Jump to content

Мечеть Коджа Мустафа Паша

Координаты : 41 ° 00'12,24 "с.ш. 28 ° 55'42,96" в.д.  /  41,0034000 ° с.ш. 28,9286000 ° в.д.  / 41,0034000; 28,9286000
Мечеть Коджа Мустафа Паша
Мечеть Коджа Мустафа Паша
Вид на мечеть с северо-востока
Религия
Принадлежность Суннитский ислам
Покровитель Коджа Мустафа Паша
Год освящен Между 1486 и 1491 гг.
Расположение
Расположение Стамбул , Турция
Мечеть Коджа Мустафа-паша расположена в Стамбуле Фатих.
Мечеть Коджа Мустафа Паша
Расположение в районе Фатих в Стамбуле.
Географические координаты 41 ° 00'12,24 "с.ш. 28 ° 55'42,96" в.д.  /  41,0034000 ° с.ш. 28,9286000 ° в.д.  / 41,0034000; 28,9286000
Архитектура
Тип церковь
Стиль византийский
Новаторский 6 век
Завершенный 1284
Технические характеристики
Направление фасада запад-юго-запад
Минарет (а) 1
Материалы кирпич , камень

Мечеть Коджа Мустафа Паша ( турецкий : Koca Mustafa Paşa Camii ; также называемая Sünbül Efendi Camii ) — бывшая восточная православная церковь, преобразованная в мечеть османами , расположенная в Стамбуле , Турция. Церковь, как и прилегающий к ней монастырь, была посвящена святому Андрею Критскому названа Святым Андреем в или Судом ( греч . Крисеи . и ) Хотя она сильно трансформировалась как в византийскую , так и в османскую эпоху, это одна из немногих сохранившихся церквей в Стамбуле, основание которой восходит к шестому веку.

Расположение

[ редактировать ]

Здание расположено в стамбульском районе Фатих , в районе Коджамустафапаша, вдоль Коджа Мустафа Паша Каддези . Он расположен внутри города -крепости , недалеко от церкви Святого Иоанна Студионского , на склонах седьмого холма Константинополя, недалеко от Мраморного моря .

Византийский период

[ редактировать ]

В начале V века принцесса Аркадия , сестра императора Феодосия II (годы правления 408–450), приказала построить, недалеко от Ворот Сатурнина, [1] монастыря, посвященного святому Андрею . Здание, названное также Родофилион ( греч . Ροδοφύλιον ), находилось примерно в 600 метрах (2000 футов) к западу от ворот. [2] Позднее монастырь был преобразован в женский монастырь, впервые упомянутый в 792 году. Монастырь Святого Андрея был известен под названием «Судный», по месту, где он находился, названному «Судным» ( ή Κρίσις) , хе Крисис ). [3] Здесь был похоронен святой Андрей Критский , мученик борьбы с византийским иконоборчеством , убитый 20 ноября 766 года на Форуме Бовис из-за своего противодействия иконоборческой политике императора Константина V (годы правления 741–775). [4] В связи с его популярностью после окончательного торжества православия посвящение церкви изменилось со святого апостола Андрея Первозванного на него. Во второй половине IX века император Василий I (годы правления 867–886) полностью перестроил церковь, возможно, пострадавшую во время иконоборческих боев.

Около 1284 года принцесса Теодора Раулайна , племянница Михаила VIII Палеолога (годы правления 1259–1282) и жена протовестиария Иоанна Рауля Петралифаса , перестроила монастырь и церковь, заслужив название второй ктеториссы . Последние пятнадцать лет своей жизни она провела в монастыре и там же была похоронена. Забытые во время латинской оккупации Константинополя, два русских паломника, посетившие Константинополь в 1350 году и между 1425 и 1450 годами, упоминают церковь, подтверждая, что святому Андрею поклонялись многие, кто страдал от болезней. В начале пятнадцатого века окрестности монастыря были покрыты виноградниками, что свидетельствовало об упадке города. [5]

Османский период

[ редактировать ]
Мечеть на рисунке 1877 года из византийских топографических исследований А. Г. Паспата.

После османского завоевания Константинополя монастырь, известный туркам как Кызлар Килисеси («женская церковь»), некоторое время продолжал быть заселенным. Между 1486 и 1491 годами Капичибаши. [6] (а позже великий визирь ) Коджа Мустафа-паша , казнён в 1512 году, [7] превратил церковь в мечеть. [8] Несколько лет спустя здание монастыря было передано в дар его зятем, Шейхом Челеби Эфенди в качестве Текке для дервишей Халвети ордена . [5] Дервишами руководил в то время суфийский Мастер Сюнбюль Эфенди . Его тюрбе , популярное место среди мусульманских паломников, находится рядом с мечетью, которая также названа в его честь. В начале шестнадцатого века произошли ссоры между султаном Селимом I и шейхом Челеби, поскольку султан хотел снести часть монастыря, чтобы построить дворец Топкапы . Он умер в 1559 году, а его жена Сафие Хатун была похоронена в тюрбе во дворе мечети, недалеко от тюрбе Мустафы-паши. Несколько шейхов Халвети были похоронены на кладбище за мечетью. [5]

Также в этот период зародилась традиция, связанная с подвешиванием цепи на кипарис. Кипарис давно умер, но все еще стоит вместе с цепью внутри небольшого круглого здания во дворе мечети. Цепь натягивалась между двумя людьми, утверждавшими противоречивые утверждения, и, как говорят, цепь попадала в того, кто говорил правду. [9]

Мертвый Кипарис, на котором цепь когда-то использовалась как « детектор лжи » (теперь спрятанная в деревянном навесе), до сих пор висит. Мечеть находится справа, а на переднем плане стоит фонтан в форме колонны. За деревом виден купол тюрбе Сюнбюль Эфенди.

Это одна из многих сохранившихся народных сказок о мечети (как и о чифте Султанлар , «султанах-близнецах»), все они имеют византийские корни. Они свидетельствуют о слиянии османской и греческой популярной культуры и верований. [10]

В начале 17 века Дефтердар (министр финансов) Экмекчизаде Ахмет-паша (ум. 1618) приказал построить Медресе , ворота комплекса, завье , [11] и мектеб (школа). [12] Примерно столетие спустя Хекимбаши (главный врач султана) Гиридли Нух Эфенди (ум. 1707) закрыл Текке и расширил Медресе. [12] А в 1737 году Кызлар Агасы Хаджи Бешир Ага воздвиг во дворе фонтан в форме колонны. [10] Землетрясение 1766 года разрушило купол здания: в 1768 году оно было перестроено. [12] В 19 веке Махмуд II (годы правления 1808-1839) перестроил крыльцо. В 1847–1848 годах султан Абдулмеджид I (годы правления 1839–1861) разрешил восстановить стену, окружающую комплекс. Спустя несколько лет во дворе мечети были воздвигнуты два фонтана. [13] Наконец, в 1953 году здание снова отреставрировали. [13]

Традиция освещать минареты мечетей накануне годовщины рождения Мухаммеда ( Мавлида ан-Наби ) зародилась в мечети Коджа Мустафа. [14]

Архитектура

[ редактировать ]
План мечети по мотивам Ван Миллингена, Византийские церкви Константинополя (1912 г.)

Первоначально здание было амбулаторного типа и ориентировано в направлении восток-северо-восток - запад-юго-запад. Он имеет центральный купол и три апсиды, расположенные с восточной стороны. эсонартекс В и экзонартекс западной стороне размещены . С трех других сторон купол первоначально был окружен аркадами, увенчанными цилиндрическими сводами . В период Османской империи здание претерпело важные изменения. Вход находится с северной стороны, где османы построили аркаду, покрытую пятью куполами. После землетрясения 1766 года центральный купол был перестроен. Он круглый внутри, восьмиугольный снаружи и опирается на высокий барабан с восемью окнами. [15]

На северной и южной сторонах главного купола в период Османской империи были добавлены два полукупола. Оба они также пронизаны тремя большими окнами, которые снаружи похожи на мансардные окна. [15] Все купола опираются на арки. Восточная арка, поддерживающая главный купол, переходит в цилиндрический свод , окруженный нишами, которые первоначально вели к Протезису и Диаконикону . [16] Сохранился только диаконикон , перекрытый крестообразном сводом. [16] Западная арка, поддерживающая купол, заполнена тройной аркадой, опирающейся на две мраморные колонны, увенчанные кубическими капителями .

Внутренний притвор разделен на три пролета. Северный покрыт османским куполом. Центральный увенчан цилиндрическим сводом, а южный – крестово-крестовым сводом. Последние два — византийские. [17]

Внешний нартекс разделен на пять пролетов, три центральных соответствуют отсекам внутреннего нартекса. Центральный отсек перекрыт центральным куполом-блюдцем, опирающимся на подвески . Он разделен двумя промежуточными пролетами колоннами, установленными на пилястрах. Эти две ниши перекрыты крестовыми сводами, поставленными на ионические капители , напоминающие те, которые используются в церкви Святых Сергия и Вакка . Два внешних пролета увенчаны центральными куполами-блюдцами и отделены от остальных выступающими пилястрами. [15]

Внешний вид явно османский. Он выполнен из тонко обработанного и полированного камня, без изразцов, имеет каменный карниз. [15] Над барабаном полукуполов расположен каменный карниз. Квадратное основание барабана и сам купол облицованы полированным камнем, чередующимся с рядами из трех кирпичей, уложенных на толстый слой раствора . [15] Также купол венчает каменный карниз. Крыша покрыта свинцом.

Византийский монастырь полностью исчез, за ​​исключением подземной цистерны , которая находится к юго-востоку от мечети. [5] Красивый резной дверной косяк византийского периода, предположительно шестого века, принадлежавший Медресе, был привезен в Стамбульский археологический музей .

Несмотря на свою архитектурную значимость, здание никогда не подвергалось систематическому изучению.

  1. ^ Джанин (1953), 34. «Ворота ныне исчезнувшей стены ». Константиновской городской
  2. ^ Мюллер-Винер (1977), с. 172.
  3. ^ Название происходит от места захоронения преступников, лежавшего неподалеку. Джанин (1953), с. 35.
  4. ^ Следует отметить, что по современным источникам фигура Андрея Критского, как и многих святых-иконопочитателей, живших в иконоборческий период, является легендарной. Брубейкер (2011)
  5. ^ Jump up to: а б с д Мюллер-Винер (1977), с. 173.
  6. ^ Капичибаши («главный привратник») также был ведущим на приемах иностранных послов.
  7. ^ Эйс (1955), с. 92.
  8. ^ В тот же период он превратил еще одну византийскую церковь, расположенную в районе Влахерн , в мечеть, названную в его честь Мечеть Атик Мустафа-паши .
  9. ^ Ван Миллинген (1912), с. 107.
  10. ^ Jump up to: а б Гюлерсой (1976), с. 262.
  11. Завье — здание, спроектированное специально для собраний суфийского или дервишского братства .
  12. ^ Jump up to: а б с Мюллер-Винер (1977), с. 174
  13. ^ Jump up to: а б Мюллер-Винер (1977), с. 175.
  14. ^ Мамбури, с. 258.
  15. ^ Jump up to: а б с д и Ван Миллинген (1912), с. 115.
  16. ^ Jump up to: а б Ван Миллинген (1912), с. 114.
  17. ^ Ван Миллинген (1912), с. 113.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ван Миллинген, Александр (1912). Византийские церкви Константинополя . Лондон: MacMillan & Co.
  • Джанин, Раймонд (1953). Церковная география Византийской империи. 1. Часть: Константинопольская кафедра и Вселенский Патриархат. 3-й том. : Церкви и монастыри (на французском языке). Париж: Французский институт византийских исследований.
  • Мамбури, Эрнест (1953). Туристический Стамбул . Стамбул: Типография братьев Читури.
  • Эйс, Семави (1955). Стамбул. Маленький путеводитель по памятникам византийцев и турков (на французском языке). Стамбул: Стамбульская типография.
  • Гюлерсой, Челик (1976). Путеводитель по Стамбулу . Стамбул: Стамбульская библиотека. ОСЛК   3849706 .
  • Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Образный лексикон по топографии Стамбула: Византия, Константинополис, Стамбул до начала 17 века (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN  978-3-8030-1022-3 .
  • Брубейкер, Лесли; Хэлдон, Джон (2011). Византия в эпоху иконоборчества (ок. 680-850) . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-05-21-43093-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5f7773e12909752e8a57e527ecb471d5__1716068520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/d5/5f7773e12909752e8a57e527ecb471d5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Koca Mustafa Pasha Mosque - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)