Гигантский заказ
В классической архитектуре гигантский ордер , также известный как колоссальный ордер , — это ордер которого , колонны или пилястры охватывают два (или более) этажа. В то же время более мелкие ордера могут присутствовать в аркадах или оконных и дверных обрамлениях этажей, охваченных гигантским ордером. [1]
Гигантский ордер как таковой был неизвестен в древности, хотя большинство древних зданий, использующих формальные ордера, не имели верхних этажей. В какой-то степени здания с гигантскими ордерами напоминают римский храм, приспособленный для постклассического использования. [2] столько же было (выжившие теперь обычно лишаются более позднего заполнения).
В архитектуре эпохи Возрождения и изящных искусств
[ редактировать ]
Одно из первых применений этой особенности в эпоху Возрождения было в базилике Сант-Андреа в Мантуе , спроектированной Леоном Баттистой Альберти и начатой в 1472 году; это приспособило римскую триумфальную арку к фасаду церкви. Судя по проектам Рафаэля его собственного палаццо в Риме на островном блоке, кажется, что все фасады должны были иметь гигантский порядок пилястр, возвышающихся по крайней мере на два этажа до полной высоты фортепиано нобиле , «выразительная черта, беспрецедентная в дизайне частных дворцов». ". Судя по всему, он сделал их за два года до своей смерти в 1520 году, из-за которой строительство так и не началось. [3] Дальнейшее развитие он получил у Микеланджело во дворцах на Капитолийском холме в Риме (1564–1568), где он объединил гигантские пилястры коринфского ордера с небольшими ионическими колоннами, обрамлявшими окна верхнего этажа и обрамлявшими проемы лоджий внизу. [2]
Гигантский ордер стал главной особенностью маньеристской архитектуры конца 16 века и архитектуры барокко . [2] Его использование Андреа Палладио оправдало его использование в семнадцатом веке в движении, известном как неопалладианская архитектура.
Он продолжал использоваться в архитектуре изящных искусств 1880–1920 годов, как, например, в Нью-Йорке в здании Джеймса А. Фарли , которое претендует на самую большую коринфскую колоннаду гигантского ордера в мире. [4]
Галерея
[ редактировать ]- Передний фасад Палаццо Барбаран да Порто с гигантским ордером из «Четырех книг архитектуры» (1570 г.).
- Церковь Святого Марка в Абердине.
- Гигантские спаренные колонны. Дом Феникса, Сэндхилл, Ньюкасл-апон-Тайн.
- Театр Ее Величества в Хеймаркете, Лондон.
- Маурицхейс , Гаага , Нидерланды.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Саммерсон 1980 , стр. 63, 72.
- ^ Jump up to: а б с Саммерсон 1980 , с. 63.
- ^ Джонс и Пенни 1983 , стр. 224–226.
- ^ «Почтовое отделение Джеймса А. Фарли | Официальный путеводитель по Нью-Йорку» . NYCgo.com . Проверено 12 мая 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Джонс, Роджер; Пенни, Николас (1983). Рафаэль . Йель. ISBN 0-300-03061-4 .
- Саммерсон, Джон (1980). Классический язык архитектуры . Мир искусства. Темза и Гудзон . ISBN 0500201773 .