь включает желтый, светло-зеленый и неглазурованный красный. [8] Большое количество плитки Cuerda Seca производилось в периоды Тимуридов (1370–1507) и Сефевидов (1501–1736). [9]
В 15 веке персидские гончары из Тебриза внедрили эту технику в Турцию и отвечали за украшение мечети Ешиль в Бурсе (1419-1424). [10] В Османской империи плитка cuerda seca вышла из моды в 1550-х годах, и новые императорские здания были украшены плиткой, расписанной под глазурью из Изника . Последним зданием в Стамбуле, в котором была выложена плитка Cuerda Seca , была мечеть Кара Ахмед-паша , которая была спроектирована в 1555 году, но завершена только в 1572 году. [11] [12]
Галерея
[ редактировать ]- Плитка Cuerda seca из Севильского Алькасара , 12-13 века.
- Плитка в Зеленой мечети , Бурса , ок. 1420
- Детали Зеленой гробницы в Бурсе
- Плитка из Харгирда в Иране, середина 15 века.
- Османская плитка, Стамбул, первая половина 16 века.
- Блюдо из Севильи в Испании, начало 16 века.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кэмпбелл 2006 .
- ^ Леммен, Ханс Ван (22 октября 2013 г.). 5000 лет плитки . Смитсоновский институт. ISBN 978-1-58834-398-7 .
- ^ Сустьель, Жан (1985). Исламская керамика: путеводитель знатока . Фрибур: Книжная касса. ISBN 271910213X .
- ^ Jump up to: а б Перес-Арантеги, Жозефина; Сото, Мерседес; Кастильо, Хуан Рамон (1999). «Изучение техники украшения cuerda seca на исламской керамике из Аль-Андалуса (Испания)». Журнал археологической науки . 26 (8): 935–941. Бибкод : 1999JArSc..26..935P . дои : 10.1006/jasc.1999.0400 .
- ^ Шапули, Р.; Делери, К.; Дэниел, Ф.; Вендрел-Саз, М. (2005). « Керамика Cuerda seca из Аль-Андалуса, исламской Испании и Португалии (10–12 века нашей эры): исследование с помощью SEM – EDX и катодолюминесценции». Археометрия . 47 (3): 519–534. дои : 10.1111/j.1475-4754.2005.00217.x .
- ^ Jump up to: а б Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (2014). Средневековое Марокко: Империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. п. 332. ИСБН 9782350314907 .
- ^ Портер 1995 , с. 18.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 373, fn 23.
- ^ Портер 1995 , с. 20.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 83.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 220.
- ^ Неджипоглу 2005 , стр. 377–384.
Источники
[ редактировать ]- Атасой, Нурхан ; Раби, Джулиан (1989). Изник: Керамика Османской Турции . Лондон: Александра Пресс. ISBN 978-1-85669-054-6 .
- Кэмпбелл, Гордон, изд. (2006). «Плитка Cuerda seca и cuenca». Энциклопедия декоративного искусства Grove, Том 1 . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 293. ИСБН 978-0-19-518948-3 .
- Нечипоглу, Гюльру (2005). Эпоха Синана: архитектурная культура Османской империи . Лондон: Книги реакции. ISBN 978-1-86189-253-9 .
- Портер, Венеция (1995). Исламская плитка . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-1456-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гестосо и Перес, Хосе (1899). Очерк словаря художников, процветавших в Севильи: с XIII по XVIII век включительно. Том 1 (на испанском языке). Севилья: В офисе современной Андалусии. п. 77. ОСЛК 9986104 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Метод cuerda seca . , проект Qantara