Бута (орнамент)

Ботех персидский ( в : بته форме миндаля или сосновой шишки ) представляет собой орнамент с резко изогнутым верхним концом. [1] Несмотря на персидское происхождение, он очень распространен и называется бута в Индии , Азербайджане , Турции и других странах Ближнего Востока . [1] Через кашмирские шали он распространился в Европу, по крайней мере, в 19 веке, где узоры с его использованием известны с 1960-х годов как пейсли , поскольку Пейсли, Ренфрушир в Шотландии, был крупным центром их подражания.
В азиатском орнаменте мотивы боте обычно располагаются упорядоченными рядами, хотя, особенно в Индии, они могут появляться в узоре самых разных размеров, цветов и ориентаций, что также характерно для европейских узоров пейсли.
Некоторые ученые-дизайнеры [ ВОЗ? ] ботех — это слияние стилизованных цветочных ветвей и кипариса : зороастрийский символ жизни считают, что и вечности . [2] «Согнутый» кедр – это также знак силы и стойкости, но скромности. Цветочный мотив возник во времена династии Сасанидов , позже использовался при династии Сефевидов и был основным текстильным узором в Иране во времена династий Каджаров и Пехлеви . В эти периоды узор использовался для украшения королевских регалий , корон и придворной одежды, а также тканей, используемых населением в целом. [ нужна ссылка ] В персидском и среднеазиатском дизайне мотивы обычно располагаются упорядоченными рядами на простом фоне.
Использование
[ редактировать ]Мотивы до сих пор можно встретить на персидских коврах , азербайджанских коврах , калагайских шалях и тканях, картинах декоративно-прикладного искусства Большого Ирана , а также в декоре памятников архитектуры.
Его плетут золотыми или серебряными нитями на шелке или другом качественном текстиле для подарков, свадеб и особых случаев. В Иране и Узбекистане его использование выходит за рамки одежды: картины, украшения, фрески, шторы, скатерти, одеяла, ковры, садовый ландшафт и керамика также имеют дизайн ботех . В Узбекистане наиболее часто встречающимся предметом с таким рисунком являются традиционные кепки доппи . [ нужна ссылка ]
В Тамил Наду Манга Маалай (ожерелье Мангалай) [3] [4] с соответствующими серьгами - традиционная особенность танца бхаратанатьям . [5] Это выдающийся дизайн сари Канчипурама . [6] [7] [8] [9] Иногда это ассоциировалось с индуизмом . [10]
Узоры и орнаменты мотивов бута можно встретить на азербайджанских коврах , калагаях и текстиле, в картинах декоративно-прикладного искусства Азербайджана, а также в украшениях памятников архитектуры. [11] Этот мотив считается самым древним среди всех национальных орнаментов Азербайджана. [12] Есть много печатных изделий, украшенных только бутой. [12] Бута изображена на эмблеме чемпионата мира по футболу FIFA U-17 среди женщин 2012 года , который проходил в Азербайджане. Это также талисман Buta Airways .
Галерея
[ редактировать ]- Использование рисунка ботех в мечети Хаджи Пияда , 9 век, Афганистан.
- Фрагмент текстиля XVIII века из Ирана с ботехом
- Французское платье с принтом боте, 1866 г.
- Персидская шелковая парча времен династии Пехлеви .
- Бута на медных изделиях в Лагиче
- Бута на азербайджанском ковре XVIII века в Баку.
- Персидская шелковая парча с золотой нитью ( голабетон ), сотканная в 1939 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Н. Самгнна. (1995). Ковры типа Фахралы . Vol. 56. Сообщения Государственного Эрмитажа: Искусство. p. 59.
- ^ Индийские жаккардовые шали Джамавар ручной работы , Zanzibar Trading, заархивировано из оригинала 18 января 2012 г. , получено 7 августа 2019 г.
- ^ "Колье Mango Mala из 22-каратного золота из Индии на Jewel of the Lotus" . Азиатское искусство. Архивировано из оригинала 25 июня 2013 г. Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ «Традиционные драгоценности Индии» . Драгоценности в Индии. Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 г. Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ «Ожерелье из манго с синими камнями, храмовые украшения Бхаратанатьям» . Вадаамалар. 08.01.2011. Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 г. Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ Сарумати, К. (12 августа 2012 г.). «MS синий, мотив манго все еще в моде» . Индус . Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ Тенденции, Дези (15 июня 2012 г.). «Красное свадебное сари Канчипурам Джаяпрадха | Выкройки блузок сари» . Сари знаменитостей . Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ «Изображение 14620652» . Сари Канчипурам Шелковое Стоковая Фотография . Время мечтаний. 24 апреля 2010 г. Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ «Сари в виде сари» . Веб-альбомы Picasa . 13 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 24 января 2013 г. Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ «Образ дизайна Манколама» . Священные символы индуизма . О. 10 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 3 апреля 2013 г. Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ В. Лобачев. (1975). Магия подзаголовка . Книга. p. 190.
- ^ Jump up to: а б Г. А. Гулиев. (1964). "Об азербайджанской набойке". Советская этнография . Издательство Академии наук: 134.
Источники
[ редактировать ]
- Петри Ф. «Происхождение Книги мертвых Древнего Египта». 1926. Июнь часть 2 с 41-45.
- С. Ашурбейли «Новые изыскания по истории Баку и Девичьей башни» Альманах искусств 1972 г, С.Ашурбейли «О датировке и назначении Гыз галасы в крепости» Элм. 1974 г.