Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Собор Святого Георгия | |
---|---|
Георгиевский собор | |
56 ° 29'47 "N 39 ° 40'49" E / 56,49639 ° N 39,68028 ° E | |
Расположение | Юрьев-Польский |
Страна | Россия |
Номинал | русский православный |
История | |
Основан | 1230 |
Основатель(и) | Sviatoslav III of Vladimír |
Преданность | Святой Георгий |
Архитектура | |
Архитектурный тип | Крестово-купольная церковь |
Стиль | Ранняя московская архитектура |
Новаторский | 1230 |
Завершенный | 1234 |
Георгиевский Юрьеве — собор один из в -Польском дюжины сохранившихся белокаменных храмов, построенных во Владимиро-Суздальском княжестве на северо-востоке Руси до монгольского нашествия . Построенный между 1230 и 1234 годами, собор был также последней из этих церквей, построенных всего за три года до вторжения. В отличие от большинства других домонгольских Владимиро-Суздальских церквей, Георгиевский собор не был внесен в список Всемирного наследия .
Собор признан правительством России памятником архитектуры федерального значения (№3310181000). [ 1 ]
История
[ редактировать ]В XII веке политический и культурный центр Руси медленно перемещался из Киева во Владимир . Юрьев-Польский был основан ростовским и суздальским князем Юрием Долгоруким в 1152 году. Название города происходит от имени святого Георгия (русский Юрий — одна из версий имени Георгий). Юрий Долгорукий построил также собор, посвященный Георгию Победоносцу, стоявший внутри крепости. Предполагается, что собор был похож на Спасский собор в Переславле-Залесском Борисоглебскую церковь в Кидекше . и на сохранившуюся до наших дней [ 2 ] Сын Юрия, Андрей Боголюбский , перенес столицу княжества во Владимир, и Юрьев-Польский оставался под управлением владимирских князей до 1212 года.
В 1212 году Юрьев-Польский стал центром отдельного княжества и отдан Святославу , сыну Всеволода Большого Гнезда . К 1230 году старый собор считался не подлежащим восстановлению, и князь Святослав лично руководил строительством нового Георгиевского собора, которое было завершено за четыре года. Новый собор считался шедевром и использовался в качестве примера строителями Успенского собора , первого каменного здания в Москве , в 1326 году. [ 2 ] Снаружи собор был покрыт резьбой по камню. В 1252 году в соборе похоронили Святослава.
В 1460-х годах собор рухнул, что в то время считалось национальным бедствием. Василия Ермолина отправили в Юрьев-Польский для ремонта здания. Он утверждал, что восстановил собор в первоначальном виде, однако позже выяснилось, что новая форма далека от первоначальной, а часть резьбы утратила свое значение. [ 2 ] В XVII веке рядом с собором была возведена шатровая колокольня, а в начале XIX века к зданию пристроены две новые части. В XX веке все они были снесены, и сейчас собор стоит посреди луга, так что панорамный вид открывается со всех сторон. В советское время его превратили в музей.
Архитектура
[ редактировать ]Первоначально собор был построен асимметрично. Его основной объем представляет собой квадрат, поддерживаемый четырьмя колоннами посередине. Колонны имеют квадратное сечение. Восточная сторона представляет собой апсиду .
Во время обрушения в 15 веке лучше всего уцелела северная стена. Все остальные стены были частично разрушены (больше всего пострадала южная стена), и, в частности, большая часть каменной резьбы с внешней стороны собора была разорвана на куски. Хотя в то время внешняя резьба по камню считалась вышедшей из моды, Ермолин во время реставрационных работ предпринял попытки соединить сюжеты воедино. В частности, ему удалось сложить два камня с изображением Святой Троицы в южном портале. [ 2 ] Однако, поскольку до обрушения имелись панорамные изображения всей поверхности собора, а многие резные камни были уничтожены, Ермолину не удалось идентифицировать все сюжеты, и многие камни расположились в случайном порядке. Некоторые этажи фактически использовались для строительства, а их резные изображения были закопаны внутри стен; другие камни упали на соседние фермы. Некоторые из последних позже были восстановлены Петром Барановским во время реконструкции советских времен. В настоящее время большая часть оригинальной резьбы реконструирована на бумаге.
Резьба по камню Георгиевского собора сочетает в себе человеческие и животные формы, выполненные в виде рельефов , с растительными орнаментальными мотивами, выполненными в тонкой технике резьбы. Это сочетание известно во фресках Борисоглебской церкви в Кидекше и Рождественского собора в Суздале , однако для скульптуры сочетание уникально для Руси. Считается, что резьбу по камню выполнили две группы художников. Один из 12 художников занимался рельефами, а другая группа из 18–24 человек работала над растительным орнаментом. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Собор Георгиевский (Георгиевский собор и земляные валы городища) (на русском языке). Министерство культуры Российской Федерации. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 16 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Воронин, Н. Н. (1974). Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. (in Russian) (4th ed.). Moscow: Искусство. pp. 262–290 . Retrieved September 16, 2011 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Берри Биндер и Питер Йорк. «История Владимирской области для посетителей» (PDF) . Serendipity-Россия Американский Дом. п. 42 . Проверено 16 сентября 2011 г.
- Воронин, Н. Н. (1974). Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. (in Russian) (4th ed.). Moscow: Искусство. pp. 262–290 . Retrieved September 16, 2011 .