Османская архитектура XIX–XX веков.
В этой статье рассматривается история османской архитектуры с 19 века до конца Османской империи в начале 20 века. В 19 веке в османской культуре усилилось архитектурное влияние Западной Европы. [ 1 ] Стиль османского барокко , возникший в 18 веке, продолжал проявляться в начале 19 века во времена правления Селима III и Махмуда II . стиль ампир и неоклассические Примерно в это же время начали появляться мотивы. Впоследствии тенденция к эклектизму стала заметна во многих типах зданий, особенно в период Танзимата (1839 г. и позже), о чем свидетельствует дворец Долмабаче и многие мечети этой эпохи, спроектированные архитекторами семьи Бальян . [ 2 ] [ 1 ]
В конце 19-го века ориенталистская мода смешала нео-османские и другие традиционные исламские архитектурные элементы в новые здания, которые можно увидеть во многих проектах Александра Валлори . [ 3 ] [ 4 ] стиль модерн К концу века также появился , особенно продвигаемый Раймондо Д'Аронко . [ 5 ] [ 6 ] В последние десятилетия Османской империи развивался новый архитектурный стиль, который был более строго неоосманским и возрожденческим , часто известный как Первое национальное архитектурное движение , такими архитекторами, как Мимар Кемаледдин и Ведат Тек . [ 7 ] [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]После османского завоевания Константинополя ) в 1453 году османская архитектура постепенно (современный Стамбул превратилась в классический османский стиль , который был закреплен в 16 веке под долгим пребыванием Мимара Синана на посту императорского архитектора. Классический стиль сохранился и в 17 веке, но стал менее инновационным и более повторяющимся. [ 8 ] Культурные сдвиги в начале 18 века, особенно в период тюльпанов ( ок. 1718 – ок. 1730 ), вызвали отход от этого стиля, поскольку правящий класс Османской империи открылся для западного влияния. [ 9 ] [ 10 ] стали очевидны новые декоративные тенденции и новые типы зданий В архитектуре этой эпохи . [ 11 ]
В 1740-х годах новый стиль османского барокко проявился в своем полном выражении и быстро стал доминировать в имперской архитектуре. [ 12 ] [ 9 ] Это означало окончательный конец классического стиля. [ 13 ] После периода тюльпанов османская архитектура начала открыто имитировать европейскую архитектуру, так что архитектурные и декоративные тенденции Европы были отражены в Османской империи. [ 14 ] Изменения были особенно очевидны в украшении новых зданий, а не в их общей форме, хотя в конечном итоге под влиянием Европы были введены и новые типы зданий. [ 15 ]
Последние памятники османского барокко (начало 19 века)
[ редактировать ]Некоторые из последних памятников явно османского барокко, которые были построены, были построены при Селиме III ( годы правления 1789–1807 ) и Махмуде II ( годы правления 1808–1839 ). В конце 18 века одним из крупнейших проектов Селима III была реконструкция мечети Эйюп-Султана между 1798 и 1800 годами. [ 16 ] [ 17 ] Примерно в это же время другие члены семьи и высокопоставленные государственные чиновники построили в том же районе новые памятники, такие как благотворительный комплекс Михриша Султана (1792–1796). [ 18 ] и могила Шаха Султана (1800–1801). [ 19 ]

Что касается других тенденций, Селим III установил монументальные казармы как новый и заметный тип зданий в городском ландшафте Стамбула. [ 20 ] Это произошло в связи с попытками реформ Селима III, Низам-и Джедид («Новый порядок»), который, среди прочего, создал новую армию западного образца . Селим III построил здание казармы для своего полка «Новая артиллерия» в Топхане , недалеко от более позднего места мечети Нусретие . Он был разрушен пожаром в 1823 году и восстановлен Махмудом II в 1824 году. [ 21 ] Казармы Селимие были построены на юге Ускюдара между 1800 и 1803 годами. [ 22 ] Он был перестроен из камня Махмудом II между 1825 и 1828 годами и расширен до его нынешнего вида Абдулмецидом между 1842 и 1853 годами. [ 23 ] [ 24 ]

За строительством казарм Селимие последовало строительство близлежащего комплекса мечети Селимие в период с 1801 по 1805 год. [ 25 ] [ 23 ] Комплекс включал в себя обычные пристройки к мечети, но более инновационным было строительство фабрик, магазинов и современных объектов, таких как типография, которые сформировали ядро нового района с регулярной сеткой улиц. [ 25 ] Мечеть включает в себя широкий императорский павильон (небольшую гостиную или резиденцию султана), который простирается вдоль ее переднего фасада, особенность, появившаяся в 18 веке (например, мечеть Бейлербейи ), но здесь получившая дальнейшее усовершенствование. [ 26 ] Молитвенный зал во многом сохраняет традиционную однокупольную планировку. [ 27 ] [ 28 ]

Со времен Махмуда II гробница Накшидил Султана (1818 г.) является одной из лучших гробниц Османского барокко и одним из лучших образцов памятников позднего барокко. [ 29 ] [ 30 ] Он также включает в себя некоторое влияние стиля ампир , который появился в Стамбуле примерно в это время. [ 31 ] Некоторые из мечетей в стиле барокко этого периода имеют эллиптические купола, например, небольшая однокупольная мечеть Кючук Эфенди (или Февзие) в Стамбуле (1825 г.) и многокупольная мечеть Капы в Конье (1812 г.). [ 32 ]

Мечеть Нусретие, императорская мечеть Махмуда II, была построена между 1822 и 1826 годами в Топхане. [ 33 ] [ 34 ] Эта мечеть была первой крупной императорской работой Крикора Балиана. [ 33 ] [ 35 ] Иногда ее описывают как принадлежащую к стилю ампир, но искусствоведы Годфри Гудвин и Доган Кубан считают ее одной из последних мечетей в стиле османского барокко. [ 33 ] [ 36 ] Другой историк искусства, Юнвер Рустем, описывает этот стиль как отход от барокко к османской интерпретации неоклассицизма . [ 35 ] Гудвин также описывает ее как последнюю в череде императорских мечетей, начавшейся с Нуруосмание (1748–1755). [ 33 ] Несмотря на относительно небольшой размер, высокие пропорции мечети создают ощущение высоты, отмечая кульминацию тенденции, которая, вероятно, началась с мечети Аязма (1757–1761 гг.). [ 37 ]
Стиль ампир (начало – середина 19 века).
[ редактировать ]Во время правления Махмуда II (годы правления 1808–1839) стиль ампир , неоклассический стиль, зародившийся во Франции при Наполеоне , также был введен в османскую архитектуру. [ 38 ] Это ознаменовало тенденцию ко все более прямому подражанию западным стилям, особенно французскому. [ 31 ] Ярчайшим примером стиля ампир в Стамбуле является Могила Махмуда II (1840 г.), внушительный восьмиугольный памятник, спроектированный Оханнесом и Богосом Дадьяном. [ 39 ] [ 24 ] Другими примерами являются школа Джеври Калфа на улице Диваньолу , датированная 1819 годом. [ 40 ] [ 41 ] [ 24 ] и гробница и библиотечный комплекс Хюсрев-паши в районе Эйюп , датированный 1839 годом. [ 42 ] Верхняя часть Башни правосудия или Диванной башни во дворце Топкапы также была перестроена в своем нынешнем виде при Махмуде II в 1820 году с использованием эпохи Возрождения и Палладио . элементов [ 43 ] [ 24 ] Мотивы стиля ампир, такие как колонеты и составные капители , продолжали широко использоваться на протяжении всего XIX века наряду с другими стилями. [ 31 ]
Мечеть Хырка-и Шериф , построенная между 1847 и 1851 годами при Абдулмеджиде I (годы правления 1839–1861), представляет собой уникальное религиозное здание в османской архитектуре, которое было спроектировано для размещения Святой Мантии ( Хирка-и Шериф ), реликвии Мухаммеда. . [ 44 ] (Еще одна мантия и реликвия, Хирка-и Саадет , находится во дворце Топкапы. [ 45 ] [ 46 ] ) Из-за этой особой функции мечеть имеет необычный дизайн. Он был построен и оформлен в чистом ампирном или неоклассическом стиле. [ 45 ] [ 44 ] Перед ним стоит императорский павильон с мрачным неоклассическим фасадом и тонкими минаретами, похожими на коринфские колонны . Этот участок ведет к восьмиугольной мечети, освещенной большими окнами, с михрабом и минбаром, выполненными из темно-серого мрамора. Священная реликвия хранится в другом восьмиугольном здании меньшего размера, прямо за мечетью. [ 45 ] [ 44 ] [ 47 ]
- стиль ампир
-
Школа Джеври Калфа в Стамбуле (1819 г.)
-
Башня правосудия во дворце Топкапы (1820 г.)
-
Могила Хюсрев-паши в Эйюпе, Стамбул (1839 г.)
-
Могила Махмуда II в Стамбуле (1840 г.)
-
Интерьер гробницы Махмуда II
Эклектика (19 век)
[ редактировать ]Реформы Танзимата начались в 1839 году при Абдулмеджиде I ( годы правления 1839–1861 ) и были направлены на модернизацию Османской империи с помощью реформ в западном стиле. В архитектурной сфере этот период привел к доминированию европейских архитекторов и османских архитекторов с европейским образованием. [ 48 ] Среди них Балянам , османской армянской семье, удалось доминировать в имперской архитектуре на протяжении большей части столетия. К ним присоединились европейские архитекторы, такие как братья Фоссати , Уильям Джеймс Смит и Александр Валлори . [ 49 ] [ 50 ] После начала 19 века османская архитектура характеризовалась эклектичной архитектурой , которая смешала или заимствовала несколько стилей. Балийцы, например, обычно сочетали неоклассическую архитектуру или архитектуру изящного искусства с весьма эклектичным декором. [ 51 ] По мере того как в Стамбул приезжало все больше европейцев, районы Галата и Бейоглу (или Пера) приобрели очень европейский вид. [ 52 ]
Дворцы
[ редактировать ]Дворец Долмабахче
[ редактировать ]
Дворец Долмабахче был построен для султана Абдулмеджида в период с 13 июня 1843 года по 7 июня 1856 года. [ 53 ] Строительство было завершено к 1853 или 1854 году, но султан переселился во дворец только в 1856 году. [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] Он заменил дворец Топкапы в качестве официальной императорской резиденции султана. Он был построен на участке вдоль Босфора , который ранее был занят старым дворцом Бешикташ и его садами, который использовался и расширялся различными султанами с 17 века до его сноса, чтобы освободить место для нынешнего дворца. [ 58 ] Дворец Долмабахче был спроектирован Гарабетом Бальяном, хотя известно, что его сын Никогос сотрудничал с ним и, возможно, спроектировал Церемониальный зал и ворота дворца. [ 58 ] [ 54 ] [ 59 ] [ 35 ] Дворец состоит в основном из одного здания монументальных размеров. Эти характеристики представляли собой радикальный отказ от традиционного дизайна османских дворцов. [ 60 ]
Стиль дворца в основном неоклассический, но характеризуется весьма эклектичным декором, в котором мотивы барокко сочетаются с другими стилями. Монументальные ворота, ведущие на территорию дворца, особенно богато украшены и отличаются высокоскульптурным и эклектичным декором из камня, мрамора и штукатурки. [ 61 ] [ 62 ] Убранство дворца выходит за рамки обычного эклектизма, наблюдаемого в современной западной архитектуре, поскольку в одном здании сочетаются несколько разных стилей. В результате ему не хватает некоторой последовательности и единства. [ 63 ] [ 62 ] Помимо европейского дизайна, организация дворца по-прежнему отражала традиционное османское разделение на селамлик (официальную часть), занимающую юго-западное крыло дворца, и гарем (частную часть), занимающую северо-восточное крыло. Два крыла дворца разделены Церемониальным залом, большим куполообразным залом. Различные части дворца также сосредоточены вокруг крестообразных залов — еще одной особенности османской традиции. [ 64 ] [ 65 ]
- Дворец Долмабахче (1843–1856 гг.)
-
Ворота казначейства
-
Внешний вид севильки
-
Хрустальная лестница в секции селамлик дворца.
-
Внешний фасад Парадного зала
-
Интерьер церемониального зала
Другие резиденции и павильоны
[ редактировать ]Многие другие дворцы, резиденции и развлекательные павильоны были построены в 19 веке, большинство из них в Босфорском пригороде Стамбула. Небольшой одноэтажный павильон Ихламур , построенный в 1849–1855 годах, и немного больший двухэтажный павильон Кучуксу , построенный в 1856 году, были спроектированы Никогосом Баляном и имеют очень богато украшенные фасады. [ 66 ] Первоначально они использовались как павильоны для отдыха или зоны отдыха и не содержали спален, хотя позже спальни были добавлены к павильону Кучуксу, когда он использовался для размещения иностранных высокопоставленных лиц. [ 67 ] Киоск Меджидие в четвертом дворе дворца Топкапы – еще одно небольшое одноэтажное строение в аналогичном стиле, спроектированное Саркисом Баляном и построенное в 1840 году. [ 68 ] [ 69 ]
Дворец Бейлербейи , расположенный на берегу Босфора, был спроектирован Саркисом Баляном и его братом Агопом Бальяном в неоклассическом стиле с эклектичным и ориенталистским внутренним убранством. Он был завершен в 1864–1865 годах и заменил более раннюю постройку, построенную Крикором Бальяном во времена правления Махмуда II. Дворец использовался как летняя резиденция султана и как гостевая резиденция иностранных сановников. Как и дворец Долмабахче, его интерьер разделен на части селамлыка и гарема, разделенные большим центральным залом. [ 70 ] [ 71 ]
Вскоре после этого дворец Чираган (годы правления 1861–1876) заказал султан Абдулалзиз и завершил его в 1872 году. За проект, вероятно, отвечал Никогос или Саркис Бальян. [ 72 ] [ 47 ] Он имеет строгий неоклассический внешний вид, за исключением востоковедного декора, включающего резной ажур на окнах. [ 73 ] Дворец был уничтожен пожаром в 1910 году, остался только морской фасад, который позже в 1987 году был интегрирован в отель. [ 72 ]
- Другие дворцы XIX века
-
Киоск Меджидие во дворце Топкапы (1840 г.)
-
Павильон Ихламур , Стамбул (1849–1855 гг.)
-
Павильон Кючуксу , Стамбул (1856 г.)
-
Дворец Бейлербейи , Стамбул (завершен в 1864–1865 гг.)
-
Интерьер дворца Бейлербейи
-
Дворец Чираган , Стамбул (1872 г.)
Дворец Йылдыз
[ редактировать ]
Одним из последних крупных творений Османской империи был дворец Йылдыз , обширный комплекс зданий, расположенный среди большого лесистого парка ( парк Йылдыз ) на склоне холма с видом на Босфор. Этот район был частным садом султанов с 17 века и в период тюльпанов был известен как сад Чираган. Селим III, Махмуд II, Абдул-Меджид и Абдулазиз построили здесь различные павильоны, но именно Абдул-Хамид II (годы правления 1876–1909) превратил его в императорский дворец, резиденцию и резиденцию правительства. [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ] После массивных дворцовых зданий, состоящих из одного блока, таких как Долмабахче, дворец Йылдыз вернулся к старой традиции создания множества различных структур без единого плана территории. Однако, в отличие от дворца Топкапы, постройки не связаны между собой внутренними дворами, а напоминают своего рода сельскую горную деревню. Более того, дворец и внутренние сады были отделены от прилегающего лесопарка, открытого для посещения. [ 77 ] Одна часть дворцового комплекса представляла собой собственный частный гарем. Самым внушительным сооружением в центре дворца является Бююк Мабейн Кёшк, построенный Абдулазизом по проекту Агопа и Саркиса Бальянов. Он имеет традиционную планировку диванхана , типичную для более ранних османских павильонов, и неоклассический дизайн с ориенталистским декором, похожим на современный дворец Чираган. [ 78 ]
Многие последующие здания, построенные при Абдул-Хамиде II, менее монументальны, и многие из них были спроектированы Раймоном Д'Аронко в стиле модерн . Одним из самых больших и интересных является павильон Шале или Шале, названный так потому, что он был построен по образцу швейцарского горного шале в Альпах . В дворцовый комплекс также входили театр , оранжерея , конюшни и официальная мечеть Хамидие . [ 79 ] Несколько других павильонов стоят в парке за пределами ограды частного дворца, например, Мальтийский киоск и Чадырский киоск, оба спроектированные Бальянами при султане Абдулазизе. [ 75 ] [ 80 ] Мечеть, спроектированная Саркисом Бальяном для Абдул-Хамида II и датированная 1886 годом, совершенно не похожа на традиционную форму османских мечетей и больше похожа на церковь. [ 81 ] [ 72 ] Он украшен неоготическими и ориенталистскими деталями, некоторые из которых напоминают убранство более раннего дворца Чираган и мечети Пертевниял Валиде (обсуждается ниже). [ 81 ]
- Дворцовый комплекс Йылдыз
-
Особняк Буюк Мабейн , построенный во времена правления Абдулазиза (годы правления 1861–1876).
-
Шале-павильон, построенный Абдул-Хамидом II (несколько этапов строительства)
-
Зал «Перламутровый» в павильоне Шале
-
Мальтийский киоск в парке Йылдыз
-
Киоск Чадир в парке Йылдыз
-
Мечеть Хамидие (1886 г.), официальная мечеть дворца.
-
Интерьер мечети Хамидие: вид сзади и на императорские балконы.
Мечети
[ редактировать ]
После мечети Нусретие одной из первых мечетей, спроектированных семьей Балян, является мечеть Кючук Меджидие в Стамбуле, недалеко от Йылдыза , построенная в 1848 году. [ 82 ] В то же время, когда строился дворец Долмабахче, Гарабет и Никогос Бальян также построили близлежащую мечеть Долмабахче , построенную по заказу Безмиалем Валиде Султан в 1853 году, но законченную после ее смерти ее сыном Абдулмеджидом в 1855 году. [ 83 ] [ 84 ] Мечеть выполнена в неоклассическом стиле. [ 35 ] и отличается минаретами, которые до уровня балконов имеют форму коринфских колонн. [ 54 ] [ 35 ] Это однокупольное здание, перед которым расположен большой и внушительный императорский павильон. Верхние окна мечети расположены полукруглым колесом под арками, поддерживающими купол. [ 84 ] [ 54 ]
Мечеть Ортакёй (или мечеть Бююк Меджидие), расположенная дальше на северо-восток на небольшом мысе вдоль берега Босфора, имеет очень похожий дизайн, который считается более удачным. [ 85 ] [ 65 ] Мечеть снова была спроектирована Гарабетом Бальяном и его сыном Никогосом и построена между 1854 и 1856 годами. [ 83 ] – хотя Гудвин и Кубань называют годом постройки 1853 год. [ 44 ] [ 62 ] Бальяны, вероятно, работали как одна команда, чтобы создать столько произведений за такой короткий период. [ 62 ] Мечеть имеет внешний вид в стиле барокко с использованием сильных изгибов, но в ней присутствует эклектичное сочетание стилей, за исключением императорского павильона перед ним, который полностью выполнен в неоклассическом стиле. [ 85 ] [ 44 ] Мечеть покрыта богато украшенными скульптурными деталями, напоминающими стиль Церемониального зала и ворот дворца Долмабахче. [ 62 ] [ 44 ]
Мечеть Пертевниял Валиде в Стамбуле была построена в стамбульском районе Аксарай в 1871 году в честь матери Абдулазиза . [ 4 ] Обычно его приписывают итальянскому архитектору Монтани Эфенди или Агопу Бальяну, хотя возможно, что оба они отвечали за разные аспекты дизайна. [ 86 ] [ 87 ] [ 4 ] Мечеть представляет собой смесь стилей, включая османский, готический и ампирный. [ 86 ] [ 87 ] Одним из заметных изменений по сравнению с предыдущими мечетями является уменьшение размера императорского павильона по сравнению с мечетью, что полностью меняет предыдущую тенденцию XVIII-XIX веков. [ 86 ] Использование элементов османского возрождения в этой мечети также является показателем того, что основы будущего османского возрожденческого движения уже были заложены в это время. [ 88 ] [ 4 ] Еще одна мечеть того же периода, выполненная в эклектичном стиле, — мечеть Азизие в Конье , построенная в 1872 году. Это единственная императорская мечеть, построенная в Анатолии в поздний османский период. [ 89 ] [ 90 ]
- Мечети в эклектичных стилях
-
Мечеть Кючук-Меджидие , Стамбул (1848 г.): вид спереди на императорский павильон.
-
Интерьер мечети Кучук Меджидие
-
Вид спереди на мечеть Долмабахче и ее императорский павильон.
-
Интерьер мечети Долмабахче
-
Мечеть Ортакёй , Стамбул (1854–1856 гг.)
-
Вход в мечеть Ортакёй, между двумя крыльями императорского павильона.
-
Интерьер мечети Ортакёй
-
Мечеть Пертевниял Валиде , Стамбул (1871 г.)
-
Интерьер мечети Пертевниял Валиде
-
Мечеть Азизие , Конья (1872 г.)
Церкви и синагоги
[ редактировать ]Реформы Танзимата также предоставили христианам и евреям право свободно строить новые культовые центры, что привело к значительному строительству, обновлению и расширению церквей и синагог. Большинство этих новых построек придерживались того же эклектизма, который преобладал в остальной османской архитектуре XIX века. [ 91 ]

Среди ярких примеров греческих православных церквей — церковь Святой Триады , выдающееся здание недалеко от площади Таксим в Бейоглу, построенное архитектором Василаки Иоанниди в 1880 году. [ 91 ] Другой — церковь Святой Кириаки в районе Кумкапы , построенная в 1895 году местными архитекторами для греческой общины Караман . Айя-Кириаки — одна из немногих современных церквей Стамбула, построенных в византийских традициях с центральным куполом. [ 92 ] Церковь Стефана Свети (или Церковь Святого Стефана Булгарского) — болгарская православная церковь, построенная между 1895 и 1898 годами в эклектичном стиле, расположенная в районе Балат . Это было первое стальное здание в Стамбуле, спроектированное архитектором Овсепом Азнаву. Его детали были изготовлены за границей, а затем собраны в Стамбуле. [ 92 ]
Среди примеров армянских церквей 19-го века церковь Сурп Асдвадзадзин в Бешикташе (не путать с Патриаршей церковью Сурп Асдвадзадзин ) была построена в 1838 году Гарабетом Баляном. Его стиль отличался от традиционной армянской архитектуры Стамбула и вместо этого отражал неоклассический стиль или стиль ампира, который Бальяны использовали во время правления Махмуда II, включая купол в османском стиле. [ 93 ] Церковь Сурп Асдвадзадзин в Газиантепе (позже преобразованная в мечеть Куртулуш ) была построена между 1878 и 1893 годами в эклектичном стиле, который отсылает к европейским стилям, а также к местным влияниям, таким как каменная кладка аблак , демонстрируя, что эклектизм присутствовал далеко за пределами Стамбула. [ 93 ]
Позже самая большая и известная католическая церковь Стамбула, церковь Святого Антония в Бейоглу, была построена между 1906 и 1912 годами в неоготическом стиле архитектором Джулио Монгери. [ 92 ]
Помимо культовых сооружений были построены новые учебные заведения и колледжи, связанные с церквями. [ 94 ] В Фенере , недалеко от Греческой православной патриаршей церкви , в 1881 году был построен Фанарский греческий православный колледж (или Мегалио Схолио по-гречески) для размещения гораздо более старого греческого учебного заведения. [ 95 ] Структура является одной из наиболее доминирующих особенностей горизонта в этой области. Архитектор Константинос Димандис, скорее всего, спроектировал его в неовизантийском стиле. [ 94 ]
Синагоги давней еврейской общины Стамбула представляли собой сравнительно скромные сооружения, и лишь немногие древние синагоги пережили землетрясения и пожары на протяжении веков. [ 92 ] Одна из старейших, синагога Ахрида в Балате, была перестроена в своем нынешнем виде в 1709 году и отражает архитектуру периода тюльпанов, хотя в 19 веке она была снова восстановлена и отремонтирована. [ 96 ] [ 97 ] [ 98 ] Некоторые известные примеры 19-го века включают Итальянскую синагогу , построенную в 1880-х годах с неоготическим фасадом, и Ашкеназскую синагогу , открытую в 1900 году с фасадом в европейском стиле. [ 99 ] [ 100 ] [ 101 ]
- Церкви и синагоги XIX века
-
Церковь Сурп Асдвадзадзин в Бешикташе, Стамбул (1838 г.)
-
Церковь Святой Триады в Бейоглу, Стамбул (1880 г.)
-
Итальянская синагога в Стамбуле (1880-е гг.)
-
Здание греческого православного колледжа Фанар в Стамбуле (1881 г.)
-
Церковь Сурп Асдвадзадзин ( мечеть Куртулуш сегодня ) в Газиантепе (1878–1893 гг.)
-
Церковь Святой Кириаки в Кумкапы, Стамбул (1895 г.)
-
Ашкеназская синагога в Стамбуле (1900 г.)
-
Церковь Св. Энтони в Бейоглу, Стамбул (1906–1912)
Башни с часами
[ редактировать ]Среди новых типов памятников, появившихся в османской архитектуре в эту эпоху, башни с часами приобрели известность в 19 веке. Одной из самых ранних башен и самой ранней османской башней с часами с колоколом была башня с часами, построенная Иззетом Мехмедом-пашой в Сафранболу в 1798 году. [ 102 ] Где-то между 1835 и 1839 годами Махмуд II построил самую старую башню с часами в Стамбуле, Часовую башню Топхане рядом с мечетью Нусретие, которая была перестроена в более монументальную форму Абдулмеджидом в 1848 или 1849 году. [ 103 ] [ 104 ] [ 105 ] Самая большая и впечатляющая башня с часами в Стамбуле — Часовая башня Долмабахче (недалеко от дворца Долмабахче), построенная Абдулхамидом II в 1890–1894 годах. Он сочетает в себе оформление позднего барокко с неоклассическим и эклектичным стилем 19 века. [ 103 ] Обе эти башни вместе с Часовой башней Йылдыз (1890 г.) [ 106 ] Часовая башня Бурсы (перестроена в 1905 г.), [ 107 ] и многие другие, имеют многоуровневый внешний вид. [ 50 ]
Другие башни по всей империи значительно различались по стилю. ( Часовая башня Аданы 1882 г.), в отличие от стамбульских образцов, представляет собой суровое кирпичное сооружение, напоминающее средневековые итальянские башни Сан-Джиминьяно . [ 50 ] [ 108 ] Другие башни были построены в форме, напоминающей минарет, например, Часовая башня Чорум (1896 г.). [ 50 ] [ 109 ] В 1901 году султан Абдул-Хамид II (годы правления 1876–1909) поощрял строительство башен с часами по всей империи к празднованию 25-летия своего восшествия на престол. [ 110 ] [ 111 ] Часовая башня Конак в Измире – один из примеров, построенных в том году. Со временем каждый крупный османский город был оборудован башней с часами. [ 50 ]
- Османские башни с часами
-
Часовая башня Сафранболу (1798 г.)
-
Часовая башня Топхане в Стамбуле (около 1848 г.)
-
Башня с часами в цитадели Бурсы (впервые построенная султаном Абдулазизом, но перестроенная в 1905 году) [ 112 ]
-
Часовая башня Аданы или Бююк Саат (1882 г.)
-
Часовая башня Йылдыз внутри дворца Йылдыз (1890 г.)
-
Часовая башня Долмабахче в Стамбуле (1890–1894 гг.)
-
Часовая башня Чорум (1896 г.)
-
Часовая башня Конак в Измире (1901 г.)
Коммерческие здания
[ редактировать ]В районе Бейоглу в Стамбуле торговые ряды в 19 веке появились в парижском стиле. Некоторые аркады представляли собой небольшой двор, заполненный магазинами и окруженный зданиями, как в случае с Хаззопуло Пасаджи, строительство которого началось в 1850 году и завершилось в 1871 году. [ 113 ] [ 114 ] [ 115 ] Другие были просто построены как проход или переулок ( по-турецки пасай ), заполненный магазинами. Обычно они строились в неоклассическом стиле с элементами европейского барокко и иногда были покрыты стеклянной крышей. [ 113 ] Одним из самых известных примеров является Чичек Пасаджи («Цветочный пассаж»), построенный в 1876 году как часть здания под названием Сите -де-Пера , в котором на первом этаже располагались магазины, а наверху — роскошные апартаменты. [ 113 ] [ 116 ] Другие известные примеры включают Аврупа Пасаджи (1874 г.), Атлас Пасаджи (1877 г.), Халеп (Алеппо) Пасаджи (1880–1885 гг.) и Сирийские Пасаджи (1908 г.). [ 117 ] [ 115 ] [ 118 ]
Другие типы коммерческих зданий, появившиеся в конце 19 века, включали отели, такие как отель Londra (1891 г.) и отель Pera Palace, спроектированный Александром Валлори (1895 г.), а также банки, такие как здание Османского банка , также спроектированное Валлори (1890 г.). . [ 119 ] Эти новые здания также были сосредоточены в районе Бейоглу, и многие из них снова были спроектированы в неоклассическом стиле, хотя эклектика оставалась очевидной в деталях и внутренней отделке. [ 119 ]
- Новые коммерческие здания
-
Торговая галерея Аврупа Пасаджи (1874 г.)
-
Здание Cité de Pera и вход в Чичек Пасаджи (1876 г.)
-
Чичек Пасаджи интерьер
-
Здание Османского банка в Галате, Стамбул (1890 г.)
-
Лондонский отель в Стамбуле (1891 г.)
-
Отель Пера Палас в Стамбуле (1895 г.)
-
Интерьер отеля Пера Палас
-
Вход в Сирийский проход (1908 г.)
Железнодорожные вокзалы
[ редактировать ]Строительство железнодорожных станций было особенностью османской модернизации, отражающей новые изменения в инфраструктуре внутри империи. Самый известный пример — железнодорожный вокзал Сиркеджи , построенный в 1888–1890 годах как конечная остановка Восточного экспресса . Он был спроектирован в восточном стиле немецким архитектором Августом Ясмундом (также пишется «Яхмунд»). [ 120 ] Другой крупной железнодорожной станцией той эпохи была станция Хайдарпаша , впервые построенная в 1872 году, когда была завершена железная дорога в Багдад . Первоначальное здание представляло собой смесь стилей неоклассицизма, барокко и востоковеда. В нынешнем виде он был перестроен в 1906–1908 годах немецкими архитекторами Отто Риттером и Шлемом Куно в стиле немецкого неоренессанса . [ 121 ] Станции Сиркеджи и Хайдарпаша имели U-образную планировку с платформами в центре. [ 122 ]
- Железнодорожные вокзалы
-
Внешний вид железнодорожного вокзала Сиркеджи в Стамбуле (1888–1890 гг.), Выдержанный в восточном стиле.
-
Внутренний зал станции Сиркеджи
-
Станция Хайдарпаша в Стамбуле (перестроена в 1906–1908 гг.)
-
Внутренний зал станции Хайдарпаша
Ориентализм (конец 19 века)
[ редактировать ]Местная интерпретация ориенталистской моды постепенно возникла в конце 19 века и первоначально использовалась европейскими архитекторами, такими как Валлори . Эта тенденция объединила «неоосманские» мотивы с другими мотивами более широкой исламской архитектуры . [ 3 ] [ 4 ] Железнодорожный вокзал Сиркеджи (1888–1890 гг.), например, был построен в восточном стиле, но в его внешнем виде больше используются неосманские исламские архитектурные стили, такие как архитектура мамлюков, чем османские черты. [ 122 ] Знаменитая башня с часами Измира (1901 г.) также была построена в восточном стиле. [ 103 ] Александр Валлори в сотрудничестве с Раймондо Д'Аронко в нео-османском стиле спроектировал Императорскую медицинскую школу в Ускюдаре, построенную между 1893 и 1903 годами. [ 123 ] Еще одно здание Валлори с неоосманскими мотивами — Управление государственных долгов (ныне служащее Стамбульским Эркек Лисеси ), построенное в Стамбуле в 1897 году. [ 124 ] [ 4 ] Тенденции востоковедения и османского возрождения этого периода, главной фигурой которых был Валлори, в конечном итоге привели к движению Первой национальной архитектуры , которое, наряду с модерном, доминировало в архитектуре в последние годы Османской империи. [ 125 ]
Модерн (конец 19 века)
[ редактировать ]Эклектика и европейский импорт 19-го века в конечном итоге привели к появлению стиля модерн , особенно после прибытия Раймондо Д'Аронко в конце 19-го века. Д'Аронко приехал по приглашению султана Абдул-Хамида II и с 1896 по 1909 год занимал должность главного придворного архитектора. [ 5 ] [ 6 ] Стамбул стал новым центром стиля модерн, и развивался местный колорит этого стиля. [ 126 ] Новый стиль был наиболее распространен в новых многоквартирных домах, строившихся в то время в Стамбуле. [ 127 ] Лестница Камондо в Галате, подаренная городу местной еврейской семьей в 1860 году, является ранним примером стиля модерн. [ 128 ] Жилой дом Боттера (1900–1901) на улице Истикляль и могила шейха Зафира в Йылдызе (1905–1906) являются одними из наиболее ярких примеров, спроектированных Д'Аронко, в дополнение к некоторым из его зданий во дворце Йылдыз. [ 129 ]
Декорации в стиле модерн применялись к самым разным материалам, включая камень, дерево, лепнину и железо. Отражая продолжающийся эклектизм XIX века, они также были смешаны с другими стилями, такими как необарокко, неоосманский стиль и ампир, так что здания в стиле модерн не всегда отличались от других жанров. [ 127 ] Например, фонтан Хамидие (1896–1901), первоначально возведенный в Топхане, но позже перенесенный в парк Мачка , представляет собой более эклектичное произведение, спроектированное Д'Аронко. [ 129 ]
- Стиль модерн в Стамбуле
-
Лестница Камондо в Галате (около 1860 г.)
-
Фонтан Абдулхамида II (1896–1901), расположенный сегодня в парке Мачка.
-
Квартира Боттера на улице Истикляль , Раймонд Д'Аронко (1900–1901).
-
Фонтан Лалели в Галате (1905 г., неустановленный архитектор) [ 130 ]
-
Могила шейха Зафира , Раймонд Д'Аронко (1905–1906).
-
Интерьер гробницы шейха Зафира
Первое национальное архитектурное движение (начало 20 века)
[ редактировать ]
Последний период архитектуры в Османской империи, развившийся после 1900 года и, в частности, после прихода к власти младотурков в 1908–1909 годах, представляет собой то, что тогда называлось «Национальным архитектурным ренессансом» и с тех пор называют Первым национальным архитектурным движением Турции. архитектура. [ 131 ] Подход в этот период представлял собой стиль Османского возрождения, реакцию на влияния предыдущих 200 лет, которые стали считаться «иностранными», такие как барокко и неоклассическая архитектура, и был направлен на продвижение османского патриотизма и самоидентичности. [ 131 ] Это был совершенно новый стиль архитектуры, связанный с более ранней османской архитектурой примерно так же, как и другие примерно одновременные архитектуры возрождения, связанные с их стилистическим вдохновением. [ 131 ] Новые государственные учреждения, готовившие архитекторов и инженеров, созданные в конце 19 века и в дальнейшем централизованные при младотурках, сыграли важную роль в распространении этого «национального стиля». [ 132 ]
Более ранний Усул-и Мимари-и Османи оказал влияние на это движение и использовался в качестве учебника в Академии изящных искусств в Стамбуле (основанной в 1883 году), но новые турецкие архитекторы также отвергли некоторые из поощряемых эклектических и возрожденческих импульсов. этой работой. Вместо этого они предпочитают черпать свои идеи непосредственно из наблюдений за старыми османскими и сельджукскими памятниками, чтобы разработать то, что они считали более чисто «турецким» стилем. Они также были одними из первых, кто сделал размеренные зарисовки исторических памятников Османской империи и изучил их как национальное наследие. [ 133 ]
Архитектура Османского возрождения этого периода была основана на современных строительных технологиях и материалах, таких как железобетон, железо, сталь и часто стеклянные крыши, и во многих случаях использовала то, что по сути было структурой изящного искусства с внешними стилистическими мотивами, связанными с оригиналом. архитектура, из которой он был вдохновлен. [ 131 ] Основное различие между этим стилем и предыдущими тенденциями востоковедения / возрождения, возглавляемыми европейскими архитекторами, заключалось в более сознательном изучении прошлой османской архитектуры и доосманской турецкой архитектуры в Анатолии в поисках более единообразного «турецкого» стиля. [ 132 ] Новый стиль внешне сосредоточился на формах и мотивах, считающихся традиционно «османскими», таких как заостренные арки, богато украшенная плитка, широкие свесы крыши с опорными кронштейнами, купола над башнями или углами и т. д. [ 131 ] Он также адаптировал эти традиционные элементы для более современных типов зданий, таких как железнодорожные вокзалы, правительственные учреждения и другие общественные здания. [ 134 ]

Появление этого движения также вернуло турецких архитекторов на передний план османской архитектуры. [ 88 ] Наиболее важными представителями этого архитектурного периода являются Ведат Тек (или Ведат-бей) и Ахмед Кемаледдин-бей. [ 88 ] Одним из самых ранних и наиболее важных примеров является Главное почтовое отделение Стамбула в Сиркечи, построенное в 1909 году по проекту Ведата Тека. [ 131 ] [ 135 ] Наиболее важным примером работ Кемаледдина Бея является Вакиф Хан , также в Сиркечи, начатый в 1914 году. [ 135 ] [ 88 ] Оба этих здания с величественными фасадами с угловыми куполами являются одними из лучших достопримечательностей Первого национального архитектурного движения. [ 134 ] которых является традиционная мечеть Бебек (1913 г.) работы Кемаледдина Бея. Этот стиль также использовался для мечетей, одним из лучших примеров [ 134 ] [ 136 ] Другие важные сохранившиеся примеры включают паромные терминалы Стамбула , построенные между 1913 и 1917 годами, такие как терминал Бешикташ Али Талат-бея (1913 г.), паромный терминал Хайдарпаша Ведата Тека (1913 г.), терминал Буюкада Миграна Азаряна (1915 г.). [ 131 ] Другой пример — тюрьма Султанахмет (1916–1917), ныне отель Four Seasons . [ 137 ] В Анкаре самым ранним зданием в этом стиле является здание, в котором сейчас находится Музей войны за независимость и которое в 1920 году служило первым зданием Национального собрания Турецкой Республики. [ 131 ] Он был построен в 1917 году Исмаилом Хасиф-беем как местная штаб-квартира младотурецкого комитета «Единение и прогресс» . [ 131 ]
Первоначально этот стиль был предназначен для продвижения патриотизма и идентичности исторически многоэтнической Османской империи, но к концу Первой мировой войны и созданию Турецкой Республики он был принят турецкими националистами-республиканцами для продвижения новой турецкой чувство патриотизма. [ 131 ] В этой роли он продолжал оказывать влияние на более позднюю архитектуру Турецкой Республики .
- Первое национальное архитектурное движение
-
Четвертый Вакиф-хан в Сиркечи, Стамбул, автор Кемаледдин-бей (ок. 1914 г.)
-
Апартаменты Тайяре в Лалели , Стамбул, автор Кемаледдин-бей (1919–1922)
-
Тюрьма Султанахмет (1916–1917)
Ранний научный интерес к османской архитектуре
[ редактировать ]Именно в конце 19 века были предприняты первые современные научные попытки определить историческую османскую архитектуру как особый стиль или традицию. Первой работой, в которой это было сделано, была « Усул-и Мимари-и Османи» («Основы османской архитектуры»), опубликованная в 1873 году одновременно на османском турецком , французском и немецком языках. [ 139 ] Публикация состоялась в рамках Всемирной выставки 1873 года в Вене и имела официальную поддержку Османского государства. Его разработали Мари де Лоне и Пьетро Монтани под руководством Ибрагима Эдхема-паши , министра торговли и общественных работ в то время. [ 140 ] [ 141 ] В книге была предпринята попытка определить османскую архитектуру как целостную и рациональную архитектурную традицию и сделать ее совместимой с формирующимся в то время европейским дискурсом об архитектуре. [ 139 ] Это также была первая работа, в которой Синан прославлялся как выдающаяся фигура в истории османской архитектуры, достойная всеобщего признания. [ 142 ]
Год спустя (1874 г.) Леон Парвилле , ученик Эжена Виолле-ле-Дюка , опубликовал на французском языке L'architecture et Decoration turque («Турецкая архитектура и декор»). В то время как сам Виолле-ле-Дюк в своем предисловии к книге подвергал сомнению концепцию османской архитектурной традиции, Парвилле поддерживал и продвигал идею о том, что османская архитектура возникла из множества старых традиций и синтезировала их в уникальный стиль с конкретными принципами. [ 143 ] Парвилле работал архитектором в Османском государстве и отвечал за восстановление многих исторических османских памятников в Бурсе, в том числе некоторых, поврежденных землетрясением 1855 года . [ 144 ] В процессе он также сформировал современное понимание архитектуры ранней Османской Бурсы. [ 145 ] а некоторые османские памятники в Бурсе во многом обязаны своим нынешним видом его реставрациям. [ 146 ]
См. также
[ редактировать ]- на берегу Особняки
- Османская архитектура в Египте
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Свободно 2011 , с. 393.
- ^ Кубань 2010 , с. 605–646.
- ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010. С. 606-607 и далее.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гудвин 1971 , с. 425.
- ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 606.
- ^ Перейти обратно: а б Гудвин 1971 , с. 427.
- ^ Блум, Джонатан М.; Блэр; Шейла С. (2009). «Кемалеттин» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove: трехтомный набор . Издательство Оксфордского университета. п. 379. ИСБН 978-0-19-530991-1 .
- ^ Блэр и Блум 1995 , с. 213.
- ^ Перейти обратно: а б Рустем 2019 , стр. 21–22.
- ^ Кубань 2010 , с. 507.
- ^ Рустем 2019 , стр. 21–55.
- ^ Кубань 2010 , с. 517–518.
- ^ Кубань 2010 , с. 517.
- ^ Кубань 2010 , с. 505.
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура; VII в. 1500 – ок. 1900». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Гудвин 1971 , с. 411.
- ^ Кубань 2010 , с. 546.
- ^ Рустам 2019 , с. 254.
- ^ Кубань 2010 , с. 548–550.
- ^ Рустем 2019 , стр. 254–255.
- ^ Кубань 2010 , с. 554.
- ^ Рустам 2019 , с. 257.
- ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 555.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гудвин 1971 , с. 420.
- ^ Перейти обратно: а б Рустам 2019 , с. 256.
- ^ Рустем 2019 , стр. 259–260.
- ^ Кубань 2010 , с. 545.
- ^ Рустем 2019 , стр. 258–259.
- ^ Гудвин 1971 , с. 416.
- ^ Кубань 2010 , с. 550.
- ^ Перейти обратно: а б с Кубань 2010 , с. 605.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 414–415.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гудвин 1971 , с. 417.
- ^ Рустам 2019 , с. 269.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Рустам 2019 , с. 270.
- ^ Кубань 2010 , с. 631.
- ^ Гудвин 1971 , с. 418.
- ^ Кубань 2010 , с. 505–506, 605.
- ^ Кубань 2010 , с. 550, 605.
- ^ Кубань 2010 , с. 662 .
- ^ Ерасимос 2012 , с. 357.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили, 2010 , стр. 366–367.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 67.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кубань 2010 , с. 638.
- ^ Перейти обратно: а б с Самнер-Бойд и Фрили, 2010 , стр. 246–247.
- ^ «СВЯЩЕННЫЕ РЕЛИКВИИ В СТАМБУЛЕ | История Стамбула» . istanbultarihi.ist . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гудвин 1971 , с. 423.
- ^ Кубань 2010 , с. 605 и позже.
- ^ Кубань 2010 , с. 609–612.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гудвин 1971 , с. 419.
- ^ Кубань 2010 , с. 605–606.
- ^ Кубань 2010 , с. 673 и другие.
- ^ Дворец Долмабахче . Стамбул: Национальные дворцы Великого национального собрания Турции. 2013. ISBN 9786054700387 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Гудвин 1971 , с. 421.
- ^ Томпсон, Элизабет (2004). Маттар, Филип (ред.). Энциклопедия современного Ближнего Востока и Северной Африки (2-е изд.). Нью-Йорк: Справочник Macmillan. п. 719.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 419.
- ^ Аксинь Сомель, Сельчук (2003). Исторический словарь Османской империи . Пугало Пресс. п. 76. ИСБН 9780810866065 .
- ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 619.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 420.
- ^ Куба 2010 .
- ^ Кубань 2010 , с. 619–623.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гудвин 1971 , с. 422.
- ^ Кубань 2010 , с. 623.
- ^ Кубань 2010 , с. 619–620.
- ^ Перейти обратно: а б Гудвин 1971 , стр. 421–422.
- ^ Кубань 2010 , с. 649.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 456.
- ^ Кубань 2010 , с. 651–652.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 76.
- ^ Кубань 2010 , с. 625.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 459.
- ^ Перейти обратно: а б с Самнер-Бойд и Фрили, 2010 , с. 432.
- ^ Кубань 2010 , с. 624–625.
- ^ Кубань 2010 , с. 625–626.
- ^ Перейти обратно: а б «Дворцовый комплекс Йылдыз» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили, 2010 , стр. 432–433.
- ^ Кубань 2010 , с. 625–628.
- ^ Кубань 2010 , с. 626.
- ^ Кубань 2010 , стр. 626–628.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 433.
- ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 640–641.
- ^ Кубань 2010 , с. 634, 643.
- ^ Перейти обратно: а б Рустем 2019 , стр. 270–271.
- ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 634.
- ^ Перейти обратно: а б Самнер-Бойд и Фрили, 2010 , с. 435.
- ^ Перейти обратно: а б с Кубань 2010 , с. 640.
- ^ Перейти обратно: а б Самнер-Бойд и Фрили, 2010 , с. 316.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кубань 2010 , с. 675.
- ^ Кубань 2010 , с. 582.
- ^ Гудвин 1971 , с. 424.
- ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 643.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кубань 2010 , с. 644.
- ^ Перейти обратно: а б Уортон, Элисон (2015). «Идентичность и стиль: армяно-османские церкви в девятнадцатом веке» . В Мохаммеде, Гарипур (ред.). Священные территории: религиозная архитектура немусульманских общин исламского мира . Брилл. стр. 76–105. ISBN 978-90-04-28022-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 663.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 304.
- ^ «Еврейская община и известные синагоги Стамбула» . Стамбульский инсайдер . 15 марта 2010 г. Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ Ангел, Даниэль (2010). «Синагога Ахрида (Балат)». В Стиллмане, Норман А. (ред.). Энциклопедия евреев в исламском мире . Брилл. ISBN 9789004176782 .
- ^ Гюлерюз, Наим А. (2008). Синагоги Турции . Перевод Керибара, Леона. Стамбул: наблюдайте за журналистикой Press and Publication Inc. стр. 40–42. ISBN 9789944994262 .
- ^ Эрбахар, Аксель (2010). «Синагога Ашкенази, Галата, Стамбул». В Стиллмане, Норман А. (ред.). Энциклопедия евреев в исламском мире . Брилл. ISBN 9789004176782 .
- ^ Гюлерюз, Наим (2010). «Итальянская синагога, Галата, Стамбул». В Стиллмане, Норман А. (ред.). Энциклопедия евреев в исламском мире . Брилл. ISBN 9789004176782 .
- ^ Гюлерюз, Наим А. (2008). Синагоги Турции . Перевод Керибара, Леона. Стамбул: наблюдайте за журналистикой Press and Publication Inc. стр. 149, 159. ISBN. 9789944994262 .
- ^ Экинчи, Экрем Бугра (06 января 2017 г.). «Башни с часами Османской империи, показывающие время от Балкан до Ближнего Востока» . Ежедневный Сабах . Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кубань 2010 , с. 664.
- ^ «Нусретие Джами» . Архнет . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Рустем, Юнвер (2016). «Победа в процессе становления: символика стамбульской мечети Нусретие». В Охте, Элисон; Роджерс, Майкл; Розалинда Уэйд, Хэддон (ред.). Искусство, торговля и культура в исламском мире и за его пределами: от Фатимидов до Великих Моголов: исследования, представленные Дорис Беренс-Абусейф . Библиотека Гинкго. ISBN 9781909942905 .
- ^ Акун 2011 , с. 40.
- ^ «Историческая башня с часами в Бурсе, покрытая пластиком - Новости Турции» . Хюрриет Дейли Ньюс . 25 октября 2018 года . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Крейзер, Клаус; Хитцель, Фредерик (2011). «Османские башни с часами: предварительная инвентаризация и общие замечания» . В Джорджоне, Франсуа; Хитцель, Фредерик (ред.). Османы и время (на французском языке). Светить. п. 65. ИСБН 978-90-04-21132-2 .
- ^ Акун 2011 , с. 92.
- ^ «Комплекс Сокуллу Мехмед Паша - Откройте для себя исламское искусство - Виртуальный музей» . islamicart.museumwnf.org . Проверено 9 августа 2021 г.
- ^ «Музей для выставки исторических башен с часами в турецких городах» . Хюрриет Дейли Ньюс . 5 января 2012 года . Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ «Часовая башня Топхане» . Туристический портал Бурсы . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кубань 2010 , с. 672.
- ^ «Проход Хаззопуло» . ГОРОД, КОТОРЫЙ ПОМНИТ - Пространство и память От Таксима до Султанахмета . 30 января 2019 г. Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аллен, Джошуа Брюс (13 ноября 2015 г.). «10 лучших исторических торговых рядов Стамбула» . Хранитель . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 397.
- ^ Озкан, Мирай (2008). Преобразование аркад в Бейоглу (магистерская диссертация). Ближневосточный технический университет. п. 72. CiteSeerX 10.1.1.633.7971 .
- ^ Арсия, Иклим (30 апреля 2015 г.). «Знаменитые торговые ряды Бейоглу открыты для бизнеса» . Ежедневный Сабах . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 670–671.
- ^ Кубань 2010 , с. 666–667.
- ^ Кубань 2010 , с. 667–669.
- ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 667.
- ^ Кубань 2010 , с. 612.
- ^ Кубань 2010 , с. 614.
- ^ Кубань 2010 , с. 606, 614, 673–676.
- ^ Кубань 2010 , с. 606, 673.
- ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010. С. 617–618.
- ^ Тиллингаст, Ричард (15 февраля 2017 г.). Стамбул: город забвения и воспоминаний . Издательство Хаус. ISBN 978-1-909961-15-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 614–615, 654.
- ^ «Журнал «Рог изобилия» . www.cornucopia.net . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Боздоган, Сибель (2001). Модернизм и национальное строительство: турецкая архитектурная культура в ранней республике . Сиэтл и Лондон: Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-98152-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Эрсой, Ахмет (2016). Архитектура и позднеосманское историческое воображение: реконфигурация архитектурного прошлого в модернизирующейся империи . Рутледж. стр. 241–242. ISBN 9780367432836 .
- ^ Неджипоглу 2007 , стр. 160–161.
- ^ Перейти обратно: а б с Кубань 2010 , с. 676.
- ^ Перейти обратно: а б Гудвин 1971 , с. 426.
- ^ «КЕМАЛЕДДИН БЕЙ, Архитектор — Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Кезер, Зейнеп (2004). «Если бы стены могли говорить: исследование размеров гетеротопии в отеле Four Seasons Istanbul» . В Арнольде, Дана; Баллантайн, Эндрю (ред.). Архитектура как опыт: радикальное изменение в пространственной практике . Рутледж. п. 213. ИСБН 978-1-134-41752-0 .
- ^ Рената Холод; Ахмет Эвин; О.Э. Ахмет (1984). Современная турецкая архитектура . Издательство Пенсильванского университета. п. 42. ИСБН 978-0-8122-7925-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Эрсой 2007 , стр. 117–120.
- ^ Эрсой 2007 , с. 117.
- ^ Робертс, Мэри; Уильямс, Сэмюэл (2021). «Монументальная книга: Османская архитектура на Всемирной выставке в Вене 1873 года» . Искусство в переводе . 13 : 1–33. doi : 10.1080/17561310.2020.1827769 (неактивен 31 января 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Неджипоглу 2007 , стр. 142.
- ^ Эрсой 2007 , стр. 130–131.
- ^ Эрсой 2007 , с. 130.
- ^ Шоу, Венди МК; Неджипоглу, Гулру (2017). «Исламское искусство в исламских странах: музеи и архитектурное возрождение» . В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Джон Уайли и сыновья. п. 1152. ИСБН 978-1-119-06857-0 .
- ^ Благословение, Патрисия (2022). Архитектура и материальная политика в Османской империи пятнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. л.д. 150, 154, 221 (см. прим. 43). ISBN 978-1-009-05118-7 .
Источники
[ редактировать ]- Акун, Хакки (2011). Башни с часами Османской империи . Анкара: Публикации Культурного центра Ататюрка. ISBN 9789751623706 .
- Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300064650 .
- Эрсой, Ахмет (2007). «Архитектура и поиски османского происхождения в период Танзимата» . В Бейли, Джулия; Боздоган, Сибель; Нечипоглу, Гюльру (ред.). История и идеология: Архитектурное наследие «Земли Рома» . Мукарнас. Брилл. стр. 117–139. ISBN 978-90-04-16320-1 .
- Свободно, Джон (2011). История османской архитектуры . ВИТ Пресс. ISBN 978-1-84564-506-9 .
- Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-27429-0 .
- Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN 9781851496044 .
- Нечипоглу, Гюльру (2007). «Творение национального гения: Синан и историография «классической» османской архитектуры» . В Бейли, Джулия; Боздоган, Сибель; Нечипоглу, Гюльру (ред.). История и идеология: Архитектурное наследие «Земли Рома» . Мукарнас. Брилл. стр. 160–161. ISBN 978-90-474-2332-4 .
- Рустем, Юнвер (2019). Османское барокко: архитектурная реконструкция Стамбула восемнадцатого века . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691181875 .
- Самнер-Бойд, Хилари; Свободно, Джон (2010). Прогулка по Стамбулу: классический путеводитель по городу (пересмотренная редакция). Таурис Парк в мягкой обложке. ISBN 978-0-85773-005-3 .
- Ерасимос, Стефан (2012). Константинополь: историческое наследие Стамбула . Перевод Шрайбера, Салли М.; Хоффман, Юта; Леффлер, Эллен (английское изд.). ГФУльманн. ISBN 9783848000531 .