Кукольная опера
Кукольная опера | |
---|---|
Кукольные марионетки в Катании | |
Середина | марионеток Театр |
Зародившаяся культура | сицилийский |
Opera dei Pupi — сицилийский кукольный театр. | |
---|---|
Страна | Италия |
Ссылка | 00011 |
Область | Европа и Северная Америка |
История надписи | |
Надпись | 2008 г. (3-я сессия) |
Список | Представитель |

Кукольная опера ( сицилийский : opra — куклы в Палермо, сицилийский : opra — куклы в Катании; [1] «Опера кукол» ) — марионеточное театральное представление франкских романтических стихотворений, традиционно исполняемое на Сицилии , Италия.
Включенный в Список устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО в 2001 году, он датируется третьим десятилетием девятнадцатого века. [2] и имел особый успех среди среднего и низшего классов, став одним из наиболее значительных выражений истории и культурной самобытности Сицилии.
Кукловоды (называемые пупари ) оживляют марионеток, чтобы они представляли эпизоды сериализованных историй, заимствованных из эпико-рыцарской литературы средневекового происхождения, с особым упором на Каролингский цикл ; и, в более ограниченной форме, из романов о короле Артуре. Все эти истории были развиты в «Истории паладинов Франции », написанной Джусто Ло Дико, которая представляет собой «сборник итальянских рыцарских поэм эпохи Возрождения, в которых французская литература Средневековья была свободно изменена». [3] Издаваемое в раздаточных материалах с 1858 года произведение, написанное в прозе, объединяет и перерабатывает стихотворения культурной литературы, такие как Orlando innamorato , Orlando Furioso и Gerusalemme Liberata .
Традиционный репертуар спектаклей также включает историко-романтические повествования, рассказы о разбойниках, произведения Уильяма Шекспира, такие как «Ромео и Джульетта» и «Макбет» , и короткие фарсы. [4]
История
[ редактировать ]Трудно установить, когда и где зародилась Opera dei Pupi. «В хрониках говорится, что инициаторами создания Оперы в Палермо были дон Гаэтано Греко (1813–1874) и дон Либерато Канино, а в Катании – дон Гаэтано Крими (1807–1877) и его антагонист Джованни Грассо (1792–1863)» . [5] Так называемые куколки в паже (то есть без доспехов), безусловно, предшествовали панцирным и использовались для изображения сицилийских сказок и фарсов , которые разыгрываются и сегодня. Исследования также показывают, что с 16 века рыцарские представления с марионетками устраивались по всей Европе; а в XVIII веке такие представления проходили также на Сицилии и в Неаполе (они были представлены в театре Джузеппины д'Эррико, также известной как «Донна Пеппа»). [6] ).
Однако лишь в первые десятилетия XIX века на Сицилии рыцарский репертуар достиг такого громкого успеха, что вытеснил все остальные и определил ряд технических и образных новшеств.
это произошло из-за отсроченного воздействия предромантического и романтического стиля Средневековья Вероятно , ; но это также следствие гениальных технических изобретений, позволивших придать необычайную эффектность боевым сценам, которые становятся своего рода возвышенным танцем с ритмом крещендо и вызывают у зрителей напряженное психомоторное участие. [7] .
Сицилийской Opera dei pupi посвящено множество исследований. Самые последние исследования Игнацио Э. Буттитты, Бернадетт Майораны, Алессандро Наполи и Розарио Перриконе последовали за исторически фундаментальным вкладом Антонино Буттитты, Антонино Уччелло, Янне Вибека и Кармело Альберти. Кроме того, нельзя не упомянуть фундаментальные исследования Джузеппе Питре и Себастьяно Ло Нигро, а также книгу Opera dei pupi . Антонио Паскуалино [8] (Селлерио, 1977). К этому короткому списку можно также добавить рассказы и воспоминания самих кукольников.
Со временем Opera dei pupi пережила несколько периодов серьезного кризиса: Джузеппе Питре зафиксировал ее упадок в конце девятнадцатого века; новый кризис относится к 1930-м годам и был обусловлен распространением кинематографа ; Самый последний, и даже более острый, относится к пятидесятым и шестидесятым годам, когда популярные районы городов начали пустеть, а традиционная культура стала отвергаться вслед за распространением новых форм экономического благосостояния потребительского общества. эпоха. Несмотря на эти трудные периоды, Opera dei pupi по-прежнему практикуется сегодня различными труппами острова, труппами, которые имеют древнюю или более недавнюю историю и привлекают новую аудиторию, демонстрируя обновленную жизненную силу.
Провозглашение Opera dei pupi. [9] как ЮНЕСКО « Шедевр устного и нематериального наследия человечества » в 2001 году по кандидатуре, поддержанной Ассоциацией по сохранению народных традиций, [10] во многом способствовал возобновлению внимания к традиционному сицилийскому кукольному театру. Будучи первой итальянской практикой, получившей это важное признание, в 2008 году она была зарегистрирована в Репрезентативном списке нематериального культурного наследия человечества после ратификации Италией Конвенции об охране нематериального культурного наследия года 2003 .
Марионетка и кукловод: общая характеристика.
[ редактировать ]Марионетки, оснащенные деревянным каркасом, облачены в настоящие доспехи, богато украшены и высечены, а движения различаются в зависимости от «школы», к которой они принадлежат: Палермо, Катании или Неаполя. Они различаются в некоторых механических и образных аспектах, а иногда и между разными отдельными предметами.
Как правило, рама состоит из деревянного туловища, к которому прикреплены ножки, обеспечивающие маятниковое движение. Пупика . перемещают с помощью ниток и металлических стержней Так называемый главный стержень, к которому прикреплены нити для управления конечностями, проходит через центр головы и соединяет ее с туловищем. Верхний конец стержня зацеплен, что позволяет временно подвешивать марионетку даже во время игры; а наклон стержня позволяет перемещать марионетку.
С образной точки зрения можно в общих чертах отличить персонажей в доспехах (вооружённых) от персонажей без доспехов (на странице). Доспехи и костюмы марионеток соответствуют сложному иконографическому коду и соответствуют романтической моде девятнадцатого века на представление Средневековья.
Среди вооруженных персонажей христианских и сарацинских можно выделить героев. Христианские воины имеют добрые лица и симметричные черты лица, носят килт (называемый фарончина в Палермо и вести в Катании) и изображают соответствующие эмблемы своей семьи на своих шлемах, нагрудниках и щитах, позволяя зрителям узнавать персонажей. У сарацин более выраженные черты лица; они часто носят брюки и тюрбаны, а их доспехи украшены полумесяцами и звездами. Среди пажских персонажей выделяются наиболее комичные персонажи: в Катании наиболее известен Пеппинину, выступающий оруженосцем у Роланда и Рено; в Палермо Нофрио и Виртиккьо выступают в фарсах с распущенным и смешным тоном, который часто завершал представление. Фарсы восходят к « вастасате» , комическим изображениям, заимствованным из «Комедии дель арте» .
Кукольник, также известный как « оранте », « театринаро » и, в Неаполе, « кукловод » — управляет театром, является режиссером спектакля и оживляет марионеток, придавая представление, пыл и пафос представленным эпическим сценам. Он рисует сцены и рекламные плакаты, а иногда даже мастерит кукол. [11]
Кукловоды являются хранителями обширного наследия историй, перформативных кодов и техник строительства, которые до сих пор передаются устно от учителя к ученику.
Для продвижения спектаклей рекламные плакаты ( cartelli возле театров вывешивались ); сегодня ими украшают стены театров. Окрашенные в яркие цвета, они представляют различные эпизоды Каролингского цикла и сообщают публике, в каком месте повествования появился кукольник.
Марионетки, карты , сцены и реквизит являются частью так называемого местьера труппы, представляющего собой набор предметов, необходимых для постановки спектакля.
Передача наследия
[ редактировать ]Кукловоды, составляющие наследие Opera dei Pupi, являются хранителями обширного и сложного наследия, которое до сих пор передается устно от учителя к ученику как внутри семьи, так и за ее пределами. Это наследие, включающее представленные истории и способы представления, перформативные коды (например, звуковой код, кинесический код и т. д.), а также методы изготовления кукол и способы рисования сцен и плакатов. Передача этого наследия происходит внутри компаний и ремесленных мастерских, прежде всего, через слушание и наблюдение молодого ученика за мастером.
В традиционном контексте передаче этого нематериального наследия способствовало ежедневное наслаждение вечерним шоу. Придя в театр вечер за вечером, можно было послушать и посмотреть представленные истории. Таким образом, ежедневное наблюдение за работой мастеров обеспечивало успешную смену поколений и передачу знаний.
Хотя кризис середины XIX века вызвал значительную нерегулярность представлений (которые больше не представляются ежедневно), и сегодня передача этого наследия происходит традиционными методами. Чтобы усилить процесс передачи живого наследия Сицилийской оперы деи Пупи и эффективно ответить на вызовы нового тысячелетия, в 2018 году кукольные труппы собрались в «Итальянскую сеть организаций по защите, продвижению и развитию Опера деи Пупи». [12]
Персонажи
[ редактировать ]Среди главных героев рыцарского эпоса Opera Dei Pupi — паладины на службе императора Карла Великого , принцесса Анжелика, некоторые сарацины (враги паладинов) и Гано-предатель:
Кукольная опера на Сицилии
[ редактировать ]Признанная в 2001 году ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества, Сицилийская опера деи Пупи имеет два разных варианта: вариант в Палермо на западе Сицилии и вариант в Катании на востоке Сицилии.
Кукольная опера Катании
[ редактировать ]
Стиль «Катании» Opera dei Pupi характеризует восточную Сицилию, в частности провинции Катания , Мессина и Сиракузы . Скелет кукол Катании имеет набивку, которая помогает утяжелить марионеток. Их высота обычно составляет от 110 до 130 см. , а вес они могут достигать около 30 килограммов. Если они воины, то почти всегда держат меч в правой руке из-за отсутствия проволоки, которая у палермских марионеток соединяет рукоять с рукоятью меча. Шарнирно-сочлененные ножки позволяют выгрузить значительный вес кукол на сцене, не рискуя согнуться, а также облегчают маневры, выполняемые операторами ( сицилийское : manianti ). Они действуют с поднятого моста ( сицилийское : scannappogiu ), Расположен за задником, и это положение определяет уменьшенную глубину сцены в пользу большей ширины. Из-за задника некоторые ораторы ( сицилийский : parraturi/parlatrice ) импровизируют драматические диалоги или читают различные части из растянутого сценария соответственно. мужских и женских персонажей.
Руководство обычно поручается одному из говорящих, который дает указания манианти .
В Катании в репертуар также входили: Эрминио делла Стелла д'Оро , Гвидо из Санта-Кроче , Узета Катанец , Фарисмане и Сифас , Траморо из Медины и Гвельфо из Негропонте . В дополнение к этому можно также найти « Белисарио Мессины» , историю, представленную в Мессине, «которая отмечает особую особенность города пролива по сравнению с катанийской традицией Opera dei Pupi. [13]
В Opera dei Pupi в Катании представление сопровождалось музыкой в исполнении оркестра, включавшего плектровые инструменты, а иногда и аккордеон и несколько духовых инструментов. Сегодня в постановках часто используется записанная музыка.
В Катании картели нарисованы темперой на оберточной бумаге и изображают самую важную сцену вечернего эпизода. съемный листок, на котором были показаны основные моменты этой истории ( сицилийское : ricordino К знаку был прикреплен ).
Варианты Ачиреале и Сиракузы
[ редактировать ]Стилистические варианты традиции Катании включают традиции Ачиреале и Сиракуз.
В Ачиреале существует другая система маневрирования, согласно которой марионетками управляют с моста, расположенного выше авансцены, и размещают их перед задником. Даже у марионеток есть некоторые отличия: они меньше по размеру, а движения основной и правой руки очень длинные и имеют крючок на верхнем конце. В Ачиреале, как и в Палермо, говорящий использует свой голос, чтобы представлять как мужских, так и женских персонажей.
«В Сиракузах, в исторических театрах семьи Пуццо, куклы по размеру, весу, системе маневрирования и репертуару подобны куклам Катании; однако у них ноги с суставом в колене». [14]
Сообщество наследия
[ редактировать ]«В настоящее время на востоке Сицилии проживают пять семей кукольников, которые являются хранителями устного и нематериального наследия Opera dei Pupi, а также материальных благ (марионеток, вывесок, сцен, сценического оборудования и т. д.). Сюда входит как исторический материал, так и тот, который используется для реализации шоу» [15] :
- «Marionettistica Fratelli Napoli» Фьоренцо Наполи [Театр марионеток «Братья Наполи»] (Катания)
- Объединение «Кукольная опера Тури Грассо» (Мессина)
- Культурная ассоциация «Opera dei Pupi Messinesi Gargano» (Сиракузы):
- Семья Ваккаро-Маусери» (Сиракузы):
- Древняя труппа семьи Пуглизи Opera dei Pupi ( Сортино )
Кукольная опера Палермо
[ редактировать ]
«Палермский» стиль оперы деи щенков характеризует западную Сицилию и, в частности, провинции Палермо , Агридженто и Трапани . Куклы Палермо имеют рост около 90 см и вес от 5 до 10 кг. Ноги могут совершать маятниковые движения, имеют шарнирные колени, а также могут вытаскивать и помещать меч в ножны благодаря проволоке, которая пересекает правую руку и соединяет маневренное железо с рукоятью меча.
В Палермо кукловоды располагаются по бокам сцены (по этой причине театр глубже, чем ширина) и, скрытые боковыми кулисами, действуют на одном уровне с марионетками, вытягивая руки. Мастер-кукловод располагается в правом крыле (слева от зрителей) и руководит спектаклем, управляет марионетками, импровизирует диалоги, озвучивая всех персонажей (даже женщин) и создавая звуковые и световые эффекты.
Шоу сопровождалось музыкой одной или нескольких скрипок, которые в конце XIX века были заменены шарманкой, используемой до сих пор.
Картелли . из Палермо, написанные темперой на холсте, разделены на разные квадраты, обычно восемь, напоминающие шахматную доску Каждый квадрат, часто снабженный подзаголовком, соответствует одному из эпизодов длинного цикла Каролингов. К квадрату, посвященному вечернему представлению, был прикреплен лист с надписью «Сегодня», указывающий, в какой момент цикла они прибыли.
Сообщество наследия
«В настоящее время в Палермо существует восемь трупп кукольников, которые являются хранителями устного и нематериального наследия Opera dei Pupi, а также театрального реквизита (куклы, вывески, декорации, инструменты и т. д.). Это включает как исторический материал, так и который используется для проведения шоу": [16]
Палермо:
- Культурная ассоциация Аграманте Винченцо Ардженто
- Культурная ассоциация «Франко Кутиккио»
- Сицилийская культурная ассоциация народного кукольного искусства Анджело Сицилии
- Театрально-культурная ассоциация Винченцо Манкузо «Шарламань»
- Ассоциация Кутиккио Фигли д'Арте
- Компания TeatroArte Cuticchio Джироламо Кутиккьо
Алькамо :
- Культурное объединение кукольной оперы «Гаспаре Канино»
Последующее распространение кукольной оперы
[ редактировать ]
Opera dei Pupi засвидетельствована в Кампании и Апулии , где куклы имеют одинаковую механику и образные характеристики.
Рост кукол на деревянном каркасе с мягкой подкладкой составляет 110 см. и весят около 20 кг. Ноги полусуставные. У них есть один подвижный железный стержень, поскольку обе руки управляются проволокой. Кукольники управляли марионетками с поднятого моста за задником и озвучивали марионеток, читая сценарий, размещенный на раздвижном кафедре.
Как и в Катании, положение кукловодов определяет большую ширину сцены и уменьшенную глубину.
Помимо воинственных историй, к которым относятся « Цикл паладинов» , «Геррен Мескино» и «Пальмерино д'Уливо» историко-романтические события, рассказы о бандитах и рассказы о гуаппи , в Неаполе были также представлены .
В Неаполе картели рисуют темперой пастельных тонов на оберточной бумаге или на холсте и изображают одну сцену, к которой прикреплен лист, резюмирующий историю дня.
Среди самых известных компаний Кампании — компании Анджело Буонанди, Кореллия, Ди Джованнис, Альфредо Фарина и Вербале.
Музеи и коллекции
[ редактировать ]Если сам спектакль является моментом реализации устного и нематериального наследия мастеров-кукловодов, то объекты, связанные с Opera dei Pupi (куклы, декорации, вывески и т. д.), также представляют собой ценное наследие материальных активов, способных восстановить история сицилийского традиционного кукольного театра, включая различные этапы, через которые он прошел, инновации и талантливых мастеров, которые его оживляли. Среди наиболее представительных музеев и коллекций местьеров отдельных семей кукольников можно выделить:
- Международный музей марионеток Антонио Паскуалино
- Коллекция Фонда Игнацио Буттитты – Галерея народного искусства Джерачи
- Коллекция Нино Канино – Настоящая Кантина Борбоника, Партинико
- Коллекция Нини Кочивера – Музей культуры и популярной музыки Пелоритани, Джессо
- Коллекция Джакомо Кутиккьо Старшего – Палаццо Бранчифорте, Палермо
- Коллекция Игнацио Мунны, Монреале ;
- Коллекция театра Пенниси – Макри из Ачиреале
- Коллекция Джезуальдо Пепе, Кальтаджироне ;
- Коллекция Сицилийского этнографического музея Джузеппе Питре, Палермо
- Коллекция Агостино Профета, Ликата
- Коллекция антикварной оперы деи Пупи семьи Пуглизи - Гражданский музей, Сортино
- Коллекция Opera dei Pupi в Рандаццо
Современные разработки
[ редактировать ]Opera dei Pupi питает коллективное воображение как в театральной, кинематографической, так и в ремесленной сферах. Например, в 2015 году Джироламо Ботта, уроженец Палермо, основал в Сульмоне арт-компанию G.Botta . Со своим мобильным театром он совершает турне с куклами и картинами по центральной Италии. Его артефакты имеют меньший размер, чем традиционные изделия палермской школы: на самом деле куклы имеют размер 70 см, да и театр меньшего масштаба. Позже он дал жизнь «Итальянским марионеткам», рассказывающим о подвигах воинов оско-умбрийских народов во время Социальной войны против Римской республики.
В СМИ
[ редактировать ]Опера Pupi неоднократно появлялась в кино, а также снимались документальные фильмы. Ниже приведен неисчерпывающий список:
Появления и реинтерпретации фильмов:
- Тото в цвете , реж. Стено, 1952 г.
- Что такое облака , режиссёр Пьер Паоло Пазолини, 1967 год
- «Крестный отец» , часть 2, режиссер Фрэнсис Форд Коппола: в фильме 1974 года есть сцена «Маленькой Италии» 1900-х годов, где представлен сицилийский кукольный театр.
Документальные фильмы
- Рождение паладина , режиссёры Роберто Андо и Рита Чедрини, 1983 год. [17]
- «По нити и по знаку» , реж. Роберто Андо, 1990 г. [18]
- «Путешествие с пупи» , режиссёр Маурицио Шарра, 2008 г.
- Детство маленького Роланда. Антонио Паскуалино и Opera dei Pupi , режиссёры Матильда Гадлиардо и Франческа Мило, 2014 г. [19]
- «Куколка на 360 градусов» , режиссёр Алессандра Грасси, 2018 г. [20]
- «Чунтами» , режиссёр Джованна Тавиани, 2021 г.
- «Куколка» , режиссёр Мириам Коссу Спарагано Феррайе, 2021 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перриконе, Розарио, Утюги Опры. Театр сицилийских марионеток , в Г. Лиотта Г., Г. Аццарони Г. (под редакцией), «Антропология и театр», н. 4 . Болонья: Департамент искусств – Alma Studiorum – Болонский университет, 2013. стр. 210–234. Получено в апреле 2022 года.
- ^ Перриконе, Росарио (2021). План мероприятий по охране Opera dei Pupi, Сицилийского театра кукол . Палермо: Museo Pasqualino Editions. п. 208. ИСБН 979-12-80664-10-5 .
- ^ Перриконе, Розарио (2013). Утюги Опры. Сицилийский кукольный театр , соч. цит. п. 211. [ нужна полная цитата ]
- ^ Паскуалино, Антонио (2003). Сицилийские куклы . Палермо: Ассоциация по сохранению народных традиций. п. 31.
- ^ Перриконе, Розарио (2013). Утюги Опры. Сицилийский кукольный театр , соч. цит ., с. 216. [ нужна полная цитата ]
- ^ Ассоциация Корелли. «Компания Корелли – Немного истории» . Компания Корелли . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Паскуалино, Антонио (2003). Сицилийские марионетки, указ. соч ., с. 17.
- ^ Ассоциация сохранения народных традиций. «Антонио Паскуалино» . www.museodellemarionette.it . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ «Opera dei pupi, Сицилийский кукольный театр на сайте ЮНЕСКО» . www.ich.unesco.org . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ «Ассоциация сохранения народных традиций» . www.museodellemarionette.it . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ В частности, термин «пупаро» указывает на производителя марионеток, даже если сегодня он используется в более общем смысле.
- ^ «Итальянская сеть организаций по защите, продвижению и развитию Opera dei Pupi: #OPERADEIPUPI.IT#» объединяет 13 семей и компаний сицилийских кукольников. Официально созданный в 2018 году, он был признан Министерством культуры Италии представительным органом Opera dei pupi. Ассоциация по охране народных традиций, признанная Министерством культуры компетентным и ответственным органом в области охраны нематериального культурного наследия и Сицилийской оперы деи Пупи. См. Perricone, Rosario (под редакцией) (2020), Plan of Measures..., op. соч., стр. 197–199.
- ^ «Кукольная опера» . www.operadeipupi.it . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Ассоциация сохранения народных традиций. «Кукольная опера» . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Перриконе, Розарио (под редакцией) (2020). План мероприятий..., указ. соч. , стр. 219–220.
- ^ Перриконе, Розарио (под редакцией) (2020). План мероприятий..., указ. соч. , с. 219.
- ^ Смотрите полное видео: Часть 1 https://www.facebook.com/museoantonio.pasqualino/videos/291253041860919/ ; часть 2 https://www.facebook.com/museoantonio.pasqualino/videos/291253041860919/
- ^ Смотрите полное видео: часть 1 https://www.facebook.com/museoantonio.pasqualino/videos/1195305527476116/ ; часть 2 https://www.facebook.com/museoantonio.pasqualino/videos/234200421278612/
- ^ Посмотреть полное видео с английскими субтитрами: https://www.youtube.com/watch?v=zvDNqdNYm_k.
- ^ Полную версию видео: https://www.youtube.com/watch?v=IU8Wpb5haxE.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Научные публикации
[ редактировать ]По-английски
[ редактировать ]- Розарио Перриконе, изд. (2021). План мер по охране Opera dei Pupi, Сицилийский театр кукол (PDF) . Палермо: Museo Pasqualino Editions. ISBN 9791280664105 . IT\ICCU\PAL\0351452.
- Антонио Паскуалино (2003). Сицилийские куклы . Палермо: Ассоциация по сохранению народных традиций.
Другие языки
[ редактировать ]- Антонино Буттитта (1961). Популярная фигуративная культура на Сицилии . Палермо: СФ Флакковио. IT\ICCU\SBL\0246827.
- Игнацио Э. Буттитта (2014). Танец Ареса. Формы и символы вооруженных танцев . Ачиреале-Рим: издательство Бонанно. ISBN 978-8-863-18014-5 . IT\ICCU\PAL\0282397.
- Джузеппе Гуаррачи (1975). Марионетки и кукловоды в Сиракузах: 1875-1975 гг . Рим: Южное издательство. OCLC 876640874 .
- Джусто Лодико (1971). История паладинов Франции . Трапани: издатель Celebes. IT\ICCU\SBL\0446847.
- Антонио Паскуалино (2018). Алессандро Наполи (ред.). Фрагменты палатинских дел . Палермо: Edizioni Museo Pasqualino. ISBN 978-88-97035-51-0 . IT\ICCU\PAL\0318330.
- Антонио Паскуалино (2008). Кукольная опера . Палермо: Селлерио. IT\ICCU\PAL\0034046.
- Фортунато Паскуалино (1980). Театр сицилийских кукол . Катания: Редактор Каваллотто. IT\ICCU\PAL\0060142.
- Джузеппе Питре (1889). Привычки и обычаи, верования и предрассудки сицилийского народа . Том 1–2. Палермо: Библиотека Л. Педоне Лориэль Карло Клаузена. IT\ICCU\CSA\0020057.
- Розарио Перриконе, «Железы оперы». Театр сицилийских кукол , Джованни Аццарони, Джузеппе Лиотта (под редакцией), Антропология и театр , н. 4, Болонья, Факультет искусств – Alma Studiorum – Болонский университет, 2013, стр. 210–234.
- Массимо Кали (2002). Марионетки и марионетки шестнадцатого и семнадцатого веков в Италии . Аццано Сан-Паоло: младшие издания. IT\ICCU\RAV\0834826.
- Джованна Паррино (2011). Селима Джулиано; Ориетта Сорги; Янне Вибек (ред.). В тему истории. Гаспаре Канино и Натале Мели в коллекциях Международного музея кукол Антонио Паскуалино . Палермо: Сицилийский регион – CRicd (Региональный центр инвентаризации, каталогизации и документации). IT\ICCU\PA1\0024574.
- Антонио Паскуалино, Как построить марионетку , в «Записках сицилийского семиологического кружка: Труды II Международного конгресса антропологических исследований» , н. 12–13, Палермо, 1980, стр. 533–553.
- Антонино Уччелло (1965). Кукольный театр в районе Сиракуз. Исследования и вклад . Сиракузы: Сиракузское общество отечественной истории.
- Янне Вибек (1996). Кукольная опера в Риме, Неаполе и Апулии . Палермо: Ассоциация по сохранению народных традиций. IT\ICCU\PAL\0159812.
- Антонино Буттитта (1988). Формы работы. Традиционные ремесла Сицилии . Палермо: Флакковио. ISBN 88-7804-019-3 . IT\ICCU\CFI\0098085.
Книги, написанные сообществом наследия и др.
[ редактировать ]- Дж. Арчидиаконо, Кукольный театр на Сицилии , Lussografica, Кальтаниссетта, 2016.
- К. Коко, Новый репертуар кукольных опер , Том II; Youcanprint Editions, 2013.
- К. Коко, Сицилийские куклы в литературе, театре, кино, телевидении и музыке, Screenpress, 2012.
- Валентина Вентурини, изд. (2003). От Кунто до кукольных опер: театр Кутиккьо . Аудино. ISBN 8886350813 . IT\ICCU\UFE\0684863.
Внешние ссылки
[ редактировать ]