Маскарон (архитектура)

В архитектуре и декоративном искусстве маскаронный . орнамент — это лицо, обычно человеческое, иногда устрашающее или химерическое , предполагаемая функция которого изначально заключалась в отпугивании злых духов, чтобы они не проникли в здание [1] Впоследствии эта концепция была адаптирована и стала чисто декоративным элементом. Самыми последними архитектурными стилями , в которых широко использовались маскароны, были изящное искусство и модерн . [2] [3] Помимо архитектуры маскароны используются и в других прикладных искусствах .
Типы
[ редактировать ]Зеленый Человек
[ редактировать ]В 11 веке европейские каменщики начали добавлять к украшению церквей резные лиственные маскароны, известные как Зеленые человечки. Это изображение, которое, как предположили ученые начала 20 века, тайно представляло сохранившегося дохристианского бога. Сегодня мало кто из учёных верит в эту идею. Зеленый Человек в первую очередь интерпретируется как символ возрождения, представляющий цикл нового роста, который происходит каждую весну . [4]
- Ранневизантийская мозаика с листовидной головой, возможно, времен правления византийского императора Юстиниана I ( годы правления 527–565 ), Музей мозаики Большого дворца , Константинополь (современный Стамбул , Турция ) [5]
- Потолок в стиле второго ампира с лиственной головой в Наполеона III апартаментах во дворце Лувр в Париже, спроектированный Гектором Лефуэлем и украшенный картинами Шарля Рафаэля Марешаля , 1859-1860 гг. [7]
Букраний
[ редактировать ]Букраниум (множественное число bucrania ) — маскарон из черепа быка, обычно использовавшийся в Античности для украшения погребальных и памятных памятников. Этот мотив возник в ходе церемонии, когда голову быка подвешивали к деревянным балкам, поддерживающим крышу храма; эта сцена позже была изображена в камне на фризе или каменных перемычках над колоннами дорических храмов. Череп быка обычно украшают лентами и фестонами . Мотив повторно использовался в эпоху Возрождения , теряя свою древнюю символику, сводясь лишь к простому орнаменту. Позже он больше не использовался до 18 века, когда раскопки в Помпеях и Геркулануме привели к неоклассицизму , движению, которое пыталось возродить эстетику классической Греции и Рима. [8] [9]
- Древнегреческая букрания на кратере колокола из Рудия со сценой жертвоприношения, работа художника Букраниума, ок. 375–350 гг. до н.э., керамика, Археологический музей Сигизмондо Кастромедиано , Лечче , Италия.
- Римский букраниум с гирляндой и лентами, неизвестный архитектор, конец I века, мрамор, Нарбо Виа Музей , Нарбонна , Франция
- Букрания в стиле рококо на подножке вазы для попурри, работа Жан-Пьера Адора , 1768 год, разноцветное золото, эмаль ан-плейн и бас-тай , Художественный музей Уолтерса , Балтимор , США [10]
- Неоклассическая букрания на геридоне (маленьком высоком столике) из салона мадам Рекамье , ок. 1790 г., красное дерево, позолоченная бронза и мрамор, Лувр. [11]
- Мозаика изящного искусства из букраний и гирлянд на Гран-Пале в Париже работы Шарля Жиро , 1897–1900 гг.
- Букраний в стиле ар-деко на башне Линкольн-Бэнк (Ист-Берри-стрит, № 116), Форт-Уэйн , Индиана , США, проект Элвина М. Штрауса , 1930 год.
История
[ редактировать ]В Античности, Средних веках и эпохе Возрождения маскароны использовались в основном для украшения, но иногда и для отпугивания злых духов. Со времен барокко они использовались лишь в качестве украшения, обычно украшая верхушки различных вещей (оконные или дверные замковые камни , ручки, картуши и т. д.).
Античность
[ редактировать ]Древний Ближний Восток и Египет
[ редактировать ]Маскароны редко присутствовали на Древнем Ближнем Востоке. Используемые обычно имеют форму голов быка или льва. Хорошие примеры можно увидеть на Лирах Ура .
В Древнем Египте Хатхор была верховной богиней любви, которую греки отождествляли с Афродитой . Ее лицо использовалось для украшения нескольких предметов. Чаще всего ее изображали в виде женщины в головном уборе с рогами и солнечным диском. Зеркала и систра (музыкальный инструмент, использовавшийся в Древнем Египте) украшены маскароном Хатхор на ручке. На некоторых зеркалах она изображена, потому что в Египте они часто делались из золота или бронзы и поэтому символизировали солнечный диск, а также потому, что они были связаны с красотой и женственностью. [12] Хатор иногда изображали в виде человеческого лица с бычьими ушами. Это похожее на маску лицо помещалось на капителях колонн, начиная с позднего Старого Королевства . Колонны этого стиля использовались во многих храмах Хатхор и других богинь. [13] Маскароны присутствовали и на египетских канопах . Это были сосуды, в которых хранились внутренние органы, извлеченные при мумификации . Самые ранние кувшины были простыми, но в период Первого переходного периода крышки кувшинов стали моделировать в виде человеческих голов. Начиная с 18-й династии , каждый из них был украшен разными маскаронами, поэтому они напоминают четырех сыновей Гора ( павиана , шакала , сокола и человека). [14]
- Шумерский бычий маскарон для лиры, ок. 2600–2350 гг. до н.э., бронза, инкрустация ракушками и лазуритом , Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Шумерский бычий маскарон королевской лиры из ок могилы Пуаби, . 2500 г. до н.э., лазурит, ракушки и золото, Британский музей , Лондон.
- Древнеегипетское зеркало с маскароном Хатхор , ок. 1479–1425, диск: серебро, ручка: дерево, обшитое золотом, с отреставрированной инкрустацией, Метрополитен-музей.
- Древние египетские канопы, 744-656 гг. до н.э., расписное дерево платана, Британский музей. [15]
- Древнеегипетский систрум с маскароном Хатор, ок. 305–282 гг. До н.э., фаянс, Метрополитен-музей.
- Древнеегипетские маскароны капителей хаторских колонн из храмового комплекса Дендеры , Дендера , Египет, неизвестный архитектор, I век нашей эры.
Греко-римский мир
[ редактировать ]В Древней Греции , Риме , в архитектуре этрусской цивилизации львиные маскароны часто использовались для украшения карнизов храмов . Концы черепицы по краям крыши были скрыты декоративными блоками, известными как антефиксы , которые иногда украшались человеческими маскаронами. [16]
Иногда маскароны использовались для угроз. Медуза украшает архитрав храма Дидимы и предназначена для устрашения врагов Аполлона , стилизована так, чтобы ее было видно издалека и допускала игру света и тени.
Помимо лиц, маскароны иногда имели форму театральных масок. Театральные представления изначально представляют собой священную церемонию, связанную с культом Диониса . Эти священные церемонии отражены в декоративных фризах с ликами Диониса ( он же Вакх), менад (вакханок у римлян), сатиров и Силена , все с гирляндами между ними, украшающих религиозные постройки.
Определенным типом маскарона, использовавшегося в греко-римском мире, был букраниум , голова или череп быка, который позже будет заново открыт в эпоху Возрождения и использован в стилях, использующих классический словарь декора и дизайна.
Позже Римская империя переняла все эти декоративные элементы, так как они вобрали в себя многие культурные элементы Древней Греции.
- Древнегреческий маскарон горгоны из святилища Аполлона , Дидима , современная Турция , неизвестный архитектор, VI и III века до н.э.
- Этрусский антефикс Медузы , ок. 510-500 гг. до н.э., терракота, Национальный этрусский музей , Рим. [18]
- Римские маскароны на фрагменте антаблемента храма Зевса Филиоса в Пергаме , 115-130 гг. до н. э., неизвестный тип камня, Пергамский музей , Берлин
- Древнегреческая букрания на цилиндрическом погребальном алтаре, II-I вв. до н. э., Лартийский камень, Археологический музей Родоса , Родос , Греция
- Полихромные римские маски маскароны на границе мозаики с голубями, пьющими из золотого бассейна, по образцу Соса Пергамского, I век до н. э., мозаика, Национальный археологический музей , Неаполь , Италия [19]
- Римская голова Медузы, 37-41 гг. н.э., бронза, Национальный римский музей , Палаццо Массимо алле Терме , Рим [20]
- Маскарон Медузы на мозаичном полу, Национальный археологический музей , Афины, Греция, неизвестный архитектор или мастер, II век. [21]
- Римские маскароны на саркофаге, 2 век, камень, Музей Антальи , Коньяалты , Турция
Доколумбовая Мезоамерика
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]В период неолита в Китае из нефрита создавались небольшие предметы . Твердость нефрита придает ему долговечность, что способствовало его сохранению на протяжении тысячелетий. Некоторые из этих предметов, например конг , прямая трубка с круглой внутренней частью и квадратной внешней частью, были украшены сильно стилизованными маскаронами.
В эпоху китайской бронзы ( династии Шан и Чжоу ) придворные ходатайства и общение с духовным миром осуществлял шаман (возможно, сам царь). Во времена династии Шан ( ок. 1600–1050 до н. э.) верховным божеством был Шанди , но аристократические семьи предпочитали контактировать с духами своих предков. Для них готовили изысканные пиры с едой и напитками, которые разогревали и подавали в бронзовых ритуальных сосудах . Эти бронзовые сосуды имели множество форм в зависимости от своего назначения: для вина, воды, круп или мяса, причем некоторые из них были отмечены читаемыми буквами, что свидетельствует о развитии письменности. Одним из наиболее часто используемых мотивов на этих сосудах был таоти — стилизованный маскарон, разделенный симметрично, с ноздрями, глазами, бровями, челюстями, щеками и рогами, окруженными резными узорами. [23]
- Сильно стилизованные маскароны на конге , созданные культурой Лянчжу , ок. 2500 г. до н.э., нефрит , Британский музей , Лондон.
- Таотэ на ху (ритуальный алтарный сосуд), ок. 1100 г. до н.э., литая бронза , Британский музей.
- Таоти с ручкой, 475-221 гг. до н.э., бронза, Художественный музей Фитчбурга , Фитчбург , США
- Маскарон на декоративной ручке бидиска , ок . 100 г. до н. э., нефрит, Музей мавзолея короля Наньюэ , Гуанчжоу , Гуандун , Китай
Средний возраст
[ редактировать ]Использование маскаронов продолжалось и в средние века. Они встречаются в готической архитектуре , особенно в 14 веке. [24] Маскароны использовались и в средневековой русской архитектуре .
- Русские маскароны церкви Покрова на Нерли , Боголюбово , Россия, неизвестный архитектор или скульптор, 1165 г. [25]
- Романский маскарон церкви Троицы Анжера , Анжер , Франция, ок. 1150-1175, неизвестный архитектор или скульптор. [26]
- Романский маскарон церкви Троицы Анже, Анжер, Франция, ок. 1150-1175, неизвестный архитектор или скульптор. [27]
- Русские маскароны на соборе Святого Георгия , Юрьев-Польский , Россия, неизвестный архитектор или скульптор, 1230-1234 гг., рухнул и был перестроен в 1471 г. [28]
Ренессанс
[ редактировать ]Художники эпохи Возрождения перечитали мифы греко-римской античности, что дало им новые сюжеты и орнаменты. Археологические открытия, такие как раскопки Терм Каракаллы фарнезами « или Лаокоон и его сыновья» , вдохновляли скульпторов и архитекторов 15 и 16 веков. Вилла императора Адриана и Пантеон в Риме предлагают модели строительства, радикально отличающиеся от готического стиля . Формы Античности возвращаются в моду: колонны , пилястры , фронтоны , купола , статуи украшают постройки этой эпохи.
В Кватроченто последние готические влияния имели тенденцию исчезать; Лишь в начале XVI века декоративные лики Античности снова заняли свое место в виде маскаронов.
Мода эпохи Возрождения распространилась на остальную часть Западной Европы. Он прибыл во Францию во время итальянских войн . Россо Фьорентино (родился во Флоренции в 1494 году, умер в Фонтенбло в 1540 году) и Ле Приматис (родился в Болонье в 1504 году и умер в Париже в 1570 году) приехали работать в Фонтенбло к королю Франции Франциску I. Россо, работавший в Италии до разграбления города Рима в 1527 году , освоил технику лепнины . Le Primaticce сотрудничал в Мантуе с Джулио Романо .
- Маскарон, украшающий входную дверь колокольни церкви Санта-Мария-Формоза , Венеция , Италия, проект Мауро Кодусси , 1492 год.
- Маскароны на колонне монастыря Гувернето , Греция , неизвестный архитектор или скульптор, 1537 год. [29] (хотя другие источники говорят 1548 г.) [30]
Барокко и Рококо
[ редактировать ]После маньеризма и развития в результате религиозной напряженности между католиками и протестантами по всей Европе, искусство барокко возникло в конце 16 века. Название может происходить от «barocco», португальского слова, обозначающего жемчужину неправильной формы, и оно описывает искусство, сочетающее в себе эмоции, динамизм и драму с ярким цветом, реализмом и сильными тональными контрастами. Между 1545 и 1563 годами на Тридентском соборе было решено, что религиозное искусство должно поощрять благочестие, реализм и точность и, привлекая внимание и сопереживание зрителей, прославлять католическую церковь и укреплять образ католицизма. Поскольку архитектура и дизайн барокко расширили классический словарь эпохи Возрождения, маскароны продолжали использоваться. В 17-18 веках ими чаще всего украшали замковые камни над арочными дверями или окнами, внутри картуша . Особенно они присутствовали на первых этажах многих дворцов, которые часто имели сплошные арочные окна и двери. Еще одно частое использование - в верхней части картушей.
За барокко последовало рококо , которое сохранило некоторые характеристики барокко, такие как монументальность и изогнутые формы, но принесло новые черты, такие как пастельные тона, лиственный орнамент, асимметрия и акцент на светскую архитектуру. Рококо также в основном ассоциируется с дворцовой и бытовой архитектурой, по сравнению с тем, как барокко часто рассматривается как преимущественно церковный стиль. Одной из наиболее заметных характеристик является его деликатность. Помимо использования изогнутых линий и цветов, причудливость стиля также заметна во многих произведениях искусства, изображающих сцены аристократической жизни. Люди в картинах рококо таких художников, как Антуан Ватто , Жан-Батист ван Лоо , Франсуа Буше или Жан Симеон Шарден , имеют лица, похожие на купидонов. Конечно, эта особенность присутствует и в скульптуре, в том числе в маскаронах. Как и в архитектуре барокко, большинство маскаронов в стиле рококо размещают на замковых камнях арочных дверей или окон. Хорошие примеры из них присутствуют в большинстве отелей. времен правления Людовика XV (1715-1774).
Взаимодействие между западноевропейскими странами и остальным миром, вызванное колониальными исследованиями, оказало влияние на эстетику. Редко, чтобы сделать постройку объекта более чрезмерной, маскароны коренных американцев добавляли , демонстрируя их в стереотипных головных уборах из перьев. Точно так же маскароны африканцев к югу от Сахары были добавлены на здания на Биржевой площади в Бордо , Франция. Они являются результатом того факта, что колонизация и рабство способствовали богатству города Бордо как за счет работорговли, так и за счет торговли товарами, произведенными рабами, и владения плантациями. Из всех этих форм экзотики самой популярной была шинуазри , стиль в изобразительном искусстве , архитектуре и дизайне, популярный в 18 веке, который был в значительной степени вдохновлен китайским искусством, но в то же время и рококо. Поскольку путешествие в Китай или другие страны Дальнего Востока в то время было чем-то трудным и поэтому оставалось загадкой для большинства жителей Запада, европейское воображение питалось восприятием Азии как места богатства и роскоши, и, следовательно, покровители, от императоров до купцов, соперничали друг с другом. украшая свои жилища азиатскими товарами и украшая их в азиатском стиле. Там, где азиатские предметы было трудно достать, европейские мастера и художники выступили, чтобы удовлетворить спрос, создав смесь форм рококо и азиатских фигур, мотивов и техник. В результате некоторые европейские аристократы построили садовые павильоны, вдохновленные тем, как архитекторы представляли себе китайскую архитектуру. Конечно, многие их элементы гораздо ближе к рококо, чем к рококо. династии Цин Дворцы . Некоторые из этих структур украшены маскаронами людей с Дальнего Востока , как в случае с Китайским домом из парка Сан-Суси в Потсдаме , Германия, или Китайским павильоном из садов дворца Дроттнингхольм в Швеции . [31]
- Барочный маскарон часов с раму, визуальное проявление метафоры Короля Солнца ( le Roi Soleil ) для Людовика XIV , на фасаде Мраморного двора Версальского дворца , Версаль , Франция, по проекту Луи Ле Вау и Жюля Ардуэна-Мансара , в. 1660 -1715 гг.
- Барочные маскароны разных эпох над дверями садового фасада Версальского дворца, созданные Гаспаром и Бальтазаром Марси , Пьером Иер Ле Гро, Бенуа Массу и другими, преимущественно 1673-1674 гг. [32]
- Барочный маскарон Геркулеса из Дома Инвалидов в Париже, работа Жюля Ардуэна-Мансара , 1677–1706 гг. [33]
- Барочный маскарон в Зеркальном зале Версальского дворца по проекту Жюля Ардуэна-Мансара, 1678-1684 гг. [34]
- Барочный маскарон на постаменте часов, спроектированный и изготовленный Андре Шарлем Булем , ок. 1690 г., позолоченное дерево, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Маскарон в стиле рококо над дверью отеля де Шенизо (улица Сен-Луи-ан-л'Иль, № 51–53), Париж, проект Пьера Винье де Виньи , 1719 год.
- маскарон в стиле рококо Индейский на карнизе балкона отеля de Salm-Dyck ( улица дю Бак , № 97), Париж, проект Франсуа Дебиа-Обри , 1722 год.
- Барочные маскароны путти на колонне алтаря Эль Прозрачного , Толедский собор , Толедо , Испания, спроектированные и изготовленные Нарцисо Томе , 1729-1732 гг. [35]
- Картуш в стиле рококо с двумя маскаронами с лошадьми и зеленым человечком внизу, на фасаде дворца Роган , Страсбург , Франция, 1732-1742 гг.
- Маскарон в стиле рококо во дворе отеля Le Lièvre de la Grange (улица Брак № 4–6), Париж, проект Виктора-Тьерри Дайи , 1734–1735 гг.
- Маскарон в стиле рококо на здании на площади Станислава , Нанси , Франция, по проекту Эммануэля Эре де Корни , 1752-1756 гг.
- Ваза-канделябр в стиле рококо со слоновьими маскаронами, 1757–1758, Севрская фарфоровая мануфактура , вероятно, спроектированная Жан-Клодом Дюплесси , фарфор с мягкой пастой, эмалью и позолотой, Чикагский институт искусств , США
- Маскарон африканской женщины в стиле рококо в картуше на здании на площади Биржи , Бордо , Франция, неизвестный архитектор и скульптор, XVIII век.
- Маскарон в стиле шинуазри над окном китайского павильона , муниципалитет Экерё , Швеция , проект Карла Фредрика Аделькранца, 1763–1769 гг. [36]
Неоклассицизм и историзм
[ редактировать ]Раскопки, проведенные в 18 веке в Помпеях и Геркулануме , которые были погребены под вулканическим пеплом во время извержения Везувия в 79 году нашей эры , вдохновили на возвращение к порядку и рациональности. [37] В середине 18 века античность , как никогда раньше, считалась стандартом архитектуры. Неоклассическая архитектура сосредоточена на древнегреческих и римских деталях, простых белых стенах и величии масштаба. По сравнению с предыдущими стилями, барокко и рококо, неоклассический экстерьер имел тенденцию быть более минималистичным, с прямыми и угловатыми линиями, но по-прежнему украшенным.
Неоклассицизм был статус-кво с середины до конца 18 века, до середины 19 века. Переход от рококо к неоклассицизму не был драматичным. Стиль Людовика XVI во Франции ясно демонстрирует сильный интерес архитекторов и дизайнеров к объемам, пропорциям и мотивам Древней Греции и Рима, но их творения по-прежнему сохраняют аристократическую и уютную атмосферу рококо. Точно так же некоторые из творений Роберта Адама , одного из самых известных британских архитекторов, спроектировавших в неоклассическом стиле, до сих пор сохраняют деликатность рококо, как, например, Столовая в парке Остерли в Лондоне.
После Французской революции неоклассическая архитектура и дизайн выступали за возврат к строгости после «эксцессов» рококо и, таким образом, ограничивали использование маскаронов. В стиле ампир Первой Французской империи (1800-1815 гг.) не было большого количества человеческих маскаронов, поскольку они редко встречаются в древнегреческой и римской архитектуре и дизайне, но в зданиях и проектах этого периода присутствуют львиные маскароны, поскольку они присутствуют в Античность. Букрании также присутствовали, но в основном в форме головы, а не черепа. Краеугольный камень, часто украшавшийся в прошлые века, в начале XIX века остался пустым. Интерес к Древней Греции и Риму также привел к интересу к Древнему Египту. После французской кампании в Египте и Сирии египетское искусство было привезено в европейские коллекции, а история, природа и жизнь Египта были задокументированы учеными. Иногда неоклассические здания и конструкции сочетают греко-римские элементы с египетскими мотивами.
Параллельно с неоклассицизмом романтизм был еще одним движением, развившимся в 18 веке и достигшим своего пика в 19 веке. Романтизм характеризовался акцентом на эмоции и индивидуализм , а также прославлением прошлого и природы, предпочитая средневековье классическому. Сочетание литературных, религиозных и политических факторов побудило британских архитекторов и дизайнеров конца XVIII и XIX веков обратиться за вдохновением к Средневековью. [38] Во Франции романтизм не был ключевым фактором, приведшим к возрождению готической архитектуры и дизайна. Вандализм памятников и зданий, связанных с Ancien Régime (Старым режимом), произошел во время Французской революции . В связи с этим археолог Александр Ленуар был назначен хранителем депо Пти-Огюстен, куда перевозились скульптуры, статуи и гробницы, удаленные из церквей, аббатств и монастырей. Он организовал Музей французских памятников (1795-1816) и первым возродил вкус к искусству Средневековья, которое медленно прогрессировало и расцвело четверть века спустя. Маскароны не очень распространены в эпоху готического возрождения, поскольку в средние века они в основном присутствовали на кронштейнах . [39]
Помимо Средневековья, благодаря романтизму, появился интерес и к другим периодам, таким как Возрождение, Барокко и Рококо. Без единого авторитета в стиле плюрализм получил широкое распространение. Готическое возрождение сосуществовало с возрождением рококо и возрождением других исторических стилей, некоторые из которых были незападными.
- в стиле Людовика XVI Ручка вазы в форме маскарона , работа Пьера-Филиппа Томира , ок. 1780, позолоченная бронза, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- в стиле Людовика XVI Маскарон Геркулеса входной двери на замковом камне Hôtel du Commandant Militaire , Дижон , Франция, по проекту Шарля Сен-Пера, 1784-1787 гг.
- Неоклассический маскарон, скорее всего, предмет мебели, конец XVIII – начало XIX века, позолоченная бронза, Метрополитен-музей.
- Маскарон «Египетское возрождение» с лицом богини Хатхор на фасаде здания Фуар дю Кэр ( Place du Caire № 2), Париж, работа Филиппа-Лорана Претреля , 1798 г. [40]
- Неоклассический секретарь, украшенный множеством маскаронов, ок. 1804-1809, амбойна, шпонированная сосной; оправы из позолоченной бронзы, Метрополитен-музей
- Неоклассические маскароны со львом на вазе-треножке работы Веджвуда , ок. 1805, яшма , Бруклинский музей , Нью-Йорк.
- Неоклассические маскароны со львом на потолке Салона Блю, Шато де Компьень , Компьень , Франция, неизвестный архитектор и художник, ок. 1810 г.
- Печатка в стиле египетского возрождения с маскароном фараона и мотивами египетского возрождения, ок. 1810, бронза, Новый музей , Берлин.
- Неоклассическая букрания на кофейной чашке работы Веджвуда, ок. 1830 г., яшма, Бруклинский музей.
- Рыцарские маскароны в стиле готического возрождения на подсвечнике, ок. 1830-1850, патинированная и позолоченная бронза, Музей декоративного искусства , Париж.
- Неоклассические львиные маскароны на фонтане Данаида, Петергофский дворец , Санкт-Петербург , спроектированные Андреем Штакеншнейдером и скульптором Иваном Витали , 1853-1854 гг.
- Маскарон эпохи Возрождения Рококо на сосуде, неизвестный дизайнер, вероятно, производства Севрской фарфоровой мануфактуры , ок. 1860, фарфор, Салон адъютантов, Компьеньский замок.
- Неоклассический маскарон в мозаике на потолке Дворца Гарнье в Париже по проекту Шарля Гарнье , 1860–1875 гг. [41]
- Неоклассические маскароны в круглом потолочном орнаменте, изображающем четыре стороны света, созданные Шарлем Гарнье, ок. 1860–1875 гг.
- Маскарон эпохи Возрождения Рококо на камине в Музее Жакмара-Андре в Париже, вероятно, спроектированный Эдуардом Андре , ок. 1869-1875 гг.
- Неоклассический маскарон из быка в Центральном зале Дижона , спроектированный Луи-Клеманом Вайнбергером , 1873-1875 гг.
- Неоклассический маскарон Медузы на ручке вазы Майе Севрской фарфоровой мануфактуры, 1878 год, твердый фарфор, позолоченная медная лепнина на воротнике и позолоченные бронзовые ручки, Лувр
- Неоклассический маскарон с черепом на могиле семьи Добре Николау, кладбище Беллу , Бухарест , Румыния, спроектированный Томой Добреску , ок. 1900 г.
- Окна румынского возрождения с серафимскими маскаронами наверху, на фасаде Strada Polonă no. 13, Бухарест, неизвестный архитектор, гр. 1900 г.
Изобразительное искусство и модерн
[ редактировать ]Возрождение XIX века со временем привело к эклектике (смешению элементов разных стилей). Поскольку архитекторы обычно возрождали классические стили, большинство зданий и проектов в стиле эклектики имеют особый вид. Во Франции они обычно представляли собой смесь элементов, взятых от эпохи Возрождения до Наполеона (включая неоклассицизм и его формы). Самым известным зданием этого типа является Опера Гарнье в Париже, которая сочетает в себе, например, двойные колонны, взятые из барокко, с линиями крыш из маскаронов и фестонов, заимствованными из неоклассицизма, на главном фасаде. По отдельности эти элементы напоминают определенный период, но собраны вместе последовательно и гармонично. Многие маскароны из эклектичной архитектуры и дизайна 19-го и самого начала 20-го веков вдохновлены маскаронами барокко и рококо , и, как и в 17-18 веках, они часто находятся на замковом камне и в картуше .
Belle Époque — это период, который начался примерно в 1871–1880 годах и закончился началом Первой мировой войны в 1914 году. Он характеризовался оптимизмом, региональным миром, экономическим процветанием, колониальной экспансией, а также технологическими, научными и культурными инновациями. Эклектика достигла своего пика в этот период с архитектурой изящных искусств . Стиль получил свое название от Школы изящных искусств в Париже, где он развивался и где учились многие из основных представителей этого стиля. Здания в этом стиле часто имеют ионические колонны с угловыми объемами (как во французском барокко ), рустованный цокольный этаж, общую простоту, но с некоторыми действительно детализированными деталями, арочные двери и арку над входом, как у Пти -Пале в Париже. Стиль стремился к богатству барокко посредством богато украшенных монументальных сооружений, которые напоминали Людовика XIV Версаль . Из-за неземной атмосферы стиля многие маскароны Beaux Arts имеют спокойное и уверенное выражение лица, большинство из них — женские. Мужские маскароны тоже иногда присутствовали в украшении, но обычно в виде ликов Гермес , Посейдон или Геркулес .
Помимо изящных искусств, еще одним движением, которое было популярно во время Прекрасной эпохи, был модерн . Отвергая эклектику, модерн был одним из первых стилей модернизма . У него было несколько версий в разных странах. Бельгийская и французская форма характеризуются органическими формами, орнаментами, взятыми из растительного мира, извилистыми линиями, асимметрией (особенно, когда речь идет о дизайне предметов), хлыстовым мотивом, роковой женщиной и другими элементами природы. В Австрии, Германии и Великобритании он принял более стилизованную геометрическую форму как форму протеста против возрождения и эклектизма. Геометрические орнаменты, встречающиеся на картинах Густава Климта и в мебели Коломана Мозера, являются представителями Венского сецессиона (австрийского модерна). [43] Маскароны в стиле модерн часто состоят из лиц молодых женщин, что свидетельствует о предпочтении многими художниками модерна роковой женщины , типологии загадочной, красивой и соблазнительной женщины, очарование которой заманивает в ловушку своих любовников, часто приводя их в компрометирующие, смертельные ловушки. Ее часто изображают как существо ночи, слитое с миром природы. Как и в стиле боз-ар, многие маскароны в стиле модерн имеют спокойное и уверенное выражение лица. Некоторые из самых впечатляющих находятся в ювелирных изделиях. Маскароны в стиле модерн иногда были максималистскими , лицо имело различные аксессуары и/или листву вокруг него.
- мозаика в стиле изящного искусства Полихромная с маскаронами в Опере Монте-Карло , Монако , по проекту Шарля Гарнье , 1879 год.
- Маскарон Beaux Arts на Avenue de l'Opéra no. 8, Париж, неизвестный архитектор или скульптор, ок. 1880 г.
- Маскарон Beaux Arts Гранд-Фонтен (авеню Леопольда-Робера), Ла-Шо-де-Фон , Швейцария , работа Луи Максимилиана Буржуа , 1888 г.
- Два маскарона Beaux Arts на авеню Анри-Мартен №. 87, Париж, проект Альберта Вальвейна , 1892 г.
- Маскарон Beaux Arts на мосту Александра III в Париже, созданный Жозефом Кассианом-Бернаром и Гастоном Кузеном , 1896–1900 гг.
- Три сецессионистские горгоны на здании сецессиона в Вене , Австрия , проект Йозефа Марии Ольбриха , 1897-1898 гг. [44]
- в стиле модерн Нагрудный орнамент в форме маскарона , работа Рене Лалика , 1898–1900, серебро, электронная почта и алебастр , Kunstgewerbemuseum Berlin , Германия
- Стилизованный маскарон в стиле модерн Casa Calvet ( Carrer de Casp no. 48), Барселона , Испания, по проекту Антонио Гауди , 1898-1900 гг.
- Маскарон Beaux Arts под балконом дворца Кантакузино ( Calea Victoriei № 141), Бухарест, проект Иона Д. Бериндея , 1898–1906 гг. [45]
- Маскарон Beaux Arts в небольшой арабеске на фасаде Strada Clopotarii Vechi no. 4, Бухарест, Румыния, неизвестный архитектор, 1899–1900 гг.
- Гигантский маскарон в стиле модерн на павильоне, возведенном во дворе дворца Котрочень , Бухарест, неизвестный архитектор, 1901 год.
- Нагрудный орнамент в форме маскарона в стиле модерн, разработанный Вильгельмом Лукасом фон Кранахом , гравировка Макса Хасерота , 1902 год, золото, опал , нефрит , яшма , изумруды и жемчуг, Kunstgewerbemuseum Berlin
- Маскароны в стиле модерн на улице Альберта №1. 4, Рига , Латвия , проект Михаила Эйзенштейна , 1904 год.
- Маскарон в стиле модерн на камине в доме Иветты Гильбер ( бульвар Бертье № 23 бис), Париж, проект Ксавье Шёллькопфа , ок. 1905 год [46]
- Маскарон Beaux Arts на улице Rue de la Paix no. 23 года, Париж, неизвестный архитектор, 1908 г.
- Капитель в стиле модерн с маскаронами Printemps Haussmann ( бульвар Осман № 64), Париж, проект Рене Бине , 1911 год. [47]
- Маскарон Beaux Arts со множеством цветов вокруг него, над витриной парфюмерного салона Жака и Пьера Герленов ( авеню Елисейских полей № 68), Париж, спроектированный архитектором Шарлем-Фредериком Мевесом и украшенный Бераром Кристианом , 1912 год. [48]
- Маскарон Beaux Arts с лавандой в волосах над витриной парфюмерного салона Жака и Пьера Герлена.
- Маскарон Beaux Arts с цветами в волосах над дверью парфюмерного салона Жака и Пьера Герленов.
Межвоенный период
[ редактировать ]Арт-деко — это стиль, созданный коллективными усилиями нескольких французских дизайнеров по созданию нового современного стиля примерно в 1910 году. До Первой мировой войны он был малоизвестен, но стал очень популярным в межвоенный период , тесно связанный с 1920-ми и 1930-ми годами. Это движение представляло собой смесь множества характеристик, взятых из модернистских течений 1900-х и 1910-х годов, таких как Венский сецессион , кубизм , фовизм , примитивизм , супрематизм , конструктивизм , футуризм , де Стиль и экспрессионизм . Из-за этого маскароны более угловатые и стилизованные, похожие на маски, явно находящиеся под влиянием кубизма , направления изобразительного искусства с сильно стилизованными и геометризированными человеческими фигурами, подобными тем, которые можно найти в «Авиньонских девицах», написанных Пабло Пикассо . Художники, скульпторы, дизайнеры и архитекторы также находили вдохновение в незападных регионах, таких как Восточная Азия, доколумбовая Америка или искусство Африки к югу от Сахары. [49] У ар-деко было четыре фазы: ранняя, зрелая, поздняя и модернизированная . Здания 1910-х — начала 1930-х годов композиционно и стилистически схожи с изящными постройками 1900-1910-х годов, но высоко стилизованы и имеют изысканную геометрию. пилястры и другие классические В этом десятилетии используются элементы, но геометрические, вместе с простыми цветочными мотивами и абстрактными орнаментами. Примером раннего ар-деко является здание Центральной компании социального страхования (ныне здание Асиром) на бульваре Карол I в Бухаресте , построенное Ионом Ионеску, 1930-е годы. Большинство маскаронов в стиле ар-деко присутствует на ранних зданиях и конструкциях в стиле ар-деко. Зрелое ар-деко, тесно связанное с 1930-ми годами, было более современным и ярким по сравнению с ранней формой. Поэтапные неудачи являются ключевой особенностью этого периода. Поздний ар-деко конца 1930-х и 1940-х годов прокладывает путь к международному стилю , но без полного отказа от орнамента. Более сложные орнаменты, такие как маскароны или листва, в этот период полностью исчезают и считаются вышедшими из моды. Фасады с углами под углом 90° и минимально украшенные простыми карнизами на каждом уровне являются ключевыми особенностями этого этапа. Однако это не значит, что эти постройки банальны или унылы. Внутри использованы материалы ярких цветов, особенно мрамор и гранит , а снаружи обычно были громоотводы. В то же время в 1930-х и 40-х годах был популярен Streamline Moderne , характеризующийся закругленными углами и общим динамизмом.
Хотя модернизм был основным направлением в форме ар-деко в межвоенный период, возрождение исторических или местных стилей продолжалось. В Румынии , например, архитектура средиземноморского возрождения была одним из основных стилей 1930-х годов, наряду с ар-деко и румынским возрождением (национальным стилем). Конечно, в некоторых из этих стилей для украшения использовались маскароны.
В конце межвоенного периода рост популярности интернационального стиля , характеризующегося полным отсутствием каких-либо украшений, привел к полному отказу от любых украшений, в том числе от маскаронов.
- в стиле ар-деко Маскарон с авеню Монтень №. 41 год, Париж, неизвестный архитектор или скульптор, 1924 год. [50]
- Неомесопотамские . маскароны шеду на капителях Пифийского храма в Нью-Йорке, часть архитектуры, возникшая в результате интереса некоторых архитекторов и дизайнеров ар-деко к незападным культурам, спроектированная Томасом В. Ламбом , 1927 год
- Маскароны в стиле ар-деко Banque Buurmans ( Rue Royale № 71), Брюссель , Бельгия , автор Г. Ж. Мог, 1927 г.
- Маскарон в стиле ар-деко с авеню Версаль №. 70–72, Париж, дизайн Поля Делапласа и скульптура Жана Буше , 1928 год.
- Маскарон в стиле ар-деко на неопознанном здании в Бордо , Франция, неизвестный архитектор или скульптор, ок. 1930 год
- Львиные маскароны в стиле средиземноморского возрождения (позднего возрождения) над рядом окон Страда Джордже Энеску №. 14, Бухарест, неизвестный архитектор, гр. 1930 год
- Маскароны в стиле ар-деко во Дворце Шайо в Париже, спроектированные Луи-Ипполитом Буало , Жаком Карлю и Леоном Аземой , 1937 год. [51]
- Маскарон в стиле ар-деко для фонтана, работа Анри Наварра , 1937, стекло, Музей современного искусства в Париже.
- Маскароны в стиле ар-деко в аудитории средней школы Кинг-Сити , Кинг-Сити , Калифорния , США, дизайн Роберта Стэнтона и Джозефа Хасинто Мора , 1939 год.
- Окно в стиле средиземноморского возрождения в доме профессора К. А. Теодореску (Bulevardul Eroii Sanitari № 89), Бухарест, спроектированное Ионом Джурджеа , 1941 год. [52]
Постмодернизм
[ редактировать ]Постмодернизм , движение, ставившее под сомнение модернизм ( статус-кво после Второй мировой войны), способствовало включению элементов исторических стилей в новые проекты. Ранний текст, ставящий под сомнение модернизм, был написан архитектором Робертом Вентури « Сложность и противоречие в архитектуре» (1966), в котором он рекомендовал возродить «присутствие прошлого» в архитектурном дизайне. Он пытался включить в свои здания качества, которые он описывал как «включенность, непоследовательность, компромисс, приспособление, адаптацию, сверхсмежность, эквивалентность, множественность фокусов, сопоставление или хорошее и плохое пространство». [53] Вентури поощрял «цитирование», что означает повторное использование элементов прошлого в новых проектах. Отчасти манифест, отчасти архитектурный альбом, накопленный за предыдущее десятилетие, книга представляла видение нового поколения архитекторов и дизайнеров, выросших в условиях модернизма, но ощущавших все больше ограничений из-за его воспринимаемой жесткости. Многие постмодернистские архитекторы и дизайнеры использовали в своих творениях упрощенные интерпретации элементов классического декора. Однако в большинстве случаев они были сильно упрощены и содержали больше реинтерпретаций, чем истинного повторного использования задуманных элементов. Из-за своей сложности маскароны очень редко использовались в постмодернистской архитектуре и дизайне. [54]
- Маскароны в картушах, разливающие воду на площади Пьяцца д'Италия , Новый Орлеан , США, автор Чарльз Мур , 1978 год. [56]
- Маскарон с принтом в стиле модерн на футболке Vans , неизвестный модельер и иллюстратор, ок. 2021, печать на текстиле
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «маскарон» . Оксфордский справочник . Проверено 6 сентября 2016 г.
- ^ "БУХАРЕСТ МАСКАРОН 1870-Х ГОДОВ" . Casedeepoca.com . Проверено 6 сентября 2016 г.
- ^ «Ар нуво в лицах: фантастический мир «Нового искусства» » . essenziale-hd.com . 29 мая 2013 года . Проверено 6 сентября 2016 г.
- ^ Уайт, Итан Дойл (2023). Язычники — Визуальная культура языческих мифов, легенд + ритуалов . Темза и Гудзон. п. 196. ИСБН 978-0-500-02574-1 .
- ^ Уайт, Итан Дойл (2023). Язычники — Визуальная культура языческих мифов, легенд + ритуалов . Темза и Гудзон. п. 197. ИСБН 978-0-500-02574-1 .
- ^ Уайт, Итан Дойл (2023). Язычники — Визуальная культура языческих мифов, легенд + ритуалов . Темза и Гудзон. п. 197. ИСБН 978-0-500-02574-1 .
- ^ Бреск-Ботье, Женевьева (2008). Лувр, история дворца . Издания Лувра. п. 136. ИСБН 978-2-7572-0177-0 .
- ^ «Букраниум» . britannica.com . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Ирина Чиос; Калин Деметреску; Виорика Дене; Ливиу Лазэреску; Гортензия Масикевичи; Адина Нану; Ион Панайтеску; Амелия Пол; Мирча Попеску; Кармен Рэчицану; Тереза Синигалиа (1995). Художественный словарь (на румынском языке). Издательство «Меридиан». стр. 79. ISBN 973-33-0268-6 .
- ^ Фаберже и русская ремесленная традиция – наследие империи . Темза и Гудзон. 2017. с. 97. ИСБН 978-0-500-48022-9 .
- ^ "Стол на пьедестале, украшенный бараньими головами, в паре с ОА 5231 BIS" . Collections.louvre.fr . Проверено 17 октября 2023 г.
- ^ Уилкинсон 1993 , стр. 32, 83.
- ^ Пинч 1993 , стр. 135–139.
- ^ Уилкинсон, Тоби (2008). Словарь ДРЕВНЕГО ЕГИПТА . Темза и Гудзон. п. 48. ИСБН 978-0-500-20396-5 .
- ^ "каноп; модель" . britishmuseum.org . Проверено 11 сентября 2023 г.
- ^ Коул, Эмили (2002). Архитектурные детали — визуальный путеводитель по 5000-летним стилям строительства . Айви Пресс. п. 99. ИСБН 978-1-78240-169-8 .
- ^ Вирджиния, Л. Кэмпбелл (2017). Древняя комната – Карманный музей . Темза и Гудзон. п. 26. ISBN 978-0-500-51959-2 .
- ^ Вирджиния, Л. Кэмпбелл (2017). Древняя комната – Карманный музей . Темза и Гудзон. п. 71. ИСБН 978-0-500-51959-2 .
- ^ ПТИЦА — Исследование крылатого мира . Файдон. 2021. с. 170. ИСБН 978-1-83866-140-3 .
- ^ Вирджиния, Л. Кэмпбелл (2017). Древняя комната – Карманный музей . Темза и Гудзон. п. 185. ИСБН 978-0-500-51959-2 .
- ^ Грей, Джордж Т. (2022). Введение в историю архитектуры, искусства и дизайна . Издательство Университета Санвей. п. 37. ИСБН 978-967-5492-24-2 .
- ^ Робертсон, Хаттон (2022). История искусства – от предыстории до наших дней – глобальный взгляд . Темза и Гудзон. п. 217. ИСБН 978-0-500-02236-8 .
- ^ Jump up to: а б Фортенберри 2017 , с. 71.
- ^ Ирина Чиос; Калин Деметреску; Виорика Дене; Ливиу Лазэреску; Гортензия Масикиевич; Адина Нану; Ион Панайтеску; Амелия Пол; Мирча Попеску; Кармен Рэкицану; Тереза Синигалиа (1995). Художественный словарь (на румынском языке). Издательство «Меридиан». стр. 277. ISBN. 973-33-0268-6 .
- ^ Хуберт Фаэнсен, Владимир Иванов (1981). Древнерусская архитектура (на румынском языке). Издательство «Меридиан».
- ^ «Церковь Троицы» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ «Церковь Троицы» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ Хуберт Фаэнсен, Владимир Иванов (1981). Древнерусская архитектура (на румынском языке). Издательство «Меридиан».
- ^ «Монастырь Гувернето» . Исследуйте Крит . Проверено 22 марта 2010 г.
- ^ Герт Хирнер, Якоб Мурбёк (1998). Походы по Западному Криту (на немецком языке). Бергверлаг Ротер. п. 22. ISBN 9783763342211 . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Бэйли 2012 , стр. 279, 281.
- ^ Розенберг, Сандрин (2019). Версальский дворец – небольшое развлечение и зрелищный перечень «Самого красивого дома в мире» (на французском языке). Дуб. п. 52. ИСБН 978-2-81230-351-7 .
- ^ Бэйли 2012 , стр. 238.
- ^ Хопкинс 2014 , с. 86.
- ^ Хопкинс 2014 , с. 82.
- ^ «Кина Слот, Дротнингхольм» . www.sfv.se. Национальный совет по собственности Швеции. Архивировано из оригинала 6 августа 2014 года . Проверено 2 августа 2014 г.
- ^ Ходж 2019 , с. 31.
- ^ Книга по архитектуре: большие идеи просто объяснены . ДК. 2023. с. 164. ИСБН 978-0-2414-1503-0 .
- ^ М. Жаллют, К. Невиль (1966). История декоративных стилей (на французском языке). Ларусс. п. 37.
- ^ Париж (на французском языке). 1997. с. 296. ИСБН 2-85088-150-3 .
- ^ Джонс 2014 , с. 296.
- ^ «Restaurare sediu UNNPR» . uar-bna.ro . Проверено 2 мая 2023 г.
- ^ Хопкинс 2014 , с. 140, 143.
- ^ Джонс 2014 , с. 323.
- ^ Мариана Челак, Октавиан Карабела и Мариус Марку-Лападат (2017). Архитектура Бухареста — аннотированный путеводитель . Орден архитекторов Румынии. стр. 90. ISBN 978-973-0-23884-6 .
- ^ Дункан, Аластер (2014). Арт Нуво . Темза и Гудзон. п. 42. ИСБН 978-0-500-20273-9 .
- ^ Шварцман, Арнольд (2023). Ар-нуво: самые красивые здания в мире от Гимара до Гауди . п. 40. ИСБН 9781786750631 .
- ^ «Бессмертный» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ Критики, Михаэла (2009). Арт-деко или выдержанный модернизм (на румынском и английском языках). СИММЕТРИЯ. стр. 66, 68, 69, 70, 77, 87. ISBN. 978-973-1872-03-2 .
- ^ «ПСС/41, авеню Монтень» . pss-archi.eu . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ Ларбодьер, Жан-Марк (2015). Архитектура Парижа от истоков до наших дней (на французском языке). Массин. п. 164. ИСБН 978-2-7072-0915-3 .
- ^ Гигеану, Мадалин (2022). Средиземноморское течение в межвоенной архитектуре . Погода. стр. 360. ISBN 978-606-081-135-0 .
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 660. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Хопкинс 2014 , с. 200, 203.
- ^ Хопкинс, Оуэн (2020). Постмодернистская архитектура: меньше – это скучно . Файдон. п. 169. ИСБН 978 0 7148 7812 6 .
- ^ Ходж 2019 , с. 47.
Ссылки
[ редактировать ]- Бейли, Говен Александр (2012). Барокко и Рококо . Файдон. ISBN 978-0-7148-5742-8 .
- Фортенберри, Дайан (2017). Художественный музей (переработанная ред.). Лондон: Phaidon Press. ISBN 978-0-7148-7502-6 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 г. Проверено 23 апреля 2021 г.
- Ходж, Сьюзи (2019). Краткая история архитектуры . Издательство Лоуренса Кинга. ISBN 978-1-7862-7370-3 .
- Хопкинс, Оуэн (2014). Архитектурные стили: наглядное руководство . Лоуренс Кинг. ISBN 978-178067-163-5 .
- Джонс, Денна, изд. (2014). Архитектура Вся история . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-29148-1 .
- Пинч, Джеральдин (1993). Вотивные подношения Хатхор . Институт Гриффита. ISBN 978-0900416545 .
- Уилкинсон, Ричард Х. (1993). Символ и магия в египетском искусстве . Темза и Гудзон. ISBN 978-0500236635 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]