Саркофаг Юния Басса


Саркофаг Юния Басса — это мраморный раннехристианский саркофаг, использовавшийся для захоронения Юния Басса , умершего в 359 году. Его описывают как «вероятно, самый известный образец раннехристианской рельефной скульптуры». [1] Саркофаг первоначально находился в Старой базилике Святого Петра или под ней , но был вновь открыт в 1597 году. [2] и сейчас находится под современной базиликой в Museo Storico del Tesoro della Basilica di San Pietro (Музей базилики Святого Петра ) в Ватикане . Размер основания примерно 4 х 8 х 4 фута.
Вместе с Догматическим саркофагом в том же музее этот саркофаг является одним из старейших сохранившихся высокостатусных саркофагов с тщательно продуманной резьбой на христианские темы и сложной иконографической программой, охватывающей Ветхий и Новый Заветы .
Юний Басс
[ редактировать ]Юний Басс был важной фигурой в позднеантичном Риме, сенатором, который отвечал за управление столицей в качестве городского префекта, когда он умер в возрасте 42 лет в 359 году. Его отец был префектом преторианца , управляя администрацией большого города. часть Западной империи. Басс служил под началом Констанция II , сына I. Константина Басс, как сообщает надпись на саркофаге, обратился в христианство незадолго до смерти – возможно, на смертном одре. , все еще считали Многие, как и Тертуллиан , что невозможно быть императором и христианином, что относилось и к высшим чиновникам, таким как Басс.
Стиль
[ редактировать ]Стиль работы широко обсуждался историками искусства, тем более что ее дата определена, что необычно для того периода. [3] Все согласны с тем, что качество изготовления было высочайшим, доступным в то время, чего и следовало ожидать от гробницы такой выдающейся фигуры.

Саркофаг во многих отношениях демонстрирует меньше черт позднеантичного стиля скульптуры, типичного для Арки Константина , созданной несколькими десятилетиями ранее: «Скульптура игнорирует практически все правила, которым подчиняются официальные рельефы. Некоторые фигуры изображены фронтально, но, конечно, не все. и они не показаны в полностью позднеантичной манере; сцены трехмерны, имеют глубину и фон ... драпировка висит на узнаваемых человеческих формах, а не укладывается в заранее определенные складки, головы разнообразны, изображая узнаваемо разных людей. " [4] Саркофаг рассматривается как отражение смешения позднего эллинистического стиля с современным римским или итальянским стилем, что видно по «крепким» пропорциям фигур и их немного чрезмерно большим головам.
Обстановка в нишах отбрасывает фигуры на фон тени, создавая «выраженный светотени ». эффект [5] – эффект гораздо более заметен в оригинале, чем в представленном здесь гипсе, который имеет более равномерный и светлый цвет. В гипсе также отсутствуют эффекты, создаваемые светом на полированных или патинированных бликах, таких как головы фигур, на более темных углубленных поверхностях и фоне.
Эрнст Китцингер находит «гораздо более определенную приверженность эстетическим идеалам греко-римского прошлого», чем в более раннем Догматическом саркофаге и саркофаге «Двух братьев», также находящихся в музеях Ватикана . [6] Форма продолжает усиленное разделение сцен; нововведением самых ранних христианских саркофагов было объединение ряда инцидентов в один непрерывный (и довольно трудночитаемый) фриз , а также наличие двух регистров один над другим, но эти примеры показывают тенденцию к дифференциации сцен, кульминацией которого является Юний Басс, создающий «множество миниатюрных сцен», которые позволяют зрителю «задержаться на каждой сцене», что не было целью более ранних рельефов, которые представляли собой всего лишь «стенографические пиктограммы» каждой сцены, а только предназначен для их идентификации. [7] Он отмечает «лирическую, слегка милую манеру» резьбы, даже у солдат, которые ведут Святого Петра к его смерти, что можно сравнить с некоторыми небольшими резными фигурками эллинизированного Востока в Кливлендском художественном музее , хотя они на несколько десятилетий старше. [8] Даже допуская «постепенное присвоение популярного типа христианских гробниц покровителями из высшего сословия, стандарты которых все более проявлялись как в содержании, так и в стиле этих памятников», Китцингер заключает, что изменения должны отражать более масштабное «возрождение» в стиль. [9]
Иконография
[ редактировать ]
Резьба выполнена горельефом на трех сторонах саркофага, что позволяет разместить его у стены. Колонна и многие части фигур полностью вырезаны по кругу. Расположение рельефных сцен рядами в столбчатом каркасе — это интродукция из Малой Азии примерно этого времени. [10] Портрета покойного не показано, хотя в надписи он щедро восхваляется; вместо этого десять ниш заполнены сценами из Нового и Ветхого Заветов , а также одной, Traditio Legis , не имеющей библейской основы.
Сцены на переднем плане: [11] в верхнем ряду Жертвоприношение Исаака , Суд или арест Петра , Возведение на престол Христа с Петром и Павлом ( Traditio Legis ), и двойная сцена Суда над Иисусом перед Понтием Пилатом , который в последней нише собирается вымыть руки . В нижнем ряду: Иов на навозной куче, Адам и Ева , Вход Христа в Иерусалим , Даниил во рву льва (головы восстановлены), Арест или ведение на казнь Павла .

На крохотных перемычках над нижним рядом изображены сцены, где все участники изображены в виде ягнят: по обе стороны от входа Христа в Иерусалим — Чудо с хлебами и рыбами и Крещение Иисуса . [12] Другими сценами могут быть Трое отроков в огненной печи , Воскрешение Лазаря , Моисей, получающий скрижали , и Моисей, ударяющий по скале . [13]
По бокам изображены более традиционные римские сцены четырех времен года, представленные путти , выполняющими сезонные задачи, такие как сбор винограда. На поврежденной мемориальной доске, венчающей крышку, находится стихотворение, восхваляющее Басса в основном в светских терминах, а надпись, идущая вдоль верхней части тела саркофага, идентифицирует его и описывает как « неофита », или недавно обращенного. Дальнейшие небольшие рельефы на крышке и головки по углам сильно повреждены. [14] На них были показаны сцены пиров и погребальной процессии, типичные для языческих саркофагов; [15] возможно, крышка не соответствовала основанию.
Сцены с Христом
[ редактировать ]На акцент на сценах суда, возможно, повлияла карьера Басса в качестве магистрата, но всем показанным сценам можно найти параллели в других христианских произведениях того периода.

Во всех трех сценах, где он появляется, Христос — юная безбородая фигура с короткими волосами (хотя и длиннее, чем у других фигур), что типично для христианского искусства этого периода . ангел, стоящий позади Авраама при Жертвоприношении Исаака Аналогично, но без крыльев, изображен . Христос появляется в центре обоих рядов; в верхнем ряду как законодатель или учитель между своими главными последователями Петром и Павлом ( Tradidio Legis ), а в нижнем - входящий в Иерусалим. Обе сцены заимствованы из языческой римской иконографии : в верхней Иисус сидит, положив ноги на развевающийся плащ, изображающий небо, который несет Целус , изначальный бог согласно древнеримской религии . Христос вручает Петру свиток, вероятно, изображающий Евангелия , как часто императоры поступали со своими наследниками, министрами или генералами. [16]
Перед Пилатом Христос тоже несет свиток, как философ. [17] Пилат, возможно, обеспокоенный репутацией Иисуса как творца чудес, делает жест, который итальянцы до сих пор используют, чтобы отвести сглаз . [18] Пилат имеет мягкий и пассивный вид, резко контрастирующий с мощным и решительным выражением фигуры в барельефе позади него на стене, единственной фигуры в этих сценах, изображенной в этом стиле и технике. Если он не просто один из подчиненных Пилата офицеров, его можно рассматривать как портрет или статую императора; Перед таким изображением обычно велись римские официальные дела, на котором (при обожествленных языческих императорах) приносились любые необходимые клятвы.
Нижняя сцена примерно повторяет въезд («адвентус») императора в город, сцена, часто изображаемая в имперском искусстве; Христос «идентифицирован как император орлом Виктории императорским » в молдинге раковины над сценой. [19] Уже существовала традиция, заимствованная из языческой иконографии , изображения Христа Победителя ; в этой работе эта тема связана со Страстями Иисуса , началом которых является вход в Иерусалим. [20] развитие, которое должно было сыграть большую роль в формировании христианского искусства будущего.
Включение языческой фигуры Цела сегодня может показаться странным, но после завоевания Иудеи римлянами и интерпретаций romana между иудаизмом и римской религией Целус ассоциировался с Яхве как с одним и тем же богом, поэтому изображение намекает на признание Христа как «Сына Божьего и Царя творения», доказывая, что переход от язычества к христианству был более мирным и синкретическим, чем принято считать. [21] Со следующего столетия персонификации реки Иордан часто появляются в изображениях Крещения Иисуса . [22] а рукопись «Хронография» 354 года , всего на несколько лет старше саркофага и изготовленная для другого элитного христианина, полна персонификаций городов, месяцев и других понятий. Путти в «Хронографии» также тесно связаны с теми, что находятся по бокам саркофага. [23]
Другие сцены
[ редактировать ]
Изображенные ветхозаветные сцены были выбраны в качестве предвестников жертвы Христа в Новом Завете , в ранней форме типологии . Адам и Ева показаны прикрывающими свою наготу после грехопадения человека , которое создало первородный грех и, следовательно, необходимость принести Христа в жертву за наши грехи. Сами Адам и Ева не приносили жертв, но позади Евы стоит агнец, а рядом с Адамом сноп пшеницы , что указывает на жертвоприношения двух их сыновей, Каина и Авеля . Справа от середины — Даниил во рву со львом, спасенный своей верой, а слева — Авраам, собирающийся принести в жертву Исаака. Иов виден в тот момент, когда он потерял все, но сохранил веру; его жена и «утешитель» с тревогой смотрят на него. Христиане видели в этом предзнаменование принесения в жертву единственного сына Бога, Иисуса, хотя само Распятие , редкий сюжет вплоть до V века, не изображалось.
Сцены перед мученической смертью Петра и Павла, распространенные в раннехристианском искусстве, демонстрируют такое же избегание кульминационных моментов, которые обычно выбирались в позднехристианском искусстве. Но они демонстрируют зрителю, как могли достичь небесного венца простые христиане, хотя царские гонения уже закончились. Обе сцены также происходили в Риме, и этот местный интерес является частью баланса христианских и традиционных римских жестов, который демонстрирует саркофаг. [24] Камыши позади Павла, вероятно, представляют собой заболоченную часть города, где, как традиционно считалось, произошла казнь Павла. [25] Считалось, что казнь Петра произошла недалеко от его могилы, которая находилась в нескольких футах от саркофага; Считалось, что обе казни произошли в один и тот же день .
Примечания
[ редактировать ]
- ^ Журнал ранних христианских исследований , Леонард Виктор Рутгерс, Иконография саркофага Юния Басса (рецензия на книгу Мальбона) - Том 1, номер 1, весна 1993 г., стр. 94–96; для Янсона это также «лучший раннехристианский саркофаг», а 26-летний Китцингер называет его «самым известным».
- ^ или 1595 г., см. Эльснер, с. 86н.
- ^ Рис, 237
- ^ Рис, 240
- ^ Кальвези, Маурицио; Сокровища Ватикана , стр.10, Скира, Женева и Нью-Йорк, 1962 г.
- ^ Китцингер, 26 лет.
- ^ Китцингер, 22–26, цитирование 25.
- ^ Китцингер, 26–27, цитирование 26.
- ^ Китцингер, 28 лет.
- ^ Холл, 80.
- ^ Холл, стр. 79–80.
- ^ Рим Космополис , с. vii caption 6, Кэтрин Эдвардс, Грег Вульф , издательство Кембриджского университета, 2006 г., ISBN 978-0-521-03011-3
- ^ Лоури, 90 лет, и Дж. В. Аппелл
- ^ Тексты , хотя описания иконографии здесь неточны.
- ^ Эльснер, 87 лет.
- ^ Джеймс Холл, История идей и образов в итальянском искусстве , с. 80, 1983, Джон Мюррей, Лондон, ISBN 0-7195-3971-4 . Hellemo, стр. 65–70, обсуждает место работы в развитии предмета Traditio Legis .
- ^ Янсон
- ^ Лоури, 89 лет — рог , кулак с вытянутыми указательным и мизинцем.
- ^ Эдуард Синдикус; Раннехристианское искусство; п. 97; Бернс и Оутс, Лондон, 1962 г., см. Эдвардс и Вульф, указ. и стр. цит.
- ^ Пришествие Господа , с. 100, Гейр Хеллемус
- ^ Флорон , Краткое изложение 1.40 (3.5.30): « Евреи пытались защитить Иерусалим ; но он [Помпей Великий] вошел и в этот город и увидел разоблаченную великую Святую Святых нечестивого народа, Целум под золотой виноградной лозой» (Hierosolymam защищайте temptavere Iudaei verum haec quoque и интравит и видит иллюд великий inpiae gentis arcanum patens, sub aurea vite Caelum). Финбарр Барри Флуд, Великая мечеть Дамаска: исследования зарождения визуальной культуры Омейядов (Brill, 2001), стр. 81 и 83 (примечание 118). Оксфордский латинский словарь (Оксфорд: Clarendon Press, 1982, переиздание 1985 года), стр. 252, статья о Caelum , цитирует Ювенала, Петрония и Флора как примеры Caelus или Caelum «в отношении Иеговы , а также некоторых символов Иеговы».
- ^ Г. Шиллер, Иконография христианского искусства, Том. I , 1971 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, с. 133 и инжир, ISBN 0-85331-270-2
- ^ Мейер Шапиро , Избранные статьи, том 3, Позднеантичное, раннехристианское и средневековое искусство , с. 143, 1980, Чатто и Виндус, Лондон, ISBN 0-7011-2514-4
- ^ Основная тема Эльснера
- ^ Лоури, 89 лет.
Ссылки
[ редактировать ]- Элснер, Яс , в: Кэтрин Эдвардс, Грег Вульф. Рим Космополис , Издательство Кембриджского университета, 2006 г., ISBN 978-0-521-03011-3 книги Google
- Холл, Джеймс. История идей и образов в итальянском искусстве , с. 80, 1983, Джон Мюррей, Лондон, ISBN 0-7195-3971-4
- Янсон и Янсон , История искусства: Западная традиция , Хорст Вольдемар Янсон, Энтони Ф. Янсон, 6-е изд., Prentice Hall PTR, 2003, ISBN 978-0-13-182895-7
- Китцингер, Эрнст , Византийское искусство в становлении: основные линии стилистического развития средиземноморского искусства, III-VII века , 1977, Faber & Faber, ISBN 0-571-11154-8 (США: Кембриджский университет, 1977 г.)
- Лоури, Уолтер. Искусство в ранней церкви , 1947, переиздание «Прочитанных книг», 2007, ISBN 1-4067-5291-6 , ISBN 978-1-4067-5291-5
- Рис, Ричард, в: Хениг, Мартин (редактор), Справочник римского искусства , Phaidon, 1983, ISBN 0-7148-2214-0
- Оксфордская художественная энциклопедия
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Элизабет Стратерс Малбон. Иконография саркофага Юния Басса. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1990.
- Вайцман, Курт , изд., Эпоха духовности: позднеантичное и раннехристианское искусство, третий-седьмой века , вып. 386, 1979, Метрополитен-музей , Нью-Йорк, ISBN 978-0-87099-179-0 ; полный текст доступен в Интернете в библиотеках Метрополитен-музея.