Jump to content

Османская архитектура XIX–XX веков.

По часовой стрелке сверху слева: дворец Долмабахче (1843–1856 гг.), мечеть Ортакёй (1854–1856 гг.), дворец Йылдыз (после 1876 г.), Большой почтамт (1909 г.).

В этой статье рассматривается история османской архитектуры с 19 века до конца Османской империи в начале 20 века. В 19 веке в османской культуре усилилось архитектурное влияние Западной Европы. [ 1 ] Стиль османского барокко , возникший в 18 веке, продолжал проявляться в начале 19 века во времена правления Селима III и Махмуда II . стиль ампир и неоклассические Примерно в это же время начали появляться мотивы. Впоследствии тенденция к эклектизму стала заметна во многих типах зданий, особенно в период Танзимата (1839 г. и позже), о чем свидетельствует дворец Долмабаче и многие мечети этой эпохи, спроектированные архитекторами семьи Бальян . [ 2 ] [ 1 ]

В конце 19-го века ориенталистская мода смешала нео-османские и другие традиционные исламские архитектурные элементы в новые здания, которые можно увидеть во многих проектах Александра Валлори . [ 3 ] [ 4 ] стиль модерн К концу века также появился , особенно продвигаемый Раймондо Д'Аронко . [ 5 ] [ 6 ] В последние десятилетия Османской империи развивался новый архитектурный стиль, который был более строго неоосманским и возрожденческим , часто известный как Первое национальное архитектурное движение , такими архитекторами, как Мимар Кемаледдин и Ведат Тек . [ 7 ] [ 1 ]

После османского завоевания Константинополя ) в 1453 году османская архитектура постепенно (современный Стамбул превратилась в классический османский стиль , который был закреплен в 16 веке под долгим пребыванием Мимара Синана на посту императорского архитектора. Классический стиль сохранился и в 17 веке, но стал менее инновационным и более повторяющимся. [ 8 ] Культурные сдвиги в начале 18 века, особенно в период тюльпанов ( ок. 1718 – ок. 1730 ), вызвали отход от этого стиля, поскольку правящий класс Османской империи открылся для западного влияния. [ 9 ] [ 10 ] стали очевидны новые декоративные тенденции и новые типы зданий В архитектуре этой эпохи . [ 11 ]

В 1740-х годах новый стиль османского барокко проявился в своем полном выражении и быстро стал доминировать в имперской архитектуре. [ 12 ] [ 9 ] Это означало окончательный конец классического стиля. [ 13 ] После периода тюльпанов османская архитектура начала открыто имитировать европейскую архитектуру, так что архитектурные и декоративные тенденции Европы были отражены в Османской империи. [ 14 ] Изменения были особенно очевидны в украшении новых зданий, а не в их общей форме, хотя в конечном итоге под влиянием Европы были введены и новые типы зданий. [ 15 ]

Последние памятники османского барокко (начало 19 века)

[ редактировать ]

Некоторые из последних памятников явно османского барокко, которые были построены, были построены при Селиме III ( годы правления 1789–1807 ) и Махмуде II ( годы правления 1808–1839 ). В конце 18 века одним из крупнейших проектов Селима III была реконструкция мечети Эйюп-Султана между 1798 и 1800 годами. [ 16 ] [ 17 ] Примерно в это же время другие члены семьи и высокопоставленные государственные чиновники построили в том же районе новые памятники, такие как благотворительный комплекс Михриша Султана (1792–1796). [ 18 ] и могила Шаха Султана (1800–1801). [ 19 ]

Казармы Селима III (справа) в Топхане , Стамбул, на гравюре Меллинга 1819 года.

Что касается других тенденций, Селим III установил монументальные казармы как новый и заметный тип зданий в городском ландшафте Стамбула. [ 20 ] Это произошло в связи с попытками реформ Селима III, Низам-и Джедид («Новый порядок»), который, среди прочего, создал новую армию западного образца . Селим III построил здание казармы для своего полка «Новая артиллерия» в Топхане , недалеко от более позднего места мечети Нусретие . Он был разрушен пожаром в 1823 году и восстановлен Махмудом II в 1824 году. [ 21 ] Казармы Селимие были построены на юге Ускюдара между 1800 и 1803 годами. [ 22 ] Он был перестроен из камня Махмудом II между 1825 и 1828 годами и расширен до его нынешнего вида Абдулмецидом между 1842 и 1853 годами. [ 23 ] [ 24 ]

Купольный интерьер мечети Селимие в Ускюдаре , Стамбул (1801–1805 гг.)

За строительством казарм Селимие последовало строительство близлежащего комплекса мечети Селимие в период с 1801 по 1805 год. [ 25 ] [ 23 ] Комплекс включал в себя обычные пристройки к мечети, но более инновационным было строительство фабрик, магазинов и современных объектов, таких как типография, которые сформировали ядро ​​нового района с регулярной сеткой улиц. [ 25 ] Мечеть включает в себя широкий императорский павильон (небольшую гостиную или резиденцию султана), который простирается вдоль ее переднего фасада, особенность, появившаяся в 18 веке (например, мечеть Бейлербейи ), но здесь получившая дальнейшее усовершенствование. [ 26 ] Молитвенный зал во многом сохраняет традиционную однокупольную планировку. [ 27 ] [ 28 ]

Могила Накшидил Султана в Стамбуле (1818 г.)

Со времен Махмуда II гробница Накшидил Султана (1818 г.) является одной из лучших гробниц Османского барокко и одним из лучших образцов памятников позднего барокко. [ 29 ] [ 30 ] Он также включает в себя некоторое влияние стиля ампир , который появился в Стамбуле примерно в это время. [ 31 ] Некоторые из мечетей в стиле барокко этого периода имеют эллиптические купола, например, небольшая однокупольная мечеть Кючук Эфенди (или Февзие) в Стамбуле (1825 г.) и многокупольная мечеть Капы в Конье (1812 г.). [ 32 ]

Мечеть Нусретие в Топхане, Стамбул (1822–1824 гг.)

Мечеть Нусретие, императорская мечеть Махмуда II, была построена между 1822 и 1826 годами в Топхане. [ 33 ] [ 34 ] Эта мечеть была первой крупной императорской работой Крикора Балиана. [ 33 ] [ 35 ] Иногда ее описывают как принадлежащую к стилю ампир, но искусствоведы Годфри Гудвин и Доган Кубан считают ее одной из последних мечетей в стиле османского барокко. [ 33 ] [ 36 ] Другой историк искусства, Юнвер Рустем, описывает этот стиль как отход от барокко к османской интерпретации неоклассицизма . [ 35 ] Гудвин также описывает ее как последнюю в череде императорских мечетей, начавшейся с Нуруосмание (1748–1755). [ 33 ] Несмотря на относительно небольшой размер, высокие пропорции мечети создают ощущение высоты, отмечая кульминацию тенденции, которая, вероятно, началась с мечети Аязма (1757–1761 гг.). [ 37 ]

Стиль ампир (начало – середина 19 века).

[ редактировать ]

Во время правления Махмуда II (годы правления 1808–1839) стиль ампир , неоклассический стиль, зародившийся во Франции при Наполеоне , также был введен в османскую архитектуру. [ 38 ] Это ознаменовало тенденцию ко все более прямому подражанию западным стилям, особенно французскому. [ 31 ] Ярчайшим примером стиля ампир в Стамбуле является Могила Махмуда II (1840 г.), внушительный восьмиугольный памятник, спроектированный Оханнесом и Богосом Дадьяном. [ 39 ] [ 24 ] Другими примерами являются школа Джеври Калфа на улице Диваньолу , датированная 1819 годом. [ 40 ] [ 41 ] [ 24 ] и гробница и библиотечный комплекс Хюсрев-паши в районе Эйюп , датированный 1839 годом. [ 42 ] Верхняя часть Башни правосудия или Диванной башни во дворце Топкапы также была перестроена в своем нынешнем виде при Махмуде II в 1820 году с использованием эпохи Возрождения и Палладио . элементов [ 43 ] [ 24 ] Мотивы стиля ампир, такие как колонеты и составные капители , продолжали широко использоваться на протяжении всего XIX века наряду с другими стилями. [ 31 ]

Мечеть Хырка-и Шериф , построенная между 1847 и 1851 годами при Абдулмеджиде I (годы правления 1839–1861), представляет собой уникальное религиозное здание в османской архитектуре, которое было спроектировано для размещения Святой Мантии ( Хирка-и Шериф ), реликвии Мухаммеда. . [ 44 ] (Еще одна мантия и реликвия, Хирка-и Саадет , находится во дворце Топкапы. [ 45 ] [ 46 ] ) Из-за этой особой функции мечеть имеет необычный дизайн. Он был построен и оформлен в чистом ампирном или неоклассическом стиле. [ 45 ] [ 44 ] Перед ним стоит императорский павильон с мрачным неоклассическим фасадом и тонкими минаретами, похожими на коринфские колонны . Этот участок ведет к восьмиугольной мечети, освещенной большими окнами, с михрабом и минбаром, выполненными из темно-серого мрамора. Священная реликвия хранится в другом восьмиугольном здании меньшего размера, прямо за мечетью. [ 45 ] [ 44 ] [ 47 ]

Эклектика (19 век)

[ редактировать ]

Реформы Танзимата начались в 1839 году при Абдулмеджиде I ( годы правления 1839–1861 ) и были направлены на модернизацию Османской империи с помощью реформ в западном стиле. В архитектурной сфере этот период привел к доминированию европейских архитекторов и османских архитекторов с европейским образованием. [ 48 ] Среди них Балянам , османской армянской семье, удалось доминировать в имперской архитектуре на протяжении большей части столетия. К ним присоединились европейские архитекторы, такие как братья Фоссати , Уильям Джеймс Смит и Александр Валлори . [ 49 ] [ 50 ] После начала 19 века османская архитектура характеризовалась эклектичной архитектурой , которая смешала или заимствовала несколько стилей. Балийцы, например, обычно сочетали неоклассическую архитектуру или архитектуру изящного искусства с весьма эклектичным декором. [ 51 ] По мере того как в Стамбул приезжало все больше европейцев, районы Галата и Бейоглу (или Пера) приобрели очень европейский вид. [ 52 ]

Дворец Долмабахче

[ редактировать ]
Вид на дворец Долмабахче со стороны Босфора

Дворец Долмабахче был построен для султана Абдулмеджида в период с 13 июня 1843 года по 7 июня 1856 года. [ 53 ] Строительство было завершено к 1853 или 1854 году, но султан переселился во дворец только в 1856 году. [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] Он заменил дворец Топкапы в качестве официальной императорской резиденции султана. Он был построен на участке вдоль Босфора , который ранее был занят старым дворцом Бешикташ и его садами, который использовался и расширялся различными султанами с 17 века до его сноса, чтобы освободить место для нынешнего дворца. [ 58 ] Дворец Долмабахче был спроектирован Гарабетом Бальяном, хотя известно, что его сын Никогос сотрудничал с ним и, возможно, спроектировал Церемониальный зал и ворота дворца. [ 58 ] [ 54 ] [ 59 ] [ 35 ] Дворец состоит в основном из одного здания монументальных размеров. Эти характеристики представляли собой радикальный отказ от традиционного дизайна османских дворцов. [ 60 ]

Стиль дворца в основном неоклассический, но характеризуется весьма эклектичным декором, в котором мотивы барокко сочетаются с другими стилями. Монументальные ворота, ведущие на территорию дворца, особенно богато украшены и отличаются высокоскульптурным и эклектичным декором из камня, мрамора и штукатурки. [ 61 ] [ 62 ] Убранство дворца выходит за рамки обычного эклектизма, наблюдаемого в современной западной архитектуре, поскольку в одном здании сочетаются несколько разных стилей. В результате ему не хватает некоторой последовательности и единства. [ 63 ] [ 62 ] Помимо европейского дизайна, организация дворца по-прежнему отражала традиционное османское разделение на селамлик (официальную часть), занимающую юго-западное крыло дворца, и гарем (частную часть), занимающую северо-восточное крыло. Два крыла дворца разделены Церемониальным залом, большим куполообразным залом. Различные части дворца также сосредоточены вокруг крестообразных залов — еще одной особенности османской традиции. [ 64 ] [ 65 ]

Другие резиденции и павильоны

[ редактировать ]

Многие другие дворцы, резиденции и развлекательные павильоны были построены в 19 веке, большинство из них в Босфорском пригороде Стамбула. Небольшой одноэтажный павильон Ихламур , построенный в 1849–1855 годах, и немного больший двухэтажный павильон Кучуксу , построенный в 1856 году, были спроектированы Никогосом Баляном и имеют очень богато украшенные фасады. [ 66 ] Первоначально они использовались как павильоны для отдыха или зоны отдыха и не содержали спален, хотя позже спальни были добавлены к павильону Кучуксу, когда он использовался для размещения иностранных высокопоставленных лиц. [ 67 ] Киоск Меджидие в четвертом дворе дворца Топкапы – еще одно небольшое одноэтажное строение в аналогичном стиле, спроектированное Саркисом Баляном и построенное в 1840 году. [ 68 ] [ 69 ]

Дворец Бейлербейи , расположенный на берегу Босфора, был спроектирован Саркисом Баляном и его братом Агопом Бальяном в неоклассическом стиле с эклектичным и ориенталистским внутренним убранством. Он был завершен в 1864–1865 годах и заменил более раннюю постройку, построенную Крикором Бальяном во времена правления Махмуда II. Дворец использовался как летняя резиденция султана и как гостевая резиденция иностранных сановников. Как и дворец Долмабахче, его интерьер разделен на части селамлыка и гарема, разделенные большим центральным залом. [ 70 ] [ 71 ]

Вскоре после этого дворец Чираган (годы правления 1861–1876) заказал султан Абдулалзиз и завершил его в 1872 году. За проект, вероятно, отвечал Никогос или Саркис Бальян. [ 72 ] [ 47 ] Он имеет строгий неоклассический внешний вид, за исключением востоковедного декора, включающего резной ажур на окнах. [ 73 ] Дворец был уничтожен пожаром в 1910 году, остался только морской фасад, который позже в 1987 году был интегрирован в отель. [ 72 ]

Дворец Йылдыз

[ редактировать ]
Фотография территории дворца Йылдыз в 1905 году. Слева видны некоторые павильоны, мечеть Хамидие . справа -

Одним из последних крупных творений Османской империи был дворец Йылдыз , обширный комплекс зданий, расположенный среди большого лесистого парка ( парк Йылдыз ) на склоне холма с видом на Босфор. Этот район был частным садом султанов с 17 века и в период тюльпанов был известен как сад Чираган. Селим III, Махмуд II, Абдул-Меджид и Абдулазиз построили здесь различные павильоны, но именно Абдул-Хамид II (годы правления 1876–1909) превратил его в императорский дворец, резиденцию и резиденцию правительства. [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ] После массивных дворцовых зданий, состоящих из одного блока, таких как Долмабахче, дворец Йылдыз вернулся к старой традиции создания множества различных структур без единого плана территории. Однако, в отличие от дворца Топкапы, постройки не связаны между собой внутренними дворами, а напоминают своего рода сельскую горную деревню. Более того, дворец и внутренние сады были отделены от прилегающего лесопарка, открытого для посещения. [ 77 ] Одна часть дворцового комплекса представляла собой собственный частный гарем. Самым внушительным сооружением в центре дворца является Бююк Мабейн Кёшк, построенный Абдулазизом по проекту Агопа и Саркиса Бальянов. Он имеет традиционную планировку диванхана , типичную для более ранних османских павильонов, и неоклассический дизайн с ориенталистским декором, похожим на современный дворец Чираган. [ 78 ]

Многие последующие здания, построенные при Абдул-Хамиде II, менее монументальны, и многие из них были спроектированы Раймоном Д'Аронко в стиле модерн . Одним из самых больших и интересных является павильон Шале или Шале, названный так потому, что он был построен по образцу швейцарского горного шале в Альпах . В дворцовый комплекс также входили театр , оранжерея , конюшни и официальная мечеть Хамидие . [ 79 ] Несколько других павильонов стоят в парке за пределами ограды частного дворца, например, Мальтийский киоск и Чадырский киоск, оба спроектированные Бальянами при султане Абдулазизе. [ 75 ] [ 80 ] Мечеть, спроектированная Саркисом Бальяном для Абдул-Хамида II и датированная 1886 годом, совершенно не похожа на традиционную форму османских мечетей и больше похожа на церковь. [ 81 ] [ 72 ] Он украшен неоготическими и ориенталистскими деталями, некоторые из которых напоминают убранство более раннего дворца Чираган и мечети Пертевниял Валиде (обсуждается ниже). [ 81 ]

Мечеть Долмабахче , Стамбул (1853–1855 гг.), Вид с воды.

После мечети Нусретие одной из первых мечетей, спроектированных семьей Балян, является мечеть Кючук Меджидие в Стамбуле, недалеко от Йылдыза , построенная в 1848 году. [ 82 ] В то же время, когда строился дворец Долмабахче, Гарабет и Никогос Бальян также построили близлежащую мечеть Долмабахче , построенную по заказу Безмиалем Валиде Султан в 1853 году, но законченную после ее смерти ее сыном Абдулмеджидом в 1855 году. [ 83 ] [ 84 ] Мечеть выполнена в неоклассическом стиле. [ 35 ] и отличается минаретами, которые до уровня балконов имеют форму коринфских колонн. [ 54 ] [ 35 ] Это однокупольное здание, перед которым расположен большой и внушительный императорский павильон. Верхние окна мечети расположены полукруглым колесом под арками, поддерживающими купол. [ 84 ] [ 54 ]

Мечеть Ортакёй (или мечеть Бююк Меджидие), расположенная дальше на северо-восток на небольшом мысе вдоль берега Босфора, имеет очень похожий дизайн, который считается более удачным. [ 85 ] [ 65 ] Мечеть снова была спроектирована Гарабетом Бальяном и его сыном Никогосом и построена между 1854 и 1856 годами. [ 83 ] – хотя Гудвин и Кубань называют годом постройки 1853 год. [ 44 ] [ 62 ] Бальяны, вероятно, работали как одна команда, чтобы создать столько произведений за такой короткий период. [ 62 ] Мечеть имеет внешний вид в стиле барокко с использованием сильных изгибов, но в ней присутствует эклектичное сочетание стилей, за исключением императорского павильона перед ним, который полностью выполнен в неоклассическом стиле. [ 85 ] [ 44 ] Мечеть покрыта богато украшенными скульптурными деталями, напоминающими стиль Церемониального зала и ворот дворца Долмабахче. [ 62 ] [ 44 ]

Мечеть Пертевниял Валиде в Стамбуле была построена в стамбульском районе Аксарай в 1871 году в честь матери Абдулазиза . [ 4 ] Обычно его приписывают итальянскому архитектору Монтани Эфенди или Агопу Бальяну, хотя возможно, что оба они отвечали за разные аспекты дизайна. [ 86 ] [ 87 ] [ 4 ] Мечеть представляет собой смесь стилей, включая османский, готический и ампирный. [ 86 ] [ 87 ] Одним из заметных изменений по сравнению с предыдущими мечетями является уменьшение размера императорского павильона по сравнению с мечетью, что полностью меняет предыдущую тенденцию XVIII-XIX веков. [ 86 ] Использование элементов османского возрождения в этой мечети также является показателем того, что основы будущего османского возрожденческого движения уже были заложены в это время. [ 88 ] [ 4 ] Еще одна мечеть того же периода, выполненная в эклектичном стиле, — мечеть Азизие в Конье , построенная в 1872 году. Это единственная императорская мечеть, построенная в Анатолии в поздний османский период. [ 89 ] [ 90 ]

Церкви и синагоги

[ редактировать ]

Реформы Танзимата также предоставили христианам и евреям право свободно строить новые культовые центры, что привело к значительному строительству, обновлению и расширению церквей и синагог. Большинство этих новых построек придерживались того же эклектизма, который преобладал в остальной османской архитектуре XIX века. [ 91 ]

Церковь Стефана Свети (1895–1898), первое стальное здание в Стамбуле.

Среди ярких примеров греческих православных церквей — церковь Святой Триады , выдающееся здание недалеко от площади Таксим в Бейоглу, построенное архитектором Василаки Иоанниди в 1880 году. [ 91 ] Другой — церковь Святой Кириаки в районе Кумкапы , построенная в 1895 году местными архитекторами для греческой общины Караман . Айя-Кириаки — одна из немногих современных церквей Стамбула, построенных в византийских традициях с центральным куполом. [ 92 ] Церковь Стефана Свети (или Церковь Святого Стефана Булгарского) — болгарская православная церковь, построенная между 1895 и 1898 годами в эклектичном стиле, расположенная в районе Балат . Это было первое стальное здание в Стамбуле, спроектированное архитектором Овсепом Азнаву. Его детали были изготовлены за границей, а затем собраны в Стамбуле. [ 92 ]

Среди примеров армянских церквей 19-го века церковь Сурп Асдвадзадзин в Бешикташе (не путать с Патриаршей церковью Сурп Асдвадзадзин ) была построена в 1838 году Гарабетом Баляном. Его стиль отличался от традиционной армянской архитектуры Стамбула и вместо этого отражал неоклассический стиль или стиль ампира, который Бальяны использовали во время правления Махмуда II, включая купол в османском стиле. [ 93 ] Церковь Сурп Асдвадзадзин в Газиантепе (позже преобразованная в мечеть Куртулуш ) была построена между 1878 и 1893 годами в эклектичном стиле, который отсылает к европейским стилям, а также к местным влияниям, таким как каменная кладка аблак , демонстрируя, что эклектизм присутствовал далеко за пределами Стамбула. [ 93 ]

Позже самая большая и известная католическая церковь Стамбула, церковь Святого Антония в Бейоглу, была построена между 1906 и 1912 годами в неоготическом стиле архитектором Джулио Монгери. [ 92 ]

Помимо культовых сооружений были построены новые учебные заведения и колледжи, связанные с церквями. [ 94 ] В Фенере , недалеко от Греческой православной патриаршей церкви , в 1881 году был построен Фанарский греческий православный колледж (или Мегалио Схолио по-гречески) для размещения гораздо более старого греческого учебного заведения. [ 95 ] Структура является одной из наиболее доминирующих особенностей горизонта в этой области. Архитектор Константинос Димандис, скорее всего, спроектировал его в неовизантийском стиле. [ 94 ]

Синагоги давней еврейской общины Стамбула представляли собой сравнительно скромные сооружения, и лишь немногие древние синагоги пережили землетрясения и пожары на протяжении веков. [ 92 ] Одна из старейших, синагога Ахрида в Балате, была перестроена в своем нынешнем виде в 1709 году и отражает архитектуру периода тюльпанов, хотя в 19 веке она была снова восстановлена ​​и отремонтирована. [ 96 ] [ 97 ] [ 98 ] Некоторые известные примеры 19-го века включают Итальянскую синагогу , построенную в 1880-х годах с неоготическим фасадом, и Ашкеназскую синагогу , открытую в 1900 году с фасадом в европейском стиле. [ 99 ] [ 100 ] [ 101 ]

Башни с часами

[ редактировать ]

Среди новых типов памятников, появившихся в османской архитектуре в эту эпоху, башни с часами приобрели известность в 19 веке. Одной из самых ранних башен и самой ранней османской башней с часами с колоколом была башня с часами, построенная Иззетом Мехмедом-пашой в Сафранболу в 1798 году. [ 102 ] Где-то между 1835 и 1839 годами Махмуд II построил самую старую башню с часами в Стамбуле, Часовую башню Топхане рядом с мечетью Нусретие, которая была перестроена в более монументальную форму Абдулмеджидом в 1848 или 1849 году. [ 103 ] [ 104 ] [ 105 ] Самая большая и впечатляющая башня с часами в Стамбуле — Часовая башня Долмабахче (недалеко от дворца Долмабахче), построенная Абдулхамидом II в 1890–1894 годах. Он сочетает в себе оформление позднего барокко с неоклассическим и эклектичным стилем 19 века. [ 103 ] Обе эти башни вместе с Часовой башней Йылдыз (1890 г.) [ 106 ] Часовая башня Бурсы (перестроена в 1905 г.), [ 107 ] и многие другие, имеют многоуровневый внешний вид. [ 50 ]

Другие башни по всей империи значительно различались по стилю. ( Часовая башня Аданы 1882 г.), в отличие от стамбульских образцов, представляет собой суровое кирпичное сооружение, напоминающее средневековые итальянские башни Сан-Джиминьяно . [ 50 ] [ 108 ] Другие башни были построены в форме, напоминающей минарет, например, Часовая башня Чорум (1896 г.). [ 50 ] [ 109 ] В 1901 году султан Абдул-Хамид II (годы правления 1876–1909) поощрял строительство башен с часами по всей империи к празднованию 25-летия своего восшествия на престол. [ 110 ] [ 111 ] Часовая башня Конак в Измире – один из примеров, построенных в том году. Со временем каждый крупный османский город был оборудован башней с часами. [ 50 ]

Коммерческие здания

[ редактировать ]

В районе Бейоглу в Стамбуле торговые ряды в 19 веке появились в парижском стиле. Некоторые аркады представляли собой небольшой двор, заполненный магазинами и окруженный зданиями, как в случае с Хаззопуло Пасаджи, строительство которого началось в 1850 году и завершилось в 1871 году. [ 113 ] [ 114 ] [ 115 ] Другие были просто построены как проход или переулок ( по-турецки пасай ), заполненный магазинами. Обычно они строились в неоклассическом стиле с элементами европейского барокко и иногда были покрыты стеклянной крышей. [ 113 ] Одним из самых известных примеров является Чичек Пасаджи («Цветочный пассаж»), построенный в 1876 году как часть здания под названием Сите -де-Пера , в котором на первом этаже располагались магазины, а наверху — роскошные апартаменты. [ 113 ] [ 116 ] Другие известные примеры включают Аврупа Пасаджи (1874 г.), Атлас Пасаджи (1877 г.), Халеп (Алеппо) Пасаджи (1880–1885 гг.) и Сирийские Пасаджи (1908 г.). [ 117 ] [ 115 ] [ 118 ]

Другие типы коммерческих зданий, появившиеся в конце 19 века, включали отели, такие как отель Londra (1891 г.) и отель Pera Palace, спроектированный Александром Валлори (1895 г.), а также банки, такие как здание Османского банка , также спроектированное Валлори (1890 г.). . [ 119 ] Эти новые здания также были сосредоточены в районе Бейоглу, и многие из них снова были спроектированы в неоклассическом стиле, хотя эклектика оставалась очевидной в деталях и внутренней отделке. [ 119 ]

Железнодорожные вокзалы

[ редактировать ]

Строительство железнодорожных станций было особенностью османской модернизации, отражающей новые изменения в инфраструктуре внутри империи. Самый известный пример — железнодорожный вокзал Сиркеджи , построенный в 1888–1890 годах как конечная остановка Восточного экспресса . Он был спроектирован в восточном стиле немецким архитектором Августом Ясмундом (также пишется «Яхмунд»). [ 120 ] Другой крупной железнодорожной станцией той эпохи была станция Хайдарпаша , впервые построенная в 1872 году, когда была завершена железная дорога в Багдад . Первоначальное здание представляло собой смесь стилей неоклассицизма, барокко и востоковеда. В нынешнем виде он был перестроен в 1906–1908 годах немецкими архитекторами Отто Риттером и Шлемом Куно в стиле немецкого неоренессанса . [ 121 ] Станции Сиркеджи и Хайдарпаша имели U-образную планировку с платформами в центре. [ 122 ]

Ориентализм (конец 19 века)

[ редактировать ]

Местная интерпретация ориенталистской моды постепенно возникла в конце 19 века и первоначально использовалась европейскими архитекторами, такими как Валлори . Эта тенденция объединила «неоосманские» мотивы с другими мотивами более широкой исламской архитектуры . [ 3 ] [ 4 ] Железнодорожный вокзал Сиркеджи (1888–1890 гг.), например, был построен в восточном стиле, но в его внешнем виде больше используются неосманские исламские архитектурные стили, такие как архитектура мамлюков, чем османские черты. [ 122 ] Знаменитая башня с часами Измира (1901 г.) также была построена в восточном стиле. [ 103 ] Александр Валлори в сотрудничестве с Раймондо Д'Аронко в нео-османском стиле спроектировал Императорскую медицинскую школу в Ускюдаре, построенную между 1893 и 1903 годами. [ 123 ] Еще одно здание Валлори с неоосманскими мотивами — Управление государственных долгов (ныне служащее Стамбульским Эркек Лисеси ), построенное в Стамбуле в 1897 году. [ 124 ] [ 4 ] Тенденции востоковедения и османского возрождения этого периода, главной фигурой которых был Валлори, в конечном итоге привели к движению Первой национальной архитектуры , которое, наряду с модерном, доминировало в архитектуре в последние годы Османской империи. [ 125 ]

Неоосманские здания по проекту Александра Валлори.
Османское управление государственных долгов ( сегодня Стамбул Эркек Лизе ), построенное в 1897 году.

Модерн (конец 19 века)

[ редактировать ]

Эклектика и европейский импорт 19-го века в конечном итоге привели к появлению стиля модерн , особенно после прибытия Раймондо Д'Аронко в конце 19-го века. Д'Аронко приехал по приглашению султана Абдул-Хамида II и с 1896 по 1909 год занимал должность главного придворного архитектора. [ 5 ] [ 6 ] Стамбул стал новым центром стиля модерн, и развивался местный колорит этого стиля. [ 126 ] Новый стиль был наиболее распространен в новых многоквартирных домах, строившихся в то время в Стамбуле. [ 127 ] Лестница Камондо в Галате, подаренная городу местной еврейской семьей в 1860 году, является ранним примером стиля модерн. [ 128 ] Жилой дом Боттера (1900–1901) на улице Истикляль и могила шейха Зафира в Йылдызе (1905–1906) являются одними из наиболее ярких примеров, спроектированных Д'Аронко, в дополнение к некоторым из его зданий во дворце Йылдыз. [ 129 ]

Декорации в стиле модерн применялись к самым разным материалам, включая камень, дерево, лепнину и железо. Отражая продолжающийся эклектизм XIX века, они также были смешаны с другими стилями, такими как необарокко, неоосманский стиль и ампир, так что здания в стиле модерн не всегда отличались от других жанров. [ 127 ] Например, фонтан Хамидие (1896–1901), первоначально возведенный в Топхане, но позже перенесенный в парк Мачка , представляет собой более эклектичное произведение, спроектированное Д'Аронко. [ 129 ]

Первое национальное архитектурное движение (начало 20 века)

[ редактировать ]
Главное почтовое отделение в Сиркечи, Стамбул: одно из первых зданий в стиле Османского возрождения (1909 г.), спроектированное Ведатом Теком.

Последний период архитектуры в Османской империи, развившийся после 1900 года и, в частности, после прихода к власти младотурков в 1908–1909 годах, представляет собой то, что тогда называлось «Национальным архитектурным ренессансом» и с тех пор называют Первым национальным архитектурным движением Турции. архитектура. [ 131 ] Подход в этот период представлял собой стиль Османского возрождения, реакцию на влияния предыдущих 200 лет, которые стали считаться «иностранными», такие как барокко и неоклассическая архитектура, и был направлен на продвижение османского патриотизма и самоидентичности. [ 131 ] Это был совершенно новый стиль архитектуры, связанный с более ранней османской архитектурой примерно так же, как и другие примерно одновременные архитектуры возрождения, связанные с их стилистическим вдохновением. [ 131 ] Новые государственные учреждения, готовившие архитекторов и инженеров, созданные в конце 19 века и в дальнейшем централизованные при младотурках, сыграли важную роль в распространении этого «национального стиля». [ 132 ]

Более ранний Усул-и Мимари-и Османи оказал влияние на это движение и использовался в качестве учебника в Академии изящных искусств в Стамбуле (основанной в 1883 году), но новые турецкие архитекторы также отвергли некоторые из поощряемых эклектических и возрожденческих импульсов. этой работой. Вместо этого они предпочитают черпать свои идеи непосредственно из наблюдений за старыми османскими и сельджукскими памятниками, чтобы разработать то, что они считали более чисто «турецким» стилем. Они также были одними из первых, кто сделал размеренные зарисовки исторических памятников Османской империи и изучил их как национальное наследие. [ 133 ]

Архитектура Османского возрождения этого периода была основана на современных строительных технологиях и материалах, таких как железобетон, железо, сталь и часто стеклянные крыши, и во многих случаях использовала то, что по сути было структурой изящного искусства с внешними стилистическими мотивами, связанными с оригиналом. архитектура, из которой он был вдохновлен. [ 131 ] Основное различие между этим стилем и предыдущими тенденциями востоковедения / возрождения, возглавляемыми европейскими архитекторами, заключалось в более сознательном изучении прошлой османской архитектуры и доосманской турецкой архитектуры в Анатолии в поисках более единообразного «турецкого» стиля. [ 132 ] Новый стиль внешне сосредоточился на формах и мотивах, считающихся традиционно «османскими», таких как заостренные арки, богато украшенная плитка, широкие свесы крыши с опорными кронштейнами, купола над башнями или углами и т. д. [ 131 ] Он также адаптировал эти традиционные элементы для более современных типов зданий, таких как железнодорожные вокзалы, правительственные учреждения и другие общественные здания. [ 134 ]

Лиман Хан в Сиркечи, дизайн Ведата Тека

Появление этого движения также вернуло турецких архитекторов на передний план османской архитектуры. [ 88 ] Наиболее важными представителями этого архитектурного периода являются Ведат Тек (или Ведат-бей) и Ахмед Кемаледдин-бей. [ 88 ] Одним из самых ранних и наиболее важных примеров является Главное почтовое отделение Стамбула в Сиркечи, построенное в 1909 году по проекту Ведата Тека. [ 131 ] [ 135 ] Наиболее важным примером работ Кемаледдина Бея является Вакиф Хан , также в Сиркечи, начатый в 1914 году. [ 135 ] [ 88 ] Оба этих здания с величественными фасадами с угловыми куполами являются одними из лучших достопримечательностей Первого национального архитектурного движения. [ 134 ] которых является традиционная мечеть Бебек (1913 г.) работы Кемаледдина Бея. Этот стиль также использовался для мечетей, одним из лучших примеров [ 134 ] [ 136 ] Другие важные сохранившиеся примеры включают паромные терминалы Стамбула , построенные между 1913 и 1917 годами, такие как терминал Бешикташ Али Талат-бея (1913 г.), паромный терминал Хайдарпаша Ведата Тека (1913 г.), терминал Буюкада Миграна Азаряна (1915 г.). [ 131 ] Другой пример — тюрьма Султанахмет (1916–1917), ныне отель Four Seasons . [ 137 ] В Анкаре самым ранним зданием в этом стиле является здание, в котором сейчас находится Музей войны за независимость и которое в 1920 году служило первым зданием Национального собрания Турецкой Республики. [ 131 ] Он был построен в 1917 году Исмаилом Хасиф-беем как местная штаб-квартира младотурецкого комитета «Единение и прогресс» . [ 131 ]

Первоначально этот стиль был предназначен для продвижения патриотизма и идентичности исторически многоэтнической Османской империи, но к концу Первой мировой войны и созданию Турецкой Республики он был принят турецкими националистами-республиканцами для продвижения новой турецкой чувство патриотизма. [ 131 ] В этой роли он продолжал оказывать влияние на более позднюю архитектуру Турецкой Республики .

Ранний научный интерес к османской архитектуре

[ редактировать ]

Именно в конце 19 века были предприняты первые современные научные попытки определить историческую османскую архитектуру как особый стиль или традицию. Первой работой, в которой это было сделано, была « Усул-и Мимари-и Османи» («Основы османской архитектуры»), опубликованная в 1873 году одновременно на османском турецком , французском и немецком языках. [ 139 ] Публикация состоялась в рамках Всемирной выставки 1873 года в Вене и имела официальную поддержку Османского государства. Его разработали Мари де Лоне и Пьетро Монтани под руководством Ибрагима Эдхема-паши , министра торговли и общественных работ в то время. [ 140 ] [ 141 ] В книге была предпринята попытка определить османскую архитектуру как целостную и рациональную архитектурную традицию и сделать ее совместимой с формирующимся в то время европейским дискурсом об архитектуре. [ 139 ] Это также была первая работа, в которой Синан прославлялся как выдающаяся фигура в истории османской архитектуры, достойная всеобщего признания. [ 142 ]

Год спустя (1874 г.) Леон Парвилле [ фр ] , ученик Эжена Виолле-ле-Дюка , опубликовал на французском языке L'architecture et Decoration turque («Турецкая архитектура и декор»). В то время как сам Виолле-ле-Дюк в своем предисловии к книге подвергал сомнению концепцию османской архитектурной традиции, Парвилле поддерживал и продвигал идею о том, что османская архитектура возникла из множества старых традиций и синтезировала их в уникальный стиль с конкретными принципами. [ 143 ] Парвилле работал архитектором в Османском государстве и отвечал за восстановление многих исторических османских памятников в Бурсе, в том числе некоторых, поврежденных землетрясением 1855 года . [ 144 ] В процессе он также сформировал современное понимание архитектуры ранней Османской Бурсы. [ 145 ] а некоторые османские памятники в Бурсе во многом обязаны своим нынешним видом его реставрациям. [ 146 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Свободно 2011 , с. 393.
  2. ^ Кубань 2010 , с. 605–646.
  3. ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010. С. 606-607 и далее.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гудвин 1971 , с. 425.
  5. ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 606.
  6. ^ Перейти обратно: а б Гудвин 1971 , с. 427.
  7. ^ Блум, Джонатан М.; Блэр; Шейла С. (2009). «Кемалеттин» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove: трехтомный набор . Издательство Оксфордского университета. п. 379. ИСБН  978-0-19-530991-1 .
  8. ^ Блэр и Блум 1995 , с. 213.
  9. ^ Перейти обратно: а б Рустем 2019 , стр. 21–22.
  10. ^ Кубань 2010 , с. 507.
  11. ^ Рустем 2019 , стр. 21–55.
  12. ^ Кубань 2010 , с. 517–518.
  13. ^ Кубань 2010 , с. 517.
  14. ^ Кубань 2010 , с. 505.
  15. ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура; VII в. 1500 – ок. 1900». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  16. ^ Гудвин 1971 , с. 411.
  17. ^ Кубань 2010 , с. 546.
  18. ^ Рустам 2019 , с. 254.
  19. ^ Кубань 2010 , с. 548–550.
  20. ^ Рустем 2019 , стр. 254–255.
  21. ^ Кубань 2010 , с. 554.
  22. ^ Рустам 2019 , с. 257.
  23. ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 555.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д Гудвин 1971 , с. 420.
  25. ^ Перейти обратно: а б Рустам 2019 , с. 256.
  26. ^ Рустем 2019 , стр. 259–260.
  27. ^ Кубань 2010 , с. 545.
  28. ^ Рустем 2019 , стр. 258–259.
  29. ^ Гудвин 1971 , с. 416.
  30. ^ Кубань 2010 , с. 550.
  31. ^ Перейти обратно: а б с Кубань 2010 , с. 605.
  32. ^ Гудвин 1971 , стр. 414–415.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д Гудвин 1971 , с. 417.
  34. ^ Рустам 2019 , с. 269.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и Рустам 2019 , с. 270.
  36. ^ Кубань 2010 , с. 631.
  37. ^ Гудвин 1971 , с. 418.
  38. ^ Кубань 2010 , с. 505–506, 605.
  39. ^ Кубань 2010 , с. 550, 605.
  40. ^ Кубань 2010 , с. 662 .
  41. ^ Ерасимос 2012 , с. 357.
  42. ^ Самнер-Бойд и Фрили, 2010 , стр. 366–367.
  43. ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 67.
  44. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кубань 2010 , с. 638.
  45. ^ Перейти обратно: а б с Самнер-Бойд и Фрили, 2010 , стр. 246–247.
  46. ^ «СВЯЩЕННЫЕ РЕЛИКВИИ В СТАМБУЛЕ | История Стамбула» . istanbultarihi.ist . Проверено 7 сентября 2021 г.
  47. ^ Перейти обратно: а б Гудвин 1971 , с. 423.
  48. ^ Кубань 2010 , с. 605 и позже.
  49. ^ Кубань 2010 , с. 609–612.
  50. ^ Перейти обратно: а б с д и Гудвин 1971 , с. 419.
  51. ^ Кубань 2010 , с. 605–606.
  52. ^ Кубань 2010 , с. 673 и другие.
  53. ^ Дворец Долмабахче . Стамбул: Национальные дворцы Великого национального собрания Турции. 2013. ISBN  9786054700387 .
  54. ^ Перейти обратно: а б с д Гудвин 1971 , с. 421.
  55. ^ Томпсон, Элизабет (2004). Маттар, Филип (ред.). Энциклопедия современного Ближнего Востока и Северной Африки (2-е изд.). Нью-Йорк: Справочник Macmillan. п. 719.
  56. ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 419.
  57. ^ Аксинь Сомель, Сельчук (2003). Исторический словарь Османской империи . Пугало Пресс. п. 76. ИСБН  9780810866065 .
  58. ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 619.
  59. ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 420.
  60. ^ Куба 2010 .
  61. ^ Кубань 2010 , с. 619–623.
  62. ^ Перейти обратно: а б с д и Гудвин 1971 , с. 422.
  63. ^ Кубань 2010 , с. 623.
  64. ^ Кубань 2010 , с. 619–620.
  65. ^ Перейти обратно: а б Гудвин 1971 , стр. 421–422.
  66. ^ Кубань 2010 , с. 649.
  67. ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 456.
  68. ^ Кубань 2010 , с. 651–652.
  69. ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 76.
  70. ^ Кубань 2010 , с. 625.
  71. ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 459.
  72. ^ Перейти обратно: а б с Самнер-Бойд и Фрили, 2010 , с. 432.
  73. ^ Кубань 2010 , с. 624–625.
  74. ^ Кубань 2010 , с. 625–626.
  75. ^ Перейти обратно: а б «Дворцовый комплекс Йылдыз» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 8 сентября 2021 г.
  76. ^ Самнер-Бойд и Фрили, 2010 , стр. 432–433.
  77. ^ Кубань 2010 , с. 625–628.
  78. ^ Кубань 2010 , с. 626.
  79. ^ Кубань 2010 , стр. 626–628.
  80. ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 433.
  81. ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 640–641.
  82. ^ Кубань 2010 , с. 634, 643.
  83. ^ Перейти обратно: а б Рустем 2019 , стр. 270–271.
  84. ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 634.
  85. ^ Перейти обратно: а б Самнер-Бойд и Фрили, 2010 , с. 435.
  86. ^ Перейти обратно: а б с Кубань 2010 , с. 640.
  87. ^ Перейти обратно: а б Самнер-Бойд и Фрили, 2010 , с. 316.
  88. ^ Перейти обратно: а б с д Кубань 2010 , с. 675.
  89. ^ Кубань 2010 , с. 582.
  90. ^ Гудвин 1971 , с. 424.
  91. ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 643.
  92. ^ Перейти обратно: а б с д Кубань 2010 , с. 644.
  93. ^ Перейти обратно: а б Уортон, Элисон (2015). «Идентичность и стиль: армяно-османские церкви в девятнадцатом веке» . В Мохаммеде, Гарипур (ред.). Священные территории: религиозная архитектура немусульманских общин исламского мира . Брилл. стр. 76–105. ISBN  978-90-04-28022-9 .
  94. ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 663.
  95. ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 304.
  96. ^ «Еврейская община и известные синагоги Стамбула» . Стамбульский инсайдер . 15 марта 2010 г. Проверено 7 сентября 2021 г.
  97. ^ Ангел, Даниэль (2010). «Синагога Ахрида (Балат)». В Стиллмане, Норман А. (ред.). Энциклопедия евреев в исламском мире . Брилл. ISBN  9789004176782 .
  98. ^ Гюлерюз, Наим А. (2008). Синагоги Турции . Перевод Керибара, Леона. Стамбул: наблюдайте за журналистикой Press and Publication Inc. стр. 40–42. ISBN  9789944994262 .
  99. ^ Эрбахар, Аксель (2010). «Синагога Ашкенази, Галата, Стамбул». В Стиллмане, Норман А. (ред.). Энциклопедия евреев в исламском мире . Брилл. ISBN  9789004176782 .
  100. ^ Гюлерюз, Наим (2010). «Итальянская синагога, Галата, Стамбул». В Стиллмане, Норман А. (ред.). Энциклопедия евреев в исламском мире . Брилл. ISBN  9789004176782 .
  101. ^ Гюлерюз, Наим А. (2008). Синагоги Турции . Перевод Керибара, Леона. Стамбул: наблюдайте за журналистикой Press and Publication Inc. стр. 149, 159. ISBN.  9789944994262 .
  102. ^ Экинчи, Экрем Бугра (06 января 2017 г.). «Башни с часами Османской империи, показывающие время от Балкан до Ближнего Востока» . Ежедневный Сабах . Проверено 8 сентября 2021 г.
  103. ^ Перейти обратно: а б с Кубань 2010 , с. 664.
  104. ^ «Нусретие Джами» . Архнет . Проверено 23 мая 2022 г.
  105. ^ Рустем, Юнвер (2016). «Победа в процессе становления: символика стамбульской мечети Нусретие». В Охте, Элисон; Роджерс, Майкл; Розалинда Уэйд, Хэддон (ред.). Искусство, торговля и культура в исламском мире и за его пределами: от Фатимидов до Великих Моголов: исследования, представленные Дорис Беренс-Абусейф . Библиотека Гинкго. ISBN  9781909942905 .
  106. ^ Акун 2011 , с. 40.
  107. ^ «Историческая башня с часами в Бурсе, покрытая пластиком - Новости Турции» . Хюрриет Дейли Ньюс . 25 октября 2018 года . Проверено 9 сентября 2021 г.
  108. ^ Крейзер, Клаус; Хитцель, Фредерик (2011). «Османские башни с часами: предварительная инвентаризация и общие замечания» . В Джорджоне, Франсуа; Хитцель, Фредерик (ред.). Османы и время (на французском языке). Светить. п. 65. ИСБН  978-90-04-21132-2 .
  109. ^ Акун 2011 , с. 92.
  110. ^ «Комплекс Сокуллу Мехмед Паша - Откройте для себя исламское искусство - Виртуальный музей» . islamicart.museumwnf.org . Проверено 9 августа 2021 г.
  111. ^ «Музей для выставки исторических башен с часами в турецких городах» . Хюрриет Дейли Ньюс . 5 января 2012 года . Проверено 8 сентября 2021 г.
  112. ^ «Часовая башня Топхане» . Туристический портал Бурсы . Проверено 9 сентября 2021 г.
  113. ^ Перейти обратно: а б с Кубань 2010 , с. 672.
  114. ^ «Проход Хаззопуло» . ГОРОД, КОТОРЫЙ ПОМНИТ - Пространство и память От Таксима до Султанахмета . 30 января 2019 г. Проверено 9 сентября 2021 г.
  115. ^ Перейти обратно: а б Аллен, Джошуа Брюс (13 ноября 2015 г.). «10 лучших исторических торговых рядов Стамбула» . Хранитель . Проверено 9 сентября 2021 г.
  116. ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 397.
  117. ^ Озкан, Мирай (2008). Преобразование аркад в Бейоглу (магистерская диссертация). Ближневосточный технический университет. п. 72. CiteSeerX   10.1.1.633.7971 .
  118. ^ Арсия, Иклим (30 апреля 2015 г.). «Знаменитые торговые ряды Бейоглу открыты для бизнеса» . Ежедневный Сабах . Проверено 9 сентября 2021 г.
  119. ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 670–671.
  120. ^ Кубань 2010 , с. 666–667.
  121. ^ Кубань 2010 , с. 667–669.
  122. ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 667.
  123. ^ Кубань 2010 , с. 612.
  124. ^ Кубань 2010 , с. 614.
  125. ^ Кубань 2010 , с. 606, 614, 673–676.
  126. ^ Кубань 2010 , с. 606, 673.
  127. ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010. С. 617–618.
  128. ^ Тиллингаст, Ричард (15 февраля 2017 г.). Стамбул: город забвения и воспоминаний . Издательство Хаус. ISBN  978-1-909961-15-9 .
  129. ^ Перейти обратно: а б Кубань 2010 , с. 614–615, 654.
  130. ^ «Журнал «Рог изобилия» . www.cornucopia.net . Проверено 9 сентября 2021 г.
  131. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Боздоган, Сибель (2001). Модернизм и национальное строительство: турецкая архитектурная культура в ранней республике . Сиэтл и Лондон: Вашингтонский университет Press. ISBN  978-0-295-98152-9 .
  132. ^ Перейти обратно: а б Эрсой, Ахмет (2016). Архитектура и позднеосманское историческое воображение: реконфигурация архитектурного прошлого в модернизирующейся империи . Рутледж. стр. 241–242. ISBN  9780367432836 .
  133. ^ Неджипоглу 2007 , стр. 160–161.
  134. ^ Перейти обратно: а б с Кубань 2010 , с. 676.
  135. ^ Перейти обратно: а б Гудвин 1971 , с. 426.
  136. ^ «КЕМАЛЕДДИН БЕЙ, Архитектор — Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 3 марта 2022 г.
  137. ^ Кезер, Зейнеп (2004). «Если бы стены могли говорить: исследование размеров гетеротопии в отеле Four Seasons Istanbul» . В Арнольде, Дана; Баллантайн, Эндрю (ред.). Архитектура как опыт: радикальное изменение в пространственной практике . Рутледж. п. 213. ИСБН  978-1-134-41752-0 .
  138. ^ Рената Холод; Ахмет Эвин; О.Э. Ахмет (1984). Современная турецкая архитектура . Издательство Пенсильванского университета. п. 42. ИСБН  978-0-8122-7925-2 .
  139. ^ Перейти обратно: а б Эрсой 2007 , стр. 117–120.
  140. ^ Эрсой 2007 , с. 117.
  141. ^ Робертс, Мэри; Уильямс, Сэмюэл (2021). «Монументальная книга: Османская архитектура на Всемирной выставке в Вене 1873 года» . Искусство в переводе . 13 : 1–33. doi : 10.1080/17561310.2020.1827769 (неактивен 31 января 2024 г.). {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка )
  142. ^ Неджипоглу 2007 , стр. 142.
  143. ^ Эрсой 2007 , стр. 130–131.
  144. ^ Эрсой 2007 , с. 130.
  145. ^ Шоу, Венди МК; Неджипоглу, Гулру (2017). «Исламское искусство в исламских странах: музеи и архитектурное возрождение» . В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Джон Уайли и сыновья. п. 1152. ИСБН  978-1-119-06857-0 .
  146. ^ Благословение, Патрисия (2022). Архитектура и материальная политика в Османской империи пятнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. л.д. 150, 154, 221 (см. прим. 43). ISBN  978-1-009-05118-7 .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 03668f7ac62b2245bd5ead8ed575c993__1724192220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/93/03668f7ac62b2245bd5ead8ed575c993.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ottoman architecture in the 19th–20th centuries - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)