Составной ордер
Составной ордер — смешанный ордер , сочетающий волюты капители ионического ордера с акантовыми листьями коринфского ордера . [1] Однако во многих версиях волюты составного ордера больше, и обычно между волютами в центре расположен какой-то орнамент. Колонна составного ордера обычно имеет высоту десять диаметров, хотя, как и во всех ордерах, эти детали могут быть адаптированы архитектором для конкретных зданий. Составной ордер по существу рассматривается как коринфский, за исключением столицы, без каких-либо существенных отличий от ордера выше или ниже столицы.
Составной ордер не встречается в древнегреческой архитектуре и вплоть до эпохи Возрождения не причислялся к отдельному ордеру. Вместо этого он считался имперской римской формой коринфского ордера. Хотя Арка Тита на форуме в Риме , построенная в 82 году нашей эры, иногда упоминается как первый выдающийся сохранившийся пример сложного ордера, этот ордер, вероятно, был изобретен «незадолго до Августа правления » и, безусловно, хорошо развит. перед его смертью, в то самое время, когда утверждалась римская версия Коринфского послания». [1]
К тосканскому ордеру , упрощенной версии дорического ордера , также встречающемуся в древнеримской архитектуре , но не включенному Витрувием в его три ордера, писатели эпохи Возрождения добавили Композит, чтобы составить пять классических ордеров . Себастьяно Серлио (1475–1554) опубликовал свою книгу I Sette libri dell'architettura в 1537 году, в которой он был вторым, кто упомянул Составной ордер как отдельный порядок, а не просто как эволюцию коринфского ордера, как ранее предлагал Леон Баттиста Альберти. . Леон Баттиста Альберти в своей книге «De re aedificatoria» (англ. « Об искусстве строительства ») упоминает составной ордер, называя его «курсивом». [2]
Форма столицы
[ редактировать ]Композит частично основан на ионическом ордере , где волюты (видимые спереди) соединены по существу горизонтальным элементом в верхней части капители, так что они напоминают свиток, частично свернутый на каждом конце. Несмотря на такое происхождение, очень многие составные капители на самом деле рассматривают две волюты как разные элементы, каждый из которых возникает на одной стороне листового основания. Этим, а также наличием отдельного орнамента между ними, они напоминают архаический греческий эолийский ордер , хотя, похоже, это не был путь их развития в раннем императорском Риме.
Точно так же, если греческая ионическая волюта обычно изображается сбоку как единая единица неизменной ширины между передней и задней частью колонны, то составные волюты обычно рассматриваются как четыре различных более тонких блока, по одному в каждом углу капители, выступающих под углом около 45° к фасаду. Преимущество этого заключается в том, что устраняется необходимость иметь разный внешний вид спереди и сбоку, и Ionic со временем разработал изогнутые формы, которые также позволили это.
Обработка деталей часто была очень разнообразной, с включением в столицу фигур, геральдических символов и тому подобного. Отношение завитков к листьям трактовалось по-разному, и капитель можно четко разделить на разные горизонтальные зоны или можно рассматривать всю капитель как единую зону. Композитный ордер из-за его изящного внешнего вида в эпоху Возрождения считался подходящим для строительства церквей, посвященных Деве Марии или другим святым женщинам. В целом с тех пор его стали использовать для обозначения богатства и величия.
Примеры
[ редактировать ]Донато Браманте (1444–1514) использовал Составной ордер во втором ордере монастыря Санта-Мария-делла-Паче в Риме. Для первого ордера использовался ионический ордер. Франческо Борромини (1599–1667) разработал Композитный орден в Сан-Карло алле Кватро Фонтане , Рим (1638). Внутри церковь имеет 16 составных колонн. Несущие колонны, расположенные под арками, имеют перевернутые волюты. В то время этот выбор подвергся резкой критике, поскольку он считал, что к такому решению привело незнание витрувианских орденов.
Перевернутые волюты также можно увидеть в «Оратории Филиппин » Борромини в нижнем порядке. Там споры были еще сильнее, учитывая, что Борромини также удалил листья аканта, оставив голую столицу. [3]
- Роман
- Арка Тита , Рим
- Арка Септимия Севера , Рим.
- Санта-Костанца , Рим, интерьер, середина IV века.
- Современный
- Больница невинных , Флоренция, 1421 год, Филиппо Брунеллески.
- Палаццо Вальмарана , Виченца, 1565 г., Андреа Палладио
- Палаццо дель Капитаниато , Виченца, 1571–1572 гг., Андреа Палладио.
- Крыло Леско , Лувр , Париж
- Церковь Джезу , Рим
- Истон Нестон , Англия, ок. 1700
- Палаццо Мадама, Турин , ок. 1720 , Филиппо Юварра
- Архибазилика Святого Иоанна Латеранского
- Сомерсет-хаус , Лондон, 1776 год, Уильям Чемберс.
- Нарвская триумфальная арка , Санкт-Петербург, 1814 г.
- Этнографический музей (бывший Дворец правосудия) , Будапешт
- Особняк губернатора Алабамы , 1907 год.
Галерея
[ редактировать ]- Римская составная капитель Арки Тита с богато украшенным антаблементом, Рим, неизвестный архитектор, I век.
- Римские композитные колонны (не пилястры) в бывших термах Диоклетиана в Риме, ныне Санта-Мария-дельи-Анджели и деи-Мартири , неизвестный архитектор, ок. 4 век
- Римские композитные колонны церкви Санта-Костанца в Риме, первоначально построенные как мавзолей для размещения гробницы Константины , дочери римского императора Константина Великого , неизвестного архитектора, 2-я четверть IV века. [4]
- Римские составные колонны на саркофаге Юния Басса , 359 год, мрамор, сокровищница собора Святого Петра , Рим [5]
- Византийская составная капитель в Евфразиевой базилике , Пореч , Хорватия , неизвестный архитектор, VI век.
- Византийские интерпретации Композитного ордера в соборе Святого Деметрия , Салоники , Греция, неизвестный архитектор, 629–634 гг.
- Исламская составная капитель со с арабскими надписями счетами , вероятно, из Медины Азахара в халифате Омейядов в Кордове , 10 век, мрамор, Метрополитен-музей , Нью-Йорк
- Византийские интерпретации Композитного ордера в соборе Святой Софии , Трабзон , Турция, неизвестный архитектор, 13 век.
- эпохи Возрождения Композитная капитель-пилястра Горгоны с маскароном , работа флорентийского ученика Верроккьо, работавшего в Риме, возможно, Микеле Марини да Фьезоле , ок. 1485-1495, терракота, Римский музей , Рим
- Композитные колонны эпохи Возрождения Палаццо Проспери-Сакрати , Феррара , Италия, автор Бьяджо Россетти , 1493-1514 гг.
- Композитные капители эпохи Возрождения крыла Леско Лувра в . Париже, работа Пьера Леско , 1546-1551 гг [7]
- Композитные колонны эпохи Возрождения Палаццо дель Капитаниато , Виченца , Италия, работы Андреа Палладио , спроектированные в 1565 году и построенные в 1571-1572 годах.
- Барочные Соломоновы композитные колонны Балдахина Святого Петра , Базилика Святого Петра , Ватикан , работа Джан Лоренцо Бернини , 1623–1634 гг.
- Соломонова композиция в стиле барокко с балдакином в церкви Валь-де-Грас в Париже работы Франсуа Мансара или Габриэля Ле Дюка , 1634-1667 гг.
- Композитные колонны Сан-Марчелло-аль-Корсо в стиле барокко , Рим, работа Карло Фонтана , 1682-1683 гг. [8]
- Соломоновы композитные колонны в стиле барокко главного алтаря монастыря Сан-Эстебан , Саламанка , Испания, автор Хосе Бенито де Чурригера , 1693 г. [9]
- Барочные Соломоновы композитные колонны высокого алтаря Джезуитов , Венеция, Италия, автор Якопо Антонио Поццо , 1715-1728 гг. [10]
- Композитные колонны в стиле рококо в часовне Вюрцбургской резиденции , Вюрцбург , Германия, автор Бальтазар Нейман , 1732-1744 гг. [11]
- Композитные колонны в стиле барокко архбазилики Святого Иоанна Латеранского в Риме, автор Алессандро Галилей , 1733-1735 гг.
- Композитная колонна и капители пилястр в стиле рококо церкви Св. Иоганна Непомука , Мюнхен , Германия, работы Эгида Квирина Асама и Космы Дамиана Асама , 1733-1746 гг. [12]
- Реинтерпретация в стиле рококо Композиционного ордера алтаря с епископами, с более пышными и извилистыми S-образными акантами, автор Франц Ксавер Хаберманн , 1740-1745, офорт на бумаге, Рейксмузеум , Амстердам , Нидерланды
- Композитные колонны Санта-Мария-Аннунциата в Борго , Рим, работа Пьетро Пассалаква , 1742 и 1745 годы в стиле барокко. [13]
- Реинтерпретация в стиле рококо составной капители аббатства Энгельсцелль , Австрия , автор Иоганн Георг Юблхёр , 1754-1764 гг.
- в стиле Людовика XVI Композитные пилястры на фасаде Галереи Валуа , Пале-Рояль , Париж, работа Виктора Луи , 1780 г.
- Неоклассические стилизованные композитные колонны в читальном зале Национальной библиотеки Франции на улице Ришелье , Париж, автор Анри Лабруст , 1859-1868 гг. [14]
- Составная капитель в стиле возрождения барокко в бывшем Дворце правосудия, Будапешт , Венгрия , автор Алайос Хаусманн , 1893-1896 гг.
- Композитная капитель из изящных искусств из колонны Картурешти Карусель ( ул. Страда Липскани № 55), Бухарест , Румыния , неизвестный архитектор, . ок
- Композитные колонны в стиле ар-деко в большом фойе Северанс-холла , Кливленд , США, работы Уокера и Уикса , 1931 год.
- Композитные колонны в стиле ар-деко на здании Внешнеторгового банка ( Calea Victoriei № 22), Бухарест, автор Раду Дудеску , 1937-1938 гг.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хениг, Мартин (редактор), Справочник по римскому искусству , с. 50, Файдон, 1983 г., ISBN 0714822140
- ^ Зампа, П. Составной порядок: некоторые соображения , 1978, стр. 37–50
- ^ Буонинкаса, К. Архитектура как дисидентичность , 1978.
- ^ Истмонд, Энтони (2013). Слава Византии и раннего христианства . Файдон. п. 28. ISBN 978 0 7148 4810 5 .
- ^ Истмонд, Энтони (2013). Слава Византии и раннего христианства . Файдон. п. 41. ИСБН 978 0 7148 4810 5 .
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 111. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Джон Саммерсон (1963). Классический язык архитектуры . Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон. п. 76.
- ^ Георгий, Роза (2010). 17 век - Столетия искусства . плохой стр. 76. ISBN 978-606-8251-30-1 .
- ^ Георгий, Роза (2010). 17 век - Столетия искусства . плохой стр. 137. ISBN 978-606-8251-30-1 .
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 309. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 346. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 331. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ "С.Мария Аннунциата" . romasegreta.it . Проверено 11 сентября 2023 г.
- ^ Bergdoll 2000 , стр. задняя обложка.
Ссылки
[ редактировать ]- Бергдолл, Барри (2000). Европейская архитектура 1750-1890 гг . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-284222-0 .
- Буонинкаса, Кармин (1978). Архитектура как дисидентичность . Бари: Книжные магазины Дедало.
- Зампа, Паола (1993). Составной ордер: некоторые соображения . Реджо-Калабрия: Департамент архитектурного и городского наследия.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с составным заказом, на Викискладе?
- Классические ордера и элементы