Не курить
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Тип | Головной убор |
---|---|
Материал | Шелк |
Место происхождения | Азербайджан и Армения |
Традиционное искусство и символика Келагаи, изготовление и ношение женских шелковых платков. | |
---|---|
Страна | Азербайджан |
Ссылка | 00669 |
Область | Европа и Северная Америка |
История надписи | |
Надпись | 2014 г. (9-я сессия) |
Список | Представитель |
Келагаи ( азербайджанский : Kəlağayı ; армянский : Քալաղայ , латинизированный : Калагай ), также известный как «чаргат» ( çarğət от персидского کارض ), является традиционным азербайджанским языком. [1] и армянский [2] [3] женский головной убор . Это шелковый платок квадратной формы со специальными принтами. В ноябре 2014 года на 9-й сессии ЮНЕСКО по традиционному искусству и символике Келагаи, его изготовление и ношение были включены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . [4]
Этимология
[ редактировать ]Келагаи встречается в различных диалектах азербайджанского , турецкого и армянского языков , известный как калагаз в Стамбуле , келайагы или келейагы в Карсе , келагайы в Азербайджане и калагай на армянском языке . Келагаи было заимствовано из армянского термина калалай ( քալաղայ ), означающего «шелковый платок» или «женский головной убор городской моды». [2] [5] Армянский термин, возможно, произошел от персидского kalāx , что означает «марлевое покрытие для головы». [5] [3]
Фон
[ редактировать ]Келагаи — четырехугольная шаль, сотканная из шелковой нити и носимая азербайджанскими женщинами как символ целомудрия, уважения и преданности. [6] Тонкие шелковые нити сплетаются на ткацком станке, а затем кипятятся и сушатся в квадраты. Их красят растительными красками, а для штамповки узоров ремесленники используют деревянные бруски и масло. [6] Шелк сохраняет прохладу летом и тепло зимой. Процесс изготовления келагаи занимает два дня и работу четырех отдельных мастеров: ткача, красильщика, формовщика (декоратора) и мастера по орнаменту. Традиционно все участвующие мастера — мужчины. [7]
Цвета и узоры келагаи часто имеют значение и важность для таких событий, как свадьбы, помолвки, траурные периоды и повседневная жизнь. Существуют возрастные и социальные различия в его ношении: пожилые женщины носят келагаи более темных цветов, преимущественно черного и темно-синего, тогда как молодые женщины предпочитают более яркие, такие как белый, бежевый, ярко-синий и т. д. Если женщина подарила келагаи мужчиной, это означало, что она приняла его предложение руки и сердца. Затем она носила красный келагаи на вечеринке с хной. [7]
Келагаи можно завязать разными способами, в зависимости от региона. [8] В некоторых местах келагаи повязывали поверх треугольного платка, предварительно собрав волосы куском марли. В результате одновременно носили три головных убора: сначала джуна (марля), затем келагаи и, наконец, треугольный платок, называемый касаба, сарандаз или зарбаб. [9]
Изготовление келагаи сосредоточено в двух городах Азербайджана — городе Шеки и Басгал поселке Исмаиллинского района . [4] Традиция передается через неформальное ученичество, в первую очередь через семейное занятие. [4]
Разведение шелкопряда в Азербайджане относится к периодам, предшествовавшим христианству. [ нужна ссылка ] Шеки на протяжении многих лет был центром шелководства в Азербайджане, а также на Кавказе. [ нужна ссылка ] В XX веке в Шеки был создан крупнейший завод по разведению тутового шелкопряда. [ нужна ссылка ] Во времена правления Николая II шекинский шелк использовался для изготовления новых пятисотых банкнот в Российской империи. [ нужна ссылка ] В 1862 году шекинский шелк был награжден медалью на международной выставке, открывшейся в Лондоне. Компания «Сент-Этьен» города Лион, Франция, была одним из постоянных покупателей шекинского шелка. Именно поэтому за успехи, достигнутые в области шелководства, Шеки прозвали «Кавказским львом». Высоко ценились одежда, тонкое рукоделие и шали из шекинского шелка. По этой причине местное население, занимающееся производством келагаи, производило шелк в Шеки и создавало келагаи в Басгале. [10] Поэтому, несмотря на определенную дистанцию между двумя регионами, они соединялись друг с другом «нитями нити».
В 1870 году Баскал Келагаи был награжден серебряной медалью на лондонской выставке. [ нужна ссылка ]
Ведущей силой в производстве шали считается красильщик. Ведь чтобы окрасить готовое келагаи в горячей кастрюле, требуется трудолюбие, виртуозное мастерство и тонкое чувство. В окраске келагаи размером 150х150 см и 160х160 см в основном используются сумак, барбарис, дикая яблоня, шафран, смородина и другие растения.
Украшения келагаи изготавливаются с помощью деревянных или металлических форм. Края келагаи, а иногда и его центральная часть (хонча) украшаются геометрическим орнаментом или орнаментом набати. Узоры, отраженные в келагаи, имеют большое значение и остаются неизменными на протяжении сотен лет. Буты преобладают над другими узорами и являются одним из самых распространенных элементов орнамента в азербайджанском искусстве. Исследователи рассматривают буту как образец огнепоклоннического периода.
Келагаи каждого региона отличаются друг от друга узором по краям. В основном в шекинском и басгальском келагаи используются узоры «Шах бута», «сая бута» и «хирда бута». Красочные келагаи, такие как «Хейрати», «Согани», «Истиоту», «Албухари», «Аби», «Елани», получили известность у народов Ближнего Востока и Кавказа.
Отдельные формы и мотивы, отраженные в келагаи, перешли в повседневную жизнь населения. Так, элементы, принадлежавшие келагаи, можно увидеть в сладостях и хлебе, гробницах и надгробиях.
Этот платок часто встречается в азербайджанском фольклоре, поэзии, а также изобразительном и декоративном искусстве. Безусловно, все вышеперечисленное послужило причиной отражения орнаментов келагаи в искусстве многих народов мира.
Иногда, когда человек умирает, его накрывают черным келагаи. Это продолжается даже до церемонии захоронения. Это означает, что келагаи всю жизнь сопровождает азербайджанский народ. Эта шаль также выдерживает мирную миссию. В ходе конфликта, возникшего по разным причинам, люди прекратили борьбу, когда женщина бросила келагаи.
Келагаи хранится в подходящем месте дома. Его можно увидеть в домах азербайджанцев, проживающих за пределами страны. Потому что келагаи – это сила, защищающая семейные традиции.
Келагаи – это такой вид шалей, который востребован каждый раз. Ткачи-келагаи считают, что орнаменты и конструкции келагаи сравниваются с азербайджанскими мугамами . Они считают, что использование семи цветов связано с количеством мугамов. Хотя мода меняется так быстро, размер и узор келагаи остаются прежними. Ее можно считать одной из платков-долгожителей.
Спрос на келагаи как в Азербайджане, так и за рубежом сохраняется до сих пор. Сегодня династии, продолжающие этот вид искусства, с удовольствием изготавливают келагаи в городе Шеки и поселке Басгал. Басгалские и Шекинские мастера в разные годы наладили производство келагаи не только в других регионах Азербайджана, но и в Грузии, Туркменистане, Иране, России и Узбекистане.
По инициативе научной организации «Инкишаф» (Развитие) в Басгале действует центр «Келагаи». Здесь восстановлены все традиции келагаи. Также в Басгале создан уникальный интерактивный музей «Келагаи». Посетители не только знакомятся с историей и традициями келагаи, но и наблюдают за процессом производства, даже принимают участие в изготовлении продукта.
Келагаи представлен как важнейший элемент, играющий важную роль в моде и повседневной жизни азербайджанского народа, и представлен не только в музее, расположенном в Басгале, но и в Государственном музее Востока в Москве, Национальном историческом музее в Баку и Национальный Художественный Музей Азербайджана .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ П.А. Эндрюс и М. Эндрюс (15 декабря 1992 г.). ОДЕЖДА XXI. Тюркская и курдская одежда Азербайджана . Том. V. Иранская энциклопедия . стр. 836–840.
Именно головной платок (калахай, перс. kalāḡī), изготовленный из специально сотканного шелка, является наиболее стойким из традиционных предметов одежды, иногда надеваемый поверх низкой (6 см) плоской тюбетейки (аракчин), почти покрытой золотой вышивкой, или альтернативно небольшой чепчик (тасак).
- ^ Jump up to: а б Ачарян, Грачья (1901). «Քալաղայ [Калагай]» . Ēminean azgagrakan жоговацу [ Этнографический сборник Эмина: Армянский провинциальный словарь ] (на армянском языке). Том. 9. Тбилиси: Лазаревский институт восточных языков . п. 1091.
- ^ Jump up to: а б Малхасянц, Степан (1955). «ՔԱԼԱՂԱՅ [КАЛАГАИ]» . Хайерен бацатракан баараран: ч'орс хаторум [ Армянский толковый словарь: в четырёх томах ]. Том. 3–4. Бейрут: Издательство «Севан». п. 533.
- ^ Jump up to: а б с Традиционное искусство и символика Келагаи, изготовление и ношение женских шелковых платков // Официальный сайт ЮНЕСКО .
- ^ Jump up to: а б Данкофф, Роберт (1995). Армянские заимствования в турецком языке . Висбаден: Харрасовиц. п. 193. ИСБН 978-3-447-03640-5 . Проверено 27 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «О Келагаи – Традиционном» . bakucorner.az . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Нилуфар (23 марта 2018 г.). «Атрибут азербайджанской красоты: Азербайджанская красота » итинари . Получено 11 мая.
- ^ «Головной убор – калагайи» . www.anl.az.
- ^ "Азербайджанский келагаи: уникальные традиции женственности – ФОТО – ОПРОС" . day.az.
- ^ «6.2 Басгал и Лагич» . www.azer.com .