Мечеть Коджа Мустафа Паша
Мечеть Коджа Мустафа Паша Мечеть Коджа Мустафа Паша | |
---|---|
![]() Вид на мечеть с северо-востока | |
Религия | |
Принадлежность | Суннитский ислам |
Покровитель | Коджа Мустафа Паша |
Год освящен | Между 1486 и 1491 гг. |
Расположение | |
Расположение | Стамбул , Турция |
Географические координаты | 41 ° 00'12,24 "с.ш. 28 ° 55'42,96" в.д. / 41,0034000 ° с.ш. 28,9286000 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | церковь |
Стиль | византийский |
Новаторский | 6 век |
Завершенный | 1284 |
Технические характеристики | |
Направление фасада | запад-юго-запад |
Минарет (а) | 1 |
Материалы | кирпич , камень |
Мечеть Коджа Мустафа Паша ( турецкий : Koca Mustafa Paşa Camii ; также называемая Sünbül Efendi Camii ) — бывшая восточная православная церковь, преобразованная в мечеть османами , расположенная в Стамбуле , Турция. Церковь, как и прилегающий к ней монастырь, была посвящена святому Андрею Критскому названа Святым Андреем в или Судом ( греч . Крисеи . и ) Хотя она сильно трансформировалась как в византийскую , так и в османскую эпоху, это одна из немногих сохранившихся церквей в Стамбуле, основание которой восходит к шестому веку.
Расположение
[ редактировать ]Здание расположено в стамбульском районе Фатих , в районе Коджамустафапаша, вдоль Коджа Мустафа Паша Каддези . Он расположен внутри города -крепости , недалеко от церкви Святого Иоанна Студионского , на склонах седьмого холма Константинополя, недалеко от Мраморного моря .
История
[ редактировать ]Византийский период
[ редактировать ]В начале V века принцесса Аркадия , сестра императора Феодосия II (годы правления 408–450), приказала построить, недалеко от Ворот Сатурнина, [1] монастыря, посвященного святому Андрею . Здание, названное также Родофилион ( греч . Ροδοφύλιον ), находилось примерно в 600 метрах (2000 футов) к западу от ворот. [2] Позднее монастырь был преобразован в женский монастырь, впервые упомянутый в 792 году. Монастырь Святого Андрея был известен под названием «Судный», по месту, где он находился, названному «Судным» ( ή Κρίσις) , хе Крисис ). [3] Здесь был похоронен святой Андрей Критский , мученик борьбы с византийским иконоборчеством , убитый 20 ноября 766 года на Форуме Бовис из-за своего противодействия иконоборческой политике императора Константина V (годы правления 741–775). [4] В связи с его популярностью после окончательного торжества православия посвящение церкви изменилось со святого апостола Андрея Первозванного на него. Во второй половине IX века император Василий I (годы правления 867–886) полностью перестроил церковь, возможно, пострадавшую во время иконоборческих боев.
Около 1284 года принцесса Теодора Раулайна , племянница Михаила VIII Палеолога (годы правления 1259–1282) и жена протовестиария Иоанна Рауля Петралифаса , перестроила монастырь и церковь, заслужив название второй ктеториссы . Последние пятнадцать лет своей жизни она провела в монастыре и там же была похоронена. Забытые во время латинской оккупации Константинополя, два русских паломника, посетившие Константинополь в 1350 году и между 1425 и 1450 годами, упоминают церковь, подтверждая, что святому Андрею поклонялись многие, кто страдал от болезней. В начале пятнадцатого века окрестности монастыря были покрыты виноградниками, что свидетельствовало об упадке города. [5]
Османский период
[ редактировать ]
После османского завоевания Константинополя монастырь, известный туркам как Кызлар Килисеси («женская церковь»), некоторое время продолжал быть заселенным. Между 1486 и 1491 годами Капичибаши. [6] (а позже великий визирь ) Коджа Мустафа-паша , казнён в 1512 году, [7] превратил церковь в мечеть. [8] Несколько лет спустя здание монастыря было передано в дар его зятем, Шейхом Челеби Эфенди в качестве Текке для дервишей Халвети ордена . [5] Дервишами руководил в то время суфийский Мастер Сюнбюль Эфенди . Его тюрбе , популярное место среди мусульманских паломников, находится рядом с мечетью, которая также названа в его честь. В начале шестнадцатого века произошли ссоры между султаном Селимом I и шейхом Челеби, поскольку султан хотел снести часть монастыря, чтобы построить дворец Топкапы . Он умер в 1559 году, а его жена Сафие Хатун была похоронена в тюрбе во дворе мечети, недалеко от тюрбе Мустафы-паши. Несколько шейхов Халвети были похоронены на кладбище за мечетью. [5]
Также в этот период зародилась традиция, связанная с подвешиванием цепи на кипарис. Кипарис давно умер, но все еще стоит вместе с цепью внутри небольшого круглого здания во дворе мечети. Цепь натягивалась между двумя людьми, утверждавшими противоречивые утверждения, и, как говорят, цепь попадала в того, кто говорил правду. [9]

Это одна из многих сохранившихся народных сказок о мечети (как и о чифте Султанлар , «султанах-близнецах»), все они имеют византийские корни. Они свидетельствуют о слиянии османской и греческой популярной культуры и верований. [10]
В начале 17 века Дефтердар (министр финансов) Экмекчизаде Ахмет-паша (ум. 1618) приказал построить Медресе , ворота комплекса, завье , [11] и мектеб (школа). [12] Примерно столетие спустя Хекимбаши (главный врач султана) Гиридли Нух Эфенди (ум. 1707) закрыл Текке и расширил Медресе. [12] А в 1737 году Кызлар Агасы Хаджи Бешир Ага воздвиг во дворе фонтан в форме колонны. [10] Землетрясение 1766 года разрушило купол здания: в 1768 году оно было перестроено. [12] В 19 веке Махмуд II (годы правления 1808-1839) перестроил крыльцо. В 1847–1848 годах султан Абдулмеджид I (годы правления 1839–1861) разрешил восстановить стену, окружающую комплекс. Спустя несколько лет во дворе мечети были воздвигнуты два фонтана. [13] Наконец, в 1953 году здание снова отреставрировали. [13]
Традиция освещать минареты мечетей накануне годовщины рождения Мухаммеда ( Мавлида ан-Наби ) зародилась в мечети Коджа Мустафа. [14]
Архитектура
[ редактировать ]Первоначально здание было амбулаторного типа и ориентировано в направлении восток-северо-восток - запад-юго-запад. Он имеет центральный купол и три апсиды, расположенные с восточной стороны. эсонартекс В и экзонартекс западной стороне размещены . С трех других сторон купол первоначально был окружен аркадами, увенчанными цилиндрическими сводами . В период Османской империи здание претерпело важные изменения. Вход находится с северной стороны, где османы построили аркаду, покрытую пятью куполами. После землетрясения 1766 года центральный купол был перестроен. Он круглый внутри, восьмиугольный снаружи и опирается на высокий барабан с восемью окнами. [15]
На северной и южной сторонах главного купола в период Османской империи были добавлены два полукупола. Оба они также пронизаны тремя большими окнами, которые снаружи похожи на мансардные окна. [15] Все купола опираются на арки. Восточная арка, поддерживающая главный купол, переходит в цилиндрический свод , окруженный нишами, которые первоначально вели к Протезису и Диаконикону . [16] Сохранился только диаконикон , перекрытый крестообразном сводом. [16] Западная арка, поддерживающая купол, заполнена тройной аркадой, опирающейся на две мраморные колонны, увенчанные кубическими капителями .
Внутренний притвор разделен на три пролета. Северный покрыт османским куполом. Центральный увенчан цилиндрическим сводом, а южный – крестово-крестовым сводом. Последние два — византийские. [17]
Внешний нартекс разделен на пять пролетов, три центральных соответствуют отсекам внутреннего нартекса. Центральный отсек перекрыт центральным куполом-блюдцем, опирающимся на подвески . Он разделен двумя промежуточными пролетами колоннами, установленными на пилястрах. Эти две ниши перекрыты крестовыми сводами, поставленными на ионические капители , напоминающие те, которые используются в церкви Святых Сергия и Вакка . Два внешних пролета увенчаны центральными куполами-блюдцами и отделены от остальных выступающими пилястрами. [15]
Внешний вид явно османский. Он выполнен из тонко обработанного и полированного камня, без изразцов, имеет каменный карниз. [15] Над барабаном полукуполов расположен каменный карниз. Квадратное основание барабана и сам купол облицованы полированным камнем, чередующимся с рядами из трех кирпичей, уложенных на толстый слой раствора . [15] Также купол венчает каменный карниз. Крыша покрыта свинцом.
Византийский монастырь полностью исчез, за исключением подземной цистерны , которая находится к юго-востоку от мечети. [5] Красивый резной дверной косяк византийского периода, предположительно шестого века, принадлежавший Медресе, был привезен в Стамбульский археологический музей .
Несмотря на свою архитектурную значимость, здание никогда не подвергалось систематическому изучению.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джанин (1953), 34. «Ворота ныне исчезнувшей стены ». Константиновской городской
- ^ Мюллер-Винер (1977), с. 172.
- ^ Название происходит от места захоронения преступников, лежавшего неподалеку. Джанин (1953), с. 35.
- ^ Следует отметить, что по современным источникам фигура Андрея Критского, как и многих святых-иконопочитателей, живших в иконоборческий период, является легендарной. Брубейкер (2011)
- ^ Jump up to: а б с д Мюллер-Винер (1977), с. 173.
- ^ Капичибаши («главный привратник») также был ведущим на приемах иностранных послов.
- ^ Эйс (1955), с. 92.
- ^ В тот же период он превратил еще одну византийскую церковь, расположенную в районе Влахерн , в мечеть, названную в его честь Мечеть Атик Мустафа-паши .
- ^ Ван Миллинген (1912), с. 107.
- ^ Jump up to: а б Гюлерсой (1976), с. 262.
- ↑ Завье — здание, спроектированное специально для собраний суфийского или дервишского братства .
- ^ Jump up to: а б с Мюллер-Винер (1977), с. 174
- ^ Jump up to: а б Мюллер-Винер (1977), с. 175.
- ^ Мамбури, с. 258.
- ^ Jump up to: а б с д и Ван Миллинген (1912), с. 115.
- ^ Jump up to: а б Ван Миллинген (1912), с. 114.
- ^ Ван Миллинген (1912), с. 113.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ван Миллинген, Александр (1912). Византийские церкви Константинополя . Лондон: MacMillan & Co.
- Джанин, Раймонд (1953). Церковная география Византийской империи. 1. Часть: Константинопольская кафедра и Вселенский Патриархат. 3-й том. : Церкви и монастыри (на французском языке). Париж: Французский институт византийских исследований.
- Мамбури, Эрнест (1953). Туристический Стамбул . Стамбул: Типография братьев Читури.
- Эйс, Семави (1955). Стамбул. Маленький путеводитель по памятникам византийцев и турков (на французском языке). Стамбул: Стамбульская типография.
- Гюлерсой, Челик (1976). Путеводитель по Стамбулу . Стамбул: Стамбульская библиотека. ОСЛК 3849706 .
- Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Образный лексикон по топографии Стамбула: Византия, Константинополис, Стамбул до начала 17 века (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN 978-3-8030-1022-3 .
- Брубейкер, Лесли; Хэлдон, Джон (2011). Византия в эпоху иконоборчества (ок. 680-850) . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-05-21-43093-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]