Догматический саркофаг
Догматический саркофаг , также известный как «Саркофаг Троицы», — раннехристианский саркофаг, датируемый 320–350 гг. [2] сейчас находится в музеях Ватикана (Ватикан 104). [3] Он был обнаружен в 19 веке во время восстановительных работ в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме , Италия .
Вместе с саркофагом Юния Басса это один из важнейших примеров христианско-римской скульптуры Константиновской эпохи . Свое название он черпает из явных ссылок на догматы ( Никейского Собора 325 г.), в частности на единосущность Христа Богу Отцу, как показывает (например) сцена появления фигуры Иисуса между Адамом и Еву , хотя менее ясно, следует ли понимать эту фигуру как Христа или Бога-Отца – догматическая точка зрения работает в любом случае. [1]
Описание
[ редактировать ]Лицевая сторона разделена на два регистра, типичных для стиля того времени, с сюжетами Ветхого Завета и Нового Завета в форме раковины, , а также центральный клипеус содержащий портреты обнимающейся пары в супружеской одежде, типичной для IV века ( туника маниката , далматина и тога контабулата — у мужчины, держащего ротулус в руке , а туника и палла — у женщины). Головы относятся к базовым типам, что говорит о том, что персонализировать саркофаг либо не было желания, либо недостаточно времени.
В верхнем регистре пять эпизодов, два из книги Бытия и три чудеса Христовы:
- Три одинаковые бородатые фигуры, представляющие Троицу , средняя на троне представляет Бога-Отца , создавшего Еву из ребра Адама , лежащего на земле. [1]
- Младшая безбородая фигура с традиционным внешним видом Христа между Адамом и Евой и Древом познания добра и зла.
- Брак в Кане
- Умножение буханок
- Воскресение Лазаря
В нижнем регистре шесть сцен: одна связана с рождением Христа, две — с Библией и три — со Святым Петром:
- Поклонение волхвов с восседающей на троне Богородицей с Младенцем, и с волхвами в восточных одеждах и фригийских шапках , и со святым Иосифом. [4] или Валаам [5] за троном
- Исцеление слепых
- Даниил во рву со львами
- Аввакум с корзиной хлебов и ангелом
- Петр, отрекающийся от Христа, с кукарекающим петушком из Евангелия
- Арест Петра двумя солдатами в паннонских шапках.
- Моисей или Петр создают источник воды в присутствии центуриона ( последний одет в типичную военную форму IV века)
Саркофаг можно датировать периодом между 330 и 340 годами из-за мужских причесок (кроме причесок Христа и Петра), приземистых квадратных фигур и отсутствия каллиграфических деталей. Есть отголоски предыдущего «плебейского» официального искусства, что заставило некоторых предположить, что саркофаг принадлежит той же мастерской, которая производила и исправляла рельефы для Арки Константина (посвященной в 315 году).
Иконография
[ редактировать ]В книге Бытия естественным образом объясняется, что Сотворение произошло благодаря единственной фигуре Бога, в христианских терминах, Богу-Отцу. Однако первое лицо множественного числа в Бытие 1:26 «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему», а ссылки Нового Завета на Христа как Творца (Иоанна 1:3, Колоссянам 1:15) привели к тому, что ранние христиане писатели связывали Творение с Логосом , или ранее существовавшим Христом.
На ряде других саркофагов, которые удобнее всего собрать в той же коллекции Ватикана, что и Догматический саркофаг, также изображены группы из трех фигур, которые обычно интерпретируются как изображения Троицы в сценах из Книги Бытия. Иногда одна фигура безбородая, а две другие бородатые. [6] Учитывая погребальный контекст и то, что соседние сцены часто показывают чудеса Нового Завета , включая Воскрешение Лазаря , акцент в этих сценах может относиться как к преодолению греха и надежде на новую жизнь, так и к Падению человека . [7]
Христа сравнивали с Адамом в Римлянам 5:14–21, и его иногда называли «новым Адамом», особенно в связи с крещением (в этот период оглашенные, по-видимому, были обнажены, когда его совершали). Об этом также можно упомянуть во второй сцене, или центральная фигура может представлять Божественный Логос , который также показан в облике Иисуса. [8] Сцена представляет собой «разделение труда» между Адамом и Евой; центральная фигура держит сноп кукурузы в одной руке и мертвого зайца (в другом примере Ватикана - ягненка) в другой, [9] хотя можно было бы ожидать, что охота на зайцев будет задачей Адама, а земледелие – Евой, а не наоборот, как кажется из саркофага.
Адам и Ева также выступали типологическими предшественниками Иисуса и Марии и Древа познания Креста Распятия . Кроме того, они олицетворяли верность в браке, а сцены между ними между Логосом некоторые интерпретируют как изображение их брачной церемонии, подходящей для саркофага супружеской пары. [10]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Милберн, Роберт (1991). Раннехристианское искусство и архитектура . Издательство Калифорнийского университета . п. 68. ИСБН 0-520-07412-2 .
- ^ Различные ученые дают более узкие диапазоны, но подавляющее большинство приведенных дат попадают в этот диапазон.
- ↑ есть еще один «Саркофаг Троицы» В Арле , также с трехфигурной Троицей.
- ^ Уокер Джейкобс, Филип (2019). Иосиф Плотник. Его приемы в литературе и искусстве со второго по девятый век . Лейден: Брилл. п. 222. ИСБН 9789004397521 .
- ^ Шиллер, Гертруда (1966). Иконография христианского искусства . Гринвич, Коннектикут: Нью-Йоркское графическое общество. п. 100-101.
- ^ Дженсен 2003 , рис. 5–11.
- ^ Дженсен 2003 , стр. 37–38.
- ^ Дженсен 2003 , стр. 27-29.
- ^ Дженсен 2003 , стр. 33.
- ^ Дженсен 2003 , стр. 47-52.
Ссылки
[ редактировать ]- (на итальянском языке) Рануччо Бьянки Бандинелли и Марио Торелли, Искусство классической древности, Этрурия-Рома , Утет, Турин, 1976.
- Дженсен, Робин М. (2003). «Интерпретация христианского искусства: размышления о христианском искусстве» . В Хорнике, Хайди Дж.; Парсонс, Майкал Карл (ред.). Падение и восстание Адама и Евы в раннехристианском искусстве и литературе . Издательство Университета Мерсера . ISBN 0-86554-850-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]