Букраний


Букраниум ( мн. bucrania от латинского būcrānium , от древнегреческого βουκράνιον ( boukránion ) «голова быка», относящегося к черепу быка ; ) был формой резного украшения, обычно используемой в классической архитектуре . Обычно считается, что это название произошло от практики демонстрации украшенных гирляндами жертвенных быков, чьи головы выставлялись на стенах храмов, практика, восходящая к сложной неолитической стоянке Чатал-Хююк в восточной Анатолии , где черепа крупного рогатого скота были покрыты белой штукатуркой. .
Этимология и сфера применения
[ редактировать ]Слово «букраниум» ( лат. bucranium ) происходит от древнегреческого : βουκράνιον – состоит из βοῦς ( бык ) и κρανίον ( череп ) – и буквально означает «череп быка». [1] Аналогично, греческое слово αἰγικράνιον ( латинское aegicranium) означает «череп козла», также используемое в качестве декоративного элемента в архитектуре. [2]
Технический термин «букраниум» изначально использовался при описании классической архитектуры. Его применение в области доисторической археологии появилось сравнительно недавно и связано главным образом с работой британского археолога Джеймса Меллаарта , посвященной неолитическому памятнику Чатал -Хуюк . [3] В 1977 году Глин Дэниел установил это новое значение этого термина, введя его в Иллюстрированную энциклопедию археологии . [4]
Обзор
[ редактировать ]В Древнем Риме букрания часто использовались в качестве метопов между триглифами на фризах храмов, спроектированных в дорическом архитектурном порядке . Их также использовали в барельефе или расписном декоре для украшения мраморных алтарей, часто драпированных или украшенных гирляндами из фруктов или цветов, многие из которых сохранились.
Богатый и праздничный дорический ордер был использован в базилике Эмилия на Римском форуме ; его хватило, чтобы Джулиано да Сангалло сделал рисунок около 1520 года, реконструирующий фасад ( Codex Vaticano Barberiniano Latino 4424); чередование неглубоких блюд для возлияний, называемых патерами, с букраниями в метопах усиливало торжественную жертвенную тему.
Хотя присутствие букрании обычно использовалось в дорическом ордере, римляне не были строгими в этом отношении. На фреске первого века из Боскореале , защищенной извержением Везувия и теперь находящейся в Метрополитен-музее , букрания и мистические цисты висят на лентах на колышках, поддерживающих гирлянды, вызывая радостное фасти . В храме Весты в Тиволи , спроектированном с использованием коринфского ордера мотивы, интерпретированные архитектором Андреа Палладио как обычные букрании черепа, , фриз украшают [5] хотя на самом деле это бычьи головы с плотью и глазами. Точно так же храм Портуна в Риме, спроектированный с использованием ионического ордера , имеет букранию на фризе. [6]
В последующие годы этот мотив использовался для украшения зданий периодов Возрождения , Барокко и Неоклассицизма . Букрания с гирляндами представляет собой повторяющийся мотив в штукатурке прекрасного лестничного зала 18-го века в Вайне (Гэмпшир), внутри Пантеона в Стоурхеде (Уилтшир) и в аббатстве Лакок (Уилтшир). [7]
Галерея
[ редактировать ]- Неолитическая букрания из Чатал-Хююка , 7500-6400 гг. до н. э., Музей анатолийских цивилизаций , Анкара , Турция.
- Древнегреческая букрания на кратере колокола из Рудия со сценой жертвоприношения, работа художника Букраниума, ок. 375-350 гг. до н.э., керамика, Археологический музей Сигизмондо Кастромедиано , Лечче , Италия.
- Древнегреческая букрания на цилиндрическом погребальном алтаре, II-I вв. до н. э., Лартийский камень, Археологический музей Родоса , Родос , Греция
- Римская букрания на антаблементе Траянеума из Пергама , Пергамский музей , Берлин , неизвестный архитектор или скульптор, ок. 30 г. н.э.
- Римский букраниум на фризе храма Веспасиана и Тита , Рим, неизвестный архитектор, 79- ок. 87
- Римский букраниум с гирляндой и лентами, неизвестный архитектор, конец I века, мрамор, Нарбо Виа Музей , Нарбонна , Франция
- Римская букрания на урне с надгробной надписью, II-III века, вероятно, мрамор, Вилла Корсини-а-Кастелло , недалеко от Флоренции , Италия.
- Букрания эпохи Возрождения на антаблементе Палаццо д'Аккурсио , Болонья , Италия, по проекту Фиораванте Фиораванти , 15 век.
- Букрания эпохи Возрождения в Нептуне и Амфитрите, Ян Госсарт , 1516, масло, панель, Gemäldegalerie , Берлин
- Букрания эпохи Возрождения на фризе на улице Кардинал-Морло №. 20, Лангр , Франция, неизвестный архитектор или скульптор, ок. 1550 г.
- Букрания эпохи Возрождения на фризе Палаццо Будини Гаттаи , Флоренция, по проекту Джулиано ди Баччо д'Аньоло и Бартоломео Амманнати , 1563-1574 гг.
- Барочный букраниум с гирляндой на карнизе отеля д'Альмейрас ( улица Франс-Буржуа , № 30), Париж, неизвестный архитектор, 17 век.
- Букрания в стиле рококо на подножке вазы для попурри, работа Жан-Пьера Адора , 1768 год, разноцветное золото, эмаль ан-плейн и бас-тай , Художественный музей Уолтерса , Балтимор , США [8]
- Неоклассическая букрания на гробнице Данте , Равенна , Италия, автор Камилло Мориджа , 1780-1781 гг.
- Неоклассическая букрания на камине из Музыкальной комнаты дома Стоу , Стоу , Бакингемшир , Великобритания, автор Винченцо Вальдре , начало 1780-х годов.
- Неоклассическая букрания на геридоне (маленьком высоком столике) из салона мадам Рекамье , ок. 1790 г., красное дерево, позолоченная бронза и мрамор, Лувр. [9]
- Неоклассическая букрания в Таунли-холле , Таллиаллен , графство Лаут , Ирландия , спроектированная Фрэнсисом Джонстоном , 1794-1798 гг.
- Неоклассическая букрания на городском рынке , Чарльстон , Южная Каролина , США, автор Эдвард Брикелл Уайт , 1841 год.
- Неоклассическая букрания на вазе, XIX век, бумага, перо и тушь, кисть и размывка, Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна , Нью-Йорк.
- Мозаика изящных искусств из букраний и гирлянд на Гран-Пале в Париже, работа Шарля Жиро , 1897-1900 гг.
- Букрания изящного искусства на урне дворца Георгия Григоре Кантакузино , Бухарест , Румыния , 1898–1906, автор Ион Д. Бериндей.
- Американская интерпретация букраниума, вдохновленная доколумбовым искусством, на жилище в скале ( Риверсайд Драйв, № 243), Нью-Йорк, по проекту Германа Ли Мидера , 1914–1916 гг.
- Еще одна американская интерпретация букраниума, вдохновленная доколумбовым искусством, в «Жилище в скале».
- в стиле ар-деко Букрания на бульваре Фландрин №. 46, Париж, неизвестный архитектор, ок. 1920 год
- Букраний в стиле ар-деко на башне Линкольн-Бэнк (Ист-Берри-стрит, № 116), Форт-Уэйн , Индиана , США, проект Элвина М. Штрауса , 1930 год.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Марсель Д. Попа и др. , Энциклопедический словарь , Энциклопедическое издательство, Бухарест, 1993–2009, св «bucraniu» .
- ^ Джеймс Стивенс Керл, Архитектурный словарь , Oxford Press, 1999, ISBN 9780198606789 , св. «aegicrane» .
- ^ Джеймс Меллаарт , Чатал-Хююк. Неолитический город в Анатолии , Лондон, 1967 год.
- ^ Глин Дэниел (редактор), Иллюстрированная энциклопедия археологии , Кроуэлл, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 1977, ISBN 0-690-01473-2 .
- ^ Лот, Колдер, «КЛАССИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ: МОЖЕМ ЛИ МЫ ДОВЕРИТЬ ПАЛЛАДИО? Антуан Дегодец подробно описывает неточности Палладио». Архивировано 2 июля 2014 г. в Wayback Machine , Институт классической архитектуры и искусства, Блог классицистов.
- ^ Лот, Колдер, «КЛАССИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ: Букрания». Архивировано 14 ноября 2013 г. в Wayback Machine , Институт классической архитектуры и искусства, Блог классицистов.
- ↑ См. Лот «Букрания» для многих других примеров.
- ^ Фаберже и русская ремесленная традиция – наследие империи . Темза и Гудзон. 2017. с. 97. ИСБН 978-0-500-48022-9 .
- ^ "Стол на пьедестале, украшенный бараньими головами, в паре с ОА 5231 BIS" . Collections.louvre.fr . Проверено 17 октября 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Фрэнсис Брендерс, «Базилика Эмилия на Римском форуме в Риме. Архивировано 16 марта 2014 г. в Wayback Machine.
- Букрания с гирляндами на Ара Пацис
- Сэр Уильям Чемберс, Трактат о декоративной части гражданской архитектуры , 1791: Дорический ордер с букранием между триглифами.
- Букрания с гирляндой на гробнице Сесилии Метеллы
- Syloge Nummorum Gracorum: Рубины : оболы с гирляндой из букрании на реверсе.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джордж Херси (1988). Утраченный смысл классической архитектуры: размышления об орнаменте от Витрувия до Вентури . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. Глава 2: «Архитектура и жертвоприношение».
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Букранией, на Викискладе?