Мечеть Нуруосмание
Мечеть Нуруосмание | |
---|---|
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | Суннитский ислам |
Расположение | |
Расположение | Стамбул , Турция |
Географические координаты | 41 ° 00'37 "N 28 ° 58'14" E / 41,010234 ° N 28,970540 ° E |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Саймон Калфа |
Тип | Мечеть |
Стиль | Османское барокко |
Новаторский | 1748 |
Завершенный | 1755 |
Технические характеристики | |
Высота (макс.) | 43,5 метра (143 фута) |
Диаметр купола. (внутренний) | 25 метров (82 фута) |
Минарет (а) | 2 |
( Мечеть Нуруосмание турецкий : Nuruosmaniye Camii ) — османская мечеть 18-го века , расположенная в Чемберлиташ районе района Фатих в Стамбуле , Турция , которая была внесена в Предварительный список объектов всемирного наследия в Турции в 2016 году. [1]
Мечеть Нуруосмание , спроектированная греческим архитектором-немусульманином по имени Симеон Калфа , была первым монументальным османским зданием, олицетворяющим новый османский стиль барокко , который привнес барокко и неоклассицизма элементы из Европы . [2] [3] [4] [5] Орнамент мечети и ее изогнутый двор отражают влияние барокко. Купол . мечети – один из крупнейших в Стамбуле Мечеть является частью более крупного религиозного комплекса, или куллие , выступающего центром культуры, религии и образования для района.
В Константинополе район мечети Нуросмание находился недалеко от Форума Константина , где до сих пор стоит Колонна Константина (турецкий: Çemberlitaş Sütunu ). Стамбула Мечеть окружает Большой базар (турецкий: Kapalıçarşı ). После постройки мечети Султана Ахмеда мечеть Нуросмание стала первой императорской мечетью, построенной за 100 лет. [6]
Историческая справка
[ редактировать ]
Строительство комплекса мечети было заказано по приказу султана Махмуда I в 1748 году и завершено при его брате и преемнике султане Османе III в 1755 году. Он был назван Нуруосмание, что означает «Свет Османа», в честь Османа III. [6]
Строительство Нуруосмание ознаменовало собой первый случай со времени строительства мечети Султана Ахмеда I (в начале 17 века), когда османский султан построил свою собственную императорскую мечеть в Стамбуле, что ранее было традицией для каждого султана. Основание Махмуда I ознаменовало возвращение этой традиции. [7] Мечеть была также первым монументальным османским зданием, которое иллюстрировало новый стиль османского барокко , находящийся под влиянием современной архитектуры барокко в Европе . [6] [8] [3] Это помогло изменить город Стамбул, объявив об этом новом имперском стиле и ознаменовав окончательный отход от классической османской архитектуры . [9] [6]
Комплекс построен на втором холме Стамбула . По словам Ахмеда Эфенди , османского секретаря, участвовавшего в строительстве мечети, раньше на этом месте располагалась мечеть меньшего размера, основанная некой Фатмой Хатун. [10] К 18 веку эта мечеть пришла в упадок, и местные жители уже обращались к султану Ахмеду III с просьбой отремонтировать ее, но безуспешно. (пожертвование) мечети Когда Махмуду I было отправлено новое прошение, султан назначил чиновника для расследования, и было установлено, что вакф больше не приносил доход. Вместо того чтобы финансировать ее реконструкцию, султан решил присвоить вакф и использовать его для строительства новой мечети. [11] Однако это гораздо более крупное строительство потребовало покупки нескольких объектов недвижимости в окрестностях, что поначалу встретило сопротивление со стороны владельцев недвижимости. [12]

Махмуд I был известен своим личным интересом к архитектуре, и сочинения Ахмеда Эфенди, кажется, подчеркивают личную приверженность и благочестие султана по отношению к проекту. [12] В своем отчете Эфенди добавляет историю, в которой Махмуд I, посещая стройку, наткнулся на «благословенного мудреца» или духовного старца. Мудрец похвалил его за то, что он построил мечеть и принес радость соседям, и помолился Богу, чтобы он вознаградил султана, тем самым воодушевив Махмуда I продолжить проект. [12] [13] Хотя рассказ Эфенди имеет панегирикический стиль, он предполагает, что султан и его окружение рассматривали строительство мечети как исполнение божественного провидения и что вокруг проекта царила определенная религиозная аура. [12] Ряд других османских писателей XVIII века также похвалили мечеть после завершения, подчеркнув ее важность в то время. Хотя некоторые из них, в том числе Эфенди, высоко оценили размер купола, они не сделали никаких четких комментариев по поводу нового архитектурного стиля здания. [5] [14]
архитектором -немусульманином Мечеть была спроектирована греческим по имени Симеон Калфа или Симон Калфа. [15] [3] [4] [16] Это был первый архитектор-немусульманин, которому было поручено руководить крупным имперским османским строительством. [5] Главным помощником Симеона был христианин по имени Козьма, и большинство подчинённых ему каменщиков тоже были христианами. вручил почетные одежды . великий визирь И Симеону, и Козьме на церемонии открытия мечети [17] Ученый Юнвер Рустем отмечает, что, возможно, это был первый раз, когда христианские архитекторы были официально удостоены чести на открытии мечети, и что это отражает растущий статус христианских мастеров в османской архитектуре в ту эпоху. [16]
Архитектура
[ редактировать ]Мечеть
[ редактировать ]
Молитвенный зал покрыт одним куполом диаметром 25,4 метра (83 фута). [5] и высотой 43,5 метра (143 фута) над уровнем пола. [18] Это делает его третьим по величине историческим куполом в Стамбуле после собора Святой Софии и мечети Сулеймание . [5] [а] В мечети используется система железных распорок, идущих от пола, через стены и к потолку купола. [19] Материал мечети выполнен из тесаного камня и мрамора. [20]
Снаружи купол возвышается над четырьмя огромными арками (по одной на каждой стороне площади), пронизанными множеством окон, обеспечивающих свет внутри. Ближайшим прецедентом этого проекта в классической османской архитектуре является мечеть Михримах Султан в районе Эдирнекапы в Стамбуле. [21] [22] Выступающая апсида, в которой находится михраб, также сравнима с мечетью Селимие в Эдирне . [21] В комплексе имеется два минарета , каждый с двумя балконами . Двор мечети выполнен в форме подковы , беспрецедентной для османских мечетей. [8]

Убранство и детали мечети полностью выполнены в стиле османского барокко, который был новым для того времени. [23] [24] Общая форма здания описывается как «стремящаяся повсюду превратить прямые линии в кривые». [25] Изогнутые фронтоны над внешними арками имеют вогнутые завитушки по краям, а окна, дверные проемы и арки мечети имеют микстилинейные (т.е. сочетание различных кривых) или круглые профили вместо традиционных заостренных арочных профилей. [23] [24] Центральный дверной проем двора увенчан необычным мотивом сияющего солнца, вырезанным в камне, в то время как другие дверные проемы имеют пирамидальные полусводы, которые вместо традиционных мукарн украшены множеством рядов акантоподобных фризов и других мотивов - композиция это не османский и не европейский стиль. [26]
Внутри молитвенный зал мечети окружен симметричными двухэтажными галереями, выходящими за пределы основного периметра зала. Углы этих галерей, по обе стороны от зоны михраба, включают в себя пространство для муэдзинов с одной стороны и место для ложи султана ( хункар махфили ) с другой, что позволяет отказаться от традиционной платформы муэдзина махфили в середине площади. мечеть. Такое расположение галереи оставляет центральное пространство незагроможденным, но при этом скрывает опорные опоры купола. [27] можно найти самые яркие резные фигурки в стиле барокко, такие как флейты и завитки На минбаре . [28] Капот михраба, как и полусводы над внешними дверными проемами, украшен смесью эклектичных фризов, заменяющих традиционные мукарны. [29] Каменная отделка мечети также устанавливает новый стиль капителей, который отличает османское барокко: форма вазы или перевернутого колокола, простая или украшенная, обычно с небольшими, но заметными волютами по углам, похожими на ионические капители. [30] [31] Молитвенный зал также украшен золотой каллиграфией Корана и украшен медальонами с именами Аллаха и Мухаммеда на подвесках купола.
- Детали мечети
- Внешний вид мечети, вид на стены молитвенного зала
- Минарет
- Наружные арки и окна
- Внешний вид мечети, вид на стены двора
- Центральный вход во двор, с солнечным мотивом над дверным проемом.
- Двор мечети
- Деталь резьбы в стиле барокко над входом во двор молитвенного зала, заменяющая традиционные мукарны.
- Интерьер купола
- Галерея внутри молитвенного зала с лоджией султана на верхнем уровне.
- Деталь михраба
- Внешний вид михраба апсиды
Другие постройки комплекса
[ редактировать ]Комплекс мечети, или кюллие , также содержит множество других построек, способствующих его роли религиозного и благотворительного комплекса, заключенного в территорию неправильной формы, ограниченную улицами с каждой стороны. В северной части участки имеют уклон вниз. [18] Мечеть имеет двое ворот: восточные и западные. Западные ворота выходят на край Большого базара . [20] Другими составляющими комплекса являются:
- Сэбил . прикреплен к внешней стене комплекса, рядом с западным входом Его традиционно использовали для раздачи воды населению и для облегчения омовения перед молитвой. В настоящее время используется как магазин ковров. Неподалеку, с другой стороны от входа, расположен богато украшенный настенный фонтан. [32]
- Медресе (исламский колледж), состоящий из внутреннего двора, окруженного куполообразными помещениями. Он расположен на южной стороне комплекса. [33]
- Имарет . , или общественная столовая, примыкающая к медресе с западной стороны [33]
- Библиотека расположена в северо-восточном углу участка и имеет овальную планировку. [7] В нем имеется читальный зал и помещение для хранения книг. Первоначально библиотека была открыта с коллекцией из 5031 тома. Это число действительно сильно изменилось с годами, хотя к началу 20 века было потеряно около 152 книг. В 1923 году 34 тома, представляющие историческую ценность, были переданы Музею турецкого и исламского искусства . Сегодня коллекция насчитывает 5048 книг, включая недавние частные пожертвования. [34]
- На южной стороне библиотеки находится тюрбе (гробница), в которой покоятся останки Шехсувар Султан , матери Османа III. [35] [7]
- Хюнкар Касри — это трехэтажное здание Г-образной формы, которое предоставляло султану и его семье частный доступ в мечеть. Внутренний пандус возле восточного входа в участок ведет к частной гостиной и зоне приема ( селамлык ). Отсюда султан мог пройти прямо к хункару-махфили в молитвенном зале. [36] [1] Этот тип пристройки существовал в некоторых более ранних императорских мечетях 17 века, но в комплексе Нуруосмание он более заметен и более сознательно интегрирован с мечетью. [35] [37]
- Вспомогательные конструкции
- Восточный вход в комплекс мечети
- Западный вход в комплекс мечети, с фонтаном слева и себилом справа.
- Фонтан
- Хюнкар Касри : пандус справа ведет в частную гостиную, соединенную с мечетью слева.
- Гробница (слева) и библиотека (справа) в северо-восточном углу комплекса.
Расположение
[ редактировать ]
Мечеть стоит на втором холме Стамбула. Комплекс расположен в окружении множества магазинов, предприятий и Гранд базара. Комплекс также расположен прямо через дорогу от одного из входов на Большой базар. Колонна Константина , историческая мечеть Гази Атик Али-паша и современная трамвайная остановка Чемберлиташ расположены прямо к югу от мечети.
Поскольку это был такой процветающий и коммерчески активный район, султан знал, что это будет удобное место для мусульман для посещения молитвы. Это также послужит напоминанием людям о присутствии государства и султана во времена политических и экономических неудач. [ нужна ссылка ]
Реставрация (2010–2012 гг.)
[ редактировать ]За время своего существования комплекс несколько раз подвергался реконструкции, но сочетание факторов окружающей среды, отсутствия технического обслуживания, загрязнения воздуха и первоначальных недостатков здания существенно ухудшило состояние комплекса. В результате с 2010 по 2012 год 20 миллионов лир (3,5 миллиона долларов США) [38] Кампанию по реновации провели архитекторы группы ФОМ. Самой острой проблемой комплекса была проблема с водой. Протекающие купола были загерметизированы традиционным способом свинцовым покрытием, близким к первоначальному, дренажные системы были очищены от завалов и отремонтированы, а подвалы отремонтированы. Стены мечети были сильно почернены, требовали пескоструйной обработки и мойки под давлением. Другие компоненты мечети, такие как мрамор, древесина, железо и стекло, были вырезаны и заменены в случае серьезного износа. [ нужна ссылка ]
В ходе реставрационной кампании было сделано несколько открытий, которые повысили статус мечети как архитектурного достижения и исторического объекта:
- В процессе соскабливания старых испорченных ламинарных орнаментов были найдены, сохранены и выставлены на обозрение еще более старые орнаменты, нарисованные вручную. [ нужна ссылка ]
- Обнаружение действующей цистерны под мечетью, которая, по словам директора Фонда провинции Стамбул Ибрагима Озекинчи, потребовала удаления из цистерны слизи на «420 грузовиков». Затем стали видны великолепная галерея, цистерна и водомер. Османы использовали современная система, соответствующая современным правилам землетрясения». [39] Цистерна занимает площадь 2242 квадратных метра, имеет полезную площадь 825 квадратных метров (8880 квадратных футов) и рассматривается как будущее место для музея. [ нужна ссылка ]
- Выяснилось, что мечеть стоит на более старом строении, построенном на буронабивном фундаменте. На сегодняшний день найден самый старый фундамент из буронабивных свай в истории турецкой архитектуры. [40]
Текущая роль
[ редактировать ]Историческое место и выдающаяся достопримечательность Стамбула, мечеть ежедневно используется как место поклонения. В 2018 году художественная выставка «Биеннале Едитепе», организованная под руководством президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана , [41] использовал цистерну комплекса для демонстрации произведений искусства, демонстрирующих как традиционное, так и современное турецкое искусство. [42]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ По словам Ахмеда Эфенди, купол первоначальной мечети Фатих в то время также был больше. [5]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Комплекс Нуруосмание» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . ЮНЕСКО . Проверено 8 июня 2018 г.
- ^ «Комплекс Нуруосмание» . whc.unesco.org . ЮНЕСКО . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Свободно, Джон (2000). Внутри сераля: частная жизнь султанов в Стамбуле . Книги о пингвинах. п. 211. ИСБН 978-0-14-027056-3 .
- ^ Jump up to: а б Свободно, Джон; Глин, Энтони (2000). Путеводитель по Стамбулу и вокруг Мраморного моря . Бойделл и Брюэр. п. 104. ИСБН 978-1-900639-31-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Суман, Сельва (2011). «Под сомнение «икона перемен»: комплекс Нуруосмание и написание истории османской архитектуры» (PDF) . Журнал METU архитектурного факультета : 145–166. дои : 10.4305/METU.JFA.2011.2.7 .
- ^ Jump up to: а б с д Рустам 2019 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б с Рустам 2019 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , стр. 381–387.
- ^ Кубань 2010 , с. 526.
- ^ Рустем 2019 , стр. 119–120.
- ^ Рустам 2019 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с д Рустам 2019 , с. 121.
- ^ Эфенди, Ахмед (1919) [18 век]. Тарих-и Ками'-и Шериф-и Нур-и Османи . Стамбул: Типография Хилал.
- ^ Рустам 2019 , с. 150.
- ^ Гудвин 1971 , с. 386.
- ^ Jump up to: а б Рустем 2019 , стр. 147–148.
- ^ Рустам 2019 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б «Социальный комплекс Нуруосмание» . Архнет . Проверено 9 декабря 2019 г.
- ^ Салиба, Нада (2019). «Значение и репрезентация мечети Нуруосмание как памятника барокко» . Хронос . 21 : 167–186. дои : 10.31377/chr.v21i0.486 .
- ^ Jump up to: а б Рустам 2019 .
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 532.
- ^ Рустам 2019 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б Рустем 2019 , стр. 138–145.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 532, 536.
- ^ Леви, Майкл (1975). Мир османского искусства . Лондон: Темза и Гудзон. OCLC 182637845 .
- ^ Рустем 2019 , стр. 139–140.
- ^ Рустем 2019 , стр. 141–144.
- ^ Рустем 2019 , стр. 144–145.
- ^ Рустам 2019 , с. 145.
- ^ Рустам 2019 , с. 146.
- ^ Гудвин 1971 , с. 388.
- ^ Рустем 2019 , стр. 112–115.
- ^ Jump up to: а б Рустем 2019 , стр. 113–115.
- ^ Эрюнсал, Исмаил Э. (2007). «БИБЛИОТЕКА НУРУОСМАНИЕ» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 536.
- ^ Рустам 2019 , с. 125.
- ^ Рустем 2019 , стр. 128–130.
- ^ «Все еще действующая цистерна под стамбульской мечетью» . Хюрриет Дейли Ньюс . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ «Все еще действующая цистерна под стамбульской мечетью» . Хюрриет Дейли Ньюс . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ «Сооружение, похожее на Цистерну Базилику, найденное под мечетью» . worldbulletin.net/ (на турецком языке) . Проверено 24 ноября 2019 г.
- ^ «Президент Турецкой Республики: «За последние 15 лет мы нарушили табу в сфере культуры и искусства, как и во многих других областях » . www.tccb.gov.tr. Проверено 4 декабря 2019 г.
- ^ «Биеннале | Едитепе Биенали» . www.yeditepebienali.com . Проверено 4 декабря 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-27429-0 .
- Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN 9781851496044 .
- Рустем, Юнвер (2019). Османское барокко: архитектурная реконструкция Стамбула восемнадцатого века . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691181875 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Комплекс Нуруосмание на ArchNet.org
- Мечеть Нуруосмание на сайте GreatIstanbul.com
- Изображения мечети Нуруосмание
- Изображения мечети XIX века.