Зеленая мечеть, Бурса
Зеленая мечеть | |
---|---|
Зеленая мечеть | |
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Расположение | |
Расположение | Бурса , Турция |
Географические координаты | 40 ° 10'55 "N 29 ° 04'28" E / 40,18194 ° N 29,07444 ° E |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Хаджи Иваз Паша |
Тип | Мечеть |
Стиль | Исламская , Османская архитектура |
Новаторский | 1412 |
Завершенный | 1424 |
угрожать (а) | 2 |
Часть | Бурса и Джумалыкызык: рождение Османской империи |
Критерии | Культурные: (i), (ii), (iv), (vi) |
Ссылка | 1452-006 |
Надпись | 2014 г. (38-я сессия ) |
Зеленая мечеть ( турецкий : Yeşil Camii ), также известная как мечеть Мехмеда I , является частью более крупного комплекса ( külliye ) на восточной стороне Бурсы, Турция , бывшей столицы турок -османов до того, как они захватили Константинополь в 1453 г. Комплекс состоит из мечети, мавзолея, известного как Зеленая гробница , медресе , общественной кухни и бани . Название Зеленая мечеть происходит от ее зелено-синей внутренней отделки из плитки . [ 1 ] Он является частью исторического ЮНЕСКО объекта Всемирного наследия . [ 2 ]
История
[ редактировать ]Строительство
[ редактировать ]Зеленую мечеть часто рассматривают как кульминацию раннего османского архитектурного стиля, главным образом из-за уровня эстетического и технического мастерства, проявленного внутри мечети. [ 3 ]
Зеленая мечеть была построена по заказу султана Мехмеда I Челеби , правившего с 1413 по 1421 год, после борьбы со своими братьями за воссоединение Османской империи. [ 4 ] Строительство мечети было начато в 1412 году и, согласно надписи над ее входным порталом, было завершено в декабре 1419 года или январе 1420 года ( Зуль-Хиджа 822 года хиджры ). [ 5 ] [ 6 ] Строительством руководил архитектор и меценат визирь Хаджи Иваз-паша, который был полководцем при Мехмеде I. [ 7 ] После смерти Мехмед I был похоронен в мавзолее под названием « Зеленая гробница» , построенном по заказу его сына и преемника Мурада II и расположенном внутри комплекса. [ 4 ] Строительство гробницы было завершено в мае 1421 года. [ 8 ]
Декоративные работы в мечети продолжались и после смерти Мехмеда I. [ 4 ] Каллиграфическая надпись в султанской ложе над входом сообщает, что украшение было завершено в августе 1424 года (в конце Рамадана 827 года) Наккасом («Художником») Али бин Ильяс Али. [ 5 ] Считается, что Али бин Ильяс Али привел в помощь разнообразную группу мастеров, называемых «Мастерами Тебриза». [ 3 ] Это основано на надписи на плитках вокруг михраба мечети, которая подписана как «работа мастеров Тебриза». [ 5 ] Тебриз , выдающийся художественный и культурный центр в западном Иране, был особенно важным каналом, через который влияние Тимуридов достигало Зеленой мечети, поскольку она подвергалась вторжению Тимуридов на протяжении четырнадцатого и пятнадцатого веков. [ 9 ] Хаджи Иваз-паша также «привозил мастеров и специалистов из зарубежных стран», чтобы помочь в строительстве мечети. По словам историка 15-го века Ашикпашазаде , [ 3 ] Другая персидская надпись внутри королевской ложи над входом идентифицирует Мехмеда эль-Мекнуна («Мехмета Безумного») как художника, украсившего керамику мечети. [ 4 ] [ 10 ] Ученый Патриция Блессинг отмечает, что точная роль каждого человека, упомянутого в надписях, до сих пор не определена, поскольку терминология, используемая в этих исторических текстах, сегодня не до конца понята. [ 11 ]
Реставрации
[ редактировать ]Из-за землетрясения в Бурсе силой 7,5 баллов в 1855 году комплекс был подвергнут обширной реконструкции, запланированной французским архитектором и художником Леоном Парвилле, начиная с 1863 года. [ 1 ] Точная дата завершения неизвестна. Ахмет Вефик-паша, региональный администратор Западной Анатолии и покровитель сохранения османского культурного наследия, попросил Парвилле восстановить основные королевские памятники города четырнадцатого и пятнадцатого веков. В этот период Бурса претерпевала трансформацию в современный город. [ 12 ]
Парвилле впервые посетил османскую столицу Стамбул в 1851 году, а затем переехал туда в 1855 году. Он работал в империи декоратором, подрядчиком и архитектором. [ 13 ] Парвилле хорошо разбирался в основных аспектах раннего османского стиля благодаря своему опыту жизни и работы в этом регионе, а также обширному исследованию этого предмета. [ 13 ] Французский консул в Бурсе заявил в 1906 году, что Парвилле оставался в Бурсе с 1862 по 1867 год, но это оспаривается. Неясно, просто ли Парвилле спланировал реставрацию, а затем покинул Бурсу, или остался, чтобы контролировать выполнение своих требований. В любом случае документально подтверждено, что Парвилле вернулся в Париж к 1867 году, чтобы спроектировать и построить турецкий павильон, представленный на Всемирной выставке . [ 14 ]
Парвилле участвовал в восстановлении интерьера и экстерьера мечети, включая облицовку плитки. [ 14 ] Парвилле восстановил черную плитку на портале мечети. [ 9 ] Два минарета были перестроены Парвилле на старом фундаменте. [ 4 ] Полихромные расписные украшения, ранее украшавшие верхние части стен и потолков, не реставрировались. [ 1 ]
Во время второй реставрации, проходившей с 1941 по 1943 год, керамическая облицовка плиток была снята и установлена заново. [ 9 ]
Зеленая мечеть прошла еще одну реконструкцию, начавшуюся в 2010 году и вновь открывшуюся 11 мая 2012 года, которая обошлась в 1,8 миллиона турецких лир. [ 15 ]
Сегодняшний день
[ редактировать ]Зеленая мечеть сейчас является популярным туристическим местом в Бурсе. С 2014 года он является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО , расположенного вокруг исторической Бурсы. [ 16 ]
Архитектура
[ редактировать ]Интерьер
[ редактировать ]Зеленая мечеть построена в форме перевернутой Т-образной формы и представляет собой двухэтажное здание кубической формы с пристройкой с южной стороны. В мечети есть вестибюль у входа, ведущий по небольшой лестнице в центральный молитвенный зал. [ 17 ] Эта лестница имеет четыре мраморных углубления (по-турецки: papuçluk ) с каждой стороны для тапочек. Эти архитектурные включения указывают на то, что раньше двор был заасфальтирован, хотя теперь он покрыт ковровым покрытием. [ 18 ]
окружен айванами (турецкий: eyvans Центральный зал, идущий с севера на юг, с востока и запада ). Оба куполообразные и двухэтажные. Есть две двери, айваны меньшего размера, ведущие в угловые комнаты на первом этаже, похожие на комнаты на северной стороне здания, в каждой из которых есть камин. Центральный коридор, идущий с севера на юг, пересекается более длинным коридором, идущим с востока на запад. [ 17 ]
В центральном коридоре главного зала находится восьмиугольный фонтан из белого мрамора с бассейном под центральным куполом — самым высоким куполом мечети — который освещается фонарем над головой. По обе стороны бассейна еще два айвана ведут в комнаты для путешествующих дервишей, а более высокий айван прямо за водой (если смотреть со стороны входа в центральный зал) ведет в сам молитвенный зал. [ 19 ] В этом айване есть ниша михраба на южной ( кибла ) стороне мечети, а также два ряда по четыре окна.
Сразу за входом в Зеленую мечеть находится фойе. Отсюда в обе стороны простираются широкие коридоры, обрамленные византийскими колоннами, заканчивающиеся лестницами, ведущими в царские покои. [ 20 ] Эти угловые комнаты выходят во внутренний двор и соединяются с еще одной небольшой комнатой, ведущей к королевской ложе, которая фактически функционирует как еще один айван. В этих камерах есть винтовые лестницы, ведущие на чердаки. [ 21 ] Между этими угловыми помещениями открывается проход на балконы северного фасада, где минарета начинаются ступени . Два минарета, расположенные напротив друг друга на северном фасаде, были пристроены позднее. Крыльцо было спроектировано, но так и не построено.
- Особенности интерьера
-
Молитвенный зал мечети
-
Мраморный фонтан внутри восьмиугольного бассейна в молитвенном зале.
-
Михраб мечети. Над михрабом находится надпись на персидском языке: амаль-и устадхан-и Тебриз («работа мастеров Тебриза »).
-
Один из махфилов , обрамляющих вход в молитвенный зал.
-
Проем в лоджию султана на втором этаже, вид из молитвенного зала.
-
Вид на купола «рыбим глазом»
Экстерьер
[ редактировать ]Мраморные панели, большая часть которых была заменена в девятнадцатом веке, перекрывают здание мечети из тесаного песчаника. Дверь венчает полукупол с каскадом мукарна , лицо которого покрыто арабесками и Руми . надписями [ 18 ] Над нишами по обе стороны входной двери находится надпись, посвященная Хаджи Ивазу-паше, проектировщику мечети. Между надписью и мукарнами находится небольшое окошко, освещающее путь к султанской ложе. [ 18 ]
Купола на вершине здания изначально были покрыты синей и зеленой плиткой, но теперь покрыты свинцом. [ 17 ] имеются пробитые в барабаны В куполах и на наружных стенах окна. Окулус . над умывальником в центральном зале во время реставрации был огорожен фонарем [ 17 ]
два минарета были оснащены каменными шпилями, вырезанными в стиле барокко Во время ремонта . Попасть в них можно только через апартаменты султана и поднявшись по винтовой лестнице на чердак. [ 22 ]
- Внешние особенности
-
Передний фасад и западная сторона мечети
-
Вход в мечеть с резным порталом мукарнас.
-
Вид сзади на мечеть и ее купола
Украшение
[ редактировать ]Плитка
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]
В Зеленой мечети используется весьма разнообразная техника изготовления плитки (в том числе плитка с черной линией (часто ошибочно принимаемая за плитку Cuerda Seca , но технически отличающаяся от нее ), монохромная подглазурная плитка, мозаика и расписной терракотовый рельеф). [ 23 ] и цвета (включая зеленый, синий, бирюзовый, белый, желтый, светло-фиолетовый и темно-фиолетовый). [ 24 ] Плитка с черной линией, составляющая большую часть плитки внутри мечети, [ 23 ] отражают обширное влияние Тимуридов, возникшее в результате частых вторжений империи на территории Османской империи . [ 25 ] Это влияние можно наблюдать и в тимуридской керамике. [ 23 ] и архитектура в Центральной Азии, например, мавзолей в храмовом комплексе Шах-и-Зинда . [ 26 ] Более того, надпись над михрабом обозначает плитки с черной линией как амал-и устадхан-и Тебриз («работа мастеров Тебриза»), [ 27 ] в сопровождении куплета персидского поэта Саади . [ 5 ] Между тем, плитка с синей и бирюзовой глазурью в прихожей и айванах, а также украшенная золотом зеленая шестиугольная плитка в айванах, [ 28 ] выявить влияние сельджуков (что также можно наблюдать в медресе Каратай в Конье ). [ 29 ]
Отделка интерьера плиткой
[ редактировать ]
В коридоре, соединяющем вестибюль с молитвенным залом, стены покрыты темно-зеленой шестиугольной плиткой, акцентированной большим медальоном в центре каждой стены. Эти медальоны украшены замысловатым цветочным арабеском. [ 30 ] в плитках с черной линией и глазурью белого, желтого, зеленого и синего цветов. [ 31 ]

Утопленные махфилы , обрамляющие проход в молитвенный зал, покрыты такой же темно-зеленой шестиугольной обшивочной плиткой с золотым декором и большой замысловатой арабеской на каждом потолке. [ 32 ]
Еще больше темно-зеленых шестиугольных обшивочных плиток, каждая из которых украшена толстым слоем золотого наложения. [ 31 ] прикройте большие айваны, стоящие по бокам молитвенного зала. Эти плитки окружает узкая черная полоса с цветочным рисунком, увенчанная более крупной черной полосой с бело-золотой надписью на синем фоне. [ 31 ]
В самом молитвенном зале темно-зеленые шестиугольные и треугольные плитки (включая некоторые замены девятнадцатого и тринадцатого веков). [ 33 ] покрыть нижние части стен. [ 31 ]
Михраб и его формованная плиточная рамка имеют широкий спектр стилей, форм и цветов плитки. Квадратные плитки с черной линией, глазурованные синим, фиолетовым, белым и желтым, покрывают интерьер михраба геометрическими мотивами. [ 28 ] Столь же красочные растительные арабески, состоящие из квадратных и прямоугольных плиток с черной линией, украшают перемычки. [ 34 ] Двенадцать рядов мукарн и две ребристые колонны ниши михраба. [ 35 ] имеют такую же сложную и красочную плитку.
В ложе султана стены и потолок покрыты позолоченными [ 30 ] плитки с черными линиями, изображающие звезды и многоугольники. [ 34 ] В отличие от этих геометрических мотивов, бордюр из черной плитки вокруг входа в мечеть украшен растительными мотивами. [ 33 ]
-
Каллиграфическая надпись над дверью табанной комнаты
-
Позолоченный декор изразцов одного из боковых айванов.
-
Отделка плиткой черной линией внутри мечети
-
Черная плитка, украшающая михраб
Резьба
[ редактировать ]
Резные украшения присутствуют на всех элементах экстерьера мечети, от входа до михрабов и оконных рам. [ 36 ] Передний портал мечети выполнен из резного мрамора и представляет собой высокую утопленную нишу мукарнас с уникальной мраморной тимпаной (украшенной арабесками). [ 37 ] обрамление боковых окон. [ 38 ] [ 33 ] Этот портал, обрамленный цветочной резьбой и Священными Писаниями, [ 33 ] ссылается на аналогичные порталы, найденные в сельджукских мечетях, медресе и мавзолеях. [ 29 ]
Две комнаты -табаны , соединенные с центральным коридором и предназначенные для размещения путников, содержат резные гипсовые ниши и окаки (камины с высоким колпаком). [ 32 ] В арке над одной из дверей помещена трехстрочная каллиграфическая надпись. [ 32 ]
-
Вид на окна фасада мечети и декоративные ниши.
-
Мраморный тимпан с замысловатой резьбой над внешним окном мечети.
-
Мраморный тимпан с замысловатой резьбой над внешним окном мечети.
-
Резные ниши и окак одной из табанов . комнат-
Другие здания комплекса
[ редактировать ]Мечеть была центром более крупного религиозного и благотворительного комплекса ( куллие ), который включал в себя несколько других зданий поблизости. К ним относятся мавзолей (Зеленая гробница), медресе, имарет (общественная кухня) и хаммам (общественная баня).
Мавзолей
[ редактировать ]
Мавзолей Мехмеда I расположен на холме напротив мечети, к юго-востоку. Он состоит из восьмиугольной конструкции, покрытой куполом диаметром 15 метров (49 футов). Все здание украшено изразцами, причем в зале мавзолея они столь же богаты, как и в мечети. Они покрывают стены, кенотафы и еще один богато украшенный михраб. [ 39 ] Погребальная камера или склеп (сегодня обычно недоступный для посетителей) расположена под полом главной камеры, где расположены кенотафы. [ 39 ] [ 40 ] Помимо захоронения султана, в мавзолее находятся могилы его сыновей Мустафы, Махмуда и Юсуфа, а также нескольких женщин его семьи и его няни. [ 40 ]
Медресе
[ редактировать ]
Медресе комплекса Мехмеда I, расположенное к юго-западу от мечети, представляет собой хорошо спланированный пример медресе с открытым двором этого периода, имеющий сходство с медресе эпохи Сельджуков . Он имеет украшенный входной айван, который ведет во внутренний двор. Двор окружен аркадными портиками с трех сторон и купольным дершаном со стороны, противоположной входу. Два небольших айвана также встречаются по двум другим боковым сторонам двора, но стоят за портиками. [ 41 ] В настоящее время здесь находится Музей турецкого и исламского искусства Бурсы . [ 42 ]
Другие
[ редактировать ]Хаммам комплекса расположен к востоку от Зеленой гробницы, а имарет – к северо-востоку от гробницы. От первоначальных построек обоих зданий сохранились лишь частичные остатки. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Ешил Ками | Архнет» . www.archnet.org . Проверено 10 марта 2019 г.
- ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Бурса и Джумалыкызык: рождение Османской империи» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Эрсой, Ахмет (1 января 2007 г.). «Архитектура и поиски османского происхождения в период Танзимата». Мукарнас Онлайн . 24 (1): 117–139. дои : 10.1163/22118993-90000113 . ISSN 0732-2992 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Свободно, Джон (2011). История османской архитектуры . ВИТ Пресс. стр. 45–49. ISBN 9781845645069 . OCLC 714042767 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. стр. 142–144. ISBN 9780300064650 .
- ^ Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. п. 64. ИСБН 0500274290 .
- ^ «Иваз бин Ахи Баязид» . Архнет . Проверено 10 марта 2019 г.
- ^ Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. п. 66. ИСБН 0500274290 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Блессинг, Патрисия (сентябрь 2017 г.). «Прошлое сельджуков и настоящее Тимуридов: украшение плиткой Ешиль Кюллие в Бурсе». Геста . 56 (2): 225–250. дои : 10.1086/692804 . ISSN 0016-920X . S2CID 158811302 .
- ^ Кубинец, Доган (1986). Турецкая культура и искусство . ББА. п. 70.
- ^ Блессинг, Патрисия (сентябрь 2017 г.). «Прошлое сельджуков и настоящее Тимуридов: украшение плиткой Ешиль Кюллие в Бурсе». Геста . 56 (2): 239–241. дои : 10.1086/692804 . ISSN 0016-920X . S2CID 158811302 .
- ^ Эрсой, Ахмет (5 июля 2017 г.). Архитектура и позднеосманское историческое воображение: реконфигурация архитектурного прошлого в модернизирующейся империи . ISBN 9781351576000 . OCLC 999614479 .
- ^ Перейти обратно: а б Жирарделли, Миюки Аоки (2006). Леон Парвилле и дискурс о «турецкой» архитектуре . стр. 160, 164, 165.
- ^ Перейти обратно: а б Сен-Лоран, Беатрис (1986). «Леон Парвилле, его роль реставратора памятников Бурсы и его вклад во Всемирную выставку 1867 года». В Бату, Х.; Бак-Граммон, Ж.-Л. (ред.). Османская империя, Турецкая Республика и Франция . стр. 247–282.
- ^ «Историческая мечеть открывается после ремонта в провинции Бурса» . Хюрриет Дейли Ньюс . Проверено 10 марта 2019 г.
- ^ «Бурса и Джумалыкызык: рождение Османской империи» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 27 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Йешил Ками» . Архнет .
- ^ Перейти обратно: а б с Годфри, Гудвин (1971). История османской архитектуры . Балтимор: Johns Hopkins Press. стр. 64 . ISBN 978-0801812026 .
- ^ Свободно, Джон (2011). История османской архитектуры . ВИТ Пресс. п. 47. ИСБН 9781845645069 .
- ^ Годфри, Гудвин (1971). История османской архитектуры . Балтимор: Johns Hopkins Press. стр. 59 . ISBN 978-0801812026 .
- ^ Годфри, Гудвин (1971). История османской архитектуры . Балтимор: Johns Hopkins Press. стр. 60 . ISBN 978-0801812026 .
- ^ Годфри, Гудвин (1971). История османской архитектуры . Балтимор: Johns Hopkins Press. стр. 65 . ISBN 978-0801812026 .
- ^ Перейти обратно: а б с Благословение, Патрисия (2017). «Прошлое сельджуков и настоящее Тимуридов: украшение плиткой Ешиль Кюллие в Бурсе». Геста . 56 (2): 236. дои : 10.1086/692804 . S2CID 158811302 .
- ^ Благословение, Патрисия (2017). «Прошлое сельджуков и настоящее Тимуридов: украшение плиткой Ешиль Кюллие в Бурсе». Геста . 56 (2): 238. дои : 10.1086/692804 . S2CID 158811302 .
- ^ Благословение, Патрисия (2017). «Прошлое сельджуков и настоящее Тимуридов: украшение плиткой Ешиль Кюллие в Бурсе». Геста . 56 (2): 227. дои : 10.1086/692804 . S2CID 158811302 .
- ^ Благословение, Патрисия (2017). «Прошлое сельджуков и настоящее Тимуридов: украшение плиткой Ешиль Кюллие в Бурсе». Геста . 56 (2): 242. дои : 10.1086/692804 . S2CID 158811302 .
- ^ Благословение, Патрисия (2017). «Прошлое сельджуков и настоящее Тимуридов: украшение плиткой Ешиль Кюллие в Бурсе». Геста . 56 (2): 238–9. дои : 10.1086/692804 . S2CID 158811302 .
- ^ Перейти обратно: а б Благословение, Патрисия (2017). «Прошлое сельджуков и настоящее Тимуридов: украшение плиткой Ешиль Кюллие в Бурсе». Геста . 56 (2): 237. дои : 10.1086/692804 . S2CID 158811302 .
- ^ Перейти обратно: а б Благословение, Патрисия (2017). «Прошлое сельджуков и настоящее Тимуридов: украшение плиткой Ешиль Кюллие в Бурсе». Геста . 56 (2): 248. дои : 10.1086/692804 . S2CID 158811302 .
- ^ Перейти обратно: а б Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Джонс Хопкинс Пресс. п. 60.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бернус-Тейлор, Марта (1997). «Декор «Зеленого комплекса» в Бурсе отражает тиморское искусство» . Среднеазиатские тетради . 3/4 : 253.
- ^ Перейти обратно: а б с Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Джонс Хопкинс Пресс. п. 61.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Йешил Ками» . Архнет .
- ^ Перейти обратно: а б Бернус-Тейлор, Марта (1997). «Декор «Зеленого комплекса» в Бурсе отражает тиморское искусство» . Среднеазиатские тетради . 3/4 : 254.
- ^ Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Джонс Хопкинс Пресс. п. 62.
- ^ Свободно, Джон (2011). История османской архитектуры . ВИТ Пресс. п. 45. ИСБН 9781845645069 .
- ^ Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Джонс Хопкинс Пресс. п. 64.
- ^ Бернус-Тейлор, Марта (1997). «Декор «Зеленого комплекса» в Бурсе отражает тиморское искусство» . Среднеазиатские тетради . 3/4 : 252.
- ^ Перейти обратно: а б Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. стр. 102–108. ISBN 9781851496044 .
- ^ Перейти обратно: а б Оний, Генюль; Клауд, Лале; Чакмак, Шакир; Даш, Эртан; Демир, Айдоган; Демиральп, Йекта; Куюлу, Инчи; Юнал, Рахми Х. (2010). «IV.Iа Зеленый Комплекс». Раннее османское искусство: наследие Эмиратов . Исламское искусство в Средиземноморье (2-е изд.). Музей без границ. ISBN 9783902782212 .
- ^ Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. стр. 95, 102, 150. ISBN. 9781851496044 .
- ^ Путеводитель DK Eyewitness по Стамбулу . Пингвин. 2016. с. 165. ИСБН 978-1-4654-5569-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]